Обзор вылился из обычного интереса - посмотреть стихи знакомых мне по фантконкурсам авторов, для того, чтобы познакомиться с другой стороной их творчества. Когда познакомился - захотелось поделиться впечатлениями... и пошло-поехало дело обзорное :-)
На самом деле приступаю к этому с большим внутренним трепетом, коего никогда во мне не бывало при рецензировании прозаических конкурсов.
Поэт из меня никакой - в этом может убедиться любой, глянув мои стихотворные потуги (они здесь).
Когда-то давно, в отрочестве, я, как и многие сверстники, писал стишки и хотел научиться это делать хорошо. И у меня было два учителя - один очень сильный поэт, другой - просто поэт, но оба - настоящие! :-) - которые меня пытались худо-бедно научить азам стихосложения. Не получилось. Поэтом я не стал. Литературоведом - тоже не являюсь (когда-то я знал, чем отличается хорей от ямба, теперь даже этого не помню).
НО! Мои учителя привили мне вкус к хорошей поэзии, научили слышать красоту слога.
Именно исходя из этого вкуса и чувства я и высказываюсь о прочитанных стихотворениях.
Свои впечатления отнюдь не абсолютизирую. Это как вкус к музыке - кому-то нравится метал, кому-то джаз, кому-то рэп, кому-то - классика, кому-то - всё подряд :-) Нередко бывает, что я слышу мелодику стиха, но она не резонирует с моим внутренним чувством прекрасного. Значит, просто я не Ваш читатель. Обижать никого не хочу, но если вдруг случится - можете смело отправляться по вышеуказанной ссылке и напомнить, что куда это мне - с суконным-то рылом да в калашный ряд, с таким рифмоплётством да судить других... Милости просим :-)
Впечатления: Интересно. И образно, это понравилось.
Маленькие придирки, если не возражаете:
1. Показалось, что слово "мобильник" не ложится в общий стиль. Не спорю, что образ хороший. Просто здесь он выбивается. Ну например:
"Сударыня, мой свет, вы помните:
мобильник зазвонил... и сразу всё преобразилось..."
Чувствуете? Сразу веет чем-то комедийным, потому как в юмористических целях такое смешение разностилевых слов как раз приветствуется. Но Вы ведь не юмореску пишите. Поэтому такого смешения лучше избегать. Но, может быть, я ошибаюсь.
2. Подумалось, что, быть может, попробовать сделать разбивку чуть позамысловатее?
Впечатления: Как раз тот случай, о котором я упоминал во вступлении. Чувствую, что гармония слога есть, но - слишком отличная от моего внутреннего "гармонического лада". Поэтому говорить что-либо не решусь. Мне понравилась предпоследняя строфа, она срезонировала.
Впечатления: Очень сильно. Ярко. динамично, экспрессивно. И при этом на последних строках возникает живое ощущение, что за стихом реально скрывается что-то большее. Стих как окно. Мне понравилось.
Придирки: показалось слишком громоздким для строки слово "недокормленнейших".
Впечатления: Понравилось, особенно в середине. Считаю, что строки от "Мне горько..." до "Бездарный набросок..." - невероятно мощные и по уровню возвышаются над остальными как шпиль над лачугами. Может быть, автор так и задумывал. Хотя я бы постарался подтянуть и остальные строки на тот же уровень.
Придирки: Их особенно много к началу. Во-первых, "раздора-город" и "сомненья-отчужденья" - рифмы совсем разных типов и вместе они не смотрятся. Сразу две претензии к "в которых лишь тени": во-первых, вызывает сомнение целесообразность повтора "в которых", а во-вторых, при таком ритмическом рисунке "лишьтени" сливаются в одно слово. А ещё подумалось, что, быть может, стоило бы попробовать разбить стихотворение на строфы.
Но всё это, разумеется, ИМХО. Самое, что ни на есть, имхастое :-)))
Впечатления: И здесь понравилась предпоследняя строфа (хотя автор не делает разбивки, но строфы "читаются").
Придирки: Пожалуй, их слишком много. И сбивки ритма есть, и рифмы попадаются... не вполне удачные, и образов, на мой вкус, маловато... Наверное, это просто не моё. Если автор будет настаивать - пропишу придирки конкретно. Если нет - оставлю при себе :-)
Впечатления: Боюсь высказаться слишком резко, но мне не показалось это поэзией. Слишком всё вразнобой. Слишком напоминает фонетическую какофнию. Если пытаться вычленить что-то положительное, то показались интересными три заключительные строчки.
