Максимова Надежда Семеновна : другие произведения.

Проклятие фараона

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Не все является тем, чем выглядит


Проклятие фараона

  
   "- Погодите... Вы думаете, что он...
   - Я пока ничего не думаю. Я читаю материалы из вашего досье..."

Ю. Семенов. "Бомба для председателя"

  
   Наиболее подробно все материалы, касающиеся истории открытия гробницы Тутанхамона, изложены в двух прекрасных фильмах Национального географического общества США: "Проклятие фараона" (2006 год) и "Загадки великого Нила" (1999 год).
   Именно эти материалы положены в основу настоящего исследования.
   Кроме того, часть информации взята из книги В. Бацалева и А. Варакина "Тайны археологии". Глава "Загадки гробницы Тутанхамона".
   Итак...
  
   В ноябре 1922 года два англичанина Говард Картер и спонсировавший его раскопки лорд Карнарвон первыми вошли в только что открытую ими усыпальницу Тутанхамона.
   В феврале следующего года была вскрыта погребальная камера. Вскоре, в апреле 1923 года, лорд Карнарвон скончался.
   За следующие пятнадцать лет ушли из жизни 20 человек, спускавшихся в усыпальницу или исследовавших мумию в Каире. Цепочку смертей окрестили "проклятием Тутанхамона". Мол, дух фараона мстит всем потревожившим его покой.
  
   Среди погибших называют следующие имена:
   1. Лорд Карнарвон найден мертвым в своем гостиничном номере через полтора месяца после официального вскрытия погребальной палаты.
   2. В той же гостинице вскоре скончался американец Артур Мейс. Он пожаловался на усталость, затем впал в кому и умер. Врачи не смогли определить причину смерти.
   3. Третьим стал брат Карнарвона. Он никогда не посещал гробницу, но, тем не менее, вскоре умер от заражения крови.
   4. Затем смерть настигла радиолога Арчибальда Рида, который исследовал тело Тутанхамона при помощи рентгеновских лучей. Он был отослан домой, где вскоре умер "от горячки".
   5. Следующая жертва - американский железнодорожный магнат Джей Гулд, посетивший склеп по приглашению лорда Карнарвона
   6. Вскоре после посещения гробницы, в результате неудачного падения, умирает французский египтолог Жорж Бенедит.
   7. И, наконец, в 1934 году от удара умер куратор Египетского отдела Метрополитен-музея Альб Литгоу.
   Прочие 13 умерших, вероятно, входили в число рабочих, производивших раскопки гробницы Тутанхамона. Их имена для широкой публики остались неизвестными.
  
   Помимо людей "проклятие Тутанхамона" настигло, как утверждают, еще по крайней мере двоих. Самой первой по времени жертвой стала канарейка, принадлежавшая Картеру. Кроме того, ходили слухи, что в момент смерти Карнарвона, с воем умерла и его собака.
  
   Таким образом, мы имеем 7 документированных смертей (известны имена, даты, обстоятельства) плюс еще полтора десятка смертей, о которых ходят слухи.
   Для простого совпадения это многовато. Значит, имеется некая закономерность.
   Какая именно? Это нам предстоит выяснить.
  

* * *

   Для того чтобы разобраться в том, что представляет собой проклятие Тутанхамона, существует ли оно в действительности или это просто выдумка газетчиков, раздувающих сенсацию из малопроверенных данных, попробуем систематизировать, разложить по полочкам, все, что нам известно по данной теме.
   Начнем с самого простого: перечислим все, в чем гробница Тутанхамона уникальна. Идея на первый взгляд кажется банальной, так как открытие Картера уникально во всем. Ни до, ни после ни одному археологу не удалось открыть хоть что-то подобное.
  
   Тем не менее, систематизация фактов дает, как ни странно, нетривиальный результат.
   Итак:
      -- Усыпальница Тутанхамона - единственная (!) неразграбленная гробница, которую вообще удалось найти.
   Как сообщает Национальное географическое общество: "Никто. Никто никогда не находил что-то под стать гробнице Тутанхамона. Ни в Египте, ни где бы то ни было еще в мире".
  
