аттестации производственных объектов по условиям труда.
Из опыта работы отдела техники безопасности компании "Тенгизшевройл"
Прошло более 5 лет после выхода Приказа Министра труда и соц.защиты населения РК от 3 ноября 2004 года Љ251-п "Об утверждении и введении в действие новых Правил аттестации производственных объектов по условиям труда". В соответствии с этим, к сожалению, уже не действующим на сегодня документом, Отделом техники безопасности ТШО была проделана поистинне грандиозная работа по переходу на выполнение обновленных требований.
Потребовалось без малого несколько лет, чтобы полностью переосмыслить процесс новых подходов к оценке состояния объектов и рабочих мест по условиям труда.
При этом нам пришлось полностью отказаться от старых стереотипов оценки, когда за основу брались не конкретные рабочие места, а цеха, установки в целом и что не всегда отражало их объективное состояние. В этом плане пришлось более детально изучить все рабочие места производства, возможные вредные и опасные производственные факторы, средства защиты от них, обученность, квалификацию персонала, состояние оборудования и пр. Совместно с производством были определены на каждом производственном объекте виды производственного оборудования, конкретные рабочие места, количество работающих на них сотрудников.
Приказ Љ251-п нес в то время в себе техническую революцию, опираясь на новый по тем временам базовый нормативный документ Р 2.2.75-99 "Гигиенические критерии оценки и классификация условий труда по показателям вредности и опасности производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса". Далее этот документ будем называть "Гигиенические критерии".
Для более четкого уяснения новых требований в ТШО были разработаны блок-схемы процесса аттестации, несколько наших промышленных гигиенистов прошли обучение по новым нормативам на специальных курсах в Москве и Санкт-Петербурге. Были обновлены составы аттестационных комиссий, изданы соответствующие приказы, проведена соответствующая учеба с членами аттестационных комиссий путем проведения ряда презентаций и консультаций.
В отделе техники безопасности был составлен и защищен бюджет на пятилетний период аттестации с разбивкой по годам согласно графика, определены и заключены договора с сертифицированными подрядными лабораториями на проведение мониторингов вредных и опасных производственных факторов, тяжести и напряженности труда.
На высоком квалификационном уровне были переведены на английский язык все нормативные, как государственные, так и внутренние документы компании, связанные с аттестацией по условиям труда. Этот беспрецендентный шаг позволил вовлечь в процессы аттестации и иностранных специалистов американской нефтяной корпорации Chevron, что по нашим данным является единственным примером такого рода в нефтяной отрасли Казахстана и СНГ.
Был также полностью обновлен на WEB ТШО компьютерный сайт аттестации объектов по условиям труда с включением туда соответствующих нормативных документов на обоих языках.
И вышедший 23 августа 2007 году Приказ Минтруда и соц.защиты Љ 203-п оказался полной неожиданностью для ТШО. Налаженная с таким большим трудом новая система оценок условий труда была поставлена под удар. Этот Приказ утвердил новые Правила обязательной аттестации, которые оказались не просто, мягко говоря, нелогичными, они абсолютно не стыкуются с базовыми нормативными гигиеническими критериями, которые действуют в РК. Очень трудно дать объективную оценку условиям труда на предприятии, пользуясь этими новыми Правилами.
В связи с этим отделу ТБ ТШО пришлось переработать инструкцию по технике безопасности по ведению процесса аттестации. Этот внутреннний нормативный документ, некий агломерат, который, не вступая в разрез с требованиями новых, действующих Правил, отражал одновременно, как требования Правил 2004 года, так и требования других действующих нормативных документов.
И хотя были приняты все меры для успешного продолжения процесса, они нас не удовлетворили. По мере проведения исследований условий труда на объектах ТШО,
как в периоды разработок, так и осуществления процессов мониторингов на практике, отделу техники безопасности и руководству ТШО пришлось столкнуться с многочисленными проблемными вопросами и противоречиями официального подхода. В основном, это связывается с несовершенством нормативной документации, некоторыми ее недоработками, что, в принципе, приводило и приводит частично к неправильным оценкам состояния условий труда.
