Аннотация: "Что бы построить новое будущее надо определить из каких людей оно будет состоять!".
НОВАЯ НРАВСТВЕННОСТЬ КРЕАТИВНОГО ГОСУДАРСТВА.
"Что бы построить новое будущее надо определить
из каких людей оно будет состоять!".
Автор Мамыченко Андрей Валентинович.
написано 2011 - 2012г. доработано в 2015г.
Свидетельство о публикации Љ 217041101801 от 11. 04. 2017г
ООО "Литературный Клуб" Проза.ру
1. Переход к новой нравственности.
2. Нравственность бывает разная.
3. Деструктивная нравственность.
4. Сложившиеся виды морали и нравственности.
5. Новая мораль и нравственность.
6. Заповеди "Креативного Государства".
7. Условия для выполнения заповедей.
Переход к новой нравственности.
"В первую очередь, само государство должно быть нравственным!"
"Нравственным, а не криминальным должен быть закон, тогда и люди будут порядочнее".
"Новый закон должен работать на ученых и творцов, а не на криминальную верхушку страны".
"Настоящий прогресс - это нравственный прогресс, когда меняется сама суть человека, а не только техника, которой он пользуется!" "Без нравственного начала наука может стать опасной для общества"
"Человек должен стать главной целью развития современного общества и только вслед за этим можно думать о технике, всего лишь помогающей людям жить!"
В 2003 году, руководство России сделало ставку на поддержку ученых и развитие науки. Были созданы новые наукограды. В науку закачали огромные деньги, но к 2005 году выяснилось, что наука не принесла отдачи. Тогда появилась фраза "Денег много, а идей мало!".
Идей действительно в науке мало от того, что в научном мире больше собираются люди аналитического и исследовательского склада, а не изобретательского. Ученые исследователи способны проанализировать проблему, совершить открытие того, что уже давно существовало в природе, но создать что-то новое, они не способны в силу отсутствия творческого мышления. К то муже, по международной статистике, всего 10% ученых (в любых странах) по настоящему развивают науку, совершая открытия и изобретения, остальные 90% это околонаучный балласт.
Новаторские изобретения дает не просто наука, а только творчество, поэтому с 2006 года руководство страны делает ставку на креатив. По всей стране проводятся массовые конкурсы на разработку инновационных проектов. Быть творческим человеком становится модно. Однако к 2009 году массовое творчество начинает пробуксовывать.
Когда летом 2009 года на Селегере был проведен форум изобретателей и новаторов, весь день по центральному телевидению показывали одного и того же мальчика с его электронным микроскопом. Такое происходило от того, что из всех участников, прибывших на форум, показывать было больше некого. На слет приехали бездарные дети, бездарных чиновников, что бы погулять и развлечься за государственный счет. К 2015 г инновационный форум на Селегере полностью иссяк и прекратил свое существование по причине отсутствия на нем значительных технологий. Кроме того Селегер утонул в карьеризме его участников и в амбициях его организаторов.
Подавляющее большинство конкурсов проводимых по всей стране превратились в сплошной плагиат, бесплатный сбор идей и чужих замыслов. Восемьдесят процентов конкурсов запускалось только с одной целью - протащить "своих" на призовые места и получить денежные гранты. Первые места на конкурсных состязаниях, в большинстве случаев, покупались "избранными", подлинные талантливые люди при этом не проходили на призовые места. Победы в основном присваивались по блату, бесталанным участникам со смешными идеями, потешными изобретениями и ворованными замыслами, переделанными на 20% (чтобы подлинный автор не предъявил претензий).
Дошло до того, что плодотворные творческие люди намеренно перестали участвовать в конкурсных программах, шарахаясь от них как от чумы, так как опасались за воровство своих идей. Следствием стало то, что при большом количестве конкурсных проектов, перемен в стране практически не происходило.
Сам конкурс новаторов на Селегере проводится только для одной возрастной категории - молодежи до 30 лет, оставляя "за бортом" умных талантливых авторов проектов, старше тридцати лет! Практически все изобретатели и ученые, которым было за 40, за 50, за 60 лет остались не у дел! Но ведь именно после сорока и пятидесяти лет, у человека накапливается большой жизненный опыт, появляется приличный багаж знаний (имеется 2-3 высших образования) и понимание подлинных ценностей жизни, которые позволяют создать "созревшие" жизненные изобретения, особенно в гуманитарной (политической и социальной) сфере.
Как раз люди старшего возраста видят и знают как надо решать наболевшие проблемы общества, но вот таких, умудренных жизнью изобретателей, на конкурсы как раз и не допускают, чтобы не дай Бог ни сказали ни чего дельного! Выходит, что гения космонавтики Циолковского на Селегер не взяли бы, академика Королева на Селегер тоже не пустили бы, не попал бы туда и Менделев с Ломоносовым и Кулибин осталсябы не у дел! Все свои значимые труды они создали, когда им было за тридцать.
Фактически Селегер (и подобные ему акции) были полной профанацией для недоученной и интеллектуально несозревшей молодежи. Прикрывалось все это громкой фразой о том, что якобы "все великие произведения были созданы гениями до 30 лет". Только вот не уточняли, какими именно гениями. Ведь по исторической статистике, гениальные люди создавали свои шедевры до 30 лет только в живописи, в музыке и поэзии, а вот технические изобретения рождались у гениев в боле зрелом возрасте, гуманитарные и социальные доктрины вообще создавались гениями на склоне лет при наличии большого жизненного опыта, мудрости и огромного объема знаний.
Молодежные конкурсы целенаправленно отсекали и отсекают изобретателей и ученых старшего поколения, которые могли бы блеснуть подлинными достижениями. Для изобретательных людей старшего возраста количество конкурсов во всем мире сильно ограниченно, в этом плане применяется такой принцип - чем старше человек, тем меньше для него проводится конкурсов и предоставляется минимум возможностей, в которых он может себя реализовать, осуществить свои замыслы и разработки. Это не только не рационально, но даже и не этично - вышвыривать из активной конкурсной жизни более умных, мудрых и зрелых во всех отношениях людей.
Вот здесь мы и подходим к новому этапу развития общества, при котором надо делать ставку не только на науку, творчество и молодежь, но и на нравственность и опыт зрелых людей. Надо во что бы то ни стало прекратить воровство идей у творческих людей, внедряя для этого специальные программы, законы и нормы морали. Иначе творцы перестанут изобретать, вследствие чего общество впадет в застой.
В любом авторском замысле, идее, проекте присутствуют обязательно две духовные составляющие:
1) Дух изобретения - его интеллектуальный замысел и,
2) Душа автора - его движущая сила.
