Магид Яков Моисеевич : другие произведения.

Первая командировка

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Первая командировка
  
  
  
  В принципе, с этой командировки и началась моя долгая эпопея работы на Тенгизе. Оформившись 30 марта 1987г. на работу в отделе кадров ТГПЗ, контора которого в то время находилась в пос.Кульсары, мы буквально через несколько дней поездом отправились в город Шевченко (в настоящее время гор.Актау). Перед этим меня буквально изумил один эпизод, который как никогда характеризовал тот период бывшего СССР.
  После устройства на работу, вечером, в грязной Кульсаринской гостинице, где прямо под ногами бегали мыши, а на стенах ползали всякие насекомые, мы, компания новых сотрудников, сидя за большим столом, вели разговоры, поджидая, когда на кухне гостиницы, сварится большой, килограмм на 6-7, кусок мяса. Который мы потом, не стесняясь друг друга, с остервенением, извините, сожрали. Именно сожрали, а не съели. Поскольку у себя дома, кто в Грозном, кто в Самаре, а кто и в Астрахани, такого изобилия мяса, как в Кульсаринских магазинах, не видели.
  А вообще-то, снабжение в Кульсарах, по меркам советского времени, было не только неправдоподобным, но и, честно, говоря, просто неприличным. На полках было все: и любое мясо по гос.цене (1руб 80коп за кг), и тушенка, и сгущенка, и пепси-кола, и мандарины. Не говоря уже о том, что можно было свободно купить с рук черную икру за 20-25руб за кг, красную рыбу (осетр, севрюга, белуга) за 3 руб за кг. Вобла же летом была просто в неограниченном кол-ве. Причем продавали ее в больших бумажных мешках прямо с автомашин, по гос.цене по 78 коп. за кг. Я такой воблы никогда ранее не ел. Вкусная была, страшно, аж просвечивалась от жира.
  Я уже не говорю о том, что в магазинах, именно в магазинах, а не рынке, можно было купить много такого, что даже в Москве было большим дефицитом.
  Объяснялось все это, в основном, двумя причинами. Первое, это то, что Гурьевская (ныне Атырауская) обл. была перспективным районом нефтедобычи азиатской части СССР и снабжение было на уровне, как в то время говорили, московского.
  Вторая причина, также хорошо просматривалась. Дело в том, что распределение товаров на территории бывшего СССР, как известно, было централизованным, из Москвы. И все области, республики получали товары согласно норм, примерно одинаково на душу населения. А вот потребление на местах было разным. Если в европейской части СССР, например, жила большая часть интеллектуального населения, то и потребление там было более избирательным. Поэтому мы видели в Кульсарах такие дефицитные товары, которые в то время там не были особо востребованы населением. Например, книжные и журнальные подписные издания, импортная посуда и пр.
  Так вот, прибыв в город Шевченко, мы увидели совершенно новый город, о котором мы много слышали, но то, что мы увидели, нас просто потрясало. Самое главное, это чистота. Чистота везде, на дорогах, во дворах, в подъездах, в парках. И нигде я не видел дворников. Я думаю, что они были, но убирали либо по ночам, либо ранним утром.
  Очень красивый современный центр. Универсамы, похожие на наши "накрученные" супермаркеты. Красивая архитектура, ультрамодерновые многоэтажные дома. Великолепные городские пляжи на берегу Каспия. Днем, в рабочие дни, безлюдность в городе. Все на работе.
  И кстати, здесь я впервые увидел, что такое качество продуктов питания. На примере ... сметаны. В обычной рабочей столовой, где мы питались, сметана была такого качества, что чайная ложка, погрузившись в нее, не падала. А перевернув стакан со сметаной, мы с удивлением наблюдали, что она долгое время время оставалась там, в стакане, что требовало от нас избавляться от привычки... пить сметану ! Ее можно было употреблять, либо макая в нее, либо черпая ложкой.
  Поселили нас в гостинице, больше смахивающем на общежитие. Жили мы в большом трехкомнатном номере, а точнее в трехкомнатной квартире, где кухня также была комнатой. Мы - это небольшая бригада работников РМЦ Тенгизского газоперерабатывающего завода.
  Самый опытный из нас, водитель "Татры" Геннадий Михайлович Акулов. Он прибыл в Шевченко своим ходом, имея на борту два САДа (сварочный агрегат дизельный) и самый необходимый слесарный инструмент и приспособления.
  Сварщики: Владимир Костюнников из Самары, Владимир Зимницкий из Дагестана, Илья С. из Волгограда, Виктор М. из Маката.
