Котляр Ася : другие произведения.

Удивительный вальс мне сыграл Ленинград

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Через тридцать лет после окончания школы встречаются бывшие одноклассники в одно время, в одном поезде, в одном вагоне. Что их связывает: молодых, красивых, полных надежд детей, тогда, когда Санкт-Петербург был Ленинградом, когда впереди была целая жизнь и нынешних, умудрённых жизненным опытом, состоявшихся взрослых людей? Какие открытия им предстоит сделать в этой странной поездке? Как относиться к потерям и жизненным разочарованиям? В чём для каждого из них смысл жизни? Пьеса "Удивительный вальс" дорога мне, поскольку именно такая встреча с дорогими моему сердцу девчонками, ровно через тридцать лет, состоялась на перроне в Санкт-Петербурге и посвящается моим друзьям, ныне здравствующим и тем, которые уже ушли в Вечность...


А.КОТЛЯР.

УДИВИТЕЛЬНЫЙ ВАЛЬС МНЕ СЫГРАЛ ЛЕНИНГРАД...

  
   Драма
  
   Через тридцать лет после окончания школы встречаются бывшие одноклассники в одно время, в одном поезде, в одном вагоне. Что их связывает: молодых, красивых, полных надежд детей, тогда, когда Санкт-Петербург был Ленинградом, когда впереди была целая жизнь и нынешних, умудрённых жизненным опытом, состоявшихся взрослых людей? Какие открытия им предстоит сделать в этой странной поездке? Как относиться к потерям и жизненным разочарованиям? В чём для каждого из них смысл жизни? Пьеса "Удивительный вальс" дорога мне, поскольку именно такая встреча с дорогими моему сердцу девчонками, ровно через тридцать лет, состоялась на перроне в Санкт-Петербурге и посвящается моим друзьям, ныне здравствующим и тем, которые уже ушли в Вечность...
  

Моим друзьям посвящается.

   Действующие лица:
  
   Одноклассники:
   Софья Уманская - Сонька, известная певица.
   Татьяна - Танька, домохозяйка.
   Светлана - Светик, учительница.
   Маргарита - Ритка, бизнеследи.
   Наталья - Наташка, гражданка Австрии, врач.
   Анна - Анечка.
   Серёжа Ромашкин.
   Стас - молодой человек.
   Юля - его девушка.
   Зоя Андреевна - буфетчица вагона - ресторана.
  

КАРТИНА ПЕРВАЯ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ - ГОРОД ВЕЧНОЕ

   Железнодорожный вокзал в Санкт-Петербурге. Слышен гул, голоса. Сообщение об отправке поезда с платформы N3, по маршруту Санкт-Петербург - город Вечный.
   На авансцене 8 стульев по 4 с каждой стороны стола, или скамкйки, как в вагоне - ресторане, вагонное окно. Софья появляется из зрительного зала, раздавая по пути автографы. Она в вечернем платье, с дорожной сумкой, цветами, в длинном платье и в меховой горжетке. Слышны голоса, шум, её провожают поклонники.
  
   Голос: Внимание, Внимание! С платформы N3 отправляется поезд по маршруту: САНКТ- ПЕТЕРБУРГ - ГОРОД ВЕЧНОЕ. Первая станция - Встречаево. Просим провожающих покинуть вагоны.
   С о ф ь я: Спасибо, огромное спасибо! До встречи! Конечно, я вернусь! Через 2 недели... Автограф? Пожалуйста!
  
   На перроне стоит молодая пара с чемоданом. По всему видно, что они счастливы. Молодые люди Юля и Стас смотрят на подходящую к поезду Софью.
   Ю л я: Стас, это она, я тебе говорю. Подходит к Соне. Простите, а можно у Вас взять автограф? Мы были на вашем концерте. Вот здесь, на билете, пожалуйста.
   С о н я: Кому подписывать?
   Ю л я: Стасу и Юлии.
   Соня пишет. Протягивает билет Юле.
   С т а с: Спасибо Вам! Юлька, пошли, не успеем найти вагон!
   Молодые люди уходят.
   Работница вагона - ресторана стоит на перроне и влюблёнными глазами смотрит на Соньку.
   По перрону идут Татьяна и Светлана с чемоданами. Они проходят мимо устало улыбающейся Софьи, замедляют шаг, всматриваются в лицо Софьи.
   Т а т ь я н а: очень уверенно Светик, это наша Сонька!
   С в е т л а н а: Боже мой! Сонька была тонкая и звонкая. И по телеку она как-то изящнее. Не находишь?
   Т а т ь я н а: уверенно Это Сонька.
   Софья замечает смотрящих на неё женщин. Приглядывается. Цветы падают из её рук.
   С о н я: тихо Таня... кричит Танька!
   Кидаются навстречу друг другу. Обнимаются. Света растерянно смотрит на женщин.
   С в е т а: одними губами шепчет: Сонька!
   С о н я: Светка! Господи, я во сне?
   Женщины стоят обнявшись.
   Мимо них проходит Рита. Она не замечает женщин, подходит к проводнице, протягивает билет. Проводница отмечает что - то у себя в блокноте, долго смотрит на билет, рассматривает красиво одетую Риту.
   Р и т а: довольно грубо: Смотреть будем, или как?..
   П р о в о д н и ц а: встрепенулась Это вагон-ресторан. А у вас четвёртый.
   Р и т а: Тогда мне именно сюда.
   П р о в о д н и ц а: Дамочки! Не загораживайте проход. Или проходите или расходитесь.
   Рита забирает билет, проходит в вагон, ставит чемодан, вешает куртку, садится и читает газету.
   С о н я: Девчонки, милые мои, вы как тут оказались? Вы едете или провожаете?
   Т а н я: Сонька, мы едем! Я не работаю, у Светки каникулы. Решили прокатиться, отдохнуть от всех.
   С в е т а: Шопинг, воспоминания... Мы же на практику после универа, в сельскую школу, как порядочные... Помнишь, рыдали при распределении? Потом замуж выскочили. Танька со своим по гарнизонам, а мы с мужем обратно в Питер вернулись. Домой...
   Т а н я: Светка, ты опять что - то путаешь: сначала воспоминания, потом шопинг.
   А ты куда, Сонечка?
   С о н я: На гастроли.
   Т а н я: Слышим, видим! Читаем про тебя, по телеку смотрим. Зазналась ты, Сонька!
   С о н я: Придумаешь тоже! Зазналась! Да мне дыхнуть некогда! Девочки, пойдёмте в ресторан. Посидим, повспоминаем. Там все-таки удобнее, чем в купе.
   П р о в о д н и ц а: Все в вагон! Трогаемся!
   Женщины схватили свои чемоданы и прошли в вагон. В вагоне сидит Ритка и читает газету. Ритка недовольно оторвала глаза от газеты.
   Т а н я: Простите, мы вам не помешаем? Мы шумные!
   Ритка кивнула головой, опустила глаза. Потом медленно подняла на устраивающихся женщин. Отложила газету. Внимательно и пристально посмотрела на них ещё раз. Женщины ставят чемодан на чемодан. Суетятся.
   Р и т а: неуверенно Это вы, или у меня галлюцинации?..
  
