"Основа совести, ... есть начало, столь глубинное и столь далёкое от
скудости земного бытия, что совершенное опознание его в земных
условиях невозможно; поэтому приговоры совести поднимаются из
тёмных недр духа безотчётно и могут быть рационально обоснованы
только в простейших случаях" (философ Н.О. Лосский).
Если бы речь не шла о мире, где солнце никогда не спит, можно было сказать, что происходящее напоминало ночной кошмар. С выпученными от ужаса глазами, связанная по рукам и ногам Вилена наблюдала, как человек, если это захлёбывающееся слюной существо можно было назвать человеком, скидывает с себя пропахшие потом одежды, а когда нашлись силы сомкнуть веки, то насильник уже дошёл до её одеяний. Тёплое от крови охранников лезвие шутя разрезало тонкую ткань, а девушка, должная стать добычей шести мужиков, роняя слёзы уже больше не от страха, а от ощущения полной беспомощности, молила Бога, чтобы он наградил её немедленной смертью.
* * *
Бог есть, и он вовсе не то равнодушное существо, о котором говорил Ярослав с отцом. Отец думал, что она спит, но Вилена слышала всё. Человек с Геи - планеты, населённой отступившимися - не скрывал, что он интраморф, то есть обладает способностями, о которых простые люди не смеют и мечтать. Правда отец Вилены - батюшка Александр, глава Старьевской Обители, что формально входила в расейскую общину, хотя и отличалась завидной самостоятельностью - интраморфов предпочитал называть другими словами, теми, которые девушкам слышать не полагается, но Александр не знал, что его подслушивают, поэтому не стеснялся в выражениях, а кабы не был интраморф из числа старых приятелей, вообще бы не пустил в пределы поселения.
Вина сих чародеев, - часто говаривал он, - во всяком случае, тех, с кем имел знакомство я, не в том, что они возводят хулу на Бога, а в том, что служат князю Тьмы, правда, сами об этом не подозревая, почему ещё не совсем безнадёжны.
- Саша! Какое наказание господне, ты же в своём атеистском прошлом человек с хорошим образованием?!.. Можно подумать, что прибыл на Землю не сорок лет назад, а четыреста! Я же тебе показывал Книгу, я показал тебе столько, сколько ни один нормал никогда не увидит!
- Не кипятись, Ярик, и не пытайся на меня воздействовать снова силой своей чародейской. Тщетна мысль чародейская там, где с людьми сила иконы Старьевской.
- Твоя икона всего лишь блокиратор пси-воздействия местного значения, созданный в древние времена неизвестным гением. Да, в пределах твоего маленького царства я не в силах кодировать людей, а жаль.
Некоторое время они сидели молча, и Вилена старалась тише дышать, чтобы её не услышали. Затем Ярослав потёр висок и сказал.
- Твоя версия.
- Это у вас версии, - смиренно ответствовал настоятель, - а у нас, верующих, говорят по-другому.
- Не придирайся к словам, ты прекрасно понял, что я имею в виду, - поморщился физик, записанный в чародеи.
Батюшка пригладил бороду, откинулся на спинку стула, скрестил руки на животе и повторил то, что бывший друг слышал от него ранее.
-...Да, то, что ты принимаешь за голоса и лик Конструкторов, Агрессоров, Голоса Пустоты или со сколькими там фантомами ты встречался сам и показывал мне, есть один Сатана, но только в разных образах, а знания, к которым прикасаешься, сиречь ложь, которой дозволяют пользоваться. Принесут нагуали смерть человечеству или нет, зависит не от того, что вы там наколдуете, а сумеют ли люди остаться людьми, отступят от Бога или примут Сатану.
- А являться в разных обликах сатане нужно было, чтобы убедить нас, интраморфов, тех, чьи способности творить зло и добро в сотни раз большие, чем у простого раба божьего, дабы возвести хулу на Бога?
- Ты хорошо помнишь нашу прежнюю беседу, Ярик. Да, в этом. Где у тебя доказательства, что те знания, которые получаешь, выходя в Большой эйдос, это не то, что тебе услужливо подсовывает Сатана? Где неоспоримое доказательство того, что твои видения не есть галлюцинации навеянные Сатаной?.. Доказательств нет, а значит остаётся вера. Вера всегда была и есть сильней науки, поверь тому, кто пришёл к первому, пройдя через геенну второго. Я, - батюшка с силой ткнул себя в грудь, - не верю тому, что Господь - это равнодушный к судьбам созданий своих Игрок! Не верю, что всё происходящее в мире - есть игра неведомых сил! И никакой фантом дьяволов, пусть он прикинется хоть серафимом шестикрылым, хоть самим Господом, не убедит меня, ибо сердце моё отказывается принимать это! Иди с миром, Ярик, и больше не приходи.
Но незваный гость не спешил покидать дом батюшки Александра.
- Я пришёл и прихожу не потому что есть избыток свободного времени. Ты сам знаешь чего стоит посетить Землю, а самое главное сохранить это в тайне и для Земли, и для Геи, откуда, кстати, и ты родом, друг. Мы оба прибыли для благого дела, но дальше с тобой что-то случилось и ты, вместо того, чтобы помочь мне помочь им, обчитался Библии и заделался в святоши. Если бы я не знал тебя столько лет, то решил бы, что тебе просто захотелось власти. Но ты вызываешь моё восхищение своей верой в Абсолютное Добро как Вечного Врага Абсолютного Зла и тем, что стремишься поддержать эту веру в людях. Тем не менее.... вам не выжить без тех, кого вы называете отступниками, то есть человечества Геи и интраморфов, которых родная Гея увы, рождает всё меньше. Земле не выжить, если земляне не воспримут обычаи и традиции тех, кто поставил на колени чужую планету, законы нормального общества.
- Жить в свальном грехе, по-твоему, нормально?! - отец Вилены в гневе встал из-за стола.
- Семья из семи человек более рациональна... - попытался возразить Ярослав, но священник не желал слушать.
- Не надо! Не говори этого проклятого слова в пределах нашего дома! Рационально.... А знаешь ли ты, что все морально-нравственные нормы нерациональны?! Что жертвовать своей жизнью ради другого, и даже не ребёнка, а бесполезного с точки зрения выживания вида старика, нерационально! И любить до конца дней одну женщину, когда рациональней оплодотворить сотни, тоже нерационально! Но так человечество жило тысячи лет и будет жить, если Господь позволит. Не выживанием вида должен заботиться человек, а тем, чтобы не погубить свою душу - свальным ли грехом или равнодушием к судьбе бесполезного, если смотреть рациональными глазами, старика - ибо слова "я боролся за выживание вида" не послужат оправданием на том суде, где сатанинское словечко "рацио" под нерушимым запретом! Кого ты приводишь нам в пример?!.. Общество Геи?.. Ха-ха-ха, друг, завоевать пустую Гею было в сто раз легче, чем выжить на заполнившейся после Второго Пришествия мутантами и безумцами Земле. Не Земля с Геи, а Гея с Земли должна брать пример.
От волнения священник не мог стоять на одном месте. Звук его шагов отдавал колоколом в уши прижавшейся к тонкой стенке со случайной щелью, в которую можно было подсматривать, дочери.
- Неисповедимы пути господни, а я не пророк, чтобы говорить вещим голосом, но судьбу твоей...
