Максименков Алексей Глебович : другие произведения.

Диоген и Сатир или случай из античной жизни

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    комедия


Максименков А.Г.

Случай из античной жизни

Комедия

   Действующие лица:
   Диоген - влюбленный
   Сатир (мифическое существо покрытое шерстью с ногами козла,
но лицом и телом человек, играет на дудке.
Существо с доброй душой, очень образован и любит путешествовать) - ревнивец
   Девушка - дочь Зевса
   Купидон - друг Сатира
   Зевс
  
   Описание места действия:
   Сцена представляет собою перекресток дороги, справа от зрителей - скала внизу которой отверстие. Из нее вытекает струйка темной жидкости. Над отверстием большими буквами написано "КАНАЛИЗАЦИЯ". Слева от зрителей - условный дом Сатира. С раздвижной стеной. За стеной стоит кровать, а перед нею - пилон. Есть ниша, в которой угадывается кухня.
   По центру сцены декорации изображающие храм Зевса. Вокруг него как бы морской берег.
  

Действие I

Сцена 1

   На постаменте в центре сцены стоит девушка в тунике с лирой в руках. Она играет и поет.
   Ближе к канализации стоит в привычной для него позе Диоген. Из всей одежды на нем - гнилая бочка. Он лохмат и покрыт корками грязи. Диоген смотрит на девушку не отводя глаз, периодически издавая вздохи восторга. Наконец, эмоции Диогена переполняют и он не выдерживая, подбегает к девушке и припадает к ее ногам.
   Диоген. Я тебя люблю. - пауза. - Я тебя больше жизни люблю!
   Девушка (смущаясь) - Я тоже тебя люблю. Пауза. И тихо добавляет: "как брата".
   Диоген.(каждая фраза говорится сильнее эмоциональнее предыдущей, как бы с вызовом) Но я тебя не как брат люблю. Я сильнее любою! Ты - МУЗА моя!! Я ради тебя готов на все!!! Хочешь? (вертит головой, в поисках чего-то) я подарю тебе сердце?
   Диоген театральным жестом хватает себя за мышцу груди. Девушка спрыгивает с постамента и его останавливает жестом.
   Девушка. Не надо, не ищи, твое сердце и так уже у меня.
   Она открывает сумку, что висит через плечо и показывает его содержимое Диогену, но так, чтобы и зритель видел. В сумке полно самоцветов. Она выбирает один из камней и произносит:
   Девушка. Вот твое сердце. Ты мне его подарил при нашей первой встрече и оно до сих пор пылает и жжет меня..
   Диоген. Да. Верно. Я все забываю, как давно мы знакомы - уже шесть лет, пролетевших как один миг...
   Пауза. Девушка не выдерживает и вновь берется за лиру.
   Диоген на полном серьезе, не зная что еще подарить: А хочешь я тебе легкое подарю?
   Девушка от смущения прерывает игру...
   Диоген продолжает: "Ну не легкое" - лезет рукой между бочкой и телом и что-то там рыщет усиленно. - Так печень, оно еще у меня ого-го!!! А хочешь почку одну! Да что там одну, две бери. Бери все! Оптом дешевле! А кризис будет - продашь!
   Девушка в замешательстве от серьезного тона Диогена, который нисколько не шутит
   Девушка. Нет, нет, не надо! - Удерживает его руку в бочке.
   Диоген. Ты брезгуешь?! - И с утверждением - Я тебе противен! Да, конечно, я не красив. У меня нет торса Аполона, а только круглый животик, как моя бочка..
   Девушка вмешивается не давая закончить мысль. "Нет, нет. Ты же знаешь, мне не важна внешность..."
   Диоген, не слыша ее продолжает: ...и совсем нет денег. Но они мне и не нужны. Я не хожу по рынкам, мне достаточно того, что я имею или что дает естество. Но ты, да... Тебе нужна одежда, хотя ты прекрасна и без нее. Тебе нужна косметика, хотя ты настолько ПРЕКРАСНА, что любая краска на тебе просто не заметна. Ты светишься. Я так тебя люблю. Что готов на любой подвиг. Хочешь, я достану звезду с неба? Я могу!
   Девушка. Я знаю...
   Диоген, не давая теперь ей докончить мысль: Тогда в чем дело? Мы с тобою столько лет знакомы. Каждое утро я встречал тебя выходящей из морской пены, я слушал твое пение, а ты выслушивала мои научные открытия, мои мысли. Ты мне помогали прийти к [на распев] ИСТИНЕ. А теперь..
   Девушка. А что теперь? Ничего не изменилось. Я также всегда рядом. Тебе достаточно только позвать...
   Диоген. Но теперь ты с другим. А я - один...
   Девушка, меняя тему разговора. "Давай мы тебя приоденем".
   Диоген. (удивленно) Тебе не нравится моя одёжа?
   Диоген осматривает себя со всех сторон.
   Диоген. Мне кажется, моя бочка еще не так плоха. Ну да, кое-где дыры, но можно залатать... Бочка эта помнит еще моего учителя, а до него ее носил его учитель...
   Девушка нежно с нотками извинения в голосе: От нее воняет.
   Диоген. (слезы в голосе, обреченно) Тебе и мой запах не нравится? (непонимание и растерянность в движениях) А как же индивидуальность?
   Девушка. (С мольбой) Давай сменим бочку на тунику и ты вымоешься.
   Диоген. (пауза) Хорошо. Только ради тебя (движение пальцем), но мыться я не буду!
   Девушка. Тогда до завтра. Завтра сходим на рынок и подберем тунику достойную тебя.
   Диоген. (Восторженно) до завтра. - пауза. - Но послушай, а как же твои врачи и беседы с мужами в Академии?
   Девушка. А, я на них забью. Один день и без меня обойдутся.
   Диоген. Ох, - с нежностью влюбленного, - муза моя! Ты готова бросить весь мир к моим ногам и при этом говоришь, что любишь меня только как брата. Не верю! Ты стесняешься моего вида. Я прозрел. Я понял! Завтра я переоденусь! и ты станешь моей навсегда. Нет, нет. Ничего не говори, я все и так читаю по твоим глазам..
   В воздухе слышится шум крыльев и на сцене появляется купидон, старающийся не привлекать к себе внимание.

