Встреча, которую устроили летом 1988 года руководителю компартии Казахстана на Тенгизе, можно было бы отнести к разряду рядовых, рутинных, если бы не одно но...
Прежде чем обрисовать этот эпизод, хотел бы дать предварительно некоторые пояснения. Встречали Геннадия Колбина, первого секретаря ЦК компартии Казахстана, а сам герой этой встречи отнюдь не был фигурой, которую там ждали с нетерпением.
Колбин, работавший ранее первым секретарем Ульяновского обкома партии, был "избран" на пост первого в декабре 1986 года на пленуме ЦК компартии Казахстана. Ранее, до этого, Москва освободила лидера казахстанских коммунистов Димаша Кунаева от работы, как было сказано, в связи с его уходом на пенсию. На следующий день после избрания Г.Колбина казахская молодежь вышла на главную площадь Алма-Аты с протестом против назначения лидером Казахстана пришлого человека. Протест вылился в массовые беспорядки, которые были жестоко подавлены спецвойсками и ОМОН. Жертв было много. В честь того дня, 16 декабря в настоящее время официально считается государственным праздником , Днем независимости.
В то время, на Тенгизе люди знали об этом побоище и отношение к Колбину было неоднозначное. Внешне все было спокойно. Стоял ясный, на удивление безветренный, солнечный день. Весь персонал вахтового поселка высыпал на главную площадь. Подошли все свободные от дневных смен работники производства завода, промысла, многочисленные работники строительных и различных подрядных организаций. Было много милиции, несколько пожарных и медицинских автомашин, военнослужащие полка внутренних войск, охранявших завод. Всем было интересно посмотреть на Колбина, послушать его выступление.
Колбин появился на площади в сопровождении Аскара Кулибаева, первого секретаря Гурьевского обкома КП Казахстана и многочисленной свиты. Он сразу же направился на площадку второго этажа одного из 5-ти этажных зданий поселка. Это был высокий плотный мужчина лет 60-ти, со светлыми, легкими волосами и широким, скуластым, волевым лицом. Не спеша встав на трибуну, он начал приветствовать толпу привычными лозунгами, восхвалениями и ничем не интересными высказываниями. Я не хотел бы цитировать его скучное выступление, да это и не является целью настоящего рассказа. Гораздо интереснее было бы изложить то, что отложилось в моей памяти. И пусть извинит меня читатель за некоторые не совсем приемлемые для уха фразы и высказывания, но это правда жизни. Запоминал я слова и рассуждения рядом со мной сидящих на зеленой лужайке людей и думал, что именно их честные, откровенные комментарии отразили тот фон, который царил в то время в умах и настроениях простого люда.
- Чего он сюда приехал ? - негромко то ли спрашивал, то ли рассуждал сидевший рядом со мной слева на корточках пожилой, сухощавый казах. - Доклады вроде получает, ход нашего строительства ему известен. Может не верит.
- Показаться приехал, - полушепотом отвечал ему сосед.
- А чего ему нам показываться, - обернулся сидевший перед нами мужик. - Знаем про его проделки. Будет здесь проверять, как антиалкогольная политика в жизнь претворяется.
- Он, говорят, хочет, заручившись общественным мнением, рассмотреть вопрос о целесообразности торговли винно-водочными изделиями в магазинах и ресторанах. У нас, в поселке, уже прикрыли торговлю вином в кафешках.
Кстати, "сухой закон", введенный М.Горбачевым, в стране, и как частность, впоследствие в большей части магазинов и ресторанов, действительно принес огромные убытки государству. Что же касается моральной стороны вопроса, то многочисленные анекдоты на эту тему, и особенно, насмешки иностранцев, дали основание судить о нас за рубежом, как о дикарях.
- Последнее у мужиков отбирают, - мрачно дыхнул перегаром сосед справа. - Они думают, если все русаки пьют, то и казахи тоже. Не понимают, что мусульманам это не велит шариат.
- При чем здесь религия ?
- Да, причем здесь водка, - перебил всех подсевший рядом плотный парень. - Он приехал свои кадры здесь расставить. Ему нужны здесь свои люди. Так делают все, кого назначают на новое место.
- Да он уже здесь второй год.
- Второй, второй, а своих людей здесь так и не заимел. Вот и чистит.