- И твоей, - напомнил один инопланетянин другому о происхождении их обоих.
- Не перебивай! - рявкнул священник. - Земля мне уже давно настоящая родина, а искусственная замена традиционной морали рациональными категориями на вроде выживания вида приведёт к страшным последствиям. Человечество Геи закончит тем, что перестанет быть содружеством ярких индивидуальностей, а станет единым существом, безликим и одновременно многоликим орудием Дьявола. Да, Дьявола, ибо Господу усреднение человечества противно - не толпой, а каждому поодиночке придётся отвечать на Страшном Суде. И только не говори мне, что это эволюция. Это самый настоящий регресс. Ещё до этих проклятых мутаций на Земле учёные отмечали подобие коллективного разума у пчёл и муравьёв, но на какой ступени стоят колонии муравьёв даже сейчас, получив мощный мутагенный заряд, а на какой люди, умеющие любить, а не трахаться, прости Господи, что говорю слова недостойные сану, в продолжение вида! А вы интра, мета, в общем, чародеи, если воспринимать вас как более высокую ступень эволюции, разве не самые большие индивидуалисты?
- Подожди, друг. Спорить с тобой, когда ты на взводе, гиблое дело, но всё же. Разве во все века не вызывали восхищения прежде всего люди, которые ставили интересы общества выше личных?
- Но высшего развития достигали лишь те общества, которые готовы были на любые жертвы даже ради спасения одного своего члена. Когда, каким бы слабым и бесполезным не казался сторонним член семьи, клана, рода, тейпа, все родичи поголовно не жалеют головы, спасая его. Когда племя за обиду любого самого малочисленного рода готово вырыть томагавк войны. Когда паспорт гражданина не просто бумага, а охранный документ в чужой стране - все самолёты и вертолёты твоей родины готовы подняться в небо, если в беду попал самый ничтожный турист. Ваша стратегия выживания половинчата. Вы взяли лишь половину великого девиза "Один за всех и все за одного". На Гее один за всех, у нас на Земле ещё и все за одного.
- Интересная у тебя манера полемизировать. Просто обхохочешься. Мешать религиозные догматы и научные положения с цитатами из "Трёх мушкетёров".
Священник не оценил юмора.
- Ступай пока ещё с миром, Ярослав, в свой мир, где из миллионов созданий божьих планомерно клеят одного миллиардоглавого слугу Дьявола. Твою помощь мы не примем, да и если на Гее о ней узнают, как и о той тайной станции метро, тебя по головке не погладят. С сектантами-кочевниками мы разберёмся сами. Любое сношение с отступниками, всё отличие коих от блудников, которые осаждают обители и деревни земных общин, состоит лишь в том, что одни всем телом окунулись в грех, а вторые покамест лишь на один шаг отступили от слова божьего, причинит зло, ибо вслед за оружием и припасами к нам придут идеи, которые разрушат паству. Ступай, Ярослав, и верь, что ты личинка ангела или файвинга, уже не помню, а я и после смерти останусь человеком, ибо был им при жизни. Верь в то, что мы все вши на теле твоего Универсума, а я буду верить в то, что создан по образу и подобию божьему. Веруй в то, что существование Вселенной - игра неведомых господ, а я верую в то, что всё подчинено Господу и ничто не происходит без воли его. Можешь мне больше не рассказывать про новый смысл бытия, он в любые времена был и остаётся один. Прожить жизнь без греха - и больше ничего не надо, а как? - читай скрижали Моисея и Нагорную Проповедь.
Ярослав поднялся, с явным сожалением поглядел на вспотевшего от интенсивной ходьбы по небольшой комнате бывшего друга и спросил:
- Но Зимина-то я оставлю. Он учёный, а не пропагандист и вряд ли в одиночку за три недели испортит твою паству.
- Тебе очень нужны эти исследования?
- Да, Саша, а Зимин Женя хоть и молодой, но весьма талантливый ботаник.
- Достоин порицания тот, кто откажет в помощи брату своему. Пусть остаётся, но обратно его заберёшь не ты. Да, не ты и только не говори, что о тайной станции метро и безумном плане помощи Земле, знаем только мы трое.
- Хорошо, Саша, - сказал Ярослав и исчез - для колдунов, звавшихся интраморфами, самый обычный трюк.
С тех пор в Обители появился новый обитатель. Для всех - монах из дальней деревни, взявший обет молчания, а для отца Александра и его не в меру любопытной дочери - учёный с Геи, планеты отступников, где родился и интраморф Ярослав и сам отец Александр.
Гостя, должного исследовать необычные свойства купольника - растения с зачатками разума, поселили в доме батюшки, как и Церковь, примыкавшего к монастырю. Внутрь монастыря - провидением божьим уцелевшего со времён Второго Пришествия здания с мощными стенами в три метра толщиной - в мирное время имел право входить лишь глава Обители и Хранители Меча.
Кругом Старьевского монастыря располагались жилые и общественные здания, которые опоясывала стена поплоше, но зато с регулярным дежурством всех взрослых членов Обители, насчитывающей сейчас порядка семидесяти семей по десять-двенадцать человек в каждой, и сорока монахов-воинов.
Монахи-воины, числом не более четырёх десятков, отбирались из числа взрослых добровольцев и составляли элиту местных вооружённых сил. Они не носили доспехи, по религиозным убеждениям не пользовали универсалы, самострелы, мечи, но зато в совершенстве владели умением бросать камень из пращи и биться обитым железом посохом.
"В совершенстве" это мягко сказано - всё послушание добровольных страдальцев за веру (монахи, как и в былые времена, брали на себя обет безбрачия и полного аскетизма) состояло в беспрерывных военных упражнениях. Послушные лишь батюшке, они служили силой, которая мешала обществу, где культивировались родовые связи, распасться на мелкие составляющие.
Старьевская Обитель держалась немного в стороне от остальных поселений расейской общины потому, что здесь следование православной вере было строго обязательным для каждого. Неявка на заутреню, несоблюдение поста не означали немедленную просьбу сменить Обитель на деревню более свободных нравов, но такой человек сам скоро понимал, что ему здесь не место.
Система власти в Обители строилась на сложной системе взаимоотношений князя, княгини, батюшки и совета старейшин. Батюшка один представлял собой судебную власть, а над монахами довлел полностью, а такоже хранил и выдавал самое мощное оружие - универсалы, и имел право наложить вето на любое решение совета старейшин - стариков или старух по одному от каждого рода.
Князь и княгиня возглавляли мужскую и женскую половину дружины, куда входили все, кто мог держать оружие, то есть члены Обители от четырнадцати до шестидесяти обоего пола. Дружина представляла собой иррегулярное формирование, то есть большую часть времени каждый трудился, где мог, и лишь в предсонье удлинившегося дня пару часов посвящал обязательной тренировке со своим оружием.
Женщинам и девушкам таковым служили универсалы, коих в Обители хранилось всего девятнадцать штук, и самострелы, которых наделали в избытке. Выборная княгиня следила, чтобы слабый пол был силён в стрельбе, а батюшка выдавал универсалы лишь на тренировки и на походы за пределы Черты Спасения - пятисот метров от стены, пространство, очищенное во избежание внезапных атак от любой растительности, кроме низкой травы (высокой ей не давал вырасти скот, который старьевчане разводили в избытке). Постоянно иметь при себе оружие, с помощью можно которого легко установить новый порядок - слишком большой соблазн для слабой человеческой души.
