Аннотация: Про Великого артиста Иннокентия Смоктуновского и тайны Северного Урала..
Долго я ждал этой встречи.. Не удалось поговорить с отцом, так хоть поговорю с сыном.. И вот наконец, этот день настал.. Хотя прежде мы конечно, общались по телефону, но Филипп Смоктуновский, сын Иннокентия Михайловича, удивил меня чуть не с первых минут:
- А вы знали, что мой отец, человек из Космоса?. Да-да, он был звёздным странником. И попал на нашу планету, когда здесь шла Вторая Мировая Война, вселился в тело молодого солдата, уже умирающего, или уже умершего. Но он выжил, конечно. Это было самое пекло Курской дуги.. В декабре 1943-го он попал в плен и больше месяца провел в лагерях для военнопленных: Житомир, Шепетовка, Бердичев, Славута, Заслав. Седьмого января 1944-го, когда их перегоняли на одном из этапов, отец попросил у немца разрешения попить воды из речки и укрылся под мостом. Он слышал, как по мосту прошелестели калоши военнопленных, видел, как прямо на него немец наставил дуло парабеллума, еще чуть-чуть, и конвоир обнаружил бы спрятавшегося за столбом отца, но немец вдруг, подскользнулся, упал, а потом поднялся и ушел прочь. А отец неделю скрывался по лесам от немцев, пока не набрел на деревеньку, где его спрятала старушка-украинка. Уже через месяц он примкнул к партизанскому отряду, который в мае 1944 года присоединился к регулярным частям Красной Армии и участвовал в освобождении Польши. В одном из боев из 130 человек их взвода в живых осталось только четверо, и мой отец - среди них. В неполных 19 лет он был командиром отделения автоматчиков 641-го гвардейского стрелкового полка 75-й гвардейской дивизии! Закончил войну в немецком городе Гревесмюлен. А еще был такой случай. Во время форсирования Днепра отцу и еще одному бойцу дали приказ доставить на другой берег протоки документы. Бойца, который был с ним, убили сразу, как только они вошли в протоку, а отец шел-шёл, держа пакет с секретными документами высоко над водой, в него стреляли, и даже ранить не смогли. Потом, прячась за трупами лошадей, добежал он до леса и доставил пакет. Вот за это выполнение задания его и наградили Орденом Отечественной войны I степени. Он верил в чудеса. Уверял, что ни разу не был ранен на войне.
Однажды его спросили - "Что это у тебя за фамилия такая - Смоктунович? Ты что, еврей?"
- Нет, белорус.
- Возьми другую фамилию, а то тебя, чего доброго, и впрямь на Северный полюс загонят.
Отец категорически отказался менять фамилию, но добавил другое окончание. Так он стал Смоктуновским. Библия была его настольной книгой. На гастроли и в поездки он брал с собой Библию, знал разные молитвы, это было его внутренней потребностью, которую он не выставлял напоказ. Много раз мы вместе с ним были в церковных приходах, в православных и даже в католических. На радио у него целый цикл передач был, где он читал библейские истории, "Черного монаха". Он собирал иконы, играл святых отцов.. До того как стать артистом, он уже успел поработать и фельдшером, и киномехаником.
- Филипп, а Вы сами чем занимаетесь?
- Я переводчик на русский язык Научно-фантастической литературы.
- О-го! Так ведь это мне близко.. А ваш отец любил фантастику?
- А-то! Очень любил. Его многие считали Гением, Артистом Космического Масштаба. Да, он одинаково хорошо исполнял как роли гениев человечества - ученого Циолковского ("Укрощение огня" 1972), физика-ядерщика из "9-ти дней одного года" (1961), композитора Чайковского ("Чайковский" 1970), Моцарта, так и безумцев всяких, князь Мышкин ("Идиот").. Он не только играл видных ученых, но и сам общался с космонавтами, учеными, с Леоновым, Гречко.. Он даже с Юрием Гагариным пообщался! А в 1980-м году читал от автора текст к документальному фильму "Взлёт", посвященном Гагарину. Кстати, снялся он во множестве фантастических фильмов, и о Путешествиях во Времени, и роли двойников играл..
