Майборода Дмитрий Анатольевич : другие произведения.

Этот странный день космонавтики

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


   Был такой писатель Лем. Написал он как-то "Сумму технологии", и в ней, среди прочего, поставил следующий вопрос: если вокруг нас существует множество звёздных миров, то среди них, наверное, есть и обитаемые, но тогда почему же мы до сих пор не видим братьев по разуму?
   Варианты ответа на этот вопрос он предлагал разные. И среди них вдруг проскочил такой:
   Возможно, цивилизации развиваются так, что когда они достигают определённого энергетического уровня, позволяющего выйти в космос, они вдруг замыкаются сами на себе, на своих внутренних проблемах, и в космос не выходят. Вот как-то так само собой получается. Потому и не летит к нам никто.
   Мысль эту писатель додумывать не стал, и даже отбросил как недостоверную, поскольку было непонятно - с чего бы вдруг цивилизации так поступать. На дворе тогда были 60-е, что ни год летали, и наши, и американцы, и все были в эйфории от перспектив.
  
   Но - у НАС на планете, тем не менее, произошло именно ТАК. Цивилизация замкнулась на себя.
   Вот это - довольно странно. Ещё в 60-х такой вариант рассматривал только Лем, да и то отбросил, как заведомую чушь.
  
   Иногда главной причиной такой ситуации называют энергетику. Ракетам, мол, требуется много топлива, а это - неэкономично, дорого. Да и полезность альтернативного транспорта, скорее всего, будет зависеть от наличия доступных источников энергии.
   Но вот здесь - вторая странность.
   Давайте оценим состояние нашей энергетики.
   Вот период 1910-1960 - пятьдесят лет. В начале - газовые фонари, в конце - атомная энергия.
   А вот период 1960-2010 - тоже пятьдесят лет. Что изменилось? А ничего! Наоборот - цивилизация возвратилась к нефти и газу, даже ядерная энергетика уже обросла луддистскими страшилками. Термоядерной энергетики как не было, так и нет. "Холодный термояд" был в 80-х похоронен с таким размахом, что ни один держащий нос по ветру учёный не рискнёт им заниматься, дабы не прослыть шарлатаном.
   Интересно, неужели у человечества настолько отсохли мозги, что за 50 лет в энергетике не случилось ни одного внятного события?
  
   Теперь дальше: конструкция аппаратов. Понятно, что ракеты - это примитив, в другую галактику будут тащиться долго. Утверждают, что придумать что-то принципиально другое, другой вид транспорта - сложно.
   И здесь - третья странность: ситуация с новыми видами транспорта вообще.
   Опять же сравним два полустолетия. 1910-1960 - автомобиль, дирижабль, самолёт, ракета. 1960-2010 - э-э... да ничего, собственно, доработка до комфорта старых видов.
   Помнится, в фантастике 60-х герои вовсю летали на "флаерах" - это был такой мобильный летающий личный транспорт. И где он сейчас? Уже и фантасты редко вспоминают. Про слово "телепорт" и не говорю, оно вообще потеряло первоначальный смысл и стало означать магический портал в выдуманном мире.
  
   Может быть, всё это фантастика, нереально? Да, такое мнение постепенно сложилось. Скажет вот так человек - и сразу видно: перед нами - солидный самец, понимающий реальность, знающий жизнь. Но первая половина века показывает, что смена одного вида транспорта кардинально другим вполне может уложиться в 10 лет. В 10-20-х в небе царили дирижабли. А в 30-х они уже пылились на свалках, а в небе летали истребители.
   То есть: ракеты вполне могли смениться чем-то другим, и не так много времени на это бы ушло. Или тогда люди умнее были, талантливее, а сейчас дураки?
  
   Дело в другом: с 60-х разработка новых видов транспорта стала негласным табу.
   Как и разработки в энергетике.
   Можно лишь совершенствовать старые виды - благо далеко они не уедут и не улетят.
   Про всякие там "гиперпереходы", свертки пространства - что и дало бы реальный выход в другие галактики - уже и не думает никто всерьёз, это стало частью выдуманных миров наравне с магами да эльфами.
   То есть: мысль и намерение человечества резко переключились. Причём по историческим меркам - мгновенно. Пятьсот лет всё куда-то ехали, плыли, летели, исследовали, открывали дальние страны, новые берега. Парусники, пароходы, паровозы, автомобили, дирижабли, самолёты, ракеты - и вдруг всё кончилось.
   И говорят друг другу: "А вот неинтересно стало! Да-с-с!"
  
   А куда переключились? Куда тратится мысль и энергия?
   Ведь наука кипит, развивается, она ведь не прекратилась в 60-х.
   И вот здесь - самая главная странность.
   Сейчас ВСЯ наука перенацелена на создание виртуального пространства цивилизации, для замыкания человечества на самом себе.
  
   Что происходит последние 50 лет, например, в технике?
   Прежде всего - это развитие средств связи, средств записи, проигрывания и передачи звуко- и видео- сигналов. Именно это определяет лицо современной цивилизации, и подавляющая часть нововведений в технике сводится к этому.
   Здесь я даже не говорю про компьютеры, интернет, сети и прочий киберпанк, хотя всё к нему вроде бы и идёт. Современная цивилизация УЖЕ находится в облаке виртуальности - через телевизор, мобильник, видео- и звуко- проигрыватели.
   Зачем куда-то лететь, искать новые пространства, если всё это можно увидеть на экране - услышать звук прибоя, шёпот чужих миров, и сбросить адреналин, постреляв чешуйчатых пришельцев, не отрываясь от любимого кофе с булочкой?
  
