"Елена", ответит подавляющее большинство. Я принадлежал к большинству. Набил на клавиатуре фамилию, добавил имя "Елена" и задал поиск в Интернете. Увы...
А сама история начиналась так...
"... большая часть музейных ценностей Смоленска была эвакуирована в Новосибирск".
С этой фразы, выскочившей в верхних строчках "Яндекса", начался мой поиск материалов о связи двух городов. В годы войны Новосибирск действительно стал гигантским спецхраном. К началу 1942 года в Оперном театре - тогда еще недостроенном, он открылся 12 мая 1945 года, - хранилось огромное количество художественных и культурных ценностей. От экспонатов Третьяковской галереи до личных вещей Пушкина, Тургенева, Льва Толстого... Говорят, что среди вещей Александра Сергеевича была и жилетка, в которой он стрелялся с Дантесом. Сюда же были эвакуированы и более 22 тысяч экспонатов Смоленского областного краеведческого музея. Руководила процессом эвакуации заместитель директора музея по научной части, заведующая отделом истории Буркина Е.В.
Е.В. Почему Е.В.? Имена десяти других людей, благодаря которым были спасены смоленские исторические ценности, из источника в источник повторялись полностью. Вот эти люди:
1. Дебрина Анна Иудовна - зав. отделом природы.
2. Ковалев Александр Павлович - зав. отд. социалистического строительства.
3. Жилина Ольга Германовна - зав. фондами.
4. Лекант Евгения Михайловна - зав. художественным отделом.
5. Карцев Борис Петрович - художник музея.
6. Семечковская Клавдия Григорьевна - уборщица исторического отдела.
7. Ткачева Надежда Петровна - смотритель.
8. Ткачев Иван Фролович - дворник.
9. Иванов Яков Иванович - дворник.
10. Парфенов Иван - зав. хозяйством.
Когда в ночь на 5 июля 1942 года немецкая авиация бомбила Смоленск, загорелось здание церкви Иоанна Богослова, где тогда располагался Исторический отдел. Медлить с эвакуацией дальше было нельзя. Уже на следующий день Буркина добивается выделения товарного вагона и под непрекращающимися немецкими бомбардировками начинается вывоз музейных экспонатов. Грузили почти сутки, вывозя на подручном транспорте - на лошадях, на стареньком автомобиле и просто носили на руках. Долго не могли добиться отправки вагона. Помог член высшего Военного совета Лобачев.
"- Вы понимаете, товарищ, я обегала все учреждения! Никого на месте нет. Насилу разыскала заместителя предоблисполкома Соколова. Он выделил вагон и дал машину... Сутки возила на станцию наше имущество. Не все, конечно. И на лошадях возили. Погрузили в вагон. Теперь не отправляют. Диспетчер говорит: пока не оплатите, не отправлю вагона. Да нет у меня денег! Тогда, говорит, нечего вагон требовать... Помогите, товарищ военный!..
Я вспомнил Шепетовку, слова Панченко: "У многих мозги еще работают по довоенным нормам". И вот снова... Это ведь не просто бюрократизм. Тут более сложное явление. Жизнь переломилась на войну, а сознание отстает, не усваивает, что требования, естественные и законные в мирное время, стали никчемными, иногда преступно неправильными.
До слуха снова донеслось:
- Пропадут неисчислимые ценности государственного значения, а диспетчер отвечает: сейчас не до цирка. Какой цирк? Ведь картины!
-Подождите, - прервал разгорячившуюся женщину Моисеенко. - Не пойму, какое имущество везете, кто вы такая?
-Буркина, заместитель директора Смоленского краеведческого музея. Должна вывезти редчайшие ценности. Серебро, картины, предметы старинного вооружения, коллекцию фарфора! Особенно картины. Репин, Врубель, Крамской, Серов! Наша национальная гордость!..
Через три дня - в ночь на 9 июля эшелон ушел сначала в Нижний Новгород (тогда - Горький), где коллекция Смоленского музея пробыла полгода, а затем, 11 ноября - в Новосибирск. По дороге над вагоном, в котором везли музейные ценности, загорелась крыша. Вахтер Вихорев через окно вылез на горящую крышу и с помощью сотрудников погасил пожар.
Из дневника Буркиной:
"Не простил бы мне Смоленск, что я вывезла музейные сокровища из одного огня в другой. А самым строгим судьей для себя была бы я сама. Смогла ли бы я тогда жить?".
В конце декабря имущество Смоленского музея прибыло в Новосибирск. На улице стоял сорокаградусный мороз. Не жалея себя, люди работали в этих жутких условиях, разгружая и перевозя экспонаты с вокзала в здание Оперного театра. Руководила работами все та же героическая женщина - Буркина Е.В.
Но почему Е.В.? Почему нигде не упоминается ее полное имя?
И я начинаю искать через поисковые системы. Какое женское имя я знаю на Е? Елена! Смоленск + Буркина Елена... Буркина Елена, биография...Новосибирск + Буркина Елена... Никакого результата. Пробую и так, и эдак - ничего. Наконец, скорее от отчаяния, чем обдуманно набираю "Новосибирск, 22495 экспонатов" и - о, чудо! - выскакивает небольшая заметка под названием "Подарок музею", а там:
"В тяжелейших условиях прифронтового города музейным сотрудникам во главе с зам. директора музея Ефросиньей Васильевной Буркиной удалось с последним эшелоном эвакуировать на восток страны, в г. Новосибирск, 22495 экспонатов, сохранить их, а затем вернуть смолянам"
Ефросинья Васильевна....
И почти сразу же я нахожу воспоминания Алексея Андреевича Лобачева:
"В июне 1956 года в Смоленске я разыскал Ефросинью Васильевну Буркину. Бродили по залам музея, и она показывала собрание картин знаменитых русских живописцев. Тут были Репин, Коровин, Богданов-Бельский, Левитан, Маковский, Крамской, Куинджи, Поленов.
- А вы посмотрите на это чудо: Айвазовский, "Девятый вал".
- Ну, молодчина же вы, Ефросинья Васильевна, этакую красоту уберегли!
- Ой, не говорите, сколько пришлось пережить. Поезд бомбили. Один раз вагон загорелся, еле потушили огонь одеялами. В Горьком двое суток картины лежали под открытым небом. Только благодаря вмешательству секретаря обкома партии получила закуток. Пропадут, думаю, картины. Решила писать в Государственный Комитет Обороны. В ноябре тысяча девятьсот сорок первого года пришло распоряжение отправить нас в Сибирь. Вот в Новосибирске уже стало хорошо, удалось даже выставку устроить. Сибиряки благодарили. А в конце тысяча девятьсот сорок третьего года, только Смоленск освободили, все привезли обратно.
- Геройское вы дело сделали...
- Я тогда ужасно смелая была, - смущенно улыбнулась Буркина. - Как ругалась тогда на станции!.. Слезы душат, а я с диспетчером воюю..."
Вот такая простая и одновременно героическая история.
3. Лобачев А. А. Трудными дорогами. - М.: Воениздат, 1960. http://militera.lib.ru/memo/russian/lobachev_aa/10.html
4. Склеенова В.И. Смоленский Областной краеведческий музей в годы Великой Отечественной войны http://www.libfl.ru/restitution/conf/skleenova-r.html
5. Подарок музею http://museum1522.narod.ru/pres2-1-1.htm
6. Смоленский областной краеведческий музей в годы Великой Отечественной войны http://www.lostart.ru/studys/336.html?page=2