Мансуров Андрей Арсланович : другие произведения.

О фильме "Сквозь снег" и не только

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Куда катится современная "западная" фантастика? Почему в последнее время там предпочитают замалчивать острые социальные, нравственные, политические и прочие проблемы современности? Какие основные типы произведений существуют сейчас? нужно ли российским писателям и сценаристам следовать примеру "западных"?

  О фильме "Сквозь снег", и не только.
  Статья.
  Фильм этот достаточно старый, (2013г., США, режиссёр Пон Джун Хо.) но в нём, как в зеркале, отражаются все проблемы и тенденции современной "западной" фантастики. Не "второсортной" и откровенно слабой, а "передовой", или мнящей себя таковой: то есть - фантастики преимущественно англосаксонской: США и Великобритании.
  Рассмотрим вкратце основной так называемый "сюжет" фильма.
  Каста нижайших слоёв Социума, обитающего в замкнутом мирке хвоста поезда, мчащегося по замкнутому маршруту сквозь снег в условиях глобальной ядерной зимы, постоянно недовольна условиями своего содержания. Особенно - качеством и количеством пищи. Но бунты и проявления неповиновения жестоко караются. За малейшее неподчинение - наказания. Суровые. Показательные. В виде лишения, например, руки, выставляемой на мороз.
  (Хотя, если совсем уж честно, непонятно, для чего, кроме предоставления маленьких детей для "Большого Босса", Машиниста, вообще нужна эта каста: никто из этих "отбросов общества" ничего не делает! Т.е. - не занят никаким общественно же полезным трудом. И фактически все эти "униженные и оскорблённые" - нахлебники, балласт для руководства поезда. К тому же часто устраивающий и массовые беспорядки, и вечно нагнетающие обстановку крамольными речами и действиями. Для контроля за которыми к ним и приставлен отлично законспирированный агент. "Старик", иногда сам же и провоцирующий "народные" выступления.)
  Фильм начинается с того, что в недрах этого "балласта" назревает очередной бунт. Возглавленный на этот раз, для разнообразия, реально сильным, харизматичным и хитрым, лидером.
  Чтоб не тянуть резину, рассказывая о весьма динамичном и жестоком содержании фильма, снятого по всем канонам зрелищного блокбастера, просто подведём итоги восстания: уничтожена большая часть восставших, и боеспособная часть полицейского контингента поезда, как раз и предназначенного для сдерживания поползновений "народа". И группа главарей бунта беспрепятственно проходит сквозь весь состав, наблюдая вместе со зрителями фильма мирки "элитных" вагонов, где обучают детей начальства, и где пируют и валяют дурака прихвостни власть имущих, вплоть до головы поезда - до Машиниста.
  Где выясняется, что поезд приводится в движение "вечным двигателем", и для его обслуживания как раз и нужны маленькие дети, поскольку взрослые и большие не пролазят в люк, ведущий в нутро агрегата.
  Заодно выясняется, что бунтовать-то было - бессмысленно. Поскольку ни остановить состав, ни качественно изменить условия существования в поезде невозможно: для поступления свежей питьевой воды он должен непрерывно ехать, всасывая лёд и снег приёмными устройствами в носовой части локомотива, а условия жизни снаружи абсолютно не подходят для выживания человека.
  И заканчивается вся эта немудрёная интрига банальностью: поезд со всеми пассажирами гибнет в крушении, и в живых остаются только женщина с ребёнком. Впрочем, поскольку у них не имеется запасов пищи и источников тепла, они тоже обречены на крайне мучительную смерть в дебрях ледяных гор.
  Рассмотрим для начала основные "ляпы" сценария.
  Для выращивания младенцев "подходящего размера" вовсе не нужно было оставлять в живых столько, вот именно, балласта. Бесполезного, необразованного, тупого, озлобленного, и поддающегося разного рода провокациям от опасных элементов. Достаточно было бы оставить в живых несколько десятков женщин плодоносного возраста, и к ним - одного-двух "качественных производителей" - так всё организовано, например, в стаде кур. Или гусей. Или - львов. Или многих других сообществах стайных животных: оленей, обезьян, и т.д.
