ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ И КРЕАТИВНОМУ ПРИНЦИПУ
030200.68 - Политическая культура и регионалистика
Диссертация на соискание академической степени магистра
политологии
Научный руководитель
доктор философских наук, профессор
Карабущенко П.Л.
Астрахань - 2014
ПЛАН МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ
Тема.
"Проблема формирования законодательной власти в современной России по профессионально - креативному принципу".
Введение.
- Гипотеза исследования. 4
- Формулировка и суть рассматриваемой проблемы. 5
- Рассматриваемые аспекты проблемы.
- Объект и предмет исследования. 6
- Хронологический период исследования.
- Цель и задачи диссертационного исследования.
- Определение основных понятий. 7
- Актуальность темы диссертационного исследования. 8
- Степень изученности проблемы.
- Научная новизна исследования. 9
- Теоретическая и практическая значимость исследования. 10
- Методологическая основа исследования. 11
- Теоретическая база.
- Эмпирическая база.
- Область исследования (проектно-исследовательская работа). 14
Глава Љ 1
Кризис современных партийных систем 16
и института выборных технологий
1.1 Кризис выборных технологий. 17
1.2 Кризис партийных систем. 18
1.3 Выводы. 30
Глава Љ 2
Анализ политики законотворческой деятельности
в теориях создания "Идеальных обществ".
2.1 Законотворчество в древнейшем мире. 32
2.2 Отношение к законотворчеству в древнем мире VI-IV в. до н/э. 34
2.3 Законодательные устройства на "Островах благоденствия" III в. до н/э 36
2.4 Законодательства "Городов коммун" XVI - XVII в. 39
2.5 Законотворчество в "Государстве науки" XVII в. 41
Выводы аналитической части. 43
Глава Љ 3
Исследование политики законодательной работы
в исторической практике создания "Передовых обществ".
3.1 Попытка применения Платоном законоустройства "Идеального" 45 государства в древней Греции IV в. до н/э.
3.2 Профессиональный подбор чиновников-законодателей в имперском 48 Китае VI-XIII в.
3.3 Коллективное законотворчество Новгородского Вече XI-XV в. 51
3.4 Практика законотворчества в "Либерталии" республики пиратов XVII 54
3.5 Два подхода в законотворчестве Французского "Конвента" XVIII в. 57
3.6 Практика коллективного законотворчества в "Икарии" коммуне XIX в 59
3.7 Подготовка профессиональных законодателей в царской России XIX в 61
3.8 Профессиональный подход в законодательной работе Временного 65 правительства России XX в.
3.9 Этапы практического законотворчества в СССР XX в. 70
3.10 Плановая ротация кадров в госаппаратах ведущих стран мира ХХI в. 75
Выводы исследовательской части. 79
Заключительная часть.
4.1 Обобщенный концептуальный анализ.
1. Концептуальный анализ по теоретическим учениям об "Идеальных 82
обществах". Вывод.
2. Концептуальный анализ по практически создаваемым "Передовым 85
обществам". Вывод.
3. Концептуальный анализ по участию России в разработке теорий 89
"Идеальных обществ" и в практике построения "Передовых обществ".
Вывод - о доле России в создании теорий и практик "Совершенных 90
обществ":
4.2 Обобщенный концептуальный вывод. 91
- Определение степени соответствия исследуемых теорий и практик
"Совершенных обществ" заданной концепции.
Вывод - о соответствии теорий и практик заданной концепции:
- Выявление степени раскрытия заданных аспектов законодательной 92
работы в исследуемых теориях и практиках "Совершенных обществ".
- Раскрытие законодательных аспектов в теориях "Идеальных обществ". 93
Вывод.
- Раскрытие законодательных аспектов в практике создания "Передовых 94
обществ". Вывод.
Вывод - по раскрытию всех исследуемых аспектов: 96
4.3 Выявленные закономерности и различия, недостатки и преимущества. 96
- Обнаруженные закономерности в практиках создания "Передовых
обществ".
- Выявленные различия в практиках "Передовых обществ". 98
- Найденные недостатки и несовершенства креативного 99
и профессионального подходов в законодательной работе.
- Выявленные преимущества профессионального и творческого подхода 101
в работе законодательной власти.
Вывод.
- Определение перспектив в реализации идеи формирования 102
законодательной власти по профессионально - креативному принципу.
Итоговый вывод. 103
Библиографический список. 108
Проектная часть (приложение).