Князь (тоже выборный) принимал на себя власть во время войны, распределял дежурства на внешней стене, и был ответственен за боеспособность мужского населения, особо Хранителей Мечей (или в просторечье просто Хранителей).
В Хранителях состояли отцы - главы семейств до того возраста (если Господь позволил дожить), когда не придёт пора переходить в старейшины, а меч передать одному из сыновей, таким образом Хранителей было всего семьдесят по числу родов. Меч - не топор и не секира, оружие сложное и потому отцы работали на полях, в хлеве или мастерской в два раза меньше чем остальные члены дружины. Четыре вместо двух часов отведённые им на тренировки Хранители пользовали не только на рубку и колки прямым русским мечом, а на то, чтобы научиться двигаться в тяжёлых доспехах, как без оных. Каждому Хранителю полагался справный шелом и ламиллярные латы, остальные же дружинники ничего кроме лёгкой байданы али просто стёганки не носили, а вместо сложного меча имели на вооружении доступные любому, у кого силёнки есть, топоры, секиры, бердыши и, разумеется, копья.
Всё это ботаник с Геи тщательно записал, сделав пометку "социальное устройство характерно лишь для этого поселения или для всех? - проверить". О записях, не относящихся к изысканию разумной флоры, знала только Вилена. Женя Зимин спал не как нормальные люди, а в соответствии с биоритмами родной планеты, чем и решила воспользоваться любопытная девушка. Но в момент, когда она дошла до самого интересного рука вырвалась из-под одеяла и вцепилась в её запястье. Дочь батюшки побледнела, но притворявшийся спящим биолог не выглядел расстроенным. Он встал в одной сорочке с кровати, взял из рук застигнутой врасплох бедняжки свой блокнот и вдруг прижал к груди и впился поцелуем в полуоткрытый рот.
Так страстно Вилену ещё никто не целовал, даже муж. В шестнадцать лет девушку взял в жёны родич князя Алексея рослый юноша Влас, но через два года выпросил у батюшки развод. Вилена оказалась бесплодной, как библейская смоковница, и потому Власа никто не осуждал.
Девушка вернулась в отцовский дом. На момент, когда это здание на три земных недели приняло Евгения Зимина с Геи, Вилене исполнился уже двадцать один год.
Дочь батюшки Александра уже никогда и не надеялась снова ощутить горячие мужские лобзанья (в какой род нужна бесплодная баба?), потому такой неожиданностью для неё стали прикосновения гостя. Просыпавшаяся с каждым новым поцелуем натура взрослой уже успевшей узнать, что такое плотская любовь женщины боролась в её душе и теле с робостью и страхом - немыслимое дело тискаться вне брака - но силы сопротивляться нашлись лишь тогда, когда Женя попытался завалить на кровать.
Едва почувствовав напряжение в её ногах, молодой ботаник снял руки с девичьих бёдер и сел на лежанку, довольно улыбаясь.
- Ты ведь знаешь, что я с Геи? Наверняка подслушивала разговор отца с Ярославом.
Вилена, покраснев, кивнула.
- И что ты об этом думаешь?
Девушка ничего не ответила.
- Твой отец ведь тоже с Геи, но только сорок лет назад он не захотел возвращаться.
Дочь главы Обители продолжала держать ещё горевшие от поцелуев губы сомкнутыми.
- А знаешь, седая прядь нисколько не портит тебя, а даже придаёт импозантность.
Вилена словно не слышала похвалы в адрес своей не совсем обычной внешности.
- И кстати, откуда такое необычное имя? Разве оно христианское?
А вот на этот вопрос девушка ответила.
- Моё крёстное имя Ефросинья. Виленой звала мама, царствие ей небесное, в честь какой-то героини романа. А потом как-то повелось...
Улыбка биолога стала чуть шире.
- Ну, вот и славно, а я-то испугался, что ты язык проглотила. Ну как, Ефросинья, воспользуемся крепким сном твоего батюшки?
Руки Евгения снова потянулись к бёдрам девушки.
- Вы, вы... вы посватать меня хотите?
Женя резко убрал руки и улыбку, сухо сказал "Ступай спать" и лёг спиной к Вилене.
С тех пор прошёл не один день, но поповской дочери всё продолжали сниться горячие лобзания инопланетного гостя. Сама того не замечая, везде и всюду она стремилась остаться с ним, но даже когда у них получалось побыть наедине, Женя не делал никаких попыток поцеловать или обнять страдалицу, а чтобы начать греховные тисканья самой религиозной девушке даже не приходило в голову. Она знала, что мысли её - великая скверна, но всё равно проклинала свой язык за глупый вопрос, которым огорошила готового продолжить знакомство учёного тем злосчастным светом сна.
А тем временем приближался день, когда Евгений Зимин должен был улетать. Изучив колонию купольника внутри поселения, он намеревался, прежде чем его заберут, совершить визит за пределы Черты Спасения, чтобы познакомиться с дикорастущими образцами странного растения. Батюшка дал ему в охранники трёх юношей из семьи Мокроусовых и одну девушку с универсалом - Ксению Кабанову. Вилена ходила в старых подругах Ксюши, поэтому уговорить её тайком от батюшки Александра поменяться, было легко. Причин девушка не спрашивала и с трудом могла скрыть радость - ходить в лес даже с универсалом - удовольствие сомнительное. Агрессивные мутанты и кочевники-сектанты уже несколько лет не смели появляться вблизи хорошо вооружённой и сплочённой Обители, но времена, когда дня не проходило без кровавого столкновения, ещё были свежи в памяти.
* * *
Женю Зимина, который, получив стрелу в руку, сразу бросился наутёк, Вилена не судила - бедняга рос на другой планете и не знал слова божьего, да и как можно судить таких красивых людей? Что до других мужчин отряда, то двое из Мокроусовых пали сразу, а самый старший, даже схватив самострельную стрелу в плечо, не сдался, а метнул второй рукой копьё, взял наизготовку топор и крикнул:
- Вилена, секи гадов лучом прямо в чащу!
Вилена, уже не раз стрелявшая из универсала, в том числе и по живым мишеням, не растерялась, а вскинула оружие и пустила лазерную трассу в сторону, откуда били из самострелов. Но орудие убийства не сработало. Привыкшая к неполадкам оружия, которое на Земле уже давно не производят, Вилена моментально перевела универсал в режим обычного огнестрела, но ни одна реактивная пуля из него не вылетела.
Одного из сектантов сразило копьё старшего из братьев Мокроусовых, остальные выскочили на поляну, и, оставив самострелы, бросились к Вилене с другим оружием. Но убивать её они не стали. Один ловко схватил девушку за ноги, а второй вырвал универсал, и заломил руки. Тем временем остальные разделались с топороносцем. Первого нападавшего Мокроусов старший зарубил, но копья остальных проткнули его насквозь. Потом, судя по всему, командир вскрыл на всякий случай каждому из братьев горло, и, облизнув кровь с кинжала, захохотал.
