Hominem te esse memento (Помни, что ты человек) или В ожидании Мессии
Слово " Мессия " ( Машиях на иврите) переводится как "Освящённый" , " Помазанник Божий ", С самого первого дня существования Танаха учёные евреи искали признаки, по которым можно было бы определить: кто является Мессией. Человек ли это или Ангел, посланный Богом с тем, чтобы навести порядок на Земле? По прошествии некоторого времени понятие Мессии стали связывать с восстаниями и войнами, с освобождением от гнёта и социального неравенства и с надеждой на спасение всего человечества. Первое упоминание о Мессии связано с тем, что Моше (Моисей) по распоряжению Бога помазал своего брата Аарона в первосвященники, а всё колено Леви в священники, для непосредственной службы Богу сначала в скинии Завета, а затем и в Иерусалимском Храме. Таким образом, помазывались тогда на службу Богу только левиты. " И Господь сказал Моше, говоря: Я ведь взял Левитов из среды сынов Израиля вместо всех первенцев, разверзающих чрево, из сынов Израиля, дабы Левиты были Моими;
13 Ибо всякий первенец - Мой; в день избиения Мною всякого первенца в земле Египетской посвятил Я Себе всякого первенца в Израиле, от человека до скота; они должны быть Моими, Я Господь." Бемидбар ( Числа) гл.3 ст.12,13. Строки эти служат косвенным подтверждением того, что Иешуа был из колена Леви, стоит прочитать Евангелие от Луки 2-ую главу.
Затем, когда иудеям захотелось быть, как и всем прочим народам, они попросили себе в качестве руководителя царя. До тех пор руководителем и царём Израиля непосредственно был сам Господь. Тогда и был помазан на царство первый царь Израиля Шауль. После Шауля на царство был помазан Давид, непосредственно по велению Божьему. " ...И сказал Господь: " ты будешь пасти народ Мой, Израиля, и ты будешь вождём Израиля" Вторая книга царствгл.5 ст. 2. Первая часть фразы знакома тем, кто читал Евангелие от Иоанна (гл.21.ст.17) Правда тот, кто заимствовал эту фразу, заменил "народ" на слово "овец", потому что речь в то время шла уже не о еврейском народе, а о всех до кого дотянулась христианская церковь. Тем не менее фраза эта позволила римской церкви претендовать на командование всеми христианами мира, так как слова евангелия относились к Петру, и именно Пётр был распят в Риме.
Давид был помазан пророком Шмуэлем ( Самуилом) ещё когда он был подростком. Произошло это в 1000 или в 999году до н.э. " 11 И сказал Самуил Иессею: все ли дети здесь? И отвечал Иессей: есть ещё меньший; он пасёт овец. И сказал Самуил Иессею: пошли и возьми его; ибо мы не сядем обедать, доколе не придёт сюда
12 И послал Иессей, и привели его. Он был белокур с красивыми глазами и приятным лицом. И сказал Господь: встань, помажь его: ибо это он.
13 И взял Самуил рог с елеем, и помазал его среди братьев его, и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после, ..." 1-ая книга царств гл.16 ст.11-13.
Произошло всё это в небольшом городке под названием Бейт-Лехем ( в переводе с иврита название это означает Дом хлеба), для большинства более знакомо название Вифлеем. В дальнейшем все пророчества о Мессии связываются с именем Давида, которому было суждено стать родоначальником династии, принадлежность к которой Мессии отмечено практически всеми пророками. Пророчество их о Мессии было обращено как в будущее, так и во времена царя Давида, правление которого считалось идеальным в еврейской истории. Давид был действительно личностью уникальной: самый великий царь, непобедимый полководец, победивший злейших врагов евреев филистимлян и объединивший страну, при нём простиравшуюся от Дамаска на севере до залива Аккаба на юге; от Аравийской пустыни на востоке до средиземного моря на западе. Кстати, подавив восстание Бар-Кохбы в 135году император Рима Адриан, желая стереть саму память об еврейском государстве и вспомнив давно вымерших филистимлян, велел впредь именовать Землю Израиля Палестиной, Иерусалим переименовал в Эль -Капитолину и запретил евреям под страхом смертной казни селиться там. И даже спустя почти 2000 лет у него находятся последователи.
