На Земле Израиля в начале первого столетия нашей эры сложилась взрывоопасная политическая обстановка. После смерти Гордуса (Ирода) Великого в 4-ом году до н. э. еврейский народ, задушенный налогами, восстал. Народу была ненавистна в равной степени, как римская оккупация, так и ненавистное семейство Ирода. В Галилее и Иудее вспыхивали мятежи, жестоко подавляемые и правившими потомками Ирода, и римскими войсками. Император Август не выбрал единого царя после смерти Ирода Великого. Страна была поделена между тремя сыновьями Ирода: Архелаем, Антипой и Филиппом. Архелай получил титул этнарха, это было всего лишь почётное звание правителя народа или этноса, всеми территориями владела метрополия. В управление ему досталась половина от царства его отца: Идумея, вся Иудея и Самария. Доход с этих земель составлял 400 талантов в год. Император Август пообещал Архелаю титул царя, при условии если и " как скоро он покажет себя этого достойным"И.Флавий Иудейская война, кн.2 -ая, гл.6 п.3
Антипе досталась Переяи Галилея с доходом более 200 талантов. Филипп получил в управление Батанею, Трахонею и некоторое количество территории от владений бывшего тирана города Филадельфия в Трансиордании Зенона Котила вблизи Ямнии (современное название Явнее) с доходом более 100 талантов в год. Саломея, дочь Ирода Великого и Эльпиды, получила в управление часть Ямнии, Азот (нынешний Ашдод), Фазаелиду (городок с башней, выстроенный Иродом Великим в память о своём любимом брате Фазиэле неподалёку от Иерусалима), и дворец в Аскалоне (современный Ашкелон). Доходы с этих земель составляли 60 талантов, но власть над всей этой землёй официально принадлежала Архелаю.Иосиф Флавий в книге "Иудейская война" все суммы, упомянутые ранее, обозначал в золоте, так что все эти суммы, получаемые семейством Ирода следует считать также в золоте. После денежной реформы императора Августа цены и соотношение золота и серебра несколько изменились. Золотой ауреус весом 7,96
гр. Соответствовал 25 серебряным денариям весом 3,89гр. каждый. Особняк в центре Рима стоил 20000-50000 денариев. В Риме 1 килограмм хлеба стоил 1/10 часть денария, килограмм рыбы или мяса стоили ¼ часть денария. Фрукты и овощи стоили примерно как хлеб, а литр вина стоил от 1/10 до 1/5 денария в зависимости от сорта. В провинциях цены были в 3-5 раз ниже чем в Риме.Годовой доход ремесленника средней руки составлял 300 денариев, рядовой солдат за год службы получал 225 денариев, правда часть этой суммы тратилась на одежду и снаряжение; в походах солдат получал, так называемее, суточные и премии. Центурион, командовавший центурией в 100 человек, получал за год 3750 денариев.
Учитывая вес таланта золота примерно в 30 килограмм, сумма дохода Саломеи соответствовала примерно 220 тысячам ауреусов или более 5,5 миллионов денариев. Необходимо отметить тот факт, что римляне всегда с большим уважением относились к лицам царской крови и старались обеспечивать по возможности.
Все вышеперечисленные суммы плюс римские налоги плюс налоги на содержание Иерусалимского Храма тяжелейшим бременем ложились на простой еврейский народ.
В 6-ом году новой эры по приказу императора Августа легатом Сирии Сульпицием Квиринием была произведена перепись населения, с целью уточнить налогообложение. Совместно с переписью производилась и полная опись имущества. Архелай, будучи этнархом Иудеи и Самарии, поддержав перепись, вызвал такую ненависть среди еврейского населения, что за малым чуть не случилось восстание. За неумение управлять он был смещён императором с поста этнарха и сослан в город Виенну в Галлии. Иудея и Самария были взяты под непосредственное императорское управление под общим названием Иудея. Областью стали править прокураторы, непосредственно назначаемые Августом. В 26 -ом году прокуратором Иудеи стал Понтий Пилат, правивший до 36 года н.э. В завоёванных провинциях римляне по мере возможности старались считаться с традициями местных жителей. Но в Иудее Понтий Пилат стремился сделать всё наоборот. Наибольшее раздражение у евреев вызывал языческий налог в пользу храма Юпитера Капитолийского. Пилат заставлял его платить всем евреям, даже женщин и детей.Новерное стоит отметить, что налог этот не взимался ни в одной из римских провинций кроме Иудеи.