Введение:
- Законодатели способны изменить государство! 111
- Эволюционное развитие партийных систем и Парламента.
План проектной части:
5.1 Существующая структура законодательной власти РФ. 113
5.2 Существенные недостатки современной законодательной системы РФ.115
5.3 Новая парадигма законодательной власти. 117
5.4 Предлагаемая структура новой законодательной власти. 122
5.5 Порядок формирования новой законодательной власти РФ - 127
по профессионально - креативному принципу.
5.6 Создание и работа партийных муниципалитетов. 137
5.7 Создание и деятельность "Всероссийской Государственной
Креативной Партии". 141
Выводы. Заключение. 146
ВВЕДЕНИЕ.
Гипотеза исследования.
Мысль о создании общества, в котором люди будут продвигаться к власти, занимая высокие государственные должности, исключительно по своим талантам и творческим способностям, реализуя на высшем государственном уровне свои прогрессивные замыслы, присутствовала в умах людей во все времена, в виде утопических идей и социальных теорий.
Высокие идеалистические доктрины практически не осуществлялись в реальной жизни по причине их несоответствия низкому уровню развития (моральному, нравственному и умственному) большей части правящей элиты, стремящейся заранее объявить высокие социальные идеи не состоятельными, поскольку они ущемляли их личностные и властные интересы.
Только создание законодательных механизмов реализации социальных и национальных идей, выраженные в виде законов, законопроектов и законотворчества, а так же творческой доработке идей на практике, продвижения в законодательную власть разработчиков идейных проектов, претендуют на то, что бы сделать утопические идеи реальными!
Творческие люди существовали во все времена, но они ни когда не находились у власти и во главе общества как особый креативный класс.
Новый законодательный механизм, сконструированный в законодательной власти, должен гарантировать продвижение талантливых, творческих, профессиональных и гениальных людей на уровень принятия государственных решений, тогда механизм законодательства сможет обеспечить воплощение и доработку сложных социальных идей - сделает передовые идеи практически осуществимыми! Благодаря новому механизму законодательной власти, люди креативные получат возможность реализовать свои таланты и способности на высоком законотворческом уровне!
Формулировка и суть рассматриваемой проблемы.
Формулировка проблемы звучит как вопрос: В чем заключается проблема формирования законодательной власти России (Парламента), по профессионально - креатвному принципу? Другими словами - что мешает реально осуществлять подобное формирование?
Изначальная проблема заключается - в не эффективном формировании существующей законодательной власти России - Парламента, проводящего отбор кандидатов в законодатели по устаревшим критериям (партийным, сословным и территориальным).
Суть проблемы состоит - в том, что в настоящее время не разработаны механизмы комплектования Парламента по принципу профессионализма и креативности его законодателей.
За период существования новейшей России, с 1993г. по 2014г., Государственная Дума РФ формируется на основе выборов - по партийным спискам, по территориальным представительствам и путем выдвижения независимых кандидатов, без учета профессий и даже образования будущих депутатов - законодателей.
В результате сложившейся практики, законодательные отделы в Госдуме, специализирующиеся по разным видам деятельности, комплектуются людьми случайными, некомпетентными, далекими от профессионализма, а порой и просто криминальными элементами, что делает Госдуму не дееспособной, коррумпированной и антинародной, принимающей законы в интересах правящей элиты, а не в интересах всей нации.
Современное инновационное государство, в основе которого должен находиться креативный класс, требует формирования законодательной власти по новому принципу - учитывающему профессиональные и творческие способности людей креативного класса, для жизни и работы которых будут приниматься новые прогрессивные законы.
Рассматриваемые аспекты проблемы.
Аспектами законодательной работы являются:
1. Формирование законодательной власти по профессионально-креативному принципу (а не по классовому и не сословному).
2. Отбор кандидатов в парламент по профессиональному и креативному
принципу (а не по партийной и политической принадлежности).
3. Профессиональный и креативный подход в разработке законов
(в интересах народа, а не только олигархии и правящего класса);
4. Профессиональная и креативная подготовка законодателей
(для развития законодательной системы, нации и страны, через законы, но не в узких интересах одной правящей элиты).
Объект и предмет исследования.
Объектом является - законодательная власть (явление в целом)
Предмет - это формы устройства законодательной власти (составная часть объекта) ее структуры и разновидности (аспекты).
Хронологический период. В данном исследовании используются теории, гипотезы и практики создания новых общественных устройств (осуществляемых на основе новаторского подхода в законотворческой работе), взятые за период - от древнейшей истории мира VI в. до н/э и до современной новейшей истории XXI века.