      -- Картер заранее знал, что искал. Он хотел обнаружить не просто царскую гробницу, а именно гробницу Тутанхамона. И он ее обнаружил. Причем именно там, где искал.
   Вот как об этом сообщается в фильме "Загадки великого Нила"
   "Картер полагал, что где-то в долине царей покоится ненайденная гробница фараона. Были определенные намеки, но никаких точных доказательств, что она существует. Речь шла о Тутанхамоне".
   К тому времени долина царей была исследована вдоль и поперек. Более того, значительная ее часть была завалена щебнем, которую предшественники Картера извлекли при раскопках уже найденных гробниц.
   Специалисты, работавшие в этой долине, были убеждены, что более искать тут нечего, поэтому лорду Карнарвону не составило большого труда переоформить на себя особое разрешение на раскопки в этом месте.
   "Картер начал с создания подробной карты долины. Большинство археологов думали, что он сошел с ума. Они говорили, что в долине царей не осталось гробниц. Но Картер не выказывал ни малейших сомнений".
   Остались дневники Картера, где он сообщает: "Я предложил лорду Карнарвону начать работы в треугольнике, вершины которого: гробницы Рамзеса II, Мернепта и Рамзеса VI. Мы надеялись, что гробница Тутанхамона находится в этом районе".
  
   А вот как пишут об этом Бацалев и Варакин:
   "Картер знал, с чего начать. Он провел по плану котлована три линии, и, обозначил таким образом, треугольник поисков. ... Археолог оказался настолько точным, что первый удар кирки пришелся как раз над тем местом, где находилась первая ступенька лестницы, ведущей в гробницу Тутанхамона".
   Однако, по некоторым причинам, копать там, где начал, Картер не стал. И вернулся к этому месту только спустя шесть долгих лет.
  
      -- Все сведения о Тутанхамоне поступили из открытия Картера.
   "До своего обнаружения Тутанхамон оставался неизвестен, - сообщает National Geographic. - В Египте почти нет записей о его жизни. Нигде, кроме стен его гробницы".
   Как сказал сам Говард Картер "этот фараон прославился только тем, что умер и был похоронен".
  
      -- Семья его не знала
   Тутанхамон считается сыном знаменитейшего фараона Эхнатона. Однако в многочисленных надписях, сообщающих об Эхнатоне, нигде нет упоминания о том, что у него был такой сын. Более того, сообщается, что у Эхнатона были только дочери.
   Это заставляет египтологов изобретать версии о том, что Тутанхамон был сыном от младшей жены, которая умерла при родах. В доказательство вроде бы даже демонстрируется какой-то настенный рисунок, где изображена лежащая женщина, от которой уносят спеленутого младенца.
   Впрочем, этот рисунок в фильмах Национального географического общества США не показан.
  
      -- Необычное имя
   В Египте имя "Тутанхамон" пишут, как нечто состоящее из трех частей: "Тут анкх Амон". Или на европейский манер называют кратко: King Tut.
   На это можно было бы не обращать внимания, но словом "анкх" называют знаменитый коптский крест (с ушком). А копты, как известно, христиане.
   Энциклопедия КМ сообщает:
   КОПТЫ - потомки древних египтян, исповедующие христианство (в основном монофиситы, есть униаты и протестанты). Живут главным образом в городах Верхнего Египта, также в других странах Бл. Востока. Св. 4 млн. человек (1992).
   Довольно странно, что фараон, живший за 1400 лет до рождества Христова, носил имя, включающее название христианского креста.
   Кстати, в гробнице нашли ткань с изображением этого креста - анкха.

См. рис. Анкх

      -- Борьба с искушением
   Что обычно делает первооткрыватель, обнаружив, наконец, то, что так долго искал?
   Сообщает всем о находке. После чего, как можно скорее, предъявляет ее всему миру.
   Говард Картер и в этом поступил наособицу.
   Бацалев и Варакин сообщают следующее:
   "Ранним утром 4 ноября 1922 года над Долиной вдруг установилась интригующая тишина. Картер немедленно помчался туда, где возле свежей ямы столпились рабочие. И он не поверил своим глазам: из-под щебня показалась первая ступенька, высеченная в скале".
   Понятно, что после этого темпы раскопок резко ускорились.
   После того, как была освобождена от щебня вся лестница, показалась замурованная дверь, снабженная двойной печатью. Разглядывая оттиски печати, Картер с огромной радостью обнаружил ее царскую принадлежность.
   Вверху кладки Картер проделал небольшое отверстие и, посветив в него, заглянул внутрь. Он ничего не увидел, кроме камней и щебня. Груды возвышались до самого потолка.
   Тем не менее, о находке немедленно сообщили главному спонсору - лорду Карнарвону. Ему была послана телеграмма в Англию. А тем временем Картер распорядился... ЗАНОВО ЗАСЫПАТЬ ЛЕСТНИЦУ.
   Столь странный приказ он объяснил тем, что не может ручаться за себя, так как в азарте способен вскрыть гробницу, не дождавшись приезда лорда.
   Надо признать, это был весьма необычный способ борьбы с искушением.
   Как бы то ни было, Картер сам признал, что раскапывал эту гробницу не единожды.
  
