Год восьмидесятый незабвенный подлостью своей оскопленной Олимпиады. Фохт Валерий Давыдович; он самолично дал мне их студенческий листок казанского университета, не навсегда, а почитать, так вот, он датировался 1979 годом, отсюда можно сделать предположение, что год рождения Фохта, приблизительно 1960, большой ошибки не будет. Место действия - Москва, разгар охоты на ведьм, когда диссиденты на пустующих дачах спали в шкафах как вампиры. Учился Валера тогда в Казани, а летом совершил набег в Москву - туда, где все происходит в сопровождении шефа, возможно, Валера был первокурсником, а друг старшекурсник. И они ехали на трамвае. И когда они ехали на трамвае, то на них бросали косые взгляды советские граждане. Не мещане, которые выращивают герань на окне и ориентированы на семейные ценности, а именно коллаборационисты - пособники режима. Есть ведь профессиональные прозаики владеющие мастерством травить байки, скрупулезно восстанавливать реальность, у поэта другая способность, он как фокусник в цирке, что перемножает трехзначные числа, ему дается это умение после тренировок до потемнения в мозгах, а поэт научается говорить размером и в рифму.
Казанский ливень моментально-мощен,
Малины куст как в перле Пастернака.
Субстанции души твой образ проще,
Подруга, первокурсница филфака.
Бараны обтянули барабаны -
Культуру деют парни в стильных брючках,
Им, а не вам - партийцы, ветераны,
Сияет солнце Александра в тучках.
Засребрятся малины листы,
Запрокинувшись к небу изнанкой.
Ливень быстрый и мощный в Казани, не такие мелкие серые дождишки как на Урале, заряжающие на неделю. И куст он видел такой, у них ведь более светлая спинка, у смородины или о чем он писал, у малины; это у лоха обыкновенного у него вообще контрастно: лицевая атласная зеленая, а оборотная белая бархатная. Но у малины не так: оборотная посветлей лишь малость, и эти капли росы, ну не росы, а дождевых капель.
Пенсионеры в трамваях говорят о звездной войне. Рональд Рейган пришел в Капитолий из Голливуда и привнес в политику мифологию Фабрики Грез, Корпорация Зла - это персонаж Звездных Войн Джорджа Лукаса, Стратегическая Оборонная Инициатива из той же оперы.
Они едут в трамвае и на них бросают косые взгляды обыватели, советские граждане, совки. А в чем причина осуждающих взглядов? Они вырядились как фазаны, разве что не студенты ФЗУ. У молодых людей в их среде существовала своеобразная мода, доставшаяся им от стиляг, а стиляги несколько предшествуют им во времени. Стиляги - это люди, одевающиеся как-то ярко необычно броско. Артемий Троицкий говорил: я был стилягой по молодости и до сих пор люблю полосатые вещи. Можно придумать что-нибудь эдакое: треугольные туфли и дудкообразные брюки. Или клеши. Можно у Тодоровского фильм глянуть, я не очень прошаренный в моде. Можно описать двух стиляг, они по определению должны разительно отличаться как от толпы, так и про меж себя. Я читал, кажись, у Аксенова, что у стиляг, в отличие от диссидентов, не было политического протеста, а лишь желание селезня красой оперения закадрить крякву. А у его старшего товарища на коленях дипломат, воображение рисует его похожим на дипломат самого Валерия Давыдовича в бытность учителем заглаза называемого то Чемоданыч, то Одеколоныч, оттенка между желтым и коричневым, отважусь на дерзкое сравнение: цвета апельсинов из Марокко.
Дипломат удобно лежит на коленях. И этот молодой человек, командир, верховод, капитан, и откуда у него взялась эта смелость отвага жар, этот гражданский пафос, не убоясь возможно находящихся в салоне штатных и внештатных сотрудников КГБ, а есть еще просто стукачи, он начал громко скандировать и шлепать в такт ладонями по дипломату:
Идут бараны. Бьют барабаны. А кожу для барабанов дают сами бараны.
Бараны - это народ, барабаны - это пропаганда, бараны, шествуя скопом на парадах, поддерживают власть, которая их стрижет и режет и их шкуры идут на барабаны пропаганды, которая воспроизводит саму себя, оболванивая одурачивая народ, который в ответ обеспечивает поддержку власти, замыкая круговорот баранов и барабанов в истории.
И вот эта такая дерзкая выходка в трамвае. Она настолько артистична была. Он бы мог просто помалкивать и не устраивать спектакль. Действительно, если государство тоталитарное, то зачем вести себя вызывающе, здесь могут оказаться сотрудники КГБ и все дело плохо кончится. Для него, действительно, все плохо кончилось, его, наверняка, уже брали в оборот кагэбэшники и из страны наверняка выжили, сделали политическим беженцем. Впоследствии, он станет лидером ХДС в ФРГ, и его партия триумфально победит на выборах в Бундестаг.
Лев Рубинштейн сказал о современной путинской Москве: столица напоминает Париж в сороковом году, вроде бы все спокойно, однако всюду немцы, немцы, немцы.
Вот о чем пьеса Ежена Ионеско "Носорог". В городе появились носороги. Сначала один, потом другой. Проносятся со скоростью локомотива по проспектам и улицам. Сначала люди боялись носорогов, затем привыкли и уже стали в них что-то находить. Смотрите, какая у них броня, какая мощь в беге, какая целеустремленность! И вдруг люди стали превращаться в носорогов. Наконец остался один человек, и он забаррикадировался в доме, штурмуемом носорогами.
- Быть может, я последний человек на земле. Я им без боя не сдамся. Они дорого заплатят за мою смерть.