Монвиж-Монтвид Александр Игоревич : другие произведения.

Ястреб

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    "У меня в доме сверкали электрические молнии, гремели громы, звонили колокольчики, плясали бумажные куколки... Посетители любовались и дивились также на электрического осьминога, который хватал всякого своими ногами за нос или за пальцы, и тогда у попавшего к нему в "лапы" волосы становились дыбом и выскакивали искры из любой части тела. Надувался водородом резиновый мешок и тщательно уравновешивался посредством бумажной лодочки с песком. Как живой, он бродил из комнаты в комнату, следуя воздушным течениям, подымаясь и опускаясь" (К. Э. Циолковский о Боровском периоде жизни).

  
  - Ты это сам видел? - недоверчиво спросил Федя, невысокий, курносый паренёк, глядя не Егора снизу вверх. Тот был на целый год старше и почти на голову выше него, поэтому пользовался у приятеля большим авторитетом. Однако его рассказ звучал очень уж странно.
  - А, то! - ответил Егор. - Заглядываю я через забор, а там - самый настоящий орёл! Сидит смирно, не шелохнётся. А он ходит вокруг, и то погладит его, то шепчет чего-то...
  - Не иначе, колдун! - вздохнул Федя, поспешив торопливо и неловко перекреститься. - Не зря про него баба Лукерья говорит... И другие тоже...
  - Скажешь тоже, колдун! - воскликнул Егор, однако, не слишком уверенно, и, словно убеждая сам себя, запальчиво продолжал. - Стал бы колдун жить в поповском доме! Он и женат на дочке отца Евграфа! Нет, колдуном он быть никак не может, батюшка бы его враз распознал!
  - Может, и не колдун, - согласился покладистый Федя, - только что-то здесь нечисто! Я слышал, как наш сосед, Матвей, говорил, будто он из этих, убивцев!
  - Каких таких убивцев?
  - Известно каких! Которые бомбы взрывают! Наш Матвей так и сказал. Чего это он всё в мастерской сидит? Ведь не столяр, не слесарь, а учитель. Вот и учи себе! Так нет же: всё что-то мастерит. А потом раз - и бомба!
  - Это вряд ли, - ответил слегка озадаченный Егор. - Он же к самому предводителю дворянства, господину Курносову ходит! А господин Курносов не допустил бы...
  - И то правда! - отозвался Федя с явным облегчением. Ему очень не хотелось, чтобы странный учитель оказался преступником. А уездный предводитель дворянства казался такой значительной и грозной фигурой, что мальчик твёрдо верил: такой сразу бы распознал злоумышленника. Но тут же засомневался. - А пожар кто чуть не устроил? Говорят, весь город спалить хотел! - добавил он шёпотом.
  - Это когда шар запускал?
  - Ага! Как же он его называл? На "монгола" похоже.
  История с воздушным шаром, монгольфьером, названном так в честь французских братьев-воздухоплавателей, наделала в Боровске много шума. Запущенный учителем шар долго парил над городом, вызывая у обывателей самые разные толки. А потом действительно чуть не случилась беда. Монгольфьер стал опускаться, и из него посыпались искры. А если бы на крышу попали? Враз занялось бы! Хорошо ещё, что бдительные горожане подозрительный шар вовремя поймали и отнесли к полицмейстеру. Тот долго осматривал диковину и что-то ворчал себе в усы, но изобретателя, вопреки ожиданиям многих, не арестовал. Ребята с удовольствием вспомнили это приключение, столь редкое для небогатого на события провинциального городка.
  - С ним веселее. - Неожиданно сказал Егор. - Помнишь, как он зимой в кресле и с зонтиком на коньках катался?
  - То-то ямщики ругались! - рассмеялся Федя.
  Этой зимой странный учитель пришёл на речку с коньками и зонтиком. Люди за его спиной крутили пальцем у виска, а многие откровенно смеялись, зная, что он их не услышит. Учитель же, не обращая ни на кого внимания, надел коньки встал на лёд и раскрыл большой чёрный зонтик. Все только ахнули от изумления, а он, улавливая зонтиком ветер, стал ездить по льду, словно большой парусный корабль по океанским волнам. Большие корабли в Боровске видели немногие, но тем, кто обладал хоть какой-то фантазией, приходило на ум именно такое сравнение. Конькобежец с зонтом, умело подставляя ветру свой "парус", легко обгонял других. Кое-кто из ребят хотел бы попробовать сделать то же самое, но зонт был далеко не во всякой семье, да и просить его у родителей ради такого сомнительного развлечения никто не отваживался.
  Но это ещё что! Некоторое время спустя учитель приспособил для поездок по льду самое обычное кресло, к которому прикрепил полозья. На этот раз он решил не ограничиваться зонтиком, и управлял своим транспортом с помощью небольших самодельных парусов. Люди только ахали. Самые смелые восхищались такой изобретательностью, но большинство оставались недовольны. Особенно предосудительным им казалось то, что таким легкомысленным делом занимается не кто-нибудь, а учитель! Лошади порой пугались непривычного и быстроходного транспорта, принимая его за какого-то невиданного и опасного зверя. Управлявшие ими ямщики на чём свет стоит ругали изобретателя, но тот их не слышал и продолжал кататься в своё удовольствие.