Здесь хотелось бы отметить, что в тот период почти ежедневно местные и республиканские газеты печатали заметки с характерными заголовками "Сколько веревочке не виться", "Снят с работы", "Больше принципиальности". Кто с удивлением, а кто и с негодованием, вчитывался в то закрытое время в эти сообщения, и рушился мир надежд и политических мифов. Все мы осознавали, насколько далеки были благостные идиллии недавнего прошлого от реальной действительности, насколько ощутим провал и банкротство бывшего руководства.
- Да, не любят здесь пришлых, - продолжалась шепотная дискуссия вокруг меня. - Он, кстати, когда секретарил в Тбилиси (был вторым секретарем ЦК компартии Грузии), круто навел порядок в мятежной Абхазии. Там тоже войска кровь пролили.
- Так и нужно, - шептал мне на ухо плотный парень.
- Я вчера слышал от знакомых, что Колбин предложил для решения продовольственной программы отстреливать диких птиц и животных, - пробурчал казах слева. - Переедим всех сайгаков.
Действительно, по причине отсутствия продуктов на прилавках магазинов и принятия правительством СССР так называемой продовольственной программы, вслед за антиалкогольными депешами последовали "охотничьи": выдавать всем желающим лицензии на отстрел дичи в охотничьих угодьях. Вот когда началась страшная пальба! С болот, речушек, озер разогнали птиц, выбили зверье, однако ожидаемого эффекта пополнения продовольствия не вышло. Да и причина дефицита продуктов в стране была иной и никакая охота, даже очень удачная, проблему не решила бы. Как говорил Козьма Прутков, смотреть надо сквозь !
- А я слышал, как на одном из совещаний какой-то его повар учил партийный актив варить суп из костей. Ха, ха, ха. Да где это видано, чтобы казах ел кости. Чушь собачья.
- А мне нравится, как он убирает всех родственников с руководящих постов, - вдруг встряла в разговор какая-то русская женщина. - А то каждый руководитель окружил себя родственными лизоблюдами и правит.
К слову сказать, действительно, классовый подход к подбору кадров заметно снизился в республике, начиная с послевоенных 50-х годов, после смерти вождя народов, а затем начался и вовсе полный отказ от этого подхода. Сначала осторожно, а потом все сильнее стала проявляться тенденция к "жузовому" делению, причем особого размаха она достигла к началу перестройки. Возводились грандиозные, помпезные памятники и мемориалы, на которых упоминались не только фамилия и имя покойного, но и его родоплеменная принадлежность.
В принципе, здесь нет ничего плохого. Мне нравится, что люди не забывали, к какому роду-племени они принадлежат, кто были их предки. Мне всегда импонировало, что казахи очень четко почитали традиции своего народа, не забывали исторические даты. Хотя не секрет, что иногда делалось все это отнюдь не ради благородного стремления к познанию своих отчих корней, а во имя вполне конкретных прагматических интересов. И если честно, то их можно было понять. Каждый хотел воспользоваться своей близостью к "телу".
- Слышь, кажется, Колбин по-казахски заговорил, - оживились рядом сидевшие казахи. - Только чего-то непонятно.
Все мы не раз слышали, что его изучение казахского языка было чисто показным. Когда он читал по тексту, было стыдно слушать даже мне, как человеку, который вообще не знал этого языка, о чём очень жалею. Особенно было печально видеть, когда подобные его выступления передавали по телевидению. Это было какое-то издевательство над казахским языком. На больших собраниях он не мог правильно назвать ни одного имени крупного деятеля литературы и искусства Казахстана.
Когда Колбин прекратил свою речь, наступила мертвая тишина. Слышался только легкий шелест листвы и шум проезжавших недолеко автомашин. Почувствовав неловкость своего положения, Колбин сказал что-то рядом стоящим чиновникам, они быстро спустились к своим "Волгам" и вся эта компания быстро исчезла в направлении завода.
Народ еще долго оставался на своих местах и обсуждал житье-бытье. Всем было ясно, что командная экономика СССР, которую по-прежнему называли социалистической, давала необратимые сбои. И последние ее романтики, типа Колбина, уже не владели ситуацией. Наступала новая эра, эра настоящей демократии. Которая, к сожалению, приходила к нам отнюдь... не демократическими методами !