Случилось это, точно не помню, но, кажется мне, в 1992 году. Дело происходило осенью, уже после ввода в эксплуатацию первой КТЛ Тенгизского газоперерабатывающего завода.
Как обычно, ранним утром, сев в районе 3-го микрорайона пос.Кульсары в красно-яркий "Икарус" мы, работники НГДУ "Тенгизнефть", покатили на работу в сторону Тенгиза. На горизонте медленно поднималось ярко-багровое светило, накрывая пустынную местность косыми лучами и создавая тут и там длиннющие тени от низеньких, полузасохших кустарников. Заунывный дизель автобуса клонил пассажиров ко сну и его резкая, неожиданная остановка бросила всех вперед. Мы стояли напротив вахтового поселка Тенгиз рядом с ж.д. переездом. Впереди, прямо перед нами выстроились колонной автобусы и прочие автотранспортные средства, рядом с которыми толпились взбудораженные и недовольные люди.
- Что случилось, почему стоим ?
- Да, газоспасатели c гаишниками перегородили дорогу, никого не пускают.
Пользуясь тем, что мы стояли около переезда и показав работникам ГАИ свое удостоверение командира ВГСО, я попросил водителя нашего автобуса объехать впереди стоящие машины и свернуть в вахтовый поселок, где размещалось управление НГДУ "Тенгизнефть". Связавшись по телефону с заводским ВГСО я прояснил ситуацию.
Ночью на ж.д. перегоне в в 2-3 км севернее "венгерского" поселка (ныне пос.ТШО) сошли с рельс и перевернулись 7 железнодорожных цисцерн со сжиженными углеводородными газами. Вместе с ними ушел под откос и локомотив. На одной из цисцерн был поврежден предохранительный клапан и через него шла утечка пропана. А так как автомобильная трасса на Тенгизский ГПЗ и промысел шла параллельно железнодорожной ветке, пожарные из ВПЧ-143 и ВПЧ-146 при содействии ГАИ, опасаясь каких-либо воздействий паров пропана на транспорт и людей, перекрыли с двух сторон автомобильное движение.
- Хотел бы ознакомиться с обстановкой на месте, - обратился я к своему боссу, начальнику НГДУ Каднену Кудабаеву.
- А зачем ? Пускай доблестные заводчане разбираются. Их железка, их цисцерны, их пропан.
- Но на автодороге есть наши люди. Надо их из этой пробки вытащить.
- На твое усмотрение, - махнул рукой Каднен, давая понять, что у него нет времени на разные разговоры.
Взяв у диспетчера НГДУ машину, я двинулся в сторону происшествия. Выдвинувшись в голову колонны, я был остановлен ГАИ. Но моя форма газоспасателя и красное удостоверение сделали свое дело. Через пару минут передо мной предстала довольно-таки нерадостная картина: лежащий на боку большой магистральный тепловоз со светящимся прожектором, валяющиеся друг за другом цисцерны и искореженная железнодорожная линия с искривленными, вздыбившимися рельсами и вывернутыми шпалами.
- Видно двигались с небольшой скоростью, - промолвил мой водитель. - А то бы тут такая каша была, да и взрыв быть мог.
Невдалеке виднелась группа людей. Подъехал, поздоровался. Директор завода Ю.Махошвили, его главные специалисты, зам. гл. инженера завода по ТБ В.Бочкарев, офицеры пожарных частей и милиции, железнодорожники обсуждали ситуацию.
- Надо выключить прожектор.
- Ни в коем случае, - догадался кто-то, - в момент выключения может возникнуть искра, а мы не знаем уровень загазованности у локомотива.
- Когда же, наконец, привезут запасной предохранительный клапан, - нервничал директор завода.
- Уже везут, - отвечали железнодорожники. - И в пути аварийно-восстановительный поезд из Маката. Скоро будут.
Обойдя под ветром весь район лежащих цисцерн и, проведя замеры газоанализатором на НПВ, я понял, что практически загазованности нет и угрозы для движения транспорта не существует. Надо разогнать колонну и, ведя непрерывный контроль воздуха, регулировать движением транспорта.
- Предлагаю автотранспорт не держать, пропустить, и установить круглосуточный воздушный контроль за уровнем НПВ с двух сторон, пока железнодорожники не наведут здесь порядок.
- Согласен. Поможешь контролировать дорогу, хотя бы с одной стороны ? - спросил директор.
- Нет проблем, прикроем.
Отдав по рации необходимые распоряжения командиру профилактического отряда, я с восхищением стал наблюдать за действиями аварийно-восстановительной бригады, которая тем временем прибыла на место происшествия и дружно приступила к "расчистке завалов". Командовал этим многочисленным отрядом здоровенный, средних лет местный мужик, который очень грамотно рулил ситуацией. Видно было, что делал он это не первый раз. Да и бригада, численостью под 50 человек, была у него настолько дрессированной, что казалось, работает одна семья.
Громадный ж.д. кран первым делом откинул подальше локомотив. Затем постепенно убрал в степь, метров на 20 от ж.д. линии, цисцерны и исковеркованные рельсы со шпалами. Следом с ж.д. платформ, которые стояли на параллельных путях, постепенно ссыпали песок и щебень, который начали грамотно "втаптывать" в развороченную насыпь. Сделав практически заново отсыпку и дружно оттрамбовав насыпь, бригада приступила к укладке "клетей". Представьте себе группу мужиков, которые став в две колонны с обеих сторон "клети", держа ее на руках, вручную несли ее к месту укладки. Затем уложив ее, начали дружно по команде бригадира стыковать "клеть" с уже уложенной линией.
Здесь стоит отметить, что КТК (Каспийский трубопроводный консорциум) тогда не было и вся отгрузка нефти, как основной продукции Тенгизского комплекса, совершалась железной дорогой. Поэтому пока шел процесс ликвидации последствий аварии, завод скапливал нефть в Резервуарном Парке. Но так долго продолжаться не могло и дальнейшая работа завода и промысла полностью зависела от успеха железнодорожников в восстановлении движения ж.д. составов. Вот и "пахала" аварийная бригада на всю катушку. Практически через 6 часов после начала ремонтно-восстановительных работ началось движение цисцерн с нефтью и газом в обоих направлениях.
- Ну что там ? - спросил меня главный инженер НГДУ В.Михайлов, когда я вернулся с места событий. - Никто не траванулся ?
- Нормально. Только надо понаблюдать за цисцернами. Движение-то восстановили, а цисцерны с пропаном так и лежат там.
- А кто наблюдать-то будет ?
- Мы с заводчанами. Я оставил там пару наших людей с автомашиной, да и завод тоже оставил своих газоспасателей.
Долго еще лежали эти опрокинутые цисцерны с пропаном, пока не решили вопросы откачки пропана с этих бочек. Непростая была задача ! Но это уже другая история.