Прим - я как-то сразу и не врубился, как это.. Смоктуновский, и фантастика? Так ведь он же князь Мышкин... Поинтересовался, а действительно, список впечатляющий! А ведь в Советском Союзе, не скажешь, что фантастику снимали часто.. Кстати, в документальном фильме "Взлёт", завораживающим голосом Смоктуновского звучат с начала строчки: "Человек жаждет глубже проникнуть в прошлое и будущее, чем это позволяет его краткое пребывание на Земле. Он стремится исследовать Вселенную в пространстве и времени.. Он хочет увидеть, какой она была до него, и какой будет после.." И тут мне пришла в голову мысль, что даже его князь Мышкин, прогремевший на весь Союз, - он по сути, инопланетянин, не от мира сего.. Пришелец, явившийся в мир земной из мира небесного, и страждущий всем помочь..
"Вино из одуванчиков" (1995) - полковник Фрилей, путешествующий во Времени, снято по повести Рэя Брэдбери.
Москва - Кассиопея 1973 - Исполняющий Особые Обязанности
Отроки во Вселенной 1974 - Исполняющий Особые Обязанности (ИОО обладает паранормальными способностями, помимо того, изменяет реальность и направляет события в нужном лично ему русле. Он владеет какими-то сверхестественными каналами связи, разгуливает по всей Вселенной с письмами/телеграммами и постоянно подчёркивает, что выполняет чью-то неведомую никому Волю).
ИОО (Смоктуновский) держит в руках устройство связи в виде портсигара, удивительно напоминающее современные мобильные гаджеты.
Ночь на размышление 1972 (двойники, беседующие сами с собой, о событиях будущего, старинных легендах и проч..)
К слову сказать, режиссер-постановщик этого фильма Слава Цукерман, чуть позже эмигрировал из Советского Союза, и снял в США фильм "Жидкое небо" в научно-фантастическом жанре, и тепло принятый критикой. Про пришельцев из Космоса.. НЛО прилетает на землю, и исследует среду панков и индустриальщиков. Инопланетяне обнаруживают способ получения наслаждения, - убивая людей во время приёма наркотиков и секса. "Жидкое небо, ключ в рай, райское молоко - вот почему это так называют," - произносит один из персонажей фильма, делая себе героиновую инъекцию. Редкий пример удачного трэш-фильма, с годами ставшего культовым. Снят российским эмигрантом на полмиллиона долларов в 1982. Побил рекорды сборов и продолжительности показа фильмов в Америке. В Нью-Йорке, Бостоне, Вашингтоне фильм продолжал идти в одних и тех же кинотеатрах в течение 3-х лет! Билеты на вечерние сеансы всегда были проданы. В одном кинотеатре "Уэйверли" (N.Y.) фильм заработал больше $1 млн. Общий доход от фильма $64 млн.
В 2006 году Цукерман обратился к жанру "философской" фантастики, сняв "Любовь неизведанного пространства", со вторым названием-переводом "Космологический процесс". Герой этого фильма, пытается понять устройство Вселенной.
Барьер 1979 - композитор Антонио Манев (Болгарская фантастика о левитации и телепатии, и девушке которая умела летать.. А Манев с ней дружил, скажем так.. И однажды полетел вместе с ней..) Прим. - говорят, Смоктуновский считал "Барьер" лучшим фильмом, в котором он сыграл. Якобы, в беседах с Иннокентием Михайловичем сценарист Вежинов рассказал ему, что роман основан на реальных событиях из его собственной жизни. Именно так погибла жена Вежинова: пытаясь доказать ему, что она умеет летать, а вовсе не сумасшедшая, как считали окружающие. Позднее тело женщины было найдено разбившимся на пустыре при полном отсутствии высоких зданий вокруг. Эта невероятная загадка не давала Вежинову покоя до самой смерти, и он написал лучший свой роман - о девушке, наделенной необычными способностями.
Прим. - в художественном фильме "Зеркало" (1974) реж. Андрея Тарковского, тоже сцена с левитацией была, с участием главной героини (Маргарита Терехова). А Смоктуновский в этом фильме как раз озвучивал голос от автора. Вполне может быть, что Иннокентий Михайлович подсказал эту идею Тарковскому.
Этот Фантастический Мир 1982 (сериал). Прекрасный фильм по сюжету рассказа Артура Порджеса "Ценный товар" о Солнечном страннике.. Астронавты на борту космического корабля, и в кого-то там вселился инопланетянин.. Для начала 1980-х, это было круто! Как и "Москва - Кассиопея".. А Смоктуновский - в роли командира космического экипажа.
Маленький принц 1966 - по фантастической космической притче Антуана де Сент-Экзюпери. Смоктуновский озвучивает роль летчика, потерпевшего крушение. В пустыне он встречает мальчика, утверждающего, что он - инопланетный принц, попавший на Землю на астероиде. Принц помогает пилоту починить самолет, одновременно рассказывая о своих приключениях на разных планетах.