Вынь душу автора из проекта (отстрани автора от созданного им детища) и проект сразу утратит силу, потеряет свою "искру зажигания", замысел не воплотится, даже если его будут пытаться запускать другие люди. Так же и машина не поедет с посторонними людьми, без ключа зажигания, который находится у ее владельца. Можно украсть идею, но забрать искру зажигания у автора не получится, так как она является частью его сути. Без авторской искры не заработает ни один украденный проект.
Особенно это касается гуманитарных идей и проектов, в которых автор становится харизматичным носителем идеи и душой всего замысла, которая оживляет проект. Если авторство гуманитарных проектов не будет соблюдаться, идеи просто не станут работать, превращаясь в пустую оболочку, которую можно украсть, только ради того, что бы помахать ею как флагом в рекламных целях и больше ни чего не сделать. Страдать от этого будет гуманитарное развитие общества, а вслед за ним и техническое новаторство.
Люди продвинулись в науке и технике, но не изменились в своей психологии.
Поскольку общество развивается вместе с человеком, социальное переустройство общества будет происходить только тогда, когда начнет активно действовать творческий человек, порождающий сам прогресс. Только такое развитие будет напрямую зависеть от того, дадут возможность генераторам идей воплощать свои замыслы по переустройству общественных отношений или нет.
В инновационном государстве общество должно расти, не только интеллектуально - технически, но и социально - гуманитарно, прежде всего в положительных изменениях отношений между людьми.
Бурное развитие индустрии, науки и техники привело к тому, что разум человека практически полностью забыл о своей душе, превращая людей в бесчувственные машины, думающие только о прибыли корпораций. Несмотря на гигантские прибыли, получаемые олигархами, крупные государства мира, управляемые ими, начали сворачивать социальные программы для населения, резко опуская уровень жизни среднего класса.
Что бы предотвратить такую тенденцию, нужно активизировать вторую линию прогресса - гуманитарную. Тогда баланс интеллектуального и нравственного векторов развития мира уравновесится. Для дальнейшего развития мира, гуманитарный и технический прогресс должны быть сбалансированы между собой, чему есть немало исторических примеров.
- Отмена рабства в Америке - привела к рождению промышленности и предпринимательства;
- Свобода, равенство, братство, в революционной Франции - привели к технической революции;
- Социальная социалистическая революция в России - открыла дорогу в космос.
Практически мир людей развивается по двум глобальным направлениям:
- технический прогресс - наука, открытия, изобретения и
- гуманитарный прогресс - мир новых отношений среди людей, религиозных доктрин, проповедующих новую мораль и нравственность, приводящих к социальным революциям, отмене рабства, крепостничества и буржуазной эксплуатации.
Технический и гуманитарный прогресс исторически взаимосвязаны между собой. Сам технический прогресс представляет собой новую культуру мышления, новые отношения между людьми, новое сознание, а значит и новое гуманитарное развитие.
Техническая революция 19-20 века стала возможной, потому, что ей предшествовала гуманитарная, нравственная и социальная революция 18-19 века в Европе. Благодаря писателям гуманистам, воспевавшим свободу, равенство, братство, изменились сознание и нравственность людей в сторону социальной справедливости. Гуманитарное, нравственное, а ранее и религиозное развитие, всегда предшествовали техническим прорывам.
В древние века гуманитарный прогресс имел место в эллинской культуре, на его базе была создана мощная Римская империя, с более развитым законодательным правом, архитектурой, градостроительством, водоснабжением и дорожной сетью. Техническое развитие Римской империи последовало вслед за гуманитарным правовым прогрессом общества.
Иными словами в разные исторические эпохи, так или иначе, соблюдался баланс технических изобретений и социально-гуманитарного прогресса. Исключением стал век 20 и 21.
В двадцатом веке произошел технический взрыв при полном отставании культурно нравственного роста людей, что привело к краху гуманизации всего общества (первый паровоз народ воспринимал как дымящего дьявола, которого страшно боялись), получилось так, что техническая цивилизация обогнала культуру. Хотя именно культура должна вести цивилизацию за собой, определяя какая ее часть должна развиваться в первую очередь, а какая во вторую, делая это в соответствии с подготовкой и развитием людей к принятию новых достижений. Одним словом культура должна готовить людей к будущим техническим прорывам, заранее настраивать на них интеллектуально, морально и законодательно. Но самое главное в культурной подготовке нации - чтобы научные достижения не обращались политиками (и правящими элитами) против самих же людей и своего же народа, а именно это сейчас и происходит, - "Вся наука существует только для элиты, и только против народа"!
В наши дни наука опередила этику на столько, что общественная мораль и сознание не успевают за ними угнаться. Пока растет промышленность, духовность общества заметно сжимается. Человечество ни когда не достигало таких вершин технического развития как в 20 веке, но эти вершины могут оказаться сокрушительными без гуманитарного прогресса и развития нравственности людей.
Существующая наука и творчество способны создавать не только технические шедевры, но так же и порождать орудия преступлений, убийств и разрушений. Научное творчество одновременно бывает как созидательным, так и разрушительным, может стать гениальным, может быть и криминальным - оно всего лишь инструмент в руках сильных мира сего. Однако в какую сторону будут направлены изобретения и научные открытия, будет ли осуществлен баланс между нравственностью и прогрессом, все зависит от моральных качеств самих творцов, ученых, политиков и правящей элиты общества.
Технический прогресс принадлежит сфере духа, интеллекта людей. Социальный прогресс является сферой отношений души человека, роста его нравственности. Технические достижения облегчают жизнь человека, нравственные достижения облегчают отношения между людьми, приучая людей к терпимости и взаимопониманию. Поэтому "Уровень сознания и нравственности граждан должен соответствовать уровню развития современных технологий".
В науке нельзя переступать через нравственность, так как это чревато научными катастрофами, политическими и социальными потрясениями, забвением талантливых ученых. "Наука, отрешенная от морали обречена, создавать чудовищ!", "Талант без чести ни перед чем не остановится!". "Научный интеллектуал - это род занятий, а не нравственное определение". "Давать не облагороженному человеку передовые знания - то же самое, что давать сумасшедшему меч!". Вот сколько эпитетов сказано в адрес технического развития людей, происходящего в отрыве от гуманитарного и духовного роста!
