Махлин Виктор Эрикович : другие произведения.

От простого к сложному. Вместо вступления

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  
   От простого к сложному.
   Вместо вступления
   Знакомство с Торой
   Мир, окружающий нас, материален и духовен. В отношении материальности нашего мира ни у кого из живущих на Земле нет ни тени сомнения, а вот в отношении духовности существующего миропорядка у многих людей есть большие сомнения.
   Тора, начиная рассказ о материальном построении мира, утверждает, что до того, как что-то появилось, не было ничего. Физики, сторонники теории Большого взрыва, утверждают, что на некую точку, называемую сингулярной, было оказано воздействие некоей силой, развернувшей впоследствии эту точку в современную нам Вселенную. Слово "современную" следовало бы взять в кавычки, поскольку произошло это по подсчётам программы WMAP примерно 13,75 миллиардов лет тому назад, причём первое расширение произошло по космическим меркам чрезвычайно быстро, всего за 16 миллиардов секунд, или за 18352 дня, то есть примерно за 50 лет. Это вполне сопоставимо с длительностью человеческой жизни, хотя по космическим масштабам это краткий миг.
   По общечеловеческим понятиям материя подразумевает существование чего- либо вещественного, но сегодня никто не сомневается в существовании атомов, которые мало кто видел и которые обычному человеку сложно себе представить. Мы привыкли считать, что вся видимая вселенная состоит из атомов, но это не так. Тот же WMAP установил, что обычные атомы составляют только 4,6% современного космоса, а остальная часть Вселенной состоит из неизвестных науке и по этой причине неизученных учеными субстанций: тёмная материя, составляющая 23% процента Вселенной; и тёмная энергия, субстанция с отрицательной гравитацией, составляющая 72% Вселенной. Оба этих вещества - тёмная материя и тёмная энергия, хотя и не изучены, поскольку не получены даже в лабораторных условиях, тем не менее, существует множество независимых доказательств их существования.
   Духовность, а точнее духовное развитие человечества, в отличие от познаваемого нами материального мира, представляет собой одну из самых больших проблем современности.
   Людям, посвятившим свою жизнь изучению Торы, стали понятны два основных направления деятельности человечества, заложенных Творцом при создании человечества: познание окружающего нас мира, созданного Всевышним, и впоследствии в соответствии с полученными знаниями исправление мира материи; и стремление к духовному совершенствованию, неотделимому от материальной составляющей. Оба этих направления распространены на всё человечество, но первыми исполнителями должны были стать евреи, получившие специально для этого Тору. Сама история возникновения жизни на Земле и во всей Вселенной, описываемая в Торе, учит людей познанию Законов Бога, построившего весь видимый и невидимый нами мир. В Торе четко прослеживается, насколько создание живых существ отличалось от создания человека. Если все растения и все животные возникли по слову Творца, то человек был создан руками Всевышнего. В Торе слово " изготовил" ( вайицер) написано с двумя буквами " йюд" при создании человека, а там, где описывается создание животных, это слово употреблено с одной буквой " йюд". А сама эта буква содержится в тетраграмматоне, считающимся именем собственным Бога; собственно говоря, с буквы " йюд" и начинается тетраграмматон.
   Употребление сдвоенной буквы в слове " вайицер" в отношении человека означает, что человек сотворён как для мира материального, так и для мира духовного. Божественного. Всё живое, помимо человека, сотворено для материального мира и за свои поступки не несёт никакой ответственности в грядущем.
   Бог создал не просто так. Он поставил его выше Ангелов: " 5 (Думаю) : что ( есть) человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты вспоминаешь о нём?
   6 И Ты умалил его немного перед ангелами, славой и великолепием увенчал его.
