Авторам скажу ещё пару слов: хвалю я только искренне, точно так же, как и ругаю. А поскольку миниатюры на Бд (впрочем, и на других конкурсах) обычно крайне низкого качества, то, сами понимаете, хвалить получается не так уж часто. Если вы не любите, когда ваше творчество не хвалят, то, быть может, мой отзыв вам и читать не стоит? Подумайте.
Оценки ставлю по десятибальной шкале, вносить их никуда не буду, они действительны только для этого обзора :-)
Как обычно, если мне понравится рассказ, я его "награжу" линком.
1. Кляйн А.Л. Окно
Сильно заштампованный монолог с мешаниной стилей. Автор скурпулёзно следует лозунгу: "даёшь каждому существительному не меньше одного прилагательного!", хотя это совсем необязательно, и даже более того. Безмерно затянутая картонная завязка выливается в столь же картонную чернушную развязку. Весьма посредственный, типично конкурсный текст-лузер.
Оценка: 1
2. Цветкова Г. Белый десант
Довольно заурядный, картонный "перевёртыш". Как только становится ясна его "соль" (где-то после первой трети), дочитывать уже приходится через силу. Как и большинство типичных конкурсных "перевёртышей", текст совершенно пустой.
Оценка: 2
3. Арденис З. Домой
Чем дальше в лес, тем толще партизаны (с). "В десантном отсеке броневика сидело несколько человек в военной форме - разных возрастов и с различным оружием" - сложно представить более конкретное описание :-). А вот ещё, просто песня какая-то: "Улыбка сползла с лица автоматчика и он начал угрюмо и методично приводить в порядок обмундирование"! Спасибо, автор, текст столь неумелый, что дарит читателю несколько минут здорового смеха. Вот за что и люблю мелкие рассказы на Бд - когда кажется, что всё, хуже некуда, текст становится по-настоящему смешным :-).
Оценка: 1
4. Мае Т. Человек с крыльями
По сравнению с предыдущими, этот текст написан не столь плохо. По крайней мере, не смотря на штампы и стилистические ляпы, он похож на рассказ, и даже имеет что-то, похожее на мысль. Но и мысль невнятная, и форма рассказа не оправдана содержанием, а, следовательно, перед нами снова ученический текст, которому не суждено стать зрелым.
Оценка: 3
5. Быданов А.А. Конец
Текст написан довольно читабельно, и за то спасибо. Но, как и все типично-конкурсные опусы, он грешит бессмысленностью своего существования. Зачем написан этот рассказ? "Чтобы написать новый вариант конца света среди множества других" - отвечает в аннотации автор. Ну что ж, приняли к свведению и пошли читать дальше.
Оценка: 4
6. Хейлик Г.А. Везение
Ещё один уморительно-нелепый рассказик. Прямо как будто из газеты "Тайная власть: необъявленный визит" и т.п. Кажется, там такие публикуют?
"всему, что со мной происходило, я нашла объяснение у колдунов. Разве это не фантастика?" - да нет, этому есть и другие, менее почётные определения. Например: "оккультятина", "дурь бабская" (это я не об авторе, а о жанре) и т.д.
"я выхожу из магазина и с крыши падает огромная ледяная глыба в полушаге от меня. Хорошо, что я секунду задержалась. Все прохожие онемели от ужаса. Моя подруга сделала умозаключение, что меня могло убить" - и даже защитила на эту тему диссертацию. На защиту пригласили онемевших прохожих. Защита прошла в полной тишине. И начиналась она со слов: "в чёрном-чёрном городе, в чёрном-чёрном доме", и т.д., и т.п.
"Я поняла, что рассказ мой фантастичен до безумного". Знаете, на востоке есть такая поговорка: сколько не говори "халва, халва", а во рту слаще не станет. Вот и с фантастическими рассказами та же история :-)
Оценка: 1
7. Снегова С. Солнце
В принципе, неплохая притча, в ней есть мысль, которая оправдывает если не существование рассказа, то, по крайней мере, авторский труд. Нельзя сказать, чтобы мысль эта была оригинальная, но она, по крайней мере, есть. А вот исполнение, увы, подкачало. Можно было это сделать изящнее и короче. Для притчи здесь слишком много ненужных подробностей. Ну и фантастики здесь ни на грош. Если туман столь плотный, что через него нельзя вообще увидеть даже отблеск солнца, то значит, жители обитают в почти полной темноте. Если же так, то не заметить солнца, встающего за спиной Лао никак не мог. В общем, непродуманность губит авторский замысел.