К сожалению, современные научные лаборатории далеки от моральных норм. Большая часть науки служит насилию. Науку все чаще обвиняют в бедах всего человечества. Вспышки в городах третьих стран неизвестных вирусов, не что иное, как практические эксперименты засекреченных военных биологических лабораторий. Ежегодно по стране пропадают без вести тысячи людей, которыми можно заполнить целый стадион. Некоторых из них находят годы спустя со стертой памятью или измененной до безумия личностью и все это происходит после проведения над ними многочисленных научных и медицинских экспериментов.
Часто, путем психотронных опытов, удается полностью уничтожить старую личность человека, но вот создать новую, со специально заданными параметрами, так и не выходит, в результате получается психически искалеченный и умственно изуродованный человек.
Современные ученые выковывают оружие порабощения и уничтожения, прежде всего, своей собственной личности, первыми, кого возьмут под контроль с помощью нового мозгового оружия - будут люди думающие, то есть сами ученые. В свое время писатель фантаст Жюль Верн, описывая зарождение технического прогресса, говорил: "Успехи науки не должны обгонять совершенствование нравов!"
В настоящее время, на международном уровне, громогласно заявляют об ответственности ученых и политиков перед человечеством за новейшие биотехнические разработки. Создаются целые ассоциации нобелевских лауреатов, под названием "Ученые в ответе за мир!". Но на самом деле, чем громче кричат, тем меньше делают!
Если сбросить маску мирового лицемерия, то можно увидеть, что делается все, что бы новые технологии сразу использовались против народных масс!
Народ кормят генетически модифицированными продуктами несущими, онкологию, ожирение тела и отупления мозгов, обрабатывают психику массовыми психотронными генераторами, новорожденным детям собираются вживлять под кожу микрочипы управления, превращая людей в биороботов. Вот реальное использование новейших научных технологий!
Что бы человечество могло выжить, надо начать мыслить по-новому. Умом человека должна управлять не агрессия, а миролюбие! "Новое человечество должно воспроизводить только мир, исключая войну из повестки человечества!"
Когда в 1972 г. был отправлен космический аппарат "Вояджер" за пределы солнечной системы, с целью выйти на контакт с внеземными цивилизациями, в него была заложена информационная пластина со сведениями о земле и людях. Пластинка выполнена в форме визитной карточки Земли, открытки - приветствия, в которой представлены люди, не как воины и разрушители, а как существа разумные и культурные. Это говорит о том, что общество не желает представать разрушителями перед другими космическими цивилизациями. Нация земли хочет выглядеть миролюбивой в глазах инопланетной общественности. Люди на земле понимают, что человечество будущего должно быть культурным и разумным. Значит, понимание новой морали, у передовой части человечества реально все же имеется. Поэтому возникает вопрос о выработке новых моральных норм способствующих изменению общества.
Миру нужно прийти к этическому обновлению, востребованному в условиях мира ставшего тесным, в котором, как в "большом поселке" все вынуждены считаться друг с другом.
Дальнейший прогресс цивилизации станет возможным, когда будет устранен перекос в развитии между наукой и моралью. Чем выше уровень цивилизации технического развития, тем опаснее для нее отсутствие культуры и нравственности. В зону повышенных технологических возможностей нельзя допускать людей с неразвитым мировоззрением, с узкой моралью и нравственностью, особенно из числа руководящих политиков. Человек с несовершенной душой не должен прикасаться к тайнам бытия. Талант без чести ни перед чем не остановится, так как для него главным остаются деньги.
Обладание сверхвысокими технологиями людьми с животной агрессией, приведет к гибели не только их, но и огромные массы людей вокруг. Даже если ученый окажется порядочным человеком, плодами его труда все равно воспользуются безнравственные политики и безответственная элита, не имеющие ни морали, ни чести, ни совести.
С одной стороны, чем больше наука сосредоточена в единоличных руках правящей элиты и политиков, тем больше в ней злоупотреблений. С другой стороны, чем больше граждан страны владеют наукой, тем меньше риск злоупотреблений новыми знаниями. Идея "высшего образования для всех", придаст новый импульс развитию моральных сторон науки, так как огромное количество людей сможет понять процессы происходящие в науке, и сумеет задуматься над их последствиями.
Современная цивилизация предъявляет повышенные требования к интеллектуально-умственным способностям людей, но социальная действительность ведет к моральной и нравственной деградации всего населения.
В России, с начала 1990 годов, по 2010 год и далее, создается криминализованное, бандитское общество, управляемое семейными кланами, по принципу сицилийской мафии. На протяжении десятилетий, по всем каналам телевидения, ежедневно показывают криминальные фильмы обучающие приемам бандитизма молодежь и преступный мир. Люди, на которых висят незакрытые уголовные дела, проходят на руководящий уровень страны, становятся депутатами, министрами, мерами и губернаторами, начинают воровать еще больше. По сути, в России нет настоящих капиталистов думающих о производстве и нет политиков мыслящих по государственному, зато есть криминальные бандиты, прорвавшиеся во власть. Фактически наступил моральный кризис власти.
По мнению западных бизнесменов, что бы в России стать миллионером, не надо заниматься бизнесом, нужно всего лишь стать мэром или губернатором и тогда у него будет все. То есть мэр, это первый коррупционер, который задает тон всем остальным. Сколько российских губернаторов, отойдя от дел, купили себе личные футбольные команды, роскошные яхты, особняки и замки за рубежом, уехав с семьями туда жить! Разве все это можно иметь на зарплату чиновника?
Криминальные руководители думают приземлено, как воры, дорвавшиеся до кормушки. Вектор их мышления направлен только на обогащение, у них нет государственной мысли, они не государственные деятели. Им нужны только деньги, девочки, сауны и оффшорные зоны для перекачки денег за рубеж.
Уголовные руководители закрывают заводы и фабрики, продают земли, проводят рейдерские захваты чужой собственности, устраивают коммерческие поджоги, организуют преступные группировки на местах, совершают экономические и уголовные преступления под полным прикрытием судов, прокуратуры и МВД. Нашумели случаи, когда генералы правоохранительных органов, которые занимались борьбой с организованной преступностью, сами ее организовывали, проводя рейдерские захваты чужих предприятий. Правящая "элита" в России сформировалась как антинародная, безнравственная и аморальная.
Таким высокопоставленным грабителям не нужны новации, они на дух не переносят идейных людей и близко их к себе не подпускают. Криминальным руководителям нужны быстрые деньги и фактическое беззаконие, цивилизацию они развивать не собираются. Кроме того, люди с мышлением вора или торгаша-лавочника, находясь у власти, продадут и свою родину, им все равно, чем торговать, лишь бы была прибыль. Алчные, продажные люди стоят у руля страны и определяют, как жить всему обществу.