      -- Горячий воздух из пролома
   Картер писал: "Наконец мы увидели полностью расчищенную дверь. Дрожащими руками я проделал узкую щель в верхнем левом углу каменной кладки. За нею была пустота ... Произвели пробу воздуха на пламя свечи, на предмет скопления опасных газов, а затем я немного расширил отверстие, просунул в него свечу и заглянул внутрь. Лорд Карнарвон, леди Эвелин Герберт и египтолог Келлендер стояли рядом и с волнением ждали моего приговора. Сначала я ничего не разглядел, потому что ПОТОК ГОРЯЧЕГО ВОЗДУХА ИЗ ГРОБНИЦЫ задувал свечу".
  
   Попробуем понять, что означает это признание.
   Невозможно представить, что гробницу запечатали, закачав туда горячий воздух под давлением. Причем так, что давление и температура сохранялись более 3000 лет.
   Но тогда поток горячего воздуха из гробницы - это сквозняк.
   Значит, гробница не была изолирована от внешнего воздействия. Где-то в ней было еще одно отверстие, через которое туда проникал горячий воздух пустыни.
   Поэтому когда Картер пробил в двери дыру (вторую по сути), то совершенно естественно в лицо ударил поток горячего воздуха пустыни.
   Чтобы в полной мере оценить важность этого факта, рассмотрим следующий пункт.
  
      -- Васильки и страусовые перья
   В одной из дальних комнат - так называемой сокровищнице, куда исследователи проникли в 1923 году уже после смерти лорда Карнарвона, стояло огромное количество ларцов с драгоценностями. В одном из них, открытом Картером, сверху лежал веер из страусовых перьев.
   Вот как об этом вспоминал один из первооткрывателей Алан Гардинер:
   "Когда я увидел их впервые, они были свежи и совершенны и произвели на меня такое глубокое впечатление, какого я не испытывал и, наверное, уже не испытаю никогда".
   Далее сообщается, что через несколько дней перья вдруг начали быстро ссыхаться и их едва успели законсервировать.
   Аналогичная история произошла с трогательным веночком из васильков, которые кто-то из скорбящих положил во время похорон на гроб Тутанхамона.
   Сам Картер отозвался об этом так:
   "Что, однако, среди этого ослепительного богатства производило наибольшее впечатление, - это хватающий за сердце веночек полевых цветов, который положила на крышку гроба молодая вдова. Весь царственный блеск, вся царская пышность бледнели перед скромными, поблекшими цветами, которые сохранили еще следы своих давних свежих красок. Они красноречиво напоминали нам, насколько мимолетным мгновением являются тысячелетия".
  
   Итак, первоначально, скромный набор цветочков выглядел довольно-таки свежо. Исследователи даже сочли необходимым пригласить для его изучения профессора ботаники доктора Перси Ньюберри.
   Он исследовал три найденных в гробнице венка и распознал в них 8 видов растений. В том числе васильки, мандрагору, оливу, иву.
   А затем, достаточно быстро и, как считается под воздействием внешнего воздуха, поступившего во вскрытую гробницу, сухие цветочки рассыпались в прах.
  
   Такое объяснение можно было бы принять, если бы не упоминание о "ПОТОКЕ ГОРЯЧЕГО ВОЗДУХА ИЗ ГРОБНИЦЫ". Потому, что если гробница имела отверстие, через которое в нее извне мог проникать воздух, то налицо логическая неувязка.
   Получается, что страусовые перья и цветочки 3300 лет лежали в этом горячем воздухе пустыни и выглядели свежими и совершенными. А через несколько дней после вскрытия гробницы, под воздействием этого же самого воздуха, вдруг начали распадаться в прах.
   Очень странно.
  
