" Не плотник ли ОН,сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли между нами Его сёстры?...." Евангелие от Марка гл. 6 ст.3
Длительное время, почти 2000 лет идёт полемика о том, кем приходились Яков, Иосия, Иуда и Шимон Иешуа? Догматикам непорочности Марии, матери Иешуа, пришлось искать каждый раз новые теории. То высказана была теория о том, что эти братья и сёстры, якобы, двоюродные от сестры Марии, Марии Клеоповой. Не прошло, поскольку среди учеников Иешуа был Яков Алфеев ( Клеопин), а ни в одной семье, даже глубоко современной, одно и то же имя не дают двум детям. Затем была выдвинута версия, что это были сыновья и дочери от первого брака Иосифа, мужа Марии. Но и этого быть не могло по нескольким причинам. В этом случае сёстры, а их, судя по множественному числу, должно было быть две или более, были бы старше самого Иешуа. В то время, когда Иешуа начал проповедовать, ему, судя по источникам, было от 30 до 32 лет. Женщины в 1-м веке выходили замуж очень рано, их выдавали замуж, начиная с 12 лет , после " бат мицвы " ( совершеннолетия девушки). " 32......И сказали Ему: вот, Матерь Твоя и братья Твои и сёстры Твои, вне дома, спрашивают Тебя " От Марка 3:32. Чтобы в семье оставались сразу несколько незамужних женщин старше 34-37 лет, этого попросту быть не могло, так как демографически женщины в то время были в дефиците. Это показывает , правда косвенно, цена на женщину - блудницу, достигала 15 сиклей серебра, правда в придачу дали ещё 330 литров ячменя. В переводе на римские сестерции это составляет примерно 60 сестерций, что составляло плату ремесленника средней руки за 3-4 месяца. Если сёстры были бы замужем, то они не могли бы ходить с матерью Иешуа, а сидели бы дома и занимались ведением домашнего хозяйства и детьми. В Евангелии от Иоанна о братьях Иешуа говорится как о близких кровных родственниках, а не о сводных или двоюродных. Даже из приведённой цитаты из Евангелия от Марка видно отчётливо, что все перечисленные лица связаны между собой Марией, их матерью. И даже упоминание о том, что Иешуа был первенцем у Марии, косвенно подтверждает наличие детей у неё после Иешуа. Все вышеперечисленные факты до основанья разрушают миф о непорочном зачатии от Бога.
Согласно сочинению Иеронима Стридонского (342-420гг.) Яков, брат Иешуа стал руководителем Иерусалимской общины: " После апрстолов Иаков (Яков), брат Господень прозванный Праведным, был сделан главой Иерусалимской церкви (общины)" Из книги О знаменитых мужах, гл.2. И там же: "Иаков правил церковью Иерусалима 30 лет, то есть до седьмого года правления Нерона". Нерон стал императором в 54 году, следовательно 61- ый год, убит он был в 62 году. Отсюда вытекает дата ухода Иешуа- 31-32 год.
Евсевий Кесарийский в своей " Церковной истории" приводит цитату из книги Гегезиппа ( год рождения неизвестен, умер в 180 г). Книга называлась " Записки ", к сожалению, не сохранилась до нашего времени. " Брат Господень Яков (Иаков) получил управление Церковью вместе с Апостолами, Все- от времён Господа и доныне- называют его " Праведным ": имя Якова (Иакова) носили ведь многие. Он был свят от чрева матери: не пил ни вина, ни пива, не вкушал мясной пищи; бритва не касалась его головы, он не умащался елеем и не ходил в баню. Ему одному было дозволено входить в Святая Святых; одежду носил он не шерстяную, а льняную. Он входил в Храм один, и его находили стоящим на коленях и молящемся о прощении всего народа; колени его стали мозолистыми, словно у верблюда, потому, что он всегда молился на коленях и просил прощения народу, За свою великую праведность он был прозван " Праведным "и " Овлием"; слово это означало "ограда народа " и " праведность"; так говорили о нём пророки." Евсевий Кесарийский, Церковная История книга 2-ая глава 23, п.4-7.
