Макаров И.Н. : другие произведения.

Путешествие Иоанна Новгородского

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Сказка шестая

  
   СКАЗКА ШЕСТАЯ
  
   ПУТЕШЕСТВИЕ ИОАННА НОВГОРОДСКОГО1
  
  Во славу господа слагаются легенды
  И ценим мы его могучий дар,
  Но больно часто уж попы и смерды
  Грешат, не убояся божьих кар.
  
  И не боятся все грехопадения,
  Усладу ищут и в самом грехе,
  И путают, уж это без сомнения,
  Грехи и праведность в стихе.
  
  Но если господь создавал подобным
  Ничтожных человечиков себе,
  То шар уж верно был лишь пробным,
  Иль был создатель не в себе?
  
  Иль скульптор наш был неважнецким?
  Иль сам не знал чего творил?
  Но только способом простетским
  Он это дело разрешил:
  
  Он змию яблоко всучил,
  Его в Эдем пинком направил,
  Тварину делу научил,
  Ошибку тот его исправил..
  
  Змей быстро Еву обольстил,
  Ей плод запретный притащил,
  И им глупышку ту прельстил..
  Так бог проблему эту разрешил:
  
  Он на Адама разорался,
  А Еву слушать и не стал..
  Еще долгонько он ругался,
  В грехе большом винить их стал:
  
  Что, мол, Адам от яблока вкусил
  На пару с Евой в царских кущах,
  И с ней, подлюкой, согрешил..
  И обличенный во грехах во пущих
  
  Адам на землю с Евой поспешил,
  А там без спросу уж грешил,
  И, как он мог на ней и жил,
  И век неправедный вершил..
  
  Но не судить нам уж великих,
  Лишь в прахе ползая у ног,
  Сочтем в стихах довольно диких,
  Что бог создал лишь то, что мог,
  
  Что день шестой был неудачным,
  Иль бес вмешался в те дела?
  И с видом тяжким, глупым, мрачным
  Земля уродов приняла?
  
  Нам не судить, не знать движенья
  Всевышних сил и замыслов его,
  Но только это без сомнения-
  Пути не зная своего
  
  Бредем по миру мы куда-то,
  Не держим на сердце печаль,
  Встречаем, как родню, как свата,
  Мы новый день, а прошлого - не жаль.
  
   *****************
  
  Как-то праведник молился
  В кельи тесной и дурной,
  Тут и бес наш подкатился
  Малость был тогда смурной.
  
  Он с похмелья мрачный был,
  И в тоске душевной ныл.
  День уж к ночи наш катил,
  Он души пока не облегчил.
  
  Видя праведное дело,
  Он смутить того решил,
  В кадку бултыхнулся смело,
  Воду там заворошил.
  
  Но наш поп был не трусливый,
  И не смерд тебе простой,
  Так что черт весьма игривый
  Наскочил на золотой,
  
  На алмаз весьма прекрепкий
  Твердый ясный, как клинок,
  В вере твердый, очень крепкий,
  Не послушник, не инок,
  
  Сам епископ Новгородский,
  На коленях там стоял,
  И не ведал черт прискотский
  На кого он взор поднял.
  
  Животворную молитву
  Наш епископ сотворил,
  И в невидимую битву
  С бесом этим он вступил.
  
  Бились там они не долго:
  Черт все воду наш мутил,
  А епископ с чувством долга,
  В бочке черта покрестил.
  
  Крестным знаменем повержен,
  В кадке бес теперь сидит,
  И пусть сильно он рассержен,
  И от боли черт кричит.
  
  И святой по темю беса
  Крестом праведным стучит,
  И нотации повесе
  Беспрестанные твердит.
  
  Бес взмолился шибко рьяно,
  Пригрозил святому он,
  Но епископ, отрыгнувши пьяно,
  Выдвинул и свой резон.
  
  И подумав он не шибко,
  И прикинув так и сяк:
  Чтоб не вышло здесь ошибки,
  Не попасть ему впросак,
  
  Он решил бесяру нашу оседлать,
  Яки коня, и немедля этой ночью,
  В Израиль на нем сгонять;
  Но побудку по утру сорочью
  
  В Новгороде отмечать.
  Бес наш долго возмущался,
  Только было стал орать,
  Получил крестом.. и испугался,
  
  Стал он сделку предлагать,
  Чтоб не просто вдаль таскаться,
  Чтобы барыш свой угадать,
  Чтобы праведника, статься,
  
  В ад с собою затащить.
  Но епископ твердый кремень,
  Себя не дал совратить,
  Сей бесстыдный адский семень
  
  Продолжал тогда вопить,
  Но епископ, старый блудень,
  Не хотел и отступить,
  Чтоб нарушить строй сих будней,
  
  Он на юг решил слетать.
  Сделку быстро совершили:
  Обещал заклятье снять
  Наш епископ. С тем и попылили,
  
  Беса словом оседлав.
  Тот в коняжку превратился,
  И в карьер тотчас же взяв,
  Он под небо скоком взвился
  
  И по тверди ну ж скакать.2
  Ночью этой чудно очутился,
  Стоит ли мне просто врать,
  В Израиле. Там же опустился
  
  Перед храмом Воскресенья,
  Где он черта привязал.
  Но какие на югах моленья,
  Коли шару бес послал?
  
