Махов Сергей : другие произведения.

Одиссея капитан-лейтенанта Розе

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Первая немецкая боевая подводная лодка у берегов Северной Америки.


Сергей Махов

(г. Самара)

Одиссея капитан-лейтенанта Розе

  
  
   Во Второй мировой войне немецкие подводные лодки нанесли сильнейший удар по коммуникациям союзников у атлантического побережья США. Именно там набирали свой тоннаж Хардеген и Мор, Запп и Мютцельбург, Топп и Кремер, а также многие, многие другие. Операция "Паукеншлаг" (Барабанный бой) началась 12 января 1942 года, когда U-123 Хардегена потопила в 300 милях восточнее мыса Код британский пароход "Циклоп" (Cyclops, 9017 брт), построенный на верфях Глазго в 1906 году. Эта победа была началом шестимесячного ужаса у побережья Америки. Береговая охрана Соединенных Штатов и силы ПЛО оказались не готовы к защите собственного судоходства от атак немецких ПЛ. За две оставшиеся недели января были потоплены 13 судов общим водоизмещением 95 000 брт., а всего же за время 6-тимесячного блица (с января по июнь) немцы потопили 397 судов общим тоннажем без малого 2,5 млн. брт.
   Однако действия немцев были довольно предсказуемыми - ведь дорогу к берегам Америки германские "у-боты" проложили еще в Первую мировую войну. В этих водах воевали такие асы подводной войны как фон Арно де ля Перьер или фон Нойстиц, хотя конечно же размах операций не был таким, как во Вторую мировую.
   Изначально немцы решили послать подводные лодки в США с коммерческими целями. Дело в том, что английская морская блокада отрезала Германию от привозного сырья, в котором Фатерлянд очень нуждался. Поэтому германским морским штабом была высказана идея по использованию коммерческих субмарин, которые могли бы прорвать блокаду и обеспечить привоз столь необходимых сырьевых ресурсов. Первой и последней коммерческой ПЛ, достигшей берегов Америки и вернувшейся обратно стала "Дойчланд". Привезенный ею груз каучука, никеля и бокситов оценивался в 2 миллиона долларов, однако эти товары были каплей в море. Требовалось либо построить больше лодок подобного типа, либо посылать имеющиеся как можно чаще. Также, по отзывам капитана "Дойчланда" Кенинга, большую опасность для таких рейсов представляли британские эсминцы, действующие у побережья США. Поэтому, для свободного прохождения следующей коммерческой субмарины "Бремен" было решено послать к берегам Америки и боевую лодку, которая бы обеспечила прохождение "Бремена" в порты США и обратно в Германию.
   Проблема заключалась в том, что у Кайзермарине не было подводных лодок, дальность которых позволяла бы совершить подобного рода поход. Поэтому было принято решение переделать одну из существующих ПЛ. Для этой цели была выбрана U-53. Эта лодка была построена на верфи "Германияверфт" в Киле 17 марта 1915 года и после прохождения всех испытаний сдана флоту 22 апреля 1916 г. Тактико-технические характеристики U-53 были следующими:
   Водоизмещение: надводное - 715 тонн
   подводное - 1060 тонн.
   Скорость: надводная - 17.1 узла
   подводная - 9.1 узла
   Дальность плавания:
   надводная - 5500 миль на 8 узлах.
   подводная - 55 миль на 5 узлах.
   Вооружение: 2 носовых и 2 кормовых 500-мм торпедных аппарата (6 торпед).
   одно 88-мм орудие (276 снарядов).
   Экипаж: 36 человек (3 офицера, 33 матроса).
   Командиром "у-бота" был капитан-лейтенант Ганс Розе (Hans Rose). Ранее Розе командовал U-2 и был назначен на U-53 сразу же после ее вступления в строй. Предстоящий рейд должен был стать его первым боевым походом на новой лодке.