Цели и задачи диссертационного исследования.
Цель 1.- Изучение мирового опыта и перспектив формирования органов законодательной власти и парламентов по профессионально-креативному принципу.
Цель 2. - На основе изученного мирового опыта дать рекомендации по внесению изменений в действующий механизм формирования Государственной Думы РФ, с учетом требований профессионального и креативного подходов в осуществлении законодательной работы.
Осуществить разработку новой парадигмы (модели и механизма) формирования законодательной власти в соответствии принципами профессионализма и креативности при отборе кадров для законотворческой работы.
Для достижения целей в исследовании поставлены следующие задачи:
Задача 1. - Исследовать кризисное состояние современных партийных
систем и предвыборных технологий как неэффективных - для
обоснования формирования законодательных и представительных
органов власти по профессионально-креативному принципу, а не
по партийному или сословному представительству.
Задача 2. - Исследовать теоретические зарубежные и российские подходы
(теории, идеи, воззрения, учения, утопии) по созданию
профессиональных и креативных законодательных
представительств.
Задача 3. - Изучить практический исторический опыт формирования
представительных органов власти по профессионально-
креативному принципу.
Задача 4.- Рассмотреть перспективы реализации идеи формирования
законодательной власти по профессионально-креативному
принципу.
Определение основных понятий.
Основное понятие - "Профессионально-креативный Парламент",
основанный на подборе профессиональных и креативных кадров.
"Передовые общества" - практически создаваемые общества на основе
новых социальных учений.
"Совершенные общества" - обобщенное название "Идеальных"
и "Передовых" обществ (задумываемых, как более
совершенные, чем те, что существовали в реальности).
Теоретическая новизна понятия - Идея создания профессионального парламента уже обсуждалась в Российском Парламенте с 2012 года, однако набор в Парламент по креативному принципу, через проведение конкурсов творческих работ и законопроектов не рассматривался.
Определение понятий - "творческого" и "профессионального" подходов в разработке законов. Для определения понятий следует выявить - чем отличается творческий подход в разработке законов от профессионального подхода? В чем их существенное различие?
Творчество - означает создание нового, того, чего не было раньше. Значит законотворчество - это создание законов, которые ранее не существовали. К ним относится создание революционных законов, новаторских и "прорывных" законопроектов, беспрецедентных законов, аналогов которым не находилось в истории. Подобные нестандартные законы решают государственные проблемы принципиально новыми методами.
Профессионализм - означает высокое мастерство в рамках одной "узкой" профессии. Профессиональная разработка законов представляет собой - подготовку законов, для одной конкретной профессиональной сферы деятельности (экономики, науки, медицины и т.д.) не выходя за ее пределы, с использованием всего накопленного обширного профессионального опыта.
К профессионализму относится - правильный выбор готовых законов из существующих законодательств, других стран.
Примечание - не следует путать разработку законов компетентными профессионалами в своем деле, с профессиональными депутатами (переизбираемыми многократно в Госдуму) сделавшими принятие любых законов (от пчеловодства до тяжелой металлургии) своей профессией за которую получают оплату.
Примеры творческого и профессионального подходов в законодательной работе:
Творческий подход в разработке законов - заключается в создании новых законов, аналогов которым не было раньше, например - беспрецедентное принятие "социальных законов и пособий" в пиратской Либерталии в 17 веке. Или утверждение французским Конвентом законов "о фиксировании цен на товары для народа" в 18 веке.
Профессиональный подход в разработке законов - состоит в правильном (профессиональном) выборе законов из множества существующих разновидностей типовых законодательств, которые уже имеются в других странах для решения возникшей проблемы. Например - законы, запрещающие создание финансовых пирамид, были разработаны во Франции в конце 18 века (после краха "Всемирного банка" и французской революции) и в Америке в начале 20 века (после Великой американской депрессии). Если появится страна, в которой надо решить подобный вопрос, то законы уже не нужно изобретать заново, их надо правильно, профессионально выбрать из существующих аналогов и доработать для применения в своем государстве.
Следует разделить понятия законодательства и законотворчества:
Законотворчество - это разработка новых законов
(относится к креативной работе).
Законодательство - это свод уже разработанных, данных законов
(относится к профессиоанльной работе).
Актуальность темы диссертационного исследования.