Сцена 2.

Те же и купидон.

   Девушка. Мне пора, до завтра.
   Диоген кивнув в сторону купидона: "Я все понял. Скрываюсь с глаз. Только чтобы ты была счастлива".
   Девушка и Диоген расходятся в разные стороны.
  

Действие II

Сцена 1.

   Действие разворачивается в доме Сатира в тот же вечер.
   Сатир лежит на кровати и играет на свирели. Звучит веселая, заводная, танцевальная мелодия. Девушка в такт музыки вертится, танцует, извивается на пилоне. Купидон сидит у изголовья Сатира и что-то ему нашептывает, не спуская глаз с девушки.
   Проходит несколько минут и Сатир прекращает играть и садится на край кровати. Музыка прекратилась и девушка удовлетворенная и слегка уставшая плюхивается рядом.
   Девушка. Уф! Мне так нравится, как ты играешь. Я готова слушать тебя всю ночь!
   Сатир (с недоверием в голосе) "Сомневаюсь в твоей искренности. Каждый день ты с первыми лучами солнца ускользаешь из моих объятий и, несмотря на обещания вернуться пораньше, приходишь, когда я уже крепко сплю"..
   Девушка. Но милый, ты же знаешь, я бегаю по Академиям и костоправам. Все сходят без меня с ума...
   Сатир. Особенно Диоген!
   Девушка. Опять двадцать пять. Сколько раз повторять, я люблю его как брата. (нежно, чуть-чуть скуля) Прошу, не ревнуй.
   Сатир. А с чего мне ревновать? [повышая голос] Ты живешь со мною, а тебя я практически не вижу! Днем ты якобы по делам уходишь, а на самом деле с Диогеном возишься! Ты думаешь я совсем из ума выжил? Да на до мною уже все сатиры насмехаются!!! Я тебя содержу, кормлю, мир тебе показываю - все его скрытые грани и тайны, о которых даже [показывает пальцем в небо] Олимп не догадывается. А тебе только мою колесницу подавай. [переходя на крик с болью в голосе] Ты - пользуешься мною! Ты меня СОВСЕМ, ни капельки, не любишь. [плачет].
   Девушка. [искренне] НЕПРАВДА!!! Я люблю тебя, [с нежностью] мой милый козлик. Ты и твоя свирель мне очень, очень, очень дороги.
   Сатир. [с сомнением, но поддаваясь ласке] Врешь!
   Девушка. Нет. [обнимая] Хочешь, я тебе спою?
   Сатир. Спой...
   Девушка начинает петь. Сатир слушает затаив дыхание. Его рука автоматически берет свирель и начинает подыгрывать пению девушки. Девушка начинает танцевать сидя на диване.
   Сатир прекращает играть и говорит.
   Сатир. А пойдем погуляем, а после - в харчевню ужинать.
   Девушка. Суперски! Чур, я возница.
   Выходят из дома и взгромоздясь на колесницу исчезают из вида.
   В ту минуту, когда сатир и девушка вышли из дома, в противоположной стороне сцены появилась фигура Диогена

Сцена 2.