   7 Ты сделал его властелином над творениями рук Твоих, всё положил к ногам его" Псалом царя Давида Љ 8 ст.5-7
   Всевышний поставил человека выше Ангелов, но вместе с тем царь Давид очень чётко подмечает тот факт насколько человек ( личность) ограничен во времени и пространстве : " 3 Господи, что ( есть) человек, что Ты знаешь его ( обращаешь на него внимание), сын человеческий - что Ты размышляешь о нём?
   4 Человек дуновению подобен, дни его- как тень проходящая" Псалом 144 (143) ст.3,4
   Когда Богом было задумано созидание человека, то далеко не всё окружение Творца поддержало этот план. Слово Ангел -греческое, так в Септуагинте, а именно так был назван перевод Танаха с иврита на греческий язык, было переведено слово "малъах" ( посланник). Слово Ангел в переводе с греческого языка на русский означает- посланник. Последователями Павла от слова " ангел" было образовано слово "Евангелие", то есть благая весть. Если внимательно посмотреть Танах, Новый Завет и Коран в части появления ангелов, то приходишь к выводу, что единственная функция ангелов передать распоряжение Всевышнего. Сами ангелы никаких самостоятельных решений не принимают, только выполняют Его решения. А тут Господь решает создать человека, существо превосходящее Ангелов хотя бы в том, что он может свободно выбирать, что ему делать. Но Всевышний наградил человека и даром творца: человек может также как и Бог создавать человека. И если у животных и растений заповедь " плодитесь и размножайтесь" это чисто утилитарное приказание, то в отношении человека заповедь Создателя ставит человека на один уровень с Ним, но, вместе с тем, человек получает жизни ограниченную по длительности. Но, используя опыт предыдущих поколений, человек-творец способен не только познавать Законы Создателя, по которым построена Вселенная, но и изменять и благоустраивать окружающий мир.
   " И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в ноздри его дыхание жизни, и стал человек существом живым" Бэрейшит ( Бытие) гл. 2 ст.7 Господь Бог вдохнул в человека душу животворящую - самую сложную субстанцию нашего мира и нет ей подобного более нигде ни в мире материальном, ни в мире духовном, поскольку душа человека это часть жизненной энергии самого Создателя. И именно по этой причине душа человека бессмертна, но только в том случае, если только этот человек не был законченным злодеем. Душа, переходя из личности в личность, мудреет, поэтому, еврейские мудрецы ввели в иудаизм понятие " гилгуль нешамот" , обычно переводимое на русский язык как " реинкарнация", то есть то, что пришло из индуизма. Но эти понятия не вполне тождественны. Вот что написал знаменитый каббалист рабби Моше Хаим Луццато, более известный под аббревиатурой Рамхаль: " Высшая мудрость установила ..... что одна и та же душа придёт в мир несколько раз в различных телах и таким образом сможет исправить то, что испортила в предыдущей жизни, иди завершить то, что не завершила". Понятие " гильгуль нешамот" относится к последнему, четвёртому уровню понимания Торы, " соду" ( т.е. секрету, тайне). Существует четыре уровня понимания Торы: первый уровень " Пшат" ( простое, непосредственное восприятие текста Торы; второй уровень " Ремез" ( намёк); третий уровень "Драш" ( толкование); четвёртый уровень " Сод" ( тайна, секрет).
   Все эти четыре уровня понятия Торы глубоко и органично связаны между собой и, согласно мнению великого еврейского законоучителя и основоположника Каббалы Рашби ( Шимона Бар Йохайя), ученика рабби Акивы, соответствуют четырём составляющим человеческой души: Нефеш, Руах, Нешама и Хайя. Правда, все эти составляющие человек может получить только на определённом этапе развития, соответствующем четырём уровням понимания Торы.
