Аннотация: Апокалиптический литературный жанр характеризуется определенной формой выражения библейских истин. Отличается стилистическими особенностями по разным периодам и у разных авторов. Но общими являются следующие черты: развивается в эпоху гонения на веру, содержит идею утешения и надежды, несет весть о пришествии Спасителя. Здесь используется система эсхатологической интерпретации апокалипсиса, то есть история человечества толкуется как подготовка к концу света.
Тринадцатая сивилла
Когда Бог Всеблагой и Всемилостливый решил даровать весть о спасении погрязшим в грехах и беспутстве народам, наделил он избранных гласом своим. Но не только через праведников возвещал он волю свою, но и через язычников - и мужчин, и женщин. Многие удивлялись сему обстоятельству, ибо, по разумению достойнейших мужей, девы - несовершенный пол мужской. Известно, что женщины быстрее растут, но и быстрее умаляются, состав имеют более сырой и холодный. Но именно так, а не иначе, вошла в наш мир воля Его.
Подступаемся тут мы к сути нашего повествования. Нарекли тех женщин, исполненных Богом, сивиллами. И задаваться вопросом, существовали ли сивиллы вообще, есть спрашиваться неестественно. Доказано давно и не нами, что были сивиллы в прошлые времена, и не одна, и не две, но двенадцать. И были они в разные времена, и многими именами владели. Не можем не упомянуть тут мы историю о сивиллах, именах и пророчествах их. Но поначалу предупредим: хоть и общаются ныне стихи сивилл повсеместно, но ранее хранились они под замками. Ибо по воле демонов злых смертная казнь и муки присмертные предназначались неподготовленному люду, взявшемуся читать письмена божьи. И так страхом старались бесы отвратить народ от научения добру и удержать их в рабстве своем. Но не смогли они сделать это навсегда. И ныне мы безбоязненно читаем сии книги, но вам представляем на разумение, ибо не уверены, что всем они хороши и полезны. С сем напутствием, начнем мы рассказ наш.
Сивилла первая - Персидская, называвшаяся Самбетою, невесткой Ноевою. И так она называется, потому что родом была из Персии, а род взяла от Ноя. Почиталась древнейшей и славнейшей из всех. Книг же ею было написано двадцать четыре. И хоть молвят недостойные, что пророчествовала она дурно, но то скорее вина не ее, но скорописцев. Говорят, что не поспевали они за мыслями сивиллы, а записанное уже не было у нее силы изменить. И говорила она об Александре Великом, что основал могучую империю со столицей в сердце древней Индии. Был тот Царь мудр и непобедим, и даровано ему было здоровье и долголетие небывалое, ибо скончался он лишь на сотом году жизни, по долголетию своему приблизившись к патриархам, что жили тысячелетиями.
Вторая сивилла называется Ливийской, или Либикою. Замечательна была тем, что всегда носила в руке масличную ветвь. И говорила она, что разум Божий одинаково порождает и солнце, и ночь, и в воле человека выбирать, чему служить. Много споров породили ее слова. Были и такие недостойные, что усматривали здесь мракопоклонничество. Но глупо нам верить россказням несведущего люда.
Сивилла третья - Дельфика - взяла свое имя от греческого города Дельфы. А собственное же ее имя зовется Артемия. Пророчествовала она, что будет стерт с лица земли волей Господней за разврат и греховные деяния жителей своих Рим золотоимперский. А опосля на сем месте разверзнется плоть земная, и из разлома хлынут создания бесноватые. В своих стихах рассказывала она и о Троянской Битве, в которой схлестнулось войско потомков Александра и нелюдей под предводительством расы новой, пришлой и чуждой. И слова ее потом переиначил Гомер, сложив песнь великую об осаде города храброго.
Но следующая сивилла - Эретрейская - печальную весть принесла о Трое Великой. И, как и было ею предсказано, погребен был город под пеплом, сожженный рукою вражеской на исходе одиннадцатого года. И погрузился на долгие годы сей край земной в мрак вековечный, и не ведали мы, что творилось там. А как уведали, так воспечалились сильно.
А пятая сивилла Киммерийская завсегда носила в руке цветок розы, говоря о своей непорочности. И дала предел она нашему миру. Шесть тысячелетий, ни днем больше, простоит он, а потом судимы мы все будем. По латинскому исчислению должен он уже перейти, а по нашему - на грани находится.
Шестая сивилла - Самосская, или Самея. Иначе же Фито и Самонефа. Ходила она в одеждах цветов радуги и носила в руках терновый венок, предрекая мучения Спасителя нашего, чей срок приходит вернуться на землю. И глаголила она о поколениях, чей срок жить до нас. И есть их девять вместе с нашим по числу металлов - золотое, серебряное, медное и прочие. И по всему выходит, что последнее мы поколение - оловянное, но об этом позже скажем. Слабые духом тут противоречие находили великое. Ибо как предел мира, указанный сивиллой Киммерийской, уложится в поколения по Самое. Но вопрошавшие были ядом сомнения отравлены. Ибо коли поделить одно на другое, то получим мы число зверя - число рода человеческого. Именно столько, и не меньше, и не больше поколение длится.
Сивилла Кумская, по имени Деифоба, имела свое пребывание в Куме. Эта сивилла продала часть своих книг Тарквинию Гордому. И хранились они в храме Юпитера Гордого под землею, в каменной урне. Потеряны они были под нашествием тварей бессловесных, что хлынули из разлома земного. После этого отправляемы были воины в крестовые походы для спасения сивиллиных изречений, но погибли все, не дойдя до места. А ежели и дойдя, то подвергнутые жуткой смерти.