  Это сразу позволило бы руководству поезда избежать: во-первых - огромных проблем с питанием всего "народа", пусть и производимого с помощью батончиков из прессованных сверчков-тараканов, а во-вторых, и это главное, - бунтов. Поскольку бунтовать было бы просто некому. И сразу отпала бы необходимость в содержании огромного штата полицейских сил: если нет угрозы - для чего кормить и тренировать этих отожравшихся бездельников?!
  Но такое положение вещей в течении двадцати (!) лет почему-то руководство поезда устраивает. Что странно. И не говорит о стремлении этого руководства действительно, сохранять в их замкнутом мирке - статус кво, и экономить главное - продукты.
  Ну а с этим - вообще большие проблемы. Ну вот не может такого быть, чтоб всей элите хватало пищи! Поезд - это поезд. И невозможно на длительное время запасти в его ограниченных объёмах продуктов на 20 лет. Даже с учётом "замкнутой" безотходной экосистемы.
  С "батончиками" для народа - вообще комедия. Чтоб прессовать месиво из сверчков-тараканов в эти самые батончики, необходимо этих насекомых вначале - вырастить! То есть - где-то должны быть чудовищные по объёму камеры для их размножения и выращивания. А для этого нужен субстрат - то есть, то, что эти насекомые будут кушать. Чтоб вырасти до состояния, когда они становятся годны в пищу. И масса такого субстрата должна быть в несколько раз больше, чем выход получающейся "протопищи".
  Но почему-то о таких камерах и таком субстрате в фильме - ни звука!
  Дальше - больше. То, что вечный двигатель создать в принципе невозможно, знает любой, даже двоечник, окончивший школу. Законы физики ещё никому не удавалось ни обойти, ни нарушить. Но!
  Даже если бы и удалось это как-то сделать, осуществив тот или иной тип "дарового" двигателя, самое главное возражение против такого двигателя - невозможна его непрерывная работа в течении двадцати (!) лет! Ведь все механизмы и детали делаются из железа. А у него есть определённый срок службы. И понятие "усталость металла", "износ", как и банальное истирание трущихся или вращающихся деталей, никакая смазка предотвратить не может. Все автолюбители прекрасно знают это: после определённого пробега любому автомобильному ли, или - тепловозному, или корабельному двигателю нужен капитальный ремонт. Или просто замена на новый.
  А больше всего нервирует финал фильма. Поскольку всё население состава фактически гибнет, и в живых остаются две особи женского пола, ясно, что даже если они и выживут, спустившись куда-нибудь на равнины, к более тёплым местам, дать продолжение человеческому роду они не смогут. В силу как раз того, что не осталось "самцов". Спрашивается: из-за чего был весь сыр-бор?!
  Но - зрелищно, зрелищно. Динамично. И напряжённо: тут возразить нечего...
  Ну, теперь мы рассказали достаточно, чтоб проследить глобальные, и весьма мрачные перспективы современной "западной" фантастики. Собственно, при старом, коммунистическом, режиме, всё это было бы ещё яснее и конкретнее описано: "проклятый загнивающий капитализм в который раз доказал, что не видит иного будущего для современного ему Общества, как только погибнуть в глобальной катастрофе. Если не будет слепо подчиняться и соблюдать правила жизни, навязанные умными и заботливыми Глобалистами (Читай: Руководства!) И перспектив на выживание у человечества нет".
  Сейчас же, при современном положении в Российской идеологии в целом, и литературе в частности, можно констатировать, что современная западная, (А кое-где и кое у кого - и русскоязычная!) фантастика "основного потока" выродилась в банальный энтертейнмент. То есть - почти голый, пусть и динамичный и зрелищный, "экшен". Развлекалово. Без даже попыток это безобразие как-то идейно обосновать. (Ну, если не считать той чуши, что герои всегда кого-то спасают: то человека, то группу людей, или даже - весь мир!)
  И больше всего здесь имеется фильмов, произведённых в Голливуде, и других англосаксонских, и не только, студиях, назовём их условно - первого типа. Энтертейнмент в "чистом" виде.