Разве можно такому уголовному руководству и криминализованному поколению доверять сверхмощные инновационные технологии? Они тут же их обратят против своих сограждан. Уже с существующими технологиями, безнравственные руководители наворотили дел в государстве, больше чем это допустимо - развалили СССР на страны СНГ, разрушили экономику, подорвали производство, армию, довели население до вымирания. Такая бесконтрольность действий убивает любую мораль и нравственность.
По ряду позиций, организованный криминалитет в России, заменил гражданское общество. Масштабное воровство по всей стране, поставлено над законом, оно не подсудно. За крупные кражи на государственных постах, чиновников не наказывают (например, мэров и губернаторов), а позволяют им открыто уезжать за границу с незаконно полученными капиталами.
Нельзя изменить страну, опираясь только на высокопоставленных воров. Криминальное государство, возглавляемое грабителями и коррупционерами, по своему определению, не может быть ни справедливым, ни социальным. В таких условиях к власти проходят только люди с самыми низкими моральными качествами, которые определяют деструктивную политику страны, ни гнушаются ничем для достижения цели и ни за что не несут ответственности. Такую антинародную власть нельзя близко подпускать к сверхвысоким технологиям будущего.
Новые технологии придут на землю с новой нравственностью. Мысль о создании мощного лазерного оружия, которым можно сжигать целые города и срезать самолеты в небе, появилась еще в конце 19 века, но по прошествии ста лет, она так и не была реализована. Значит наступательное лазерное оружие гораздо мощнее и опаснее, чем сдерживающая ядерная бомба. Супер лазеры составляют большую угрозу для человечества, находясь в руках агрессивных алчных политиков, поэтому их технологии на земле так и не появилась, породив лишь маломощные копии (в виде лазерной указки).
Все технические средства, изобретенные людьми ко времени второй мировой войны, были направлены на истребление себе подобных людей. С появлением высокотехнологичных изобретений, цивилизация оказалась на гране самоуничтожения. Все стремления людей самых творческих, самых одаренных, самых научных, ориентированы на саморазрушение цивилизации.
Это говорит о том, что пока в стране не произойдет гуманитарная революция, меняющая сознание и нравственные ценности людей, не начнется новая сверх техническая революция. Ни какие прорывные инновации не состоятся. Сама по себе техника, без доброты и морали людей, оказывается опасной.
Сегодня, нравственный вопрос, звучащий, как внутренний голос ученых, становится жизнью и смертью всего человечества. В новом тысячелетии малоответственная наука вершит историю.
Происходит упадок только зародившейся информационной (постиндустриальной) цивилизации.
Не появится ни каких новых технологий, пока не изменится само общество. Прорывные технологии будут заблокированы на уровне НОО сферы (космического разума или высших сил) и не придут в головы, ни изобретателям, ни ученым. Кроме того, сама атмосфера криминала, беззакония и воровства в стране, лишает желания творческих людей вообще, что-либо изобретать, потому что это становиться не для кого делать и незачем делать.
Не совершенность человеческого ума, алчность, эгоизм, препятствуют появлению на земле высоких технологий. Гуманитарный прогресс должен подтянуть сознание людей до понятия разумного использования технических изобретений нового порядка. Тогда на землю смогут прийти такие технологии, о которых мы даже и не помышляли.
В быстром развитии гуманитарного прогресса способны оказать действенную помощь идейные руководители - они родоначальники всех новаторских преобразований. Своими идеями новые управленцы запустят гуманитарные, социальные, экономические и технические перемены.
В отличие от криминального руководства, идейные руководители не думают о воровстве денег, их мысли направлены на то, как реализовать свою идею. Именно идейные люди, дают развитие всей цивилизации, только они обладают высокими векторами мышления, обращенными в будущее.
В настоящее время идейных людей ни куда не допускают, им намеренно не дают себя реализовать. Страна из-за этого находится на грани застоя, постепенно деградируя. Что бы государство смогло креативно развиваться, нужно заменить криминальных и функциональных руководителей, на идейных творческих лидеров.
Необходима гуманитарная революция, в результате которой более нравственные люди сумеют прийти к власти, отстранив от управления финансовых жуликов, экономических преступников и военных экстремистов.
Идейных людей нужно проводить в депутаты, ставить мэрами и губернаторами, назначать министрами, главами администраций, ставить руководителями отделов госслужбы, формировать в госаппарате целые команды творческих креативных людей. Тогда в государстве прекратится идейный застой и начнется цивилизационное развитие страны и нации.
Людям идейным, творческим, власть нужна не для личного обогащения или тщеславия, а для реализации своих идей и замыслов. Идейный человек относится к власти лишь как к средству, а не как к цели.
Если человек идейный создает в государстве новое общество людей, то в дальнейшем новое сообщество будет лишь усиливать мощь, индивидуальность и замыслы руководящей личности. Идейный человек окружает себя людьми такими же способными и творческими как и он сам, с которыми он будет успешно работать, не боясь интеллектуальной конкуренции с их стороны, поскольку сам находится на голову выше остальных. Окружение идейного творца хорошо показывает его уровень, становясь его отражением.
Как известно, свита всегда делает короля, так же и талантливые кадры, набранные одаренным руководителем, сумеют благополучно и нестандартно решать любые проблемные ситуации в государственном деле, как их решает сам идейный лидер.
И так, для выхода страны на новую ступень цивилизации
(на которой состоится креативное государство) необходимо:
1. Провести кадровую революцию - поставить идейных творческих людей на руководящий уровень в государственной службе.
2. Провести гуманитарную революцию - повысить уровень сознания людей, развить их духовность и нравственность.
3. Совершить прорывы технической революции - выйти в технике на новый цивилизационный уровень, уровень освоения других планет.
Для выполнения таких исторических задач, идейный руководитель, обладает особым качеством необходимым для этого - высокой развитой духовностью, которая позволяет ему предвидеть будущее и следовать точным курсом, не дающим сбиться с пути в сторону алчности и стяжательства, осуществляя идейный замысел.
В отличие от людей идейных, функциональные руководители не обладают большой духовностью, они окружают себя еще большими бездарностями, чем они сами, и создают коррумпированное общество, в котором криминальные паханы - управленцы, неизбежно доводят любое государственное дело до разрушения.
Идейный, духовно - нравственный человек не пойдет на все подряд, ради денег, для него всегда существует моральная черта, которую он не переступит ни при каких обстоятельствах. В психологи человека имеется незримая нравственная граница, которую не все способны переступать, такая граница устанавливается совестью.
Совесть, мораль и нравственность - атрибуты духовности человека.
