3.Когда вы познаете себя, тогда вы будете познаны и вы узнаете, что вы дети Отца живого. Если же вы не познаете себя, тогда вы в бедности и вы бедность.
5.Иисус сказал :познай то, что(или того кто)перед Лицом твоим, и то, что скрыто (или тот, кто скрыт) от тебя,- откроется тебе, ибо нет ничего тайного, что не будет явным.
Евангелие от Фомы. Перевод к.и.н. М.К. Трофимовой.
Люди или возвышали человека, превращая его в бога, или низводили отца миров с небес, воплощая его в человеческий облик.
Человек- первый вольноотпущенник творения; он ходит выпрямившись. В нём- весы, на них взвешивает он добро и зло, истину и ложь; но может искать, он может выбирать.
Иоганн Готфрид Гердер.
ВИКТОР МАХЛИН
ПАВЕЛ, ШИМОН И ЯКОВ.
2015
ВСТУПЛЕНИЕ
Моей любимой единственной жене посвящается.
О Боге, человеке и религии
"На взгляд пророков Израиля, Иудеи и Ирана, ,история,- отнюдь не циклический или механический процесс. Это живое и мастерское исполнение на тесной сцене земного мира божественного плана, который нам открывается лишь мимолётными фрагментами и который, однако во всех отношениях превосходит наши человеческие возможности восприятия и понимания" Арнольд Джозеф Тойнби." Цивилизация перед судом истории "
Центральным вопросом в идеологии любой цивилизации, от самой примитивной до самой развитой, есть отношение данной цивилизации к существованию Высшего Существа и Его отношение к вышеупомянутой цивилизации. У подавляющего большинства народов, живших до нашей эры, сомнений в существовании богов не было. В сегодняшнем времени существует довольно большое количество людей, напрочь отрицающих существование Высших Сил. Но известно с давних времён, что два противоречащих друг другу утверждения не могу быть одновременно истинными. Бог или существует, или Его нет.
Каждый из живущих на Земле людей ощущает себя и окружающий его мир. То есть, человеческая особь воспринимает действительность и обладает разумом. Оба эти положения , в силу определённых причин, недоказуемы. Но для каждого человека на Земле осознание самого себя и окружающего мира являются самоочевидным фактом. Осознание и восприятие являются частью мыслительного процесса. "Я мыслю, следовательно я существую" заметил выдающийся философ и математик Декарт.
Из этого наблюдения можно сделать вывод, что реальность может быть познана и упорядочена; то есть практически всё можно объяснить.
В науке вообще и в философии в частности существует давнее положение - "Нечто не может происходить из ничего" Это утверждение одно из самых весомых в пользу существования Бога.
Сообщества людей сегодня способны не только видеть окружающий нас мир Земли; мы посылаем космические аппараты с целью изучения других галактик, мы довольно подробно исследуем нашу Солнечную систему, но исчерпывающего знания о возникновения нашей Вселенной человечество на сегодняшний день не имеет. Теория Большого Взрыва в состоянии объяснить лишь тот факт, что энергия, сконцентрированная в определённой точке пространства, названной сингулярной, вдруг превратилась в материальное вещество. Но причина возникновения этого феномена остаётся до сих пор загадкой. Единственное разумное объяснение причины возникновения и существования, видимых и невидимых нами объектов Вселенной состоит в том, что какая- то сила, существовавшая до Большого Взрыва и связанного с ним возникновения нашей Вселенной, воздействовала на сингулярную точку. Стоит отметить тот факт, что с момента получения Торы на горе Синай евреями во главе с Моше(Моисеем),Бога называли "Коах ха илион" , что в переводе с иврита означает - Высшая Сила.
Средневековый исламский теолог Абу Хамид Аль Газали (1058-1111 гг. н.э.) довольно логично заметил, что если появилось нечто, то для этого обязательно должна быть причина. Следовательно, процесс создания Вселенной должен иметь в своём основании проявление чьей- то Воли. Помимо всего прочего, по мнению учёных, изучающих Большой Взрыв, созидание Вселенной произошло по строго заданным параметрам и с соблюдением законов, известных в настоящем времени в современной физике. Только при соблюдении этих факторов, стало возможным появление жизни. Если бы Взрыв был бы более мощным, то
Галактики не смогли бы сформироваться до нашего времени, а если бы Взрыв был меньшей мощности, то большинство ядер водорода во Вселенной превратилось бы в гелий.
Современная космология согласна с Аль Газали в том, что всё имеет свою причину во вселенной во времени и пространстве, хотя причина возникновения Вселенной в пространстве и во времени остаётся необъяснённой. И этот факт служит доказательством того, что рождение Вселенной не было самостоятельным, и причина её возникновения кроется в Сущности, находившейся вовне сингулярной точки.
Хаос в греческой философии считался началом всяческого бытия. Слово это пришло из древнегреческого языка и означало : разверзаюсь, раскрываюсь. В древней космогонии слово это обозначало зияющую бездну, заполненную туманом и мраком, ту, что существовала до " сотворения мира " Позднее понятие хаоса стали использовать для обозначения полного беспорядка, неразберихи. В процессе познания и изучения окружающего мира менялось мнение о Вселенной как о Хаосе .Если у Гесиода (8-7 вв. до н.э.) Хаос наряду с Геей, Тартаром, олицетворяющим подземный мир ,Ад, и Эросом представляют собой пустое неизмеримое пространство, существующее до возникновения всего; то у Платона (427(8) - 348( 7)гг. до н.э.) Хаос это материя, ,,невидимое и неосязаемое нечто, лишённое всяких физических качеств начало,, и ,,принцип непрерывного становления тела,,. Аристотель, ученик Платона (384-322 гг. до н.э.) воспринимал Хаос как физическое место, где находятся физические тела. Секст Эмпирик (210-160 гг.до н.э.) ,философ и врач, писал в книгах 11-12 "Против учёных"- ,,Хаос есть место, вмещающее в себя целое. Именно, если бы он не лежал в основании, то ни земля, ни вода, ни прочие элементы, ни весь космос не могли бы и возникнуть. Даже если мы по примышлению устраним всё, то не устранится место, в котором всё было,,
Значительно позже Марк Аврелий Антоний (121-180гг.н.э.),римский император, знаменитый философ, стоик, пришел к пониманию Хаоса как бесконечной протяженности, но не пространства , а времени. Марк Аврелий осознавал Хаос как вечность.
Великий исследователь античной философии А.Ф. Лосев, подводя итоги космологическим взглядам древних греков, отметил в своей книге " Гесиод и мифология" : ,, Античный Хаос всемогущ и безлик, он все оформляет, носам бесформен. Он мировое чудовище, сущность которого есть пустота и ничто. Но это такое ничто, которое стало мировым чудовищем, это бесконечность и нуль одновременно." Понятие о том, что в Хаосе существует диалектическое начало, единство противоположностей, существовало ещё в первом веке до нашей эры.