Пилат был человеком весьма изобретательным и никогда не упускал возможность оскорбить религиозные чувства иудеев, поскольку люто ненавидел и евреев, и их обычаи, и саму страну. При вступлении римского войска в Иерусалим, Понтий Пилат велел ввести его при полном параде с развёрнутыми знамёнами, изображениями императора, орлами легиона и прочими атрибутами, хотя был осведомлён о том, что иудаизмом запрещаются изображения людей и животных . Когда потребовалось построить водовод в Иерусалим, Понтий Пилат забрал деньги из сокровищницы Иерусалимского Храма. В ответ на вызывающие провокации прокуратора происходят восстания. Один из рабов Ирода Великого по имени Шимон поджёг царский дворец в Иерихоне и объявил себя царём Иудеи и Мессией. В Галилее пастух Атронг объявляет себя еврейским царём и образует своё "государство ". Оба восстания были жестоко подавлены, города, укрывавшие повстанцев, сожжены и более двух тысяч пленных евреев были распяты вдоль дорог.
Существовавшие в то время на земле Израиля четыре религиозно - философских направления различным образом реагировали на происходящее. Саддукеи, состоящие из аристократии, первосвященников и членов их семейств, поддерживали довольно тесные отношения с римлянами и правящей династией. Перушим, (фарисеи) что в переводе с иврита означает - отделившиеся, обособившиеся, принадлежали в основном к среднему классу. Они смирились с римской оккупацией, осуждая её в душе, но считали, что это наказание от Бога, и что избавление от римских солдат придёт через Мессию. Народ поддерживал и уважал фарисеев за то, что они не боялись выступать с осуждением саддукеев и за их приверженность Закону.
Ессеи, в переводе с арамейского - лекари, врачи, придерживались строгих правил иудаизма. В начале зарождения движения они были самыми обычными селянами и горожанами, но затем стали собираться в общины. Имущество в общинах могло быть общим, как в Кумране, или же у каждого сохранялось личное хозяйство, как в Дамаске, но при этом каждый мог воспользоваться тем, что есть у единомышленников. Ессеев можно назвать первой национальной партией за их борьбу вначале с эллинами, а затем и с римлянами. Иосиф Флавий о борьбе ессеев с римлянами в книге"Иудейская война" говорит очень мало, но если принять во внимание тот факт, что разрешение на написание этой книги давал сам император Веспасиан, чьим вольноотпущенником он был, то и и этого намёка вполне достаточно.
"Война с римлянами представила их образ мыслей в надлежащем свете. Их завинчивали и растягивали, члены их были спалены и раздроблены; над ними пробовали все орудия пытки, чтобы заставить их хулить законодателя или отведать запретную пищу, но их ничем нельзя было склонить, ни к тому, ни к другому. Они стойко выдерживали мучения, не издавая ни одного звука и не роняя ни единой слезы. Улыбаясь под пытками, посмеиваясь над теми, которые их пытали, они весело отдавали свои души в полной уверенности, что снова их получат в будущем."книга 2-ая глава 8, пункт10.
Главной идеей ессеев было неукоснительное сохранение еврейского образа жизни, поэтому и появляется в их среде концепция "Нового завета" с Богом, но только на основе Торы, иначе называемым Законом Моисеевым.
Четвёртое движение - "каннаим", с иврита это название переводится как ревнители, на греческом языке их называли "зелотами".Из всех политических партий Израильской земли они были самыми радикальными. Зародилось это движение ещё при Ироде Великом в Галилее, а затем проникло и в Иерусалим. Произошло оно от радикальной части фарисеев, но довольно быстро оформилось в самостоятельное движение, будучи гораздо непримиримее и радикальнее по отношению к римской оккупации. Главной доктриной движения была уверенность в том, что сам Бог является царём и повелителем всего еврейского народаи страны его обитания, включая Иудею и Самарию, Галилею и все прочие области, по которым в своё время кочевал Авраам. По этой причине сотрудничество с оккупационными властями рассматривалось как самый большой грех перед Богом и предательство по отношению к еврейскому народу.