И только решительный, принципиальный подход производственного руководства ТШО, не позволил забюрократить процесс, провести его формально. В чем же суть проблемы и каковы были выходы из данной ситуации ? Разделим эти вопросы на два основных момента:
Во-первых, это, как уже говорилось, несовершенство нормативов, как самих Правил аттестации, так и "Гигиенических критериев". Плюс - несогласованность некоторых документов Минтруда и соцзащиты (Инструкция по применению Списка производств, цехов, профессий и должностей, перечня тяжелых работ, работ с вредными (особо вредными) и (или) опасными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочего времени и на дополнительный оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск) с этими нормативами.
Во-вторых, это внутренние, организационные и технические проблемы, которые требовали принятия практических решений.
Остановимся здесь сначала поподробнее на первых проблемах.
1. Уже на стадии изучения нормативов, связаных с Правилами, обнаружилось, что, напрямую применять "Гигиенические критерии" в ТШО, мягко говоря, было нельзя. Дело в том, что этот норматив был разработан и обоснован только с учетом 8-часовой рабочей смены. Производство же ТШО является непрерывным и продолжительность рабочих смен составляет 12 часов. Это специфика вахтового метода работы, который является характерным для производственных процессов, как на Тенгизе, так и во всем мире.
2. Тяжесть и напряженность труда. Это относительно новое для всех нас направление в процессах аттестации по условиям труда. Норматив "Гигиенические критерии" очень жестко определяет и оценивает классы условий труда, особенно, по разделу "Режим работы". Так работа в ночную смену и работа продолжительностью 10-12 часов оцениваются, как вредный, напряженный труд по классу 3.1. Но подобный режим работы характерен для вахтового метода, к тому же в компании созданы такие условия отдыха, что человек успевает восстановить все свои силы к началу очередной рабочей смены. Поэтому ТШО не смог согласиться с такой оценкой.
3. Методика контроля содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны (приложение 9 к нормативу Р 2.2.75-99) также, по нашему мнению, отстает от современных западных научных разработок. В ней ни слова не говорится об использовании в этих целях электронных приборов контроля, которые автоматически определяют средневзвешенную концентрацию вредных веществ в воздухе рабочей зоны, используя TWA, STEL методы (по западной терминологии). Применяя эти современные методы можно определять, как разовые/пиковые значения, так и средние по времени за рабочую смену, либо любой другой период времени. Во время проведения таких измерений (это так называемый персональный метод), работник, где бы он не находился в течение рабочей смены, носит прибор с собой. В конце смены специалист промышленной гигиены этот прибор забирает, снимает с него показания, используя персональный компьютер, и ставит прибор на зарядку для его использования в следующую смену. ТШО широко использует такого рода приборы для измерения концентраций H2S, SO2, O2, CO, уровней шума и нижнего предела взрываемости горючих газов. Поэтому специалисты СЭС, которые приезжают с инспекциями в ТШО, часто становятся в тупик, когда их информируют об использовании данных приборов. И их можно понять, поскольку лаборатории СЭС аккредитованы по старым методикам, используют старые приборы. А поскольку норматив Р 2.2.75-99 не оговаривает новые методики с использованием современных электронных приборов, возникает конфликтная ситуация.
4. Вышедшая в 2007 году (Приказ Минтруда и соц.защиты РК Љ182-п от 31.07.07) "Инструкция по применению Списка производств, цехов, профессий и должностей, перечня тяжелых работ, работ с вредными (особо вредными) и (или) опасными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочего времени и на дополнительный оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск" не стыкуется, как с Правилами по аттестации, так и с "Гигиеническими нормативами". Ни в одном из этих документов не говорится о методиках проведения хронометража для определения времени пребывания персонала на рабочих местах с вредными условиями труда.
Теперь о самих Правилах аттестации.
