Автор "Деяний Апостолов" греческий врач Лука, ставший спутником и другом Шауля, писал, что гонения на христиан начались с инцидента в 36 году, произошедшим с одним из руководителей низшего звена Иерусалимской общины дьяконом Стефаном. За давностью лет не представляется возможным установить, кто и когда ввёл в книгу Луки слова христианство и дьякон, так как слов этих тогда, в 36 году н.э. не было. Понятие "христианство" появилось только в начале 2 -ого века, так начали называть последователей Христа; это был перевод на греческий язык слова " Машийах"(Мессия) с арамейского и иврита. Слово диакон, или обычно употребляют слово дьякон, слово греческое
"диаконос", образовано из ивритского слова "цдака".В синагогах того времени в штате состояли обычно трое работников, обязанностью которых была раздача милостыни "цдаки". Должность эта называлась "Габбай цдака" - собиратель благотворительности ( милостыни). По созвучию появилось слово диакон. Слово это увидело свет впервые в Новом завете в послании Павла к филиппийцам. Там же появилось греческое слово "епископ"., означающее - надзиратель.
Все эти , казалось бы незначительные мелочи указывают на сугубо иудейский характер общины, руководимой Яковом, позднее названной христианской, насчитывавшей в то время немногим более 100 человек. "45 Все же верующие были вместе и имели всё общее:
46 И продавали имение и всякую собственность и разделяли всем, смотря по нужде каждого;
47 И каждый день единодушно пребывали в Храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, " Деяния Апостолов глава 2-ая стихи 45- 47
Беспрепятственно пребывать на территории Иерусалимского Храма могли только люди, исповедующие иудаизм. Другие попросту на территорию не допускались, и Храмовая стража очень строго следила за выполнением этого правила.
Имя Стефан в переводе с греческого языка означает венец. А Но учитывая, что не иудеи не допускались в Храм, а Стефан явно был иудеем, то настоящее имя его было Кетер (корона, венец). Вообще все семеро " еллинистов" , как назвал их Лука, то есть иудеев выходцев из языческих стран ,имели абсолютно греческие имена :Стефан, Филипп, Прохор, Никанор , Тимон, Пармен и Николай Антиохиец, как подчеркнул Лука обращённый из язычников. Лука не уточнил, правда, в какую веру он был обращён, в иудейскую или мессианскую. Очень интересна и поучительна его будущая деятельность. Он, впоследствии, организовал секту "николаитов ", весьма распространённую в Антиохи и Пергаме (Трое). Секта придерживалась следующих положений: Дары, приносимые в жертву языческим идолам, могут быть употребляемы в пищу прихожанами общины николаитов. Во имя Христа (Мессии) допустимо вести любой образ жизни: как сугубо нравственный, так и допускаемый любые " излишества". Секта практиковала общность жён, прелюбодеяние не считалось за грех. Свидетельствует Климент Антиохийский Стромат в книге ?3 про Николая Антиохийца : " ....У него была жена во цвете лет. Когда по Вознесении Спасителя апостолы стали укорять его за то, что он ревнует жену, он вывел её на средину и предложил брать её в жёны всякому, кто пожелает. Такое поведение, говорят, согласовывалось с его изречением : "плоть не надо щадить".И его поступку и его словам стали следовать сразу и без рассуждения: "последователи его ереси предавались бесстыдному разврату".
Должности раздавателей милостыни возникли после того, как группу апостолов с Яковом во главе обвинили в пренебрежении к нуждам вдов, сирот и просто бедных людей.
"2 Тогда двенадцать Апостолов, созвавши множество учеников, сказали : не хорошо нам, оставивши слово Божье, пещись о столах;
3Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святого Духаи мудрости: их поставили на эту службу;
4 А мы постоянно пребудем в молитве и служении слова."Деяния Апостолов гл. 6 ст. 2-4. Практически во всех источниках подчёркивалась приверженность апостолов "ранней церкви" ( так значительно позднее было принято называть) богослужению в Иерусалимском Храме и их приверженность Закону Моисея. Но, как уже было отмечено, церкви как таковой не было даже "в помине", это поздняя вольная интерпретация слова " эклессия".Апостолы во главе с Яковом, братом Иешуа, были подобно своему ушедшему учителю, рабби ,ревнителями Закона (каннаим). Они ежедневно молились в Храме, даже не хотели отвлечься на организацию помощи бедным и обездоленным людям и изустно распространяли то, чему их учил Иешуа:" 18 И спросил его некто из начальствующих: Учитель благий! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
19 Иисус (Иешуа) сказал ему: что ты называешь меня благим ?