" Святая Святых" или "Двир" ( иврит)это непосредственно то место, где произошло связывание ( акеда, иврит)Ицхака Авраамом, с целью принести его в жертву Богу, Впоследствии в 1-ом Храме это было помещение, где хранился Ковчег Завета (Арон ха Кодеш, иврит)( начало 10-ого века до н.э. - 586г до н.э.). В этом Ковчеге Завета хранились скрижали Завета, полученные Моисеем на горе Синай от Бога. Считается, что Ковчег со скрижалями был захвачен вавилонянами при разрушении Первого Храма в 586 году до нашей эры. Во Втором Храме сохранился только" Двир" . Но существует одна очень любопытная подробность, ускользнувшая от историков Церкви. В Святая Святых разрешалось входить только первосвященникам, то есть тем, кто принадлежал к роду Коэнов, прямым потомкам Аарона, брата Моисея. Причём разрешалось входить один раз в году в день Искупления ( Йом ха Кипурим, ивр.) и одет должен был быть входящий в Двир через "игольное ушко" обязательно в льняную одежду.
Из всего вышеперечисленного вытекает факт, что Яков Праведный принадлежал к роду Коэнов, то есть к колену Леви, а не к колену Иуды, к которому принадлежал царь Давид. Следовательно, и брат Якова Иешуа принадлежал к Коэнам.
То, что все четыре Евангелия упорно причисляют Иешуа через его отца Иосифа к колену Иуды, доказывает, что или все они подверглись позднее редакции, или же они были написаны людьми, не исповедовавшими иудаизм. Возможно, что была комбинация из двух факторов. Даже Евангелие от Матфея, считающееся наиболее проеврейским, ошибочно возводит род Иешуа к колену Иуды к роду Давида. Понятно, для чего это было сделано - Мессия должен был быть из рода Давида, но уж очень всё это было притянуто за уши.
Иешуа был коэном дважды, и со стороны отца, и со стороны матери. Мария принадлежала к роду коэнов, а по еврейскому Закону первенец женщины, принадлежащей к роду коэнов, также является коэном.
Как уже неоднократно упоминалось В Храм разрешался доступ только лицам, исповедавшим иудаизм, так, что и все апостолы и Яков и брат Иешуа Иуда были иудеями по вероисповеданию Что до Якова, то ,что он не пил вина, не ел мясной пищи и не стриг волосы и носил льняную одежду говорит по меньшей мере о трёх вещах.
" 4 Итак берегись, не пей вина и сикера ( пьянящий напиток), и не ешь ничего нечистого.
5 Ибо вот, ты зачнёшь и родишь сына, и бритва не коснётся головы его ,потому что от самого чрева младенец сей будет назорей Божий, и он начнёт спасать Израиля от рук филистимлян" Книга Судей Израилевых гл.13 ст. 4,5.
Вышеупомянутый отрывок относится к рождению Самсона, но само описание того, что он должен делать потом, совпадает слово в слово. Поэтому позволительно сделать вывод, что Яков был " назореем" и "нави" (пророком).
Во - вторых: его рацион- это то, что ели в ессейской общине в районе Мёртвого моря в Кумране.
В - третьих-" 10 И пусть священник оденется в льняную одежду свою, и наденет на тело своё льняное нижнее платье..."
Ваикра (Левит)гл.6 ст. 10 Из отрывка совершенно ясно, что Яков был коэном из рода Аарона и что он был действующим священником.
Подводя итог всему вышеперечисленному, можно с полной уверенностью сказать: Яков, родной брат Иешуа, истово верующий иудей, коэн по рождению, ессей по воспитанию, естественно, обрезан по Закону Моисееву, руководитель общины людей, верящих в то, что Земля Израиля должна быть освобождена от гнёта оккупантов, то есть Рима.
"25 Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нём, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своём действовании" Соборное послание Якова гл.1 ст.25 Чснее выразиться можно было бы только прямым призывом глубже вникнуть в Тору и поднять восстание против Рима. В том, что это послание написано глубоко верующим иудеем, не можетбыть даже тени сомнения: " Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют и трепещут" гл.2 ст. 19
" Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить" гл. 4 ст.2. Во всех еврейских молитвах и по сей день присутствуют слова : " Адонай Элогейну, Адонай эхад!" - Господь Бог наш, Господь един! ( перевод с иврита).