   Женщины посмотрели на Ритку и медленно опустились на стулья.
   С в е т а: Ритуль, ты, что-ли?
   Р и т а: Я. Сонька, Танька, Светик! Ой, мне дурно! Столько лет!.. задыхаясь Пить! Девочки!.. Пить!
   Т а н я: проводнице! Воды срочно - тут человеку плохо!
   Р и т а: Какой воды, дура? Водки давай! У меня вчера банкет был, сегодня дурно себя чувствую...
   С о н я: Ритка в своём репертуаре. Лечится исключительно водочкой. Прям, как в школе.
   С в е т а: Ритка, ты как тут оказалась?
   Р и т а: Еду к матери. Она уже лет двадцать, как уехала из Питера в какую-то тьму-таракань. Болеет... Я лет пять её не видела. А вы куда все?
   С о н я: Я - на гастроли. Девчонки - за воспоминаниями.
   Поезд тронулся. Женщины качнулись.
   Т а н я: Поехали... Чудеса! Оказаться в одном поезде... Так не бывает!
   С о н я: Вообще - то я в СВ. Там свита, аппаратура... Надоели самолёты. Так захотелось как в детстве: стук колёс, чай в стакане из тонкого стекла, мягкое покачивание вагона. А тут ещё вы все... Чудеса!
   С в е т а: Сколько лет мы не виделись?
   Р и т а: Много! смеясь Так необычно видеть вас старыми посмотрела на Соньку и толстыми!
   С о н я: засмеялась Да! Я - старая, толстая, но добрая. А ты, Ритка, худая и злая. Как в школе...
   П р о в о д н и ц а: Что будем заказывать, барышни?
   Т а н я: Чай в подстаканниках с сахаром, но без соды...
   П р о в о д н и ц а: Проснулась! Подстаканники давно уже не пользуем. Исключительно одноразовые стаканы. А насчёт соды я вам так скажу: я 20 лет работаю честно, у меня грамоты имеются, меня министерство железных путей и сообщений знает и уж соду я никогда в заварку не сыпала. Сахар недосыпала, каюсь. Но чтоб соду?
   Р и т а: Завелась. Давай, тащи сюда свои одноразовые. Девочки, неужели это вы? Что с вами годы сделали!
   С в е т а: А с тобой, замороженная ты наша, думаешь ничего? Думаешь, законсервировалась? Вон, морщиночки под глазами какие...
   Р и т а: Это после банкета. Ну, рассказывайте. Про Соньку слышала, по телеку видела а на концерты твои я принципиально не хожу. Достала ты, Сонька, всех своими романсами! Пела бы попсу. запела громко и без слуха: "Поцелуй меня везде, я ведь взрослая уже..."
   С о н я: Чтоб ты понимала! Романсы тоже петь кому-то надо! И слушать их кто-то хочет!
   Т а н я: Помнишь, как в 10-м классе мы ездили в колхоз на картошку?
   Р и т а: Помню. Сонька была с гитарой, мы пахали, а она песни пела!
   С в е т к а: Зато как пела!
   Р и т а: Да уж. Картошка сама в мешок прыгала...
   Проводница принесла чай. Ритка пересчитала сахар.
   Р и т а: Слушай, как тебя там?
   П р о в о д н и ц а: Зоя Андревна!
   Р и т а: Зоя ты Андревна. А покрепче чего есть? Девочки, за встречу! А? По грамульке!
   Проводница с брезгливым видо посмотрела на Ритку.
   П р о в о д н и ц а: А с виду - интеллигентная женщина. Покрепче ей подавай!
   Проводница ушла сворчанием и оскорблённым видом.
   Р и т к а: Вот скажи ты мне, Танька, как это на 4 стакана чая приходится 7 пакетиков сахара?
   Т а н я: Всем, Ритуль, жить хочется и этой царевне - Андревне тоже.
   С о н я: Мне вообще сахар не нужен.
  

КАРТИНА ВТОРАЯ

По микрофону голос :

СТАНЦИЯ "УДИВЛЯЕВО".