1. Особняком в Правилах стоит вопрос об оценке производственного оборудования. Вполне справедливо требование о наличии на оборудование, машины и механизмы технических паспортов. Несправедливо другое. Правила требуют рассматривать вопрос о приостановке эксплуатации оборудования при отсутствии паспортов на это оборудование. Хотя не секрет, что большинство промышленных предприятий использует старое оборудование, которое иногда таких паспортов не имеет. Да и процесс восстановления или разработки таких паспортов не такой простой, и на это нужно время и деньги. Мне думается, этот пункт Правил нужно сформулировать так, как это было в старых требованиях, когда давалась возможность и время предприятию принять меры к получению или разработке этих паспортов. И в течение этого времени, если оборудование соответствует правилам безопасной эксплуатации, разрешалось его использование. Кстати, аналогичное требование связано и со средствами индивидуальной защиты. Кроме того, происходит некоторая путаница между понятиями "паспорт" и "сертификат". В форме протокола оценки травмобезопасности рабочего места говорится о техническом паспорте, а в приложении 3 к Правилам фактически уравнивается понятие паспорта и сертификата. Хотя это два разных документа. Великолепно данная проблема оценки производственного оборудования решена в российских правилах. Там на сегодня действуют Методические указания оценки травмобезопасности рабочих мест для целей их аттестации по условиям труда МУ ОТ РМ 02-99. И методы контроля оборудования предусматривают не только наличие тех.документации, но и эксперимент, и визуальное обследование эксплуатируемого оборудования.
2. Вызывает некоторую растерянность и недоумение исключение из процесса инструментальных измерений на рабочих местах, связанных с постоянным пребыванием рабочих на открытом воздухе. Этот пункт Правил не дает официальной возможности ТШО оценивать состояние условий труда работников на комплексных технологических линиях (КТЛ) завода, на Резервуарных и Товарных парках, нефтеналивных эстакадах и на промысловых объектах месторождений Тенгиз и Королев. Эти и многие другие производства ТШО представляют собой открытые технологические установки/площадки, которые обслуживаются в течение рабочей смены производственным персоналом и где не исключена возможность воздействия вредных и опасных производственных факторов. И поскольку ТШО ставит на первое место обеспечение безопасных условий труда для своего персонала и персонала подрядчиков, то процессы аттестации по условиям труда охватывают и объекты/рабочие места , находящиеся на открытых пространствах. Это внутреннее требование компании. Считаем, что это нужно официально узаконить в Правилах.
Какие же были предприняты шаги для решения вышеуказанных проблем ?
Во-первых, чтобы решить вопросы объективных оценок степеней (классов) тяжести и напряженности труда, было решено эти направления исследовать более тщательно. Был заключен договор с Национальным Центром гигиены труда и профзаболеваний Минздрава РК (г.Караганда) и проведены научно-исследовательские работы, итогом которых явились методические рекомендации "Оптимизация трудовых процессов на производственных объектах СП Тенгизшевройл при вахтовой форме организации труда". Данный документ был утвержден на уровне Минздрава РК и фактически стал стандартом предприятия. Этот документ позволил нам использовать норматив Р 2.2.755-99 применительно к вахтовому методу работы, объективно оценивая степени тяжести и напряженности труда.
Во-вторых, были проведены работы по выяснению наличия тех.паспортов на производственное оборудование. К сожалению, как и на любом давно действующем производстве, было обнаружено, что факты отсутствия некоторых паспортов или их частей имели место. Причины были разные. И утеря, и плохое физическое состояние, и пр. Для разработки дубликатов технических паспортов на производственное обрудование была привлечена специализированная организация ТОО "Инженерно-методический центр (ИМЦ)", которая в относительно сжатые сроки исследовала некоторые виды оборудования на предмет его безопасной эксплуатации и выдала на них паспорта. Было также принято решение регулярно продолжать работу в этом направлении, что является одним из требований Закона о промышленной безопасности РК.
