США, 2010 Режиссер: Джозеф Косински. Авторы сценария: Адам Горовиц, Ричард Джеффрис, Эдвард Китсис. В ролях: Джефф Бриджес, Оливия Уайлд, Майкл Шин, Гаррет Хедлунд, Джеймс Фрейн, Брюс Бокслейтнер и др.
В тот момент, когда полосы на одежде Трона превратились из огненных в белые, я понял: нет, не случайность. Это не просто знак перехода из одного лагеря в другой, символизм тут более глубокий, а главное - осознанный.
В чём отличие света от огня?
Огонь, осветив мир вокруг нас, в конце концов его вместе с нами и сожжёт. А если вырвется из замкнутого пространства Системы в открытый мир - сгорит и весь мир. Свет - состояние, огонь - действие, безжалостное и неостановимое. Но даже в хорошем фильме всегда хочется что-то подправить по-своему. Вернее, только в хорошем и хочется. Плохое кино не трогает сердце и не пробуждает фантазию. И тот самый момент перед гибелью Трона мне кажется незаслуженно малым, не достаточно акцентированным. И вообще я бы сделал так, чтобы огненные полосы сменились белыми после его гибели, а не перед ней. Как награда и итог. Хотя логику авторов я понимаю и принимаю, просто мне нравится домысливать.
Этот фильм под завязку заполнен символами. Их столь много, что на музыку и визуальный ряд я как-то совершенно не обратил внимания. Заметит ли голодный гарнир, если дорвался до большого куска хорошо прожаренного мяса? Почти каждая сцена внутри Системы - многоуровневая философская игрушка. С виду простая, даже примитивная, как Кубик Рубика, но попробуй его собери! А самое удивительное, "Трон" - не виртуальная антиутопия, как я предполагал до его просмотра, это виртуальная утопия! Вернее, рассказ о том, что вышло из попытки Создателя её сотворить. И в момент прощания с созданной им Системой одна короткая и простенькая сцена вызывает сразу целый поток размышлений:
- неизбежна ли гибель Создателя при попытке ликвидировать сотворённый им мир?
- сцена жертвы (искупления) Отца во имя Сына и во имя спасения своего невольного творения (изоморфа) - как соотносится она с библейской историей, где Сын пожертвовал собой ради Творения?
- В фильме творение - это наследство, которое переходит от старшего Творца младшему. Должен ли Сын сделать вторую попытку? Или утопию создать невозможно?
- Что означает слияние Создателя и своего антипода перед гибелью Системы?
Подобные вопросы возникают при просмотре этого фильма постоянно. Где граница Порядка? Почему Порядок можно установить только с помощью насилия и экспансии? И возможно ли установить его вообще, если даже в самой Системе полным-полно неупорядоченных элементов? Очень интересным является объяснение бездействия Создателя до появления Сына. Оно прямо-таки в лоб пересекается с извечным вопросом земным: почему "бездействует" Бог, не вмешиваясь в земные дела. Или, по крайней мере, очень редко вмешиваясь. Потому что любое действие только ухудшит ситуацию, подсказывают авторы фильмы. Когда Создатель Системы боролся со своим клоном-антиподом, его сопротивление только увеличивало силу последнего. Правы ли, нет ли авторы фильма - судить зрителю. Они ведь только ставят вопросы, а отвечать придется тем, кто будет этот фильм смотреть.
А для начала, пусть попробуют ответить на вопрос: почему фильм назван "Трон"? "Трон" - игрушка (чей творец чересчур заигрался в неё), Трон - персонаж (аналог ли это Духу в виртуальном мире?), трон - символ власти...
Смотрите, рекомендую. Понравится не всем, даже скорее немногим, но фильм - один из лучших в своём жанре. А уж со времён "Матрицы" точно самый лучший (не будем брать экранизации литературных произведений).