      -- Необычная мумия
   Как известно, спасая своих древних царей от грабителей, жрецы переносили их тела из одной гробницы в другую. Иногда по несколько раз.
   То есть мумии были вполне транспортабельны.
   Кстати, в Каирском музее имеется зал с коллекцией мумий. В частности, там можно увидеть Рамзеса I, Рамзеса II и Сети I. Все тела в прекрасной сохранности.
   Мумия Тутанхамона в музей не попала. Она хранится в закрытом саркофаге в своей собственной гробнице в долине Царей, и увидеть ее нельзя.
   О причинах можно только догадываться.
   В фильме Национального географического общества по поводу мумии Тутанхамона сообщает следующее:
   "при попытке вытащить тело выясняется, что оно застряло в гробу. Масла и смолы, которыми царя облили в ходе последнего погребального ритуала, превратились в своего рода клей. Мумия не шевелится.
   И тогда доктор Дуглас Дери - человек, ответственный за извлечение Тутанхамона из гроба, прибегает к радикальной мере. Взяв в руки нагретый нож, он начинает вырезать тело. Сначала Дери отсекает Тутанхамону ноги. Затем, пытаясь поддеть и высвободить торс, он ломает Тутанхамону шею, оставив голову и маску на месте. Фараон выбирается из саркофага по частям".
  
   При чтении этого текста создается впечатление, что мумифицирование Тутанхамона проводилось по какой-то особой технологии. Отличной от тех, которыми мумифицировали других фараонов.
   Во всяком случае, ни разу не сообщалось, что тело какого-либо царя приходилось выдирать из гроба по частям. Тутанхамон и тут уникален.
  
      -- Сокровища в пеленах
   Процитируем еще раз фильм Национального географического общества "Проклятие Тутанхамона".
   Там говорится: "1922 год. Долина царей. Углубившись в толщу земли, Картер не представляет, что он нашел гробницу царя. Несколько недель уходит у Картера на то, чтобы обследовать всю площадь гробницы и найти еще одну комнату, наполненную золотом. А за ней погребальную палату с огромной позолоченной усыпальницей, занимающей почти все ее пространство. Внутри нее еще три роскошные усыпальницы. И, наконец, каменный саркофаг и несколько вложенных друг в друга золотых гробов. В самом последнем находится мумия с маской из чистого золота. Царь, упокоившийся в роскоши... ... Картер знает, что в пеленах мумии находятся ценные реликвии".
  
   Фактически здесь нам сообщается, что хотя первоначально Картер вроде бы не знает, что нашел гробницу царя, он, тем не менее, точно знает, что в пеленах мумии находятся ценные реликвии. Интересно, откуда?
  
   Да, встречаются упоминания о том, что в пеленах мумий находили тексты на папирусах, или же изображения были на самих пеленах.
   Известно так же, что иногда на место лица мумии вкладывали дощечку с портретом умершего (знаменитые фаюмские портреты). Но ценные реликвии, завернутые вместе с мумией?..
   Похоже, Тутанхамон и тут неповторим. Но тогда как Картер мог догадаться, что в пеленах находится еще что-то, кроме мумии?
   А было найдено 143 предмета. В том числе из золота.
  
   11. Фаюмские портреты
   Осенью 1887 года в местечке Эр-Рубайят оазиса Фаюм, в Среднем Египте, местные жители нашли древний некрополь с захоронениями мумий. Гробницы разграбили уже давно. Но в пелены мумий на месте лиц были вставлены исполненные на дощечках портреты, с поразительной достоверностью передававшие черты умерших.
   Сегодня в мире известно не менее 750 портретов, из которых в самом Фаюме было найдено около 300.
   Фаюмские портреты датируются I-II веком н. э. И, к сожалению, за неполные два тысячелетия дерево, на котором они написаны, стало весьма ветхим и требует специальной консервации и особых условий хранения (температура, освещенность, влажность, герметичная стеклянная витрина и т.п.)
   Ученые сожалеют, что много табличек погибло из-за того, что первооткрыватели в жажде наживы поспешно выдергивали из пелен написанные на дощечках портреты, и таблички при этом рассыпались в прах.
   В отличие от фаюмских портретов, все деревянные изделия в гробнице Тутанхамона поражали (и поражают) исследователей и публику прекрасной сохранностью. Хотя считается, что они старше почти на полторы тысячи лет.
   Бацалев и Варакин приводят следующий текст:
   "Гроб покоился под льняным саваном, от времени сделавшимся бурым. Система блоков подняла тяжелую крышку саркофага и саван был убран. Присутствующие стали очевидцами ослепительного зрелища: ВЫСТРУГАННЫЙ (?) из дерева золоченый гроб по форме повторял мумию и сверкал, КАК БУДТО БЫЛ ТОЛЬКО ЧТО СДЕЛАН"
   Просто непостижимо. Как деревянный предмет, насчитывающий 3300 лет, мог выглядеть совершенно новым?
   И что означает слово "выструганный", если в Египте 3300 лет назад не знали железа?
  