  
   Поезд останавливается. Женщины качнулись. В вагон врывается запыхавшаяся Наташа. Женщины уставились на неё, пытаясь что-то вспомнить.
   Н а т а ш а: проводнице: Извините, у меня место в пятом, но не добегу, остановка короткая. Я пока к вам, можно?
   Молча села, взглянула на замолчавших женщин..
   Н а т а ш а: Я не верю! Этого просто не может быть! Вы??? Все? Здесь? Это шутка такая, что ли?
   Р и т а: Мы и сами офигели... Ну, я ладно, с банкета, а эти-то трезвые... Девочки! Наша Наташа!
   Женщины испуганно смотрят друг на друга.
   С о н я: Наташ, ты куда едешь?
   Н а т а ш а : Домой...
   Т а н я: А откуда?
   Н а т а ш а: Из дома...
   С в е т а: Натусик, ты определись: а где твой дом?
   Н а т а ш а: В Австрии. Была в Питере, опоздала на поезд, на такси догоняла...
   Р и т а: Догнала?
   Н а т а ш а: Ну да!
   С о н я: Риту-у-уль! Выпей чаю, полегчает.
   Т а н я: Наташ, а как ты в Австрии оказалась?
   Н а т а ш а: Ох, девочки мои дорогие! Это вы? Это все вы? Так... Тут что-то не то. Сонька, Светик, Танюша ну и ты, Ритка... я что сплю? Ущипните меня, пожалуйста, только не сильно...
   Света щипает Наташу, Наташа вздрагивает.
   Н а т а ш а: Не сплю...
   Р и т а: Не спишь, садись давай! Рассказывай! Где дом твой, я что-то не поняла?
   Н а т а ш а: Это очень короткая и печальная история. Я закончила медицинский, работала, за хорошую работу наградили путёвкой: экскурсия в Вену. Там встретила принца. Через два года поженились и я переехала к нему. Выучила язык, работаю по специальности.
   С о н я: А как оказалась в Питере?
   Н а т а ш а: Ой, девочки, это тоже простая история. К нам в Вену приехали экскурсанты из Питера. Один с аппендицитом попал к нам. Операция прошла успешно, а вот последствия оказались серьёзными. Я в него влюбилась.
   С в е т а: Так ты была у него?
   Н а т а ш а: Да...
   С о н я, Т а н я, С в е т а: хором А как же муж???
   Н а т а ш а: А муж как муж: ждёт, любит, ничего не знает...
   С о н я, Т а н я, С в е т а: хором Ну, ты даёшь!
   П р о в о д н и ц а: Так! Заказали 4 чая. Вас пятеро. Кто лишний?
   Р и т а: Вот вредная ты баба, Варвара Андревна! Ну, какая тебе разница, кто лишний?
   П р о в о д н и ц а: Я Зоя!
   Р и т а: Сколько?!
   С о н я: Рит, подожди! Дорогая Зоя Андреевна! Принесите нам, пожалуйста, ещё чай.
   П р о в о д н и ц а: Что Вы, Софья...
   С о н я: Аркадьевна.
   П р о в о д н и ц а: Принесу, конечно, скоренько. Для Вас со специальной заварочкой, индийский, грамотный чаёк, я Вам скажу...
   Р и т а: Я ещё раз спрашиваю: сколько? Сколько Вам заплатить, чтобы Вы оставили нас, наконец, в покое? Достаёт деньги из кошелька, суёт их проводнице . Проводница обиженно уходит, пряча деньги в бюстгальтер. Тихо Зараза!
   С о н я: Ритка, ты зачем так? Что она тебе сделала?
   Р и т а: Жить мешает, ясно?
   Н а т а ш а: А почему вы все здесь?
   С в е т а: Сами не понимаем. Ерунда какая-то... Случайность.
   Т а н я: На случайность непохоже. В мире нет ничего случайного. Одни закономерности.
   Р и т а: достаёт бутылку: Ну, за встречу?
   С о н я: Я не буду. Мне петь...
   Р и т а: Я тебя, Сонька, не понимаю... Ты - чистокровная еврейка, а поёшь русские романсы. Как это так? Пела бы себе свою "Тум балалайку" где-нибудь в Израиле, или, на худой конец, в Канаде, так нет же... "Утро туманное" и обязательно в России!
   Т а н я: Ритка, прекращай юдофобствовать. Ты же нормальная баба была. Что с тобой?
   Р и т к а: Жизнь, девочки, такая штука: всё есть - деньги, мужики, дети. Даже один или два внука... А счастья нет.
   С в е т а: Ритуль, так счастье - оно ж такое: его держать нужно, если поймала...
   Р и т а: Вот я вас спрашиваю, милые мои одноклассницы, почему я, имеющая своё ВСЁ, должна унижаться и выпрашивать сахар у какой-то проводницы? Почему? Я занимаюсь туристическим бизнесом. У меня большая фирма, тридцать человек в подчинении, живу в самом центре Питера, квартира - Петергоф отдыхает с его дворцами, а я всю жизнь вынуждена зависеть от каких-то проводниц, уборщиц, билетеров... Как меня бесят эти людишки: никчемные, ненужные...
   Т а н я: А как без них, Рит?
   Р и т а: Очень просто: поставьте в вагоне-ресторане кофейный аппарат, в трамвае банкомат, в туалете сушилку... И всё!
   С о н я: Ритка, ты неисправима. А люди как же? Ты почему на них, как на мусор смотришь? А?
   Р и т а: А ты, можно подумать, нет! Я видела, как ты там, на вокзале: "Да, у меня гастроли! Автограф? Пожалуйста!" И столько, Сонька, в твоём лице было высокомерия, столько...
   С в е т а: Сонька у нас публичный человек. Ей по-другому нельзя.
   Р и т а: Ей, значит, нельзя, а нам можно! Вот кем ты, Танечка, работаешь?
   Т а н я: Я не работаю. Я дом смотрю. Я - домохозяйка. Дети, муж, магазины...
   Р и т а: Работаешь Фрекен Боком. Что, и готовишь сама?
   Т а н я: Нет, комбайн. Конечно, сама! Я ж детей кормлю. А еда, приготовленная матерью, да ещё с любовью - это витамины не только для тела, но и для души!
   Р и т а: О душе заговорила! Выпила рюмку. Где она, душа? Вот рука, вот нога, сердце там, внутри (расстёгивая кофточку, запуталась с пуговицей). Ну, не буду показывать. А душа где? Дайте мне её пощупать, душу эту.
   С о н я: Ритка, ну ты даёшь! Вот я пою. Если петь голосом, то песня может быть и будет неплохой, и, возможно, её даже будут петь где-то и кто-то, но вот если петь с Душой, то песня - она... Как птица - осязаемой становится, чувственной. Её не просто слышать хочется, её впитываешь, как губка влагу, её кожа чувствует и...
   Р и т а: Сонька, вот ты мне скажи, от какой песни у тебя душа раскрывается и как губка... ну, это... от русской, или от еврейской?
   С о н я: И от итальянской, и от французской, и от неаполитанской! Какая, Рит, разница, если душа поёт?
   Т а н я: Сонь, спой, как раньше...
   С о н я: Прямо здесь, что ли?
   С в е т а: По-моему, в этом вагоне больше никого нет. Пой, Сонька...
   Т а н я: Жаль, гитары нет...
   Входит Проводница.
   П р о в о д н и ц а: Это почему ж это нет, Софья Аркадьевна? Для Вас - всегда пожалуйста! Ей бы ни в жисть ни дала показывает на Ритку. Ритка фыркает и брезгливо отворачивается.
   Тут у нас один заезжий гастролёр катался. Так он напился, заснул и дружки его вынесли на станции. А гитара осталась. Вот уже год со мной ездит, хозяина ждёт. Сейчас принесу...
   Уходит.
   С в е т а: Сонь, давай нашу, любимую. Помнишь?
   Проводница приходит с гитарой.
   С о н я устраивается поудобней, поёт.
  