   Известнейший каббалист Гаон из Вильно ( Элиягу бен Шломо Залман ( 1720-1797гг.)) считал, что "нефеш" относится к прошлому, " руах" к настоящему, " нешама" к будущему. " Нефеш"- это сегодняшняя личность, сочетание психики, интеллекта и биологического тела, полученного от предыдущих поколений и воплощений, составляющих " гильгуль нешамот". " Нешама" это та возможность вылепить личностью из своей души подобие того, что было вдунуто Создателем в ноздри первого человека Адама. "Руах" это настоящее, связывающее " нефеш" и " нешама". Слово "руах" женского рода, в переводе с иврита означает воздух, ветер, уау движение воздуха. В категории души " руах" всё эфемерно, она как воздух, при попытке ухватить её, проходит сквозь растопыренные пальцы. Единственно действенное влияние на неё это неустанная ежедневная и ежечасная работа над собой.
   Что же касается категории " хайя" это высшая сущность души, доступная лишь немногим избранным. Также существует пятая категория уровня души - " йехида", относящаяся к наивысшей категории.
   Итого существует пять уровней души. Но Тора и состоит из пяти книг. И " Декалог" составлять Всевышним записан на двух скрижалях по пять заповедей на каждой. Именно по этой причине число молящихся евреев, желающих, чтобы их молитву обязательно услышал Господь, должно быть десять. На иврите эта группа называется " миньян".
   Рассуждая о духовной составляющей нашего мира необходимо отметить, что первым человеком или точнее первой личностью, ощутившей и понявшей сложность сочетания материального и духовного, был Аврам, названный в Торе " иври", то есть евреем.
   Аврам единственный названный Торой " иври", хотя он был далеко не единственным человеком, перешедшим на другую сторону реки под названием Ефрат. Но он был единственным человеком того времени, кто понял суть Единого Творца, кто восстал против сугубой материальности глиняных изображений божков, разбитых им в Уре Халдейском, он был первым, кто начал борьбу против язычества.
   В иврите слово " иври" состоит из букв " айн", "бэт", " рэйш" и буквы " йюд" на конце. Слово " авара", переводимое как " передача" пишется на иврите точно так же как и слово " иври" за исключением последней буквы, там вместо буквы " йюд" употребляется буква " хэй". Как уже упоминалось выше, буквой "йюд" начинается тетраграмматон, означающий имя собственное Бога .Но и буква "хэй" также присутствует в собственном имени Господа, причём дважды: первый раз она вторая, второй раз она четвёртая, последняя. По замыслу Творца именно евреи должны были передать повеления Бога в отношении духовности другим народам. Аврам был первенцем из людского рода, осознавшим не только единственность Создателя, но и первым человеком открывшим возможность ведения диалога с Всевышним. Первенцем Аврама был Исмаил, зачатый до повеления Бога о необходимости обрезания, как признака союза ("брита") с Господом По этой причине право первородства получил сын Авраама ( после обрезания, получившего это имя) Ицхак, рождённый матерью еврейкой Сарой ( бывшей Сарай).
   Яков, впоследствии получивший от Всевышнего имя Израиль, вышедший из утробы матери Ревекки вслед за братом Эсавом, те не менее получил право первородства. Имя Яков с иврита на русский язык можно перевести как " обхитрит", " обведёт".В книге "Бэрейшит" ( Бытие) в главе 27 стих36 можно найти этому подтверждение: " Не для того ли зовут его Яков, что он уже дважды меня обхитрил? Первородство моё отобрал ,и вот теперь- и благословение моё!"