  То есть - "мочилово-стрелялово", типа боевичков вроде "Последний рубеж", "Девятый район", "День независимости", или "Сойка-пересмешница", или "Линкор", и огромный косяк фильмов про зомби, вроде "сериала" про "Обитель зла", или "Битва за Лос-Анжелес", "Монстро", "Обливион", или кучу других тупеньких фильмов аналогичного содержания, где на Землю нападают агрессивные и не признающие компромиссов и договорённостей инопланетные монстры. Желающие только одного: подмять под себя людишек, чтоб безнаказанно грабить сырьевые ресурсы планеты Земля.
  Что является полной чушью: уж если бы чёртовы "агрессивные захватчики" захотели - захватили бы и планету, и людей уничтожили бы так, чтоб самим при этом не гибнуть, и свои драгоценные корабли и прочие механизмы не терять.
  Например, когда мы хотим уничтожить термитов, заведшихся в деревянном доме, или огромное гнездо шершней, охотящихся на медоносных одомашненных пчёл, мы - что? Стреляем в каждое враждебное насекомое из пистолетов? Пушек? Взрываем их гранатами? Нет. Мы спокойно и без суеты упаковываем такой дом, или такое гнездо в огромный пластиковый мешок, и пускаем туда инсектицид. Или - пар.
  Так что же инопланетяне - глупее нас? Кто им, при их "продвинутых" и специализированных технологиях, (Которыми они наверняка обладают, раз уж странствуют меж звёзд, и уже имели кучу прецедентов с сопротивляющимися планетами!) мешает разработать для теплокровных млекопитающих универсальный "инсектицид", или уж - смертоносный вирус или бактерию, и выпустив это дело на поверхность, просто спокойно и терпеливо подождать пару недель? Ну, или просто облучить всех "гипнолучами" подчинения, и затем оснастить шапками, которые не допускали бы крамольных мыслей в отношении Хозяев. ("Огненный бассейн".)
  Вторым типом современных фантастических фильмов являются базирующиеся на детской развлекательной литературе, (Если можно так назвать журнальчики с картинками и минимумом текста.) комиксы. Тут идейной подоплёки искать не надо. Тоже нет полутонов: чёрное - белое. Вот мы, вот - враги. Будь то очередной маньяк, или ведьма, мечтающие захватить власть над планетой, ("Черепашки-ниндзя", "Человек-паук", "Первый мститель", "Хэллбой", "Последний охотник на ведьм", и др.) или те же злобные инопланетяне ("Трансформеры", "Мстители", "Железный человек", и т.д.). Суть одна: добрый и мужественный супер-Герой, или команда сверх-людей, собранных из других фильмов и комиксов, персонажей, спасает Америку, всю планету, и нас с вами от этих поползновений. Ни о каких социальных проблемах, или разрешении "классовых" противоречий речи не идёт. Всё очень красочно, всё взрывается, стреляет, враги и их техника (Или колдовские чары) разносятся в мелкие дребезги, и "наши побеждают". Ф-фу-у-у...
  (Кстати: такие фильмы, с гарантированным хэппи-эндом, очень нравятся нетребовательной сейчас публике. И не только подросткам, но и вполне состоявшимся людям. Поскольку всех их ещё в школе отучили думать и анализировать - как раз с помощью таких фильмов. Где опять-таки - "наши победили"! Ну, и "продвинутых" учебных программ, когда окончив школу 50% таких выпускников даже не умеют... Читать!)
  К этому же подклассу можно смело отнести все те Голливудские поделки, что "базируются" на мифах: будь то древнегреческих, древнеегипетских, древнескандинавских, и т.д. Причём при этом оригинальные тексты изменяются сценаристами фабрики грёз до неузнаваемости, полностью искажая смысл, который в эти мифы вкладывали создавшие их народы, и всё адаптируется опять-таки к обще-американским, или англосаксонским стереотипам и шаблонам: "вот мы - вот враги". Персей, Один, Изида, и их коллеги и друзья из маленького клана-группировки - хорошие, поскольку любят людей, а все прочие - плохие.
