- Итак, приступим к рассмотрению второго пункта повестки дня сегодняшнего нашего собрания, - громко объявил я, наблюдая, как сотрудники после перерыва не спеша рассаживаются в зале Ленинской комнаты здания Тенгизской ВГСЧ.
После бурного обсуждения текущего момента перестройки, целей и задач нашей военизированной газоспасательной части в 1991 году, участники профсоюзного собрания ушли на 20-минутный перерыв, во время которого обсуждение продолжалось кулуарно, где-то шепотком, а где-то громко, но с осуждением партии и правительства, которое довело страну "до ручки". Наблюдая за людьми, я не мог не отметить какую-то отреченность в их глазах, озабоченость и ненависть от бесконечных обещаний М.Горбачева, то улучшить жилищные условия, дав каждому гражданину квартиру к 2000 году, то открыть двери свободному рынку, завалив товаром пустые прилавки магазинов. Не желая подпадать под жестокую критику коллектива, начальник части Валерий Пиллипенко попросил меня сделать на этом собрании доклад и ответить на вопросы, а сам, найдя какую-то причину, от присутствия на собрании уклонился и остался в Кульсарах, встречаясь с кем-то в объединении "Тенгизнефтегаз". Поэтому, приняв весь удар и град вопросов на себя, я стоял в коридоре злой и усталый, выкуривая сигарету за сигаретой. И когда Кашкин, инженер по ТБ части, и одновременно, профсоюзный лидер, попросил меня "повести" собрание после перерыва, быстро согласился, о чем потом сильно пожалел.
- Итак, - повторил я, - продолжим, товарищи. На повестке дня следующий вопрос, распределение автомашины.
Зал затих. Автомашина волновала всех.
- Слово предоставляется тов.Кашкину.
- Товарищи, - начал Кашкин. - В этом году профком объединения выделил нашей части для покупки в личное пользование автомобиль "Москвич-412".
- Почему "Москвич",- зашумел зал, - другим выделили "Жигули" и "Волги".
- Не знаю, "Москвич" - тоже хорошо, - отпарировал Кашкин и продолжил. - Вы знаете, что у нас есть очередь. В очереди первым стоял..., - и Кашкин назвал фамилию. - Но, как Вы знаете, он уволился. Вторым стоит товарищ N, но он имеет выговор в этом году, поэтому согласно Положения права на покупку автомобиля не имеет.
- Это почему ? - спросил N. - Выговор уже был давно снят.
- Но он же был, - настаивал Кашкин, и не дав возможности возразить, продолжил перечисление очередных кандидатов на покупку авто. В числе этих очередников не нашлось ни одного человека, который бы подпадал под Положение о праве на эту бесценную покупку. То кто-то один раз прогулял, то кто-то один раз опоздал на работу, то кто-то развелся с женой, а кто-то попался на воровстве казенного имущества. А один, тот вообще не вылезал из вытрезвителя. Но, когда очередь дошла до товарища Кашкина (не помню, был он то ли шестым, то седьмым), он оказался самым достойным кандидатом. Что тут началось !
- Ты это специально компромат на людей собирал, - кричали из зала.
- Мерзавец !
- А ты забыл, как мы с тобой...
- Это нечестно. На бедах других вылез первым.
- Не давать машину Кашкину.
Честно говоря, я не думал, что Кашкин так поступит. Как-то неэтично, расшвыряв в стороны впереди-стоящих, придравшись к букве, а не духу Положения о распределении автомашин. Все мы, конечно, люди, и каждый из нас имеет кучу недостатков. Идеальных нет. И так быстро, с легкостью отбросить в сторону вполне заслуженных людей, вменив им в вину обычные человеческие слабости, было не к лицу профсоюзного лидера.
Естественно, что коллектив выбрал достойного человека, но нехороший осадок остался.
Оформляясь 31 марта 1987 года на работу в отделе кадров Тенгизского газоперерабатывающего завода, я невольно тогда обращал внимание на расклеенные на стенах в коридорах Управления объединения "Тенгизнефтегаз" объявления. В них говорилось, что имеются в свободной продаже легковые автомашины "Волга" ГАЗ-24, по цене 10 тыс.руб., т.е. по государственной таксе.
Это вызывало удивление и уважение. Как известно, в то замечательное советское время личный легковой автомобиль, а тем более "Волга", был трудноосуществимой мечтой каждого советского человека. Люди стояли десятилетия в очередях по месту работы, весь свой трудовой стаж копили деньги и никак, с одной стороны не могли угнаться за ростом цен на эту мечту, а с другой стороны - попасть в то число счасливчиков, от которых не отвернулись власти и руководство предприятий, посчитав их ударниками коммунистического труда или... своими родственниками.
Потому то и наворачивался поневоле вопрос, а почему... везде автомобили - дефицит, а на Тенгизе, в Казахстане - нет. Пожалуйста, доставай из кармана деньги и получай заветную вещь ! Но, в том-то и дело, что у абсолютного большинства людей таких громадных на то время денег не было. Все, наоборот, приехали на Тенгиз их зарабатывать. И к тому времени еще не заработали.
Хотя, некоторые, уже были счастливыми обладателями заветной мечты. И один из них, неутомимый труженик объединения "Тенгизнефтегаз" Геннадий Михайлович Акулов. Если увидишь на улицах пос.Кульсары белую ГАЗ-24, значит где-то рядом Геннадий Михайлович.
Но, прошло время. Люди стали зарабатывать деньги и автомобили... исчезли. Не стало их на Тенгизе в свободной продаже. Вот и появились Кашкины - Машкины, которые старались любой ценой купить авто. Для них не имело значение, что есть на свете люди, по характеру скромные и незаметные, но более достойные этой награды. Для Кашкиных главное - прорваться к цели, растоптав всех, кто будет стоять на пути.
В наше время тоже полно таких Машкиных, которые хотят видеть впереди только мишень. И если им суждено при этом подвинуть, раздвинуть, пригнуть, положить, сжечь, срубить тех, кто мешает, они это делают без всякого упрека и сомнений. И плевать им, этим блаженным в жизни людям, носящим на груди кресты, читающим священные книги и молящимся своим богам, на стрижелевские заповеди. Ведь за их несоблюдение никому из землян пока еще неизвестен случай, когда неизбежно следовало немедленное наказание. Вот и живут благодатно до сих пор воры и мошенники, убийцы и насильники, и всякая прочая нечисть. Иногда кажется, что они же и законы принимают соответствующие...