Совесть - это абсолютная мораль и нравственность, часто заложенные от рождения, как мерило "праведного и неправедного", "верного и неверного". Совесть определяет то, что можно делать человеку, а что нельзя. У одних людей она есть, у других ее надо воспитывать вместе с понятиями морали и нравственности.
Совесть является границей морали и нравственности, внутренней чертой каждого человека, устанавливающей пределы "дозволенного" в его поведении.
- Как моральная категория, совесть является внутренним образом мышления и критиком, фильтрующим все дурное.
- Как нравственная категория, совесть отличает доброе, от плохого. Совестью обычно попрекают или о совести часто напоминают. Поступать по совести - значит делать по справедливости. Совесть, как и чувство справедливости, бывает врожденная. Мораль и нравственность являются составными частями совести:
Нравственность - это форма поведения людей, нормы поведения, поступки
(нравственные или безнравственные), часто диктуемые сердцем и душой, свод
"неписаных законов" жизнеустройства (врожденных или приобретенных).
Нравственность воспитывают с детства, она относится к области подсознательных
установок закрепляемых в душе человека.
Понятие нравственность происходит от слова нрав - характер.
Иногда люди вырабатывают в себе высоконравственный характер.
Все заповеди Христа - это нравственные заповеди.
В повседневной жизни понятие нравственности чаще применяют к нормам поведения,
принятым в общественных отношениях.
Мораль - это образ мышления, общественные правила поведения, "писаные законы" людьми,
необходимые для совместного проживания в тех или иных условиях жизни.
Нормам морали учат. Мораль относится к области сознания человека и его духа разума.
Моральный кодекс, это набор моральных правил выработанных разумом людей
в процессе их жизни, в едином сообществе. Какая мораль - такой и смысл!
Когда говорят "мораль сей басни такова" под этим подразумевают главный смысл
происходящего. Морально устаревшая техника означает - интеллектуально отсталая,
мало продуманная. То есть мораль больше связана с интеллектом человека и с его
сознанием.
В обиходе, мораль чаще используется для определения социального поведения людей и
интимной жизни, оцениваемые с точки зрения разумности.
Мораль - это то, что говорят и думают. Нравственность - это то, что чувствуют и делают.
Мораль находится в голове. Нравственность располагается в душе человека.
Применяя мораль и нравственность люди должны сначала думать, а потом делать, но часто бывает так, что сначала люди делают не то, что надо, и только потом думаю о последствиях.
В широком смысле слова, мораль регламентирует (определяет) социальную и общественную жизнь граждан, а нравственность регулирует (уравновешивает) межличностные отношения между людьми. Мораль и нравственность можно отнести к писанным и неписаным правилам общества.
Моральные страдания являются - страданиями духа человека, угрызениями его разума и сознания,
умственными сожалениями.
Нравственные страдания представляют собой - страдания души человека, переживания его
чувств, психологические мучения.
Мораль может быстро меняться на уровне сознания граждан.
Нравственность должна долго укореняется в подсознании людей, как прочувствованные нормы жизни. В общечеловеческом плане, мораль и нравственность созданы для удобства совместного проживания людей, находящихся в одном сообществе при определенных условиях жизни.
Для совместного проживания общество выработало три вида законов:
- Мораль - общечеловеческие законы, позволяющие думать как все (законы для духа).
- Нравственность - внутричеловеческие законы, помогающие поступать как все (законы для души).
- Право - над человеческие законы, ограничивающие физические свободы людей (законы для тела).
Существуют свои морально нравственные понятия у души, у духа и у тела:
- у души - нравственно помочь слабому, поделиться своими излишками,
безнравственно не помочь и не поделиться.
Человек с развитой душой поделится последним с нуждающимся.
- у духа - с точки зрения морали следует определить, заслуживает нуждающийся человек помощи,
или не заслуживает. Капитан корабля, сильный духом и сознанием, последним покидает
судно, думая о том, что в первую очередь надо спасти пассажиров и экипаж.
- у тела - сильный забирает себе все, слабый не получает ничего, слабый становится жертвой.
В минуты опасности, малоразвитые люди становятся похожими на зверей и животных,
среди которых выживает только сильнейший. С точки зрения природы тела, это
правильно, потому что сильный человек сможет дать более жизнеспособное потомство.
На каждом уровне духа, души, тела, действует только "своя мораль и нравственность", построенные на выживании именно в своем мире обитания:
- в духовном мире превалирует закон высшей разумной справедливости;
- в человеческом мире преобладают законы душевных отношений;
- в животном мире существует закон джунглей - как грубая сила тела.
Земной мир является неустроенным для большинства людей. На протяжении всей истории человечества происходили воины и революции в борьбе за равенство, справедливость и распределение земных ценностей. Понятие высшей справедливости и абсолютной морали, заложенные в сердцах и душах большинства людей от самого рождения, как эталон общественного миро устройства, часто не соблюдается. На земле такой эталон "духовной справедливости" не всегда выполняется из-за мало подходящих условий жизни (животно-звериных), в которых людям надо конкурировать между собой за ограниченные ресурсы, а иногда и выживать любыми способами, убивая себе подобных.
Современная наука, промышленность и развитое сельское хозяйство, позволяют обеспечить людей всем необходимым для жизни в полном изобилии, не прибегая к взаимному уничтожению народов. Разумные законы могут контролировать рождаемость людей в том количестве, которое соответствует сырьевым ресурсам на планете, поэтому повод для проведения захватнических войн в современном мире отпадает. Однако мораль и нравственность правящих элит пока не доросла до уровня игнорирования животных инстинктов агрессии, прежде всего в самих себе!
Поэтому, до тех пор, пока не будет решен вопрос с нравственностью людей на земле, именно в правящих элитах государств, так и будут тормозиться "Свыше" любые технические открытия, позволяющие сделать огромный скачек вперед, в развитии цивилизации. Другими словами не придут высокие технологии в головы аморальных изобретателей и непорядочных, безнравственных людей руководящих обществом. Сверхвысокие технологии воплотятся на земле только тогда, когда у людей появится высокая мораль и ответственность за свои дела - в особенности у руководящих элит!
Когда люди изменятся в гуманитарно-нравственном отношении, вот тогда и придут на Землю новые технологии. Общество по-настоящему изменится только тогда, когда у человека кардинально поменяется мораль и нравственность.
Морально-нравственные правила относится к социально гуманитарным воззрениям людей. Поменяв гуманитарное мышление, на более прогрессивное, можно прийти к новой морали и нравственности - более высоким и совершенным. Гуманитарные науки важно не только изучать, но и развивать, так как человечество часто оказывается в социальных тупиках, не зная, куда двигаться дальше!