   Первородство в иудаизме считалось очень важным аспектом культовой сферы, поскольку первенец принадлежал Богу:" Ибо всякий первенец - Мой; когда умертвил Я всякого первенца в стране Египетской, освятил Я себе всякого первенца в Израиле, от человека до скота - Мои они: Я - Бог" Бэмидбар( Числа) гл.3 ст,13
   Символ первенца появился в Торе и в тот момент, когда Бог выводил еврейский народ из Египта :" И скажешь ты фараону: так сказал Бог: Израиль - Мой первенец!" Шемот( Исход) гл.4 ст.22
   Израиль ( народ Израиля) первенец Всевышнего не только по завету, Богом данному патриархам: Аврааму, Ицхаку и Якову ( Израилю), но и по той причине, что евреи единственные из всех народов Земли приняли Закон (Тору) Господню и сказали : " ....., и сказали они ( евреи) : " всё, что говорил Бог, сделаем и будем слушать Его слова"" Шемот ( Исход) гл.24 ст. 7
   Не вначале выслушаем, а затем выполним, а "сделаем и будем слушать". За это Творец избрал евреев и сделал их " Богоизбранным " народом, но впоследствии наказал евреев за нарушение ими Божьих Заветов, отправив еврейский народ в 2000-нее изгнание из дарованной Им земли. На примере еврейского народа отчётливо видно, что Богоизбранность также подразумевает и величайшую ответственность за выполнение Божьего Закона.
   Возвращаясь к теме якобы утраченного Эсавом права первородства, следует отметить, что Эсав сам отдал Якову это право за чечевичную похлёбку, А поскольку признаком того, что отец признаёт первенца своим наследником, было отцовское благословение, то вполне логично, что Ицхак благословил сына, обладающего правом первородства. Как видно из текста, Якова не интересуют материальные преимущества положенные первенцу. После благословения отца и последовавших угроз Эсава, Яков бежит к своему дяде по матери Лавану. Но по дороге в городе Бейт Эль ( Дом Бога) он остановился на ночлег : " 12 И приснилось ему: вот лестница поставлена на землю, а верх её достигает неба, и вот Ангелы Божьи восходят и спускаются по ней,
   13 И вот Господь стоит над ним и говорит: " Я Господь Бог - Бог Авраама, отца твоего, и Бог Ицхака. Землю, на которой ты лежишь, тебе отдам и потомству твоему" Бэрейшит ( Бытие) гл.28 ст.12-13 Лестница, увиденная Яковом во сне, предмет, на первый взгляд сугубо материальный. По ней спускаются и поднимаются Ангелы, выполняя распоряжения Всевышнего. Но это объяснение допустимо с точки зрения " Пшат", то есть самого простого факта существования самой лестницы. А если подумать , то возникает следующая аналогия : человек, начиная с самого юного возраста начинает подниматься по лестнице познания мира, созданного Богом, Взрослея, он не только познаёт окружающее, но и совершает поступки, соответствующие Законам Творца, ил противоречащие им. Человек, находящийся внизу лестницы, стоящей на земле, может сделать шаг наверх, выполняя Заповеди Бога, а может прожить всю жизнь, нимало не заботясь о своём духовном продвижении. Он никогда не совершал заведомо подлог и плохого по отношению к окружающим, но и ничего хорошего в жизни также не совершил. Человек этот живёт только для себя, его мало окружающая действительность, его не интересует познание мира и продвижение по духовной лестнице. Почти наверняка в будущей жизни он будет поставлен в такие обстоятельства, что ему придётся очень напряжённо трудиться над собой, и он не раз пожалеет о попусту потраченной жизни. Раньше или позже все люди придут пониманию вышеизложенного, по той простой причине, что это заложено, запрограммировано при создании души человека Создателем. И раньше или позже это чувство проснётся и заставит каждого из нас идти по пути, указанному Всевышним, Но каждому предоставлена свобода выбора и каждый человек волен выбирать свою дорогу в жизни. К сожалению, мы только в весьма зрелом возрасте в большинстве своём приходим к критической оценке пройденного пути. Мы не всегда умеем распознавать признаки верного пути. Часто бывает, что человек достиг значительного положения в обществе, он горд собой, он достиг всего, что он желал. И то, что при этом он лишился и любви , и дружбы окружавших его людей его мало волнует И зачастую следует расплата: он лишается не только высокого положения и достатка, но и свободы, а иногда и самой жизни. И устроено это для того, чтобы оценил человек свои поступки, прочувствовал их и сделал в душе своей соответствующие выводы. Так происходит подъём по духовной лестнице, и точно также может произойти спуск по ней. И значит это, что человек сам остановил своё продвижение к Всевышнему и впал в эгоизм.