  Фильмы третьего типа затрагивают проблемы хронопутешествий ("Патруль времени", "Петля времени", "День курка", "Начало", и др.) Начало всему этому безобразию положил ещё Айзек Азимов своей монументальной эпопеей "Конец вечности". И с тех пор сюжет этот с какой только стороны не показывался сценаристами всех мастей. Идея обычно состоит в том, чтобы как обычно - "спасти мир"! Который про эти усилия героя или героев, разумеется, и не подозревает. Но одно должно быть непоколебимо: "наши победят"!
  Четвёртый тип фильмов и книг всё же, пусть намёками, или косвенно, пытается затронуть нравственные и социальные проблемы при встрече с инопланетянами другого типа: аборигенами на осваиваемых или покоряемых землянами планетах.
  В частности, попытка всё же как-то поднять и справедливо разрешить проблемы туземного населения, погибающего или притесняемого захватчиками-землянами, жаждущими прибрать к рукам их минеральные ресурсы, ставится в фильме "Аватар". Где главный герой в финале предаёт свою планету, свой народ - людей, и продаёт их - "за синюю девку". Или фильм "Валериан и город тысячи планет". Там мирные и хитрые аборигены, не имея возможности и желания воевать, решают просто... обмануть захватчиков! Поселившись у них под носом, в Городе 1000 планет. И в конце два главных героя разоблачают злобного и коварного "какашку" - своего же адмирала, и преподносят этим аборигенам "свободу" - на блюдечке с голубой каёмочкой.
  Что является гнусной ложью: вся внешняя и внутренняя политика англосаксов всегда сводилась, сводится, и будет сводиться к очень простой идее: "Хороший абориген - мёртвый абориген"! Что цинично и максимально достоверно показано в фильме "Игра Эндера".
  Где команда подростков полностью уничтожает "жукоидов", поскольку они "пусть и не нападали, но - создавали угрозу"!!!
  И такая позиция очень характерна для США, Великобритании, НАТО и иже с ними: "Россия и Китай создают угрозу для наших идеалов Демократии! И экономики!" И доктрину стремления решать такие проблемы чисто военными методами никто не отменял. И пока сдерживает Запад от соблазна применить своё оружие только существование у России и Китая огромных запасов баллистических ракет с ядерными боеголовками. То есть - военная и политическая верхушка осознаёт, что ответный удар неотвратим, а ядерная зима не позволит выжить даже в супер-бункерах. (Что не мешает им делать деньги на гонке вооружений, и пытаться ослабить Россию и Китай экономическими методами, провоцированием оранжевых революций, и нагнетанием напряжённости в этих странах, или у их соседей, пропагандировать опосредовано свои ценности типа "демократии" через фильмы 1-3 типов, и т.д.)
  Эту же позицию в недалёком прошлом мы прекрасно видели и на примере судьбы североамериканских индейцев, и аборигенов Австралии, Тасмании, Индии, Канады, и прочих колоний. "Они занимают место, где могли бы жить мы! А уж ресурсов у них - непозволительно много! Надо оттяпать!" Не говоря уж о том, что небезызвестная Маргарет Тэтчер предлагала с трибуны в открытую: разбомбить всю Россию, оставив в живых только 5-10 миллионов для обслуживания "трубы". Подающей в их пресловутый "райский сад" дармовые нефтепродукты.
  Пятым типом фантастических книг и фильмов представляются те, где социальные проблемы являются сюжетообразующим элементом. Но!
  Таковых в чистом виде сейчас практически не пишут и не снимают!!!
  Достаточно вспомнить, например, монументальное произведение Оруэлла "1984". Где противоречия и суть западных способов мышления и отношения "элиты" к подчинённому социуму показаны максимально остро: три мировых державы ведут перманентную войну друг с другом, то заключая временные союзы, то отменяя их, лишь с одной целью: эксплуатировать народы своих стран непрерывно и почти бесплатно, содержа в "чёрном теле", как действовали в отношении рабов в своё время - римляне. И - главное! - нужно лишить людей способности к критическому мышлению и реалистичному видению ситуации. Для чего цинично и беспринципно, и так же перманентно, переписывается история. (Так, как сейчас пытаются её переписать, лишив Россию звания реального победителя во Второй Мировой, и приписав эту заслугу и славу - себе!) Сам роман написан реально - качественно, ярко, до дрожи достоверно, особенно в отношении описания сборищ, где разжигают ненависть к тем, кто "не с нами". И вызывает "1984" действительно - страх. Перед таким будущим. И желание как-то нашу действительность изменить. Пока не стало так.
