Наташа любила театр с самого раннего детства. Может быть потому, что окна ее дома выходили на окна театра, и день за днем она наблюдала ту предпраздничную атмосферу, которая сопутствует началу каждого спектакля. Принаряженных зрителей, несущих букеты цветов, поиски лишних билетиков, тревожное ожидание встречи с Чудом, которое, может, останется на всю жизнь.
Театр, рядом с которым жила Наташа, был детским, поэтому она часто видела взволнованных мальчишек и девчонок, крепко держащихся за мамину руку. Когда подросла, записалась в театральный актив, и уже на правах хозяйки дежурила на дневных спектаклях - особенно много работы было на новогодних праздниках, когда активисты, наряжались в лесных зверюшек, составляя компанию деду Морозу и Снегурочке... О, этот заманчивый дух закулисья, где в воздухе слово витает атмосфера счастья...
Понятно, никаких сомнений в будущей профессии у нее не было: она будет актрисой и только актрисой!
Ей всегда было интересно, что же происходит на сцене, когда спектакль заканчивается, в зале гаснет свет, а актеры снимают грим и расходятся по домам?
И вот однажды... Однажды после вечернего спектакля для подростков она поднялась на сцену, которая казалось ей огромной, пустой и холодной... Когда-нибудь она будет выступать здесь и станет великой актрисой - такой как Мария Ермолова или Вера Комиссаржевская, о которых она читала в книжках. Но вдруг она услышала какой-то шорох и спряталась за королевский трон, оставшийся после спектакля.
На сцене собирались люди.
- Я собрал вас, господа, - сказал один из них - бледный красивый юноша с лицом, искалеченным шрамами, - чтобы открыть наше очередное совещание...
- Брось, Артур, - перебил его другой юноша, в мушкетерской одежде со шпагой, - называй нас всех товарищами, - мы, конечно, собрались здесь из разных эпох и стран, но, тем не менее, многие годы были с вами товарищами по общему делу. Мы появлялись каждый вечер на сцене, чтобы вдохновлять наших зрителей, заставлять их думать, страдать, восхищаться, наслаждаться театральным действом. Иногда у нас получалось это хорошо, даже, без ложной скромности скажу, очень хорошо, иногда не очень - не все артисты и режиссеры одинаково талантливы, но мы делали одно общее дело и были счастливы. А что сейчас? Нас покинули артисты. Они не заставляют зрителя думать, не призывают его к подвигам, не вдохновляют его, а только развлекают. Я кое-как нашел свой мушкетерский мундир, проеденный молью и эту проржавевшую шпагу, чтобы придти на данное совещание в форме. А что творится за пределами театра? Дети почти перестали к нам ходить. "Золушку", "Снежную королеву" и "Зайку-зазнайку" они знают только мультфильмам, а не по великому театральному действу. Они проводят время в компьютерных клубах и подворотнях вместо того, чтобы читать книги и думать о высоком... Взрослые забыли о возвышенных идеях и главным для них стали деньги.
Тут Наташа поняла, что на сцене собрались герои всех ее любимых спектаклей. Овод, д"Артаньян, Мастер и Маргарита, Ромео и Джульетта, Золушка, Белоснежка в сопровождении семи гномов, Митрофанушка со своими учителями Вральманом и Цыфиркиным, Тимур и его команда.
- Я согласна, - сказала Маргарита, - действительно, в жизни сегодня творится черт знает что. В случае необходимости, можно послать телеграмму Воланду, он приедет со всей своей свитой и со всей этой перестройкой быстро разберется... Сумел же он провести некоторые преобразования в Москве в 30-е годы...
- Ну зачем же так сразу Воланд... - перебила ее Белоснежка, - возможно, что-то сделать и в наших силах, вот мы тут с гномами посоветовались...
- Любовь и только любовь, - сказал Ромео, - только она в состоянии спасти мир от надвигающейся на него чумы нелюбви, жадности и корыстолюбия...- и крепче обнял Джульетту.
- А на мой взгляд, не так уж все и плохо, - пожал плечами Митрофанушка. - Теперь, наконец, я могу не учиться, а жениться. На дочке банкира. А за диплом заплачу. Причем, за самый престижный...
- Прав, Митрофан, прав, - поддержали своего ученика Вральман и Цифиркин, - а нам уже пора уйти на заслуженный отдых и заняться репетиторством. Митрофанушек сегодня развилось великое множество, работы хватит...
- А как же те великие идеи, за которые сражался театр? - возмутился Артур-Овод. - Неужели зря каждый вечер я страдал, когда меня вели на расстрел? Я был уверен, что юные зрители меня полюбят, что они вырастут добрыми, честными, справедливыми, патриотами своей родины... А не эгоистами, для которых важно лишь собственное процветание. Мир спасет только революция!
- Увы, - продолжил д"Артаньян, - девиз "сам погибай, а товарища выручай", совсем забыт. Лжецов, воров и приспособленцев сегодня больше, чем гвардейцев кардинала, хотя мы с Атосом, Портосом и Арамисом, конечно, готовы в любой момент вызвать их на дуэль!
- Успокойся, д"Артаньян, - ситуацию в свои руки решила взять разумная труженица Золушка... Главное, давайте хорошо подумаем. Не может быть так, чтобы не было выхода из создавшегося положения...У нас есть Фея и Паж, за это время он уже многому научился...
- Брось ты эти свои сказки, - ни одной Фее сегодня не справиться с ситуацией, - сказал Тимур. - Но мы не должны падать духом. Мы не можем предавать своих учителей - Гайдара (не Егора, понятно, а Аркадия!), Шарля Перро, Шварца, Дюма, Фонвизина, Булгакова, Шекспира, в конце концов... Не может быть, чтобы люди забыли, что они - люди и думали только о деньгах, а не о благородных делах... Вперед, моя команда!
Ночной спор затянулся... И никто не заметил, как механик сцены, уходя из театра, кинул окурок мимо урны, и театр загорелся. Горели деревянные декорации, реквизит из папье-маше, горели фойе с портретами актеров и старый потрепанный занавес... Если бы внимательный наблюдатель присмотрелся к пожару, он наверняка бы заметил призрачные силуэты, поднимающиеся над ним. А возможно, это дым принимал такие причудливые очертания. Здание театра было очень старым и давно не ремонтировалось, противопожарная система не функционировала. Приехавшие на вызов жильцов соседнего дома пожарные ничего сделать уже не смогли.
Когда Наташа проснулась рано утром и по привычке выглянула в окно, на месте его любимого театра было только пепелище...
Потом театру дали новое здание, а когда он там не прижился, актеры перебрались в другое... Место, на котором располагался театр, огородили забором, там строится очередной в городе торговый центр.
Наташа выросла и в новый детский театр уже не ходит. Теперь она - постоянная зрительница взрослого театра, потому что тот, кто полюбил театр с детства, остается верным ему на всю жизнь. На экзаменах в театральный институт она провалилась - никаких способностей у нее не обнаружилось, она поступила в университет иностранных языков и получила специальность переводчицы французского. Только иногда она вытаскивает из своего тайного закутка толстую папку с театральными программками и перебирает их... И ей кажется, что ее любимые герои Овод и д"Артаньян, Золушка и Маргарита, Тимур и Белоснежка разговаривают с ней...
Кто знает, может, вместе с театром они перебрались на новую сцену, и по-прежнему проводят там свои совещания, и вновь надеются, что их труд не был напрасен, что Любовь, Доброта, Красота, Справедливость в нашей жизни восторжествуют...