- Слышал, Рыжков к нам едет, - поймав меня за руку в здании объединения "Тенгизнефтегаз", сказал Миша Бобшуков, зам. начальника ВГСЧ (военизированная газоспасательная часть).
Мы стояли в приемной гл.инженера объединения, ожидая совещания, на которое были приглашены руководители Тенгизской ВГСЧ.
Виктор Отт, недавно назначенный главным инженером объединения, стоял рядом с рабочим столом и смотрел в окно. Увидев нас с Михаилом, улыбнулся и жестом пригласил к столу. Мы представились.
- А где Петров ? - спросил Виктор Иоганесович.
- Он приболел и попросил нас поприсутствовать, - ответил я.
- Хорошо, я вас долго не задержу, - ответил Отт.
- На этой неделе к нам приезжает Николай Иванович Рыжков, председатель Совета Министров СССР, - продолжил он. - Премьер хочет посмотреть, как идет монтаж оборудования на заводе и промысле, встретиться с людьми, услышать наши планы на будущее. Также в планах визита посещение вахтового поселка. Ваша задача, очистить обочины промысловых дорог, а также дороги от вахтового поселка до самого завода от брошенных автомобильных покрышек.
Мы с Мишей переглянулись. Каждый раз, когда на Тенгизе ожидались большие гости, газоспасатели служили палочкой-выручалочкой в наведении чистоты и порядка на дорогах и трассах месторождения.
- А чего вам ещё делать ? - спрашивало недовольных начальство объединения "Тенгизнефтегаз", - комплекс еще не работает, идет пуско-наладка оборудования и если вас не загружать физической работой, люди постепенно скиснут, ослабнет дисциплина, начнутся пьянки и прочие безобразия.
Так было и в этот раз. Действительно, дороги в районе Тенгизского месторождения, а вернее, пространства вдоль этих дорог в 1990 году, представляли собой ужасное зрелище, особенно, в летнее время. Строительный мусор, полиэтиленовые и бумажные отходы, автомобильные шины, пустые бутылки и прочие бытовые отходы. Если бумага поедалась местным крупно-рогатым скотом, то все остальное ввиду его несъедобности животными игнорировалось.
Особенно бросались в глаза шины, так как большинство их лежало на обочинах и служило не только источником опасности на дорогах, но и раздражения начальства. Кроме всего прочего, по их числу можно было судить о количестве дорожно-транспортных происшествий. Дело в том, что практически ежедневно можно было видеть на дорогах и вне их переобувающийся автотранспорт. Летняя жара, низкое качество дорожного покрытия, превышение скорости движения автотранспорта приводило к частым авариям, часть из которых была связана с разрывом автопокрышек или, как говорили водители, с их "выстрелом". И частенько после таких "выстрелов" автомашины, в лучшем случае выносило за пределы дороги, а в худшем - переворачивало, что приводило к травмам или жертвам.
- Я вас попрошу к этому заданию отнестись с ответственностью, дороги - это лицо нашего месторождения, принимать работу буду лично, - и дав понять, что разговор закончен, главный инженер принялся куда-то звонить.
- Не понимает начальство, что газоспасатели должны в этот предпусковой период учиться, тренироваться, - недовольно ворчал начальник части Виктор Васильевич Петров, услышав нашу информацию. - А нас опять заставляют заниматься черт знает чем. Нужно поддерживать отряды в боевой готовности. Есть письменное распоряжение ?
- Да, есть официальная телефонограмма.
- Что ж, будем работать чистильщиками...
- А кстати, куда будем свозить их ? - задался я вопросом. - Это же шины, они не сгниют.
- Да надо их просто сжечь, - сказал стоящий рядом один из командиров взводов газоспасателей.
- Ни в коем случае. Я свяжусь со строителями, они подскажут, - сказал Миша Бобшуков, - а заодно попрошу у них пару самосвалов.
Нам повезло. Миша вышел на строительный трест "Дамбамонтажстрой" (г.Махачкала), который сооружал громадную дамбу, отделявшую Каспийское море от тенгизского промысла. Они нуждались в использованных автопокрышках, которыми "армировалась" дамба для лучшего скрепления грунта. Руководство треста даже выделило нам пару автосамосвалов, на которые наши ребята, идя по обочинам дорог, дружно кидали шины. Если же попадалась покрышка крупного калибра, то приходилось использовать автопогрузчик, который любезно выделили нам венгерские строители.
Не обошлось и без происшествий. Одну шину, лежащую в траве рядом с обочиной облюбовала небольшая змея. И когда к шине подошли ребята, чтобы ее забрать, змея шипением их предупредила. Все разбежались и никакие уговоры не помогали снова подойти к этой злополучной автопокрышке. Пытались было выкурить её оттуда камнями, но змей упорно сидел в покрышке. Конечно, его, этого змея, было жалко, но задание нужно выполнять. Пришлось подключать автопогрузчик. Я думаю, змея не стала дожидаться фатального исхода и, увидя громко-фыркающий механический агрегат, вовремя ретировалась.
Под вечер, перед самым закатом солнца, подъехал В.Отт вместе с начальником ВГСЧ В.Петровым.
- Аж приятно было ехать, - улыбаясь и здороваясь, сказал главный инженер объединения. - А куда, кстати, свозите их ?
- На дамбу.
- Предлагаю посмотреть, - и В.Отт предложил мне сесть в его черную "Волгу".
Было интересно наблюдать, как грамотно работали многочисленные бульдозеры и грейдеры, поднимая и утрамбовывая грунт широкой и нависающей, с одной стороны над степью и с другой стороны над морем, дамбы. Наши шины "неохотно" вдавливались в грунт бульдозерами и создавалось впечатление, что эти резиновые изделия не хотели быть втоптанными в песок, так как после того, как бульдозер уезжал, шины снова распрямлялись и вырывались из-под грунта. Но бульдозер возвращался и шины постепенно исчезали в "теле" поднимающейся дамбы..
На очередном совещании в штабе части, уже после посещения Н.И.Рыжковым нашего месторождения, В.Петров передал всем спасибо от генерального директора объединения В.Новикова.
- Уж лучше бы он "поляну" нам накрыл на дамбе, - сказал кто-то и все дружно посмеялись...