   Лестница стоит на земле, где живёт каждый из нас. Как правило, любой из живущих людей имеет вполне земные желания. И все беды человека от желаний его или его близких. " Есть зло, что видел я под солнцем, и велико оно у людей:
   2 Бог даёт человеку богатство и имущество и славу, и нет для души его недостатка ни в чём, чего не пожелал бы он; но не дано ему Богом власти пользоваться этим, ибо чужой человек проглотит всё; это - суета и тяжёлый недуг" Коэлет ( Экклезиаст) гл.6 ст.1,2
   Лестница даёт возможность подъёма каждому человеку по мере достижения им следующего уровня духовности. Способом достижения этого для каждого человека и для каждого народа является познание Бога и претворения на практике Его Заповедей. Как писал пророк Исайя : "И будет так: ибо полна будет земля знанием Господа, как полно море водами" гл.11 ст.9
   Многие философы были склонны видеть в " лестнице Якова" ту идею, которая составляла основу их учений и продвижением которой они занимались всю свою жизнь. Так, например, Елена Ивановна Рерих (1879-1955гг) видела в " лестнице Якова" символ Космической Иерархии Света. По сути своей понятие иерархии скорее относится к лестнице служебной, тогда как в Торе определены именно уровни духовности, причём слова Всевышнего явно дают понять, что эти правила относятся как к отдельному человеку, так и ко всему народу, которого нет на настоящий момент, но который будет.
   Человек существо эгоистичное, привыкшее более получать, чем отдавать. Поэтому Создатель использует желание человеческой особи получать, на иврите " лекабель". И так названо учение о свете от Бога несущем информацию - Каббала.
   "В начале сотворения Богом небесного и земного,
   2 Когда земное было невообразимым хаосом и тьма покрывала бездну, а Дух Бога витал над поверхностью вод,
   3 Сказал Бог : " Да будет свет!" и возник свет
   4 И увидел Бог, что свет - это хорошо, и отделил Бог свет от тьмы.
   5 И назвал Бог свет днём, а тьму назвал ночью; и был вечер и было утро- день один" Бэрейшит ( Бытие) гл.1 ст.1-5
   Если достаточно внимательно читать вышеперечисленное, то видно, что действия Творца начинаются со стиха 3-его- " Да будет свет", тем более это слова самого Бога. А в стихе первом говорится о " небесном и земном". В первой книге Торы " Бэрейшит", переводимой традиционно как Бытие, но правильный перевод -" В начале" первые стихи, да и само название главы говорит о том, что при сотворении видимого и невидимого мира Богом было начало того, чего никогда ( в самом абсолютном смысле этого слова) не было ещё прежде, То есть Вселенная, в которой мы обитаем, ни во времени, ни в пространстве ещё не существовала. И соответственно " небесное и земное" это не земля и небеса, а прообраз понятий. Таких, как " верх-низ ", " духовное - материальное". Причём материальное было хаосом, то есть было неупорядоченное движение первоэлементов ( плазмы), из которых была построена Вселенная. " Тьма же покрывала бездну". Во всём мире принято " тьму" считать злом, более того Сатану называют князем тьмы. Но плазма ( первоэлементы) не даёт возможность свету ( электромагнитному излучению) свободно распространятся, Поэтому последующее преобразование плазмы в атомы позволило появиться электромагнитным волнам, то есть тому, что мы называем светом. Нелишним будет отметить тот факт, что свет был создан Творцом в первый день творения и это не свет солнца, созданного в день четвёртый. По всей вероятности, свет этот по внешним признакам, но не по внутренней своей сути являлся результатом космического излучения, возможно результатом Большого Взрыва, одним словом, явлением не вполне изученным до сих пор. Ясно только что энергия частиц космического излучения огромна и доходит до 10 в степени 20-21 электроновольт. Происходит это за счёт какого-то механизма ускорения, в результате которого частицы получают феноменальную энергию. Космическое излучение даёт возможность изучать астрофизические процессы, проходящие в настолько далёких областях Вселенной, что свет от них доходит до наблюдателей на Земле за сотни лет. Стоит отметить и тот факт, что энергия только одной частицы 10 в 7-ой степени электроновольт и, что соответствует 1-ому ватту в час.