  - Может, он и весёлый, только, считай, и не разговаривает ни с кем. Только и сидит у себя в мастерской, как бирюк, - заметил Федя.
  - Он же почти ничего не слышит. - Резонно заметил Егор. - Так много не наговоришься. - Мальчик помолчал и добавил. - Зато рассказывает интересно.
  - Что рассказывает?
  - На уроках разные вещи рассказывает.
  - А ты откуда знаешь?
  - Старшие ребята говорили, - уклончиво ответил Егор. - Рассказывает и показывает разные штуки.
  - Какие ещё штуки? - переспросил Федя.
  - Они опытами называются.
  - Как-как?
  - Опыты. Это что-то вроде фокусов.
  - Да, ну! - не поверил Федя. - Учитель фокусы показывает? - Но, подумав, что от этого учителя можно ожидать всего, чего угодно, добавил. - Вот бы посмотреть!
  - Ещё бы! Говорят, у него и дома много разных интересных штук, - помолчав, сказал Егор.
  - А, может, попроситься поглядеть? - с надеждой проговорил Федя.
  - Прогонит! - вздохнул старший мальчик.
  - А вдруг не прогонит?
  - Он же учитель, занятой человек. А мы кто?
  - Давай попробуем! - не сдавался Федя, любопытство которого разгорелось до предела.
  - Ну, так и быть! - сдался Егор. - Не поколотит же он нас, в самом деле!
  По мере приближения к учительскому дому робость ребят нарастала. Поодиночке каждый из них, должно быть, уже давно повернул бы назад, но вдвоём они подбадривали друг друга.
  Калитка оказалась не запертой, и ребята заглянули во двор, с которого доносился стук топора. Сначала им показалось даже, что они зашли не туда. Во дворе работал какой-то незнакомый плотник, увлечённо и умело размахивавший топором. Трудно было сразу понять, что он мастерил. Вроде, похоже на лодку, только уж больно странную. У них в городе на таких отродясь никто не плавал. Как будто здесь не одна лодка, а две, только соединённые вместе.
  - Здравствуйте! А учитель дома? - громко произнёс Егор, стараясь перекричать стук, но плотник его не слышал и продолжал свою нелёгкую работу.
  - Учитель дома? - крикнул Федя своим тонким голоском, но тоже не получил никакого ответа.
  Плотник, между тем, как видно, утомившись, отложил в сторону топор, отёр пот со лба, посмотрел по сторонам и, наконец, заметил ребят. Федя странного учителя не узнал, но Егор сразу понял, кто перед ним. Чудно! Учитель, а с топором! Он попытался представить себе других учителей, таких важных и недоступных, плотничающими во дворе, но это у него никак не получалось.
  - Вы к кому, мальчики? - спросил хозяин. Говорил он громко и довольно медленно, чётко произнося каждое слово. Ожидая ответа, он подошёл поближе, слегка наклонился вперёд и приставил ладонь к одному уху.
  - Мы, вот, хотели поглядеть... - сбивчиво начал объяснять Егор, а Федя ничего не сказал. Он готов был дать стрекача, и только присутствие старшего товарища удерживало его от бегства.
  - Ну, что ж! Раз хотите поглядеть, заходите. - Медленно проговорил учитель после небольшой паузы. Времени у него было совсем немного, и до вечера он планировал переделать ещё немало дел, но прогонять любознательных ребят ему не хотелось. - Пройдёмте в дом. Там есть на что посмотреть.
  Он быстро пошёл к двери, а мальчишки заспешили следом, словно боясь, что учитель передумает. В доме стояла тишина; очевидно, жена хозяина куда-то отлучилась. Хозяин дома, между тем, взял большую трубу, узкую с одного конца и широкую с другого.
  - Так будет легче разговаривать, - пояснил он, прикладывая узкий конец к уху, а широкий направляя в сторону ребят.
  - Гляди! - Федя схватил товарища за рукав.
  Было от чего удивиться. Прямо по воздуху плыл пузырь размером с голову, к которому была подвешена крохотная корзинка. Пузырь, казалось, неторопливо передвигался сам по себе, время от времени слегка поднимаясь и опускаясь и меняя направление движения.
  - Совсем как живой! - протянул Егор, как завороженный глядя на это чудо.
  После того, как летающий пузырь в очередной раз поменял направление движения, и, ни с того, ни с сего, повернул в Федину сторону, мальчик попятился в угол. Эта часть комнаты была освещена слабо, и гость не заметил притаившееся в нём чудища с щупальцами. При приближении мальчика оно, до той поры дремавшее, оживилось и потянулось к его руке. Федя ощутил странную дрожь во всём теле, которое вдруг заискрило точно огонёк на рождественской ёлке. До этого момента мальчик думал, что выражение "волосы стали дыбом" - обычное преувеличение, присказка, но сейчас почувствовал, как с его коротко стриженными волосами это происходит на самом деле.