   Слова и музыка Б. Окуджавы
   Тьмою здесь все занавешено
   и тишина, как на дне...
   Ваше величество женщина,
   да неужели - ко мне?
  
   Тусклое здесь электричество,
   с крыши сочится вода.
   Женщина, ваше величество,
   как вы решились сюда?
  
   О, ваш приход - как пожарище.
   Дымно, и трудно дышать...
   Ну, заходите, пожалуйста.
   Что ж на пороге стоять?
  
   Кто вы такая? Откуда вы?!
   Ах, я смешной человек...
   Просто вы дверь перепутали,
   улицу, город и век.
  
  
   Н а т а ш а: Серёжка эту песню любил... Девочки, а кто-нибудь про него слышал?
   С в е т а: Ни про него, ни про Анечку... Ничего...
   Р и т а: закашлялась Ничего? Я...
  
  

КАРТИНА ТРЕТЬЯ

По микрофону голос :

"СТАНЦИЯ "УЗНАВАЕМО".

  
   Открывается дверь, входят Серёжа и Аня.
   Женщины сидят и смотрят на них даже не с удивлением, а со страхом.
   Р и т а: Здесь что-то не так...
   С в е т а: Этого просто не может быть...
   Т а н я: Я не верю своим глазам...
   С е р ё ж а: Ну, скажите ещё что-то типа: так не бывает, мне приснилось... Здравствуйте, девочки! Неужели это вы?
   Ж е н щ и н ы хором: Анька! Серенький!
   Кинулись обниматься целоваться.
   Т а н я: Господи, а вы как тут оказались?
   С е р ё ж а: Не знаю... Путешествуем мы...
   С о н я: Ребята, а вы вместе?
   А н я: Да!
   С в е т а: И давно?
   С е р ё ж а: Давно. Почти десять лет... Без месяца.
   Р и т а: Ань, ты ж, вроде, замужем была. Муж то у тебя, это, военный моряк был... Ты ж со школы с ним роман крутила.
   А н я: Был. Ушла я от него...
   Т а н я: А дети? Дети-то есть?
   А н я: Есть. Дочка, взрослая уже, замужем... и сын Лёшка...
   Р и т а: Серёжка, а ты как?
   С е р ё ж а: А я был военным. Потом ушёл...
   Т а н я: Разогнали армию. У меня, девочки, муж генерал. Уж я то знаю, что такое помыкаться, поскитаться...
  
   С о н я: Танюша, так ты у нас ГЕНЕРАЛЬША?
   Т а н я: Это совсем недавно случилось. Была и капитаншей, и майоршей...
   Р и т а: Серёжка! Пустите, я к нему сяду! Боже ты мой! Совсем седой! Не то, что я! Анька, не ревнуй, не отобью...
   Сергей отодвигается, не даёт до себя дотронуться.
   А н я: А я и не ревную... Незачем.
   С в е т а: А я, девочки, ревнивая до умопомрачения. У меня третий муж, между прочим! И всех троих ревновала до безумия!
   А н я: Не доверяла, значит. Если есть доверие - нет места ревности.
   Р и т а: И дальше: если нет ревности - нет любви... Нет любви - нет страсти, нет страсти - нет ничего. Так что если есть доверие - нет НИЧЕГО! Ничего... Ничего не понимаю...
   Все весело рассмеялись...
   Р и т а: проводнице Эй, Марья Искусница! Тащи ещё два спец. чая. И ЧЕТЫРЕ сахара.
   П р о в о д н и ц а: Не хватило чайку?
   Р и т а: Почему это? Просто нас прибавилось.
   П р о в о д н и ц а: глядя на бутылку Напилась. В глазах у тебя двоится, что ли?
   Р и т а: достаёт кошелёк, суёт проводнице деньги Два чая и 4 сахара. Достаёт ещё. Нет, 8 сахара... И быстро. И чтоб горяченький.
   Т а н я: Анечка, а как вы с Серёжкой встретились?
   А н я: Случайно... Я от мужа ушла. Уехала. Болела сильно. Дочка моя... С ней сложно было, а сын, Лёшка... Аня замолчала.
   С в е т а: Анька, ты чего?
   С е р ё ж а: Всё, давайте не будем о грустном! А я всё о вас знаю: Сонька - известная особа, Танька - домохозяйка, Светка - училка, физику преподаёт. Ритка бизнесом занимается. Наталья, по - моему, где-то в Австрии...
   Н а т а ш а: Ну, ты даёшь! Слушай, а ты не в разведке был, случайно?
   С е р ё ж к а . Случайно я был в Афгане.
   С о н я: Серёж, ты ж поступил в университет, в Питер, по - моему, на Исторический...
   С е р ё ж а: А есть такая профессия, Сонечка - Родину защищать. Ты ж помнишь, мы тогда все идейные были. Вот и подумал - почему не я? После первого курса ушёл в армию.
   С в е т а: И пошёл долг интернациональный исполнять, дурак!
   С е р ё ж а: Свет, не суди. Мы тогда все немного помешанные были. Кто-то БАМ строил, кто-то долг исполнял...
   Н а т а ш а: Ненавижу войны! Смерть - она ужасна! Всегда! Это я вам как врач говорю.
   А н я: Нет. Не всегда. Иногда она прекрасна. Мой Лёша родился чудесным, здоровым мальчиком. Потом я обратила внимание на то, что он бегает на цыпочках. Я к врачам - а они диагноз: миопатия.
   Н а т а ш а: Это редкое заболевание, Анечка!
   С в е т а: Что-то с мышцами, по-моему...
   Н а т а ш а: Миопатия - нервно-мышечное заболевание, при котором атрофируется мускулатура, потом развивается мышечная слабость и, как правило, инвалидное кресло...
   Р и т а: Переведи!
   А н я: В 3.5 года заболел пневмонией, болел фактически полгода. Бесконечные антибиотики, каждый раз сильнее. После последнего курса не мог держать голову. Прошло 2 недели, ребёнок снова сидит, держит голову. Но ползать и переварачиваться уже не может. Потом инвалидная коляска... Потом заболела я и муж забрал Лёшку к себе...
   С о н я: Так ты за ним едешь, солнышко?
   А н я: Да. Теперь за ним... Такие дети долго не живут. Лет до двадцати максимум... Так, что скоро уже...
  