Подбор кандидатов в законодательные органы власти по профессиональным и креативным качествам, соответствует духу инновационного государства, делающего ставку на постоянное творческое развитие страны. Следовательно, тема, изучающая продвижение кандидатов в Госдуму (Парламент) именно по творческим талантам и профессиональным способностям, становится крайне актуальной.
Формирование Парламента - как законодательной власти, по сословному,
классовому или партийному принципу уже происходило в истории разных стран и народов. Данный способ подбора представителей в законодательную власть себя не оправдал, показал свою не эффективность и практически себя изжил.
Правящие партии, доминирующие сословия и господствующие классы,
оказавшись на вершине законодательной власти, разрабатывали, лоббировали и принимали законы, исключительно в своих - узко клановых, элитарных и частно-эгоистических интересах, которые шли в разрез с интересами народа, жизнеобеспечением нации и целостностью всего государства, не давая развиваться обществу, что становилось причиной деградации государств, появления смут, революций, воин и переворотов.
Новый принцип формирования парламента позволит устранить целый ряд деструктивных проявлений в работе законодательной власти.
В современном инновационном государстве, заложены принципы креативного развития страны, значит, и законы должны развиваться вместе с развитием государства и общества. "Нельзя создавать новый мир по старым правилам!". Постоянно развивающееся государство и общество требует регулярного обновления законов!
Поэтому законотворческой работой должны заниматься те, кто в этом разбирается лучше других, а именно - профессионалы и творцы! Значит, появляется актуальная и насущная потребность в исследовании темы формирования парламента по принципу профессионализма и креативности.
Для разработки специализированных законов в экономике, в образовании, медицине, науке и т.д., требуется глубокая профессиональная компетенция, которой обладают только люди профессиональные и образованные, знающие свое дело, а не дилетанты, которыми являются представители от разных партий, классов и сословий, практически не способные, а порой и не желающие глубоко вникать в проблемы страны.
Настоящая законотворческая работа настолько многогранна, сложна и детальна, что даже хорошо подготовленные профессионалы не всегда справляются с разработкой нестандартных законопроектов (не говоря уже о дилетантах). В законотворческой деятельности нужны люди, подготовленные не только профессионально, но и творчески, способные совершить "законодательные прорывы" на проблемных участках страны.
Для создания полноценных законов необходимы три составляющие - профессионализм, компетентность и творчество. Высокообразованные профессионалы своего дела как правила обладают только первыми двумя составляющими. Они имеют большие знания в сфере своей деятельности и многолетний опыт работы по специальности. Однако работа, осуществляемая годами в рамках только одной профессии, притупляет восприятие "нового", ориентирует работать по сложившейся привычке, не дает широты взглядов, существенно ограничивает мышление, хотя и не умоляет профессиональной компетенции.
Профессиональные люди, чаще всего, являются классическими функционерами в своей профессии, они не имеют творческих способностей, что лишает их возможности изобретать "новшества" и осуществлять творческий подход к делу. Решая любую проблему, функциональные профессионалы ищут уже готовые решения, придуманные кем-то раньше, заимствуют чужой наработанный опыт. В лучшем случае они логически комбинируют решения из тех знаний, которыми обладают сами. Но совершить гениальный прорыв, сгенерировать нестандартное оригинальное решение (без всякой логики), которого не было в практике - они не способны!
Профессионалы, задействовав свое сознание и логическое мышление, умеют хорошо заменять неисправные детали внутри механизма уже созданной ранее законодательной конструкции. А вот заменить всю конструкцию целиком на принципиально новую законодательную систему, способны только творческие люди, которые интуитивно чувствуют совершенно иное, другое - новаторское устройство законов!
Детальное изучение методов отбора и разработки механизмов продвижения творческих и профессиональных людей на зконодательный уровень инновационного государства, становится не только актуальным, но и приоритетным направлением в современной гуманитарной науке, особенно в политологии, социологии, психологии и философии.
Степень изученности проблемы. Проблему формирования законодательной власти по профессионально-креативному принципу, с переходом к разработке конкретных механизмов действия, именно в таком комплексном виде, практически не изучали.
В истории существовали лишь отдельные элементы профессионального или креативного подхода к формированию парламентов и других форм законодательной власти.
Наиболее яркие эмпирические формы создания и работы законодательной власти по профессиональному или креативному принципу сложились эволюционным путем в Новгородском Вече - XI в., революционным путем во Французском Конвенте - XVIII в. и законодательным путем во Временном Правительстве России - XX в. Каждый исторический пример изучался учеными по отдельности.
