Всегда предметом моей особой гордости того, что я работал на компанию ТШО (Тенгизшевройл), были СИЗ (средства индивидуальной защиты). Почему ? Да потому, что в советский период и до прихода корпорации Chevron на казахстанскую землю, везде в большой советской стране отношение к СИЗ было неоднозначное, а точнее, не серьезное. Что касается охраны труда и техники безопасности, то у любого руководства обеспеченность сотрудников СИЗ было всегда на втором плане. На первый план везде и всюду выдвигались призывы, плакаты и лозунги работать безопасно, то есть пропаганда, мало подкрепленная финансово и материально.
Если взять спецодежду и обувь, как часть СИЗ, то рабочие в то время использовали на рабочих местах, в основном, свои рваные домашние башмаки с истертой подошвой и старую, истрепанную одежду, в которой было уже стыдно появляться на улицах и в публичных местах. И, к примеру, если построить этот люд в одну шеренгу, то возникнет до боли знакомая всем советским людям картинка из документальных кинофильмов о заключенных ГУЛАГа. Сам ходил в такой одежде, когда работал сменным мастером в кузнечно-прессовом цехе крупного машиностроительного завода в городе Грозный. Даже там, в "горячем производстве", никому не было дела, во что одевается простой рабочий и как он защищается от вредных и опасных факторов.
Обычный вид рабочего того времени: всегда темные, помятые брюки, подпоясанные веревкой или куском изолированного провода, темная куртка или старый, рваный пиджак поверх клетчатой рубашки, кепка, разного типа обувь и торчащие из карманов брезентовые рукавицы. В лучшем случае можно было увидеть защитные очки и черные "зековские" ботинки с металлическим носком. О защитных касках не говорю, так как об этом СИЗ у меня есть отдельный рассказ.
Буквально на второй день после появления на Тенгизе американцев всех сотрудников совместного предприятия начали приглашать на склады и выдавать всем фирменную спецодежду с эмблемой корпорации Chevron. Летняя спецодежда, вся западного производства, состояла из нейлоновых синих комбинезонов с длинными и короткими рукавами, одной пары ботинок или сапог также западного производства со скрытым металлическим носком, двух пар носок, белой (!) защитной каски с подшлемником, темных защитных очков, берушей и тонких хлопковых перчаток. Все разом стали одинаковыми, как куры в инкубаторе. Но..., сколько было радости у людей, когда они смотрели друг на друга. Народ почувствовал заботу о себе со стороны руководства, люди поняли, что техника безопасности это не только слова и пропаганда, что это действительно серьезно.
Осенью, когда начали выдавать зимние СИЗ, то здесь, поначалу, мы вообще не могли поверить, что такое возможно. К летним комбинезонам прибавились зимние, теплые, добротные, не продуваемые ветрами. К ним в дополнение выдавалось теплое нательное белье, шерстяные носки, стеганные курточка и штаны, теплые кожаные перчатки и... самое главное, зимняя парка. Парка представляла собой фирменную, зимнюю, утепленную куртку-ветровку европейского производства с наружными и внутренними карманами, капюшоном и мощной замочной змейкой, которая расстегивала куртку движением, как снизу, так и сверху. Парка была предметом нашей особой гордости. Доходило даже до того, что в свободное от вахт время, народ, будучи дома на отдыхе в разных городах, гулял в этих куртках, как в парадной одежде, привлекая к себе внимание окружающих. Ходили даже слухи, что некоторые пижоны ходили в парках ТШО на... танцы !
В некоторых же случаях особо нечистоплотные сотрудники начали спекулировать этим товаром на рынках, что заставило руководство компании предпринять некоторые шаги по предотвращению подобных проявлений. Было также рекомендовано не показываться в местах проживания сотрудников в фирменной одежде компании, чтобы не привлекать к себе нездоровое внимание криминальной среды. Шли ведь неспокойные 90-е годы и в некоторых случаях было небезопасно идентифицировать себя сотрудником такого совместного предприятия, как "Тенгизшевройл".