   С о н я: Боже мой, какой ужас, девочки!..
   С е р ё ж а: Сонь, спой романс. Тебе, наверное, ужас, как надоело их петь.
   С о н я: Нет, Серёжа, не надоело.
   Соня поёт романс. Женщины начинают всхлипывать.
  
  
   Обида на судьбу бывает безуспешна,
   Когда карает нас её слепая плеть.
   Не покидай меня, любимица Надежда,
   Я спел ещё не всё, мне нужно уцелеть.
  
   Все подпевают:
   Не покидай меня, любимица Надежда,
   Я спел ещё не всё, мне нужно уцелеть.
  
   Черна бывает ночь, и власть её безбрежна,
   Рассветы только там, там где бываешь ты.
   Не покидай меня, красавица Надежда,
   Не прячь под капюшон Прекрасные черты...
  
   Все подпевают:
   Не покидай меня, красавица Надежда,
   Не прячь под капюшон Прекрасные черты...
  
   Победа доброты не так уж неизбежна,
   Ей мало наших слов, ей надо наших сил.
   Не покидай меня, волшебница Надежда,
   Я так ещё тебя ни разу не просил!
  
   Все подпевают:
   Не покидай меня, волшебница Надежда
   Я так ещё тебя ни разу не просил.
  
   Р и т а: Нет, Сонька, всё-таки ты - талантище!
   А ты знаешь, как я тебе завидовала в школе?
   С о н я: Мне казалось, ты ненавидела меня.
   Т а н я: Ритка - антиссемитка!
   С в е т а: Прям. Если она не любила Соньку, это не значит, что она не любила евреев вообще.
   Р и т а: Да нет... К "евреям вообще" это отношения не имеет. Я тебе завидовала, Сонька. И тебе, Наташка, и вам, Танька со Светкой. Тебе, Анечка, нет. Ты - эдакая тургеневская барышня. Ты одна от меня не шарахалась. Я же была бедна, как церковная мышь. Мама - посудомойка, папашку в глаза не видела. Да где уж вам было понять меня? У Соньки всегда было всё: и шмутки, и джинсы, и туфли на каблуках, а самое главное, у неё были любящие родители. Папа привозил её на "Волге" в школу, мама встречала... А ещё у Соньки была гувернантка. Я всегда думала: а как это, когда чужой человек в доме? Ковыряется в твоих вещах, моет за тобой туалет... И тогда я решила: нужно выходить замуж за еврея. А что - не пьёт, не курит, детей обожает... И я нашла одного такого. Не молод. Шестьдесят ему было, богат, наш, Питерский. А мне семнадцать всего... Помнишь, Светик, я у тебя платье одалживала, а у тебя, Наташка, туфли, а у тебя, Танька, сумку, чтоб всё как у людей... Окрутила. Замуж вышла. На меня в ЗАГСЕ так смотрели, жалели, идиоты. И стала я жить припеваючи. Он просто молился на меня... Но, буквально через два года, он умер. На мне. И осталась я богатой вдовой с кучей наследников. Несколько лет длились суды, потом второй брак...
   С о н я: И опять еврей?
   Р и т а: Убери сарказм, Сонечка. На сей раз араб. Красавец. Умница. Врач. Родила я ему двоих детей и предложил он съездить к нему на Родину, в Сирию. Я, дура, согласилась. Приехала, а там он изменился до неузнаваемости. Руки стал распускать... Я хотела уехать, они детей забрали. Родня эта проклятая... Мне помогли бежать, но сыновья там остались. Взрослые уже. А я... Бизнес у меня туристический... Сирии в списке стран, с которыми я работаю, нет.
   Н а т а ш а:с ужасом Ты что, Ритка, ты их больше никогда не видела?!
   Р и т а: Никогда. Никогда...
   Т а н я: плачет Бедная ты моя, Риточка, прости нас, мы же ничего не знали о тебе...
   С в е т а: Ритка не бедная, а сволочь! Я бы в жизни не удрала от своих детей. Никогда, слышите, и никто не заставил бы меня это сделать!
   Р и т а: А ты, Света, не суди, и да не судима будешь. Я привыкла. Привыкла к этой постоянной боли... Иногда напьюсь до умопомрачения, лежу и думаю: настанет день, когда мои мальчики придут ко смне, обнимут меня крепко-крепко и скажут мне, тихо -тихо так скажут: "Мама! Мама..." И кто знает, может быть, и я почувствую, что такое Душа...
   Танька завыла, все, кроме Ани и Серёжи, завыли тоже. По-бабьи, с подвываниями...
   С е р ё ж а: А ну цыц, бабы! Чего устроили? Театр, да и только!
   Р и т а: А помните, как мы в 10 классе театр устроили, скандал был жуткий.
   А н я: Мы тогда играли "Лебединое озеро" в собственной интерпретации.
   С е р ё ж а: Ритка , Сонька и Танечка были балеринами. Пытается взять Ритку за руку, Рита отдёргивает её. Не бойся, я не кусаюсь.
   Ставит в танец маленьких лебедей всю тройку... Светка - Бабой ягой, а я заколдованным принцем... Анечка пускала пузыри за сценой... Наташка, ты будешь хором. Начинаем. Звучит музыка "танец лебедей" и плавненько на сцену выплывают 3 стройных лебедя... Выходит баба Яга на метле. Светка, попроси у Зои Андреевны метлу.
   Зоя Андреевна издалека, ничего не понимая разглядывает происходящее.Света просит метлу и тут же получает её.
   С в е т а: Эта стая лебедей
   Так похожа на людей.
  