Если предположить, что возникновение и устройство Вселенной произошло само по себе, без каких - либо внешних причин и несло в себе Хаос, как считали древние греки, то напрашивается вопрос: почему во всей Вселенной действуют практически одни и те же физические законы? На основании этого можно утверждать что при созидании была задана определённая мера, позволяющая при достаточном объёме знаний физических законов рассчитать определённую последовательность и предсказуемость событий в Вселенной.
Всё вышеизложенное служит доказательством того, что мир наш, наша Вселенная была построена, поддерживается и направляется волей Божественной Сущности. Сугубо материалистический подход к случайному возникновению нашего мира возможно отбросить, уж слишком Он упорядочен, чтобы можно было говорить о простом совпадении сложившихся обстоятельств. Состоящая из условно стабильных объектов, связанных причинными взаимодействиями, Вселенная не могла возникнуть сама по себе. Причины Её возникновения и существования были обусловлены. Обусловлен каждый процесс, происходящий во Вселенной, у каждого из них своя причина возникновения. При отсутствии упорядоченности нашего мира нельзя было бы даже мечтать о создании науки, поскольку нечего было бы изучать. Законов, придающих нашей жизни определённую стабильность, попросту бы не существовало. В качестве наиболее доступного примера достаточно взять Первую Заповедь Бога- "Плодитесь и размножайтесь"( Пру у рву. Ивр.). Без закона воспроизведения зерновых, плодов, овощей, животных, птиц и рыб жизнь на Земле прекратилась бы, не успев начаться. Познание законов в случайном и хаотичном мире невозможно, по причине или их отсутствия или их противоречивости.
Созидая наш мир, Всевышний разделил все создания на несколько уровней: неодушевлённые ( минералы, вода, свет( лучистая энергия); растительный мир; мир рыб; мир насекомых; мир животных, включая приматов, близких к человеку и людей. Уровни теснейшим образом взаимодействуют между собой в совокупности биогеохимических функций , присущих каждому из них. Только благодаря этому взаимодействию на Земле было создано равновесие, обеспечивающее надёжное существование всей биосферы. Великий учёный В.И.Вернадский (1863-1945гг.) отметил в своей книге "Химическое строение биосферы Земли и её окружения": "Мы не знаем никакого промежутка времени на нашей планете, когда на ней не было бы живого вещества, не было бы биосферы" Хотя одним из главных положений теории Вернадского был лозунг -"Живое только из живого ", он всякий раз подчёркивал что биосфера это безусловное единство живого и неживого. "Твари Земли являются созданием сложного космического процесса, необходимой и закономерной частью стройного космического механизма " Биосфера. По вполне понятным причинам биосфера Земли способна существовать тогда и только тогда, пока возможна репродукция всех составляющих. И по этой причине появилась Первая Заповедь Создателя.
Всевышний создал наш мир, Землю, находящийся в относительном равновесии и, что очень важно подчеркнуть, мир, созданный для человека , созданному по образу и подобию Божьему.
" ...сын Мой ты, сегодня Я родил тебя." Псалом ?2:7
" ...что (есть) человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты вспоминаешь о нём? И Ты умалил его немного перед ангелами, славой и великолепием увенчал его. Ты сделал его властелином над творениями рук Твоих, все положил к ногам его...." Псалом ? 8:5-8
Очень давно ведётся спорт о том : что такое человек и для чего он был создан? Один из ответов на этот вопрос - предположение, что Богу потребовался собеседник. И по этой причине и исключительно для диалога и был человек создан. Поскольку вести диалог возможно только с существом разумным, то и только с ним возможен обмен информацией. И только существо , обладающее разумом способно делать выводы на основе наблюдений за окружающей средой, постигая смысл её создания и законы, управляющие ею. Только существо, способное предусмотреть последствие своих поступков, способно взять на себя ответственность за происходящее в нашем мире. И потому был создан "Гомо сапиенс" по образцу и подобию Всевышнего.
Теория эволюции ,выдвинутая Чарльзом Дарвином (1809-1882гг.) в его научных трудах "Происхождение видов" и "Происхождение человека и половой отбор" просуществовала чуть более 150-ти лет, хотя наиболее твердокаменные последователи его до сих пор утверждают, что человек произошёл от обезьяны. Теория естественного отбора сыграла свою роль в познании мира, но следует принять во внимание, что создана она была тогда, когда не имелось ни малейшего представления о высшей нервной деятельности, ни о генетике, ни о программировании, ни о колоссальных успехах познания в области физики, химии и прочих науках. Современник Дарвина, знаменитый натуралист, географ, биолог и антрополог Альфред Рассел Уоллес (1823-1913гг.) хотя и поддержал в целом теорию естественного отбора, но совершенно справедливо отметил, что теория эта не в состоянии объяснить принципиальное различие способностей человека и его ближайших соседей по лестнице эволюции в отряде млекопитающих- приматов: шимпанзе, горилл и орангутангов, зачастую называемых человекообразными обезьянами. В своих выступлениях, книгах и статьях Уоллес вполне логично предполагал, что превращение человекообразной обезьяны в человека произойти само по себе не могло, и следовательно не обошлось без участия некоей, как выразился Уоллес - "внебиологической силы".
Человеческий мозг не мог развиться в процессе эволюции, как не и мозг человекообразных обезьян не смог развиться подобно мозгу" Homo ereсtus". Мозг современного человека подобен биологической машине, состоящей из более чем 100 млрд.нейронов. Нейроны мозга человека образуют 10-120 триллионов (1 триллион равен 1000 млрд.) нейронных связей действующих в целях опознания и классификации увиденного и соотношения опознанного с приобретённым опытом. Причём это ещё не весь головной мозг человека. Он состоит из коры, которая служит поверхностью двух полушарий- левого и правого. Кора состоит из серого вещества, центральная часть полушарий из белого. Состоящая из 15-20 млрд. нейронов, кора как бы является картой проекций всех органов и тканей тела человека. Связь между отделами коры головного мозга служат коммуникацией процессов возбуждения и торможения, как временными, так и постоянными. Центральная часть головного мозга, состоящая из белого вещества, составлена из очень большого количества пучков нервных волокон, отвечающих за ассоциативные и проекционные возбуждения. Сложность устройства человеческого мозга невозможно сравнить ни с чем известным на сегодняшний день. Мозг животного также весьма сложен по своему устройству и функционированию. Но он во много раз менее сложен, чем мозг человека, обладающий способностью к синтезу, обобщению, абстрагированию и полному и осознанному восприятию окружающего нас мира. В 20-ом веке международными экспедициями антропологов в джунглях Африки, Австралии и Южной Америки были найдены племена, сохранившие первобытно общинный строй, то есть тот характер отношений, каким он был в первобытных общинах 35-50 тысяч лет тому назад. Люди эти, помещенные в современные условия жизни, за очень короткий промежуток времени освоились, превратившись в современных людей. Произошло это потому, что в отличие от животного, человек снабжён так называемой второй сигнальной системой, то есть способностью различать и распознавать увиденное и услышанное. И связано это со способностью человека к труду и с функцией речи. Способности эти присущи только человеку, благодаря тому, что ему подарена Богом возможность мыслить.