О какой же Церкви может идти речь, тем более Церкви принявшей все догматы Павла. Весь круг учеников Иешуа, братья его были глубоко верующими иудеями, исповедовавшими ортодоксальный иудаизм. Забегая несколько вперёд, стоит отметить, что 14 (!) последующих руководителей Иерусалимской общины были верующие иудеи. Из " Церковной истории " Евсевия: " Из письменных источников я только узнал, что до осады Иерусалима Адрианом их ( иерусалимских епископов ( руководителей общины)) было пятнадцать, преемственно сменявших друг друга, что все они были исконными евреями... Следует перечислить их ( обрезанных), начиная с первого. Первым был Яков, именуемый братом Господним; вторым- Симон, третьим - Иуст, Закхей - четвёртым, мятым - Товия, шестым - Венеамин (Беньямин), Иоанн - седьмым, восьмым- Матфий, девятым - Филипп, десятым - Сенека, одиннадцатым- Иуст, двенадцатым - Левий, тринадцатым - Ефрем, четырнадцатым - Иосиф, последним, пятнадцатым - Иуда. Столько было в Иерусалиме епископов, от апостолов и до нынешнего времени; все они из обрезанных " Книга 4-ая, гл.5 п.2,3,4.
Осада Иерусалима войсками императора Адриана и последующий захват города произошёл в 135году; затем специальным декретом Адриана под страхом смертной казни был запрещён доступ в город любому человеку, подвергшемуся обрезанию. Вероятно, именно это обстоятельство прервало традицию, позволяющую еврею быть руководителем Иерусалимской общины. Правда, случилось это значительно позднее описываемого времени.
Паве пришёл в Иерусалим в 39 году. За его плечами опыт послушничества в Кумранской общине, имя и репутация наработаны среди иудеев, придерживавшихся ессейской школы в иудаизме. Но Яков Праведный и Иоанн и другие ученики Иешуа ( кроме Петра) отшатнулись от Павла, как от прокажённого. Слишком памятны были его связи с семейством первосвященников и римской администрацией, слишком известна была его работа в качестве агента тайной Храмовой службы, Слишком хорошо помнили и преследования Павлом патриотов-иудеев, тех, кто осмеливался протестовать не только против угнетателей римлян, но и против предателей- коллаборационистов. Хорошо помнили и смерть Кетера (Штефана), в казни которого Павел принимал самое непосредственное участие. И не потому Павел, как впоследствии утверждал Лука, преследовал Кетера и ему подобных, якобы за то, что они верили в Мессию Иешуа, нет, тогда не только в Иерусалиме, но и во всём мире никто не подозревал, что Павел сделает его богом и сыном Бога. А за то Павел преследовал их, что они призывали евреев бороться с оккупантами и предателями еврейского народа. Тогда никто, кроме Петра не захотел с Павлом разговаривать. Даже придуманная им легенда с видением Иешуа и разговор с ним не подействовали на отношение членов Иерусалимской общины к нему. И отзывы, весьма положительные от ессейской общины Кумрана, где но обучался, тоже не впечатлили. Решение принимал Яков, а он был не только глубоко религиозным человеком, но и очень проницательным. Понимая, что если человек совершил предательство по отношению к собственному народу, то невозможно поверить, даже спустя три года, в искренность его раскаяния. Должно было пройти гораздо больше времени, прежде чем ему можно было бы начать верить.
Первоначальный план Павла остаться в Иерусалиме и работать среди эллинизированнных евреев рухнул. И это послужило началом нескончаемого конфликта между Павлом и общиной во главе с Яковом. Павел возненавидел и Якова, и апостолов настолько сильно, насколько может ненавидеть образованный человек неграмотных людей, отказавших ему в признании. Будучи человеком сильного духа, он не жаловался. Даже в период, когда Иерусалимской общине угрожал голод, Павел совместно с Варнавой собрали деньги в Антиохи и привезли в Иерусалим. Произошло это позже, а в 39 году Павел был вынужден уехать к себе на родину в Тарс. Там и была окончательно выработана концепция новой религии, которую было возможно распространить среди язычников вместо иудаизма. Сделать это было возможно среди тех, кто интересовался единобожием и решил отойти от политеизма, тем более это довольно легко было осуществить в Сирии и Киликии, население которых составляли или греки, или эллинизированные туземцы.
В отличие от попыток Павла создать понятный и приемлевый для язычников образ Иешуа как сына бога, сам Яков считал своего брата праведником, но никак не богом: " 6 Вы осудили, убили праведника; он не противился вам" Соборное послание Иакова (Якова) гл.5 ст.6 То, что в стихе первои главы 1 и в первом стихе главы 2 Иешуа упоминается как Мессия, есть не что иное как поздняя вставка.
Оригинальный текст, предположительно, выглядел следующим образом : " Иаков (Яков), раб Господа, двенадцати коленам, находящимся в рассеянии, - радоваться " Гл.1 ст.1 Нет и не может быть никакого сомнения, что послание Якова, выдержанное в абсолютно в иудаистической традиции обращено к двенадцати рассеянных по свету иудейским коленам. Достаточно прочесть два стиха из первой главы, чтобы устранить любые сомнения:" 17 Всякое деяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов (Бог Цеваот), у которого нет изменения и ни тени перемены.
18 Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий" Соборное послание святого апостола Якова гл.1 ст.17,18
Стих 17-ый представляет собой парафраз из Торы, книги Бэмидбар (Числа) : " Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб ему изменяться. Он ли скажет, и несделает? Будет говорить и не исполнит?" гл.23 ст.19. Это слова самого Бога, обращённые к Валааму. Бог не меняет ни свои установки, ни свои требования- Он постоянен во всём в отличие от людей и природы. Он создал Закон для всего сущего (существующего), и законы эти неизменны и ни человек в силу своих пока ещё слабых сил, ни Он Сам, в силу своего постоянства не может эти законы изменить.
У пророка 5-ого века до н. э. Малахии есть стих на эту тему: " Ибо Я -Господь, Я не изменюсь; посему вы, сыны Израиля, не уничтожились" гл.3 ст.6. Стих этот предельно ясно объясняет, почему еврейский народ, несмотря на все проблемы, возникавшие и возникающие, жив до сих пор. А главное в этих всех стихах это то, что Бог - Он постоянен, Он не нуждается ни в каких сублимациях, Он не имеет необходимости превращаться во что-либо, или в кого-либо. Он сущий _ ОН был, Он есть и Он будет.
А второй стих (Љ 18) есть логическое продолжение стиха Љ 17. И в каждом из этих стихов даже спустя 2000 лет просматривается ультраортодоксальный иудей, бесконечно верующий в Бога, Тору , данную Богом и от всей души любящий иудаизм и иудеев.
Вторая цитата из главы 2-ой стих 1-ый: " Братья мои! Имейте веру в нашего Господа славы, не взирая на лица ". Это расширенное толкование на указание Бога из Декалога- " не лжесвидетельствуй! ", " Не делайте неправды на суде; не будь лицепрятен к нищему, и не угождай лицу великого; по правде суди ближнего своего" Ваикра (Левит) гл.19 ст.15 Положения : не делай неправды на суде, и по правде суди ближнего своего- особого пояснения не требуют, суть их обнажена в самой фразе. А фраза, не будь лицеприятен к нищему - обозначает следующее: нищий и так обижен судьбой и если он судится с богатым, то, казалось бы, если приговор будет несмотря на истину, в пользу нищего, то ему будет на пропитание, а от богатого не убудет. Концепция эта порочна, на суде должна торжествовать правда и ничего кроме правды. Точно такое же беспристрастное отношение должно быть и к " великому" то есть к богатому и знатному человеку, несмотря на его положение в обществе.
В главе 2-ой послания, начиная со стиха2-ого и по 8- следуют рассуждения о богатом и бедном , " .... Вошедшем в собрание ваше" Поскольку это перевод с греческого языка, то подразумевается синагога. И окончательным приговором звучит стих 9-тый в сравнении богатого и бедного: " Но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете и пред законом оказываетесь преступниками" И далее следует логический переход к соблюдению всего Закона полностью, без купюр. " 10 Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чём - нибудь, тот становится виновным во всём" Слова человека, ставящего Закон, данный Богом на соответствующую высоту; невозможно соблюдать закон выборочно: это исполнять, а это нет, так как это неважно Нет в Законе Моисеевом неважных вещей, то что от Бога всё важно, вплоть до последней запятой. Это подтверждает и Иешуа в Евангелии от Матфея: " 19 Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречётся в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречётся в Царстве Небесном" гл.5 ст.19
Яков в своём послании проводит мысль о том,. что еврейское общество должно быть цельным, не раздробленным, в нём не должно быть злобы по отношению к другому иудею: " 11 Не злословьте друг друга, братия: кто злословит брата или судит брата своего, тот злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья.
12 Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить: а ты кто, который судит другого?" Послание Иакова (Якова) гл.4 ст. 11,12. Слова эти перекликаются со стихом 22-ым Нагорной проповеди Иешуа из Евангелия от Матфея. В стихе 11 послания Якова подчёркивается - должно быть исполнителем Закона, а не судьёй над Законом, именно то, что всё время пытается сделать Павел. Яков не оставляет даже тени сомнения- Законодатель и Судья - Един, и тот кто судит Закон , тот пытается судить Бога.. Впоследствии, благодаря стараниям Павла и евангелистов из стиха Љ 12 родится знаменитое положение, которое припишут Иешуа : " Не судите, да не судимы будете!", переворачивающее, сказанное Яковом с отношений с Богом, до отношений сугубо земных.
Возвращаясь к стиху Љ 18 первой главы послания Якова: " Восхотев, родил Он нас словом истины.....". Становится ясно, что Яков подчёркивает мысль о том, что Бог приходится духовным Отцом всем евреям, еврейский народ духовный первенец Божий. Причём весь народ, а не отдельная личность. И в этом один из главных конфликтов с идеологией Павла, подменяющего народ Израиля, духовного первенца Бога, якобы физическим сыном бога, Иешуа; причём подменяет вполне квалифицированно, учитывая психологию язычников, для которых появление детей у богов явление заурядное, не вызывающее удивления или неприятия.
Отношения народа Земли Израиля и Бога волновали практически всех еврейских пророков. У пророка Исайи отношения эти сравниваются с отношениями между женихом и невестой, или мужа и жены.
" 10 Радостью возрадуюсь в Господе, ликовать будет душа моя в Боге моём; ибо Он одел меня в одежды спасения, одеянием справедливости облек меня, как жених возлагает на себя священнический венец и как невеста украшается драгоценностями своими" Исайя гл.61 ст. 10
"1 Ради Цийона молчать не буду и ради Йерушалаима не успокоюсь, пока не выйдет, как сияние, справедливость его и спасение его - как факел горящий.
2 И увидят народы справедливость твою, и все цари - славу твою, и назван будешь ты именем новым, которое уста Господа изрекут.
3 И будешь ты венцом славы в руке Господа и диадемой царской в руке Бога твоего.
4 Не скажут тебе более - покинутый, и о земле твоей не скажут более - пустошь, ибо назовут тебя желанным и страну твою - замужней, ибо желал тебя Господь, и страна твоя замужем будет.
5 Как сочетается юноша с девушкой, сочетаться будут с тобой сыновья твои, и ( как) радуется жених невесте, возрадуется о тебе Бог твой." Пророк Исайя гл.62 ст. 1-5
Яков, как и большинство религиозных евреев в то время, очень хорошо знал и глубоко почитал пророка Исайю. В послании Якова 88 стихов, из них 7 взяты из сочинения пророка Исайи. Как и для Исайи для Якова Праведного Земля Израиля в целом и Иерусалим в частности, являлись центром всей Вселенной, землёю Бога, подаренной им народу, принявшему Тору из рук Его. Бог лично давал указания о том, как построить Иерусалимский Храм - место Шхины ( постоянного пребывания Божественного присутствия ). Иерусалимский Храм был святым местом для каждого верующего еврея и, конечно он был местом святости для Иешуа, приходившего туда для исполнения закона о посещении Храма в Пейсах ( Пасху). Для обоих братьев , да и для апостолов Храм был домом, в котором обитал Бог и в котором решалась судьба Израиля. Это было главной заботой, главным вопросом, занимавшим общину, руководимую Яковом; всё происходящее в мире интересовало их лишь постольку, поскольку было связано с интересами Израиля. Тот, кто читал Новый завет, мог обратить внимание, что Павла это не интересовало совсем.