Придирки: Их слишком много. Ощущение, будто текст с какого-то иного языка прогнали через компьютерный переводчик. Вообще, если бы автор оставил лишь среднее треёхстишие, и обозвал его какой-нибудь танкой или хокку, то имел бы больше шансов у публики - такое сейчас в моде. И на это списать можно всё, что угодно.
Впечатления: Стих подкупает тем, что звучит в ином ладу, чем остальные, доселе читанные. Для меня этот лад не родственен. Раза четыре пришлось прочитать стих, чтобы в него "вжиться". Понравилась последняя строфа. И по мысли, и по чувству.
Придирки: "Мы ждем от огня, порой" - при ритме слова сливаются в "огняпорой". "В спрямленных" - четыре согласных подряд - не много ли? "Правильных-прав иных" - имхо, рифма не удалась. Хотя, то, что старались - это правильно :-)
Впечатления: Настроение стиха понравилось. Светло-ностальгическое. В Праге я не бывал, но похожее остаётся в памяти от других западноевропейских городов. Вот от греческих - совсем другое. Не чёрно-белое :-) А про арабские я не говорю, это вообще - мрак :-( Однако, вернёмся к стиху. Написан он "неродным" для меня ритмом. Слишком "рваным". Наверное, поэтому мне так до конца и не удалось "вжиться". А так - рифмы изящны и выдержанны в одном стиле. Хвалю.
Придирки: Они есть. "В ночи - раскрытые двери Сонных пивных - мы не бились" - раз шесть прочитал строфу, но так и не понял, о чём это? Далее, не знаю, что такое "Градчаны". Чувствую свою неполноценность. Автор действительно хотела у меня это чувство вызвать? :-) И ещё это "Время не остановилось" сильно выбивается. Вроде и ритм чётко соблюдён, а каждый раз, как перечитывал, спотыкался в этом месте. Может, "остановилось" - слишком длинное и фонетически бледное слово?
Впечатления: К сожалению, для меня этот стих "не прозвучал". Возможно, из-за того, что это текст песни неведомой доселе для меня группы "Аббат". Как известно, тексты песен и собственно поэзия - вещи разные настолько, что великолепный текст песни часто смотрится очень блекло на бумаге, а прекрасные стихи становятся посредственными в песне. Да, бывают исключения, но этот стих - явно не из них. Ладно. Из хорошего: понравилось - рифма "лужи-кружат", образ "Ночь - неонно-темный омут".
Придирки: Их больше, чем мне хотелось бы. В прозаическом тексте слово "этот" является во многих случаях "сорняком", и его многократное избыточное повторение идёт во вред тексту. Я, конечно, не уверен, но мне кажется, что и поэтическому тексту - тоже. Во всяком случае, это стихотворение меня в таком убеждении не разубедило. Далее. Автор слишком увлекается перечислением. Эти перечисляемые предметы и явления не складываются ни в образы, ни в "фонетическую" песню, поэтому производят впечатления просто наваленной кучи. Их обилие и однообразное перечисление утомляет. Будь я автором, я бы сократил это перечисление раза в четыре минимум, оставил только самое яркое, сильное, и довёл бы это до ума, стараясь построить в логической и фонетической гармонии. И над рифмами бы поработал, а то "гуляют" они, как им вздумается. Но я, конечно, не автор, и поэтому избавлен от перспективы столь ответственного и кропотливого труда :-)
И еще: я бы остановился на каком-то из двух названий стиха. Имхо, сплошное имхо. Екатерина, не обижайтесь, я старался быть максимально объективным и дорожелательным.
Впечатления: Их можно суммировать выражением "ничё так". То есть: есть поначалу рифмы неплохие, есть удачные места, но, в общем, и целом своим друзьям стих рекомендовать бы я не стал. Не из-за вкусовщины, - написан он как раз в "родственной" мне манере, но именно из-за того, что недостаточно качественно он сработан. Имхо, конечно. Задели строки:
Не мыслит город больше ни о чем,
Умыв бензином старческие руки.