   U-53 основательно переоборудовали для столь дальнего похода. Четыре балластных цистерны были переделаны в топливные, что позволило увеличить запас топлива с 90 до 150 м3. Также были увеличены запасы питьевой воды и провизии. Из-за этих переделок осадка лодки увеличилась на 0,4 м, что, конечно же, не лучшим образом сказалось на мореходности - уже при силе ветра в 4 балла волны захлестывали мостик, а это создавало огромные трудности верхней вахте. Снизилась и максимальная надводная скорость - с 17 до 15 узлов. Однако дальность действия выросла с 5500 до 7800 миль экономичным ходом.
   Розе должен был так же учитывать и политическую обстановку. Дело в том, что США в то время официально являлись нейтральным государством, хотя этот нейтралитет был дружественным Англии, и недружественным Германии. Подобное объяснялось множеством причин, и не последними из них были действия германских подводных лодок в европейских водах, поскольку, по мнению правительства Америки, немцы довольно часто нарушали нормы призового права и подвергали опасности жизни американцев, путешествующих в Европу.
   Кроме основной задачи - обеспечения проводки "Бремена" - отправкой U-53 к американскому побережью германский Морской штаб преследовал несколько целей. Во-первых, по мнению руководства Кайзермарине, ее появление должно было удержать Соединенные Штаты от вступления в войну на стороне Антанты, так как такое событие ясно показывало, что в случае объявления войны Германии немцы развернут свои подводные лодки у берегов Америки. Во-вторых, в этом районе присутствовало довольно много британских судов, идущих с грузом из Штатов или, наоборот, за товарами в порты США. Существенным плюсом было отсутствие в водах, омывающих североамериканский континент, британских сил ПЛО. Это, в свою очередь, должно было позволить Розе вести рейдерские операции в рамках призового права.
   17 сентября 1916 года U-53 покинула Гельголандскую бухту и направилась в свой поход. Однако с самого начала лодке не везло - в Северном море установилась плохая погода, свирепствовал шторм, волнение было настолько велико, что верхняя вахта стояла по грудь в воде; к тому же резиновая одежда, которую пришлось носить не снимая первые 14 дней, не была непромокаемой. Позже Розе писал в своем дневнике, что если бы погода не улучшилась до 24 сентября, он повернул бы обратно. 20 сентября U-53 миновала Шетландские острова и вошла в Датский пролив. Высокая и крутая зыбь делала качку еще более тяжелой, так как остойчивость лодки в результате переделок была нарушена. Единственное, что радовало, это постоянный попутный ветер. После прохождения Ньюфаундлендской банки U-53 снесло Лабрадорским течением к западу, поэтому уже 7 октября находилась перед проливом Лонг Айленд.
   Путь от Датского пролива до побережья Америки занял 17 дней, что было обусловлено плохой погодой, а так же экономичным ходом в 8 узлов, дабы не допустить перерасхода топлива.
   7 октября в 15.00 по среднеевропейскому времени U-53 подошла к гавани американского Ньюпорта (штат Род-Айленд) в сопровождении американской подводной лодки D-2. Субмарины миновали маяк Бивер Тейл (Beaver Tail), прошли через узкий вход на внутренний рейд и бросили якорь рядом с островом Гоут Айленд (Goat Island). Ялик с командиром U-53 причалил к пирсу. Розе нанес официальные визиты сначала командующему Ньюпортским военно-морским районом контр-адмиралу Остину Найту, а потом командиру флотилии эсминцев контр-адмиралу Альберту Гливзу.
   Вот что записал капитан-лейтенант у себя в дневнике:
  