   Диоген словно пьяный идет по сцене и повторяет в слух.
   Диоген. Завтра мы пойдем покупать мне одежку! [вдруг резко взмахивает руками и радостно кричит]: Завтра я вновь ее увижу! Мою МУЗУ! О, как же я ее люблю!
   Останавливается и танцует, кружась на месте. Потом резко успокаивается и идет дальше. Повторяя действия и речи неоднократно. Он садится на край скалы, расположенной ближе к дому Сатира и в полоборота к зрительному залу. Его взор устремлен на восток. Периодически до зрителя доносятся отдельные его фразы: "завтра. Муза. Люблю".
   Диоген замирает, погружаясь в свои мысли. Начинается рассвет. Слышится шум подъезжающей колесницы. В доме сатира зажигается свет. Девушка и Сатир ложатся на кровать. Купидон закрывает ширму и гасит свечу. Еще какое-то время слышатся шорохи, смех, скрип кровати. Пока все не заглушает храп. Храп будет слышен до самого вечера.
   Диоген. Вот и утро. Сейчас придет моя Муза.
   Солнечная колесница медленно совершает облет сцены и скрывается в противоположной стороне. Диоген поворачивает голову, следуя за солнцем.
   Вышла луна.
   Диоген (умирающим голосом) не пришла...
   Его глаза опущены вниз, лицо бледное в свете луны. Он замирает и погружается в мрак.
   Храп из хижины больше не доносится. Там зажигается свет. Купидон отодвигает ширму.

Сцена 3.

   На кровати просыпается девушка. Сатира нигде нет, но слышен стук ножа о доску.
   Девушка. Сколько времени?
   Появляется Сатир в фартуке. На подносе кушанья и сочное мясо.
   Сатир. Самое то, пора ужинать.
   Девушка. Что? [вскакивая] У меня же сегодня врач!
   Сатир. Поздно уже. А так сладко спала... завтра сходишь.
   Сатир присаживается на край кровати. Сдвинув покрывало он садится на голую скамью. Они ужинают.
   Звучит музыка - спокойный джаз.
   Сатир. А теперь - зрелища!
   Девушка. Чур, я за рулем!
   Гаснет свет и слышится топот копыт колесницы.
   Появляется свет. Он падает на ширму появившуюся у самой дальней декорации. Видны тени, световые пятна. Слышатся звуки литавр, смех, возгласы. Веселье сменяется зарей и наступает тишина.

Сцена 4.