Давидом была основана столица независимого еврейского государства Иерусалим. За 1000 лет до рождения Иешуа народ Израиля видел в нём воплощение Мессии, помазанного самим Господом, спасителя Израиля. Давид был гениален практически во всём, за что бы он не брался: управление государством, военное дело, поэзия, музыка, безоглядная, неистовая вера в Бога и умение каяться и признавать свои ошибки. Даже его недостатки подчёркивают его гениальность. Наверное, за его гениальность и возлюбил его Господь и обещал ему: " И будет непоколебим дом твой и царство твоё навеки перед лицом Моим, и престол твой устоит во веки" 2-ая книга царств гл.7 ст.16
" 1 Вот последние слова Давида, изречение Давида, сына Иессеева, изречение мужа, поставленного высоко, помазанника Бога Яковлева и сладкого певца Израиля:
2 Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня.
3 Сказал Бог Израилев, говорил о мне скала Израилева: владычествующий над людьми будет праведен, владычествуя в страхе Божьем.
4 И как на рассвете утра, при восходе солнца на безоблачном небе, от сияния после дождя вырастает трава из земли:
5 Не так ли дом мой у Бога? Ибо завет вечный положил Он со мною, твёрдый и непреложный. Не так ли исходит от Него всё спасение моё и всё хотение моё?" 2-ая книга царств гл.23 ст.1-5
Впоследствии, при восхождении царя на престол пошёл обычай помазания на царство, и из Танаха стал использоваться термин " Помазанник Божий ".
После падения династии Давида в 587 году до н.э. вавилоняне захватили Иерусалим и сожгли Храм, построенный сыном Давида царём Шломо (Соломоном). В последующие столетия еврейский народ находился под властью ряда империй : Персидской, Греческой, Римской и , впоследствии, Оттоманской Порты. Всё это время еврейский народ верил в появление Мессии, надеялся на появление царя подобного царю Давиду, способного спасти свой народ. Косвенное упоминание о Мессии было у великого еврейского пророка Иермияху ( Иеремии):" Вот наступят дни, говорит Господь, когда выполню то доброе слово, которое изрёк о доме Израилевом и о доме Иудином.
15 В те дни и в то время возвращу Давиду отрасль праведную - и будет производить он суд и правду на земле " гл. 33 ст.14,15
Согласно книгам еврейских пророков Мессия должен придти на Землю Израиля. Вот что написал великий пророк Исайя: "Итак сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве примет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил( С нами Бог, иврит).
15 Он будет питаться молоком и мёдом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе "гл.7 ст.14,15
Эти строки во 2-ом веке н.э. вспомнят последователи Павла и попытаются скорректировать историю .Так появился миф о непорочном зачатии Марии. Католики пошли ещё дальше: они объявили ,что и сама Мария появилась в результате непорочного зачатия. Вполне логично, если Павел объявил Иешуа сыном Бога, то вполне резонно возникает вопрос : как же он зачат? И через несколько десятков лет после смерти Павла, главного теоретика созданной им религии, последователи его решили прояснить вопрос с зачатием. Интересно другое: Павел не пишет о матери Иешуа ничего, нет в его посланиях ни одного слова о Мирьям (Марии).
"4 Ибо ярмо, тяготившее его, и жезл, поражавший его (народ), и трость притеснителя его Ты сокрушишь, как в день Мадиама.
5 Ибо всякая обувь воина во время брани и одежда, обагрённая кровью, будут отданы на сожжение, в пищу огню.
6 Ибо родился у нас мальчик; сын дан нам; власть на плечах его и наречено ему имя Пэле-йоэц- эйль-гиббор-ави- ад-сар-шалом ( Чудный, советник, Бог, Отец вечности, князь мира).Исайя гл. 9 ст4-6.