      -- Золотые росписи
   Гробница Тутанхамона более всего поразила широкую публику обилием найденного в ней золота.
   Алан Гарденер рассказывает о вскрытии помещения, в котором был найден саркофаг, следующим образом:
   "Когда Картер снял верхний ряд кладки, мы увидели за ней стену из сплошного золота. Во всяком случае, так нам показалось на первый взгляд".
   Впоследствии выяснилось, что это была не "стена из сплошного золота", а золотая фольга, покрывавшую стену из сплошного дерева (боковую стенку внешнего саркофага).
   Но иллюзии на этом не закончились.
   Дело в том, что стены "золотого чертога" - так назвали комнату с саркофагом, были живописно расписаны.
   Пока исследователи могли видеть эти росписи из соседнего помещения, казалось, что они сделаны золотой краской, которая от времени кое-где осыпалась. И крапинки утрат, словно оспины, покрывали всю поверхность прекрасных изображений.
   Однако, при более близком рассмотрении (свидетельство Г.В. Носовского, побывавшего в гробнице в 2002 году) оказывается, что роспись выполнена не золотом, а обычной желтой краской. Причем оспины утрат НАРИСОВАНЫ другой, темно-коричневой краской.
   Это как вообще понимать?
  
      -- Ссора с Карнарвоном.
   Цепь необычайных событий продолжается и после великого открытия Картера.
   В частности, буквально через несколько дней после того, как исследователи впервые проникли в "Золотой чертог" началась необъяснимая и яростная ссора Картера и лорда Карнарвона. Которая не завершилась до самой смерти лорда, последовавшей через два месяца.
   И вот еще поразительный факт. Оказывается, сэра Карварнона предупреждали о том, чтобы он не входил в гробницу. Некий граф Эдмон, известный мистик своего времени, писал лорду: "Пусть не входит в гробницу. Опасность грозит ему, если не послушается. Заболеет и не выздоровеет".
   Лорд действительно практически сразу же после посещения "Золотого чертога" заболел, и причина смерти его не определена до сих пор. Кто-то говорил о воспалившейся ране, кто-то об укусе заразного москита, кто-то о заражении крови...
  
   Но вернемся к ссоре.
   В ней все странно. Полтора десятка лет лорд Карнарвон щедро финансировал раскопки, руководимые Картером.
   До момента знакомства с Карнарвоном Картер три года влачил жалкое существование. В фильме Национального географического общества США "Загадки великого Нила" говорится об этом так:
   "Картер мог лишь кое-как сводить концы с концами, работая гидом и продавая туристом свои акварели. Один знакомый даже изобразил Картера бродягой. В его жизни наступила пронзительно-черная полоса".
   Свет в конце тоннеля обозначился лишь "когда вдруг он подружился с человеком, который изменил всю его жизнь. Это был лорд Карнарвон".
   Карнарвон был человеком незаурядным. Сообщается, что денег у него было больше, чем у фараона. И он не скупился.
   Работая на лорда, Картер не только "вскоре приобрел вкус к дорогому вину вкупе с лососем, языком, дичью в соусе карри и прочим деликатесам, которые Карнарвон выписывал из Лондона. Картер начал одеваться, как его покровитель, у него даже был такой же портсигар. В 1910 году при финансовой поддержке Карнарвона Картер построил себе дом в пустыне близ Фив. Он назвал его замком Картера".
  
   Итак, в течение всех 15 лет дружбы и сотрудничества, Картер, как сыр в масле катался.
   Но сразу после проникновения в "Золотой чертог" гробницы Тутанхамона, между друзьями словно черная кошка пробежала.
   "Они обменялись самыми язвительными словами, - писал Брэстед о Картере и лорде Карнарвоне, - и Картер в ярости попросил своего старого друга удалиться и никогда больше не возвращаться".
   Более того, в фильме "Загадки великого Нила" сообщается, что лорд, пытаясь примириться, приехал в замок Картера и долго стучался в дверь. Ему даже не открыли!
   Благодетеля, который щедро сыпал деньгами в течение 15 лет, в буквальном смысле не пустили на порог!
   Это особенно странно, потому что Карнарвон был аристократом, а Картер - простолюдином. И оба они были англичанами, то есть происходили из страны, где чтут традиции.
   Как бы то ни было, Картер продемонстрировал в этой истории черную неблагодарность.
  