Оценка: 3
8. Шустов А.В. Коробка с канцелярскими скрепками
Рассказ повествует об угрозе роботофилии. Парень полюбил своего робота, а из того сделали скрепки (потому что устарел, а вот канцелярские скрепки, как известно, никогда не устаревают). Казалось бы - полюби скрепки и живи в мире. Но безутешный парень затеял бузу, поубивал множество народу и сам в конце погиб. Очень насущная тема, что тут ещё можно сказать?
Оценка: 1
9. Чугунов Н. Крылья возмездия
Опять заурядный бездарный перевёртыш. Примерно то же, что и в "Белом десанте". Только там снежинки описывались как десандники, а здесь птицы - как авиация. Скука.
Неожиданно хороший рассказ. Вот уж действительно сюрприз. И мысль на месте и читается легко! Не скажу, чтобы он мне был близок, но это, безусловно, качественная вещь, так что ссылку заслужила. Но и не безупречная. Например, вот это: "старушка с табличкой "Помогите люди добрые кто чем может" в переходе" - автор, надо объяснять, что не так, или сами видите? В целом по рассказу: при чём здесь руны? Кроме структурирования текста и довольно факультативного образа гадания?
Оценка: 8
11. Скрут. Поиск
Очень беспомощный по исполнению текст с довольно невзрачной и заурядной идеей поиска погибшей жены в альтернативных мирах. Как и все такие тексты, не понятно, зачем написан. Ну, "квантово скачет" парень по мирам, ну, ищет копию жены. Ну и что?
Немного частностей: "сожгут на костре как Галилея" а может, Галлея? Сожгут на костре, как комету Галлея - тоже неплохо звучит, и тема инквизиции, и научное словосочетание, зачем нам что-то большее, да, автор? Кому какое дело, что ни Галилея, ни кометы Галлея на кострах не сжигали? "и космических полетах и не мечтают" - предлоги, видимо, должны читатели расставлять по вкусу? "бронзовые мечи никогда не были двуручными и потому-то вас сперва заставят помахать коротким мечом" - ужасная перспектива. Прямо душераздирающая. Да, дедуля - спец, умеет отговаривать. Если кто в средневековье собрался, то услышав про отсутствие двуручных мечей тут же предпочтёт российскую армию...
Оценка: 2
12. Перевалов В.В. День восьмой
Фигню какую-то автор настрочил. Впрочем, не он первый, не он последний. Типично-конкурсная фигня из жанра стёбная небесная канцелярия. Подумалось: чем на более глобальные темы замахиваются сетевые авторы, тем больше обнажают своё интеллектуальное несоответствие этим темам.
Опять рассказ-перевёртыш, но сделан качественно. Пожалуй, пока это лучший из читанных мною на конкурсе перевёртышей. Недурственная юмореска, а про косметику - так и совсем хорошо. Напрягло ненужно-вычурное имя главгера. И речь репортёра, особенно вначале - слишком ненатуральная, гротескная. Мне кажется, больший реализм построения речи в данном случае добавил бы больше комизма.
Оценка: 6
14. Кастильский С. Беглецы
Пресное исполнение банальных мыслей с потугами на притчу. Ну да, кто-то уже стареет, а кто-то ещё нет. Но потом и он постареет. А Волга впадает в Каспийское море. А солнце всходит на востоке и заходит на западе. А когда идёт дождь, становится мокро. Почему бы и об этом не написать глубокомысленных рассказов?
Оценка: 3
15. Дионис А. Гейша Акуриямото и студент Иванов
Приснилось студенту утро студента с невесть откуда взявшейся гейшей. Потом студент проснулся и увидел, что никакой гейши нет. "Может друзья решили подшутить? Хотя нет, странная шутка. Да и откуда у них ключи от квартиры. Фантастика какая-то" - вот как раз её-то, голубушки, здесь и нет. Ну, приснилось и приснилось. Стоило из-за этого рассказ городить, да ещё на фантастический конкурс засылать?