   С е р ё ж а: Ах ты старая Яга
   Костяная ты нога
   Ты не смеешь трогать их
   Милых девочек моих!
   И не вздумай колдовать
   А не то не сдобровать...
   Видишь , как они красивы!
   Как они нежны, игривы....
   Чтоб тебя побаловать
   Будут девы танцевать!
  
   Н а т а ш а: Дальше шёл сам танец...
  
   Зазвучала музыка и три грации пустились в пляс, исполняя, как могут танец Лебедей, приговаривая при этом па-па-па...
   В этот момент в вагоне-ресторане появляются Стас и Настя.Они застывают, глядя на постановку. Аня пускает пузыри.
  
   П р о в о д н и ц а: Ну, красавицы, растанцевались! Спать-то собираетесь?
   Р и т а: О! Агафья Парамоновна нарисовалась... А мы скоро выходим!
   П р о в о д н и ц а: А чего распелись на весь поезд? Вас в первом вагоне, наверное слышно, спать мешаете.
   Т а н я: Вы чего? Сама Софья Уманская поёт и танцует, а вы - "спать мешаете!"...
   П р о в о д н и ц а: глядя на Ритку А я что, я ничего. Порядок есть порядок. Сидите тут впятером, песни распеваете, танцуете, а такое чувство, буд-то вас человек двадцать!
  

ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЁРТОЕ

По микрофону голос :

"СТАНЦИЯ ЖИЗНЕННАЯ".

  
  
   С в е т а: Слушайте, а чего это она сказала, что нас пятеро, когда нас семеро?
   Т а н я: Не сосчитала. Скоро двенадцать, спала, наверное.
   С о н я: Потом вспомнила, что недополучила от Ритки денег и проснулась.
   С е р ё ж а: Девочки, а жить хорошо?
   Н а т а ш а: Жить, милый, очень хорошо! Это я тебе как врач говорю.
   С о н я: Странно, Серенький, что тебя такие вопросы мучают. Ты, по всей видимости, очень даже счастлив! Но мы так и не услышали, как ты с Анечкой встретился...
   С е р г е й: Она ко мне сама пришла.
   С в е т а: Ты же любил её в школе. Смотрел влюблёнными глазами, как подбитая собака.
   Р и т к а: И слюни у него текли, как у ньюфаундленда, когда Анька мимо проходила...
   А н я: А я знала, что он в меня влюблён.
   С о н я: Знала и мучала!
   А н я: Глупая была. Вы же помните наш выпускной? На мне было голубое шифоновое платье с вышивкой по низу. Тогда это стоило безумно дорого, но мама сидела три месяца и вышивала серебром и бисером. Я впервые накрасила глаза и губы...
   Т а н я: Ты была как ангел - вся в воздушно-голубом облаке... И читала стихи.
   Ань, а ты помнишь их?
   А н я: Конечно, помню.
   Н а т а ш а: Почитай, Анечка!
   А н я: Я лучше другие, если позволите...
   Р и т а: Читай, Анька. Стихи не люблю, но ещё ехать часа два.
  
   "Рыжих паркетин потёртые кубики,
Льющийся в окна полуденный свет...
Вновь я в покинутой детской республике,
Где не была уже тысячу лет.

Кто бы подумал, что выпадет встретиться?
Я здесь в гостях, на денёк, по делам...
Тайной улыбкой внутри меня светится
Тихая радость с тоской пополам.

Что мне привиделось? Память старается
   Вызвать давно пережитое мной...
Нет, не выходит... Детали теряются,
Я не припомню почти ни одной.