Странная история доктора Джекила и мистера Хайда 1985 - доктор Джекил. По классической фантастической повести Р.Л. Стивенсона. Респектабельный доктор Джекил (научный светило), - кажется всем добрым, весёлым и уравновешенным человеком. Он не хочет выставлять свою отрицательную сторону в обществе и изобретает средство, чтобы разграничить в себе добро и зло. И тем самым, создаёт своего двойника..
Уникум 1983 (фантастическая история скромного инженера-программиста одного из конструкторских НИИ, который внезапно обнаруживает необычный дар транслировать свои сны окружающим людям). Персонаж Смоктуновского, - один из тех кому инженер транслирует свои сновидения.
Прим. - и в этом фильме, Смоктуновский устами своего персонажа снова говорит про Инопланетян!.. Вот его слова: "Когда человечество затосковало об инопланетных братьях, появились летающие тарелки. А когда же возникла нужда в необыкновенном, - нашли следы снежного человека."
Портрет Дориана Грея 1981 - лорд Генри. По бессмертному роману Оскара Уайльда, с удивительным и интригующим фантастическим сюжетом, который вообще не был характерен для литературы 19-го века.
Средство от курения 1993 (по фантастич. рассказу Стивена Кинга "Бросайте курить").
Дина 1990 (фантастика, мистика) - Современная девушка одержима видениями из эпохи гражданской войны. После загадочного исчезновения ее отца, уездного врача, Дину по ночам посещает призрак и предсказывает будущие события, несчастье односельчанам. Но девушке не верят.. Доктор Бердов (Иннокентий Смоктуновский) выступает в роли призрака, предсказателя и ясновидящего.
В кривом зеркале 1982 - Психолог-телепат. Постановщик этого короткометражного фантастического фильма о телепатии и биополях - Семен Райтбурт, советский режиссер научно-популярного кино, один из ведущих режиссеров, ставящих фильмы по теоретическим и философским проблемам науки: 'Что такое теория относительности?' (1964); 'Этот правый, левый мир' (1970), 'Физика в половине десятого' (1971), 'Математик и черт' (1972), 'Урок астрономии' (1973), 'Кто за стеной?' (1977), 'Время жизни' (1979), 'Миллиард лет и один час' (1980), 'Лестница чувств' (1981), "В кривом зеркале" (1982), "Каникулы в каменном веке" (1967), "Мозг и машина" (1960) и.т.д.
Стрела Времени (документальный) 1986 - Смоктуновский читает стихи и текст от автора таинственным голосом, а ученые рассказывают про Большой Взрыв и неминуемый конец Вселенной. Дальше идет про представление о времени в философии, науке и научной фантастике.
Гамлет (1964) - в котором И.М. виртуозно сыграл принца Датского, это не фантастика в современном понимании этого термина (скорее мистика). Однако, Шекспир в своём творчестве неоднократно обращался к сказочным, мифическим, легендарным, фантастическим сюжетам, делая их базой для целого произведения или вкраплением в него. Не избежал этой участи и "Гамлет", где появляется дух отца Гамлета..
В Космической одиссее "Укрощение огня" (1972) посвященной становлению советской космонавтики, Смоктуновский сыграл великого ученого Циолковского, который был и писателем-фантастом. И который был наставником и идейным вдохновителем молодого тогда будущего конструктора Сергея Королёва. В своих научно-фантастических произведениях, будучи сторонником и пропагандистом идей освоения космического пространства, Циолковский предлагал заселить космическое пространство с использованием орбитальных станций, выдвинул идеи космического лифта, поездов на воздушной подушке. Считал, что развитие жизни на одной из планет когда-нибудь достигнет такого могущества и совершенства, которое позволит преодолеть силы тяготения и распространить жизнь по всей Вселенной. В книге "Теория космических эр" Циолковский размышлял о том, что будет с Землей через миллион лет, как могут отразиться на ней космические катастрофы, как получать сырьевые ресурсы из Солнечной системы, - все это вопросы такого отдаленного будущего, о котором земная наука в то время даже не задумывалась. Прим. - а в 1980-м году Смоктуновский читает текст за кадром, к документальному фильму "Рождение идеи. Циолковский."