Всех кочевников объединяло одно: вместо истинного бога они поклонялись самым разным демонам зла, отличались дикой жестокостью, как в религиозных обрядах, так и в повседневной жизни, и нормальных людей считали за существ, подлежащих истреблению. Их банды были большей угрозой деревням любых общин, чем все мутанты вместе взятые.
Агхории не имели такой яркой внешности, как скажем злопаны, но Вилена поняла, к какой кочующей секте относятся нападавшие, по характерным кинжалам - длинным и прочным, способным пробить самую толстую кость. Агхории были каннибалами, а кинжалы пользовали не только как оружие, но и как предмет культа. Жертву своему богу-изуверу они приносили, убивая её в затылок, после чего человечья кровь заменяло вино, а мясом набивали желудки. Кроме того, агхории практиковали гадание по эмбриону, вынутому из живота живой матери - воистину на страшные вещи сподобиться человек, когда Господа променяет на Сатану.
Девушка знала, что её принесут в жертву, но сначала зверски изнасилуют, и приготовилась принять свою участь с тем мужеством, какому отец учил через жизнеописания святых великомучеников, но вся отвага улетучилась, когда командир отряда стал освобождаться от одежды, а затем принялся с помощью кинжала неторопливо освобождать от одеяний свою добычу. Пятеро остальных ждали своей очереди в сторонке.
Когда с несчастной слетел последний покров, насильник замер в восхищении. Прежде чем удовлетворить плоть, командир агхориев вознамерился насытить взгляд.
Вилена знала, что красива, почему Влас, даже убедившись, что его жена бесплодна, очень долго не смел просить развод. Седая прядь на чёлке несколько портила её лицо, но фигура была безупречна - даже слишком безупречна для дочери священника.
Девушка не знала, куда ей смотреть. Она пыталась сомкнуть веки, но каждый раз ей являлось видение, как командир агхориев вскрывает горло братьям Мокроусовым, и потому Вилена вынужденно держала очи открытыми, однако видеть морду насильника тоже не хотела. Смотреть вверх было нестерпимо больно от яркого солнца, стоило повернуть голову в сторону, как в поле взора попадали трупы молодых охранников, и потому пришлось выбирать между пятью рядовыми агхориями. Вилена выбрала того, кто больше всех был похож на нормального человека - не пускал слюну, не чесал грудь, а смотрел на неё чуть ли не с обожанием.
Ему было не больше семнадцати лет, и, пожалуй, его лицо можно было даже назвать красивым. Вилена смотрела в него и не верила, что обладатель такого юного лика уже пробовал кровь и плоть человека, а за зрелищем, когда беременной женщине вспарывают живот, наблюдал не с ужасом, а с религиозным экстазом.
Отец в своё время говорил, что каждый человек, независимо от воспитания, в глубине сердца всегда чувствует, когда творит зло, ибо каждому Господь даёт от рождения одинаковую душу. Брось тебя с самого рождения в море греха, в какое попадают дети сектантов, ты всё равно будешь слышать глас божий, зовущий к милосердию, но только принимать его будешь за трусость и малодушие. В те века, когда дьявольские секты ходили под маской овечек праведных, а чтобы не уничтожили их раньше времени, держали свою цель в секрете, находились люди, которые безо всякого влияния извне, рвали с воспитавшей их общиной. Просто не могли больше игнорировать глас сердца: милосердие сильнее жестокости, а потому больному ребёнку надобно перелить кровь! милосердие сильнее жестокости, а потому я не дам своей дочке отрезать клитор! милосердие сильнее жестокости, а потому я боле не стану хвалить Сатану!
Но разве способен сказать такие слова человек, чья секта не морит больных детей, отказывая им в переливании крови, а убивает людей кинжалом в затылок?! Разве способен услышать глас божий юноша, веривший, что вскрыть живот беременной - благо, а не грех?!
Каким не было страшным её положение, Вилена не смогла удержаться от горькой улыбки на собственную наивность. И вздрогнула всем телом, когда глаза юного кочевника стали чуть ли не в два раза больше в ответ - юноша решил, что улыбка предназначалась ему.
- Что смеёшься? Ты видишь в этом что-то смешное?!
А вот оставшийся совершенно голым командир кочевников подумал, что девушка смеётся над его готовым к бою орудием любви. Рассвирепевший агхорий со всей силы пнул связанную жертву в живот, и это было последнее, что он сделал в своей никчёмной жизни.
* * *
- Прости меня, Вилена, прости милая! Я не ожидал, что вы будете сражаться! Я думал, вы побежите за мной!
Вилена не судила Женю. Во-первых, не судимы да не судимы будете, во-вторых, какое право она имеет судить людей с таким красивым лицом, в-третьих, то, что биолог вернулся, снимало с него все обвинения за то, что он сбежал.
Девушке было приятно, что Женя сидит рядом, но бороться с действием лекарства она долго не могла. Когда Вилена заснула, биолог, громко проклиная собственную трусость, вышел во двор. Никто не удивлялся тому, что монах снял с себя обет молчания - первый раз столкнувшись с агхориями, немой заговорит.
Батюшка Александр с виду был невозмутим, но в душе его беспокойство за пережившую такой ужас дочку боролось со страхом за судьбу Обители. Причин для паники не было - маленький отряд ещё не большая банда, силы старьевчан достаточно велики, а стены прочны - но предчувствие говорило, что здесь дело нечисто. Уж больно гладко прошёл у каннибалов налёт.
Каждый житель был в курсе того, что произошло, но набатный колокол продолжал гудеть. Пока вся дружина не соберётся для смотра - звонарь не успокоиться.
Но вот последний подросток занял место в общем ряду, и старейшина рода Мокроусовых, не выдавший ни бровью горечь за потерю сразу трёх правнуков, пригласил батюшку на площадь. Пока банда кочевников, ещё неизвестно каким размером, не будет изгнана или истреблена, отче и старейшины обязаны были передать власть князю и княгине.
Церемония прошла, как положено. Князь Алексей и княгиня Елизавета трижды отклонили просьбу принять полную власть, но на четвёртый пали на колени один перед батюшкой, вторая перед представителем старейшин, поцеловали их руки и приняли благословение. После этого жрецу и старикам оставалось лишь наблюдать, как княжа командуют всеми боеспособными старьевчанами, кроме монахов-воинов - иноки по-прежнему подчинялись лишь батюшке.
Отец Александр, чем дольше наблюдал шеренги готовых немедля драться с любым врагом Обители дружинников и дружинниц, тем больше убеждался, что предчувствия были пустые. Семьдесят Хранителей, почти четыре сотни дружинных людей, да ещё и монахи, вкупе с одними из последних на планете рабочими универсалами являлись весомым аргументом в схватке и с более серьёзным противником, чем банда озверевших людоедов.
Алексей и Лизавета были хорошими командирами, и батюшке оставалось лишь благословить их воинство на благие дела. Он прочёл торжественный молебен, окропил вставших на колени людей святой водицей, а затем настал самый главный момент. Икона Старьевской Обители издревле славилась чудесами и была гораздо большим, чем "простым блокиратором пси-воздействия". Люди верили, что пока лик Старьевской Богоматери с ними, Обитель невозможно уничтожить.