Мозг человека был запрограммирован на развитие, освоение планеты Земля и постепенный переход к освоению межпланетного пространства. Задачи, стоящие перед человеком, усложняются по мере развития науки и освоения Земли. Способность к труду присуща и некоторым животным, но вторая сигнальная система имеется только у человека и служит для интеллектуального развития.
В повседневной жизни человеком используется далеко не вся мощность головного мозга. И если бы Дарвин был бы прав в своём утверждении, что человечество появилось в результате эволюции, то наш мозг использовал бы на все 100% способности, приобретённые в результате естественного отбора. Но Создатель позаботился о резерве мощности головного мозга человека и это ещё раз указывает на то, что человека создал Бог, но никак не природа.
На Земле в различные геологические эпохи существовало большое количество различных приматов. Археологическими раскопками было установлено, что " Homo erectus" (человек прямоходящий) умел изготавливать каменные орудия для охоты и работы ещё 1,8 миллиона лет до нашего времени. А современные обезьяны орудия изготавливать не умеют. Последователи теории эволюции считают, что неандерталец и предок современного человека были потомками " Homo erectus", но ветви эти разошлись ещё более 500000 лет тому назад. Многие учёные считали, что австралопитек, живший на юге и востоке Африки почти 2,5 миллиона лет до нашего времени, был предком неандертальцев существовавших в промежутке от 200000 до 35000лет до нашей эры. Были обнаружены в Азии и Африке останки питекантропа, жившего более чем 500000 лет и синантропа, жившего в Китае за 400000 лет до наших дней. Антропологические исследования показали, что оба этих вида довольно близки по ряду параметров, но к современному человеку не имеют никакого отношения. На сегодняшний день науке неизвестны какие либо убедительные доказательства что какой то вид приматов изменялся в течении тысячелетий; нет никаких доказательств и того, что у человека и обезьян, включая человекообразных, был общий предок. Дарвин в книге " Происхождение видов" отметил особо тот факт, что подтверждению его теории мешает отсутствие доказательств существования, когда либо, так называемых, промежуточных видов. Книга Дарвина вышла в 1871 году, прошло более 140 лет, но, несмотря на интенсивные поиски, доказательства так и не появились.
Современный человек переселился в Европу 40000-50000 лет тому назад, когда неандертальцы уже там обитали. Кроманьонцы, считающиеся предками современных людей, и неандертальцы прожили рядом несколько тысяч лет, но это были различные приматы. Вполне возможно, что они могли дать потомство в первом поколении, но в следующем поколении репродукции быть не могло. Биологии этот феномен известен: гибрид лошади и осла - мул не даёт последующего потомства. 35000 лет как неандертальцев нет, а человек продолжает жить и развиваться.
До сих пор палеонтологи находят останки давно вымерших животных: динозавров, мамонтов, смилодонов, которых не вполне корректно называют саблезубыми тиграми, пещерных медведей и львов, и прочих доисторических животных. Всё это были самостоятельные виды, вымершие в связи с теми или иными причинами: изменение климата, отсутствие достаточной кормовой базы и множества других факторов. Удалось найти останки акул весьма схожих с современными акулами. Находки эти относились к Юрскому периоду (199 миллионов-5 миллионов лет до н.э.) Находки эти позволяют утверждать, что вид современных акул существовал уже за 150 миллионов лет до нашего времени и жили они в одно время с динозаврами, но они практически не видоизменились.
Одним из наиболее ярких примеров несостоятельности теории эволюции может служить кистепёрая рыба. В середине 20-ого века в школах на уроках биологии показывали картинку как эта рыба, якобы будучи прародительницей всех наземных животных, используя свои специфические анатомические характеристики, из моря в Девонский период(410 миллионов лет до н. э.) перебралась на сушу. Девонский период продолжался 60 миллионов лет и можно было бы предположить, что за такой отрезок времени все кистепёрые рыбы переберутся из моря на сушу. Но один из видов кистепёрых рыб, латимерия, была выловлена в океане в наше время. И то, что она практически была точно такой же как её далёкие предки, жившие 300-400миллионов лет тому назад ,говорит о многом. И никакие изменения окружающей среды, никакие мутации не смогли превратить эту рыбу в простейшее земноводное.
После того, как увидела свет книга Дарвина"Происхождение видов" и на протяжении 20 ого века приверженцы теории эволюции пытались выдать за предков современных людей неандертальцев м всех прочих гоминидов Homo erectus. Но сегодня большому числу учёных становится ясно, что все эти "предки человека" не что иное как тупиковые ветви гоминидов, вымерших до того, как человек современный "Homo sapiens"стал осваивать Землю.
В 18ом веке был открыт белок, как строительный материал для всевозможных организмов. Французский химик Антуан де Фуркруа (1755-1809гг.) совместно с другими учёными исследовал альбумин, фибрин и глютен. Продолжение исследований белков привело в начале 19 го века к открытию аминокислот, из которых образуются белки. Ф.Энгельс в конце 19 го века дал очень интересное определение, с которым, с некоторыми оговорками можно согласиться и сегодня: "Жизнь- это способ существования белковых тел" (Диалектика природы гл. 28) На сегодня известны 22 аминокислоты. Строение каждого белка и его свойства определяются последовательностью одной или несколькими цепочками аминокислот. Собственно говоря, весь процесс передачи генетической информации в биологической клетке является синтезом белка, управляемого геном. То есть, для создания той или иной живой клетки или живого организма с заранее определёнными способностями и возможностями необходимо биологически запрограммировать генетический код данного объекта. Для того чтобы задать генетический код программируемого организма, необходимо создать способ кодирования аминокислотной последовательности белков.
