Аннотация: Как я исследовал топливопровод Боига 707 сбитого в Карелии в 1978г
Топливопровод со сбитого " Боинга".
17 июля 2015г вcя мировая пресса отмечала годовщину гибели над территорией Украины малазийского самолёта " Боинг 777" со всеми пассажирами и членами экипажа. В связи с этим я вспомнил судьбу другого самолёта -" Боинга 707" - к эпопее которого я имел отношение.
В моём письменном среди множества раритетов имеется изогнутая трубка, на которой моей рукой написано: "Боинг 707. 20 апреля 1978г". История этой трубки такова.
Был 1978г. Я уже 11 лет работал во Всесоюзном научноисследовательском трубном институте (ВНИТИ). К этому времени я имел 2 высших образования (обработка металлов и электроника), защитил диссертацию и занимался разработкой технологии производства новых видов труб, занимая должность ведущего научного сотрудника.
Как-то к нам в институт приехал представитель конструкторского бюро Туполева, и мне поручили вести переговоры. Представитель КБ передал мне небольшую трубку, рассказал историю её появления и попросил исследовать её, т.е. определить химсостав, свойства металла и, главное, определить технологию её изготовления, причём последний вопрос был самым сложным. Неспециалистам трудно себе представить, какое разнообразие видов труб и способов их производства применяется в промышленности. Например, иглы для медицинских шприцов имеют диаметр 0,3мм, а диаметр газопровода может достигать 2,5м. Существует 8 основных технологий изготовления стальных труб: литьё, ковка, прокатка, прессование, проталкивание, сварка, волочение, пайка, а также множество подвидов этих технологий. Так, например, к 1975г мой институт разработал технологию изготовления 8300 профилеразмеров труб из 370 марок стали.
История переданной нам трубки следующая. 20 апреля 1978г пассажирский самолёт Боинг 707, принадлежащий южнокорейской авиакампании Кorean Air Line, совершающий рейс Париж- Анкоридж - Сеул , сбился с курса и оказался над Кольским полуостровом в воздушном пространстве СССР. На запросы авиадиспетчера пилот не отвечал. В воздух поднялись 2 перехватчика СУ-15. На покачивания крыльями и радиосигналы Боинг не реагировал. С командного пункта поступил приказ сбить нарушителя. Лётчик СУ-15 попытался убедить своего командира, что нарушитель - гражданский самолёт, а не военный. После повторного приказа лётчик выпустил ракету, но она прошла мимо. Вторая ракета взорвалась возле нарушителя. 2 пассажира были убиты, 13 ранены, самолёт был разгерметезирован, у него оторвался фрагмент крыла. Самолёт срочно приземлился на замёрзшее озеро. Пассажиры были вывезены в Мурманск, раненые - помещены в госпиталь. В советской прессе сообщалось, что южнокорейская авиакампания отказалась вывозить подбитый самолёт. Неизвестно, так ли это. Представитель КБ Туполева рассказал, что была срочно вызвана бригада сотрудников КБ Туполева - конструкторы и работники экспериментального завода с соответствующим оборудованием- и самолёт был полносью разобран и вывезен в Москву. Советские инженеры очень интересовались конструкцией самолёта. Было известно, что американцы именно на базе очень надёжной конструкции Боинга 707 изготовили два специальных самолёта для президента США. Сотрудники КБ Туполева тщательно изучали все узлы Боинга с тем, чтобы наиболее удачные технические решения использовать при разработке советских самолётов. Переданная мне трубка - это отрезок топливопровода. В процессе сборки самолёта топливопровод подвергается гибке в разных плоскостях, а концевые участки развальцовывают. В процессе такой деформации в металле могут появиться микротрещины. Топливопровод - очень ответственная деталь: топливо подаётся под давлением, а рядом - детали реактивного двигателя, имеющие высокую температуру... Утечка бензина неизбежно вызовет пожар. Поэтому требования к качеству трубки высочайшие.
Диаметр трубки был 12,7мм, т.е. равен 0,5 дюйма. В США используется не метрическая, а дюймовая система, что доставило нашим конструкторам первую головную боль: ведь весь громадный парк металлообрабатывающих и измерительных инструментов в СССР имел стандартные размеры и шкалы в миллиметрах. Значит, для изготовления деталей самолёта в СССР нужно было изменить чертежи деталей, чтобы они соответствовали стандартам СССР, а затем пересчитать прочность.
В моём институте химический состав металла определили на стилоскопе, т.е. спектральным методом.. Это была хромоникелевая нержавеющая сталь с очень низким содержанием вредных элементов - серы и фосфора (ниже, чем в СССР). Для испытания механических свойств из трубки были вырезаны образцы. Механические свойства металла были немного лучше, чем принятые в стандартах СССР для аналогичной стали. А вот при исследованиии поперечных образцов (так называемых темплетов) под микроскопом меня ожидал сюрприз. Микроструктура стали на небольшом участке отличалась от микроструктуры остального металла, причём такой участок повторялся на всех темплетах, вырезанных из различных участков трубки. Микроструктура металла на этом участке отличалась по размеру зёрен от основного металла, а это свидетельствует о том, что труба не бесшовная, а сварная. Нужно отметить, что отличие было небольшим. Это свидетельствовало о том, труба изготовлена методом микроплазменной сварки. При обычной сварке размер зёрен может отличаться в несколько раз, и трубы при изгибе могут растрескиваться.
Метод микроплазменной сварки был впервые разработан в 1965г в Швейцарии. В СССР промышленных установок для производства труб по такой технологии ещё не было.
После оформления краткого отчёта я поехал в Москву в КБ Туполева. Туполевцы провели совещание в институте ЦНИИЧЕРМЕТ (Центральный научноисследовательский институт чёрной металлургии), где также исследовали некоторые детали самолёта. К тому же ЦНИИЧЕРМЕТ расположен рядом с КБ Туполева. Какие ещё узлы туполевцы позаимствовали у Боинга, мне неизвестно. После моего сообщения туполевцы сказали, что они будут ходатайствовать о создании установки для микроплазменной сварки в СССР. Такие установки появились в СССР в середине 80х годов.
Часть топливопровода, оставшуюся после исследования, я храню в ящике своего стола.
Рассказанная история - типичный пример того, как Советский Союз совершенствовал технику.
Широко известна история создания в СССР атомной бомбы, а также появившиеся в прессе сообщении об использовании в СССР электронных элементов, извлечённых из американских детских игрушек., а также послойное копирование конструкции зарубежных интегральных микросхем.