   Физика считает свет потоком частиц, обладающих определённой энергией, но имеющих нулевую массу покоя. Скорость света ( в вакууме) величина постоянная , равна 299792 километра в секунду. Эта константа позволяет измерять расстояния между планетами, звёздами и галактиками.
   В Каббале существует понятия о нескольких категориях света. Божественный Свет,"ор эйн соф" ( свет бесконечности) свет, которым Творец пытается дать возможность своему творению получить (лекабель) наслаждение его безграничными свойствами. Помимо этого Каббала упоминает: " ор йошар" ( прямой свет) ; " ор хозер" ( отражённый свет); " ор макиф" (внешний свет); " ор пними" ( внутренний свет).
   Иудаизм, говоря об Единобожии, утверждает, что всё существующее в мире ( Вселенной) создано только Им. Но хотя Бог недоступен для нашего понимания и познания, в тоже время Он присущ всем проявлениям физической и нравственной действительности, происходящей вокруг каждого из нас. Человек, в подавляющем большинстве, ограничен в своих интеллектуальных возможностях познать сущность Творца, но никто не запрещает каждому из нас иметь своё представление о Нём по Его действиям, влияющим на происходящее в мире. Разнообразие всего, что окружает каждого из нас, даёт возможность верующему человеку увидеть проявление действий Бога, Его постоянное присутствие в нашем имманентном настоящем. Философский опыт познания " вещи самой по себе" ( интерпретация Канта) даёт возможность судить о Создателе как о явлении, основываясь на тех представлениях, которые Он производит в нас, воздействуя на наши чувства и разум. И нелишне будет отметить, что программируя развитие человечества интеллектуально, Творец разум наш создал диалектическим, способным воспринять всю двойственность и противоречивость мира, окружающего нас, начиная с Его Создателя ( имманентность и трансцендентальность).
   " 7 Каждого, названного именем Моим; и во славу Мою сотворил Я его, создал Я его и сделал Я его" пророк Исайя гл.43 ст.7 В этом стихе названы 4-е мира: " каждого, названного именем Моим" - мир " Ацилут"; " во славу Мою сотворил Я его" - мир" Брия"; " создал Я его" - мир "Йецира"; " сделал Я его" - мир " Асия".
   Мы живём в мире Ацилут - это начало проявления желания Бога. Мир Ацилут следует за миром " Адам Кадмон" ( человек предвечный) - первой стадии творения Господа Бога, и своим возникновением мир Ацилут обязан Божьей Эманации, элементу Божественного присутствия - " Шхине".
   Считается, что каждому миру (оламу) соответствует свой свет, наполняющий этот мир:
   Олам Адам Кадмон - ор (свет) йехида
  Олам Ацилут ( мир эманаций) - ор хайя
  Олам Брия ( мир сотворения) - ор нешама
  Олам Йецира ( мир создания) - ор руах
  Олам Асия ( мир действия - ор нефеш
   Божественную сущность невозможно постичь разумом, она бесконечна и предшествует всему мирозданью. Называется она " эйн соф", её невозможно описать словами. Но то, что является проявлением Воли Божьей - свет, исходящий от Бога ( ор эйн соф), наполняющий мир, в котором ещё ничего не было, описать возможно. Свет это Бог, и Бог это свет. И ради выполнения желания Всевышнего создать Вселенную, то есть окружающий нас мир произошёл " цимцум" ( сокращение), сжатие) Света Бесконечности, образовавшего пустоту, содержащую потенциальные возможности будущего мира. Потенциал этот под воздействием Божественного Света реализуется в определённом, направлении. Так возникает предваряющий мир " Адам Кадмон", давший возможность проявляться всем последующим творениям Божьим.