Известный британский генетик Э.Б.Форд в своей книге "Понимание генетики" написал :"Может показаться банальным сказать, что потомками лютиков, воробьёв и людей являются лютики, воробьи и люди...Почему нет воробьиных пар, у которых рождались бы, например, малиновки или какие то другие виды птиц." (1979г. Стр.13) Химический состав живых организмов на Земле, практически, одинаков. В клетках , составляющих организмы животных, растений и человека одинаковые белки и одинаковые нуклеиновые кислоты( ДНК и РНК ). ДНК макаки и человека содержит 66% одинаковых генов, совпадение генов человека и шимпанзе 92%. После приматов из всех животных ближе всего к человеку по геному свинья. Это позволяет сделать определённый вывод о том, что происхождение всех живых существ на Земле едино. На сегодняшний день у многих учёных генетиков существует определённая уверенность в том, что в ДНК записана не только программа синтеза белков, но и программа развития организмов во времени и пространстве. Все вышеперечисленные факты говорят о том, что процесс возникновения жизни на Земле и создания человека было делом рук Создателя.
История Земли, воссозданная в той мере, в какой обладают к сему времени исследователи, позволяет говорить о том, что условия для нормального обитания человека создавались миллиарды лет. Атмосфера, растительный и животный миры, полезные ископаемые, всё это было создано, накапливалось и развивалось для того, чтобы человек смог не только существовать, но и гармонично развиваться. И современный человек появился не ранее, чем эти условия были созданы. История земной биосферы теснейшим образом связана с историей самой Земли, они самым непосредственным образом дополняли друг друга и влияя как на развитие самой Земли, так и на биосферу. Поэтому и рассматривать их по отдельности было бы в корне неправильно. В их совместную историю органично вписываются и космические факторы, имеющие непосредственное отношение к Земле и биосфере такие как :падения метеоритов, изменение наклона оси вращения Земли к плоскости эклиптики, дрейф континентов, крупные извержения вулканов, подъём и опускание морского дна, горообразование и многие другие события, повлиявшие так или иначе на формирование условий жизни. Биомасса предыдущих тысячелетий благодаря определённым физическим процессам, происходившим на Земле, превратилась в нефть, газ и каменный уголь, активно используемые человечеством . Мы используем запасы, накопленные Землёй за всё время существования биосферы, но эти запасы ограничены. Если человечество не откроет новые источники энергии, то его ждёт жалкое прозябание, ибо без очень большого количества энергии невозможно продвижения в познании и освоении мира. окружающего Землю.
По принятой классификации считается, что существует три типа цивилизации по способу обеспечения себя энергией. Первый тип - это получение энергии от сгорания углеводородов и древесины. Цивилизация этого типа относится к самому низкому уровню; ресурсы ограничены и утрачиваются безвозвратно. Цивилизация второго уровня получает энергию от управляемых процессов расцепления ядра любого вещества. Мы, как цивилизация, делаем первые шаги на этом уровне, поскольку используем только естественно расщепляемые материалы и весьма далеки от умения расщепить ядро любого вещества. Третий уровень - это использование энергии элементарных частиц, эта цивилизация может черпать неограниченно энергию из космоса. Без энергии нет цивилизации вообще; без достаточно больших запасов энергии невозможен ни выход в космос, ни путешествия к ближайшим планетам; без выхода на второй уровень невозможно продвижение к разгадке связи времени и пространства и освоения других планет
Для того чтобы человечество смогло выйти на второй, а затем и на третий уровни цивилизации необходимы знания. На познание мира и законов по которым мир был построен и управляется и был обречён, первый в мире человек Адам ,а в его лице и весь человеческий род, съев с Хавой (Евой) плод с древа познания."22 И сказал Господь Бог : "Вот человек стал как бы один из нас в познании добра и зла. А теперь как бы не протянул он руку свою и взял бы также плодов Древа Жизни и поел.- И стал бы жить вечно!" Бэрейшит ( Бытие ) гл. 3 :22
Человечество, стремясь к постоянному повышению качества жизни, вынуждено не только получать знания и изменять мир в котором мы живём, но и стремиться в космос. Это было предусмотрено Создателем ещё до сотворения мужчины м женщины. С точки зрения элементарной логики, было бы весьма наивно даже предположить, что Всевышний, Создатель такой формы протекания физических процессов, как время, пребывающий одновременно в прошлом, настоящем и будущим, не подозревал о том, что человек не сорвёт плод с Древа Познания и не попробует его. Если проследить прогресс в развитии человека, то вполне очевидно, что он был запрограммирован на развитие интеллектуального потенциала. Первым появился огонь, давший не только тепло, но и более калорийную пищу; затем появилось колесо - первый шаг технической революции; по истечению тысячелетий появился компьютер, позволяющий совершать громадный объём расчётов; появился интернет, дающий возможность овладевать знаниями любому человеку и т.д. Начиная с момента обладания огнём, человек стал доминировать на Земле. Он стал высшим существом по отношению к окружающему миру Земли, хотя ограниченного небольшой продолжительностью жизни, но обладающего способностью к познанию, существа творческого (подобно своему Создателю), пытающемуся постичь тайны мира. И постепенно знания накапливаются, и, благодаря новым знаниям в диагностике заболеваний и открытиям в фармакологии продолжительность жизни человека неуклонно повышается. Если человечество в ближайшее время научится бороться с нарушениями в геноме человека и сможет лечить наследственные заболевания , то средняя продолжительность жизни увеличится до 100 - 120 лет.
То, что человечество должно будет овладевать знаниями. было предсказуемо и закономерно. Когда первого человека (Адама ) изгнали из Ганн Эдема ( Рая), то напутствием Бога было : " В поте лица своего ты будешь есть хлеб... ", "И сделал Господь Бог человеку и его жене одежды для кожи их тел, и одел их" Бэрейшит ( Бытие) гл.3 :19,21. Тем самым было указано направление движения человеку для улучшения качества жизни. И до сих пор забота о пище, одежде и крове занимает большую часть человеческой жизни. Тот, кто усердно трудится, ,имеет и пищу, и одежду. Но настал момент, когда остро встал вопрос о поведении человека в обществе, его моральных качествах, его отношений со своим ближайшим окружением. Человеческая мораль очень сильно отставала от технического прогресса во все времена, не исключая и нынешние.