Что разделяет нас? Разве что лишние
   Годы без вас, седина у висков?
Чудится: что-то пойму и услышу я, 
Где же вы были все тридцать годков?"..
   (Автор - Любовь Сирота)
   С о н я: А потом был вальс. Я пела, а Серёжка танцевал со всеми вами.
   С е р ё ж а: Да, со всеми, кроме Ани... Удивительный вальс. Я так хотел пригласить её, но почему-то не смог... Я всю жизнь хотел пригласить её на этот вальс.
   С в е т а: Ну, сейчас, небось, каждый день танцуете?
   С е р ё ж а: Нет, Светик, не танцуем...
   Р и т а: Дурак ты, Серый! Надо бежать было за ней, держать её, любить её тогда, а не сейчас, когда мы стали такими старыми...
   С е р ё ж а: А я и побежал. Мосты разводили. Я на одном берегу остался, а Аня на другом. А что до возраста, так мы не стали старыми, Риточка... Старость - это понятие относительное.
   Т а н я: Вы как хотите, а я старой себя не ощущаю. У меня всё только начинается. Дети выросли, разъедутся скоро. А мы с мужем будем жить долго и счастливо.
   С в е т а: Тебе хорошо говорить. У тебя семья.
   Т а н я: А у тебя, можно подумать, её нет!=
   С в е т а: Моя семья - это моя школа! Девочки, вы не представляете себе, в какой школе я работаю...
   Р и т а: Так, Светик, объясни мне: школа для тебя работа или хобби?
   С в е т а: Работа. А почему ты спрашиваешь?
   Р и т а: Да потому, что вам в школе платят так мало, что это смахивает на хобби.
   Я всегда считала, что в наше время в школе работают либо дураки, либо фанатики... Ты дура, Светка, или фанатичка?
   Все засмеялись.
   С в е т а: Ничего смешного. Я люблю свою работу. И горжусь ею.
   С о н я: Учительство - самый благородный и самый неблагодарный труд.
   С в е т а: Это если работать на результат и не получать удовольствие от самого процесса.
   С е р ё ж а: Я бы тоже работал в школе, если бы не ушёл в армию... Я считаю, что именно учителя творят жизнь, именно они художники жизни...
   Р и т а: Вот только картины жизни, почему-то, порой безликие, размытые и безобразные...
   А н я: Ритка, ты неисправимый прагматик!
   Р и т а: Зато я жизнь люблю. И принимаю со всеми её поворотами. А вот ты, Анька, всегда боялась жить. Любила ведь Серёжку в школе, а вышла замуж за морального урода. Ты, Светка, застряла в своей школе и считаешь, что жить можно только лишь по формулам. Ты, Танька, вообще домохозяйка, не имеющая право голоса в собственной семье. Вот Сонька, пожалуй, звезда. Тут я согласна. Только, Сонька, как у тебя-то сложилась личная жизнь? А то сидишь тут, песенки распеваешь, а о себе ни слова. Ты замужем?
   С о н я: Нет. Но у меня есть любимый человек. И есть от него сын. Есть любимое дело, любимая мама... Я живу в согласии с собой... Я пришла к этому...
   Т а н я: Сонь, а почему вы не поженились?
   С о н я: А он женат, Танюша.
   Н а т а ш а: И что, тебя это устраивает? Как же можно делить любимого человека с какой-то другой женщиной?
   Р и т а: Согласись, это лучше, чем делить его с другим мужчиной, или с работой, на худой конец!
   С о н я: Я вот думаю, мои дорогие, что пути Господни неисповедимы... Сейчас так. Я не хотела и не могла разрушать семью. Это же я люблю. Это моё чувство и я имею на него право... И потом, я так редко бываю дома, в Питере, что семья, наверное, страдала бы от всей этой мишуры, которая меня окружает: поклонники, концерты и прочее... Я берегу их всех, не навязывая им свой образ жизни, и ограждая их от публичной жизни известного человека...
   Р и т а: Ребята! У меня тут возник совершенно законный вопрос: нас зачем-то собрали в одном поезде, в этом паршивом вагоне-ресторане... Зачем, я вас спрашиваю? Я в случайности не верю.
   С е р ё ж а: А ты, Ритка, на календарь посмотри. Какое сегодня число?
   Р и т а: смотрит на мобильный. Ну, 19 июня 2009 года... И что?
   Серёжа из рюкзака достаёт пергамент. Даёт его Тане.
   С е р ё ж а: Читай, Танюша!
   Таня разворачивает пергамент. Читает.
   Т а н я: "Мы, нижеподписавшиеся: Соня, Аня Таня, Маргарита, Света, Серёжа, Наташа, оставляем сей наказ потомкам нашим, дабы через 30 лет по окончании сего учебного заведения, именуемого Школой, собрались мы в каком-либо месте близ Ленинграда, вскрыли сей пергамент и определили, удалась нам эта жизнь, или не удалась. Сами же клянёмся выполнить следующие пункты нашего завещания:
   1. Жизнь прожить не зря, с пользой для общества, отдавая себя ему без остатка.
   2. Найти свою одну единстаенную любовь и следовать за ней вечно, пока смерть не разлучит нас.
   3. Оставить после себя многочисленное потомство для продолжения рода и процветания нашего общества.
   4. Построить, если получится, коммунизм, а если не получится - капитализм.
   5. Знать друг о друге всё и больше, поздравлять друг друга с Днями Рождений и другими датами, как то: свадьба, рождение ребёнка, дабы не потерять связующую нас на веки вечную дружбу.
   6. Если кто не доживёт до этого дня, т. е. до 19 июня 2009 года, он освобождается от всех обязательст по причине отсутствия на этом белом свете.
   Сей документ составлен и подписан всеми нами по доброму согласию и без принуждения и передаётся следующему поколению безвозмездно."
   С в е т а: Дай сюда! Ребята, здесь стоят все наши подписи... Серёжка, ты сохранил?! Ты вспомнил?!!
   Все сидят молча и подавленно.
   А н я: Чего это вам взгрустнулось, милые мои? Ведь встретились...
   Н а т а ш а: Что же мы натворили, девочки? Мы же, практически, не выполнили ни одного пункта данного завещания... Ну, за исключением последнего, пожалуй, поскольку все живы...
   Ритка хмыкнуал, взял пергамент.
   С е р ё ж а: Кому передавать будем, девочки?
   Р и т а: А вон этим двоим, влюблённым, за соседним столиком. Встаёт. Шатающейся походкой подходит к столику, за которым сидят молодые люди. Ребята, можно вас на минуточку?
   Стас с Юлей подходят к столику.
   Р и т а: Вы кто?...
   С т а с: Стас.
   Ю л я: Юля.
   Р и т а: Стас и Юля! Садитесь, ребята, с нами. Не робейте. Правда это не совсем мы, вернее совсем не мы, а то, что от нас осталось от тех, семнадцатилетних...
   Ребята осторожно садятся рядом.
   Р и т а: Вот мы, всемером, дружили ещё в школе... Только это давно было - 30 лет назад. А потом, так уж сложилась жизнь, разбежались в разные стороны. И, как ни странно, почти все живём в Питере. Но не встречались. И ровно через тридцать лет встречаемся в одном поезде, в этом чудненьком вагоне - ресторане...
   С т а с: Впятером!
   Н а т а ш а: И мы хотим сделать вам подарок, милые дети.
   Ю л я: Да что вы. Мы не заслужили...
   С в е т а: Это мы не заслужили. Жили - жили, не тужили, и друг друга не любили...
   С о н я: Ребята, возьмите себе этот свиток. Ну так, на память о нас. Коммунизм только не стройте, не дай Бог, а остальное всё правда. И когда-нибудь, лет, эдак, через 30, передайте тем молодым ребятам, которые окажутся рядом с вами, может быть даже случайно...
   Ю л я: пробежала глазами свиток Спасибо, конечно, но это как-то обязывает.
   Т а н я: Конечно обязывает. Обязывает быть честными с теми, кто вас любит и кто в вас верит.
   С в е т а: Обязывает быть верными, искренними...
   Н а т а ш а: Обязывает верить друг другу и продолжать род...
   С о н я: Сделайте это за нас и для нас, дорогие...
   Ю л я: Но здесь семь подписей, а вас только пятеро?
   Входит проводница.
   П р о в о д н и ц а. Собираемся. Через 5 минут прибываем. Станция "Расставания".
  