Оценка: 2
16. Смирнова Е.С. Как рождаются герои
Я уж было подумал, что за названием последует долгое и подробное описание родов :-) Но последовала банальная болтология про то, что "героями не рождаются" и что ложные неопределённые пророчества якобы стимулируют появление этих самых героев. К сожалению, перед нами просто вычурный, безынтересный текст.
"украдкой я скосила глаза на юношу, чуть было не потерявшего дар речи" - это уже второй раз после "онемевших от ужаса прохожих". Поэтому, пожалуй, имеет смысл напомнить. "Лишился дара речи", "онемел от ужаса" - такие подробности может знать (и соответственно, такие сравнения употреблять) либо сам человек (то есть, тот, от лица которого идёт повествование), либо автор, если повествование ведётся от третьего лица. Но любые посторонние люди могут сделать такой вывод только по внешним признакам, а именно - нечленораздельное мычание, знаки, азбука глухонемых, наконец, самое надёжное - вручённая свидетелю (от лица которого идёт рассказ) записка с надписью: "я чуть было не потерял дар речи" и т.п. Если же таких признаков нет, то всё, что может посторонний человек это сказать: "он выглядит так, словно чуть было не потерял дар речи", а не "он чуть было не потерял дар речи". Логику улавливаете?
Оценка: 2
17. Буланова А. Звал?
Рассказ ни хулы, ни похвалы не достоин. Ноль смысла, совершенно картонные персонажи, и не только они.
Оценка: 1
18. Фёдоров Р. Случай
"нечеловеческая пятипалая рука", "даунский смех", "какой-то неестественный шум", "нельзя было разобрать, чей из девчонок голос", - в общем, обнять и плакать над каждой строкой. В качестве резюме сгодится диалог из рассказа: "- Что скажете? - Я не верю в этот бред..."
Оценка: 1
19. Пол Э. Счастливый человек
Самостоятельной ценности история не представляет, но для первого написанного рассказа - вполне ничего. Даже немного лучше, чем некоторые рассмотренные выше "непервые".
Оценка: 3
20. Таронга Бд-7: Всегда можно договориться
Довольно точное отображение принципов магии. Другое дело, что рассказ опять ни о чём и низачем. Плоский. И исполнение слабоватое.
Оценка: 2
21. Тали Э. День Гнева
Экологическая бредятина с десятки раз пережёванной идеей разозлившейся планеты, уничтожившей техногенную цивилизацию, и с чудовищным исполнением. "Гнев Земли направил стихии на уничтожение ненавистного ей прогресса. Землятресения поглотили города, смерчи и ураганы сносили все на своем пути, волны цунами снесли их в моря и океаны, огонь выжег почву"... Качество текста повергает в несравненно больший ужас, чем описываемые картины.
Оценка: 1
22. Андерсен Г. Пшеничная кожа
Прямолинейный, предсказуемый сюжет, обросший пустыми, вычурными "красивостями", типа: "Я глажу волосы цвета полночной звезды". А какой цвет у полночной звезды? И чем он отличается от цвета звезды в 1:30, или в 2:00, или в 3:15? И какой именно звезды? А то ведь, если как следует присмотреться, звёзды немножко не одного цвета (спектральные классы и т.д.). И вот такое пустое сюсюканье автор выдаёт за "чувства", тогда как вызывает оно у читателя совсем иные эмоции, можно даже сказать, прямо противоположные. Зачем главгер, если он так любит свою жену, сознательно обрёк на смерть - непонятно, как, впрочем, и то, зачем нужен этот рассказ.
Однообразная мешанина штампов в виде бессмысленного диалога с потугами на сюр. Казалось бы, при чём здесь баллада? Наверное, слово автору понравилось. Звучит внушительно.
Оценка: 1
24. Лемешко С.А. Незначительные отличия
Начало рассказа: главный герой просыпается с похмелья. Какое свежее решение! Главгеру привиделось, как ему будто бы отец подарил мотоцикл, однако же, проснувшись, увидел, что мотоцикла нет и так огорчился, что "хотелось заплакать". А в параллельном мире отец главгеру-2 таки подарил мотоцикл, но и тот тоже почувствовал "горечь обиды, словно он потерял что-то очень дорогое". Да, такие вот они, юноши-плаксы, им что дари мотоцикл, что не дари - результат один.