  Ещё одним поистине хрестоматийным и монументальным примером такого глубокого и идейного содержания является роман О. Хаксли "О дивный новый мир!". Где общество выращенных искусственно, вне тела матери, и воспитанных и обученных в своих узких кастовых традициях, людей, фактически сразу обладают идеологией рабов. Винтиков в едином и непогрешимом механизме. И никто даже не помышляет о том, чтоб изменить свою судьбу. Поскольку - НЕ мыслит. А пользуется готовым набором вдолбленных гипнопедией штампов - типичных реакций в типичных ситуациях.
  Поэтому неудивительно, что человек, воспитанный свободным, и с нормальными нравственными принципами (Индеец) просто не в силах принять эту идеологию рабства и всеобщего пофигизма, и встроиться в такой Социум. И предпочитает свести счёты с жизнью.
  Беспросветность жизни без идеологии показана и в романе П. Валё "Гибель тридцать первого отдела". Собственно, его экранизировали ещё при Союзе, на одной из прибалтийских киностудий, полностью извратив главную Идею. В книге показано, как журнал, выпускаемый элитой интеллигенции в этом отделе, руководство Концерна, подмявшего под себя всю прессу страны, использует в качестве... Коррелята! О чём и как НЕ следует писать. Чтоб не вырывать народ из тенет "розового сна", в котором руководство заинтересовано чтоб этот народ пребывал. Вечно. Ну а в советском фильме говорится лишь о том, что заключение этой группки непримиримых писак-интеллигентов в замкнутом пространстве комнаты под крышей явилось "убийством" лично для них самих: конфликты, ссоры, и т.д.
  Ещё показателен в этом отношении роман Р. Сильверберга "Вертикальный мир". У нас, в пост-советском пространстве, он не очень широко известен, вероятно потому, что сам автор обозначил его жанр как "эротическая антиутопия". И это действительно она и есть. А "идейна" - поскольку пытается указать путь, как решить проблему перенаселения. И на Земле людей - 70 млрд.
  В огромных башнях-небоскрёбах живут, и каждый вечер - "блудят", спариваясь с первыми попавшимися женщинами, те, кому "повезло": в мире имеются тысячи трёхкилометровых в высоту гигантских зданий-крепостей, и население каждой такой гонады насчитывает до миллиона человек. И внутренний мир организован чётко и грамотно: каждый на своём месте, каждый занят делом. (Пусть и зачастую бессмысленным, как население нижних, рабочих, этажей, где всё могли бы делать и роботы, но! "Нужно же чем-то их занять!", как говорит циничный Верховный Администратор из верхних уровней одному из своих возможных преемников.) Есть в гонадах и бюрократы, и техники, и даже клан "художников и музыкантов". В этом плане с Сильвербергом вообще мало кто может сравниться: мир, созданный и описанный им, тоже, как и у Оруэлла, до дрожи достоверен и... жизнеспособен! Ведь всех недовольных просто... Отправляют в "Спуск". Где их тела превращаются в энергию, отапливающую чудовищное здание. Но этой убыли не заметно: все начинают плодиться с 13 лет, и в семьях - по 5-8 детей.
  С другой стороны, кушать что-то кроме суб-продуктов, нужно и обитателям гонад-зданий. И вот один из взбунтовавшихся "винтиков" уходит из привычного Мира, а точнее - мирка, чтоб "взглянуть на природу, мир, и море". И что же он видит?
  Сообщество фермеров. Мораль, религия, и жизненные установки которых выродились без должного образования до примитивных культов. Примерно таких, за которые ратовал в своё время Гитлер - поклонение духам Земли, воды, лесов, и т.п. И фермеры приносят жертвы: богам урожая, дождя, и т. д,, и проводят и другие кровавые ритуалы, жертвой которых чуть было не становится наш беглец. Однако когда он, спасённый полюбившей его женщиной, оказывается снова в своей гонаде, её руководство быстренько, без суда и следствия, отправляет его в Спуск - во избежание распространения ненужных слухов и недопущения внесения смуты и сомнений в правомочности "единственно верной" идеологии этого самого руководства.