И вот тут случилась оказия. Батюшка не обошёл ещё и половины воинов, как по ушам ударил истошный звон колокола дежурной башни, и вместо лика Богородицы, стоявший на коленях отрок ткнулся губами в руки священника - икона выскользнула и упала оземь.
По шеренгам прокатился суеверный шёпот, а растерявшийся батюшка стоял, не шевелясь. Но сигнал со внешней стены не прекращался, поэтому размышлять о плохой примете времени много не было. Князь скомандовал, и люди побежали, оглядываясь каждые пять шагов на отче, уронившего икону, к башне, с которой был замечен враг.
Враг был один. Он шёл медленно, словно не видел дороги, подняв руки, одна из которых была перевязана, без оружия и с громким криком.
- Опасность страшна, но я помогу вам - не стреляйте в меня! Опасность страшна, но я помогу вам - не стреляйте в меня!
С этими словами он прошествовал до ворот. Князь скомандовал кивком головы, и ворота открыли.
Толпа молча расступилась и впустила в Обитель чужого. Теперь все видели, почему он шёл будто вслепую - глаза его были закрыты кровавой тряпкой. В такую же была завёрнута правая кисть.
- Я помогу вам! Не бойтесь, я помогу вам!
- Ты агхорий? - задал главный вопрос князь.
Чужак молчал. Пустые ножны от кинжала, каким на земной линзе больше не пользуется никто, говорили сами за себя.
- Ах ты, сволочь! - первым не выдержал Хранитель Меча из рода Мокроусовых и ударил людоеда в лицо.
Кровь брызнула из рассечённой скулы, но чужак не упал.
- Не бейте меня, я помогу вам.
Вторым по лицу каннибала проехался кулаком Иван Кородубов, так и не женившийся с тех пор, как его беременную супругу выкрали, дабы предсказать судьбу по ещё не рождённому сыну.
После третьего удара чужак упал на колени. Он не смел ни закрыться, ни уклониться, а только бормотал, сплёвывая кровь.
- Не бейте меня, я помогу вам.
Князь знал, что ещё секунда и на людоеда, сошедшего с ума и потому явившегося добровольно в чужой стан, ринется вся толпа. Его буквально разорвут в клочья, но Алексей не собирался вмешиваться. К тому, кто вспарывает животы беременным женщинам, закон милосердия не применим, ибо в противном случае придётся отказать в сём праве их жертвам. Но возглас батюшки Александра спас каннибала от жуткой смерти.
- Что зрят очи мои?! Дети божии забыв заповеди, накинулись на беззащитного ворога, аки змии дьяволовы!
Толпа отступила от странного людоеда. Формально священник пока не закончится война, не имел права командовать, но авторитет батюшки Александра был столь силён, что даже княжа не пытались роптать.
Послушные каждому слову своего духовника монахи взяли Александра и чужака в непроницаемое кольцо.
- Зачем пришёл в Обитель божию, почитатель скверны? Али не ведаешь, что за кара тебя ждёт в этих стенах за злодеяния?
- Я... я всё знаю, но я пришёл помочь. Я помогу вам, только выполните одну мою просьбу! - не поднимая головы, ответил чужак.
Предчувствия, получившие пищу в миг, когда икона выпала из рук, превратились в абсолютную уверенность, что Обитель ждёт что-то страшное. Были все основания считать пришельца шпионом-смертником, но что-то в его голосе заставило Александра сомневаться. Голос тот был совсем юн, казался вполне искренним, и нёс печать недавних страданий - не телесных, а духовных, что в сто раз больней.
Отче Александр убрал суровость из голоса, и совершенно не заботясь, как его мягкий тон воспримут прихожане, сказал.
- Встань с колен, отрок непутёвый, только перед Богом ниц должен падать, а я всего лишь слуга первый его, да и то, лишь за этими стенами.
Юноша с трудом встал.
- Что за беда грозит нашей Обители, и кто сподобил помочь тем, кто тебя ненавидит?
- Оно! - молодой людоед стукнул левым кулаком в грудь. - Я не знаю почему, но сердце моё больше не хочет так жить. Отец Михаил...
Толпа загудела - отец Михаил из деревни Лопатино был замучен людоедами восемь лет назад.
- Отец Михаил... так он себя называл, говорил о другом боге, которому противно то, что делают наши жрецы. Он много говорил, а Отважное Сердце...
Отважное Сердце по всей видимости было именем-прозвищем юноши.
- ...Да, он смеялся вместе со всеми, когда его слушал. Но с тех пор ему противно есть и мучить людей... Ему было совсем-совсем немного противно жить так, как живут его братья и сёстры, но сейчас ему много-много противно... Он не знает почему, но больше не может так жить... Он не знает, кто говорит ему, что так нельзя жить, но Отважное Сердце больше не может так жить. Наверное, это ваш Бог, потому что моему прежнему то не противно.
- Во, заливает! - усмехнулся кто-то, но одного взгляда отче Александра хватило, чтобы недоверчивый закрыл рот.
Батюшка Александр, шокированный такой болью в голосе, таким искренним смятением от существа, которому в нарушении собственных принципов отказывал в прощении, что не знал, как дальше поступить, а странная исповедь тем временем продолжалась.
- ...Он хотел взять девушку. Это была последняя разведка, мы не знали, что встретим девушку. Нужно было захватить девушку, но не запрещалось её взять. Жрец учил захватить, но про то, чтобы не брать, ничего не говорил. Она такая красивая. Она самая-самая красивая. Отважное Сердце хотел её взять, но не хотел, чтобы брали другие. Он хотел её от всех-всех защищать. Он первый раз хотел кого-то защищать. Он убил их, но не смог её взять. Отважное Сердце стал робким как летняя бабочка, а когда остался один-один вспомнил слова отца Михаила. И его жгло, жгло изнутри. Он не может объяснить, что чувствовал. У него слишком мало слов, чтобы объяснить.
- Наглый негодяй! Да это я тебя спугнул! - крикнул Женя Зимин, но тихий девичий голосок подтвердил слова каннибала, влюбившегося в свою жертву.
- Он говорит правду отец. Он убил своих товарищей и не смог меня взять.
Проснувшаяся на шум Вилена нашла в себе силы добраться до ворот, где она узнала в юноше, похожем на безумца, агхория, который вступился за неё.
Она ничего не рассказывала, как горевший страстью юноша пытался лечь на спасённую жертву, но вскакивал как ужаленный, стоило ей закричать. Как долго ходил и трогал мёртвые лица товарищей, словно не верил в то, что это он их убил. Как, вцепившись руками в волосы, убежал в глубину леса за минуту до возвращения Зимина. Зато поведала, как один насильник оказался убит кинжалом в спину, второго прикончил бросок трофейного топора, а с оставшимися двумя, агхорий, получивший прозвище "Отважное Сердце" вероятно за ранние ратные подвиги, выдержал короткий, но непримиримый бой на копьях.
Когда Вилена закончила рассказ, юноша буквально изошёлся потом. Голос девушки заставил его дрожать, а левый кулак он сжал с такой силой, что казалось пытался раздавить кусок гранита.
- Она говорит правду. Отважное Сердце хочет всю жизнь слушать её голос и верить в её богов. Он не хочет причинить ей зло, на какое толкают безумные глаза, и потому у него больше нет безумных глаз.
Отважное Сердце сдёрнул тряпку с очей, и толпа ахнула, увидев пустые глазницы.
