- А вы не могли бы задержаться, - попросил меня Джей Гутиерез, суперинтендант эксплуатации промысла, после очередной утренней планерки.
- Мы вчера с вами совершали обход "белого слона" и у меня к вам есть несколько вопросов, - продолжил Джей после того, как мы остались одни.
Здесь я хотел бы сделать небольшое отступление. "Белый слон" - это было здание промыслового офиса непосредственно на промысле Тенгиз. В этом "слоне" располагался оперативный персонал Западного и Восточного участков промысла, а также весь вспомогательный персонал, включая электриков, механиков, киповцев, метрологов, водителей транспортных средств и остальных специалистов тех.обслуживания промысла.
Я терпеливо наблюдал за неторопливыми шагами Джея, который задумчиво вышагивал по своему офису, изредка поглядывая на меня и переводчицу. "Чего он там ещё задумал", - размышлял я, частенько бросая свой взгляд на настенные часы.
- Вы торопитесь ?
- Вообще-то, да, - ответил я, - люди ждут, надо работать.
- Подождут, есть вопросы поважнее.
И Джей начал не спеша и подробно расспрашивать меня о принципах социалистического соревнования, о которых мы, после ужасающих лет горбачевской перестройки, развала Советского Союза и прихода на Тенгиз корпорации Chevron, уже стали забывать. Мне пришлось рассказать ему о базовых принципах коммунистического воспитания, когда человеку прививались основы коммунистической морали по принципу "от каждого по возможностям, каждому - по труду".
- А тех, кто побеждал, вы же как-то поощряли, - выведывал у меня Джей. - Вы же как-то их отмечали ?
- Да, конечно.
Пришлось рассказать ему о почетных грамотах, агитационных плакатах, вымпелах "Ударник социалистического соревнования", флажках и переходящих красных знаменах, красных повязках и красных косынках.
- О победителях рассказывалось в газетах и журналах, по радио и телевидению, - продолжал я тему. - Их фотографии вывешивались на "Досках почета". Победителей также награждали государственными орденами и медалями, избирали в органы государственной власти и, конечно, награждали денежными премиями.
- У нас, в Америке и в корпорации Chevron также есть нечто подобное и оно тоже дает эффект, - поддержал разговор Джей. - И это всё способствует повышению производительности труда.
Да, конечно, он был прав. Только я вначале не понимал, к чему же он клонит разговор. Не к производительности же труда ! Далее всё разъяснилось очень просто и довольно-таки банально. Джей просто захотел пополнить свою личную коллекцию некоторыми раритетами нашего советского прошлого. Благо, они уже потеряли на тот день всякое значение.
Для меня здесь не было ничего новым. Многие из приехавших на Тенгиз американцев коллекционировали разные предметы из советской жизни. Некоторые собирали предметы быта (посуда, стиральные машины и холодильники, радиоприемники и телевизоры, фотоаппараты и оптику), другие были помешаны на коллекционировании советских денег (меняли доллары на рубли), третьи - почтовых марок, четвертые - льняных и хлопчатобумажных изделий. Каждый хотел что-то иметь на память от пребывания в бывшей коммунистической стране.
Мы прошлись по зданию промыслового офиса и Джею удалось набрать в качестве трофеев несколько ярко-красных вымпелов и почетных грамот, тоскливо висевших на ободранных стенах старого офиса.
- А есть какая-нибудь одежда или обувь, в которую вы одевались при коммунистах ? - спросил начальник. - Например, фуфайки, лапти...
Я недоуменно уставился на Джея. Он, заметив мой удивленный взгляд, повторил вопрос.
- Джей, - ответила переводчица. - Лапти в Советском Союзе давно не носят. Это было давно, при царской власти, в прошлом веке.
- Между прочим, первым космонавтом был советский человек, - гневно отпарировал я. - И технически передовую Германию наша страна, я имею ввиду СССР, поставила на колени в 1945 году. Да и в остальных достижениях науки и техники мы не особо отстали от вас, и даже где-то и опередили. Обижаещь, Джей.
Попрощались молча. Пока шел к себе на участок, в душе копошился какой-то неприятный осадок. "За кого они, эти янки, нас принимают, - возмущенно думал я. - Может еще и деревянную соху попросят ?"
Да, конечно, когда видишь на Арбате в Москве или на рынке в Алмате разные атрибуты национального прошлого, типа деревянных ложек и тарелок, косовороток и чапанов, самотканой одежды и самодельно-сшитых чувяков, можно понять тех туристов-иностранцев, которые думают, что это и есть отражение современной жизни России и Казахстана. И нет в этом ничего удивительного. Большего мы ведь ничего не можем им показать... Всё современное они ведь производят сами !