  И поскольку мы заговорили о "примитивных", или - не-христианских, религиозных установках для Мира будущего, как не вспомнить роман Ф. Ж. Фармера "Плоть". (Это мы уже переходим к Шестому типу произведений. Где пропагандируются новые типы религий. Более "подходящие" для миров будущего.)
  Космонавты, вернувшиеся из длительной разведки дальнего космоса, обнаруживают на Земле совершенно выродившееся Общество. Религия - одна. Поклонение священной Матери. Богине Корлумбии. Дающей жизнь, и покровительствующей выжившему после ядерного апокалипсиса человечеству. И вот одного из космонавтов - капитана! - выбирают Главным Слугой этой богини. А это значит, что оснащённый с помощью хирургической операции - рогами, несущими заряд очень мощных половых гормонов, он должен целый год путешествовать по стране, чтоб в еженощных оргиях оплодотворять как можно большее число "избранных" - девственниц, предназначение которых состоит в том, чтоб принять семя "полубога", и родить новое, чистое и здоровое, поколение. Взамен вырождающемуся от радиации и прочих последствий апокалипсиса. И в конце "героя-оленя" должны принести в жертву! Неудивительно, что взбунтовавшийся экипаж грузится снова на свой корабль, запасясь подходящим количеством усыплённых похищенных женщин, и бежит подальше от Земли, надеясь где-то на подходящей по условиям для жизни планете возродить старое, христианское, общество.
  Вообще, о творчестве Фармера стоило бы сказать отдельно: он слишком заметная фигура в фантастике 60-70-х, чтоб упомянуть его имя вскользь. И пусть у него есть и чисто "развлекалово" первого типа - романы типа "Многоярусный мир", или "Пробуждение каменного бога", но есть и монументально-идейные. Такие, как "Ночь света", где пропагандируется мысль о том, что каждый человек, в-принципе, несёт в себе и хорошее и плохое, но! В условиях одной из новооткрытых планет может и - стать Богом!!!
  Или добрым Богом, Иессом, или - злым: Алгулом. И выбор, кем стать - только за самим Человеком.
  К сожалению, опять-таки из-за, вероятно, ярко выраженной "эротичности", и идеи насилия, иногда даже пропагандируемого Фармером как единственный способ решения проблем Социума, эти и другие романы этого автора не получили на пост-советском пространстве широкого распространения. И мало кому известны.
  К социально-религиозному направлению творчества Фармера и ещё кое-кого, вроде Р. Брэдбери, ("451 по Фаренгейту") и А. Азимова, ("Стальные пещеры" - отличная антиутопия, повествующая о сложностях взаимодействия землян-рабов с расой тех, кто переселился на планеты-колонии, и чья идеология сейчас не скована шорами рабства. И о нетерпимости землян к роботам, отбирающим у них работу.) примыкает, пожалуй, и скучноватая, но очень идейная повесть Хаксли "Обезьяна и сущность". Общество постапокалипсиса тоже - скатилось до культов секса и мракобесия. Женщины доступны только раз в году - в "Праздник Оплодотворения". И уж тут - "все спариваются со всеми"! И дико для местных устоев этой так называемой религии выглядит желание влюблённой пары жить только друг с другом. Поэтому им и приходится просто... Бежать!
  А вообще заметна именно эта глобальная тенденция в западной фантастике и литературе: социально острые моменты и заведомую несправедливость общества эксплуатации человека человеком сейчас там предпочитают... Обходить! На первый план выставляя гендерные и подобные проблемы. И, конечно - экшн!
  Поэтому книг и фильмов пятого и шестого типов почти не снимают.