Уже из приведённых выше строк видно, что вместе с приходом Мессии должно прекратиться насилие над народом и всяческое угнетение; даже обувь и одежда воинов, обагрённая кровью будет предана огню, то есть в воинской одежде не будет более нужды и следовательно все войны прекратятся. Но Исайя пишет далее о состоянии всего мира, которое должно наступить после прихода Машияха:
" 1 И произойдёт отросток из ствола Иессеева, и даст плоды побег, ( что) от корней его.
2 И снизойдёт на него дух Господень, дух мудрости и понимания, дух совета и силы, дух знания и боязни Господа.
3 И исполнит Он его духом боязни Господа: и не по взгляду глаз своих будет он судить, и не по слуху ушей своих будет он решать дела,
4 Но будет по правде судить он бедных и решать справедливо дела кротких людей страны; и бить будет он страну бичом речей своих, и духом уст своих умертвит нечестивого.
5 И справедливость будет препоясаньем чресл его, и честность - поясом на бёдрах его.
6 И волк будет жить (рядом) с агнцем, и леопард будет лежать с козлёнком; и телец и молодой лев, и вол ( будут) вместе; и маленький мальчик ( будет) водить их.
7 И пастись будут корова с медведем; детёныши их лежать будут вместе; и лев будет есть солому как вол.
8 И будет играть грудной младенец над норой кобры, и отнятое от груди дитя протянет руку свою к логову гадюки.
9 Не будут делать зла и не будут губить на всей Моей святой горе, ибо полна будет земля знанием Господа, как полно море водами.
10 И будет в тот день: (к) корню Иессееву, что станет знаменем для народов, - к нему обратятся народы; и мир будет славою его.
11 И будет в тот день: Господь снова, во второй раз, (протянет) руку Свою, чтобы возвратить остаток народа Своего, который уцелеет, из Ашшура, и из Египта, и из Патроса, и из Куша, и из Эйлама, и из Шинара, и из Хамата, и с островов моря.
12 И подаст Он знак народам, и соберёт изгнанников Израиля, и разогнанных из Иудеи соберёт от четырёх концов земли. " Исайя гл.
Написано это во второй половине восьмого века до нашей эры, то есть почти 2750 лет тому назад, а впечатление такое, что речь идёт о днях сегодняшних, поскольку есть два из указанных Исайей признаков: народ Израиля со всех четырёх концов змли собирается на Землю Обетованную и происходит это во второй раз; первый раз был после взятия вавилонянами Иерусалима и полного разрушения Иерусалимского Храма в 586 году до н.э.
Идея Мессии у пророка Исайи приобрела универсальный духовный характер. Она обращена не только к еврейскому народу и Земле Израиля, но и ко всему человечеству и к миру природы. Исайя пишет о том, что пришествие Мессии должно не только изменить мир, сделав его справедливым. Все народы уверуют в Бога Израиля, должен воцариться вечный мир. В сомой идее Пришествия Мессии у Исайи заложена идея прогресса всего человечества, идея, до которой остальные народы в то время ещё не додумались.
Ранняя история еврейского народа, в основном, была наполнена бедствиями и страданиями. Отсюда появилось стремление к такому будущему, в котором всё будет основано на справедливости. Только те, кто много и действительно страдал, в полной мере могут стремиться к царству справедливости. Привести к такому будущему может только посланник Божий, являющийся избавителем и спасителем. Так самый великий пророк еврейского народа Моше ( Моисей) считается первым избавителем и спасителем. Он спас еврейский народ из плена и рабства у египтян, через него Богом была дана Тора, тот духовный Закон, который впоследствии принял практически в той или иной степени весь цивилизованный мир. Благодаря Моше еврейский народ, а с ним и весь мир получил Декалог- первые этические нормы повседневной жизни.