Социально политические проблемы будущего лежат в первую очередь в развитии человека, и только во вторую в создании новой техники. Развивая духовность можно создать новую "Духовную базу" для движения человека вперед.
Часто человек ведет себя безнравственно от того, что у него не развита душа. Если человек слаб духом и душой он склонен совершать безнравственные поступки. Когда что-то оказывается нарушенным в душе человека, им больше не руководят принципы служащие истинной опорой для души, его нравственные критерии размываются, чувство совести и справедливости подвергается резкой переоценке в силу ухудшающихся жизненных обстоятельств. Если в обществе преобладает материальное мышление, в ущерб духовному, тогда душа человека начинает вырождаться.
Духовное развитие граждан не должно разрушаться в угоду материальному накоплению. Что бы поменять человека в лучшую сторону, нужно добраться до его души и воздействуя на глубинные чувства изменить его нравственность. В таком воспитании нравственности граждан важна, прежде всего, профилактика души, связанная с ограждением человека от всех материальных проблем, то есть с полным их удовлетворением (и решением на государственном уровне), позволяющим сосредоточится на духовно-нравственном развитии общества.
Для этого:
- Первым этапом, цивилизация должна ликвидировать отставание гуманитарного развития от технического прогресса, задействовав для этого все этапы обучения граждан.
- Вторым этапом, надо развивать цивилизацию нравственно - вызывая к жизни лучшие качества людей, (отзывчивость, доброжелательность, порядочность, взаимопомощь, милосердие и т.п.).
- Третьим этапом, создать сверх технологическое общество (в котором многие товары будут создаваться из энергетической материи, приводя к экономии земных ресурсов).
- Построить гравитационные источники энергии, подключаемые к "вечному двигателю" вращения планет, заменяющие углеводородные двигатели.
Тогда решив вопрос материально-энергетического обеспечения людей на земле, можно будет переходить высшему духовному развитию людей.
- По большому счету, технический прогресс должен освободить человека для духовного развития. Современная промышленная цивилизация способна обеспечить целые поколения людей на столетия вперед, товарами, продуктами, услугами. Создана огромная материальная база для того, что бы изменить отношения между людьми, задействовав духовный уровень.
Теперь слово осталось за гуманитарным прогрессом, меняющим сознание людей. Только вслед за ним произойдет сверх техническая креативная революция, будут сделаны гениальные изобретения, которые станут соответствовать уровню сверх ответственных людей.
Сначала гуманитарные идеи должны изменить сознание и нравственность общества, а затем технические новаторства поменяют уровень жизни всей цивилизации!
- Что бы сделать шаг в новую эпоху, людям придется избавиться от внутренней агрессии, стать более гуманными. Для этого в гражданах с детства необходимо воспитывать сначала качества души, а уже затем обучать их уму разуму. В школах надо вводить больше гуманитарных предметов, потому что в первую очередь подросток должен воспитываться и состояться эмоционально как человек и только потом можно ускоренно развивать другие его способности.
Современному обществу не хватает чувств и душевных отношений. Людям надо научиться умению любить и прощать, усмирять эгоизм, сдерживать агрессию, выказывать терпимость и дружелюбие. Все это невозможно без развитой нравственности и без гуманного отношения людей друг к другу. Обществу нужны новые духовные ориентиры, в виде героев и ценностей, что бы нравственная сила соединилась с жизнью людей. Только гуманитарный прогресс сможет установить необходимые морально нравственные ориентиры.
В советские времена нравственные отношения между людьми измерялись дружбой, порядочностью, честностью. В настоящее время мерилом отношений стали одни только деньги.
Насилие и ненависть взращиваются властями в обществе посредством агрессивных телепрограмм. Происходит резкое падение нравственности молодежи, учеников и студентов, выросших в агрессивной среде, которые готовы преступить все 10 заповедей христианской морали ради достижения своего успеха.
Зачастую бывает так, что чем безнравственнее человек, тем выше он поднимается по социальной лестнице, идя по головам других. Видя по телевидению примеры успешной криминальной жизни, люди пытаются их воспроизвести для личного преуспевания как норму, задействуя для этого любые возможности. Возможности человека, часто, как и его способности, проистекают из его нравственности или безнравственности, которые человек использует на своем жизненном пути.
В новом креативном обществе, для успешного продвижения человека в жизни, должен применяться не криминал, а хорошо развитая мораль, нравственность и ответственность за свои дела.
Новая мораль - это новые правила поведения граждан креативного государства, установленные в отношениях друг с другом, "прописные истины" креативного класса и заповеди новой жизни.
- Творцы это двигатели прогресса;
- Творческие люди работают для всего общества;
- Творческие люди являются приоритетными в стране;
- Законы в государстве построены под продвижение творцов;
- Гражданам выгодно продвижение творцов на все руководящие уровни и т.д.
Новая нравственность - является "неписаными правилами" поведения людей в творческом обществе, практикуемые для гармоничного совместного проживания.
- Необходимо помогать творцам на всех уровнях;
- Творческих людей надо выявлять с раннего детства;
- Надо создавать условия для раскрытия творческих способностей;
- Содействовать плодотворной работе творческих людей;
- Свято соблюдать авторское право и т.д.
Развитие нравственности происходит через волевое самоограничение своих желаний, заботе о других, положительных примерах поведения со стороны, а так же при повышенной ответственности за свои дела. Не будет от нравственного воспитания никакого толку, если в школе и в семье начнут учить одному - высоким нормам нравственности, а по телевидению станут показывать совершенно другое - сплошное насилие и уголовщину. Получится, что одной рукой вводят новые ценности, а другой рукой их тут же зачеркивают.
В школах, вместо психологии, надо ввести предмет - основы человеческих отношений. В рамках которых, следует изучать терпимость к чужому мнению и поведению, взаимопонимание, дипломатичность, карьерное мышление, авантюрность, нравственные законы межличностных отношений (в школе, в семье, на работе). Нужно проводить актерское проигрывание ролевых ситуаций на практике, демонстрировать фрагменты из фильмов, показывающих правильное поведение людей в разных ситуациях (особенно на примере мудрых людей).
Следует особенно выделить в школьной программе предмет - основы мировых религий, что бы дети на примерах разных народов усвоили главные принципы нравственных взаимоотношений людей, в основе которых лежат - человеколюбие, терпимость к другим, понимание и прощение человеческих недостатков. Впитывая в себя примеры гуманного поведения признанные правильными в разных народах, школьники неизбежно переосмыслят и поменяют свое собственное поведение. В процессе изучения и размышления, ученики подспудно вберут в себя мировые истины.