И рекла она о девяти светилах, что будут светить для девяти поколений.
Солнце первого поколения будет для людей золотых: кротчайших, тишайших, и праведных.
Солнце второго поколения будет иметь людей серебряных: свободных и страннолюбивых.
Третье солнце для людей медных, воинственных. И родится под ним Александр Победоносный.
А четвертое солнце будет иметь деву непорочную - Марию, которая родит Спасителя нашего в первый раз. И погубят цари Ирод и Александр Селевк всех младенцев, чтобы изничтожить угрозу для себя. И окрасятся воды реки Иордан в пурпур от крови невинной.
Пятое солнце светить будет над царями лукавыми - Антиохой, Тиберием и Гаем - чье лукавство зло великое пробудит на нашу погибель. И рухнет Рим Первый в их властвование. Да и Троя недолго простоит опосля.
Но в шестое солнце родится Константин, который победит всех идолов и истуканов и отстроит второй Рим, назвав его Византией. Но переименуют имя города этого, и станет он называться благополучным Константинополем. Найдут в нем спасение семьдесят два рода и племени человеческого от подступающей тьмы.
Солнце седьмое породит бесчисленных богов и священников ложных. Опустеют Испания, Калабрия и Далмация. А Фракия падет под мраком.
Восьмое солнце иметь будет голод и мор, наводнение и всякое страдание людское. И исполнилось это. И восстал царь иной, чье имя скрыто от народа. А при воцарении нарекся он Анастасием. Вместе с ним пробудились силы жуткие, что одолели города восточные и поразили смертью хладною множество ромеев.
Девятое же солнце по всем приметам светит для нас. Ибо имеет оно пленение и человекоубийство, так что кровь излилась и достигла моря. И ныне весь Восток под игом страшным. А Царьград от злой участи пришел к злейшей. Но отойдем мы от печалей и вернемся к рассказу нашему.
Восьмая сивилла - Геллеспонтская, или Геллеспонтика. Родилась она недалеко от Трои. В своих руках носила колосья пшеницы. И пророчествовала она:
Увы, мне, трижды несчастной, когда увижу тот день.
Как некогда божественный Рим
По тайному умыслу и коварству неведомого и неназываемого
Под яростью огненной погребен будет.
Падет великий город, лишь ненамного опередив Трою, сердцу моему любезную.
И льва предаст собака,
Что скипетр возьмет и в ад взойдет.
Давно уже исполнилось это предсказание. Но об этой сивилле закончим и начнем речь о девятой.
Фригийская сивилла, чье собственное имя было Лампуса, иной раз называлась Колофонской. Участвовала в битве за Трою, и позже всегда носила в руках обнаженный меч, хотя и вид имела старческий. И говорила она о том, чье имя нельзя ни произносить, ни читать. Девять букв имеет то имя тайное и четыре слога, но нельзя понять по ним, о ком идет речь.
Десятая сивилла - Тибуртия, или Альбунея. И спрашивали ее, долго ли будет стоять храм ложного бога - Януса. Печально посмотрела на всех сивилла и заплакала. Ибо поныне стоит богомерзкое здание, оскверняя своим существованием город прежде священный - Рим. И рухнет сие святилище лишь по истечении срока нашего мира.
Одиннадцатая сивилла - Египетская. Собственное же имя имела Агриппа, или Тараксандра. Всегда в руках носила книгу, но не велено в нее было заглядывать никому, кроме владелицы, ибо ужасны и смертоносны были ее стихи для неумудренного взора. Предсказывала разорение храма Истинного Триединого Бога и матери его - Пресвятой Марии:
Мария, трижды несчастная,
Находящаяся при воротах Трои,
Ты как безумная онемеешь
Пред созданиями ада.
Двенадцатая сивилла - Европия, или Европейская. Лицом была красива и ходила в златотканой одежде, волосы имела распущенные, а в руках носила книгу и скипетр. Предрекала она падение Царьгорода, что четыре солнца простоит во благо человечества. И для всех он будет спасением на Востоке, препятствуя расползанию тьмы. Не исполнилось пока ее предсказание, нам в счастье, но страшимся мы, поскольку все пророчества сивилл сбывались. А сильнее прочих опасаемся стихов ее о тринадцатой сивилле.
Бессмертные слова поведаю смертным и обездоленным:
Рим со Фракией произведет великое бедствие,
Что восславит тьму ночи и отринет свет.
Род же её недалек.
Но в гордыне и безумие явится дочь ее - тринадцатая из нас.
Богиня ложная и суетная.
Супруга ее люди богом назовут.
Но то ложный бог будет.
Но Бог великий, которого не руки людей сотворили.
Во множестве родит он пустые кумиры, сделанные из глухих камней.
Соорудит алтарь из скалы рукотворный,
Кровью душ и жертв оскверненный
Четвероногих и двуногих, птицами и зверями убитыми.
Приходит конец мира нашего. И по всему видно, что недалек день воцарения ужаса на троне извечным. Лишь на одно мы можем уповать - что пришлые создания не будут томить нас перед смертью нашей заслуженной. Но постараемся принять мы гибель достойно, не как трусливые шакалы, что пред огнем очищающим воют и скулят, но как воины Бога Истинного - с мечом и от меча. И рассудит нас высший суд, на котором каждому воздастся по заслугам и подвигам ратным.
На сем умолкаем мы, ибо слышим, как дрожит земля под натиском богопротивной нечисти. Приходят дни подвигов, славы и гибели рода человеческого.