   Мир Ацилут, в котором находится сегодня человечество, следующая ступень развития Вселенной. И как упоминалось выше " Ор йехида" наполнял мир Адам Кадмон, то сегодняшний мир наполняет Божественный Свет " Ор Хайя". И следует отметить, что помимо реализующих, развивающих функций Божественный Свет несёт информацию, позволяющую душе человеческой исправить свою растительную, животную и человеческую сущности.
   Соотнося вышесказанное с лестницей Якова, следует сказать что в каждый из пяти миров ( оламов) Адам Кадмон, Ацилут, Брия, Йецира и Асия, содержит по пять " парцуфим" ( ликов ) или духовных объектов, делящихся на " сфироты". Сфира это состояние осознания человека своей способности принять Божественный Свет Божественной Эманации.
  Сама же лестница Якова, по сути своей модель построения мира, доступная для человеческого понимания. Причём схема ( древо) мироздания в равной степени относится как к строению души человека, так и к духовному строению души народа, государства, галактик во Вселенной, одним словом всего, созданного Творцом. Настоящее произведение не ставит своей целью раскрытия всей структуры Каббалы. Все желающие в состоянии ознакомиться с соответствующей литературой, находящейся в открытом доступе.
   Тора, несущая Божий Свет, мудрость познания и Законы Господни, появилась в мире не тогда, когда она явно была вручена Моше (Моисею) на горе Синай.
   " 22 Господь создал меня в начале пути Своего, прежде созданий Своих, искони
   23 От века я избрана княжить, от начала, прежде бытия земли.
   24 Я родилась, когда не было ( ещё) бездн, и источников, полных воды.
   25 Я родилась прежде, чем погружены среди вод были горы, прежде холмов;
   26 Когда ещё Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной.
   27 Когда Он уготовлял небеса, я ( была) там; когда Он проводил круговую черту на поверхности бездны,
   28 Когда Он утверждал облака на высоте, когда укреплял источники бездны,
   29 Когда полагал для моря устав Свой, чтобы воды не переступали Его приказ, когда полагал основания земли, -
   30 И была я у него питомицею, и была радостью каждый день, веселясь пред Ним всё время,
   31 Веселясь на обитаемой земле Его, и радость моя - с сынами человеческими.
   32 И теперь дети, послушайте меня, и блаженны хранящие пути мои.
   33 Послушайте наставления, и будьте мудры, и не отвергайте.
   34 Блажен человек, слушающий меня, бодрствуя каждый день у ворот моих и стоя на страже у косяков дверей моих.
   35 Потому что нашедший меня нашёл жизнь и получит благоволение от Господа;
   36 А согрешающий против меня вредит душе своей: все ненавидящие меня, любят смерть." Мишлей ( Притчи царя Соломона) гл.8 ст. 22-36
   Мудрость это Тора, Тора это мудрость Всевышнего. Изучение Торы означает возможность соприкоснуться с Его мудростью. Один из великих знатоков Торы и выдающийся еврейский философ и богослов рабби Моше бен Маймон ( 1135-1138....- 1204гг.) писал: " Он - Знание и Он - Знающий..." Псалом Љ 104 стих 24 утверждает: "Как многочисленны дела Твои, Господи! Всё мудростью сотворил Ты..."