   Причины столь непримиримой ссоры обычно объясняют тем, что аристократ, якобы, требовал своей доли в найденных сокровищах. А Картер не хотел расчленять находку.
   Вообще говоря, это странно. Так как лорд "был богат словно фараон". И вряд ли жаден до новых денег. А в славе ему никто не отказывал.
   В качестве второго повода для разногласий выдвигают тот, что Карнарвон, якобы, приглашал для осмотра найденной гробницы множество людей, которые толкались вокруг и мешали Картеру работать.
   Но этот повод выглядит несколько притянутым за уши. Дело в том, что Картер совсем не торопился явить миру сокровища из гробницы. Для того, чтобы разобрать вещи только в одной комнате (в передней) ему понадобилось более 2 месяцев. Все же остальные вещи извлекались в течение 10 (десяти!) лет!
   Казалось бы при таких темпах можно бы и не беспокоиться о нескольких экскурсиях, организованных главным спонсором раскопок... А вот поди ж ты.
  
   12. Завершение блестящей карьеры
   Национальное географическое общество, завершая свой фильм о сенсационной находке Картера, печально сообщает:
   "Картер стал мировой знаменитостью. Но он так и не смог написать научный труд, который бы обеспечил ему достойное место среди египтологов.
   Старый больной человек, он сидел на крыльце отеля в Луксоре и пил в одиночестве. Иногда к нему присоединялись проходившие мимо туристы.
   В начале 1939 года, хворая, он в последний раз покинул замок Картера. 2 марта Говард Картер умер. Лишь один из его коллег пришел на похороны. Простая надпись на его надгробии гласит: "Говард Картер. Археолог и египтолог".
  
   Довольно странно, что богатейшая находка не дала достаточно материала для написания научного труда. Впрочем, возможно, причиной является недостаток образования первооткрывателя.
   Однако, почему-то от коллег-археологов он не получил ни признания, ни уважения. Одинокая старость. Одинокие похороны. Более чем скромная надпись на могиле.
   За что его так, а?
  
   Версия:

"Сенсационное открытие Картера

от начала до конца было

фальшивкой"

  
   Рассмотрим эту версию и попробуем оценить ее правдоподобность.
  
   I. Возможность
   Мог ли Картер организовать столь масштабную фальсификацию?
  
   а) финансы
   Как уже говорилось, главное, что сделало находку Картера мировой сенсацией, было огромное количество золота, найденное в гробнице Тутанхамона.
   Однако более подробное изучение материалов показывает, что фактически золота было не так уж и много. Сплошь и рядом сокровища оказывались не золотыми, а позолоченными.
   А действительно золотые вещи невелики по размеру и весу (всего по несколько грамм).
   Учитывая щедрое финансирование, и тот факт, что Картер систематически общался с египтянами-расхитителями гробниц, можно предположить, что Картер заранее купил или изготовил часть этих "раритетов". Оставшуюся часть можно было изготавливать (и оплачивать) постепенно, в последующие 10 лет, пока велись работы.
  
   Единственное исключение составляет знаменитая золотая маска Тутанхамона. В ней 11 килограммов чистого золота.
   Однако нигде не указано, что это сокровище Картер предъявил общественности именно в первый год после открытия. Фактически у него было 10 лет на изготовление и оплату этой маски.
   При этом возможно, что тут ему помогло английское правительство.
   Бацалев и Варакин сообщают об этом так:
   После смерти лорда Корнарвона "правительство (Египта) аннулировало концессию леди Корнарвон, поставило охрану, а Картеру... запретило вход в гробницу!"
   Картер обратился в суд, началась долгая тяжба, которая завершилась тем, что "в конце концов после резкого выпада адвоката Картера, правительство прервало все переговоры, и огорченный Картер вернулся в Англию.
   Однако вскоре произошел политический переворот, Англия укрепила свои позиции в Египте, и новое правительство позволило Картеру продолжить работы. ТОГДА-ТО И БЫЛИ ВСКРЫТЫ ТРИ ГРОБА, В КОТОРЫХ ПОКОИЛАСЬ МУМИЯ".
   Фактически тут сообщается о том, что золотая, 11-килограммовая маска, находившаяся внутри этих трех гробов, была предъявлена общественности лишь тогда, когда к власти пришло проанглийское правительство.
   И тут стоит обратить внимание на такой факт: вскрытие золоченых гробов фиксировалось на кинопленку. И на пленке отчетливо видно, что маска, находящаяся в саркофаге, не имела бороды.
   А на всех широко растиражированных фотографиях маски Тутанхамона, в том числе на тех, что сделаны в Каирском музее, прекрасно видна характерная для фараонов ритуальная бородка длиной более 10 см. Так что возможно эта маска изготовлена даже позднее, чем через 10 лет после "открытия" гробницы.
  
