Аннотация: Легко запомнить, когда устранен хаос и целое разделено на части.
Большой объем информации зачастую тяжело воспринимать и усваивать. Для этого можно использовать метод анализа и синтеза (страшные слова, но суть у них проста). Анализ - это разделение целого на более мелкие части, с целью его подробнейшего изучения. Синтез - соединяем все обратно. При этом добавляются выводы и иная информация, появившаяся благодаря анализу. Проще - разбили на части, подробно изучили, сделали свои выводы, все прекрасно. Пусть эти вещи очевидны, но не все ими пользуются.
Далее я расскажу, как достичь прекрасного эффекта в запоминании. Нужно составить план. Простой, сложный - зависит от темы. Я приведу вам несколько примеров составления данных вариаций на разные темы по истории и обществознанию.
Начнем с самого легкого - обычного плана без подпунктов. Он предполагает наличие пунктов (глав, разделов и тд.), но без уточнения (без подпунктов). Пусть будет тема: Антанта. Простая тема, которую можно разбить на несколько частей. Так легче запомнить. Наша задача обозначить страны, состоящие в блоке, но не конкретизируя. Переходим к реализации нашей замечательной задумки.
Антанта.
1. Российская империя.
2. Великобритания.
3. Франция.
Простейший план с выделением основных частей. Здесь все предельно ясно - деление происходит по принципу количества членов данного военно-политического блока. С помощью плана, мы изучаем каждую страну отдельно. В ходе этого оцениваем военный потенциал, вес на политической арене, вклад в общее дело, взаимодействие членов по различным вопросам и тд. Потом суммируем все в единое целое и получаем конкретные знания о том, что такое Антанта, ее роль в истории и тд. Вещи очевидные, но очень важные.
Главным минусом такого формата является то, что он отлично работает только на небольших темах, не глобальных.
Следующий вариант будет уже с подпунктами. Здесь происходит четкое разделение не только на несколько частей, а и конкретизация подпунктами каждой из них. Более углубленное изучение. Пусть будет тема: Иван Грозный. Данная тема шире "Антанты" в разы. Усваивать информацию сложнее, поэтому делаем следующее:
Иван Грозный.
1. Личность Ивана Грозного.
1.1. Семья, родители.
1.2. Детство.
1.3. Вступление на престол.
2. Внутренняя политика.
2.1. Созыв Земского собора в 1549 году.
2.2. Создание Судебника в 1550 году.
2.3. Опричнина и тд. (можно еще много всякого)
3. Внешняя политика.
3.1. Компания по присоединению Казанского ханства.
3.2. Компания по присоединению Астраханского ханства.
3.3. Ливонская война и тд.
Разбивая материал на более мелкие части, значительно упрощается его усвоение. Читая подряд о семье, отдельно о детстве, затем приходе к власти, дозированными фрагментами, все отлично складывается в целостную картину постепенно, гармонично. Хаос тут нам не нужен. Преимущества - четкий, подробный разбор темы; необходимо мало времени и сил (достаточно ориентироваться в тесте нужного раздела или главы). Минусы: с помощью такой формы, темы нельзя рассмотреть углубленно (это и не всегда нужно), со всех сторон, затрагивая все аспекты.
Однако, такой формат позволит вам установить подготовленность людей в конкретном вопросе. И, самое главное, облегчит запоминание большого количества информации за короткое время. Отлично подходит для задания на дом, где у обучающегося будет и время, и интернет для поиска необходимого. В процессе создания плана, человек будет сортировать, выделять главные смысловые куски. Четко и последовательно излагать в виде плана полученный результат. Несколько раз прочитанное и написанное с большей долей вероятности останется в памяти (запомнится), чем просто прочитанная (простите за тв.) глава или конспект тетради с классной работой. И да, на ЕГЭ по Обществознанию есть задание с составлением плана по теме. Так что полезно будет в любом случае.
Третий вариант очень большой, поэтому его разберем во второй части данной публикации. Легче усвоится))) Всего хорошего.
И по традиции, черпал инфу для планов тут:
1. История России: учебник / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. - 4-е из., перераб. И доп. - М.: Проспект, 2016. - 528 с.
2. Ключевский, В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. / В.О. Ключевский / Сост., вступ. ст. и прим. В. А. Александрова.- М.: Правда, 1990.- 624 с.
А также ссылка на телеграмм канал. Там небольшие посты, задания и прочее: