Это сегодня, если нам захотелось купить какую-либо стоящую вещь, достаточно посетить один из крупных универмагов, супермаркетов, фирменных магазинов и сделать это без особых проблем. В то недалекое же время (80-90-е годы прошлого столетия), даже если вы жили в таком хорошо-обеспеченном товарами районе, как Гурьевская (ныне Атырауская) область в Казахстане, сделать это было не просто.
Были, правда, и исключения. Хорошо помню, как в день устройства на работу на Тенгизский ГПЗ, я натолкнулся в коридоре объединения Тенгизнефтегаз на одно интересное объявление: "Желающим приобрести автомобиль ГАЗ-24 Волга обращаться в профком объединения. Оплата наличными. Стоимость автомобиля 9 тыс.руб.". Но кто имел в то время наличными 9 тысяч ? Их предстояло только заработать ! Кто же имел, тот мог купить эту машину. Где еще в то время в Советском Союзе можно было встретить в свободной продаже легковые автомобили ? Нигде. А на Тенгизе в марте 1987 года - пожалуйста ! Хотя, к огорчению многих, начавших копить деньги, через несколько месяцев это объявление исчезло.
В других же местах великого Союза все легковые автомобили (Волги, Жигули, Москвичи, Запорожцы) распределялись строго по разнарядкам. И те счастливцы, которым удавалось приобрести эту долгожданную добычу, берегли ее, как зеницу ока. Недаром эти "динозавры" бывшего СССР можно до сих пор встретить на наших дорогах.
- Дорогой, неужели нельзя одеться потеплее, - расстроенно охала жена, в очередной раз провожая меня в январьский понедельник на работу в Тенгиз. - На улице минус сорок, а ты в легкой нейлоновой куртке. Свитер же это полумера.
Такой разговор происходил в первую зиму моего проживания в Кульсарах. Конечно, жена была права. Тенгиз находится на продуваемом на всех направлениях районе. Эта мертвая степь, где кроме травы и мелких кустарников ничего больше не растет. Зимой свирепые морозы. Вкупе с сильнейшими ветрами они проникали через любую одежду. Получить простуду или того хуже, воспаление легких, не составляло большого труда. И только так называемые "колхозные" полушубки спасали ситуацию.
Легендарные полушубки ! Эта колхозная, как прозывали ее в простонародье, одежда, без которой не мог обойтись любой сельский житель, в 80-е годы стала поистине в большой моде на территории всего Союза. Особым шиком пользовались также и военные полушубки. Белые, серые, черные, короткие и длинные, мужские и женские, они буквально наводнили рынок. В них щеголяли и старики, и молодежь. Ими не брезговали и студенты, и рабочие. Их предпочитали и интеллигенты, и школьники. Именно эти полушубки впоследствии и породили знаменитые позже "дубленки".
- Все, хватит, - решительно "рубанула" моя супруга, когда я в очередной раз, весь промерзший и посиневший, вернулся с работы домой. - Через несколько часов едем в Шевченко, покупать тебе полушубок. Билеты на поезд я уже купила. Завтра утром будем на шевченковском рынке.
Что такое был поезд "Гурьев - Мангышлак" для западного Казахстана в Советское время ? Этот вопрос для местных жителей вообще никогда не стоял. Даже был в какой-то степени немыслим. Соединяя две столицы соседних областей, Гурьевской и Мангышлакской, доставляя жителей Гурьева, Доссора, Маката, Кульсаров в город Шевченко и обратно, этот поезд ежедневно, зимой и летом, в жару и холод, позволял видеться многочисленным родственникам, встречаться деловым людям, везти разнообразный товар. В отсутствие нормального автомобильного сообщения и дорог железнодорожники обеспечивали минимальную цивилизацию западного Казахстана. Да, да, именно, экономическое и культурное развитие этого забытого богом района.
Состояние же сервиса в этом поезде в то время могло составить конкуренцию даже знаменитой в то время "Авроре" (фирменный поезд "Москва - Ленинград"). Белые, фирменные, чистенькие, отутюженные занавески на окнах и свежие цветы в купе. Ковровые дорожки в купе и проходах. Не пахнущие туалеты. И главное..., блестящие, никелированные чайники в каждом купе. Эти чайники я видел только в этом поезде. Больше нигде. И больше нигде в то время я не видел спокойных, дружелюбных пассажиров и приветливых проводников...
- Ты не смотри, что вещь не новая, - наставляла меня жена, выбирая мне полушубок на рынке в Шевченко. - Главное, что исправная, не рваная и по размеру тебе подходит.
Рынок в Шевченко - это был не просто рынок. Это была просто громадная барахолка. Казалось, здесь торгует весь западный Казахстан. Куда не кинь взгляд, везде спорят, торгуются, примеряются, прицениваются. Здесь можно было купить все. И одежду, и посуду, и весь немыслимый импорт. Ковры, хрусталь, ткани, бытовую технику. Запчасти для автомобилей и сами машины, спортивные, рыболовные и охотничьи принадлежности. Любые продукты питания, свежую рыбу, фрукты и пр. Но эта барахолка функционировала на полную мощность только в выходные дни ! В будни она практически не работала. Этот восточный базар кормил, поил и снабжал тысячи людей. Там продавали и покупали верблюдов и лошадей, коров и овец. В торговлю шел и корм для них. Интерес представлял весь товар, но мы искали полушубок.
Я приобрел себе черный, колхозный тулупчик. Он спасал меня много лет в морозные, зимние месяцы на Тенгизе. Я настолько свыкся с этой теплой "шкуркой", с ее специфическим запахом овечьего овина, с приятным, щекочущим мехом, что не представлял себе что-то иное. И только с приходом шевроновцев нас стали обеспечивать теплыми, зимними, фирменными куртками, которыми мы очень гордились. Но сравнить их с тем черным полушубком, у меня не поворачивается язык. Это были абсолютно несравнимые вещи !