   Вновь светает. Виден силуэт Диогена. Мимо него проносится колесница. Слышится задористый смех, слегка уставшей девушки.
   Сатир держит корзину с пирогами, а девушка - вожжи.
   Сатир. Съешь пирожок.
   Девушка. Нет, я объелась.
   Сатир (откусывает пирожок и недовольно выбрасывает) фу, лук.
   Девушка (останавливает колесницу и прижимаясь к сатиру произносит) Мой милый козленочек, я тебя так люблю!
   Сатир (разморенный от нежности в ее голосе) А хочешь, поедем к варварам? Я тебе такое покажу! Закачаешься. Зевс позавидует!
   Девушка. А поехали! С тобою хоть на край света. (И засмеялась).
   Диоген (вздрагивая) Ее голос.
   Девушка с сатиром скрываются в хижине.
   Диоген. Ну конечно же. Завтра - это сегодня, а не вчера. Я все перепутал! Сегодня она точно придет!
   Взошло солнце [Диоген поднял голову с надеждой] Солнце резко скатилось за горизонт [голова упала вниз].
   Диоген. Не пришла.
   Диоген один. Луна его освещает.
   Диоген. Эх, женщины. Мы вас любим, а вы о нас забываете. (пауза. Плачет) Я же люблю тебя, а ты мне: "брат, брат" Какой я тебе брат?! Я люблю тебя! Я хочу тебя! Я с ума схожу по твоему запаху, по сладким губам твоим...
   Речь обрывается. Диоген хватается руками за голову. Его осеняет мысль.
   Диоген. О, Зевс! (бьется головой о скалу)Ну конечно же! Ну, какой же я болван!! Все о себе думаю! Ей же не нравится вкус моих губ!!! Это для меня ее уста медом полны, а для нее - горькой полыни. И молчит. (с нежностью в голосе) Обидеть меня не хочет, вот и говорит, что брат я ей. Ой, глупышка. (Встает. Ходит.Продолжает через паузу) С естеством не поспоришь. У каждого свой вкус. Придется смириться...
   [Сотрясается от горя.]
   Диоген. (обращается к зрителям. Лицо в слезах) А ведь она единственная, кто обратил на меня внимание. Другие шарахаются как от чумного. (пауза) Но и я только ее люблю. (обращается к небу) О, Зевс! неужели до конца жизни я буду одинок? Неужели, вкус моих губ так ужасен? Неужели и я сам так ужасен?
   Плачет.
   Он вытирает глаза рукой и по привычке, нюхает руку и пробует слезу на вкус.
   Диоген. Соленая (пробует вновь, причмокивая губами) И чуть-чуть горчит.
   Пауза.
   Диоген. Холодно мне. (Обращается к зрителям) Внутри холодно. И... одиноко... Жить не хочется... (Встает) Еще вчера я задумал избавиться от живота, стать Аполоном, сменить имидж. Но нет. Не судьба. (С вызовом к зрителям) Вы меня презираете. Так и я вас презираю, а себя ненавижу! Вот напьюсь, нажрусь и будет мое брюхо еще толще, и наплевать мне на вас, на всех вас - женщин!
   Диоген оглядывается, нюхает воздух и начинает обыскивать местность. Натыкается на пирожок, выброшенный Сатиром. Он его съедает и облизывает пальцы. Слышатся бурляшие звуки в животе Диогена. Он вдыхает воздух, напрягается и замирает. Громко и продолжительно пукает и облако черного зловония выплывает из-под бочки. Диоген вдыхает свой аромат и произносит с наслаждением, окончательно успокоившись.
   Диоген. А пирожок-то с луком был и чуть-чуть корицы.
   Диоген разворачивается и спокойно уходит в канализационную трубу.
  

Действие III

Сцена 1.

Две недели спустя.

   Сцена пуста. Появляется звук колесницы. Звук нарастает и вот появляется сама колесница. На ней девушка, обнимающая сатира. На Сатире повязан красный бант. Девушка как всегда управляет лошадьми.
   Девушка. Мой милый козлик, как же я рада нашей поездки в страну варваров. Ты такой мир мне показал. Я никогда бы не подумала, что такое бывает...
   Сатир. А ты ехать не хотела. (ехидно) Думаешь, я не знаю к кому ты так рвалась?
   Девушка. О чем ты?
   Сатир. Да все о том же, о Диогене.
   Девушка. Опять ты за свое. Он мой БРАТ!
   Сатир заводясь. Брат? Да ты взгляни на себя и на него. Что у вас общего? Ты блистаешь и каждый дом тебе рад. А он, всю жизнь в дерьме проводит. Вечно о чем-то думает, да руки свои облизывает, словно и не человек вовсе, а собака или кошка последняя...

Сцена 2.