ДЕЙСТВИЕ ПЯТОЕ.

По микрофону голос :

"СТАНЦИЯ "РАССТАВАНИЯ".

  
   С в е т а: Слушайте, а мы ещё встретимся?
   С о н я: Конечно!
   Р и т а: Обменяемся телефонами, адресами, почтами и пропадём ещё лет на двадцать...
   С е р ё ж а: Девочки мои дорогие, что такое двадцать лет, когда существует Вечность? Жизнь - это только лишь остановка. Но какая чудесная и яркая! Любите её, золотые мои, цените каждый миг, прожитый на этом свете, прощайте друг друга, берегите тех, кто вам дорог...
   Р и т к а: Да ты, Серёж, как буд-то хоронишь нас. Мы живы, слава Богу... Встретимся ещё.
   А н я: Встретимся, Риточка. Обязательно. Когда-нибудь...
   Голос: На вторую платформу станции Жизненное прибывает поезд Санкт-Петербург - Вечное. Остановка поезда 10 минут.
   Все выходят из вагона. В купе остаются Серёжа и Аня.
   Р и т а: Ребята, вы идёте?
   Серёжа покачал головой.
   Проводница вошла, не замечая Серёжу и Аню, стала вытирать пыль, ругаться, что не выкинули мусор...
   Женщины стоят на платформе и смотрят на Серёжу и Аню. Проводница выходит из вагона.
   П р о в о д н и ц а: Зачем чай то заказывали? Два стакана так и остались полными стоять.
   С о н я: Там наши двое сидят, они и допьют.
   П р о в о д н и ц а: Ну, я понимаю, та, расфуфыренная, пьяная сидела, но Вы же, Софья Аркадьевна, вроде и не пили...
   С о н я: Вы, по - моему, не поняли. Там в ресторане остались мужчина с женщиной, они едут до Вечного...
   П р о в о д н и ц а: Хоть Вы-то меня за дуру не держите. Какой мужчина, какая женщина? Все вышли, вагон пустой.
   С о н я: Подождите, ну вон же они, сидят, машут руками...
   П р о в о д н и ц а: Нет там никого, говорю я Вам. Гитару забрала, мусор выкинула.
   Всё, отправляемся. До свиданья, Софья Аркадьевна...
  
   С о н я: Подождите, не уезжайте! Аня, Серёжа, Выходите! Выходите я вам говорю... Ну пожалуйста...
   Аня и Серёжа танцуют вальс как в замедленном кино.
   С о н я: Девочки... Что это?
   Ритка, всхлипывая, молча опускается на землю...
   Н а т а ш а: Ритуся, не реви... Ещё встретимся, пусть себе едут.
   Р и т а: Не встретимся, девочки... Серёжка погиб в Афганистане, а Анечка умерла от рака... Я знала это... Давно... Но вот сидела и думала, зачем-то Бог послал их сюда к нам? Свёл на несколько часов в этом вагоне почему-то...
   Т а н я: А я знаю , девочки. Потерялись мы в этом мире. Каждый занят своим делом, своим домом, своими мыслями. Кто мы, что мы в этом мире? Праведно ли живём и правильно ли? Напомнили они нам нас прежних, вернули на секундочку в ту замечательную жизнь, в наш Ленинград, в наше время, когда казалось всё ещё впереди ...
   Н а т а ш а: Они нас себе вернули...Тех, молодых, не обременённых ни славой ,ни деньгами, ни любовниками, ни мужьями. ГОСПОДИ! ТЫ СОЗДАЛ НАС СВОБОДНМИ ИЗНАЧАЛЬНО, А ПОТОМ ПРИКОВАЛ НАРУЧНИКАМИ К ЭТОМУ МАТЕРИАЛЬНОМУ МИРУ.. И МЫ УМЕРЛИ...А ОНИ ТАКИЕ ЖИВЫЕ, ТАКИЕ ТОНКИЕ И ЧУВСТВУЮЩИЕ, ТАКИЕ СВЕТЛЫЕ И ЛЮБЯЩИЕ ....
   Т а н я: ПОТОМУ, ЧТО ОНИ АНГЕЛЫ...
   С о н я: А у нас всё ещё впереди, девочки! Просто прошлое - это часть будущего, поэтому и говорят, не стреляйте в прошлое из пистолета, иначе будущее выстрелит в вас из пушки... Нужно обязательно найти Анечкиного сына, Лёшку, и...
   Н а т а ш а: прерывает Уже не нужно... За ним она приходила... Это я вам как врач говорю...
   Р и т а : Сонечка, спой вальс. Помнишь, что на выпускном пела? Плохо им без музыки... Танцевать... Спой, Сонька...
   Соня поёт...
   Удивительный вальс мне сыграл Ленинград,
Без рояля и скрипок, без нот и без слов.
Удивительный вальс танцевал Летний сад,
Удивительный вальс из осенних балов.

Вальс всегда на Вы, вальс речной волны,
Вальс мостов Невы, дальних стран.
   Вальс растерянный, вальс расстрелянный,
Вальс растреллиевый, вальс - туман.

В удивительном вальсе кружились дома,
И старинные храмы несли купола.
И на лучших страницах раскрылись тома,
И звонили беззвучные колокола.
   Вальс пустых дворцов, вальс былых венцов,
Вальс к лицу лицо, без прикрас.
Вальс военных дней, смерти и огней,
Вальс судьбы моей, жизни вальс,
Вальс старинных дам, вальс клаксонных гамм,
Вальс огней реклам, вальс дождей.
   Вальс недвижных поз, вальс больших стрекоз,
Вальс травы в покос, вальс людей.
   (А. Дольский)
   Серёжа танцует с Аней, удаляясь.
   Посвящается моим друзьям: живым и ушедшим...
   КОНЕЦ.
   КЛАЙПЕДА
   11.29.2009.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   А. Котляр (М. Тараховская) 1 2009-11-29
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"