Для перехода в новое общество, в школах и высших учебных заведениях необходимо ввести отдельный предмет "нравственность креативного государства", которая будет прививать молодежи с детства гармоничные отношения между творческими людьми, обучит правилам взаимодействия творцов с функциональными людьми и функционеров с творческими коллективами.
Среди взрослого населения нравственность будет развиваться быстрее, когда на каждого человека будет вестись государственная компьютерная анкета, отражающая все его поступки, достижения и нарушения, совершенные на протяжении всей его жизни - от школы и до пенсии.
Нравственность бывает разная.
"О времена, о нравы!". "На высшем уровне власти добро и зло меняются местами".
"У народа одна мораль и нравственность, у власти другая!" "Элиты пойдут на все, что бы заполучить то, что им нужно!" "У высшего общества очень скользкая мораль и нравственность!" "Границы между приличием и неприличием постоянно перемещаются!!!" "Мораль и политика идут разными путями!"
"Нравственность и мораль это в основном неписаные правила общежития, которые помогают обществу выжить в любых условиях. Поэтому когда меняются условия жизни, частично меняются нравственность и мораль!" "Нравственно все то, что ведет к процветанию общества!"
"Мудрый политик должен учитывать свойства человеческой природы, игнорируя принципы разумной морали! (Макиавелли)" "Как человек - я грешен, но как царь все делаю правильно!"
Различие норм морали и нравственности в разных социальных кругах было хорошо замечено еще в средние века, на примере первых постановок пьесы Шекспира "Гамлет". В отличие от других произведений драматурга, Гамлет нравился всем, и высшему обществу и народу. Публика, состоявшая из ремесленников, торговцев, взахлеб смотрела историю из жизни правящих семей аристократов. Что народ понимал в ней? Что так привлекало людей из низов к отношениям элиты общества? Оказывается, народ видел на сцене то, что мораль и нравственность высшего общества далеко не совпадает с нравственностью простых людей. Правящие семьи прививали народу религиозные нормы морали, добродетельное отношения друг к другу, в то время как близкие родственники из аристократических семей убивали друг друга в борьбе за власть, демонстрируя свои нормы морали, согласно которым - "В борьбе за власть нет места угрызениям совести, побеждает сильнейший!". Вот это народ и видел на сцене, делая выводы о том, что в высшем обществе нет ни какой морали вообще - "то, что в народе считается подлостью и предательством, оказывается нормой поведения на высшем уровне".
Даже на международном уровне, кровное родство между монархами, ни когда не мешало им устраивать воины между своими государствами, в которых народы погибали "за царя и отечество", а монархи делили заново собственность друг друга.
На высшем уровне совесть и мораль оцениваются по другим критериям - если надо посадить невиновного человека, взамен подлинного преступника, чтобы благодаря этому успокоилась общественность, это сделают по "высшим" моральным соображениям, фактически принеся человека в жертву ради общественного блага. Так в советском союзе, до поимки настоящего маньяка Чикатило, было расстреляно девять человек под его именем. Ни кто из чиновников, подписавших смертные приговоры, не был снят с должности по моральным соображениям, а некоторых даже повысили в звании.
Мораль и нравственность имеют разные системы ценностей не только внутри одних сословий, но и в разных территориальных сообществах людей. Свои нравственные законы приняты в каждой отдельно взятой стране. То, что морально в одном народе, считается аморальным в другом. Например, среди населения исповедующего ислам разрешаются гаремы, то среди христианского населения многоженство запрещается, мало того, карается законом. В США (на 2010г.) девушка считается совершеннолетней по достижении 21 года, в то время как в Афганистане, по государственным законам, девушку можно выдавать замуж и продавать в гарем, уже с 12 лет.
В период сексуальной революции в Европе, аристократы, живущие в городах, меняли жен и любовниц как перчатки, в то время как в народной глубинке, в провинции, люди чувствовали, что для сохранения семей, по-прежнему необходимы мораль и нравственность.
Несмотря на детальные различия, базовые нравственности разных народов сходятся в главном.
В различных сообществах людей нормы морали и нравственности могут частично различаться, но в своей основе они все равно остаются примерно схожими, действуя по соответствию основным религиозным заповедям, как базовым понятиям совместного проживания. Во всех народах считается грехом - красть, убивать, насиловать, но в тоже время поощряется помощь старикам, детям и нуждающимся.
В отличие от высшего общества, считающего нравственность и мораль условностью, у людей из народа, больше присутствуют понятия о морали, как о способе выстраивания нормальных отношений в повседневной жизни. Независимо от вероисповедания и национальности, самой сильной приверженностью в народе является тяга:
- к чувству справедливости;
- к жизненной морали и нравственности, определяющей то, что правильно делать, а что нет;
- к кумирам и суевериям;
- к идеалам и духовным ценностям, как к внутренней вере в высшие силы;
Такие нравственные установки помогают людям сосуществовать друг с другом, а так же отторгать деструктивные нормы морали, насаждаемые искусственно правящей верхушкой страны, которые идут в разрез с внутренними принципами, заложенными в человеке.
Люди, руководящие народом, своим сознательным решением, способны отменить любые моральные законы, поменять их на другие или извратить мораль как в кривом зеркале, если этого потребуют обстоятельства. Но в душе обычного человека все равно останутся нравственные установки, заложенные с раннего детства на то, что делать можно, а чего нельзя, для гармоничного проживания с людьми. Что называется - "идеи меняются, а сердце остается прежним".
Человек своим сознанием, духом разума, может насаждать другим, неадекватные в обществе нормы морали, но соблюдаться они не будут, если начнут противоречить реальным условиям жизни. Насаждаемая мораль, не соответствующая данным условиям жизни, всегда вступает в противоречие с устоявшимися нравственными правилами поведения, которые соответствуют жизненным условиям. К примеру, по новой нацистской морали людей - калек нужно было уничтожать, однако, гуманная нравственность рядовых людей этому всячески сопротивлялась.
Даже у животных в природе имеются понятия о любви, нравственности и взаимопомощи, которые помогают вырастить потомство, совместно проводить охоту, самцу заботиться о самке выкармливающей детенышей. В стае волков существует взаимопомощь и взаимовыручка, особенно при групповой охоте, семейные пары у них держатся годами, не допускаются измены. Нравственность животных выстраивается внутри одного сообщества исходя из того, что помогает сообществу выжить в определенных условиях. Тоже относится и к группам людей.