Придирки: Их хватает. Автор сначала обращается к кому-то на "ты" ("шагаешь"), затем почему-то на "вы" ("этой ночью вы одни"). "А город уж забылся мертвым сном" - вот эти "ужи" являются специфическими сорняками в поэтических текстах. Когда автор не может уложить необходимые ему слова в ритмический рисунок, он разбавляет их "ужами" (и ещё есть несколько таких сорняков). По этому признаку сразу определяется неумелый автор, который не в силах совладать со словом. Если не хотите, чтобы Вас принимали за такового, избегайте сорняков, не несущих ни смыслового, ни фонетически продуманного значения. Далее: рифма "тревожных-жестоких, ложных" мало того, что примитивна сама по себе (из серии "свечки-печки"), так ещё в ритмическом рисунке слова сливаются в монструозное "жестокиложных". Наконец, заключительные строки вызывают недоумение: ну да, город хреновый, а при чём здесь "Бога и природы труд отчасти был бессмыслен и напрасен"? К созданию городов ни Бог, ни природа как раз таки непосредственного отношения не имеют.
Впечатления: Понравились первая (даже несмотря на "разбитой-биты") и предпоследняя строфы. Задели. Остальное - так, так... слишком выспренно. Впрочем, это уже к следующему разделу рецензирования.
Придирки: Много. Из вкусовщины: не люблю мата и вставки иноязычных кусков. Из более объективного: не чувствуете кое-где ритма (впрочем, это общая беда многих начинающих поэтов - даже неплохих), к примеру, "Как я" сливается, простите, в "какья". Да и само это "какьё" возникло (так выглядит) от неумения (либо лени) втиснуть в строку нужную мысль. Едем дальше. "Всё громче небо говорит: "Умри"" - знаете, это слишком по-подростковому. Прямолинейно, безыскусно, тематически бедно. Мне кажется, из такого нужно вырастать, хотя это всего лишь моё личное мнение.
Впечатления: Во-первых, хочу похвалить оформление стиха. Само по себе нестандартное, к тому же снабжено отличной иллюстрацией, отвечающей и резонирующей с настроением стиха. К сожалению, сам стих, похвалить сложно. Более-менее понравилось только первое четверостишие. Потом - разом поплыли рифмы и ритм и... остались только придирки.
Придирки: Просто колоссальное количество. По порядку: "сумерки-шутки", "красивое-длинное", "окна-ровно" - это НЕ рифмы. А "радости-зависти", "вечное-бесконечное", "этого-светлого" - это ОЧЕНЬ ДУРНЫЕ рифмы. Вообще, когда пишите, рифмы надо выдерживать в каком-то одном, строгом стиле, это придаёт стиху стройность и красоту. А произвольный разнобой смотрится просто наваленной кучей разноцветного мусора.
Едем дальше - ритм сбоит, причём серьёзно. Начинаете Вы с классического /-/--/--/-/ ("Воздух сдавлен - густое молчание") а потом перескакиваете на /-/--/-/-/ ("Черной кровью сочатся сумерки"), ещё дальше и вовсе в /-//-/-/ ("В свете фар: все измены - шутки"). Рисунок должен сохраняться единообразным на протяжении всего стиха. В принципе, ритмом можно играть, но нам с Вами пока до этого уровня слишком далеко, чтобы даже говорить об этом. Пока надо научиться держать ритм.
Другая беда - обилие смысловых штампов, это всякие "В пустоту, словно в небо, падаем", "Только цифры и деньги - приятели", "А любовь - это роскошь без правил" и т.п. Штампы - зло. Убивают творчество. Избегайте их. Кроме того, встречается неправильное словоупотребление - нельзя "убегать до". Русский язык не позволяет. Вот "бежать от и до" - можно.
Впечатления: Скажу прямо: понравилось стихотворение. Очень симпатичное. Ритм соответствует настроению, незамысловатые рифмы строго выдержаны в одном стиле, благодаря чему становятся украшением, а не недостатком стиха. Образы выпуклые, нестандартные. В общем, недурственно.
Придирки: Они есть. "рвут с деревьев ветры-бунтари" - перегруз с этими "в-в-в-ветры" Будто заика говорит. Другая претензия к содержанию. Непонятно, что за старуха. Кажется, что это автор забыл внести в пространство стиха, нет ни малейшего намёка для читателя. Отсюда - разочарование, которое не позволяет в полной мере насладиться стихом. Ещё недоумение: вроде, "заполнось погасли фонари", то бишь, темень кромешная, однако всё видно в деталях - и "золотисто-медные серёжки" и кошки у "облезлых стен" и даже "в водостоках пузыри". Несоответствие.