   В этот момент слышится шум из канализационной трубы. Выползает Диоген таща за собою бочку, чуть-чуть новее, чем на нем. Он никого не замечает вокруг. Поднимается с колен. И оглядывает бочку со всех сторон, обнюхивая и поглаживая, словно стан любимой девушки. После чего с наслаждением пукает.
   Сатир (зажимая нос) Ну вот опять.
   Диоген (оборачивается на возглас)А, это ты. (замечает девушку).
   Диоген. О, муза, ты опять мне помогла! Посмотри, какое чудо я нашел [показывает бочку]. Кто-то посмел ее выбросить или по недосмотру хозяев раб негодный уронил. [вновь нюхает] Она пахнет выдержанным вином, маслинами и [мечтательно заканчивает мысль] ванилью, как твои волосы.
   Сатир (не выдерживает) Да это новая не лучше старой. Обе нужно в огонь!
   Диоген (возмущенно фыркнул, но взглянув на ангела в образе музы, сдерживается, пукает и уже спокойно продолжает) Старою я сохраню на память. И назову место вечного упокоения святыни - музеем.
   Движения Диогена пафосны и театральны, но он этого не замечает.
   Сатир взрывается смехом и хохочет так, как умеют только сатиры. Его смех резко обрывается слезами. Он вновь холодно бешен и обращается к девушке.
   Сатир. И после этого ты будешь утверждать, что он твой брат?! Ты посмотри, он грязные свои пальцы готов нюхать и наслаждаться их зловонием. А ты! Не позволяешь даже на постель в тунике лечь!
   Диоген. Какое твое дело как я живу и о чем думаю. Хочу нюхаю, а хочу пукаю. Я - свободный гражданин и могу делать все, что считаю нужным.
   Сатир и Диоген стоят и глазами рвут друг друга. Девушка не выдерживает и переходит на крик.
   Девушка. Да послушайте вы оба! Я действительно заявляю вам, что Диоген мой брат!
   Силы ее покидают и уже более спокойно и без особой надежды на понимание говорит быстро с легким варварским акцентом, так предающим ей необычность голосу.
   Девушка. Как вам обоим известно, я дочь Зевса. И, Диоген - сын его. Только он произошел от большой какашки Зевса.
   Диоген. Это как?
   Сатир. Точно - от большой! Только Зевс тут не причем.
   Девушка. Причем. Еще как причем. Разницы нет от семени или от испражнений родиться, главное, что он мой сводный брат. И хотите вы это или нет, а признать мое родство вам обоим придется. [обращается нежно к каждому] Я хочу, чтобы и вы полюбили друг друга. [к сатиру] забудь ревность. [к Диогену извиняясь] - брак между родственниками запрещен.
   Диоген. Да, да. Все мы братья и сестры...
   Сатир (к девушке) Ты мне голову не пудри. Хоть твой отец и Зевс, но и он не способен родить сына от дерьма.
   Диоген по привычке в задумчивости перебирает рукой свои мужские достоинства и вновь нюхает руку.
   Сатир. Нееет! Он не твой брат. Ты посмотри, что он делает. Да ни один порядочный сатир не подаст ему руки за такие привычки...
   Диоген. Между прочим, запах испражнений - это источник знаний! [он пальцем машет и силой воли удерживает свое желание понюхать палец] Вы даже не представляете как много можно узнать о здоровье человека только посмотрев на мочу, а если ее понюхать или попробовать, то и правильное снадобье выбрать. Я вам заявляю, пройдет еще немного лет и каждый лекарь сможет лечить только испив мочи.
   Сатир (с усмешкой) А мы это сейчас проверим.

Сцена 3.

Те же и купидон.

   Он позвал купидона и что-то прошептал тому на ухо. Купидон скрылся и сразу же появился вновь неся колбочку и розоватой жидкостью.
   Сатир. Вот тебе моча. Что ты скажешь? Каков твой вердикт?
   Ученый взял колбу. Посмотрел ее на просвет. Взболтал. Понюхал. Опустил в нее палец и обсосал его. Почмокал губами и произнес:
   Диоген. Это моча крольчихи у которой три дня назад родились серый и белый крольчата. А еще там моча столетнего сатира.
   Сатир (переглянулся с купидоном) Ну, допустим, ты прав (и уже к девушке) но милая, его познания лишь подтверждают, что он ученый, но ни как не факт твоего родства с ним.
   Девушка. Боже. Как вы мне надоели! [и вознося руки к нему] папа! Помоги!!!!!

Сцена 4.

   Небо потемнело. Ударили молнии. Сцену заволокло облаками тумана. Все зачихали и закашляли. Послышался голос грома.
   Зевс (к Сатиру) Как ты смел Сатир ничтожный сомневаться словам моей дочери любимой? А ли ты не знаешь, гнева моего? Как смеешь ты ревновать? Или ты забыл, что только ЖЕНЩИНА может решать с кем ей быть и кого любить. И как ты смел подозревать мою дочерь в материальной выгоде? Она - БОГИНЯ!!! И все богатства мира у ее ног и все мужчины и их сердца в ее власти!
   Зевс (к Диогену). А как ты Диоген, смел помышлять о плотской любви к Богине?
   Диоген. Но, отец...
   Зевс. Не смей называть меня отцом. Ты по недоразумению родился из моих испражнений [и с презрением на распев] - ученый муж...
   Девушка. Папа! Прости их и помири. Я же их обоих люблю!
   Зевс (сурово и пристально взглянул в глаза дочери, улыбнулся и произнес) да будет так!
   Он притянул к себе сатира, прижав дочерь между ним и собою и трезубцем обнял Диогена.
   Зевс. А теперь - танцуют все.

Сцена 5.

   В центре сцены стоит жертвеница на ней благовония. За ней на троне у храма сидит сам Зевс. Девушка играет на лире, а вокруг жертвенника, обнявшись танцуют Сатир, купидон и Диоген в новой бочке с красным бантом Сатира. Все веселятся.

Занавес закрывается.

КОНЕЦ

  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   6
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"