Полёт на шаре 1960 - (Франция). Изобретатель (роль озвучил Смоктуновский) придумал идеальный способ передвижения, - управляемый воздушный шар, наполненный облегченным воздухом. Вся Франция с высоты птичьего полёта. Прекрасные видовые съёмки, от которых захватывает дух. Невероятная красота. Поэтико-фантастическое кино. Фильм дублирован на киностудии "Ленфильм" в 1961 году.
- Вы про группу Дятлова слышали?
- Не только слышал, но и были там вместе с отцом на Отортене. У отца был друг, режиссер и оператор Михаил Заплатин, с которым они дружили много лет. А в 1984 году он снялся в его документальном фильме "Седой Урал". В долине каменных идолов тоже были.
Прим. - Заплатин Михаил Александрович (8.01.1920, г. Пермь - 21.05.1997, г. Пермь), режиссер, сценарист и оператор документального кино, публицист. Окончил Оренбургское штурманское военное авиационное училище (1941 г.). С первых дней войны на фронте - штурман дальней бомбардировочной авиации. После демобилизации в 1946 г. поступил на операторский факультет Всесоюзного государственного института кинематографии. 12 лет проработал кинооператором и режиссером - оператором московской студии научно-популярных фильмов "Центрнаучфильм". Снимал географические фильмы для "Атласа кинопутешествий" в творческом объединении, руководимом кинорежиссером В.А. Шнейдеровым. В марте 1963 г. был приглашен работать режиссером-оператором на Пермскую студию телевидения в творческо-производственное объединение "Пермьтелефильм". За 50 лет творческой деятельности М.А. Заплатин снял более 100 "фильмов - путешествий", большинство которых посвятил природе и животному миру Сибири и Урала (последнему 65 фильмов). После создания первого фильма на пермскую тему - о гротах Дивьей пещеры, он побывал с кинокамерой на бывшем Северо-Екатерининском канале, реках Березовой и Вишере. В 1957 г. впервые снял на пленку "гору каменных идолов" - Мань-Пупы-Нёр. В последующие годы тема - природа и люди Северного и Приполярного (мансийского) Урала - стала ведущей в его творчестве. На протяжении многих лет М.А. Заплатин поддерживал дружеские отношения с великим русским актером И.М. Смоктуновским (1925 - 1994), который был в 1984 г. участником его съемочной группы, побывал на горе Отортен и озвучивал фильм "Седой Урал". Они познакомились в 1946 году и дружили полвека, часто встречались, когда Заплатин бывал в Ленинграде. Смоктуновский не раз просился к Заплатину в различные экспедиции на Северный Урал. Встречались также и на сьемках фильма "Рядом с нами" (1957), в котором играл Иннокентий Михайлович, а Заплатин работал кинооператором.
Кроме того, Иннокентий Михайлович бывал и в Печоро-Илычском заповеднике (а это недалеко от перевала Дятлова, крестиком на карте я обозначил гору Холатчахль) и в 1991 г. озвучивал еще один документальный фильм Заплатина "На Илыче осеннем". И в этом фильме, голосом Смоктуновского звучат знакомые всем дятловедам слова, - манси, вогулы, гора каменных идолов, и проч. Посмотреть можно на YouTube. В их третьей совместной работе "Грибная охота" (1990), Смоктуновский читает закадровый текст: "Уже не впервые мы здесь, на Северном Урале, у истоков реки Печора. Нам предстоит охота.."
За свою кинематографическую работу М.А. Заплатин удостоен многочисленных почетных званий: заслуженный работник культуры России (1972 г.), заслуженный деятель искусств России (1987 г.), лауреат Пермской областной премии по культуре. Состоял членом Союза кинематографистов России. Его фильмы неоднократно получали престижные награды на кинофестивалях в Москве, Баку, Таллине, Торонто (Канада). М.А. Заплатин являлся также членом Союза журналистов России. Он - автор более 10 книг путевых зарисовок, рассказывающих о природе и людях Урала и Сибири. Большая часть их вышла в Пермском книжном издательстве, в том числе в серии "Библиотека путешествий и приключений". Соч.: На гору каменных идолов. Пермь, 1959; С кинокамерой вместо ружья. М., 1962; Вдоль Каменного пояса. Пермь, 1963; В объективе - Уральский Север. Пермь, 1965; В лесах Северной Сосьвы: Записки режиссера-оператора. Свердловск, 1969; Унья - красавица уральская. Пермь, 1972; Хранит тайга языческие тайны, 1982; Самый красивый Урал: Очерки. Свердловск, 1983 (Совместно с Ф. И. Вибе); Вайгач - продолжение Урала // Урал. 1984. ? 11; Весной там поют глухари: Путешествие по Уралу. М., 1986.