Никто не благ, как только один Бог.
20 Знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца твоего и мать твою." Евангелие от Луки гл. 18 ст.18-20
Лукой перечислены заповеди из Декалога, но умышлено пропущены заповеди: о единобожии, о кумире, о произнесении всуе имени Божьего, о субботе и т. д. Но даже Лука не посмел переделать фразу Иешуа об Едином Боге. Купюра в Декалоге или на совести Луки, или на совести более поздних редакторов, но даже урезанный вариант, перечисленный Иешуа вкупе с подчёркиванием идеи о едином Боге достаточно убедительно свидетельствует о том, что выполнение Закона или Торы в системе приоритетов Иешуа стояло на первом месте. Точно таким же образом дело обстояло и с его учениками, ближним его кругом. И таким же образом обстояло дело с Кетером (Стефаном). Он совершенно определённым образом относился к тем ревнителям закона (каннаим), против которых боролась верхушка религиозно-политической власти Иудеи. Если внимательно прочесть его "Апологию" ( речь в защиту самого себя) перед Синедрионом, в котором присутствовал сам первосвященник, то краткое изложение Торы, заканчивается обвинением в адрес власть имущих, заимствованным из последней книги Торы - Дварим (Второзакония): "Жестоковыйные! Люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы." Деяния Апостолов гл.7 ст.51. Деяния Апостолов увидела свет не ранее семидесятых годов, возможно 75 - 80 гг. Луке удалось в одной фразе соединить и Второзаконие и послание Павла к римлянам (гл.2 ст.29) В оригинале стих выглядит так :"И сказал Господь: вижу Я народ сей, вот он народ жестоковыйный"
Гл.9 ст.13. Кетер (Стефан) использовал в своей обвинительной речи цитаты из Исайи, Торы, книги царств, Иеримийи, книги Иешуа (Иисуса) Навина, псалмы. Это означает только одно- Кетер был глубоко верующим иудеем, равно как и все остальные апостолы во главе с Яковом. Тот факт, что в книге Луки он назван Стефаном, имеет очень простое объяснение: Книга (Деяния Апостолов) написана на родном для Луки языке, греческом. По этой причине, не мудрствуя лукаво, Лука перевёл имя Кетер на греческий язык. И появился персонаж с более благозвучным для римского и греческого уха именем Стефан.
Но Кетер не только произнёс речь в свою защиту, он, выказав незаурядную смелость, высказав верхушке законоучителей всё то, что о них думает большая часть народа. Он обвинил их в том, что они предатели и убийцы. После этих слов судьба Кетера была решена. И даже тот способ, которым его казнили, доказывает его принадлежность к иудеям. Синедрионом он был приговорён к побиванию камнями. Если бы он принадлежал к другой, не иудейской конфессии, то его следовало бы передать римским властям для вынесения приговора , поскольку управление было прямым, императорским .Произошло это в 36-ом году, примерно через 3 -6 лет после ухода Иешуа. С еврейской стороны оба обвинения звучали стандартно - богохульство, но Иешуа обвинялся римлянами в оскорблении императора и поэтому был судим прокуратором.