   "Первый держал себя очень холодно, и сказал, что насколько он слыхал, "Бремен" дней 10 тому назад был замечен в районе между Ньюфаундлендом и Нью-Йорком. То обстоятельство, что U-53 предполагала уйти в тот же вечер, явно очень понравилось адмиралу Найту, И я полагаю, что мне обязательно намекнули бы об этом, если бы я сам сразу не объявил о своем намерении."
  
   Ближе к обеду (16.30 по среднеевропейскому времени) адмирал Гливз нанес ответный визит на немецкую подлодку. Розе лично провел его по всем отсекам, показывая и рассказывая обо всем. Толпа, сопровождавшая Гливза (а там были и морские офицеры США с женами, и гражданские лица, и корреспондент местной газеты, и даже фотограф), глазела по сторонам в совершеннейшем восхищении. Особую зависть, если верить дневнику Ганса Розе, у морских офицеров вызвали дизель-моторы немецкой ПЛ.
   В беседе с Гливзом командир U-53 упомянул, что ему нужно доставить депешу графу фон Бернсторфу, послу кайзера в США. Гливз выразил свое недоумение: неужели для пересылки простой депеши нужно было гонять через океан подводную лодку? Не легче ли было просто воспользоваться телеграфом? Американский адмирал подозревал, что U-53 пришла в Ньюпорт пополнить запасы топлива и боеприпасов, или купить провизии. Однако Розе ни о чем подобном не упоминал.
   В 17 часов 30 минут лодка подняла якорь и в 18.30 вышла из гавани в направлении плавучего маяка Нанткет, за пределы американских территориальных вод. За пределами трехмильной зоны Розе хотел нанести удар по британскому судоходству в этом регионе, ведь на пути в Ньюпорт он видел большое количество британских судов, идущих в Америку и из Америки.
   В 5.30 8 октября U-53 подошла к плавучему маяку Нанткет. Розе осознавал, что времени у него не так уж много, ведь с учетом возможной плохой погоды неприкосновенного запаса топлива в 60 м3 могло не хватить для возвращения в Германию. Таким образом, для рейдерских действий у него было не более 24 часов. И тем не менее за 17 часов Розе устроил американцам и англичанам показательный урок - что может случиться, если Америка вступит в войну на стороне Антанты.
   Первым, остановленным Розе судном, стал британский пароход "Стрэтдин" ("Strathdene", 4321 брт), шедший из Нью-Йорка в Бордо со сборным грузом (генераль-карго). Капитан-лейтенант снял команду с судна и высадил всех на плавучем маяке. U-53 также дала в эфир сообщение, адресованное американским эсминцам, с просьбой забрать экипаж "Стрэтдина". Опустевший пароход был потоплен торпедой в точке 40®19'30" с.ш. и 69®20'40" з.д.
   Море неприятно штормило, дул сильный юго-восточный ветер, над поверхностью воды стоял свинцовый туман. Несмотря на это, U-53 продолжило поиск судов. Американские эсминцы, подошедшие из Ньюпорта, поддерживали визуальный контакт с субмариной и следили за соблюдением норм призового права.
   Следующий пароход, остановленный Розе, оказался норвежским. Это был принадлежащий компании "Гунар Кнудсен" сухогруз "Хр. Кнудсен", переделанный в танкер в 1912 году ("Chr. Knudsen", изначально 3847 брт, после переделки 4224 брт) с грузом керосина. "Норвежец" вез топливо в Лондон, и поскольку керосин являлся стратегическим товаром, U-53 потопила пароход в 7.40, предварительно дав команде время покинуть борт.
   Английское судно "Вест Пойнт" ("West Point", 3847 брт) было также остановлено, и после высадки команды потоплено в точке с координатами 70®25' северной широты и 69® западной долготы.
   Американские эсминцы вовсю подбирали команды погибших судов. Тем временем U-53 нашла свою очередную жертву - голландский пароход "Бломмерсдийк" (Blommersdijk, 4850 брт), груз которого состоял сплошь из условной и абсолютной контрабанды. Вот как описывал это Ганс Розе:
  
   "В это время, кроме обоих пароходов (помимо "Бломмерсдийка" здесь имеется еще в виду 3449-тонный британский пассажирский пароход "Стефано" из Ливерпуля, который был уже задержан и команда его была ссажена - прим. С.М.) и U-53, на ограниченном участке моря находились шестнадцать американских эсминцев, так что маневрировать приходилось с большой осторожностью. Когда шлюпка с "Бломмерсдийка", доставлявшая штурмана с документами, буксировалась мною обратно к пароходу, U-53 настолько сблизилась с американским эсминцем, что обеим машинам пришлось дать задний ход, чтобы избежать столкновения. Мы разошлись метрах в 50. Давая ход назад, я бросил буксир, но шлюпка направилась не к "Бломмерсдийку", а к эсминцу. Я заявил штурману, что для оставления судна экипажу дается 25 минут (т.е. до 18 ч. 30 мин.), а чтобы никто не пострадал, он должен спустить флаг в знак того, что людей на борту не осталось. Я приказал уже приготовить сигнал "you can proceed", когда заметил, что пароход был уже покинут и все люди были приняты американскими эсминцами; я направился тогда обратно к "Бломмерсдийку". С помощью сирены и окликов в мегафон мы убедились в том, что на борту действительно людей не осталось. По азбуке Морзе попросил эсминец, державшийся очень близко к пароходу, отойти, чтобы иметь возможность потопить судно. Просьба была тотчас исполнена. Торпеда, установленная на углубление в 4 м, попала в 4-й трюм. После второго попадания торпеды пароход затонул."
  