"Приверженцы этой секты ( зелотов) во всём прочем вполне примыкают к учению фарисеев. Зато у них замечается ничем не сдерживаемая любовь к свободе. Единственным руководителем и владыкой своим они считают Господа Бога. Идти на смерть они считают за ничто...." И.Флавий. Иудейские древности, книга18,гл.1 п.6.
Начало этому движению положил Хезкиягу из Галилеи; создав отряд, он нападал на римские обозы и небольшие группы римлян. В 46 году до н.э. он был схвачен Иродом и казнён. Сын его, Иехуда Галилеянин совместно с фарисеем Садоком, происходившим из рода первосвященников, то есть коген по рождению, в 6-ом году н.э. начали компанию протеста против переписи населения и имущества. Проведение переписи фактически причисляло землю Израиля к римским провинциям
"Иехуда Галилеянин из города Гамалы вместе с фарисеем Садоком стал побуждать народ к оказанию сопротивления, говоря, что допущение переписи приведёт лишь к рабству. Они побуждали народ отстаивать свою свободу." И.Флавий. Иудейские древности кН. 18 гл.1 п.1
"Иехуда объявил позором то, что иудеи мирятся с положением римских данников и признают своими владыками, кроме Бога, ещё и смертных людей" И.Флавий Иудейская война кН.2 гл.8 п.1
В синоптических Евангелиях упоминается Симон (Шимон ивр.) кананий , (Лука, бывший греком по национальности, назвал его используя греческий термин- зелотом) и Иехуда Искариот. Многие исследователи считают Иехуду - "сикарием".Ишкариот- сложное слово, состоящее из двух корней: "иш"- слово на иврите, означающее человек , мужчина, и "сика"- короткий кинжал, В переводе с латыни слово "sicarii"- означало убийцы. Сикарии были наиболее экстремистки настроенной частью "каннаим", тихо и бесшумно убивавших тех, кого они считали друзьями римских властей. Не оставляли они своим вниманием и самих римлян. Особо ненавистны каннаим были первосвященники, бывшие активными проводниками проримской политики. Позднее, во время восстания 66-ого года ими был убит первосвященник Ханания.
Тот факт, что в конце 20-тых, в начале 30-тых годов первого столетия нашей эры в числе учеников Иешуа, названных впоследствии апостолами, находились иудеи столь крайних взглядовопределённо меняет окраску всей группы и её руководителя с позиции пацифизма и любви к врагам своим, как то утверждали Евангелия, на , по крайней мере, позиции национально-патриотические. А фраза из Евангелия от Матфея: "Не думайте, что Я пришёл принести мир на землю; не мир пришёл Я принести, но меч" гл.10стих34. И во многих высказываниях Иешуа явственно прослеживаются определения из арсенала каннаим, или зелотов, в том случае если греческое слово звучит приятнее, о том что власть Бога неизмеримо выше власти земных людей, даже в том случае, если они занимают высочайшие посты. Всё вышеперечисленное свидетельствует о самом широком фронте борьбы не только с римским господством, но и с поддерживающими римлян высшие религиозные и аристократические круги.