В разных географических территориях, у различных народов, вырабатывается различная мораль и нравственность. В горных поселениях мораль и нравственность бывает одна - гость всегда почетен, даже если он враг, возможно, он пришел мириться. У степных народов другая - неизвестный путник всегда опасен, так как по одиночке в пустыне ни кто не ходит. В лесных племенах третья - заблудившемуся человеку окажут помощь в любом доме. На морском побережье четвертая, - все потерпевшие крушение получат поддержку. Новая мораль может не прижиться в конкретном народе, если она не соответствует местным условиям выживания.
Хотя бывали случаи, когда именно новые условия выживания меняли мораль людей. Жители затерянных островов в океане, что бы выжить, строили ложные маяки возле подводных рифов, с целью довести до крушения торговые корабли и подвергнуть их разграблению. Мораль островитян, при этом, поменялась на негативную, по отношению к чужеземцам, зато обеспечила жизнеспособность своего поселения.
То есть нравственность и мораль - это не нудные правила для скучного изучения в школе, а свод "писаных и не писаных законов", по которым живут члены сообщества людей, выстраивая взаимно приемлемые отношения между собой, что бы выжить.
В различных условиях мораль и нравственность бывают разными, но при этом они не становятся деструктивными, а продолжают сохранять позитивные отношения между людьми в рамках одного сообщества.
Существуют понятия позитивной и негативной морали и нравственности. Порой морально нравственные установки, могут отличаться не только в различных государствах, народностях, национальностях, вероисповеданиях, но и в различных социальных слоях населения.
- Больше всего проявляется природная мораль и нравственность в малых сообществах людей, в деревнях, селах, на хуторах, поскольку помогает выжить людям в узких природных условиях, не растеряв свои душевные качества. Особенно сильно в этом преуспели израильские поселения Кибуцы - поселки коммуны.
- В городах мораль и нравственность не такие строгие, как в селах, допускается некоторая свобода поведения и своеволие, существует некоторая безнаказанность за несоблюдение морально-нравственных норм.
- В высшем обществе нравственные и моральные номы очень условны, временами они просто отсутствуют! Это свидетельствует о том, что мораль и нравственность бывают разными:
относительными, односторонними, условными, позитивными, негативными или перевернутыми.
Позитивная мораль и нравственность в деталях может быть различной у разных сообществ, но обязательно созидательной, помогающей людям выжить в сложных природных и социальных условиях, выстроить правильные гармоничные отношения друг с другом.
Позитивная нравственность складывается в устоявшемся мирном обществе, она устанавливается на долгосрочный период, стимулирует культурное поведение людей, создает добрососедские отношения, обеспечивает взаимопонимание граждан и настраивает их на оказание взаимной помощи.
Негативная нравственность и мораль бывает одного вида - она деструктивна, разлагает общество, разрушает отношения людей, ведет к деградации разума и души, способствует быстрой гибели человека. Как правило, негативная нравственность возникает в гибнущих империях, которым сопутствует падение нравов, отсутствие морали, появляется полная распущенность народа и вседозволенность властей.
К негативной нравственности относится геноцид и гнет, истребление властями собственного народа. Чаще негативную нравственность и мораль называют безнравственностью или аморальностью, хотя то, что аморально в одной группе людей, в другой считается вполне моральным, так что все очень относительно.
Фактически морально то, что обеспечивает живучесть вида. Если вид сильно размножается, то будет вполне моральным сократить его для выживания остальных. На Тибете (вплоть до 21м века) одна женщина могла иметь четырех мужей (для выживания совместного хозяйства в горах), а на Ближнем Востоке один мужчина заводит четырех жен (так как мужчины часто погибали в сражениях, оставляя свободных женщин). В Швеции одна семья может сразу состоять из нескольких мужчин и женщин (образуя семейную мини коммуну).
Существует и "перевернутая нравственность", когда деструктивное поведение людей, разлагающе общество, выдают за позитивные действия, производя в сознании людей полную подмену понятий, тогда люди, сознанием воспринимают одно, а сердцем продолжают чувствовать другое. Перевернутая нравственность, по своей сути, не становится правильной и противоречит душевно-этическим принципам людей, поэтому душа человека ее просто не принимает.
Так, насильственная криминализация общества в России, с 1990 по 2010 г., при которой бандиты прорвавшиеся к власти преподносятся как успешные "передовые люди", вызывает резкое возмущение в народе. Сердцем и мыслями, люди понимают, что так не должно быть в нормальном цивилизованном обществе, в результате, насаждаемая властями перевернутая мораль отторгается гражданами. При этом народ терпит, но ненавидит лицемерную власть, которая говорит о правильных моральных принципах, но на практике делает совершенно другое - разводит коррупцию, тотальное воровство бюджета и бандитизм властей по отношению к своему народу, выстраивая на этом отношения среди людей в государстве.
Иногда нравственность представляют условной, ею называют то, что принято считать нравственным только данный период времени.
"Условная нравственность" возникает тогда, когда человек оказавшись в чуждых ему условиях, выживает любой ценой, тогда его мораль и нравственность резко отходят на второй план, уступая место животным инстинктам само выживания.
Условную нравственность можно отнести и к международным отношениям. В мирное время разные государства определяют свои нравственные отношения друг к другу как взаимовыгодное сотрудничество, закрепленное нормами закона в международном праве. Однако во время проведения воин, ни о какой нравственности между народами речи уже не идет, людей уничтожают любыми способами. Не смотря на это, военную нравственность все же пытаются регламентировать международной конвенцией о содержании военнопленных и поддержании порядка на оккупированных территориях, но на практике такое соглашение редко соблюдается.
Значит на межгосударственном уровне нравственно все то, что обеспечивает жизнеспособность одной нации в ущерб другой. Если для обеспечения выживания одной нации требуется уничтожить другую, то на международном уровне это вполне нравственно. При противостоянии государств, друг другу, всякая общепринятая общественная нравственность исчезает.
Из этого следует, что существует межгосударственная мораль и нравственность и внутригосударственные морально-нравственные законы, которые сильно отличаются друг от друга. На международном уровне правым оказывается тот, кто наглее, сильнее и вооруженнее!
В годы войны нравственность бывает особого вида - "односторонняя", убивать солдат противника, уничтожать его города и вырезать население, считается нормальным явлением, за это дают награды. Для народа победителя такая нравственность становится моральной, позитивной, а для проигравших, война представляется аморальной, безнравственной и разрушительной. То, что делает одно сообщество людей, при нападении на другое, считается хорошим и моральным действием для одних и абсолютно негативным аморальным действием для других, но когда то же самое нападение проводит другое сообщество, тогда это же действие считается плохим.