Стоит ещё раз подчеркнуть: иудаизм никогда не занимался целенаправленно миссионерской деятельностью. Все религиозные авторитеты всегда считали, что у каждого человека своя дорога к Богу и пройти он (человек) должен её сам, по велению сердца и ума. Тору никогда не скрывали, она была всегда открыта для всего мира. У цивилизованной част мира, Греции , а затем и у Рима, Тора вызывала определённый интерес. Во всяком случае, в середине третьего века до нашей эры по приказу царя Египта Птоломея 2-ого Филадельфа Тора была переведена на греческий язык, бывший тогда языком межнационального общения. Также были переведены остальные книги Танаха; их перевод был закончен примерно к 130-ому г. до н. э. Хотя Септуагинту назвать абсолютно точным переводом назвать нельзя, в христианскую Библию вошла именно она. Авторы Нового Завета и все параллельные ссылки на Святое Писание , так назван христианами Танах, указывают на перевод Септуагинты. В ней не только масса неточностей, но есть и достаточно серьёзные искажения. Так, например, в Евангелии от Луки в родословной Иешуа, которую автор протянул до Создателя Адама, то есть до самого Бога, упомянут Каинан, сын Арфаксада. Такого персонажа нет в Торе, там Арпакшад (Арфаксад) родил Шэлаха ( Бэрейшит (Бытие)) 10:24.
Убеждать людей, пребывающих в язычестве, заинтересовывая их какими-то благами в этом ли, в том ли мире, как это делал Павел, мог или человек далёкий от духа и буквы Закона, или человек, желающий отвратить интересующихся верой в Единого Бога язычников от перехода в иудаизм. Поскольку Павел знал Закон очень хорошо, то следует признать, что присутствует вариант Љ 2.
Людьми, поступающими так же, как Павел никак не могли быть ни Иешуа, названный впоследствии и Мессией (Христом) и сыном Бога, ни Яков Праведный и никто из учеников Иешуа - апостолов. Конфликт, разгоревшийся между Яковом и Павлом в части обрезания, это только часть проблемы, видимая всему миру. В действительности разногласия лежали гораздо глубже. Яков достаточно ясно представлял себе, что конечная цель Павла не приблизить язычников к иудаизму, а отдалить их от него. Условие, выдвинутое Яковом в качестве минимума для язычников, те семь заветов сынам Ноя, могло рассматриваться как первый шаг, как первая ступень по лестнице Якова, праотца всех евреев, на пути к Богу. И по этой причине, резко возмутилась впоследствии вся Иерусалимская община, когда Павел обнародовал тезис, что и евреям обрезание не обязательно.
Сподвижник и друг Павла, Лука, не будучи евреем, описывает процедуру обрезания у двух лиц, без которых рождение христианства вообще состоятся не могло- Йоханана ха Матбиля ( Иоанна Крестителя) в гл.1-ой ст.59; и Иешуа ( гл.2-ая ст. 21).
Понятно, что восьмидневным младенцем обрезание переносится гораздо легче, чем взрослым человеком. Понятно, что желающие войти в общество Господне язычники хотели избежать обрезания. Но такова суть иудаизма, переход в него сопряжён с большими испытаниями, ещё большими самоограничениями. И в то время, и в нынешнее не очень много есть людей, способных на это.
И самим Иешуа и у его братом Яковом исполнение Закона в полном объёме было главным делом всей жизни. О чём совершенно недвусмысленно было заявлено самим Иешуа : " Не думайте, что Я пришёл нарушить закон или пророков; не нарушить пришёл Я, но исполнить.
Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдёт небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдёт из закона, пока не исполнится всё" Евангелие от Матфея гл.5 ст. 17,18
Вот суть конфликта между Павлом и Яковом, которого поддержала практически вся община, кроме, пожалуй, Иоанна. Пётр первоначально поддержал позицию Якова Праведного, хотя между ними отношения и были не очень приязненные отношения. Пётр считал, что Иерусалимскую общину должен возглавлять он, как один из наиболее близких учеников Иешуа. Помимо всего, после " успеха "Павла у язычников и роста популярности Павла у них же, Пётр стал считать что то, чем занимается община под руководством Якова бесперспективно и стал искать собственный путь продолжения дела Иешуа. Но произошло это позднее.
