Катя подошла к своей квартире. Поставила портфель, бросила мешок со сменной обувью. Достала, привязанный к веревочке и висящий на шее, как талисман, ключ. Пока она возилась снаружи, собака царапала нетерпеливо дверь изнутри. Слышно было, как она пыхтит, фыркает, бьет хвостом по стене. Когда девочка вошла, собачий нос сразу ткнулся в руки, лапы - на плечи, а мокрый шершавый язык облизал все лицо разом.
--Сидеть! Сидеть, кому говорят! Ты моя хорошая, красавица моя... На уж, возьми хлебца.
В кармане форменного черного фартука куски хлеба от школьного завтрака сломались, слиплись, раскрошились. Собака все заглотила, подлизала с ладошки все до крошечки. Девочка слегка погладила черный собачий нос.
--Носик у тебя холодненький... здоровенькая собачечка у меня, хорошенькая, умненькая. Дай лапу! Дай, кому говорят! А теперь другую! Молодец! Мы с тобой гулять пойдем. Мороженого купим.
Завершив приветствие, собака пошла в кухню, шаркая по линолеуму когтями, легла под стол, вздохнула.
Из всех сегодняшних дел самое сложное было написать сочинение. Как я помогаю природе, что ли, или какая от меня польза на свете... Катя открыла дневник, ага, вот записано: "Мое отношение к животным". Сегодня учительница читала вслух сочинение одного мальчика. Как образец, чтобы представляли себе, как надо думать и писать. И вообще... каким надо быть. Этот мальчик очень способный и умный. Но главное, он очень хороший человек. Правда, все знали, что это сын учительницы, который уже окончил школу и работает в самой лучшей в районе газете.
Сочинение понравилось. Оно называлось "Галчата" и было очень длинным. Речь шла о том, как примерный мальчик Костя однажды вечером прогуливался со своей мамой по березовой аллее. Они примечали, как природа весной просыпается, как березки в белых сарафанчиках уже накинули зеленые косыночки. Вдруг увидели птенцов. Они выпали из гнезда на дорожку и громко пищали. Костя пришел на помощь птичкам. Он их подобрал и принес домой. Дома их лечил, кормил и ухаживал за ними. Желторотые питомцы скоро выросли, научились летать, и Костя выпустил их на волю. Но благодарные птицы не забыли своего спасителя. Они не раз подлетали к его окну и чирикали, как бы говоря: "Костя, просыпайся, тебе пора уже в школу!" Костя своим благородным поступком нисколько не гордился, потому что так поступил бы каждый ученик нашей школы.
Кате хотелось быть такой же правильной. Но похвастаться было нечем, природе она не помогала. Даже наоборот. Когда была маленькая, ей папа купил цыплят на Птичьем рынке. Цыплята жили на кухне в большой коробке. В начале лета их увезли в деревню. А зимой, когда ели куриный суп, дед сказал: "Кать, какие твои куры-то вкусные!". Знала бы учительница!.. Жил еще на балконе кролик... Нет! Кролика не ели! Просто летом уехали с родителями на море, а когда вернулись, кролика не было. Дед сказал, что он убежал в лес. Кролик, и правда, свободно бегал по всей квартире, выбегал на балкон, садился там на тумбочку и смотрел вниз. Возле подъезда тогда собирались люди, показывали на кролика пальцами и смеялись...
Может, про собаку написать? Как учила мама, начинать надо с главного. Девочка аккуратно вывела: "У меня есть собака эрдель-терьер. Это очень мужественное и умное животное". Катя задумалась, вспомнила, как принесли домой маленького щенка в шапке. Дело было зимой, но заводчики сказали, что это "финская ветвь", которая не боится холода. Финский терьер может спать на морозе. Поставленный на снег щенок только дрожал и поднимал лапки. Его пожалели и сразу унесли домой. Тогда же, при покупке, новых владельцев строго предупредили, что эрдель - собака свободолюбивая, не выносит никаких нежностей, спать должна на полу, на своем собачьем месте. Щенок засыпал где придется, особенно любил лежать на спине, кверху толстым брюшком.
Неожиданностью оказалось то, что собака не понравилась соседям. Да и вообще, как выяснилось, взрослые люди собак не очень-то любят. Катя вдруг узнала, что "эти собаки все мясо сожрали" и "все кругом загадили". Было понятно, что они имеют в виду. Но ведь когда у нее еще не было собаки, на улицах было так же грязно!
"Моя собака очень чистоплотная и неприхотливая. Я выгуливаю ее всегда далеко от дома, возле окружной дороги, там, где высокая трава и дети никогда не ходят. От нее бывает даже польза. Когда мы с ней бегаем по улицам, то часто подбираем всякий мусор: печенье, надкусанные и брошенные яблоки, рассыпанные кукурузные хлопья или семечки. Моя собака все любит, ей не обязательно давать мясо. Она даже кефир пьет".
Девочка вспомнила про питье, которое всегда должно быть свежим, - побежала и налила в собачью миску немного молока. Псина мгновенно проснулась, примчалась и уже стояла рядом, виляя хвостом и выталкивая мордой пакет из рук. Молоко и кефир она очень любит. Катя даже из другой комнаты могла на слух отличить, что пьет ее собака: воду или что-то вкусное. Воду хлебала быстро, громко шлепая языком и разбрызгивая. Молоко -- помедленнее, аккуратно и тихо лакая. А еще говорят, что собаки вкусов не понимают, что им все равно, что лопать!