   Что развивается в фундаментальной науке? Только то, что не угрожает непосредственно привести к открытию в реальности новых пространств.
   Например - генетика, биохимия, молекулярная биология, медицина, фармакология и прочий лайф сайнс. Это второе по затратам средств и мозгов (а может и первое) научное занятие человечества в последние 50 лет.
   Дело, конечно, хорошее. Вот только люди всё равно будут болеть и умирать, что ты с ними не делай. То есть с точки зрения цивилизации в целом - занятие абсолютно бесполезное. Ну вылечат 80-летнего миллиардера от болезни Альцгеймера, ну овечку клонируют - а толку?
  
   И - не наука здесь застрельщик. Наука, как известно, часть культуры. А вся культура, начиная с середины 60-х, оказалась полностью перестроена так, чтобы ориентировать цивилизацию на самозамыкание. Заказ на создание виртуальности - такой, чтобы засасывала и не отпускала - прослеживается практически во всех областях культуры.
  
   Ярче всего это видно в кино, которое к концу столетия откровенно стало "конвейером грёз", главным пропагандистом эскапизма и потребительства. То же происходит в музыке, начиная с великих Битлз, которые, хотя и не по своей воле, стали первым массовым наркотиком, и до современной поп-культуры, которая уже откровенно предназначена для того, чтобы тупо побалдеть от дозы.
   Что происходит в литературе? Самое главное - кардинально поменялось к ней отношение. Книга - уже не учитель жизни, не то, что заставляет думать или хотя бы просто вдохновляет на что-то. Это уже - продукт типа попкорна. Главное к ней требование - чтобы хорошо глоталась и вызывала приятные ощущения в животе. Если почитать форумы или электронные библиотеки, где обсуждаются книги, то типичная похвала такова: "вкусная книга, проглотил с удовольствием, аффтар, пиши исчо".
   Возник интереснейший жанр - фэнтези. Интересен тем, что целиком и полностью предназначен для эскапизма и погружения во "вкусную" виртуальную реальность. Сменила незаметно направленность фантастика: вместо моделирования будущего и возможных проблем, вместо постановки вопросов - она теперь лишь подвид фэнтези для создания виртуальных технологических миров для "вкусного" времяпровождения.
   Из литературы приключенческой практически исчез мотив исследования нового - как новых идей, так и новых пространств.
  
   Общий посыл, который проталкивается везде и всюду на подкорку - исследовать новые горизонты негде и незачем.
   Ведь всё можно придумать. И это будет красочнее, вкуснее и увлекательнее. Хотите ощутить себя магом, гномом, эльфом - без проблем. Хотите космос - пожалуйста, хоть кино со звёздными войнами, хоть красочная книжка со звездолётами и бластерами, хоть игрушка на компе, где можно пострелять зелёных пришельцев. Ведь важна не реальность, а наши от неё впечатления - не так ли?
  
   Примеры из разных областей приводить можно долго, здесь проблема лишь обозначена штрихами.
   Вывод: впервые за пятьсот лет человечество отказалось от исследования новых пространств. И не просто отказалось, а переключило свою деятельность, свою энергию на создание миров виртуальных.
   И точка перелома, если отследить её по истории развития науки, культуры, искусства, литературы, лежит где-то в середине 60-х годов.
  
   Если выражаться терминами фантастов, то, что с нами произошло - называется регрессорством. Этот термин не нов, он возник по аналогии с известным словом "прогрессорство" Стругацких, которое означало внешнюю попытку подтолкнуть развитие цивилизации.
   То, что происходит с нами - смена курса с реального развития на создание виртуальных миров - прогрессом не назовёшь, это деградация цивилизации, регресс.
  
   На самом деле, это всё довольно известные вещи, всё это последние 15-20 лет неоднократно описывали и обсуждали. И пытались дать объяснения.
   Но вот что интересно - разумных объяснений в духе "всё случилось само собой по объективным законам" так и не возникло. Не нашли таких законов, по которым цивилизация, стоящая на пороге выхода в другие миры, вдруг становится аутистом-олигофреном. Отдельные какие-то стороны случившегося можно поднатужиться и объяснить "естественно", но вот весь взаимосвязанный комплекс - не получается.
   Уж как-то слишком красиво все "естественные" выстрелы ложатся в центр мишени.
  
   Человечество сбили, как птицу на взлёте.
   Кто? И зачем?
  
   В этом ключе и происходящее в России имеет несколько другой смысл.
  
   Россия (СССР) - единственная страна, где полёты в космос - важная часть национального системообразующего мифа.
   До сих пор говорят "МЫ первые полетели". Это ведь просто так не выбить. Эта память прорывается через любой навязанный Голливуд и любую попсу. В тех же США - проще, там космос не входит в национальный миф, там он - дело шестнадцатое.
   Поэтому в России - в отличие от США, где один провал с "Челенджером" создал стойкий негатив к пилотируемым полётам - пришлось действовать системно. Развалить промышленность - чтобы не было технической возможности, науку - чтобы не было интеллектуальной возможности, и образование - чтобы ничего уже нельзя было восстановить.
   И одновременно импортировать инструменты для виртуальной компенсации.
  
   А то глядишь - и улетели бы.
  
   А так - пациент вовремя связан, сидит в кресле, ему вколот галлюциноген, взгляд его пуст, изо рта слюни. Он видит сны. Иногда возбуждающие, иногда страшные. Яркие, реальные. О свободе и демократии, о выживании и энергетической империи, о русской идее и бездарном правительстве - да мало ли их, снов.
   Иногда приходит санитар, вкалывает новую дозу, меняет утку. В комнате тяжёлый запах.
   На полу рядом - сломанная модель звездолёта.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"