Большой интерес был проявлен к решению вопросов, связанных с воздействием шума на персонал ТШО. Не секрет, что нынешние современные технологии не обходятся без шумного оборудования. Безшумных машин и механизмов в практике добыче и переработки нефти и газа не существует. Поэтому есть два способа избежать воздействия шума. Это, либо, уменьшить время нахождения персонала под его воздействием. Либо поставить шуму преграду, как-то СИЗ или спрятать/оградить источник шума. ТШО пошло в этом деле обоими путями. Вот здесь и пригодился средневзвешеный по времени метод (TWA/STEL) оценки воздействия шума на персонал в течение рабочей смены. Были приобретены современные электронные шумодозиметры типа "Edge"производства компании Quest Technologies (США), проведена их метрологическая аттестация для легального их использования в Казахстане. И первые же эксперименты по проведению мониторинга шума этими приборами в комплекте с программным компьютерным обеспечением показали их эффективность, были получены объективные данные воздействия шумов на персонал в течение всей рабочей смены, что позволило дальше принимать правильные решения и выдавать приемлемые рекомендации, как по уменьшению уровней шума на рабочих местах, так по времени нахождения персонала на шумных участках (см. ниже пример диаграммы замера шума на рабочем месте оператора газотурбинной электростанции. Показатель ULtime определяет время нахождения персонала под воздействием шума свыше 80 дб. В данном примере этот показатель равен 1 час 07 мин 48 сек при продолжительности замеров 8 час 56 мин).
GTS 480
25-Jul-2009
Information Panel
Name Samulyak Zamir Operator
Comments
Start Time Friday, 24 July, 2009 08:16:14
Stop Time Friday, 24 July, 2009 17:13:20
Location
Parent Session EHH060108_20090725_165311
User Name
General Data Panel
Description Meter/Sensor Value Description Meter/Sensor Value
Lavg 1 74.7 dB Lasmx 1 107.4 dB
TWA 1 75.6 dB Rtime 1 08:57:06
Mxtime 1 24-Jul-2009 15:07:42 ULtime 1 01:07:48
Столкнулись также мы и с проблемами освещения. Производство ТШО является громадным не только по объему переработки, очистки нефти, газа и серы, но и территориально. Объекты завода и промысла располагаются на обширных пространствах, на технологических установках находятся тысячи измерительных приборов и многочисленные виды разного производственного оборудования, которые требуют визуального контроля и периодического технического обслуживания, в том числе, как внутри помещений, так и в ночное время. Осветительные приборы стационарного типа, как для общего, так и для локального освещения, часто выходят из строя. Причины здесь разные: и некачественные светильники, и резкий перепад наружных температур, и скачки напряжения в электрической сети, и неудовлетворительный инженерный дизайн и т.п. Поэтому добиться постоянного нормального освещения на всех рабочих местах, к сожалению, не всегда удается. Были выданы рекомендации для модернизации систем освещения, их тех.обслуживания первым приоритетом. При этом также рекомендовалось использовать переносное, в том числе и портативное осветительное оборудование. В саму же процедуру исследований уровней освещения в плане аттестации были включены требования по проведению хронометражей для определения времени нахождения персонала в слабоосвещеных местах.
В итоге, на тех объектах производства ТШО, где были определены рабочие места с вредными условиями труда, разработаны мероприятия по улучшений этих условий, а также изучаются вопросы, связаные с увеличением ставки оплаты труда для персонала согласно требований Трудового Кодекса РК.
Кроме того были предприняты серьезные шаги в мониторинге вентиляционных систем производства ТШО. Прежде всего отделом ТБ совместно с отделом тех.обслуживания была разработана "Рабочая программа по оценке санитарно-гигиенической эффективности вентиляционных систем производственных объектов ТШО", где на основе классификации производственных объектов по типу вентиляционных систем были определены порядок и методики их исследований.
Программа была согласована с обл.СЭС и постепенно набирает обороты. На сегодня уже были, в основном, решены вопросы паспортизации вент.систем. Определен бюджет на 2010 год, выбран подрядчик, разработаны соответствующие графики и система отчетности.
Конечно, не все проходит гладко и как хотелось бы. Но все участники аттестационных процессов в ТШО полны оптимизма...