Кроме спецодежды общего назначения специалисты начали получать современные средства защиты от вредных и опасных производственных факторов. Сварщики, вместо привычных брезентовых курток, брюк и кирзовых сапог, стали использовать кожаную спецодежду и обувь. Пожарные - огнезащитную, операторы установок - антикислотную и т.п. Кроме того, сварщики получили защитную головную маску с принудительной подачей свежего воздуха для дыхания. Пожарных и операторов технологических установок обеспечили современной западной воздушно-дыхательной аппаратурой (ВДА) европейского или американского производства. По всему заводу были развешаны специальные ящики желтого цвета, закомплектованные этими ВДА, к которым имели доступ все работающие на заводе сотрудники.
При проведении капремонтов большую популярность получило воздушно-дыхательное оборудование (ВДО) коллективного использования, где в качестве источников воздуха служили большие, 80-ти литровые воздушные баллоны, соединенные шлангами высокого давления через коллектор с масками от персональных ВДА. В комплектацию этого вида ВДО обычно входят небольшие персональные воздушные баллоны с запасом воздуха на 5 минут для аварийного выхода из загазованной зоны. О такого вида защитного оборудования до прихода американцев мы даже и не мечтали! Впервые подобное ВДО на базе мобильного трейлера было применено при ремонтах на промысле подрядной американской фирмой "STOP".
Несколько позже, по примеру корпорации Chevron и требованию ее руководства, в целях повышения уровня безопасности, всю нейлоновую спецодежду заменили на хлопковую, а еще позже - на огнезащитную из специальной ткани "Nomex". Аналогичное требование было также распространено и в отношении персонала всех подрядных организаций, работающих на Тенгизе. Причем контроль за соблюдением этих требований со стороны ТШО был жесточайший.
С приходом на Тенгиз шевроновцев поначалу особым шиком считалось широкое внедрение радиосвязи с применением персональных раций фирмы "Motorolla". Небольшие рации, помещавшиеся в ладони руки, практически полностью заменили телефоны. Каждый уважающий себя начальник, мастер, механик, консультант, каждый оператор со временем получили персональную рацию, без которой впоследствие производственная жизнь стала немыслимой. Имея рацию, можно было оперативно вести технологический процесс, ремонтные и аварийно-спасательные работы, можно было следить за всем, что делается в разных отделах компании, каждый из которых имел свои каналы радиосвязи. Мне было всегда приятно слушать радиопереговоры американцев на английском языке, что очень напоминало переговоры Центра управления полетов в Хьюстоне с экипажами космических кораблей "Apollo". Те же помехи, тот же акцент...
Особенно было удобно работать, используя радиосвязь, транспортным диспетчерам, которые могли быстро и оперативно связаться с многочисленными транспортными средствами ТШО и подрядчиков. Практически, каждая автомашина на Тенгизе, была оборудована рацией и устойчивой радиосвязью с диспетчером в радиусе до 100 километров.
Также широкое распространение получили персональные газовые детекторы на сероводород. Американское руководство потребовало, чтобы каждый сотрудник, входящий в производственно-технологическую зону (ПТЗ), обязан был иметь включенный в работу газдетектор. В комплектации с персональными аварийными респираторами типа "Minifilter" весь персонал ПТЗ оказался надежно защищенным от любых неожиданностей, связанных с загазованностью сероводородом.
Здесь хотел бы заметить следующее. На просторах бывшего СССР крикуны левого толка и их подпевалы в лице националистов и шовинистов обвиняют на каждом шагу Запад, и особенно американцев, в гегемонии, в попытках захватить мир, закабалить бедные народы экономически отставших стран. На примере Тенгиза я заявляю, что всё это ложь, помноженная на коварство и цинизм.
Во-первых, уровень жизни людей, работающих под руководством американцев, на порядок выше всего остального населения.
Во-вторых, американцы дали новый уровень технологий и защиты, открыли доступ к мировым рынкам сбыта нефти и газа.
В-третьих, и думаю, это самое главное, местная молодежь получила возможность научиться новым, передовым производственным методикам не только на самом Тенгизе, но и на Западе.
Как говорится, всё поддается в сравнении. И всё то, что было до американцев, отнюдь не в пользу того старого, уже отжившего свой век. И если не удается самим идти в ногу со временем, почему бы не перенять передовой опыт у друзей - "капиталистов". Тем более, если они сами его предлагают !... Не изобретать же по новой велосипед !