Человечество, начиная с того момента, когда стало ощущать себя существом разумным, стало искать себе покровителя наделённого сверхъестественными способностями. На первых шагах взросления человечества ему отводилась чисто утилитарная роль - помощь в повседневных делах, наделение удачей. С усилением родоплеменных связей , с увеличением количества людей, проживающих в племени возникла потребность в определённом моральном кодексе, регулирующем отношения как с Верховным Существом покровителем рода, так и отношениям внутри племени. Это не только выстраивало иерархическую структуру, но устанавливало некие моральные нормы и ограничения. Так, еще в первобытно общинном строе была осознана мысль о том, что кровосмесительные связи внутри племени ведут к вырождению данного племени. По этой причине племена те или иным способом обменивались репродуктивными особями. Причём повеления об обмене людьми исходил как бы от Высшего Существа ,якобы направляющего жизнь этого племени. Таким образом вера в сверхъестественное стала включать в себя и некие моральные принципы и нормы поведения. Вера в сверхъестественное привела людей того времени к мысли о том, что все процессы в природе и в человеческих судьбах имеют свой, внутренний порядок, заданный неким Высшим Существом. Осознавая свою зависимость не только от факторов внешних, но и от несовершенства своих физических возможностей, человек пришёл к выводу, что он нуждается в неких моральных принципах, регулирующих и отношения этического характера с Высшим Существом, и отношения как внутриплеменные, так и межэтнические. Так появилась религия как образ жизни, как образ мышления, регулирующая отношения с Высшими Силами и с Единоверцами. Философский словарь определяет религию как специальную форму общественного сознания , отличающуюся единством мировоззрения, чувств и культа (обрядово - магических действий ). Само слово "религия" в своё время вызвало споры. Знаменитый Цицерон (106 - 43гг.до н.э.) древнеримский политик, знаменитый оратор, философ считал, что термин этот происходит от латинского " relegare " , которое переводится как ( повторное обсуждение, собирание ещё раз, опять обдумывать, откладывать на особое употребление) - то есть в переносном смысле - благоговеть или относиться с особым вниманием и почтением. Лактанций (250 - 325 гг), прозванный " христианским Цицероном " считал, что слово " религия " происходит от латинского слова "religare"- (связывать, привязывать ) и считал, что религия это связь человека с Богом. Так же считал и Августин (354 -430гг.) , известный богослов, философ и проповедник, но он видел в этом термине не просто связь, а воссоединение утраченного когда-то союза человека с Богом. Цицерон был политеист, многобожник; Лактанций и Августин, получивший в православии приставку "блаженный" были христианами. Язычество, или, говоря политкорректно, этническая религия, стало тормозом в познании мира и по этой причине стало угасать, исчерпав свои ресурсы.
Перцепция или восприятие высокоорганизованного животного определяется наследственностью и приобретённым опытом . Восприятие человека зависит не только от личного опыта. С раннего возраста человек при обретает знание и от ближнего и дальнего круга общения и от культуры общества, накопленного предыдущими поколениями. Социальные инстинкты также играют определённую роль в жизни человека. Самую главную роль в жизни человека, помимо всего вышеперечисленного играет духовность, заложенная Создателем. Именно духовность побуждает человека к постижению нравственных истин и своего внутреннего мира. Язычество мало интересовало нравственность и интеллектуализм человечества, на первое место там выдвигалось материальное обогащение.
На границе 21 -22 веков до нашей эры появился человек вполне логично рассудившему, что поклоняться надо не идолам, сотворённым из глины, камня и металла, не Солнцу, Луне и звёздам, а тому Единственному Богу, сотворившему всё видимое и невидимое человеческими глазами. Человеком этим был Авраам, впоследствии получивший от Бога имя Авраам , что в переводе с иврита означало "отец народов". Евреи, из среды которых вышел Авраам, называют его и поныне ( Авраам авину) - наш праотец. Впоследствии иудаизм, христианство и ислам стали называть авраамическими, но существовали исследователи, отрицавшие первенство Авраама в монотеизме. Они ссылались на египетские хроники, утверждая, что первым человеком, пытавшимся ввести в обиход монотеизм был фараон Эхнатон (Аменхотеп 4 -ый ), правивший с 1353 -1334гг. до н.э. Причинами перехода Эхнатона на культ единого бога Атона, олицетворением которого был солнечный диск, были очень мощное в то время усиление власти жрецов Мемфиса и тот факт, что жрецы считали что Эхнатона нелегитимным правителем. Пытаясь дискредитировать жрецов главного бога Амона - Ра, Эхнатон объявил главным богом, малоизвестного бога Атона, олицетворением которого был солнечный диск. Изображался бог Атон в виде туловища человека с головой сокола, увенчанной солнечным кругом Культ просуществовал недолго, на 4-ом году правления Эхнатон провозгласил самого себя абсолютным божеством. Рассматривать этот эпизод человеческой истории как попытку ввести монотеизм, вежливо говоря, абсолютно несерьёзно, тем более что произошло это через 700-800 лет после Авраама, названного позднее в Торе (Пятикнижии Моисея ) Авраамом Иври.(Бэрейшит (Бытие) гл. 14:13. Слово "иври" положило начало Единобожию (монотеизму), посколько оно происходило от слова "авар " означающее в переводе (перешёл). Последователей Авраама впоследствии стали называться евреями. В том, что Авраам, а следом за ним и его последователей стали называть "иври" или в более привычной форме евреями заключён достаточно глубокий смысл. Язычники создавали богов своими руками и поклонялись ими же созданной вещи , как самой большой святыне на свете. То, что создано человеком - произведение искусства, книга, мысль, учение, одним словом всё, что только человеком может быть создано, не может быть высшей истиной. Если кто то самолично утверждает что именно он является автором абсолютной истины, то этот человек действует в силу личной заинтересованности. Точно также дело обстоит и с определёнными группами людей и даже с довольно большими сообществами, именуемыми государствами.
Утверждение, что найдена истина высшего порядка, есть ложь. И именно против этой лжи восстал Авраам, увидев, что люди поклоняются не Всевышнему, создавшему Вселенную, а человеку, стоящему в центре им самим созданного языческого мира. Авраам перешёл из мира язычества в мир поиска высших истин. И он нашёл Единого Бога, являющегося первопричиной создания нашего мира. Именно Он есть Абсолютная Истина, а всё то, что от человека может быть только истиной относительной. Великий философ Протагор из Абдеры (490 - 420гг. до н.э.) с иудаизмом знаком не был Тем не менее им было выдвинуто одно положение очень сильно повлиявшее на всю последующую философию:" Человек - мера всех вещей: восприятие и истина соотносятся с опытом и разумом индивидуума."Протагор гениально проницателен- истина человека всегда относительна, критерием суждения об истинности того или иного случившегося является приобретённый опыт и приобретённые знания. И человек практически всегда судит о реальности по ощущениям, сформировавшим его разум.
Поиск истины или точнее определённого круга истин привели человечество к тому, что позднее стало называться законодательством. Законы требовались единые хотя бы в пределах одного города или государства, что впрочем, зачастую бывало одним и тем же. Закон требовался людям оседлым, кочевым племенам устанавливал нормы поведения хан или шаман, или оба по договорённости между собой. Нормы, впрочем, могли меняться в зависимости от настроения хана или его любимой жены, или ещё по какой либо не менее важной причине, и изменялись они достаточно часто.