Оценка: 1
25. Хигаду. Ночь Большой Луны
"раз во много лет наступает особая ночь - ночь Большой Луны. Луна становится настолько большой, что притягивает к себе всех. Поэтому, при желании, все могут летать в эту ночь. Только надо очень сильно этого захотеть. Понял, недоумок?"
"- Смотриии!!!!!!!!! Он... он... он летииииииит! - И вправду значит мать говорила... - Куда он полетел?! Луна зайдет, и он,.. он,... он же разобьется!!! - Знаешь, может оно и к лучшему. Лучше ночь полета, и смерть, чем всю жизнь не вылезать из дому".
Вот, собственно, и весь рассказ.
Оценка: 1
26. Иванна О. Лабиринт
Первая половина - типичное описание шутера. Потом заигравшегося геймера вынимают, привозят к врачу, а врач сам такой же геймер. Ну и что? И ради такой банальности автор тратил время и своё и читательское на эту блеклую, плоскую штамповку?
Оценка: 2
27. Киселёв С.А. Доноры Бессмертия
Очередное размышление о том, что жизнь смертных лучше, чем бессмертных. Текст написан без явных ляпов, читается хорошо. История довольно продуманная. Надо сказать, рассказ по форме выделяется в лучшую сторону из предыдущих. Жаль, что за ним столь банальная для фантастики идея. Да и неествественная - ибо жажда бессмертия это одна из фундаментальных потребностей человека, заложенная в его естество, и попытки фантастов "закрыть" её, выставляя преимущества смертного бытия, удовлетворить её не в силах. Эту "фантастическую" тенденцию к апологии бренности хорошо высмеял Лукьяненко в "Спектре". Но это, впрочем, относится не только к разбираемому рассказу, но ко всей традиции.
Оценка: 5
28. Сергеев С.С. Звездопад
Написанная типично "ученическим" языком история повествует о том, как во время звездопада бессемейный бомж возмечтал стать семейным богатеем, проснулся, глядь - так и есть! Тут и сказочке конец. Вот оно как бывает. Если очень захотеть, можно в космос улететь. Что ж, примем к сведению и пойдём читать дальше.
Добротная, качественно сделанная зарисовка. Спасибо, автор, порадовали. По форме даже и придраться особо не к чему. А вот по сути - есть. "не создавай нового, довольствуйся тем, что есть... не оскорбляй Творца". Я вот не понял, каким образом создание нового может оскорбить Творца? Ведь творческую способность Он же Сам и вложил в своё создание, так ведь? Это элементарное логическое суждение, которое может провести любой из героев рассказа и слишком многие в том обществе, которое "нарисовано" автором. Кроме того, горшки ведь тоже кто-то когда-то создал впервые, верно? И ещё вопрос: строго говоря, вылепление птички не есть создание нового, а подражание тому, что уже создано. Это всё вещи достаточно очевидные, и они делают недостоверным нарисованный автором мир.
Кроме того мне не близка риторика о благе нарушения правил и канонов. За минувшие после "просвещения" столетия она уже порядком поднавязла в зубах, да и скомпроментировать себя не раз успела. В настоящее время её вряд ли назовёшь свежей и актуальной. Ни правил, ни канонов уже, считай, не осталось, а люди что-то счастливее не стали, равно как и общество - здоровее. Думается, куда актуальней и оправданней поразмыслить бы над ценностью правил и канонов, уважения к древности, смирения перед старшими. Вот сегодня как раз перечитывал замечательный рассказ об этом Эдуарда Геворкяна "Ладонь, обращённая к небу". Сильная вещь.
Но это всё уже не в укор автору, - глупо укорять другого в том, что он иначе смотрит на вещи, - это мои личные размышления на тему рассказа.
Оценка: 7
30. Флейм А.Д. Моя Тёмная сторона
О! А вот и он! Рассказ о том, как автор пишет рассказ на конкурс! С подробнейшим описанием "рабочего места". Что ж, теперь конкурс можно считать состоявшимся :-)