И именно жизнь Моше явилась тем зерном, из которого стала развиваться идея прихода Мессии. В еврейской традиции Мессия всегда рассматривался как человек. Но человек, наделённый какими-то сверхъестественными качествами, как творец Божьей Воли, как орудие Создателя, но именно и только человек. У пророка Дэниэля (Даниила) есть такие строки: " Видел я в ночных
видениях : вот, вместе с облаками небесными будто человек пришёл, и дошёл он до старца, и подвели его к нему.
И дана была ему власть, и почести и царство; и все народы, племена и языки служили ему, Власть его - власть вечная, что не будет отнята, и царство его не будет разрушено " гл. 7 ст. 13,14. Это было написано в 6-ом веке до н.э.
Практически все пророки сходились во мнении о Мессии: 1. Это должен быть человек. 2. Он должен быть из рода Давида. Эти два постулата были той основой, с которой рассматривались все претенденты на роль Мессии. Но проследить практически генеалогию, восходящую к роду Давида было невозможно уже после Вавилонского плена, не говоря уже о 1-ом веке нашей эры.
Но подлинность притязаний человека на роль Мессии могла быть подтверждена делами. Согласно тому, что писали пророки и изучали исследователи Танаха и учёные, Мессия должен был воплотить в жизнь следующие пророчества:
1 . Победить всех врагов Израиля ( имеется в виду народ Израиля)
2. Вернуть народу Израиля всю его землю, всё то пространство, что было завоёвано царём Давидом.
3. Примирить народ Израиля с Богом и принести ему духовное благоденствие.
4. Принести народу Израиля благоденствие физическое. После чего должны будут сбыться слова пророка Захарии: " Так сказал Господь Цеваот: в те дни схватятся десять человек из всех народов разноязычных и держатся будут за полу иудея, говоря: пойдём с вами, ибо слышали мы, что с вами Бог " гл. 8 ст.23
Мессия должен быть пророком, воином, судьёй, царём и учителем Торы. Все эти функции должны быть совмещены в одном человеке.
В идее мессии связаны воедино и политические и этические чаяния. И хотя идея Мессии это национальная еврейская идея, тем не менее в ней заложены общечеловеческие и общегуманистические принципы. Вера в Мессию - это вера в то,что наступит время, когда сильный, обладающий земной властью лидер принесёт мир и благоденствие не только народу Израиля, но и все эти же блага и остальному человечеству. Почти все авторы, предсказывающие будущий приход Мессии, описывают тяжёлые времена перед его приходом.Время это будет отмечено неурожаями, эпидемиями, потопами, землетрясениями, войнами и переворотами. Все эти потрясения получили названия " Муки Мессии ". Всё это означает, что Земля Израиля должна будет пройти через муки, подобно роженице, чтобы Мессия мог прийти в мир. Если основываться на пророчестве Иехекиэля, то пришествию Мессии должна предшествовать война Бога против Гога и Магога, символизирующих силы зла в мире ( главы 38 и 39), Войны эти следует понимать как борьбу духовных сил добра и зла.
Во 2-ом и 1-ом веках до нашей эры и в 1-ом веке нашей эры происходит коренные изменения концепции воздаяния за прегрешения. Традицию коллективной моральной ответственности за религиозные и прочие проступки сменяет ответственность личная; вера в полное воздаяние в жизни на земле сменяется верой в воздаяние в жизни будущей после смерти. Причём произойти это может только после " воскрешения из мёртвых " в " день гнева Господень ".
" И пробудятся многие из спящих во прахе земном: одни - для жизни вечной, а другие - на поругание и вечный позор" книга пророка Даниила гл.12 ст.2
Поскольку пророк Исайя говорит о " новых небесах и новой земле ", возникла теория о новом Иерусалиме и новом нерукотворном Храме, , который должен быдет сойти с небес на Землю Израиля. Эти новые тенденции с успехом будут использованы в первую очередь Павлом, а в дальнейшем и авторами Евангелий.