Практически все христианские авторы писавшие о Иерусалимском Соборе, пытались представить конфликт между Павлом и Яковом как весьма незначительный, и объясняли все требования общины догматичностью и закоснелостью ритуалов иудаизма. Основное положение из Святого писания, позаимствованное Павлом и его последователями, было "Возлюби ближнего своего, как самого себя ". От подлинной цитаты осталась половина текста и половина смысла. Как к примеру можно возлюбить палача твоих родных и близких, как можно возлюбить растлителя детей, садиста, насильника или бандита? Как можно возлюбить людей, которые ради своих каких-то корыстных интересов посылают подчинённых им людей на верную смерть. Как можно было любить римлян, язычников , оккупировавших Землю Израиля и обложивших непосильными налогами всё население, в том числе вдов и сирот.
Цитата эта была специально Павлом укорочена. В полном виде она такова: " Не мсти и не храни злобы на сынов народа твоего, и люби ближнего своего, как самого себя: Я Бог." Как видно из полной цитаты Бог заповедал всё это своему народу - евреям. Поэтому по самой глубинной сути души всех евреев равны между собой - и грешные и праведные, перед Богом они равны. Но не перед людьми, поскольку они соотносятся с другими людьми, то обязаны относится к окружающими их, также, будто они общаются с самим Богом. И все причинённые обиды могут быть осуждены, а все поступки праведные заслуживают похвалы и всеобщего одобрения и любви. Эти поступки требуют от человека большой самоотдачи, выполнения не только десяти заповедей , данных на горе Синай Богом, но и выполнения 613 мицвот( установлений).
Интересный факт! Пеле возникновения иудаизма прошло почти 3500 лет, после возникновения, так называемого христианства, а точнее паулизма, почти 2000 лет, но до сих пор подавляющее большинство людей живущих на Земле не понимают глубинной сути иудаизма, его задач и его универсализма. Иудаизм не просто удачно найденное богословское и философское решение вопроса всеобщего равенства каждого человека перед Богом. И это не просто ещё одна религия, возникающая раз в несколько тысяч лет и призывающая к всеобщей любви. Это не схоластическое философское решение обустройства жизни на основе трудов "гениев человечества", породивших такие течения, как коммунизм, нацизм, фашизм, социализм и тому подобные изыскания на тему осчастливить разом всего человечества. Иудаизм это программа существования и развития человечества данная откровениями самого Бога. И это откровение должно было стать факелом в руке впереди идущего для всего человечества, для его морального преображения. Всё это понимал Яков Праведный и к этому вёл свою общину.
Время постепенно расставляет всё по своим местам, В наш весьма просвещённый век в цивилизованных странах, преимущественно христианских, принято обрезание, хотя бы и как мера гигиенического, но необходимого для жизни характера. Правда произойдёт это спустя почти 2000 лет после описываемых событий.
На совещании в Иерусалиме в 49 году решался вопрос не только и не столько об обрезании, как об отношении общины в целом к язычникам, стремящимся к единобожию и принятию последних в религиозное сообщество. К великому сожалению, нет никаких точных описаний деятельности общины, можно только попытаться восстановить какие-то эпизоды по тем или иным воспоминаниям. Известно, что в помимо Якова и ещё одного брата Иешуа Иуды, в общине был ещё один брат из этой семьи по имени Ошэйя ( Осия), часто называемый в русских источникак Иосифом. Известно, что все они были женаты. Павел в 1-ом послании к Коринфянам, датируемым рядом исследователей 54 годом упоминает: "5 Или не имеем власти иметь спутницей сестру жену, как и прочие Апостолы, и братья Господни,, и Кифа?" гл.9 ст.5
Об остальных членах семьи Иешуа, состоящих в общине, сведений нет. Нет упоминания также об активных женщинах в общине, что кстати подтверждает её иудейско-ессейский характер. Те бедные женщины и вдовы с детьми, которых община поддерживала и содержала, активной деятельностью в общине не занимались, во всяком случае, у Луки или у других авторов об этом не упоминается.
Общину под управлением Якова Праведного можно со всей определённостью считать ессейской, поскольку очень много совпадений с уставом Кумранской общины.
1. Общность имущества.