Кетер был забит камнями людьми из храмовой тайной полиции и "энтузиастами " из толпы, поддерживающими религиозную верхушку. Очень символично: имя Кетер означает венец, и он принял венец мученический. В числе исполнителей акции Лука упоминает и Шауля, но постарался, чтобы у читателя не остался неприятный осадок, и читатель не смог напрямую связать смерть Кетера (Стефана) с именем своего друга. Лука написал следующее:"... свидетели же положили свои одежды у ног юноши, именем Савла (Шауля)" Деяния Апостолов гл.7ст.58. Шауль, якобы, сторожил одежду людей, приводивших приговор в исполнение, но на самом деле, он был послан первосвященником, проконтролировать исполнение казни. " Савл же одобрял убиение его. В те дни произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме, и все, кроме Апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии" гл.8ст.1 Рассчитано на очень наивного читателя- гонение на рядовых членов общины, а руководители не только остались на свободе, они каждый Божий день посещают Иерусалимский Храм, то есть на расстоянии протянутой руки от храмовой полиции. Объективности ради, следует упомянуть, что ранее Лука писал о том, что Апостолов обсуждали на Синедрионе, и их тогда защитил Гамлиэль:"34 Встав же в Синедрионе, некто фарисей, именем Гамлиэль, законоучитель, уважаемый всем народом, приказал вывести Апостолов на короткое время,
35А им сказал: мужи Израильские! Подумайте сами с собой о людях сих, что вам сними делать:
36 Ибо незадолго пред сим явился Февда, выдавая себя за какого-то великого, и к нему пристало около четырёхсот человек; но он был убит, и все, которые слушались его, рассеялись и исчезли;
37 После него во время переписи явился Иуда Галилеянин и увлёк за собою довольно народа; но он погиб, и все которые слушались его рассыпались;
38И ныне, говорю вам, отстаньте от людей сих и оставьте их: ибо если это предприятие и это дело- от человеков, то оно разрушится,
39А если от Бога, то вы не можете разрушить его; ... "гл. 5 ст. 34- 39. Из отой речи вполне можно сделать вывод о том, что апостолов не безосновательно считали сторонниками "каннаим", но не самими мятежниками. А то великое гонение , о котором писал Лука, касалось именно зелотов, к коим Апостолов никак нельзя было причислить.
Февда упоминается Иосифом Флавием как представитель мятежников 44 году н.э., то есть через 8 лет после описанных выше событий, Правда, некоторые историки считают, что Февда был одним из рабов царя Ирода Великого, поднявшим восстание после его смерти и принявший имя Шимон. Иехуда Галилеянин был одним из основателей движения зелотов. И тот и другой называли себя царём Израиля и погибли от рук римлян. И ото и другой олицетворяли собой сопротивление оккупации римлянами Святой Земли и идеи о том,что сам Бог является руководителем еврейского народа, а не император Тиберий, правивший в это время.
Возвращаясь к апостолам, стоит отметить, что стандартное обвинение в богохульстве им предъявлено не было и у них ,в отличие от Кетера, хватило выдержки не упрекать членов Синедриона и семью первосвященника в тесной связи с угнетателями народа.
И римляне и правящая элита земли Израиля отдавала себе отчёт в том, что произойдёт, если пропаганда " каннаим " возымеет успех у еврейского населения и к каким последствиям это приведёт. Следовало принять во внимание и то, что идеи зелотов могут получить распространение в других провинциях Римской Империи, где проживает большое количество иудеев, а также населения из язычников, посещающих синагоги и всерьёз интересующихся идеей единобожия. Возможность осуществления, так называемого "экспорта революции" могло иметь самые серьёзные последствия для Рима. Необходимо отдать должное римлянам, они умели не только подавлять восстания и мятежи военным путём , но и умело проводили профилактическую работу по их предотвращению. Принцип " Разделяй и властвуй " (Divide et impera) считался приоритетным во внешней политике Рима.
Идея заслать в ряды "ревнителей" своего человека витала в воздухе, её вынашивали как римляне, так и окружение первосвященника. И тем и другим было необходимо знать не только что зреет в рядах противника,. но и попытаться изменить идеологию сопротивления на более мирную. Если при этом удастся проникнуть в идеологическую верхушку противника, то можно попытаться и возглавить движение,
Шауль с усердием и пылом погрузился в новую работу: выискивал инакомыслящих, допрашивал их и сажал в тюрьму. Вероятно идея о внедрении в ряды сопротивления пришла Шаулю во время допросов и он поспешил поделиться ею с первосвященником. Мир полон старых истин, и одна из них гласит, что инициатива наказуема. Операцию внедрения поручают Шаулю. "1 Савл же, дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришёл к первосвященнику
2 И выпросил у него письма в Дамаск синагогам, чтобы кого найдёт следующих сему учению, и мужчин и женщин,связав приводить в Иерусалим" Деяния Апостолов гл.9 ст.1,2 Под "сим учением" подразумевался иудаизм ессейского направления, граничащий с идеями " каннаим"., что вполне естественно вызывало оправданные опасения как у римлян, так и правящей элиты Земли Израиля .