Приведенные примеры показывают - бессистемную и частичную изученность данной темы.
Научная новизна исследования. В настоящее время (по состоянию на 2014г.) в современной России отсутствует система отбора профессиональных и творческих кадров на должности законотворцев в Государственную думу всех уровней. Поэтому данная тема требует всестороннего и детального изучения на научной основе.
Новизна исследования рассматриваемой темы заключается в том, что представительный состав законодательной власти России должен формироваться не на основе партий, сословий или территориальных кланов (как это практиковалось ранее), а путем отбора компетентных представителей из профессионалов своего дела и креативных личностей (что в предыдущие времена целенаправленно не осуществлялось). Для этого должен быть разработан новый механизм формирования законодательной власти.
В данной работе дается новая теоретически обоснованная модель комплектования Парламента РФ путем конкурсного отбора профессиональных и творческих кадров.
Проведен анализ законодательных систем теоретических "Идеальных обществ" и практически создаваемых "Передовых обществ" на предмет исторического использования профессионално-креативного подхода в законодательной работе.
Теоретическая и практическая значимость исследования.
Теоретические исследования практического формирования законодательной власти России по профессионально-креативному принципу позволят разработать конкретный механизм комплектования, обустройства и работы Парламента нового поколения - отвечающего требованиям нарождающегося креативного класса.
Значимость проводимого исследования состоит в том, что оно расставляет по своим местам все отдельные изученные детали будущей законодательной конструкции, определяет приоритеты действия элементов новой законодательной системы, готовит более прогрессивное устройство будущего законодательного механизма.
Значимым в исследовании является соответствие законодательной власти сформированной по новым принципам, новым эволюционным требованиям, предъявляемым к инновационно развивающемуся обществу. Новая власть и новые законы должны соответствовать новому развитому обществу!
Настоящим полетом мысли обладают только творцы, способные генерировать нестандартные идеи, создавать новые знания для функционеров и профессионалов. Поэтому законодательный орган страны (Парламент) должен иметь креативную составляющую, что бы "порождать" новые идеи в сфере законодательства, необходимые для решения нестандартных государственных задач, преодоления социальных проблем, проведения назревших реформ, изменения государственного устройства, создания нового общественного уклада жизни и даже для выполнения великих исторических миссий.
Для реализации подобных глобальных задач и нужны творческие люди, имеющие специализированное творческое мышление, создающие оригинальные авторские работы и проекты, регулярно доказывающие на государственных творческих конкурсах свои креативные способности.
Можно сказать, что творцы в законотворчестве больше нужны для стратегических законопроектов, а профессионалы в законодательстве необходимы для тактических решений.
Творцам лучше удается проектирование новой идейной конструкции закона в целом. Профессионалы лучше прорабатывают конкретные детали в механизме уже созданной для них законо-конструкции, обеспечивая рабочую взаимосвязь всех элементов разных законопроектов, соединяемых в единую систему законов.
Важную роль здесь играет и то, что профессионалы, в ходе обсуждения идей и проектов, задавая нужные компетентные вопросы, часто помогают творцам выявить "вытащить" их интуитивные мысли (не явные знания) на сознательный уровень, позволяя лучше осознать и понять чувственные знания творцов.
Таким образом, происходит взаимное "опыление" профессионалов, обладающих функциональным мышлением и творческих людей живущих вдохновением, что приносит свои "плоды" в виде грамотных, понятных, работоспособных и гармонично разработанных общественных законов.
Творцы становятся идейными вдохновителями и "кристаллизаторами" новых законов, а профессионалы компетентно дорабатывают предлагаемые им законопроеты.
Из этого следует основная значимость исследования (лежащая в основе проводимой научной работы) - Парламент законодателей должен состоять не только из опытных профессионалов, но и из людей творческих, объединенных с профессионалами по принципу взаимного дополнения качеств, друг у друга. В Парламенте должны быть представители разных видов профессий и обладатели разных видов творчества.
Методологическая основа исследования.
В соответствии с задачами исследования проводится разделение темы на ее составные части с целью последующего их отдельного изучения, в ходе которого задействуется принцип "логической структуры исследования" в работе.
Логическая структура инструментария:
- Служит для сбора и обработки информации;
- Определяет, на выявление каких именно свойств предмета исследования
направлен тот или иной блок вопросов.
- Выявляет направленность того или иного блока вопросов для определения