- Он хочет, чтобы ему верили, и потому у него нет руки, которой легче убивать.
Теперь все поняли, почему правая рука была короче и была замотана в окровавленную тряпку.
- Я помогу вам, если вы дадите обещание выполнить мою просьбу. Отважное Сердце причинил вам много зла, но я ненавижу его за это. Ненавижу так же как вы.
Разум шептал священнику скептические слова, но перед глазами стояли пустые глазницы и кровавая культя юноши, в сердце же звенели благовестом слова из Евангелия.
Да, Христос был прав. Если глаз твой толкает на грех, лучше вырвать его, чем погубить всю душу. Если рука твоя...
- Не ты, а Отважное Сердце творил злодеяния мерзкие, отрок. Коли готов отречься от всей своей прежней жизни, то получишь новое имя и новую жизнь.
* * *
- Крестить людоеда?! Ярослав будет в шоке, когда узнает такие подробности.
- Позволь мне, сопливец, самому решать, чьё раскаяние искреннее, а чьё ложное, а Ярославом не тычь, ботаник загостившийся.
Оставаясь наедине со своими, с геянами, отец Александр забыл весь старославянский язык и лишь своеобразное "оканье", характерное для попов, указывало на его сан.
Спор у отца Александра вышел с Евгением Зиминым, которому обстоятельство, что юному чудовищу даровали прощение и пустили в Обитель, не давало покоя.
- Вы всерьёз верите, что скотина, убивавшая беременных женщин, способна через страсть к жертве полюбить весь мир и возненавидеть прошлое?
Этот аргумент, когда праведный пыл прошёл, беспокоил священника и без указок биолога.
- Мы очень мало знаем о сектантах. Скорее всего, в религиозных обрядах участвуют лишь взрослые члены банд. У меня есть уверенность, что он, хоть и воин, но в принесении жертв и гаданиях по эмбриону участия не принимал.
- А лишь смотрел?
Александр ничего не ответил Зимину. Он оставил его одного в комнате, а сам пошёл в светёлку Вилены, где новый член Обители слушал библейские тексты. Девушка нисколько не боялась бывшего кочевника и добровольно выразила желание почитать ему святую книгу, пока в войсковой избе готовят военный совет.
Сейчас у них шло обсуждение прочитанного, и оправившись от потрясения, юноша разговаривал гораздо более внятно, чем у ворот, где речь его была похожа на монолог дикаря, едва освоившего язык цивилизованных людей. Правда факт, что он разговаривает с девушкой, которую любит, заставлял делать паузы между словами.
- И ты не ответила...какой же у тебя чудесный голос... любой грех... прощается?
- Когда раскаяние истинно, да.
- Выколоть глаза и отрубить руку, это истинное раскаяние?
За Вилену ответил отец.
- Сие сам решаешь, Борис. Вопроси сердце своё, и сердце тебя не обманет.
Отважное Сердце, получивший новое христианское имя, вскочил со скамьи в ответ на эти слова и спросил:
- И всё же, отче, неужели любой-любой грех простится?
Батюшка вынужден был открыть правду, постаравшись объяснить догматы, как можно проще.
- Нет. Однажды ученики не хотели пускать к Христу детей, и тогда Христос сказал, что сиречь мои самые возлюбленные братья. Горе тому, кто задумает причинить любому из них вред, лучше бы тому человеку и не родиться на белом свете. То есть зло, причинённое детям, не подвластно раскаянию. Снасильничал ли злодей или умучил чадо, нет ему оправдания, нет прощения ни от людей, ни от Бога, и лучше бы не родиться сему мужу.
Батюшке показалось, что юноша побледнел, но сие могло случиться просто из потери крови.
- Но ты сам ещё дитя, Борис, чем и утешайся, - сказал священник и, предупредительно подняв руку в ответ на готовые сорваться с юных уст слова горячего оправдания, перешёл к основному. - А сейчас дозволь проводить тебя к князю с княгиней, дабы поведал ты тайну, которую Обители нёс, а мы рядить станем, как отвести беду злую, да решим, по силам ли сполнить просьбу, в которой тебе обещание дали.
Известия, которые Борис нёс до Обители, оказались вдвое жутче самых страшных предположений верховых старьевчан.
- ...Всего вас ждёт не меньше двух тысяч врагов, и это только если считать людей. Три жреца приведут три банды по триста воинов в каждой, окрестные злопаны поддержат их количеством не меньше шестисот человек, а Клан Кровавой Сабли явиться целиком, а это почти полтысячи бойцов.
Злопаны были самыми узнаваемыми и самыми мерзкими из всех бродячих сектантов. На затылке они отращивали длиннющие косы, а с остального черепа волосы безжалостно сбривали. Запах от большой банды злопанов шёл на полсотни метров вперёд - безумцы никогда не мылись из религиозных соображений. Вооружением им служили достающие тело сквозь доспехи цепа, и трезубцы, которыми удобно не только колоть врага, но и ловить между зубцами его меч. Опившись алкоголя, смешанного с собственными выделениями и кровью из нанесённых в религиозном экстазе ран, они становились нечувствительны и к своей и к чужой боли.
Что касается Клана Кровавой Сабли, то в отличие от других сект, существующих в десятках и сотнях банд, эта терроризировала деревни в единственном экземпляре. Также их отличала привычка носить хорошие доспехи и пользовать всего два вида оружия: клевец для противника доспешного и саблю для обычного. Арбалетами, ружьями, самострелами они, сторонники честного боя, принципиально не пользовались, да и вообще, кабы не обычай приносить в жертву мужчин и женщин, засекая их до смерти специально затупленными, чтобы всё было долго и мучительно, саблями, могли бы даже вызывать уважение нормальных людей.
Что заставило объединиться этих, ненавидевших друг друга не меньше, чем членов цивилизованного общества, двуногих скотов, Борис обещал в скором времени рассказать, а вот что понудило присоединиться к большой войне гоминидов и нихилей, не знал даже он. Гоминидами люди называли мутировавших до состояния разума зверей, а нихели - были загадкой. Их жестокость не имела под собой религиозного культа, они появились совсем недавно, причём так внезапно, будто свалились с неба или (разумеется, полная чушь - не геяне же их заслали?!) телепортировались из враждебной системы. Нихелей бродило по земной линзе совсем немного, но вооружение их было на порядок выше, чем у некоторых общин.
- Нихелей будет всего полсотни, но для вас они будут самые-самые тяжёлые бойцы. А мутанты... Люди-обезьяны долины Буль обещали нашим... то есть их жрецам тысячу бойцов. Сколько из них павиноиды, сколько гориллоиды я не знаю.
В долине Буль обезьянолюди дошли до подобия государства. Долину назвали так, вспомнив роман писателя Буля "Планета обезьян". Социальная структура этой страны с мутантами-орангутангами на верхних ступенях иерархии, шимпазоидами и гориллоидами на более низких настолько напоминала общество, рождённое фантазией французского фантаста, что ассоциации напрашивались сами собой.
- Велик числом наш противник, но негоже русскому ратнику страшиться тьмы врагов. Лучше обскажи, когда нападения ждать и какие сюрпризы гады приготовили.
Алексей в самые тяжёлые моменты сохранял способность мыслить ясно и чётко, за что и попал в князья.
