Маренков Андрей Борисович : другие произведения.

Христианский подвиг князя Редеди

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    О несостоявшейся битве, которая могла произойти в 1022 году, и единоборстве двух князей, Мстислава Храброго и князя Редеди.

  
  
   На рубеже десятого и одиннадцатого веков сын князя Владимира Мстислав Владимирович получил в надел Тмутараканское княжество. Это было самое южное русское княжество, частично занимающее территорию Крыма и Краснодарского края. Мстислав выступает в поход против кавказских народов: алан и касогов. Касоги были адыгским племенем, вероятно предками современных черкесов. Верховным князем касогов был Редедя. Адыгские предания говорят о том, что Редедя был огромным исполином, сравниться по силе с которым не мог ни один соплеменник.
   Поединок касожского (адыгского) князя Редеди и русского князя Мстислава описан в "Повести временных лет": "В год 6530 (1022 по новому стилю).... Мстислав, который владел Тмутараканью, пошёл на касогов. Узнав же об этом, князь касожский Редедя вышел навстречу ему. И, когда стали оба полка друг против друга, сказал Редедя Мстиславу: "Чего ради будем губить наши дружины? Но сойдёмся и сами поборемся. И, если одолеешь ты, возьмёшь имущество моё... Если же я одолею, то я возьму всё твое"". Князья сошлись в рукопашной схватке и Редедя, обладая огромной физической силой, стал побеждать. Однако Мстислав в итоге одержал победу, обратившись с молитвой о заступничестве к Богородице.
   Говорят, этот поединок длился несколько часов, но вероятно, это литературное преувеличение. Лаврентьевская летопись сообщает, что бой был равным, князья боролись и никак не могли выявить победителя, то они бились кулаками, то Редедя повалил Мстислава Удалого на землю, и прижал всей тяжестью своего тела. Но наконец в один момент удача улыбнулась Мстиславу. Воины Редеди признали, что поединок был честным, и Редедя в нем проиграл. Битва не состоялась, а князь Мстислав обложил касогов данью, а жену и детей Редеди взял в плен. Впоследствии дети были обращены в христианство, а сын Редеди стал зятем Мстислава Владимировича.
   С другой стороны существует легенда несколько иного толка. По Черкесским преданиям борьба должна происходить без оружия, без ножей. Мстислав от испуга оставил себе нож. И когда он начал проигрывать, он исподтишка вытащил нож и выиграл поединок. Так гласит Черкесское предание.
   В одной древней хронике написано: "Согласились в том оба соперники, сошлись между обоими войсками и к борьбе сцепились. Долгое время сомнительно казалось одоление. Наконец Мстислав, чувствуя сил своих ослабение против Редеди, превосходящего возрастом и крепостию, в поте и в одышке возопил от сердца: "Подай мне одоление, Божия Мати, храм в честь Тебе воздвигну". С тем словом ударил о землю противоборца и нож вонзил в горло. Потом вскоре, с победою вступив в его землю, наложил дань и плененную жену побежденного с детьми привел в Тмутаракань с собою. Обещанная за одоление церковь заложена и вскоре построена". М.В. Ломоносов указывает годом битвы 1024, что исследователи связывают с допущенной в подлиннике ошибкой.
   Прим. - редкий случай в истории. Как бы то ни было, князь Редедя поступил по-христиански. Вместо сотен воинов с той и с другой стороны, которые неизбежно погибли бы в этом сражении, будь оно состоявшимся, умер только один человек. Христианский подвиг князя Редеди спас сотни жизней, князь думал не только о себе, но и о своих воинах.
  
    []
  
    []
  
    []
  
    []
  
    []
  
    []
  
    []
  
    []
  
    []
  
   А.Т. Твардовский, в поэме "Василий Теркин" обыгрывает этот сюжет:
   Как на древнем поле боя,
   Грудь на грудь, что щит на щит, -
   Вместо тысяч бьются двое,
   Словно схватка все решит.
  
    []
  
   Никита Младой борется с Тугарином
    []
  
    []
  
   В древней Руси кулачный бой был любимым развлечением. Это была не драка и не ссора, а своеобразное состязание в силе, ловкости, богатырской удали.
  
   ... Как сходилися, собиралися
   Удалые бойцы московские
   На Москву-реку, на кулачный бой,
   Разгуляться для праздника, потешиться.
   И приехал царь со дружиною,
   Со боярами и опричниками,
   И велел растянуть цепь серебряную,
   Чистым золотом в кольцах спаянную.
   Оцепили место в 25 сажен,
   Для охотницкого бою, одиночного...
  
    []
  
    []
  
    []
  
    []
  
   Бой купца Калашникова и опричника Киривеевича (сюжет поэмы М.Ю. Лермонтова)
    []
  
    []
  
    []
  
    []
  
   Я однажды прочитал рассказ Толстого Льва Николаевича "Как боролся русский богатырь". Рассказ о том что на русских напали печенеги. Подошли они с большим войском под Киев. Князь Владимир вышел со своим войском навстречу. Сошлись они на реке Трубеже и остановились. Князь печенежский подъехал к реке, позвал князя Владимира и сказал: "Зачем нам много народа убивать. А сделаем вот как: ты выпусти своего силача, а я своего выпущу, и пускай они поборются. Если твой будет сильнее моего, так я уйду, а если мой одолеет, то покорись ты со всей своей землею". Печенеги вывели высокого черного силача, а русские Ваньку роста небольшого. Когда силачи вышли на середину, на чистое место, они схватились за кушаки, укрепились ногами и начали сжимать и ворочать друг друга. Печенежский силач хотел поднять Ивана и перекинуть через себя его, но Иван так крепко сжал печенега, что он не мог дышать и захрипел. Тогда Иван приподнял его, шмякнул об землю и расшиб до смерти. Печенеги испугались и побежали, и так русские побили их.
  
    []
  
    []
  
   Похожие сюжеты я встречал и в русских былинах, как Илья Муромец боролся с Сокольником. Они были примерно равны по силам, и стали биться без мечей, поскольку меч одного не мог сразить другого..
  
    []
  
    []
  
    []
  
    []
  
    []
  
    []
  
    []
  
    []
  
    []
  
    []
  
    []
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"