  Слесари: Александр Василятин из Грозного, Валентин Бискуп, Борис Величко, Григорий В. из Астрахани, Олег С. из Кульсаров. Наш шеф Новожилов же жил отдельно, в другой гостинице под названием "Зеленая", чем себя сразу же и оттолкнул от коллектива. В бригаде бывал редко. В основном, работой руководили мы с Сашей Василятиным.
  Первым делом мы начали изучать сдешние свалки. Дело в том, что кроме сварочных агрегатов, типа дизельных САД, мы ничего не имели. Ни подручных средств, ни баллонов с газом, ни металла, ничего. А задача перед нами стояла очень сложная.
  Все крупногабаритное импортное заводское оборудование, в основном, сепараторы, планировалось складировать в порту Махачкалы. После транспортировки морем в порт Актау (Шевченко), оно должно было далее доставляться по железной дороге в Кульсары и далее в Тенгиз. Но железнодорожные пути в порту Актау пересекались сверху семью нитками нефтепроводов диаметрами 500мм и 700мм. И высота от головки рельса до этих трубопроводов не позволяла "протащить" под ними громадные тенгизские сепараторы. Поэтому встала задача поднять эти нитки над железнодорожными рельсами дополнительно на 2м. Вот что значит заранее плохо согласованный проект !
  Вот эту задачу и предстояло выполнить нашей бригаде.
  - На вас смотрит вся страна - , сказал нам Миныч (главный механик ТГПЗ Владимир Миныч Каток) перед нашей отправкой в Шевченко. -Работа на контроле у предсовмина СССР.
  - Ребята, не подведите. Южники (Южное нефтепроводное управление, расположенное в Шевченко) вам помогут. Им дано такое задание министром. - напутствовал нас директор ГПЗ Юрий Панарин. - С богом.
  - Горком партии в курсе дел. Если что, туда, - добавил он.
  И на этом все.
  - Все, что недостает, найдете на свалках города, - посоветовал Миныч.
  И он оказался прав. Кто бывал в то время в Шевченко, знает, что такое представляли собой свалки города. Это было настоящее богатство. Описать его невозможно. Достаточно сказать, что мы там нашли все. Правда, баллоны для пропана и кислорода, сварочные электроды и сами трубы 500 и 700мм, из которых мы изготовили 2-х метровые катушки для врезки, нам были выданы по линии министерства.
   Из здешнего же металлолома мы изготовили навес для отдыха и стеллажи для хранения инструмента и оборудования, 14 рабочих площадок для работ на высоте, множество лестниц и кучу других разных приспособлений. Южники предоставили нам необходимые электроды для сварочных работ, баллоны для кислорода, а также зеленую улицу для заправки кислородом на своей кислородно-азотной станции. Они же обеспечивали нам связь с нашим руководством в Кульсарах. На Казахском ГПЗ в г.Узени нам дали баллоны для пропана и сам пропан. Управление Госгортехнадзора в Шевченко взяло под надзор качество выполняемых работ.
  Особое впечатление произвела дорога из Шевченко до Узени, где мы регулярно подпитывались пропаном. Автострада шла по прямой, но холмистой дороге. Где-то на середине двухсоткилометрового пути дорога резко проваливалась во впадину глубиной 130м ниже уровня мирового океана. При этом закладывались уши, как при взлете авиалайнера. И стоял какой-то непонятный гул в ушах. Точнее звон, который и пугал, и интриговал одновременно. Довольно-таки странное место !
  Но самое интересное представляла сама дорога. Весь путь мне было что-то не по себе. Что-то в дороге было не так, как везде. И только в конце пути, когда мы сделали остановку у самой Узени, я понял, в чем дело. Моя догадка подтвердилась, когда я замерил шагами ширину дороги. Оказалось, немногим более... 5 метров ! Хотя норматив предусматривает 6. Наш водитель рассказал нам (не знаю, правда это или нет), что строители украли шестую часть дороги, решив построить ее в расчете, что никто не заметит подлога. Таким образом они построили дорогу раньше срока, понавешали себе кучу орденов, заработали большие деньги, но в итоге получили... громадные тюремные сроки. Правда, никто не уверен, что они сидят до сих пор ! Наверное, уже где-нибудь живут в свое собственное удовольствие.
  Во время наших первых попыток использования ж.д. крана для перемещения грузов мы совершенно случайно задели действующую линию электропередач напряжением 380в. Причина была в неисправности тормозной системы крана. Да и кран нам был выделен не самый лучший и не первой свежести ! И хотя с краном и крановщиком ничего не случилось, по правилам необходимо было перепасовать крановые стальные канаты. На что ушло 4 дня, учитывая субботу и воскресенье, когда крановая инспекция отдыхает, и никакая сила не могла их выманить к нам для получения разрешения для продолжения работ. Но за это время мы успели более тщательно подготовиться к дальнейшим работам, продумать шаг за шагом наши действия, проанализировать ошибки. Этот случай был для нас серьезным уроком, показав на пальцах, что такое спешка.