  А зря. Потому что в поделках первых четырёх типов, вроде "Бегущий в лабиринте", "Дивиргент", "Инсургент", "Сойка-пересмешница", "Путешествие к центру Земли", "Я, робот" (Содержание произведения Азимова исказили в нём так, что автор, наверное, в гробу от злости переворачивается!), и большинства романов К. Саймака, Р. Шекли, и многих, многих других, и прочих аналогичных произведений авторов меньшего масштаба, социальные проблемы зачастую затушёваны, скрыты, а на первый план выдвигается именно приключенческая, "бегательно-стрелятельная" составляющая. Разумеется, красочная и щедро оснащённая спецэффектами.
  То есть, даже если в "Сойке-пересмешнице" понятно, что существующая власть - плохая, и она эксплуатирует почти рабский труд общин-"дистриктов", обитателям которых для успокоения показывают беспрерывное шоу-марафон, в котором выживает только один, сильнейший, абсолютно непонятно: чем лучше будет мир, который собираются создать повстанцы, не имеющие никакой, а не то, что - чёткой, программы гуманизации и демократизации Общества. Получается, что просто работающие люди посадят себе на шею вместо одних Хозяев - других...
  Ну а в "Дивергенте" доведена до абсурда та же идея, что описана в романе "О дивный новый мир": о том, что всё общество будущего должно быть жёстко и навсегда поделено на касты-классы.
  Есть и седьмой тип фантастических произведений: это все поделки о "Хищниках", "Чужих", "Кукловодах", и прочего рода хитрозадых не-гуманоидных захватчиках Земли и землян, обосновавшись для начала в их телах, а затем и выползя наружу. Они, несомненно, тоже очень зрелищны, и пугают до дрожи. Хотя выйдя из кинотеатра, или переключив канал по окончании фильма, потребитель такого рода поделок прекрасно осознаёт, что ничего нового не узнал, а просто... Поужасался! Отдохнул душой. (Собственно, так же, как после просмотра большинства современных детективов и боевиков: "наши победили"!)
  Такая фантастика, 1, 2, 3, 4 и 7 типов, без сомнения, тоже имеет право на существование. И именно её сейчас пишут и пишут западные писатели и сценаристы, очевидно, впечатлённые и мотивированные успехом произведений фэнтези: знаменитой "Игры престолов". И цикла о Гарри Поттере: раз зрители и читатели - смотрят и читают, значит - вперёд! И стадо авторов-эпигонов, словно толпа леммингов без собственного воображения ломится по проторенным дорожкам...
  (Кстати: как ни крути, но знаменитый "Сталкер" Стругацких и Тарковского - тоже из "третьего" типа. Существующее положение и строй изменить никто не пытается, а речь идёт только о том, чтоб добраться до Машины, осуществляющей личное желание или мечту человека. О материальном благополучии.)
  Можно было бы в качестве примеров упомянуть ещё такие "канонические" книги, относящиеся к 1-4 типам, как "День триффидов" Дж. Уиндема, "Воспламеняющая взглядом" С. Кинга, "Неукротимая планета" Г. Гарриссона, "Лунная пыль" А. Кларка, фильм "Прибытие", где инопланетяне прилетели, пообщались, и... улетели, фильм о Луне и её "тайной начинке". Но - зачем?
  Читатель с мало-мальски развитой способностью к анализу и сам легко теперь определит - что перед ним.
  Но как итог этого очень и очень условного деления и далеко неполного обзора можно было бы заключить, что к величайшему сожалению основополагающие, нравственные и социально острые проблемы, ставящиеся Жизнью перед современным Социумом, такие поделки 1-4 и 7 типов даже не пытаются решать. И очень жаль, что не осталось таких Титанов Идей и творчества, как Хаксли, Оруэлл, Сильверберг, Азимов, и им подобных.
  Что - печально. Но вполне - "в тренде".
  Потому что как показывают социологические исследования за последние 20 лет уровень Ай Кью в среднем по миру упал на 20 же пунктов. И эта опасная тенденция сохраняется. Может, как раз потому, что современные масс-медиа и литература не дают возможности потребителю их продукции - думать? Заставляя только любоваться спецэффектами, и радоваться победам героев?
  Но, может, ещё просто не настало время для новых титанов Идей?..
  Вернувшим бы людям желание думать и выбирать самостоятельно?
  А не просто - потреблять готовую, красочную и динамичную, но бессодержательную литературную и "кино-жвачку"...
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"