Снял документальные фильмы - По горной Чусовой (1965) Весна в Нялингсуйпауле (1967) Унья - красавица уральская (1967) Кунгурская ледяная пещера (1969) Камень живой (1969) Таежные времена года (1970) Охотники (1972) Уральская Вишера (1974) В Уральском заповеднике (1975) В Уральской тундре (1976) Северный Тиман (1976) Весенние кинонаблюдения (1977) Ледники Урала (1977) О буром медведе (1978) Рассказ об агатах (1979) На страже природы (Печоро-Илычский заповедник) (1979) Птицы на гнездах (1980) Сула - река тундры (1980) У подножья Тельпосиз (1981) В Печерские Альпы (1981) Вайгач (1982) Мезенское поморье (1983) Край неписаной красоты (1984) Лето на Колгуеве (1985) В краю легенд (1986) В горах Урала (1987) Там, где тайга, река и скалы (1990) Молодой хозяин Урайпатьи (1991) Лосики (1991) Житие на фоне тайги (1991) и.т.п....
В книге Заплатина "Вдоль каменного пояса" (книга написана в 1959 году) есть много чего интересного написанного об Ивдельском районе, и весьма любопытны, вот эти строчки: "Вершина Качканара - это бастион причудливых останцев, напоминающих каменные идолы горы Мань-Пупы-Нёр, только уступающие им по размерам. В очертаниях некоторых камней угадывались профили людей, фантастических существ, развалины древних замков и многое другое, что может подсказать человеческая фантазия. Эти чудесные создания природы поражали своей оригинальностью.
Ивдель стоит на древнем пути в Сибирь. В восьми километрах от города, у слияния рек Ив-дели и Лозьвы, находился городок Лозьвинск - таможенный пункт на этом пути. Городок существовал с 1589 по 1597 годы. Если в сумерках забраться на вершину сопки, то откроется океан огней - тысячи светящихся точек, колеблющихся, словно живых, то вытянутых в длинные пунктирные линии, то собранных в сплошные световые пятна. Даже облака ночью подсвечиваются этими огнями. Как будто горит земля в огромной котловине под восточными отрогами Уральского хребта.
Я вышел из самолета с каким-то внутренним трепетом, как будто прилетел на родину после долгого отсутствия. Внимательно огляделся. Все та же природа, все тот же шум Северной Сосьвы. Вот и домики геологической партии. Только нет теперь ее здесь: переведена в Ивдель. Мы с ассистентом накрыли аппаратуру брезентом и пошли в деревню. Не терпелось узнать, жив ли мой прежний проводник Петр Ефимович Самбиндалов. По пути зашли в один из домов геологического поселка, где три года назад простились с проводником. Я разыскал комнату, которая была предназначена для приезжающих. Знакомые стены напомнили мне то утро, когда старик манси пришел в эту комнату за расчетом. Он принес тогда в знак уважения подарок - завернутого в тряпку тайменя. В ответ мы отдали ему чайник, котелок, топоры, порох и дробь. От всей души поблагодарили Петра Ефимовича за услуги, оказанные экспедиции. На прощанье он отвел меня в сторону и шепотом сказал:
- Приезжай еще раз. Пойдем Тозамтоуя. Там глухарь много есть.
Мы с Пашей сразу же попали в таинственный и страшный мир. Шли, выбирая освещенные луной места. Там, куда не проникал лунный свет, стояла зловещая темнота. Ночной лес всегда вызывает в человеке чувство боязни и настороженности. Мы держались ближе друг к другу и поминутно освещали темные места. Не притаился ли кто-нибудь там? Шли молча, напрямик через лога и завалы, по камням и глубокому мху, через мелкие ручьи, заросшие высокой травой.
Я вздрогнул от неожиданности, остановился и посмотрел туда, куда указывал мой спутник. На одном из деревьев чернел силуэт оленьих рогов. Это было, по всей вероятности, заброшенное жертвенное место.
Мы почувствовали легкое разочарование: хотелось увидеть что-то сверхъестественное. Однако луна, черные стволы деревьев, рога и череп, деревянные идолы и полумрак среди тайги - все это по-своему действовало на психику. В древности здесь определенно могла стоять Золотая Баба! А кто нам докажет обратное? Павел, которого все больше заинтересовывал Урал, и который загорался страстью ко всему неизведанному и таинственному, спросил меня, что я знаю об этих местах. Я обрадовался возможности выложить свои знания. Еще готовясь к путешествию, я прочел много старинных книг по истории Уральского Севера..