Собака с шумом вылезла из-под стола и пришла к Кате, растянулась у нее под ногами. Девочка сбросила тапки, поставила легкие босые ножки на жесткую курчавую шерсть. Приятно было одновременно слушать громкий храп и ощущать тепло своей любимицы.
"Еще можно использовать собачью шерсть. Для этого надо у собаки осенью шерсть выщипать, потом ее прясть на прялке и вязать всякие вещи: зимние носки, свитера, варежки. А кому некогда - то просто набить ее в мешочек и привязывать к своей спине, если болит радикулит. Очень помогает". Как уверяли знающие люди, шерсть надо хорошенько вымыть и просушить, чтобы избавиться от запаха псины. А девочке, наоборот, этот запах нравился. Она бы всегда нюхала варежки из собачьей шерсти, если бы ей такие связали. Шерсти было много весной и осенью, ее собирали в большой мешок, и дед даже обещал добыть прялку, чтобы "хоть какой-то толк был от этой собаки". Как прядут пряжу, Катя прекрасно знала: в книжке о Спящей красавице на картинках были и прялка, и веретено очень острое, но дед его запросто затупит, это не проблема.
"Мы с собакой - члены клуба ДОСААФ. Там тренируются умные служебные собаки: прыгают через высокий барьер, спускаются и поднимаются по лестнице, бегают по бревну. Собака и ее хозяин должны быть сильными и выносливыми, не бояться взрывов и выстрелов, выполнять все команды командира".
В выходной вся семья ехала "на учебу". Учились, конечно, только девочка с собакой, а родители в это время гуляли по парку. Катя брала с собой не менее двухсот граммов сыра - как поощрение собаке за выполнение команд. Учеба шла не блестяще, хотя собака хорошо выбирала из кучи хлама спрятанную вещь своей хозяйки. Вообще про нее можно было сказать то, что обычно повторяют учителя на родительских собраниях о середняках: "Очень способный, очень... но ленивый. Если бы ему немного усидчивости и внимания, то, конечно, был бы отличником. Но пока только тройки".
Девочка перечитала сочинение сначала. Пользы от собаки было много - это очевидно. Но сочинение короткое, чтобы получить "пятерку" надо написать еще страницу. Она задумалась. Учительница по русскому языку и литературе у них была строгая: огромного роста и с громким голосом, как у начальника. Ее все боялись.
Собака вдруг вскочила, сразу на все четыре лапы, и с громким лаем понеслась к двери. Катя посмотрела на часы- наверно, соседка пришла домой из магазина. Пора заканчивать с уроками и идти за хлебом. Купить свежий хлеб - ее главная домашняя обязанность.
Как там про галчат было? Желторотые питомцы? "На морде у моей собаки коричневая шерсть, на затылке мелкие кудряшки. У нее красивые карие глаза с маленькими черными ресничками. Черный чепрак и рыжие лапы. Сама кудлатая, с коротким хвостом. Очень красивая и породистая собака". Недолго думая, девочка приписала, намеренно, "для объема" растягивая слова, укрупнив буквы и оставляя между словами пробелы пошире: "По утрам, когда солнышко лукаво заглядывает в мое окошко, а я сладко сплю, мой верный четвероногий друг весело подбегает к моей кровати и начинает тормошить меня, как бы говоря: Катенька, пора вставать. Я бодро вскакиваю, открываю окно и делаю зарядку (подумала и вставила: физическую), потом обливаюсь холодной водой..." Собака, потягиваясь и нарочно громко зевая, подошла к Кате, села, стала ждать. Через минуту положила тяжелую косматую лапу девочке на коленку, слегка зацепивши когтями платье. Значит, было уже без пяти минут пять часов, пора гулять с заходом в магазин.
Что еще делают отличники по утрам? Девочка продолжала: "Затем я повторяю уроки. А моя собака терпеливо ждет, когда я освобожусь, и мы пойдем с ней на утреннюю прогулку. На улице мы узнаем много нового и интересного. Мы видим, что уже наступила осень. Белые березки накинули на свои длинные косы желтые шарфики, а трава возле окружной дороги завяла и пожухла. Пришла пора слив, помидоров и арбузов. Это целые кладовые витаминов, они очень полезны. Но давать их своим прожорливым питомцам надо очень осторожно, особенно арбузные корки, а то замучаешься бегать на улицу. Поэтому я всегда держу собаку на поводке, чтобы она чего лишнего не схватила".
Собака скулила все громче. Сочинять было уже некогда, поэтому девочка быстренько приписала завершающую фразу: "Так я забочусь о родной природе и помогаю жить своей собаке". Затем вскочила, потрясла собачью лапу, потрепала ее за бока, подергала легонько за уши - собака понарoшку огрызалась и мягко хватала Катину ручку зубами. Девочка приговаривала: "Знаю, знаю, что пора ... Красавица моя, умница моя, собачечка моя любимая...".