Магид Яков Моисеевич : другие произведения.

Уралы

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  
  "Уралы"
  
  Знаменитые советские Студебеккеры (Studebaker), грузовые автомобили марки "Урал". Иногда мне казалось, что наши конструкторы просто перекопировали американца и создали для нашей армии свой вездеход, автомобиль повышенной проходимости, для "катюш", для "градов", для таскания артиллерии и прочих целей. Ведь по американской программе "Ленд-лиз (Lеnd lease)" вся предоставленная во время войны Советскому Союзу автомобильная техника, взятая взаймы, подлежала после войны возврату обратно в США. Покупать эти авто было не по карману послевоенному Союзу, поэтому пришлось создавать свои.
  И как рассказывал мой покойный отец, фронтовик, обидно было наблюдать советским гражданам в конце 40-х годов прошлого столетия, как отремонтированные, покрашенные свежей краской Виллисы, Доджи, Форды и "Студеры" прибывали в порты Одессы, Николаева, Мурманска и...,превратившись после копров в металлолом, грузились на сухогрузы и отправлялись в Штаты на переплавку.
  Илья Маркович Волов, фронтовик, с кем мне довелось работать в Грозном, на заводе "Красный Молот", всю войну прошел от командира автомобильного взвода до комбата и уж он то знал американские автомобили не понаслышке. "Эх, прекрасные были машины. Если бы янки оставили бы нам после войны хотя бы несколько тысяч, сколько бы денег мы бы съэкономили", - сокрушался каждое 9 мая Илья Маркович, когда мы отмечали День Победы. Хотя бывалый фронтовик понимал, что фултонская речь Черчилля в 1946 году делала невозможным сделать Советам такой шикарный подарок со стороны Запада.
  У нефтянников "Уралы" были в почете. Ведь не везде на бескрайних территориях Советского Союза могли пройти популярные "газики" и "ЗИСы". А миасские автомобили могли. Бездорожье и снежные заносы не были для них препятствием. Территория же Тенгизского месторождения прямо изобиловала этими "прелестями". Пески, соры, разновысотный рельеф, зимняя гололедица. Не в пример теперешним низкосидящим красавцам, которые изобилуя своим количеством в Тенгизшевройле, не признают других дорого, кроме как асфальтированных.
  Будучи грузовиком мощным, "Урал" мог перевозить кроме оборудования и материалов, также и вахтовые бригады. На базе грузовика конструировали будки-домики, где размещали весь быт для людей. Здесь были и печки, и ящики для продуктов, и емкости для воды. Люди могли там спать и работать, им не были помехой ни жара, ни холод. Такие машины народ называл "вахтовкой", так как они были очень удобны, а потому популярны для вахтовых бригад. Конечно, там не было того уюта, который создавался в стационарных домиках, но для вахтовиков тогда это не было столь важно. Важна была мобильность и доступность в любую точку.
  - Когда же наконец начальство повернется к нам лицом, - недовольно ворчал мой коллега по работе в Тенгизском объединенном газоспасательном отряде при НГДУ "Тенгизнефть" Бауржан Балгимбаев. - Целый год выпрашиваю у них автомашину для моих людей, но кроме обещаний, никаких практических действий.
  Бауржан работал в начале 90-х годов командиром Промыслового газоспасательного отряда и обеспечивал безопасность персонала, как при бурении, так и при эксплуатации скважин. Кроме него в машинах нуждались также и другие газоспасательные отряды при НГДУ, но в условиях дефицита и плановом централизованном распределении автотранспорта, было невозможно решить эту проблему. Нужен был жест, жест широкий и волевой. И он...состоялся.
  