   б) технология
   В фильме "Загадки великого Нила" сообщается, что Картер, оказывается, "с детства увлекался Египтом. Под покровительством своего отца-иллюстратора, он часами делал зарисовки египетской коллекции в соседнем поместье".
   И "в 1891 году, когда Картеру было 17, отец исполнил его мечту. Он помог сыну получить работу копировщика древних настенных изображений в Египте".
   То есть фактуру рисунков, их стилистику Картер знал с детства и мог талантливо их воспроизводить. Признано даже, что "он привнес новый уровень мастерства в важную задачу регистрации произведений египетского искусства.
   Кстати, все изображения, найденные в гробнице Тутанхамона, очень похожи на изображения, известные в истории Египта раньше.
   Например, изображение Тутанхамона на колеснице, почти абсолютно совпадает с изображением Рамзеса II на колеснице.

См. рис.

Тутанхамон на колеснице и Рамзес II на колеснице

   Изображение на спинке золотого (точнее деревянного, позолоченного) трона, где Тутанхамон запечатлен со своей женой в лучах солнечного диска, почти точно соответствует изображению, найденному в храме Эхнатона.

См. рис.

Тутанхамон с женой и Эхнатон с женой

   Можно предположить, что все эскизы Картер изготавливал в своем "Замке".
   Тогда становится понятна причина, по которой он не впустил в дом внезапно прибывшего лорда Карнарвона. Войдя, тот мог увидеть много лишнего.
  
   II. Предположения
      -- Место
   Если Картер заранее задумал фальсификацию, то его уверенность в неизбежности находки становится понятной.
   Получает объяснение и удивительная точность - когда первый же удар киркой в долине царей пришелся именно на место будущей находки.
   Можно предположить, что с первого дня "раскопок" рабочие начали сооружать "гробницу Тутанхамона". И шесть лет поисков в других местах просто маскировали эту деятельность.
      -- Второй вход
   Предполагается, что второй вход в гробницу пробили грабители. Которые якобы пытались украсть вещи, но в последний момент почему-то все бросили и убежали. Но при этом нашли время на то, чтобы плохо-худо, но все-таки заделать пробитую дыру.
   Не логичнее ли предположить, что второй вход, из-за которого и возник поток горячего воздуха из гробницы, был нужен самому Картеру?
   Пока публике демонстрировались предметы из передней комнаты, Картер имел возможность заходить с тыла и вкладывать в гробницу поступающие из мастерских новые "сокровища Тутанхамона".
      -- Неизвестный фараон
   Видимо, Картеру было сложно приписать "найденную" гробницу какому-то известному царю. Гробницы и мумии тех царей уже были найдены. Поневоле пришлось изобретать что-то новое.
   По необходимости фальсифицированный царь должен был оказаться молодым, с коротким сроком царствования (дескать, не успел прославиться), и желательно происходить от знаменитого предка.
   Фараон Эхнатон на роль предка подходил идеально: с одной стороны знаменит, с другой - малоизучен. Так как изображения и даже имя царя-еретика целенаправленно уничтожались.
   Картером была сделана попытка объявить Тутанхамона библейским царем - дескать, именно при нем состоялся исход евреев из Египта. Возможно, именно поэтому в его имя включили название коптского (христианского) креста. Но эта идея не прижилась.
   Зато имя Эхнатона и его жены Нефертити обеспечили Тутанхамону восторженное почитание публики.
   4. Васильки и страусовые перья
   В рамках версии о фальсификации история с букетиками полевых цветов и опахалами из страусовых перьев получает разумное логическое объяснение.
   Они действительно были свежими, недавно упакованными в гробницу. Но потом Картер спохватился, что для трехтысячелетнего возраста эти хрупкие предметы выглядят слишком уж хорошо.
   Достаточно было сбрызнуть на них кислотой (среди первооткрывателей был химик), и они начали съеживаться. И их "едва успели законсервировать".
   5. Необычная мумия
   В 2002 году было произведено томографическое исследование мумии Тутанхамона. Целая группа исследователей из разных стран попыталась установить причину смерти этого молодого человека.
   По результатам этих работ Национальным географическим обществом США снят фильм "Проклятие Тутанхамона".
   Из фильма следует, что задача перед исследователями стояла непростая. В самом деле, как определить причину смерти человека, у которого переломаны ноги и ребра, вырезана и удалена грудина, оторвана голова...
   Кроме того, подробное томографическое сканирование выявило, что в мозгу Тутанхамона находится осколок кости, а в затылке имеется абсолютно ровное, круглое отверстие.
   В общем, исследователям из доброго десятка смертельных травм предстояло выбрать одну, наиболее подходящую. И с этой задачей они блестяще справились, заявив, что фараон умер от жестокого перелома ноги, полученного либо в бою, либо при падении с колесницы.
   Однако, можно выдвинуть и другую версию. Допустим, в ходе работ по созданию гробницы произошел обвал. Один из молодых рабочих получил при этом смертельные травмы: переломы ребер, ног, трещину в черепе...
   О происшествии умолчали, а тело погибшего попытались мумифицировать. Но так как технология была неизвестна, опыт получился не слишком удачным.
   Именно поэтому тело несчастного мальчика пришлось вырезать из гроба нагретым ножом и вытаскивать по частям.
  