2. В совете общины двенадцать человек, а жрецов трое - Яков Праведный, Шимон ( Пётр) и Йоханан (Иоанн). "В совете общины двенадцать человек, а жрецов трое совершенных во всём открытом из всего учения (Торы), чтобы творить истину и справедливость, правосудие и любовь к милости и скромное поведение друг с другом.
.....То стена испытанная, драгоценный краеугольный камень. ..... И (они) дом совершенства и истины в Израиле" Устав Кумранской общины гл. 7 ст. 1,2,5,7,9.
3. Во главе общины стоит потомок Аарона (Коэн), каковым и являлся Яков Праведный. " Лишь сыны Аарона властвуют над судом и имуществом" Устав гл.9 ст. 7
4. Должности были выборными, причём выбирали общим собранием. Примером может служить выборы 12-ого апостола Матфия после ухода Иешуа.
5. Вера в бессмертие души - один из самых важных постулатов - как в ессейской общине, так и в общине, руководимой Яковом.
Согласно более позднему сообщению Ипполита ( умер в 236году) ессеи верили в воскресение тела после Страшного Суда. В это верили и официальный иудаизм (фарисеи). До сих пор этого же верования придерживается и ортодоксальный иудаизм, и по этой причине не разрешается нарушать покой могилы и уничтожать кладбища. В самом крайнем случае допускается аккуратный перенос тел и их повторное захоронение.
То, что само слово " ессеи " не встречается ни в одной из 27 книг, входящих в Новый Завет и считающихся каноническими в христианстве, позволяет предположить, что слово это беспощадно вымарывалось из всех источников раннего христианства. И так же этот факт практически безошибочно приводит к пониманию того, что то, чем занималась Иерусалимская община, и что проповедовал Иешуа, был иудаизм. А то, что проповедовал Павел и иже с ним - есть полное искажение заветов Иешуа и заповедей ессеев. И хотя позднее идеи Павла были названы христианством, с тем, что проповедовал Иешуа, всё это имело очень мало общего.
Список совпадений правил ессейской общины Иерусалима и нормативных документов ессеев Кумрана может быть увеличен, но даже из приведённых примеров достаточно очевиден факт, что община Иерусалима была основана на идеологии Кумранской общины ессеев. Косвенным подтверждением служит то, что Павел три года обучался именно в Кумране. У различных общин ессеев, как отмечали исследователи, были расхождения и в нормах быта, и в плане идеологии. Неизменными были полное соблюдение Законов Торы и борьба с римскими завоевателями и поддерживающими их саддукеями. В описываемый период, то есть от смерти Ирода Великого ( 4-ый год да н.э.) и до разрушения Иерусалимского Храма 70-ый г. н.э.) известны три очень большие общины ессеев: Кумранская, Дамасская и Александрийская. Более мелких общин было значительно больше. В Кумране этот период (4- -ый год до н.э. - 70-ый г ) был зилотским: основные усилия общины были направлены на борьбу с римлянами. В уставе Кумранской общины они названы сынами тьмы - "киттим". И Иерусалимская община, плоть от плоти Кумранской не могла оставаться в стороне от борьбы с " киттим". Те догмы, что впоследствии проповедовал Павел о покорном принятии своей участи, то, что впоследствии было названо "непротивление злу насилием" не имеют ничего общего ни с идеологией ессеев, ни с тем, что на самом деле проповедовал Иешуа.
В Иерусалимской общине свято чтили память об Иешуа. Считали ли его там Мессией. Скорее всего, нет. Сыном Божьим его могли считать в том же смысле, в каком сыном Божьим считается каждый из евррев. Весь Израиль, и как весь народ, так и каждый еврей свято верили, что являются первенцем Господа Бога. Именно об этом писал царь Давид: " Господь сказал мне: Ты сын Мой, Я ныне родил Тебя; " псалом 2 стих7. Об этом же неоднократно писали и пророки. В общине Иерусалима были ещё три брата Иешуа- Яков, Иуда и Ошейя . Иуда предпочитал называться братом Якова, а не Иешуа. Возможно из скромности, а скорее всего Якова в общине ставили на тот же уровень, что и Иешуа, а возможно и выше. Вполне возможно, что оба они считались " Учителями праведности"., которых почитали выше чем учёных и уважаемых людей. Яков совершенно не зря получил приставка Праведный