  
  
  
  
  Однажды я, как зам.гл.инженера НГДУ по газовой безопасности и будучи одновременно командиром объединенного газоспасательного отряда, был приглашен на крупную разборку, которую вел зам.министра нефтяной промышленности СССР В.Топлов в объединении "Тенгизнефтегаз". Рассматривался вопрос обеспечения безопасности персонала на промысле в плане проекта обустройства Тенгиза.
  - Начальник, - сверля меня немигающими глазами, спросил зам.министра, - что тебе требуется для успешной работы ? Противогазы ? Спецодежда ? Люди ?
  - Автомашины, "вахтовки",- немедленно последовал мой ответ.
  - ???- немое молчание.
  - "Уралы", - уточнил я.
  - Сколько ?
  - По проекту положено четыре, по одному на каждый отряд.
  - Под задницу каждому начальнику ?
  Конечно, был не секрет, что, как только организация получала автомобиль, то его обычно забирал себе кто-то из начальников и по назначению он обычно не попадал. Поэтому вопрос зам.министра попал в точку.
  - Если автомашины попадут к нам в отряд, то их будут использовать только по прямому назначению, - слукавил я, хотя, конечно понимал, что это невозможно.
  - Ладно, начальник, придется тебе поверить, - устало произнес Топлов. - Принимаю решение выделить два автомобиля "Урал" для газоспасателей НГДУ и два - для заводских.
  Я особо не обрадовался, так как понимал, что не увижу этих машин. На бумаге все можно написать, а в действительности...
  Но я ошибался. Одного "Урала" мы все-таки получили. Второго, В.Михайлов, гл.инженер НГДУ, вполне разумно отдал... электрикам.
  Вечером у меня в квартире неожиданно раздался стук в дверь. Нарисовался Серега Барченков, зам.гл.энергетика НГДУ.
  - Надо бы обмыть "Урал", - с ходу заявил приятель, - ты один ?
  - Нет проблем, - обрадовался я. Благо, жена была в отъезде с детьми, гостила у родителей в Горьком (сейчас г.Нижний Новгород). - Заходи.
  - Держи, - Сергей протянул 3-х литровую банку спирта.
  - Ты, что, с ума сошел. Да тут на взвод хватит.
  - Пить, так пить, - отмахнулся друган.
  Конечно выпить 3 литра спирта двоим, даже дюжим мужикам, было за один мах не под силу. Да и цель такая в тот вечер не стояла. Поэтому разбавив часть этой крепкой жидкости до содержания литра водки, мы приступили к делу.
  - Жена знает, где ты ? - спросил я после второй или третьей.
  - Да не, она, может, думает, что я на работе.
  - Так ты позвони ей, чтобы не беспокоилась, ведь вечер уже.
  Здесь стоит сказать, что жили мы в пос.Кульсары, в соседних микрорайонах, я в 3-ем, Сергей - в 1-ом. Эти районы разделялись центральной поселковой автодорогой. И было смешно наблюдать, как Сергей, повернувшись ко мне спиной, врал в трубку своей Людмиле, что у них аварийная ситуация на какой-то подстанции и он ответственный за устранение аварии, и его не будет дома до утра и весь следующий день. Я представлял себе его беспокойную жену с растрепанной прической, которая стояла у телефона в каких-то ста метрах от нас и слушала эту чушь.
  Позднее, уже в ТШО, когда Людмила Барченкова работала инженером по технике безопасности, я всегда, встречая ее в отделе ТБ, вспоминал этот случай и про себя тихонько улыбался. Знала бы она ?..
  
  
  
  
  Обмыли мы "Уралы" в тот раз на совесть. Работали они в наших подразделениях безотказно. Выполняли мы с их помощью не только производственные задачи, но и, с разрешения руководства, семейные. Возили из Гурьева картошку, рыбу, овощи и фрукты. Доставляли в семьи электриков и газоспасателей разные предметы домашнего обихода. Ну и конечно, не забывали при этом рыбалку и охоту.
  - Да, если быть настойчивым, то иногда можно чего-то добиваться, - брякнул
  Бауржан, вытаскивая очередного жереха из Урала.
  - Угу, - кивнул я, - крупный экземпляр.
  - Да я не о рыбе.
  - Не понял.
  - Я об этом красавце, - и он обернулся к нашему "Уралу", который возвышался на берегу одноименной реки.
  И мы невольно залюбовались нашим вездеходом, который величественно выказывал успехи отечественного автопрома.
  Я всегда вспоминал этот эпизод своей работы на Тенгизе и с ностальгией поносил нынешнюю нашу действительность. Ведь умели же и в советские время что-то делать.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"