   Мидраш ( толкование из Устной Торы) рассказывает о том, что Ангелы протестовали не только против создания человека, но и позднее были категорически против передачи людям ( евреям) Торы. Они говорили: " Как Ты можешь - такое сокровище, которое Ты много поколений ещё до сотворения мира не показывал никому и не давал. А теперь Ты хочешь отдать его рождённому женщиной?" Ангелы считали этот поступок совершенно несправедливым: как возможно самое ценное, что только существует в мире - Тору, являющуюся Мудростью Всевышнего подарить существу не только сугубо материальному, но к тому же не умеющего обуздывать свои страсти и погрязшему в нечистоте. Ведь весь путь человека от рождения до погребения нечист. Мало того, что Ты создал человека смертного, мало того, что Ты дал ему свободу выбора, так ещё и самое большое сокровище Вселенной Ты готов ему отдать.
   Невдомёк было Ангелам понять, что Тора нужна именно человеку, по той причине, что он сугубо материален, в отличие от Ангелов. Они существа духовные, у них нет отца и матери, которых необходимо почитать; у них нет имущества, которое можно было бы возжелать: у них нет ни жены, ни вола, ни осла и т. Д. и т. П. Тора нужна человеку для исправления его ( человека ) недостатков, для нахождения наилучшего пути в жизнях ( гильгуль нешамот) и для выполнения основной задачи- подняться на следующие ступени духовности ( лестница Якова). Именно по этим причинам Тора выступает в роли Закона для евреев.
   По истечении 5777-ми лет от сотворения мира по еврейскому календарю можно со всей определённостью утверждать следующее : помимо сотворённой Творцом Вселенной существует три составные части Божественного проявления в знакомом нам мире - сам Всевышний, мудрость Его в плане построения всего в мире - Тора и еврейский народ ( Израиль), принявший Тору, как руководство к действию и исполнению.
   Монотеизм, осознанный и принятый Авраамом ( иври) и переданный по наследству еврейскому народу свидетельствует о теснейшей связи созданного Творцом многообразия материального мира и самим Богом. И соответственно люди, считающие Тору высшим проявлением Божественной Мудрости и Законом, обязательным для исполнения во всей его полноте являются хранителями веры в Единого Бога. Тора каждой своей буквой, словом, предложением, главой и книгой утверждает единственность Бога. А слова самого Бога: " Сын Мой, первенец Мой - Израиль" позволяют не только утверждать, что еврейский народ избран Господом, но и об общности Израиля и Творца, как общности сына, первенца и наследника, и Отца, его породившего. Если же вспомнить все обстоятельства, породившие иудаизм, то возникает вполне логическое объяснение5 тому, что понимание Единственности Творца всего сущего Авраамом (иври), ставшим праотцем еврейского народа и дарование народу этому Торы ( Мудрости Божьей) представляют собой предусмотренный Всевышним и чётко реализованный план исправления (тикуна) действительности. Понять это может человек не только изучавший достаточно долгое время Тору, но и принявший Закон всем сердцем, настолько, насколько ему позволяет его продвижение по лестнице Якова. И каждое изучение Торы происходит как бы по новому, поскольку Тора неисчерпаема, точно также как неисчерпаем любой элемент мироздания. Тысячи мудрецов прошлого и настоящего искали ответы на вопросы, возникающие при изучении Торы. Появилось много комментариев к Мишне ( буквальный перевод с иврита на русский язык означает "повторение"). Мишна считается первым письменным текстом части Устного Закона, переданного согласно традиции Богом Моисею совместно с Письменной Торой. Комментарии эти были названы Талмудом ( учение). Существует два Талмуда: Вавилонский и Иерусалимский, в каждом из которых сравниваются галахические дискуссии по поводу того или иного места в Мишне и сборниках Мидрашей. Богатство мнений порождает понимание о диалектическом характере той или иной проблемы.
   Тора ( Закон) - это книга, изучению которой можно посвятить всю жизнь, потому что темы, обозначенные Ею неисчерпаемы. Что же до данного опуса, то он является попыткой рассмотреть универсальный характер некоторых Заповедей Всевышнего, явно обозначенных в Законе, данном всему человечеству через величайшего еврейского пророка Моисея.
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"