Религиозной, и в большей части политической деятельностью в Иудее, руководила семья первосвященников: Аннас, пятеро его сыновей, его зять Каиафа и его внук Матфий. Вся деятельность происходила под пристальным вниманием прокуратора, но тем не менее, определённой самостоятельностью семья обладала. Семейство сохраняло власть в течении 60-ти лет, с 6 -ого г.н.э. до 66-ого. Про Аннаса говорили, что будучи очень богатым человеком, он одалживал деньги римлянам, добиваясь за эти услуги , нужных его семейству решений. Богатство семья приобрела от торговли животными, приносимыми в жертву в Иерусалимском Храме, также им подчинялась служба сбора налогов на содержание Храма. Подчинялась семье и тайная служба при Храме, бывшая главным инструментом религиозного и политического сыска. Службу эту было невозможно организовать без теснейшего сотрудничества с римскими прокураторами Иудеи: Копония, годы прокураторства с 6-по 9; Марка Амбивия (9 - 12гг.); Анея Руфа (12 - 15гг.); Валерия Грата (15 - 26гг.); Понтия Пилата (26 - 36гг.), Марцелла (36 - 37гг.), Марулла (37 - 41гг), Куспия Фада (44 -47гг.), Тиберия Александра (47 -48гг.), Вентидия Кумана (48-52гг), Антония Феликса (52 -60гг),Порция Феста (60 -62гг),Альбина (62 - 64гг.),Гессия Флора (64 -66гг.), До восстания в 66 -ом году сменилось 14 прокураторов и со всеми семейству Аннаса удалось найти и общий язык и общие интересы. У подавляющего большинства еврейского народа это тесное сотрудничество не находило понимания, а уж о каннаим и говорить не приходится. Настроения народа не было большим секретом ни для римлян, ни для еврейских верхов. И те, и другие были дальновидными и компетентными людьми и отдавали себе отчёт в том, что против политического движения сопротивления набирающего силу и популярность среди населения невозможно бороться одними лишь силовыми методами. Со всяким политическим движением можно бороться изнутри .Поэтому было принято решение внедрить в движение своих людей, способных при возможности возглавить и дезориентировать движение, изменив его приоритетные задачи.
Римское руководство небезосновательно опасалось, что пожар сопротивления, разожжённый в Иерусалиме, может достаточно быстро перекинуться и в другие провинции. Особенно опаску вызывали те провинции, в которых не только проживало значительное количество евреев, но и были большие массы людей, интересовавшихся монотеизмом, склонных принять иудаизм и посещающих синагоги с этой целью.
Шаулю в это время (35 - 36гг.) исполнилось 26 лет. Возраст не просто зрелый для того времени, а обязывающий иметь жену и детей. Женится Шаулю не удалось, а возможно и не очень хотелось, да и занятия у Гамлиэля ему по всей вероятности изрядно наскучили. Он не достиг сверкающих высот в изучении и понятия глубинных таинств иудаизма. Занятия у Гамлиэля резко отличались от занятий в хедере, гимнасии и юридической школе. Там можно было поразить блестящей памятью, выученным наизусть большим отрывком текста, множеством цитат, зазубренных вплоть до запятой. А у Гамлиэля все ученики обладали хорошей памятью, иные просто к нему не попадали. В ешиве приветствовалась самостоятельность мышления, а не заученные догмы; попытки объяснить сложные места в Танахе; нужно было размышлять в присутствии других учеников и Гамлиэля о порядке построения стихов Торы и попытаться объяснить почему данный стих здесь, и что означает его присутствие в этом месте. Попытаться понять и объяснить самостоятельно многослойность каждого стиха Торы. Для этих занятий был необходим ум не цитатчика - начётчика, а ум учёного, исследователя. Поощрялась многонаправленность мышления, многоохватность, словом то, что впоследствии назовут объективностью. Помимо всего вышеперечисленного, карьерный рост в религии обуславливался обязательным наличием жены и детей, поскольку брак, как известно, учит компромиссу и сочувствию. Из последующих посланий Шауляя видно очень чётко, что ни тем, ни другим он не обладал ни в малейшей степени. Женщины, судя по его письмам, вообще никогда не были желанны в жизни.
Благодаря занятиям у Гамлиэля, Шауль свёл знакомства с религиозной и политической элитой, в том числе и с самим первосвященником. В " Деянии Апостолов" биограф Шауля грек Лука написал, что первосвященник дал Шаулю задание напрямую. Это свидетельствовало как минимум о двух вещах: первое - это то, что Шауль занимал официальный пост в Храмовой иерархии; второе - это то, что пост был далеко не рядовым.