Эта история врезалась в память, как один из эпизодов того времени, когда можно было, используя должности, связи и влияния, попасть в любую точку Советского Союза с помощью вездесущной авиации.
Итак, начало 90-х годов прошлого столетия, кипит могучая стройка на одном из крупнейших в мире нефтяных месторождений. Имя ему - Тенгиз, Казахстан. А я - один из участников этой грандиозной эпопеи. Ноябрь, в Кульсарах еще не холодно. Начальство отправляет меня в командировку в Москву, на презентации новейших средств защиты от вредных производственных факторов. М.Горбачев открывает железный занавес, чем умело пользуется запад, видя в нашей огромной стране неисчерпаемые ресурсы колоссального рынка сбыта. Презентации, которые я должен прослушать и увидеть, проводят ряд западных компаний для военизированных газоспасательных частей Советского Союза.
С утра в Кульсарах стояла пасмурная погода. Связавшись с диспетчером объединения "Тенгизнефтегаз", я понял, что в аэропорту туман и вылет в Гурьев задерживается на несколько часов. Немного распогодилось только к обеду и диспетчер выслал за мной дежурную машину. Приехав в местный аэропорт, я увидел на поле, прямо у самолета, небольшую группу людей, ёжившихся от холодного ветра и прячущихся друг за друга.
- Успеем к рейсу на Москву ? - спросил я единственно мне знакомого М. Он работал заместителем генерального директора объединения по снабжению и, по-видимому, также собрался по делам в столицу.
- Не знаю, - посмотрел он на часы и тяжело вздохнул. - Ждем уже 3 часа и неизвестно, когда вылетим. А ты, что, тоже с нами ?
- Пытаюсь, если вы не против.
Дело в том, что это был специальный рейс, не для простых смертных, и мой знакомый диспетчер объединения сказал, что в этом самолете есть лишние места и все зависит от того, найду ли я общий язык с заказчиком рейса. Узнав, что я лечу в командировку, М. не возражал.
Наконец подошли летчики и мы поняли, что борт летит. Уже в полете я рассмотрел более подробно обстановку внутри самолета. Это был новый, двухмоторный L-410, чехословацкого производства. Половину салона занимал большой рабочий стол, вокруг которого стояли 6 кресел. В таком самолете можно было проводить совещания, работать, а также отдыхать на небольшом диване. В углу салона я увидел небольшой бар с напитками, что в то время, конечно, было некоторой роскошью.
Приземлившись в Гурьеве, мы все поняли, что на московский рейс безнадежно опоздали и принялись размышлять, как нам провести сутки, убить время. В то старое советское время самолеты из Гурьева в Москву летали ежесуточно и всегда были в продаже билеты. Но М. время даром не терял и через полчаса порадовал нас известием, что можно добраться до Москвы из Уральска, где самолет на Москву вылетает через пару часов. Мы опять сели в наш L-410 и М. дал команду пилотам лететь на Уральск.
И здесь оказалось, что наша Элка вполне могла совершать полет на высоте 6 тыс.метров, что для меня было совершенно удивительно. Герметизация борта была просто идеальной. В самолете было тепло и не душно. Вентиляция работала, как часы. Внизу проплывали белые облака, светило солнце и мы не заметили, как очутились в Уральском аэропорту. М. довольно потирал руки и улыбался. Мы скалились в ответ.
Но радость наша оказалась недолгой. Зайдя в здание аэровокзала, нам стало ясно, что борт на Москву уже улетел. Информация в Гурьеве оказалась неверной. Мы все опять приуныли.
- Предлагаю лететь до Москвы нашей Элкой, - предложил кто-то.
- С ума сошли, что ли, - психанул М. - Вы будете платить за керосин ?
Замолчали. М. покрутился около нас и неожиданно исчез. Появился он минут через пятнадцать в сопровождении грузного мужчины в авиационной форме с солидными погонами, который предложил нам купить билеты до Москвы в кассе и лететь на самолете военно-транспортной авиации, который в это время заправлялся в Уральске, а затем направлялся в Москву. Мы дружно бросились в кассу, взяли билеты и с радостным видом потянулись за М. и его другом к выходу на поле, к самолету.
Перед нами стоял большой, четырехмоторный, зеленого цвета, десантный "бычок" АН-12, который я иногда видел по телевизору и в кино. Нам сбросили лесенку и мы, поднявшись на борт, ... не увидели свободных мест. Вся внутренность самолета была "забита" под потолок какими-то большими мягкими тюками, на которые нам и пришлось, кому сесть, а кому лечь. В хвостовой части салона какие-то люди в цветастых халатах, на вид узбеки или таджики, молча сидели на полу и пили зеленый чай из белых фиал.
Расположившись, кто сверху на тюках, а кто на своих сумках, мы, тихо переговариваясь, стойко переносили плавный полет громко гудящего лайнера. Мимо нас то и дело сновали члены экипажа в летных, коричнево-кожаных куртках и форменных фуражках. Вскоре подвалил к нам и командир.
- Как будете расплачиваться ? -
- ???
- Не понял..., - пропел командир. - Вы что же, хотите пропорхнуть в Москву за здорово живешь ?
- Но нас попросили купить на этот рейс билеты в кассе в Уральске, что мы и сделали. Вот смотрите.
И мы продемонстрировали наши билеты.
- Ну, гад, - последовал многоступенчатый мат, - он еще нас попросит.
Как мы поняли, все нелицеприятные комплименты последовали в адрес того, кто устроил нас на этот рейс в Уральске. Конечно, я думаю, свое они позже забрали, но сам факт подработки в воздухе нас слегка удивил.
Кстати, сев в Москве в Быково, наш самолет был сразу же окружен солдатами с автоматами и мы первым делом подумали, что это пришли за нами и нас арестуют за то, что мы нет заплатили экипажу. Но никто нас не тронул и мы поняли, что это не по нашу душу.