Борис сглотнул слюну, нащупал кружку с водой, и, смочив горло, продолжил.
- О сюрпризах скажу позже. Нападение будет часа через четыре, небо закроют тучи и совсем-совсем ненадолго станет по-настоящему темно. Все три культа, включая наш.... то есть их, ненавидят свет и считают вечное солнце за проклятие. В грозовом сумраке мы.... то есть они сражаются лучше. Но вначале они попытаются договориться мирно. Им кое-что нужно от вас, это их и объединило, и... и вы дали мне клятву именем Христовым, что бы они не просили... вы не дадите им этого. Лишь тогда я помогу вам.
Дрожащей рукой добровольный слепец влил в себя ещё немного воды и открыл тайну, что нужно жрецам-изуверам от божьей Обители. И он мог бы не спрашивать клятвы с тех, кому доверился. По скрипу зубов отца Александра, грубым словам князя Алексея, и проклятиям, сорвавшимся с губ княгини Лизаветы, Борис догадался, что ни для кого из присутствующих заповеди Христа не являются пустым звуком. Во всяком случае, те заветы, с которыми его успели познакомить.
Юноша облегчённо вздохнул и рассказ о том, что за сюрпризы приготовил враг, не занял много времени.
- ...То есть, как универсалы не работают?! Как... как вам, священнику, не стыдно лгать?!
- Тогда пальни в меня, сопливец.
Александр пересчитав бесполезные теперь универсалы, сразу понял, у кого искать недостающий. Он не сомневался, что это Вилена вручила Зимину по его просьбе самое страшное оружие из сохранившегося с Пришествия, но не собирался тратить силы на допрос и порицание. Глава Обители лишь хотел предупредить биолога, что его безопасность - мнимая.
- Верни, универсал, олух. Могу тебе поклясться Христом, что шпион вывел из строя и самое мощное оружие, и любую связь.
- Как? Связи с другими поселениями нет?! Но,... но как каннибалы это сделали?!..
Отче бросил на пол серый костюм, и тот принял фактуру обработанного дерева, так, что с первого взгляда и не отличишь, где настоящие половицы, а где нет.
- И кто же это сделал?!.. Клянусь, что тот мальчишка! Вот тогда он и увидел Вилену первый раз. Вот тогда в неё и влюбился! Проклятье! Как вы можете ему после этого доверять?!
Священник не собирался отчитываться перепуганному биологу за свои действия.
- Ежели собрался универсал как дубину пользовать, то оставь себе, а ежели нет, то верни на склад. Буза закончиться - всё починим.
Увы, в то, что починить универсалы на планете, где они давно не производятся, получиться - отче Александр почти не верил.
Биолог вернул изломанное оружие и сел на кровать, обхватив голову руками. Перспектива оказаться в гуще кровавого боя его не радовала.
* * *
Никогда ни один враг не собирался у стен Обители в таком количестве. Гоминиды выполнили повышенные обязательства и вместо одной тысячи бойцов привели две с половиной. Большей частью павиноиды и гориллоиды, не пользовавшие никакого оружия, кроме собственных лап и клыков, заключённых более развитыми собратьями в мощные наручи и стальные протезы, семь или восемь сотен вооружённых копьями и дубинами мутантов-шимпанзе и пять-шесть орангутангов на командных должностях. Часть мутировавших горилл сидела за чудовищными барабанами и у тех, кто уже видел солдат долины Буль в действии, уши чесались от предчувствия жуткого стука.
Но не они, и не воинственные Кровавые Сабли, и не зловонные злопаны, и не до сих пор не показавшиеся нихели послали, как и предупреждал Борис, парламентёров, а те, кто и затеял всю свару. Людоеды агхории.
Навстречу трём жрецам с белым флагом вышел лично князь Алексей вместе с лучшими Хранителями Мечей. Встретившись на середине пустого пространства, они вступили в переговоры. О чём шла речь никто на стене не слышал, зато ответ князя прогремел казалось на версту.
Алексей рявкнул слово в слово то, что со времён не покорившейся Батыю Рязани, говорили русские воины всем, кто пришёл посягнуть на их добро, земли, святыни, жён и дочерей.
- Когда нас всех перебьёте, тогда всё ваше будет!!!
У жрецов ещё были аргументы в пользу своего предложения, но князь дал понять, что спор закончен. Он и Хранители повернули к своим воротам, а скрежещущие зубами жрецы-изуверы к готовой ринуться в бой жуткой рати.
Вокруг осаждённой Обители настала такая тишина, что далёкое рычание обезьянолюдей, казалось защитникам стен совсем близким. Будто в двух шагах от тебя дышат проклятые.
В ожидании редкого в мире вечного солнца сумрака гоминиды нетерпеливо рыли землю, злопаны кусали до крови собственные руки и тут же прикладывались к ранам жадными губами, агхории и Кровавые Сабли теребили оружие. В стане оборонявшихся нервов тратили не меньше. Женщины проверяли каждую минуту крепления самострелов, мужчины шептали заветные молитвы, те, кто уже успел обзавестись сыновьями и дочерьми, бросали тревожные взгляды в сторону монастыря, за толстые стены которого под охрану монашеского воинства отправили стариков и детей младше четырнадцати, и лишь подростки не могли удержаться от тихого шёпота, в котором собственную робость прятали за шутками в сторону других.
Но вот на солнце набежала первая туча, а затем вторая, и не успели на стенах трижды прочесть "Отче наш", как весь небесный свод закрыл предгрозовой мрак - темнота не темнота, но относительно того, что привыкли видеть люди и нелюди мира вечного солнца - самая настоящая сыротень.
Не хотелось даже думать, каким способом предсказали агхории мрачное небо, но всё случилось, как они рассчитывали. Сумерки плохо повлияли на гоминидов, сразу ставших рычать громче, словно стремясь подбодрить себя, а землю рыть сильнее, будто хотели напугать приближающуюся грозу, но зато сектантов привели в настоящий экстаз. На несколько минут рык обезьянолюдей перекрыли вопли нелюдей в оболочке гомо сапиенс. Так злопаны, агхории и Кровавые Сабли приветствовали тучевую накидку, наброшенную на ненавистное солнце.
На стенах загудели лампы дневного света, а на башнях прожектора - плох был бы отче Александр физик, если б не сумел собрать хорошую электростанцию - дабы ни одна стрела дружинниц не пролетела мимо цели. В их свете до защитников Обители доехал, оседлав единственный на всю разношёрстную армию мотоцикл, представитель агхориев и крикнул:
- Последний-последний раз одумайтесь, старьевчане! Ещё ни один человек не предлагал своему противнику более выгодных условий, чем предоставили вам наши жрецы! Князь Алексей - упёртый глупец, но умирать придётся не только ему, но и вам!
Несколько стрел под колёса были людоеду ответом.
Представитель агхориев уехал, бормоча что-то себе под нос, а со стен в сторону закрытого тучами неба снова понеслись молитвы - самый бездумный вояка понимал, что без помощи божьей такую ораву не одолеть.
Никто не услышал команды жрецов-людоедов, но все услышали ответ армии долины Буль. Дикий рёв тысяч обезьяньих глоток и удары кулаками в грудь заглушили первый раскат грома, а затем застучали барабаны, и войско гоминидов пришло в движение.