Первым законодателем, известным современной истории был царь Ур-Намму, годы правления которого были примерно 2112 - 2094 до н.э., правивший объединённым шумеро-аккадским государством и сделавшим город Ур своей столицей. В городе этом приблизительно в это же время и родился Авраам, познакомивший мир с Единым Богом. Хотя Ур - Намму был язычником, тем не менее, он заложил, или как было отмечено в одной из найденных в конце19-го начале 20-го веков
глиняных табличек "....Ур - Намму установил правосудие в стране" Была введена единая система наказания - денежная ответственность за увечья. Повредивший руку или ногу кому либо выплачивал 10 сиклей серебра (84гр.); за перелом полагалось выплатить 1 мину(60 сиклей) =504гр серебра; за повреждение лица 2/3 мины и т.д. Уделялось особое внимание людям, пострадавшим в связи со смертью родственников:"сирота не должен становиться жертвой богача, вдова - жертвой сильного." Чётко определялись размеры налогов, не допускался произвол сборщиков, собиравших эти налоги. Эти и другие законы не были придуманы самим царём, они были основаны на более ранних обычаях и исторических прецедентах. Но унификация законов и приведение законодательство к единообразию по всей стране и для всех слоёв населения было впервые. Положение это просуществовало до царствования Хаммурапи, правившего с 1792 до 1750года до н. э. и перенёсшего столицу государства в Вавилон. Законы, установленные царём Хаммурапи, почти полностью дошли до наших дней, и, как видно из текстов, это не только нормы жизни, но и мера ответственности за нарушение данных норм и соответствующие наказания. Например: за инцест с матерью полагалось сожжение; за соучастие жены в убийстве мужа, жену сажали на кол; за ложное обвинение в убийстве, за лжесвидетельство полагалась смертная казнь; вора, пытавшего украсть что либо из дома, объятого пламенем, бросали в огонь; у врача, плохо сделавшего операцию, отрезали руку. В кодексе Хаммурапи, как его стали называть впоследствии, чётко прослеживался принцип талиона "око за око, зуб за зуб". Применялась так же и денежная компенсация. Известны 282 статьи кодекса Хаммурапи и по ним можно составить суждение о нравах и морали общества того времени.
Государств, как таковое, является системой Деятельность государства регулируется законодательством, исполнительская власть, как правило, опирается на аппарат насилия.На сегодняшний день известны два типа государства: одно навязывает свои законы обществу, лишая последнее возможности самосовершенствоваться; второй тип - это то государство, в котором само общество через своих представителей устанавливает свои законы. Второй тип государства называют правовым. Государство представляет собой общность людей, граждан, пользующихся определёнными правами и несущих обязательства по отношению к обществу, в котором проживают они сами и их ближайшее окружение. Весь мир состоит из систем, больших и малых. Планетные системы, государства, религиозные сообщества, общины и тому подобные вещи всё это системы. Не составляет исключение и сам человек, он также состоит из ряда систем. Человек это сочетание из трёх основных элементов: плоть, включающая в себя само физическое тело, темперамент и эмоциональность, интеллект и духовность .Уникальность личности каждого человека состоит из пропорционального сочетания каждого из этих 3-х элементов. В свою очередь, каждый из этих элементов представляет собой систему. Плоть или тело человека это сложнейшая биохимическая система, состоящая в свою очередь из крупных и мелких систем. К крупным относятся такие системы, как например: нервная система, система кровообращения, мочеполовая система и т.д.К мелким относятся такие системы, как например: лимфатическая, эндокринная, репродуктивная и пр. Те системы, что названо мелкими, не менее важны чем крупные системы для нормального функционирования физического тела человека. Система интеллекта в свою очередь состоит из ряда более мелких систем- памяти, быстрой интеллектуальной реакции, идентификационная, принятия быстрых решений и т.д.
Духовность- система развития, самоудовлетворения внутреннего мира, совершенствования внутреннего "Я" души человека, Тяга к добру, свету, Богу , совесть человека, его интуиция, мистические способности, возможность вести диалог с Богом.
Всевозможные сочетания элементов дает многообразие человеческих личностей. Значительную часть в разнообразие вносит генетика и причинно - следственная ответственность, как самой личности, так и её предыдущих поколений. Все вышеперечисленные факторы формируют абсолютно уникальную личность Это становиться ясно даже из внешних признаков- сетчатки глаз и различный дактилоскопический узор. Уникальность каждой личности предполагает и то, что на каждого человека Всевышним возлагается определённая задача, которую человек должен выполнить. Как личность будет выполнять задание, какие внутренние системы для выполнения задания необходимо развить - в руках самого человека, ему для этого и дарована свобода выбора. Стоит отметить, что совершая определённые действия, принимая решения и выполняя их, личность не только влияет на судьбу близких ему людей, она влияет и на судьбу нашего общего для всего человечества мира. От личности зависит многое, но и сама она зависит от других личностей.
Принцип детерминизма не релевантен в отношении предопределения жизни или судьбы человека и человечества. Действительно у всего есть своя причина, процессы, происходящие в природе взаимосвязаны, существуют вполне определённые закономерности. Но существуют и явления и законы, в частности в физике, не отвечающие принципам детерминизма, такие как молекулярная физика и термодинамика. Особенно неправильно распространять фатализм на такой предмет, как судьба человека. Бог не играет судьбами людей. У каждого человека, народа, государства существуют определённые предположительные склонности, но их вполне можно изменить. Особенно это касается человеческих судеб. У каждого из людей есть какие-то генетические и кармические склонности, но они вполне поддаются коррекции. Наиболее яркими примерами могут служить две судьбы: Арнольд Шварцнеггер рос хилым и физически очень слабым ребёнком. Занявшись своим физическим развитием, он превратился в современного Геракла. Один из самых больших гениев в области физики Альберт Эйнштейн в гимназии не был в числе первых учеников. Вступительные экзамены в Цюрихский Политехникум в 1895году он провалил. Но жажда учиться в нём была так велика, что он поступил в выпускной класс школы в Швейцарии и в 1896 году успешно поступил в Политех на педагогический факультет. Хотя преподаватели и отмечали нго способности, но никто не помог остаться в Политехе и заниматься наукой. После окончания Политехникума в 1900 году Эйнштейн почти два года не мог найти работу, голодал, но не прекращал заниматься теоретической физикой. В 1901 году вышла его статья в Берлинском журнале "Анналы физики". В 1902 году ему находит какую то работу его знакомый, работа эта дала ему возможность существовать. И только в1905 году, когда вышли три статьи в "Анналах физики", мир осознал что Эйнштейн великий физик.
Изменяя пропорции каждой из составляющих человека систем, или продвигаясь в развитии каждой из них, человек достигает определённых успехов во взрослении личности и гармонизации души. Своим действием или бездействием каждый из нас вносит изменения в окружающий мир. Любой из людей обладает колоссальным потенциалом во все трёх аспектах развития нашего существования, так как в связи с интенсивным развитием медицины, фармакологии и в общем плане продвижения всех отраслей науки растут возможности развития человечества и в плане физическом, и в интеллектуальном и в духовном.
