С этим средством защиты органов дыхания было связано немало интересных историй на Тенгизе, но об одной, довольно-таки комичной, хотелось бы рассказать.
Кто давно работает на Тенгизе, тот знает об этом противогазе. ИП-4 (изолирующий противогаз) был более современной модификацией знаменитого армейского противогаза ИП-46. Несмотря на свой относительно большой вес, около 4 кг, он был неизменным спутником каждого, кто работал на обустройстве и эксплуатации промысла и завода.
Это был надежный, проверенный временем противогаз, который не раз выручал буровиков, особенно во время газопроявлений на буровых. Правда, несколько позже, Госгортехнадзор запретил использовать ИП-4 для выполнения каких-либо газоопасных работ, так как в нем использовался химически несвязанный кислород, чей контакт с разного рода маслами или смазками на нефтяной основе, мог вызвать взрыв и возгорание. Поэтому было принято решение использовать ИП-4 только для эвакуационных целей.
Правда, частенько возникали дебаты относительно целесообразности использования изолирующих противогазов на Тенгизе. Дело в том, что фильтрующие противогазы, типа ГП-5 (гражданский противогаз), вполне могли бы защитить человека от сероводорода низких его концентраций. Но кто мог дать гарантии, что кто-то не попадет под высокие его концентрации ? Естественно, никто. Поэтому и было принято решение использовать всем персоналом, независимо от того, заказчик ты, или подрядчик, изолирующие противогазы, хотя это и требовало больших денежных затрат.
Существовало железное правило Тенгиза, если хочешь побывать на производственной территории промысла или завода, бери с собой эту громоздкую зеленую сумку. Иначе посты ВГСЧ не пропустят тебя, зафиксируют в специальном журнале и лишение премии тебе обеспечено. Данное правило не распространялось на транзитные проезды. Например, в сторону Прорвы, Саркамыса и т.д. При этом строго не рекомендовалось транзитному транспорту делать остановки на производственной зоне Тенгиза.
После очередной реорганизации объединения Тенгизнефтегаз в 1991 году, Тенгизская ВГСЧ была расформирована и на ее базе было создано 2 отряда, один из которых вошел в состав завода, другой - в состав НГДУ Тенгизнефть. К промысловикам перешли практически три ВГСО (военизированные газоспасательные отряды): Промысловый, Профилактический и большая часть Автотранспортного. А так как все посты по периметру месторождения принадлежали Профилактическому отряду, то контроль над доступом на завод и промысел имел только НГДУ Тенгизнефть, чем иногда ставил завод в неловкое положение. Частенько заводчане, подрядчики, да и сами промысловики, "качали права" на постах ВГСО, но ребята свое дело знали четко и любые действия пресекались довольно-таки жестко - записью в журналах.
Вскоре после того, как этот тройной ВГСО влился в состав НГДУ, пополнив коллектив промысла сразу на 200 человек и гараж - на 12 Икарусов, обновился и состав отдела ТБ НГДУ. Новый начальник этого отдела, товарищ Китуев, считая большой коллектив ВГСО своим мощным резервом, и желая выслужиться перед начальством, время от времени стал потихоньку пытаться командовать газоспасателями. Но подмять под себя ВГСО у него никак не получалось, так как газоспасатели подчинялись напрямую главному инженеру через своего командира, который также одновременно являлся и его заместителем. Но товарища Китуева это не останавливало.
Вскоре после его назначения на новую должность отдел труда и зарплаты (ОТИЗ) совместно с отделом кадров (ОК) приготовил на него приказ о повышении его зарплаты. Дело в том, что должность зам.гл.инженера по ТБ предусматривала зарплату в виде вилки, минимум - максимум. Приказ предусматривал максимум и дело было за малым - согласием начальника ОТИЗ Гульнары А. Товарищ Китуев каждый день забегал в ОТИЗ и справлялся о статусе приказа, но бюрократия знала свое дело.
Однажды, решив в очередной раз двинуть свою карьеру вперед, товарищ Китуев поехал на ключевой пост ВГСО, что находился в то время на саргомыской трассе севернее завода на развилке у ж.д. моста. Отодвинув в сторону постовых, он стал сам проверять у всех проезжающих, в том числе и у транзитников, наличие ИП-4. Глупость, конечно, но... как говорится, с начальством не спорят.
И, ... надо же так случиться, в этот день Гульнара А. во главе комиссии НГДУ по решению руководства объединения "Тенгизнефтегаз" ехала в Саркамыс, в соседний НГДУ "Прорванефть", на проверку работы ихнего ОТИЗа. Естественно, путь лежал через данный пост ВГСО, где в это время "безобразничал" товарищ Китуев. Подъехав к посту, ничего не подозреваемая комиссия удивилась, когда свои ребята, в лице товарища Китуева, стали требовать у них ИП-4. На аргументацию, что они, во-первых, дескать свои, а во-вторых, что они транзитники, услышали, что они нарушители правил ТБ и все будут наказаны. Товарищ Китуев всех переписал и... повернул автобус назад (!), так как на всех запасных ИП-4 на посту не хватило.
Был грандиозный скандал. Мало того, что была сорвана работа комиссии и не был своевременно отправлен отчет в объединение, был подорван авторитет отдела ТБ и, соответственно, главного инженера НГДУ В.Михайлова. Начальник НГДУ К.Кудабаев был в ярости. Товарищ Китуев так и не понял, почему. Не понял он также, почему не вышел приказ о повышении его зарплаты. Хотя все НГДУ знало, почему.
Только Гульнара А. после этого случая на всех посматривала свысока: смотрите мне, не дай бог потребуете ИП-4, я вам не только минимум, я вам вообще ничего............