И без помощи перебежчика можно было догадаться, что в первую атаку всё задумавшие жрецы бросят обезьянью стаю. Во-первых, своих бойцов надо беречь, а во-вторых, орда обезумевших от предчувствия большой крови зверей - большего для победы над пятью сотнями слабых людей и не нужно.
Но агхории ошибались - их противник не был из слабых, а перебежчик, которого в родном племени считали погибшим, сообщил не только план штурма, но и свои мысли, как можно его отразить.
Дождь уже начался, но пламя не гасло. Обезьянолюди, ставшие жертвой огнемётчиков, живыми факелами носились вдоль стен, а остальное войско долины Буль в панике отступало к лесу, откуда Кровавые Сабли пытались повернуть их назад. Борис не мог видеть результатов своих так вовремя сказанных слов, но по тому, какое ликование царило на стенах, мог догадаться, что находка пригодилась.
Он нашёл этот склад тогда, когда только-только получил прозвище Отважное Сердце и возможность ходить в разведку вместе с самыми опытными воинами кочевья. Первый дозор вышел неудачным. Они напоролись на разведчиков враждебной секты. В живых остался лишь Отважное Сердце.
Подросток, несмотря на юные лета владевший копьём и кинжалом лучше многих взрослых воинов, лично убил троих врагов и уйму ранил, но и сам получил несколько шрамов. Ему удалось скрыться в лесу Старьевской долины и там, опасаясь столкнуться с девушками, вооружёнными универсалами, его не осмелились преследовать.
Отважное Сердце, отсиживаясь в лесу, пока не зарастут раны, был вынужден искать укрытие, где его не могли бы достать звери и обнаружить люди (обладателем чудо-шкуры, делающей разведчика невидимым, родное племя ещё не стало) и совершенно случайно обнаружил замаскированный под звериную нору вход в подземный склад, набитый оружием.
Борис сам не знал, почему он, вернувшись к своим, ничего не сказал о находке, но отче Александру рассказал всё без утайки. Что именно за оружие находится на складе, он, не знавший книг, не понял, но что это орудия убийства, а не мирного труда, догадался.
Рискуя в любой момент встретиться с передовыми частями армии кочевников и гоминидов, священник, разобравшись с кражей универсала, вместе с несколькими десятками дружинников отправился в лес, и через час вернулся немного разочарованный. Большая часть оружия давно пришла в полную негодность, но десяток огнемётов уцелел, и именно они помогли отразить первую атаку. Объяснить избранным дружинникам, как пользоваться этим нехитрым средством борьбы с любым врагом, не заняло много времени.
- Молодцы, ребятушки, дали прикурить зверью вражьему - кашлять устанут! - похвалил князь Алексей свою рать, и ему ответили дружным смехом.
Военный глава Обители был доволен, и даже дождь, проникавший под доспех, не мог испортить настроение. Убили огнемётчики врага всего ничего, но ввергли в панику, и теперь, когда кочевники немного восстановили порядок среди потерявшихся мутантов, даже с расстояния в полкилометра было видно, что войско долины Буль стало чуть ли не вдвое меньше - часть обезьян-мутантов, главным образом павиноидов, убежала в лес, часть Кровавым Саблям, командирам с орангутанговыми мордами и сохранившим присутствие духа бесстрашным гориллоидам пришлось порубить в капусту и поубивать лапами в тяжёлых наручах, дабы заставить слушаться остальных.
Отец Александр не уставал креститься. Он грешным делом опасался, что новоиспечённые огнемётчики по неопытности подожгут собственные стены, но всё обошлось. Господь расчертил небо яркими молниями и вкупе со светом прожекторов они мало что оставляли от сумрака, на который рассчитывали агхории, вдохновляя своих бойцов.
Впрочем, чтобы привести их в состояние, годное для боя, а заодно и дать пример поникшим гоминидам, у жрецов-изуверов были и другие способы.
Как заворожённые обезьянолюди не могли оторвать взгляд от диких плясок сектантов, так напоминавших танцы, в которых они, совсем недавно не знавшие разума звери, бились несколько поколений назад. Пожалуй, неистовство, какого сейчас достигли простые человеки, было неведомо никакому зверю, ибо зверь не знает пьянящих напитков и сильных наркотиков.
Под всё более и более ускоряющееся пение жрецов агхории и злопаны приходили в настоящее безумие. И если у агхориев в плясках сохранялось хоть что-то человечье, то злопаны дошли до самых низов падения духа гораздо быстрее, вероятно за счёт более активного использования алкоголя.
- Дождь хочет смыть вашу ауру, мои воины, но вы быстрее его капель, аухрайя! Дождь жаждет проникнуть под ваши одёжи, но вы сильнее его, аухрайя! Кровь и вино - ваша ванна, аухрайя! Кровь и вино - ваша пища, аухрайя! Кровь и вино и больше ничего! Кровь и вино и своё...
Лизавета не выдержав, опустила бинокль. Она не единожды билась со злопанами, но первый раз видела, как они разбавляют алкоголь собственными выделениями.
- Сестрица, может ударим, пока враг до белой пены не дошёл? Ох, и тяжело будет тогда с ним рубиться.
В предложении князя была своя правда - глядя на теряющих всякий страх перед смертью агхориев и злопанов, обезьянолюди готовы были прийти в такой же экстаз - но княгиня не согласилась.
- Нет, Алексей. Твоя правда, тяжко будет биться с врагом, который ни страха, ни боли не ведает, и вылазка, пока такого не случилось, здесь была бы не лишней, но сколько нас, и сколько их. И потом не забывай о Кровавых Саблях.
Да, Кровавым Саблям не было нужды доводить себя до исступления, прежде чем бросаться в атаку. Профессиональные воины, они смотрели с презрением и нескрываемой тошнотой на своих беснующихся союзников, и в этом были схожи с противником. Эти сектанты были отважны безо всякого наркотика, но хладнокровны и безжалостны. Их отвага служила злу, а не добру.
Испражнившись в глубокие чаши, злопаны подносили их к губам, проливая часть на грудь, выпивали содержимое и тут же снова пускались в жуткий пляс под песни жрецов. Проливной дождь, угрожавший смыть с тел священную ауру, и в мирное время легко сводил этих сектантов с ума, а в сочетании с кошмарными ритуалами, сильным алкоголем, истеричным пением и безумными танцами действовал сто крат сильнее - некоторые агхории умудрялись перепрыгивать через случайных гориллоидов, кружась в чудовищной пляске.
- Как вы сильны! Аухрайя! Как слаб ваш враг! Аухрайя! Вы не знаете страха! Аухрайя! Страх знает лишь враг! Аухрайя! Как вы могучи! Аухрайя! Как хил ваш враг! Аухрайя! Вы не знаете боли! Аухрайя! Боль знает лишь враг!..
Сейчас злопаны поменяли свой легко узнаваемый облик. Лишь оружие и развевающиеся из-под толстого слоя брезента немытые длинные волосы выдавали самых зловонных сектантов земной линзы. Завернувшись в куски этого непромокаемого материала, предварительно намотав на тело ткань, впитывающую пот, они, боявшиеся всякой влаги, кроме вина, крови и мочи, стали похожи на отряд оживших мумий.