  Он же в море искупался,
  Баб нашел блудливеньких таких,
  С ними лихо оторвался:
  Всех помял на пляже их.
  
  Там же с ними и нажрался,
  Что не помнит все Иван.
  Славно, в общем, оторвался,
  Нагулявшись наш болван.
  
  С пьяну он еще молился,
  Крест он даже целовал,
  А под утро похмелился-
  Бес его домой уж звал.
  
  Ночь же черт торчал у церкви,
  Все потел и все вонял,
  Что казалось: жрали черви
  Меч его святой пронзал.
  
  Но дозвавшись Иоанна
  Он скорей домой свалил,
  И ругаясь на Ивана
  Так, уйдя, предупредил:
  
  Чтоб епископ не гордился,
  Что он беса оседлал,
  В случай не проговорился,
  Он зарок такой и дал:
  
  Что коль гордость возыграет,
  Хвастанет кому-то он,
  То бесяра с ним сыграет
  Шутку. Осужден уж будет он
  
  За неправду, блуд и спесь,
  И по Волхову на плоте,
  Поплывет куда бог весть.
  Но не долго бес во плоти
  
  Так ругался и грозил.
  Иоанну он наскучил,
  Он знаменье сотворил:
  Сразу беса проучил.
  
  Жил себе епископ славно:
  Тихо медовуху пил,
  Проповедовал он плавно,
  И людей других учил.
  
  Но однажды бес попутал:
  Трепанул он про полет,
  Чай немного кружки спутал,
  Потерял им видно счет..
  
  Ну, сказал, что знает мужа,
  Что к святым местам летал,
  Что и был он там не дюже,
  Что к утру уж дома спал.
  
  Бес тотчас же встрепенулся,
  Счет свой сразу предъявил,
  Но епископ матюгнулся,
  Беса далеко отшил.
  
  Но бесяра, черт пройдоха,
  Вспомнил про грехи попа,
  И тотчас, ну с полу вздоха,
  Нашептал. Тотчас толпа
  
  Набежав застала в кельи
  Блудницу тогда и стервь,
  Хорошо они тут колья
  Взять не взяли. Верь - не верь
  
  Но Ивана обвинили
  Во грехах больших при том,
  Дело это и решили..
  Все закончив враз плотом.
  
  Блудника на плот садили,
  И по Волхову реке,
  Иоанна плыть пустили,
  Чтобы жил он вдалеке.
  
  Но к несчастному бесяра
  Подкатил и нашептал..
  И за тем уж плот вдоль яра
  Вверх по речке потартал.3
  
  Все решили, что знаменье
  Тут им свыше и дано.
  Только злобное шипенье
  Не расслышали одно,
  
  Что наш бес, пыхтя в натуге,
  Издавал на дне реки:
  Ибо те бурлатские потуги
  Зело были велики.
  
  И народ наш всполошился,
  То знаменье увидав,
  И с молитвой устремился,
  Вслед, обмана не узнав.
  
  И в конце уговорили,
  Чтоб Иван престол принял,
  Потому и с бесом пили
  Наш епископ Иоанн.
  
  Пили круто всю неделю,
  Может больше, мне не знать,
  И псалмы хмельные пели,
  Бабы стлались на кровать,
  
  И к тому ж тогда писали
  Житие святое то,
  Что в писаньях мы узнали,
  Что правдиво и светло..
  
  Мы же все о том узнали,
  Так как бес нам нашептал,
  И вам точно передали,
  Только то, что он наврал.
  
  Богу помолились в церкви
  И поставили свечу,
  Чтоб не сильно жрали черви,
  Как на небо полечу.
  
  Хрен ли редьку мне готовят
  За подобные слова,
  Может быть, меня восславят?
  Аль слетит и голова?
  
  Или может сковородки
  Мне лизать придется век.
  Вот такие были сводки:
  Жил и был, однако, человек..
  
  ПРИМЕЧАНИЕ:
  
  1.За основу взято древнерусское предание: "Повесть о путешествии Иоанна Новгородского на бесе в Иерусалим", правда, я его сильно переврал и присочинил. Впрочем, и Гоголь и Пушкин явно знали эту повесть и путешествие в Петербург Вакулы было гораздо приятнее, чем молебен в Иерусалиме. Говорят этот Вакула еще прибарахлился: припер бабе черевички.
  2.Нечто подобное есть и у Ершова.
  3.Плыть по реке вверх в наши времена может и дурак. Велики чудеса Господни!
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"