Мы провели несколько дней в Усть-Манье, пока ждали самолет на Саранпауль. За это время познакомились со многими манси. Сыновья Петра Ефимовича, Николай и Рудик, были нашими постоянными экскурсоводами. Это новое поколение манси, грамотное, культурное, не знающее тех горестных времен, какие пережили их предки. Ребята свободно говорят и пишут на русском языке: они закончили средние школы. Младший сын старика Рудик живет в Няксимволе, откуда приехал навестить отца. Он уже взрослый парень, женат, имеет ребенка. Мы договорились с ним не забывать друг друга, переписываться..." Прим. - вот тут я чуть штаны себе не порвал от изумительной находки. А-а-а-а!.. Рудик - это же тот самый компаньон Николая Огнева из Няксимволя, с 41-го участка, о котором писала в своём дневнике Зина Колмогорова. И выходит.. А выходит, Михаил Заплатин был знаком с ним лично!..
- Так что вот.. Мы вместе с отцом там были! Он о жизни походников и геологов знал не понаслышке, в 1959 г. сам снялся в "походном" фильме "Неотправленное письмо", где сыграл геолога, охотника за алмазами. Мой отец практически единственный в мире человек, кто еще в советское время произнес с телеэкрана фразы "Отортен", "Гора мертвецов"..
Прим. - в этом фильме Михаила Калатозова, который нередко сравнивают с историей похода дятловцев, можно вовсю услышать эхо трагедии группы Дятлова (съемки проходили как раз в 1959 году). Удивительно, но создаётся такое ощущение будто бы он снят по материалам УД о гибели туристов..
Группа геологов отправляется на поиски алмазной кимберлитовой трубки на Западно-Сибирскую низменность: опытный руководитель Константин Сабинин(Иннокентий Смоктуновский), пара молодых геологов Таня и Андрей (Татьяна Самойлова и Василий Ливанов), а также проводник Сергей (Евгений Урбанский). Группа сокращается по мере маршрута - невзгоды уносят жизни участников одну за другой.
В глухой тайге, лето заканчивается, следов алмазов пока не замечено. Участники экспедиции постепенно впадают в отчаяние. Между членами группы растёт напряжение. Начинается осень, холода и, наконец, Таня обнаруживает признаки алмазоносной породы. Все празднуют победу и вызывают по рации транспорт для возвращения домой. Наутро в тайге начинается пожар, который отрезает путь к вертолёту. Прорываясь сквозь огонь, группа теряет в пламени Сергея. Возникают проблемы с рацией и терпящие бедствие не могут передать свои координаты. Пролетевший мимо вертолёт не замечает их. Начавшийся дождь гасит пожар, но людям приходится спасаться от воды. Андрей получает ранение, Константин и Таня вынуждены нести его на носилках. Не желая быть обузой, ночью раненый Андрей уползает глубоко в тайгу, не оставляя остальным шансов его спасти. Оставшиеся в живых продолжают идти через тайгу, пытаясь найти поселение. Начинается снегопад. В снегу пропадает Таня, Константин её находит, но, спустя время, девушка умирает у него на руках от переохлаждения и истощения, и ему приходится её оставить под снегом. Последний оставшийся в живых, он выбирается к берегу большой реки, перебирается на небольшую льдину. Поток несёт его, полуживого по замерзающей реке. Константину мерещится, что на берегу построен большой город, порт, огни. Ему в бреду кажется, что он встретился с Верой. Вертолёт с воздуха замечает человека, лежащего на льдине. Летчик и врач спускаются вниз. Врач пытается услышать тоны сердца. Константин медленно открывает глаза..
- А вам что-нибудь рассказывали об этом, лесничие, местные жители?
- Тогда нет. Почти ничего не рассказывали. А позже отец сказал что Дятловцы - хранители эзотерических знаний и Путешественники во Времени. У них там, типа встреча должна была состояться, Путешественников нашей Солнечной Системы и представителей другой звёздной системы. Но что-то пошло не так..
- (я чуть со стула не упал..) - А почему тогда, в 1959-м, а не много раньше или позже?
- 1959 - Начало Космической Эры.. Освоение Космоса. Первые искусственные спутники. Скоро Гагарин в космос полетит.