   Уже упоминавшийся английский пароход "Стефано" ("Stephano", 3449 брт) был остановлен практически в одно время с "Бломмерсдийком". "Стефано" был построен в Глазго в июне 1911 года и работал на треугольнике Галифакс - Нью-Йорк - Ньюфаундленд. Четыре выстрела из орудия под нос судна заставили последний остановиться, на борт поднялась призовая команда и потребовала список пассажиров и экипажа. 29 из 80 пассажиров были признаны Розе комбатантами, и командир U-53 объявил, что пароход будет потоплен. С его борта было спущено 6 шлюпок и после того, как пассажиры и экипаж покинули судно, по "Стефано" выпустили 27 снарядов, но поскольку они не причинили никакого видимого ущерба, дело завершили две торпеды. Американские эскадренные миноносцы "Дрейтон" (DD-23) и "Эриксон" (DD-56) подобрали команды потопленных судов.
   За 17 часов рейдерства (с 5.30 до 22.30) Розе добился исключительного успеха - были потоплены 5 пароходов общим тоннажем 20 691 брт. В половину одиннадцатого вечера субмарина легла на обратный курс, в Германию. До Фатерлянда она добралась без особых приключений, и 28 октября в 15 часов вошла в гавань Вильгельмсхафена. Встречал U-53 лично командующий Флотом открытого моря адмирал Рейнхард Шеер. За 45 дней похода лодка прошла 7550 миль.
   В английских газетах поднялась огромнейшая истерика: как могло такое случиться, что на виду у дружественных Англии американских эсминцев топились британские суда без всякого противодействия со стороны флота США? Не удержались гордые представители Туманного Альбиона и от прямых оскорблений в адрес Ганса Розе, называя его "убийцей, ублюдком, беспощадным пиратом". Однако лучше всех ответил на эти выпады американский адмирал Симс:
  
   "Мы испытывали огромное уважение к Гансу, потому что он был храбрым человеком. Командир U-53 брал на себя работу, которую большинство его соотечественников пыталось избежать. И, прежде всего, мы испытывали к нему уважение потому, что он играл в эту отчаянную игру не забывая о человечности и гуманности."
   "Ганс Розе - один из немногих командиров немецких у-ботов, - продолжал Симс,- которому бы любой морской офицер был бы счастлив пожать руку."
  
   Командир U-53 стал одним из самых результативных подводников Первой Мировой. Он потопил 79 судов общим водоизмещением 213 987 тонн. Уже в декабре 1917 немецкое правительство наградило его орденом Pour le Merite. И всегда, во всех действиях командира U-53, отмечалось его рыцарское отношение к командам потопленных судов. Адмирал Джеллико уважительно называл Розе "Старым Гансом" и отмечал, что этот человек - один из немногих офицеров Кайзермарине, которые вызывали у него неподдельное уважение.
   Поход Ганса Розе показал, что германские подводные лодки могут действовать у американских берегов. Для этих целей были разработаны и построены специальные подводные крейсеры, которые обладали необходимой дальностью плавания, сильным артиллерийским и торпедным вооружением. После вступления США в войну на стороне Антанты немецкие подводники потопили у побережья Америки немало судов. Операции у берегов другого континента стали привычными, однако первым, кто прошел трудный путь и с триумфом вернулся обратно, был именно командир U-53, капитан-лейтенант Ганс Розе.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

Литература:

   Шеер Р. Германский флот в Первую мировую войну. Пер. с нем. - Москва: АСТ, 2005.
   Гибсон Р., Прендергаст М. Германская подводная война 1914-1918 гг. Пер. с нем. - Мн.: Харвест, 2002.
   Михельсен А. Подводная война 1914-1918 гг. - М-Л.: Военмориздат, 1940.
   Rose H. Auftauchen! - Essen: Essener Verlagsanstalt, 1940.
   KЖnig P. Die Fahrt der "Deutschland" - Berlin: Ullstein-Verlag, 1916
   Tennent A.J. British Merchant Ships Sunk by U-boats in the 1914-1918 War - Newport: Starling Press, Rogerstone, 1990.
   Parsons R.C. The Strange Attack off Nantucket // "Times, Tides, and Tales", 2001, Vol.3, No.6.
   Ravn C., Christiansen T.L. D/S "Chr. Knudsen" // "Ocean". - Sandefjord, 2002.
   Sims W.S., Hendrick B.J. Victory at Sea. -Philadelphia, James Stevenson Publisher, 2002.
  
   P.S.: Особую благодарность автор выражает Владимиру Нагирняку (Самара) за предоставленные материалы и оказанную помощь.
   Џ С. Махов. 2006 г.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"