Душа человеческая развивается через приобретённый и осознанный опыт через известную долю страданий. Ещё древние люди заметили, что опыт познания приходит через страдания. " Что ж, время, старясь может научить всему "( Эсхил. Драма "Прикованный Прометей" 470 год до н.э.). Страдание необходимо не только для приобретения душевного опыта, но и интеллектуального. Эволюция души и разума происходит тогда и только тогда, когда человек запоминает и делает вывод из логики причин происходящего с ним в жизни. Человек, склонный к самоанализу, способен выявить причины, мешающие его развитию. Но самого факта осознания недостаточно, необходимо проявить волю к устранению причин. Если выстроить иерархию трёх составляющих личности человека, то наиболее важной следует признать духовную. Приоритет душевного роста и предпочтение, отдаваемое им, по сравнению над потребностями тела и интеллекта, изменяют в лучшую сторону и личность , и общество.
Этика отношений пришла в человеческое общество с монотеизмом. В иудаизме этика отношений людей с Богом и этика отношений между евреями ставилась на практически один уровень. С Авраама (Авраама Иври) начинается история монотеизма, поскольку он первым из всех живущих тогда людей пришёл к пониманию единого морального принципа, управляющего людьми и миром. Принцип этот был заложен Создателем при "одушевлении" Адама. То, что является внутренним "Я" диктует личности этику отношений со своим ближним и дальнем окружением в повседневной жизни, его отношение ко всему остальному миру, и его духовно - интеллектуальный диалог с Абсолютом. Но как четыре тысячи лет тому назад, так и сегодня, человечество пытается решить вопрос о том, какую цену требуется заплатить за эту этику отношений не только с Богом, но и с людьми, что в конечном итоге одно и то же. Человечеству были необходимы законы, логичные и справедливые, по мнению людей. Причём законы должны были нести не только этическую нагрузку, но и стать законами повседневной жизни. Момент получения Торы ( Закона ) на горе Синай можно считать днём возникновения религии Единобожия, главной задачей которой было донести до человеческого общества на том уровне, воспринять который была способна даже та часть общества, которая не отличалась высоким интеллектом. По этой причине на первоначальном этапе религия должна была открыть для человеческого общества наиболее яркую сторону величия Высшего Существа, способную произвести наиболее сильное впечатление на психологию и чувственное восприятие. Уже в двадцатом веке психологи отметили, что чем идея, доносимая да общества, доступнее и примитивнее, тем она с большим восторгом воспринимается массами, не замечающими, как правило, несоответствия и нелепости содержащиеся в ней. Ловкие и сообразительные политики сумели использовать этот приём для завоевания власти, как физической , так и духовной. И, впоследствии, законодательство этих стран и при этих режимах работали на авторитет личности руководителя, а не на исполнение нравственного закона. Всё это к истинам, отражённым в Торе, не имеет никакого отношения.
Автор нравственного закона, Всевышний, не предопределяет и не принуждает человека, любого человека, вне зависимости от его места рождения, родителей и положения в обществе, в любой из временных отрезков его жизнедеятельности, творить добро или зло. Весь образ жизни, кстати дарованной каждому человеку Богом, разумная личность строит по своему усмотрению, по своему выбору. Человек не рождается , что называется с чистым и белым незаполненным листом. Есть поведенческие предрасположения человека, идущие от его генетической и кармической памяти, но когда личность приходит в полное осознание своей ответственности, то к её нравственному руководству в жизни Богом предлагается свод моральных законов. По меткому выражению великого философа Э. Канта (1724 - 1804гг) законы эти несут в себе "категорический императив". Свод этот называется "Декалог", включающий десять абсолютных истин. Абсолютных не только и не столько тем, что они исходят от Абсолюта, но в первую очередь тем, что они абсолютны по своему значению. Заповеди эти, в зависимости от духовного и интеллектуального уровня общества, имеют огромный расширительный смысл. Как короткий пример: " Почитай отца своего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Бог, всесильный твой, даёт тебе ". Шемот (Исход)гл. 20:12. Заповедь эта пятая по счёту, относится напрямую к заповедям о Боге, хотя основной акцент в ней сделан на родителях, которые, так или иначе есть у каждого человека на Земле. Бог делегировал родителям право создать нового на Земле человека, даровав при этом человеку душу и жизнь. Таким образом, почитая родителей, человек дважды почитает Бога и за почтение награждается долголетием. Но заповедь относится не только к родителям, но и к родителям родителей, и, вообще ко всем пожилым людям. Уважение и почитание должно относится и ко всем предыдущим поколениям, давшим жизнь всем последующим людям и накопивших опыт и знания, которые очень важны для людей. За каждым человеком на Земле стоят сотни поколений, боровшихся с трудностями жизни и делая жизни последующих поколений несколько легче и безопасней. В конечном итоге заповедь учит относиться с уважением ко всем людям, бывшим прежде и живущим ныне, поскольку человек создан Всевышним и, по этой причине, оказывая уважение всем людям без исключения, ты оказываешь уважение Богу.
Познавая мир, окружающий нас, человечество не только расширяет свои познания в области науки, происходит постепенное понимание причин, по которым была создана ныне существующая Вселенная. Через призму полученных знаний человек как бы приближается к Создателю. Физический мир, ощущаемый нашей органолептикой,, создаёт у человека представления о формах, несущих определённые качества. Представления эти ограничены, поскольку базируются на опыте прожитых лет исторического опыта человечества. Попытку вырваться из круга ограниченности и обыденности наших представлений, поиск идеала и авторитета в мире и должна была бы дать человечеству религия. Великий английский философ и историк А.Д. Тойнби дал блестящее определение религии: "Религия - это поиск конечного духовного принципа во Вселенной, и цель этого поиска не просто интеллектуальная игра, это духовная задача постижения истины, с тем, чтобы гармонично влиться в неё самому."
Истина евреям была преподнесена, как говорится, на блюдечке, они считаются в списке авраамических религий первыми. То, что искали и нашли евреи, было впоследствии заимствовано христианством и исламом. Прав был мудрейший царь Шломо (Соломон)- " Что было, то и будет, и что творилось, то и будет твориться, и ничего нет нового под солнцем." Коэлет (Экклезиаст) гл.1:10 . Ни христианству ни исламу не пришлось искать духовные принципы, они попросту заимствовали их со скрижалей, данных Моше (Моисею ) Богом. Заключались эти принципы в соблюдении абсолютных норм морали, хотя на первый взгляд они выглядели достаточно просто, Когда эти принципы вручались еврейскому народу, то подразумевалось, что иудеи ,выполняя все заповеди, станут учить другие народы, став "народом святым". Но этого не произошло из-за внезапно возникшей неприязни в среде еврейского народа. За это еврейский народ был Всевышним приговорён к изгнанию с Земли, данной Богом праотцам : Аврааму, Ицхаку и Израилю (Якову). Но сегодня еврейский народ возвращён на святую Землю. Христиане и мусульмане ещё в меньшей степени следуют заповедям Единого Бога. Произошло это по различным причинам, в основном из-за определённых конъюнктурных соображений.
Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой написал в конце октября 1893 года замечательную статью "Религия и нравственность". Статья написана как ответ на вопрос профессора философии Берлинского университета :"что Л. Н. Толстой понимает под словом "религия " ? "Вы спрашивали меня: 1) что я понимаю под словом"религия"? 2) считаю ли я возможной нравственность, независимую от религии, как я понимаю её? Постараюсь по мере своих сил наилучшим образом ответить на эти в высшей степени важные и прекрасно поставленные вопросы.
Слову "религия" приписывается обыкновенно три различных значения.
Первое то, что религия есть известное, данное Богом людям истинное откровение и вытекающее из этого откровения богопочитание. Такое значение приписывают религии люди, верующие в какую-нибудь одну из существующих религий и считающие поэтому эту одну религию истинною.
Второе значение, приписываемое религии, то, что религия есть свод известных суеверных положений и вытекающее из этих положений суеверное богопочитание. Такое значение приписывается религии людьми неверующими вообще или не верующими в ту религию, которую они определяют.
Третье значение, приписываемое религии, то, что религия есть свод придуманных умными людьми положнний и законов, необходимых грубым народным массам как для их утешения, так и для сдерживания их страстей и для управления ими. Такое значение приписывают религии люди, равнодушные к религии, как к религии, но считающие её полезным орудием государственности......
.............................................
По первому определению религия есть то, во что, по его определению (определяющего) справедливо верит тот человек, который определяет её.
По второму определению она есть то, во что, по наблюдениям определяющего, несправедливо верят другие люди.
По третьему определению она есть то, во что полезно заставлять верить людей.
Во всех трёх определениях определяется не то, что составляет сущность религии, а вера людей в то, что они считают религией. "
Далее в статье следуют рассуждения о смысле жизни и задачах, стоящих перед личностью: первобытное отношение есть отношение личное, заботящееся о личном благе; отношения семейно - государственные автор считает языческими; служение миру или Богу - истинно христианским учением. Нравственность неотделима от религии и является самой по себе объяснением задач, стоящих перед человеком, эту религию исповедующим. Именно эти причины и являются сутью внутренних противоречий, возникших между тремя отношениями личности к жизни: личным благом, семейно - государственными, или служению всему человечеству и Богу. И практически ни одна из существующих философских систем не в состоянии объяснить трезво мыслящему человеку, что ему необходимо жить не для получения личных благ, или для блага своей общины, своей семьи или государства, а только потому, что так должно поступить.
Законы эволюции, предложенные Чарльзом Дарвином, предполагают, что выживает сильнейший и более приспособленный и по этой причине каждому члену общества для выживания этого самого общества и необходимо приложить все усилия что бы оно выжило, не обращая внимания на то, что другие общества, менее приспособленные, могут при этом погибнуть. По мнению Л.Н.Толстого закон этот ставит человека на уровень животного. Даже, если человечество придёт к такому уровню развития, что соединится в одно целое, исчезнут антагонизмы между народами, то в любом случае останется борьба между личностями, семьями и прочими составляющими общества. Резюмируя, Л.Н.Толстой приходит к следующим выводам:"Без религиозной основы не может быть никакой настоящей непритворной нравственности, точно так же как без корня не может быть настоящего растения.
Итак, отвечая на ваши два вопроса, я говорю: "Религия есть известное, установленное отношение своей отдельной личности к бесконечному миру или к началу его. Нравственность же есть всегдашнее руководство жизни, вытекающее из этого отношения". Ясная Поляна 28 октября 1893 года.
Статья эта не могла появиться на страницах газет или журналов в Российской Империи. Она была напечатана в переводе в ??52 и 53 за 1893 год, и в ?? 1.3 за 1894 год в немецком журнале " Fur Ethische Kultur" под названием "Religion und Moral ". В январе 1894 года с большими цензурными пропусками и искажениями статья вышла в журнале "Северный Вестник" под заглавием "Противоречия эмпирической нравственности". Только в 1908 году статья вышла в журнальном варианте. Полный текст статьи появился только после смерти Льва Николаевича в 1910 году, в собрании сочинений 1913 года под редакцией П.И. Бирюкова.
Основной посыл этой статьи - нравственности без религии практически быть не может, она неотделима от религии. Человеку необходимы нравственные ориентиры, иначе в нём начнут преобладать животные инстинкты.
Заповеди (Декалог) были даны Богом еврейскому народу во время скитаний по Синайской пустыне после рабства в Египте. Практически все, кто жил в рабстве, умерли не дойдя до Земли, обетованной Богом. Заповеди были предназначены людям, у которых не должно было быть синдрома рабства. Декалог предназначался для строительства духовности всего народа, и для строительства души каждого из народа.Еврейский народ был избран Богом не только для того, чтобы он стал примером для всех остальных народов, но и для того, чтобы показать всем, что произойдёт с народом, не выполняющим Заветы Бога. Из-за невыполненных обязательств, взятых евреями перед лицом Всевышнего: " И пришёл Моше, и созвал старейшин народа, и изложил им все эти слова, которые заповедал ему Господь. И отвечал весь народ вместе, говоря: всё, что говорил Господь, исполним."Шемот(Исход) 19: 9.,еврейский народ был отлучён от Земли, которую Бог предназначил для него на две тысячи лет. Евреи искали убежище у других народов, частично ассимилировавшись в них, но несмотря на жестокие религиозные преследования, в общем и целом сохранил свою индивидуальность и веру в милость Господа. За тот же период времени с лица Земли исчезло множество других народов: гиксосы, кельты, гунны, хетты, скифы, шумеры, хазары, пруссы и т.д.Еврейский народ жив,и согласно предсказаниям еврейских пророков, вернулся на историческую родину. На основании этого можно сделать следующие выводы : 1) в Танахе записана правда о том, что должно было случиться с еврейским народом, после наказания от Всевышнего; 2) Закон Божий (Тора), вручённый еврейскому народу через Моше на горе Синай действительно исходил от Всевышнего; 3) оба вышеперечисленных факта позволяют сделать вывод о том, что иудаизм, явившийся основой для последующих двух религий исходит напрямую от Бога. У мира появился шанс поступить так, как приказал Господь Вручая Тору Моше.
Последующие главы этой книги, это взгляд человека верующего, попытавшегося совместить исторические обстоятельства и тексты Библии, с тем чтобы сделать понятным истоки христианства.