- А ракета там могла быть, как думаете? А то все о ней твердят, начиная с 1959-го, а толком никто ничего сказать не может.
- Если и была.. (с некоторой мхатовской паузой и блеском в глазах) .. то не наша! Понимаете..? Была-то была, но не наша!
- Ах вот оно как.. конечно, я вас понимаю.. (..я-то вас понимаю, Филипп, но боюсь, другие не поймут.. всю непростоту, двойственность и пикантность ситуации.. И как оно людям сказать-то, год запуска, марку ракеты, откуда прилетела, ежели она.. не наша! В таком случае, если детали энтой так сказать ракеты, убирали, то и следов могли просто не оставить, поскольку это не мы.. не мы.. А более развитая, другая цивилизация..)
- А рыцарей играл, Иннокентий Михайлович?
- Конечно. "Скупой рыцарь". Читал на радио балладу Шиллера "Рыцарь Тогенбург". Журналистка Медведева о нём статью написала - "Рыцарь без страха но с упрёком." (1967). А его Деточкин, из "Берегись автомобиля", разве не рыцарь?..
Я подивился тому как много у Смоктуновского костюмных ролей, исторического плана. Кого он только не играл, и Юлия Цезаря, Ивана Грозного, "Короля-солнце", и Владимира Ильича Ленина, и даже президента США Рузвельта.. Поистине, велик и многогранен, среди людей и прерий, из Космоса явивший Гений.. Ах, Смоктуновский!.. Красив от Бога.. До сих пор слышу этот вкрадчивый, бархатный, аристократический голос..
Укрощение строптивой (по Шекспиру) 1953 - Бионделло
Откровение Иоанна Первопечатника 1991 - Иван Грозный
Осада Венеции 1990 - Инквизитор
Кабала святош 1987 - король Людовик XIV
Русь изначальная 1985 - Император Византии Юстиниан
Цезарь и Клеопатра 1979 - Цезарь
Маленькие трагедии 1979 - Сальери
Легенда о Тиле 1977 - Император Карл V
Звезда пленительного счастья 1975 - (Губернатор, о восстании декабристов 1825-го года)
Маленькие трагедии 1971 - Моцарт
Гамлет 1964 - принц Датский
Моцарт и Сальери 1962 - Моцарт
Гардемарины, вперед 1987 - кардинал Флери
Золото 1993 - Испанский барон 16-го века
Царь Фёдор Иоаннович 1973 - Царь Фёдор
Великий Государь 1953 - Магнус
Всемирная История. Банк Империал (рекламный ролик) 1993 - Петр Первый и Тамерлан
Смоктуновский - "Люди в черном" (фантастика). Иннокентий Михайлович просто обожал фотографироваться в черном. И фотографий его в черном (большей частью из личного семейного архива) - ну очень много.. И вполне к месту, ассоциации со звёздныи небом (ночью оно темное, черное). Космоса черные дыры..
Люди в черном (англ. Men in black) - персонажи уфологических теорий заговоров, связанных с НЛО и похищением людей инопланетянами. Описываются как специалисты по внеземному разуму или правительственные агенты, которые посещают "очевидцев" НЛО и предупреждают их, чтобы никому не рассказывали о своих контактах с инопланетянами. Люди в черном предпочитают чёрные автомобили марки Кадиллак старых моделей. Они всегда одеты во всё чёрное. В популярной культуре:
1) В фильме "Меняющие реальность" - сотрудники Бюро, контролирующего развитие человечества и судьбы отдельных людей.
2) Появляются в аниме "Мы ждём тебя летом".
3) Агенты - похожие персонажи в виртуальном мире Матрицы из одноимённой серии фильмов. Наблюдатели - похожие персонажи из телесериала "Грань".
4) "Люди в чёрном" - серия американских научно-фантастических фильмов, снятая Барри Зонненфельдом и основанная на серии одноимённых комиксов Лоуэлла Каннингема.
5) Человек в чёрном - персонаж сериала "Остаться в живых".
6) И. О. О. - персонаж фильмов "Москва - Кассиопея" и "Отроки во Вселенной". Роль исполнил Иннокентий Смоктуновский.
7) Агенты информации - персонажи научно-фантастического сериала "Звёздные врата". Агентство информации заведует добытыми ЗВ инопланетными технологиями.
8) В компьютерной игре XCOM: Enemy Unknown, являющейся ремейком игры UFO: Enemy Unknown, одним из видов противников являются "тонкие люди" (англ. thin men) - выведенный пришельцами для тайных операций генетически модифицированный гибрид пришельца с человеком. Внешне "тонкие люди" напоминают "людей в чёрном".