До завоевания римлянами во главе с Помпеем Великим в 63 году до н. э. Иерусалима переход в иудаизм жителей соседних с еврейским государством стран был достаточно рвспространён. После завоевания 63 г.до н.э. Земля Израиля становится римской провинцией и число переходов в иудаизм резко сокращается, хотя и не прекращается совсем. Проводниками иудаизма служили евреи, проживавшие во многих странах. Это было предписано в Торе Богом: быть народом святым и учителем для язычников. Человек же должен сам придти к принятию иудаизма, по своему внутреннему убеждению. По этой причине миссионерская деятельность в иудаизме категорически запрещена.Существенно отличаясь от языческих религий, принятых в большинстве провинций и государств, входящих в состав Рима., иудаизм привлекал своей уникальностью -верой в Единого Создателя. Любопытство приводило язычников в синагоги, а внутреннее состояние неудовлетворённости языческими верованиями и логика помогали людям принять иудаизм, если не полностью то хотя бы частично. Были люди принимавшие веру в Единого Бога, были соблюдавшие день субботний и отказавшиеся принимать в пищу мясо "нечистых" животных согласно Торе. Самым сложным в принятии иудаизма, было обрезание, на него многие неофиты не соглашались. Выдающие люди Рима, такие как Гораций, Дион Кассий и Сенека, в своих письмах жаловались на то, что еврейский образ жизни получает всё большее распространение во многих провинциях Римской Империи. Принятие иудаизма для человека, прежде придерживавшегося языческого верования, означало заключения Завета с Богом и принятия всех без исключения предписаний религии (обрезания, соблюдение кашрута, соблюдения субботы и пр.) После выполнения всего вышеизложенного перешедший в иудаизм принимался в общество сынов Израиля, угодное Богу и на него распространялась Божественная Шхина (свет Божьего присутствия), то что впоследствии Шаулем ( Павлом) и иже с ним будет названо Святым Духом. " Один закон да будет и для природного жителя и для пришельца, поселившегося между вами" Шемот (Исход)гл.12 ст.49.
Один из еврейских мудрецов рабби Элиэйзер Бен Гиркан ( конец 1-ого века- 2-ая половина 2-оговека н.э.) сказал, что Бог рассеял Израиль ( то есть народ Израиля) среди народов для того, чтобы увеличить его численность. Великие учителя иудаизма: рабби Акива и рабби Меир были потомками людей, принявших в своё время иудаизм.
Историки оценивают численность евреев (исповедовавших иудаизм) в Римской Империи к середине первого века нашего времени в 7 - 10 % от общего количества людей в ней проживавших. Согласно переписи, совершённой по указанию императора Августа Октавиана (23г до н. э. - 14год н.э.) в Римской Империи проживало 5 миллионов граждан Рима и более 55 миллионов подданных империи в различных провинциях. Следовательно, общее количество населения Римской Империи составляло более 60 миллионов человек. Получается, что в Римской Империи проживало от 4,5 до 6 миллионов иудеев. Цифра эта сопоставима, а то и превосходит количество римских граждан. Даже в наше время, когда население всей Земли насчитывает почти 7 миллиардов человек, цифра 5-6 миллионов выглядит достаточно внушительно, В первом веке нашей эры на всей Земле проживало 230 миллионов человек Одним словом иудеев в то время было очень много и это сильно беспокоило римлян. По этой причине в успехе миссии Шауля была очень заинтересована римская администрация. Шаулю была оказана всевозможная поддержка и покровительство вплоть до наместника провинции Сирия, к которой относилась Иудея по административному делению римлян.