   Кстати, получает объяснение и смерть канарейки Картера. Он обзавелся птичкой как раз накануне своей "находки".
   Можно предположить, что канарейка понадобилась Картеру, как индикатор опасных газов в гробнице.
   Как известно, шахтеры и сегодня еще нередко пользуются дедовским способом - берут с собой в забои канареек. Пока слышно пение птицы можно работать спокойно: в шахте нет гремучего газа. Если же канарейка замолкает на долгое время, а еще хуже - навсегда, значит - рядом смерть.
   Возможно, разложение в гробнице тела, залитого непроверенными химическими маслами и смолами, шло с выделением газов. Во всяком случае, канарейка погибла.
  
   6. Ссора с Карнарвоном
   Лорд Карнарвон был азартным человеком. Чего, например, стоит тот факт, что впервые он приехал в Египет после того, как разбился в автокатастрофе. А ведь это был не 2006, а 1906 год - начало ХХ века, самая заря автомобилизма!
   Мы не знаем всех черт его характера, но одно можно утверждать точно: идиотом он не был.
   И пока в течение двух месяцев Картер разбирал предметы передней комнаты, лорд Карнарвон еще мог быть введен в заблуждение. Но после того как был вскрыт "Золотой чертог" признаки подделки начали буквально бросаться в глаза.
   Тут и нарисованные "утраты" на росписи стен. И тот факт, что стены были расписаны только в тех местах, которые видны из передней комнаты. А зоны, не попадающие в поле зрения, не имели даже следов того, что их когда-либо пытались расписать.
   Плюс удивительная сохранность деревянных изделий и, как апофеоз, цветочки и страусовые перья...
   Легко предположить, что лорд потребовал объяснений.
   Картер попросил его удалиться и более не возвращаться.
   Удивительная дерзость!
   К тому же друзья лорда, посетившие гробницу по его приглашению, тоже, скорее всего, высказали недоумение. И, вероятно, спросили: а кто, собственно, кому тут дурит голову?
   Мог ли аристократ смириться с тем, что его фактически поставили в дурацкое положение?
   Ссора была непримиримой.
   И наверняка, лорд заявил, что не намерен молчать.
   Для тех, кто хотел сохранить обман, не осталось другого выхода, кроме как убить лорда.
   Весьма вероятно, что его отравили. А заодно убили и верного пса, который, наверное, пытался защитить хозяина.
   Прибывшие на место журналисты начали создавать версию о "Проклятии фараона".
  
   7. Завершение
   Не удивительно, что Картер не смог написать научного труда по поводу своего открытия. Материалов вроде бы было предостаточно, однако каждая попытка какой-либо систематизации упиралась, вероятно, в какие-то нестыковки.
   Что же касается уважения коллег-археологов... Вряд ли Картер мог обмануть специалистов. Отсюда одинокая старость, отсутствие учеников и похороны, на которые пришел только один человек.
   Да, можно запудрить мозги посторонним. Но от коллег не спрячешься.
   Вывод:
   Никакого проклятия не было. Из жизни уходили лишь те люди, кто не соглашался молчать о подлоге
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"