В художественном фильме "Живой труп" (1968) по мотивам пьесы Льва Толстого, появляется некто "Человек в черном" (Гений). Персонаж, который похож и на Фантомаса, и на пришельца с других миров (судя по странностям его речи), внезапно появляется и внезапно исчезает. Смоктуновский изрядно вложил в этот образ таинственности, мистики и фантастичности, а его реплики куда больше подходят для фантастических фильмов, чем для прозы Толстого. Судя по тому что "черный" упал с крыши, и остался живым и невредимым, он умеет летать, или "держаться в воздухе", т.е. преодолевать физические законы земного притяжения. Мальчишки следом, этак тоже славно, "Парят в воздухе" (левитация). Или всё это Протасову лишь снится?..
- Давай выпьем Протасов, за твоё большое путешествие (космическое).
- Жалкие люди.. Копошатся, хлопочат, и не понимают, ничего не понимают. А что нужно для человечества? Очень мало, ценить своих гениев.
- Так ты меня подождёшь? Я еще важное хочу сказать тебе, такое, чего ты не услышишь не только на этом свете, но и в будущем. По крайней мере до тех пор, пока я не приду туда..
Коммент Dostoeffsky Suicide: "Совершенно неземной бритый налысо демонический 'гений' И. Смоктуновского, который тут кажется чем-то куда большим, зловещим и осмысленным, нежели Иван Петрович в драме Толстого. Он кажется, скорее, порождением измученной, больной от мыслей о самоубийстве фантазии Протасова, чем реальным человеком."
Автор книг "Время добрых надежд" (1979) и "Быть!". В честь И.М. Смоктуновского была названа одна из малых планет (планета ? 4926). Да и сам он сыграл в фильме "На одной планете" 1965 (роль Владимира Ильича Ленина).
(4926) "Смоктуновский" - типичный астероид главного пояса, открыт 16 сентября 1982 года советским астрономом Людмилой Черных в Крымской астрофизической обсерватории и 26 февраля 1994 года назван в честь советского и российского актёра Иннокентия Смоктуновского.
Пояс астероидов - область Солнечной системы, расположенная между орбитами Марса и Юпитера, являющаяся местом скопления множества объектов всевозможных размеров, преимущественно неправильной формы, называемых астероидами или малыми планетами. Полёт космического аппарата Dawn к астероидам Веста (слева) и Церера (справа) в 2015 году. Где-то здесь рядом находится и малая планета "Смоктуновский".
По свидетельству театрального критика Анастасии Ефремовой, - "Смоктуновский до конца своих дней оставался для окружающих таким ...инопланетянином". В одном из интервью, когда вдову Смоктуновского Суламифь (род. в Иерусалиме) спросили: "Ваш муж понимал, что он - гений?", она ответила: "Иннокентий все знал. Знал свою судьбу. Знал, "кто есть кто". Понимал, что он - гений. Иногда мне казалось, что он инопланетянин, который случайно залетел к нам на Землю. Он щедро поделился с нами - со мною, с мамой Широй, папой Менделем, с нашими детьми, своими зрителями любовью и теплом, а сейчас летит где-то между звездами.. Можете думать что угодно, но даже после смерти Иннокентия Михайловича я по-прежнему вижу его, говорю с ним. Это происходит перед разными событиями в нашей жизни. Это всегда неожиданно."
Космос и Время - суть неотьемлимые понятия. Я просто поразился тому, как много Космоса.. Лети, лети!.. Ведь кроме вышеназванных фантастических фильмов, в одном из которых Смоктуновский играл командира космического экипажа, телепатически беседующего со звёздным странником, фильмов (в том числе документальных) про освоение Космоса, среди его работ полным-полно наименований аэро-космического характера - "Дети солнца", "Без солнца", "Москва - Кассиопея", "Отроки во Вселенной", "Под небом голубым..", "На одной планете", "Звезда пленительного счастья", "Опоры Земли", "Болдинское притяжение", "Я к вам лечу воспоминаньем", "В ночь лунного затмения", "Взлёт", "Путешествие на воздушном шаре" (озвучивание), "Непотерянный рай", Спектакль "Лунная Соната" (читает текст от автора), приз от фестиваля "Созвездие", и.т.п.
И снова я подивился, поразился тому как много "знаков" Космоса и фактора Времени(!) среди работ Иннокентия Смоктуновского -