- Подошел срок ТО-2 для "Икарусов", - обратился ко мне Николай Кобзарь, командир автомобильного отряда части.
- Сколько автобусов и где намерен делать это ?
- Два, - ответил Николай. - Нужно гнать машины в Уральск. У нас с ними договор на тех.обслуживание.
- Больше нигде в здешней округе ТО-2 для "Икарусов" не делают, - предвидя мой вопрос, добавил Николай. - Я им звонил, они ждут нас.
Была ранняя осень 1990 года. В отсутствие ушедшего в отпуск главного инженера Тенгизской ВГСЧ В.Пилиппенко я исполнял его обязанности и отвечал за техническое обеспечение части.
- Что ж, надо, так надо, - одобрил В.Петров, начальник части. - оформи командировку на себя также. Рекомендую тебе заодно заехать на Оренбургский газоперерабатывающий завод, это недалеко от Уральска, и познакомиться с руководством ихнего ВГСО (военизированный газоспасательный отряд). Нам дозарез нужны ГС-10 и костюмы Л1, может быть, они поделятся. Я подготовлю специальное письмо за подписью генерального директора объединения "Тенгизнефтегаз".
Горноспасатель ГС-10 является аппаратом ИВЛ (искусственная вентиляция легких) и проявил себя очень эффективным спасательным средством. К сожалению, в то время, являлся страшным дефицитом ввиду начавшегося в СССР развала промышленности и нехватки валюты для закупки подобных аппаратов за рубежом. Костюм Л1 также пользовался успехом среди газоспасателей, особенно тех, кто являлся заядлыми рыбаками. А поскольку таких любителей рыбного лова в ВГСЧ было немало, то и возникали большие трудности с комплектацией этими Л1 отрядов части.
До Уральска добирались долго. Дорога представляла собой сплошные ямы и ухабы, а учитывая, что "Икарус" автобус низко-сидящий, пришлось ехать медленно и осторожно. Ситуация усугублялась еще и тем, что вторую часть пути, начиная от поселка Индер, щли ночью, в свете автобусных фар. В ночное время головную машину вел лично Н.Кобзарь. Рытвины и ямы возникали неожиданно. Николай встречал их украинским крепким словцом, перемежая его русским матом и резкими движениями руля, отчего автобус трясло и мотало, как морской корабль в пятибальный шторм.
- Пока доедем до Уральска, придется там делать ТО-3, - шутил в своем трясуще-прыгающем переднем кресле Миша Бобшуков, зам.начальника части, который также по своим снабженческим делам следовал с нами.
- Это, если не рассыпаемся окончательно.
К счастью, не рассыпались. Уральск встретил нас ярким, солнечным утром. Деревья еще не украсились желтым цветом, вдоль Урала зеленела сочная трава и берега реки были заполонены многочисленными фигурками рыбаков с их бесчисленными удочками.
- И здесь рыба ! - воскликнул Миша. - Всё, как в Гурьеве.
- Только тут пиво лучше, - отреагировал Николай. - В прошлом году испробовал, когда гонял сюда наши "Икарусы".
И действительно, когда руководство автобусного предприятия, куда мы загнали наши машины для техобслуживания, пригласили нас в ресторан "обмыть" знакомство, мы сразу отметили качество здешнего пива. Оно в Уральске оказалось классным. Свежим, хмельным и ядреным.
Кстати, в этом городе оказался богатый на овощи и фрукты рынок. На этом базаре мне особенно понравились здешние яблоки. Антоновка была крупная, сочная, не особо кислая, и главное, налитая. К тому же, относительно, дешевая. Я закупил для дома целый мешок. Понравилась мне и копченая рыба, как ни странно, лещ. И это при обилии красной, осетровой ! Секреты копчения леща рыбаки не раскрывали, как мы их не уговаривали. Даже за бутылку водки...
Через два дня один из прошедших ТО-2 "Икарусов" мы отправили в часть, а на другом продолжили путешествие в Оренбург. Дорога шла через знаменитое газоконденсатное месторождение, открытое еще в 1965 году. Само полотно дороги было идеально-серым, будто выполненным из бетона. Оказалось, что данное шоссе было построено чехословаками в рамках СЭВ (совет экономической взаимопомощи) и удовлетворяло всем дорожным стандартам. Вот здесь то и показал класс вождения наш командир автоотряда. Николай легко выжимал из нашего "Икаруса" 200 км/час и мы даже не чувствовали легкого бега нашей сильной машины.
Не прошло и нескольких часов, как мы очутились в городе Оренбурге. Большой современный город. С многоэтажными микрорайонами. И со... старинным, деревянным центром, который в то время не отличался от подобных центров Астрахани и Горького. Те же двухэтажные дощато-древенчатые бараки, те же стаи гусей и кур, те же коты и собаки у мусорных ящиков. Дышало дореволюционностью...
В тот же день, проскочив город, мы направились в пригородный поселок Холодные ключи, где находится газоперерабатывающий завод. Дорога пролегала через странного вида пустошь, которая простиралась на много километров вплоть самого завода. Никакого намека на растительность, никакой живности, чистое, безптичье небо, только мачты высоковольтных проводов и телеграфные придорожные столбы.
- Сероводород, - загадочно произнес сопровождавший нас коллега, проживающий в Оренбурге. - Со времени пуска завода в 1974 году вокруг исчезло все живое.
- Но люди то живут, - заметил я.
- Люди - народ живучий, - задумчиво заметил Миша Бобшуков, - по себе знаю.
Миша знал, что говорил. Он приехал на Тенгиз из Белоруссии, из района Чернобыля, где в апреле 1986 года случилась радиационная авария мирового масштаба. И навидался всякого.
- Получается, что и Тенгиз ожидает нечто подобное, - подумал я вслух.
- Конечно, если будут регулярные выбросы и утечки сероводорода, - заметил Николай.
- Надеемся, до этого не дойдет.
Когда вышли из автобуса у проходной завода, сразу почувствовали неприятный запашок тухлых яиц. Сероводород ! Потянулись к носовым платкам, прикрыли ими носы. Но снующие вокруг люди как бы не замечали эту вонючую атмосферу. Привычка...
Руководство ВГСО встретило нас приветливо.
- Не волнуйтесь, сероводорода в воздухе в пределах ПДК (предельно-допустимая концентрация), - успокоили они нас. - Согласны, что неприятно, но в то же время, не опасно.
Нам была продемонстрирована их лаборатория, где с помощью воздушного компрессора заправлялись воздухом ВДА (воздушно-дыхательные аппараты) типа АСВ-2, отечественного производства. Показали тренировку отделения газоспасателей, их умение оказывать первую помощь. И хотя помощь в приобретении ГС-10 и Л1 мы не получили, в любом случае, нам было интересно услышать их многочисленные советы, как лучше организовать обучение и тренировку наших людей. Всё-таки, практический опыт лучше теоретических рассуждений !
Вернувшись назад, на Тенгиз, мы, как могли, использовали опыт наших коллег из Оренбурга. Что касается экологической обстановки, то Тенгиз по прошествии 20 лет зеркально отразил ситуацию в Холодных ключах. Вокруг завода и промысла постепенно исчезла вся мелкая живность. Суслики, тушканчики, которых в степи было несметное количество, незаметно ушли из поля зрения. Исчезло стадо розовых фламинго, которые гнездовались в каспийских заливчиках недалеко от Тенгизского промысла и были предметом обозрения во время пикников в выходные дни. Только насекомые, типа комаров, жуков и скорпионов, увеличили свое присутствие. Остается только надежда, что они не станут полновластными хозяевами Тенгиза...