  Правда, в первый день своего срочного появления на Мангышлаке Миныч грозился всех разогнать, партийных выгнать из партии, безпартийных отдать под суд, и вообще лишить всех видов премий и зарплаты. Но, на второй день, сменив гнев на милость, слезно упрашивал нас закончить работы к 1 мая, сделав очередной подарок к празднику. Что, в принципе, и было сделано.
  Очень интересно, в нашем случае, было наблюдать за техническими новинками. Когда продумывали вопрос разрезания действующих труб, столкнулись с некоторыми трудностями технического характера. Представьте себе пролет трубы диаметром 700мм и длиной в 40м со свисающими вниз поворотами, которые и предстояло сначала отрезать и затем сваркой нарастить катушками на 2м. Такие длинные пролеты обычно находятся под большими напряжениями и ручная их резка связана с риском для резчиков. Поэтому по согласованию с южниками было решено применить резку методом взрыва. Предварительно трубопроводы были освобождены от продукта, отглушены и продуты воздухом. Затем приехала спецмашина, двое взрывников оцепили места подрывов, удалили всех людей и животных (коров и верблюдов), по очереди обмотали взрывным поясом помеченные мелом места резки и без особого грохота обрезали первый пролет. Разрез получался идеально - ровным и слесарям было легко готовить края труб под сварку.
  Впервые некоторые из нас здесь столкнулись с технологией, которую сейчас принято называть процессом холодной врезки. Правда, сам процесс врезки мы проводили вручную. То есть засверловку труб, которые находились под давлением в 20 бар, через задвижку мы проводили ручным способом, попеременно меняясь друг с другом каждые 3-5 минут. Довольно-таки тяжелая и утомительная работа, но других приспособлений с электрическим или пневматическим приводом у нас не было. Не производила в то время наша промышленность такие приспособления. А то, чем пользовались мы, было изготовлено нашими механиками самостоятельно.
  И все-таки, несмотря на интенсивность и тяжесть труда, работали по 14-15 часов в сутки, от восхода до заката. Над всеми веял ореол романтики, чувство особой гордости и ответственности за выполняемую нами работу. При этом я особо восхищался нашими высококвалифицированными сварщиками, которые очень грамотно и аккуратно выполняли свою работу. Меня всегда приятно удивляло, когда меняя электроды, они вынимали их из-за пазухи своей спецодежды. Они хранили их у себя на груди, согревая их и оберегая от сырости. Дожди шли через день, а сварочные электроды требовали сухого хранения. Вагончика же у нас не было и мы были вынуждены использовать сооруженный нами навес, под которым разводили костер, сушились над ним сами и держали около него сварочные электроды.
  Иногда выдавалась свободная минутка и мы бежали на бетонный портовый пирс, откуда наблюдали за играми молодых каспийских тюленей. Увидев людей, они подплывали к пирсу и, высунув из воды свои миленькие, усатые мордочки, "выпрашивали" у нас съестное.
  Первую плеть с удлиненными поворотами мы стыковали с большими трудностями. Сказывалось отсутствие навыков выполнения таких работ. Учились на ходу. Помогла, как всегда, солдатская находчивость. Двумя ж.д. кранами поддерживали прямолинейность плети на опорах, добиваясь отсутствия ее прогиба. Сами же повороты стыковали, использовав растяжки, а иногда и бульдозеры. Вот здесь пришлось и попыхтеть, и попотеть ! Остальную работу довершали сварщики.
  Когда же наступало время предъявления работы инспекторам Госгортехнадзора, все работы приостанавливались и мы все ждали результатов. Наивно было бы полагать, что приемка проходила, как по-маслу. Все было совсем наоборот. Инспектор обязательно находил на рентгеновских снимках сварочных швов какой-либо дефект и мы всей бригадой, остервенело, поочередно, шлифмашинками вырезали дефект и сварщики опять приступали к делу. С одной стороны, все было правильно. Шов при таких давлениях должен быть идеальным. Но с другой, мы имели многочисленные случаи необъективных придирок. И только изворотливость Новожилова позволяла решать проблему. Он просто садился в "Татру" и через каких-то полчаса доставлял прямо на дом к инспектору ящик водки.
  Слово, данное Минычу, мы сдержали. К майским праздникам все семь трубных пролетов были подняты, опрессованы и успешно сданы в эксплуатацию. Руководство завода всех нас премировало по месячному окладу и дало две недели отдыха сверх положенного. Зеленая улица для заводских сепараторов была открыта.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"