  - Познакомьтесь, это электрический осьминог! - произнёс учитель, которого это происшествие, похоже, здорово развеселило. Но, увидев, что ребята перепугались, а Федя и вовсе дрожит как осиновый лист, серьёзно добавил. - Не бойтесь, это такая... научная игрушка. Он не живой и совсем не опасен.
  В подтверждение своих слов он позволил притаившемуся чудищу ухватить себя за нос и предложил Егору попробовать то же самое. Мальчик с трудом преодолел естественную боязнь, однако "электрическое" прикосновение показалось ему даже приятным и забавным.
  Учитель, видя живой интерес ребят, позабыл на время о своих делах, демонстрируя им всё новые и новые чудеса, от пляшущих бумажных человечков до искусственной молнии. Свои опыты он пытался объяснять, рассказывая что-то про крохотные частицы, силу тяжести и другие вещи, но мальчишки пока что понимали из его слов немногое.
  - Когда подрастёте и придёте ко мне учиться, всё поймёте, всё объясню, - пообещал хозяин. - Здесь нет никакого обмана, это просто наука, законы мироздания.
  Посмотрев на часы, учитель спохватился и покачал головой. С любознательными гостями он провёл больше времени, чем предполагал. Впрочем, ребята и сами понимали, что пора и честь знать. И только Федя не удержался, и в последний момент задал мучавший его вопрос.
  - А, правда, что у Вас этот... орёл живёт?
  - В воскресенье вы всё сами увидите. Только это не орёл, а ястреб. - Ответил учитель, загадочно улыбнувшись. - Но пока - никому ни слова!
  ***
  Время до воскресенья тянулось долго. Ребятам не терпелось увидеть учительского ястреба. Федя и Егор несколько раз рассуждали об этом между собой, гадая, что же это за птица. Если младший был уверен в том, что речь идёт о настоящей, живой птице, пойманной странным учителем, то старший полагал, что речь идёт об игрушке, вроде электрического осьминога.
  - Одно дело восьминог, а другое - птица, - говорил сомневающийся Федя. - Как он игрушку летать заставит?
  - Если у него даже пузырь по комнатам летает, значит, и птица летать будет! - уверял товарища Егор.
  Мальчишкам почему-то очень хотелось, чтобы ястреб оказался не настоящим, а приводился в действие изобретательным учителем. Ведь запустить настоящую птицу - это каждый может, только сначала её поймай. А вот сделать искусственную, да так, чтобы была как настоящая - вот это не всякому под силу.
  Наконец, воскресенье настало. И Егор, и Федя с самого утра, нет-нет, да и посматривали на небо. Они старались держаться поближе к учительскому дому, чтобы не прозевать самое интересное. Однако время шло, а ничего не происходило. Федя уже смирился с тем, что птица была самой настоящей, и, наверное, улетела от учителя, а, может, и издохла в неволе.
  - Летит! - неожиданно раздавшийся крик прервал его размышления.
  Мальчик задрал голову вверх. Над городом, лениво помахивая крыльями, парила большая, чёрная птица. Прохожие поднимали глаза к небу, да так и замирали в изумлении. Боровчане к таким птицам не привыкли. Если одни следили за полётом с немым восхищением, то другие переполошились. Кто-то, на всякий случай, спешил загнать кур в курятник, причём и куры с цыплятами, и хозяева поднимали страшный шум. А кто-то даже побежал домой за ружьём. Полицмейстер, углядев в парящем над городом ястребе нарушение порядка, собрался было засвистеть, но потом передумал, да так и остался стоять со свистком в руке, не зная, что предпринять. Не арестовывать же ястреба, в самом деле!
  Егор, насмотревшись на птицу, побежал к дому учителя, желая, наконец, выяснить, в чём же тут дело. Тот стоял неподалёку, на небольшом пригорке, с улыбкой глядя в небо и держа что-то в руках. Его волосы развевались на ветру так, что казалось, будто он и сам куда-то летит. Подойдя поближе, мальчик разглядел, что предмет в руках - катушка с тонкой бечёвкой. Другой конец, как он понял, был прикреплён к птице. Увидев Егора, учитель заговорщицки подмигнул ему, как будто сам был всего лишь мальчишкой. Вскоре сюда же подбежал и Федя. Некоторое время они молча наблюдали за механическим ястребом, и каждому из них хотелось полететь, так же легко и свободно, как эта птица. Но если для мальчишек это были просто мечты, как сказочные ковёр-самолёт или ступа Бабы Яги, то учитель представлял себе механических птиц, которые вскоре будут переносить людей по воздуху и научатся летать дальше и выше настоящих.
  - Что же это Вы, господин Циолковский, народ баламутите? - раздался громкий, укоризненный голос. Это полицмейстер, смекнувший, всё-таки, что это за птица, разыскал чудаковатого учителя. Предчувствия его не обманули; вот он, виновник переполоха. Вот ведь странный человек, этот Константин Эдуардович! Вроде, и не делает ничего противозаконного, а, всё же, не такой, как все. Вечно эти опыты непонятные, выдумки мальчишеские. Без него в Боровске как-то спокойнее было... И скучнее.
  - Это игрушка. Пока просто игрушка, - вздохнул слегка смущённый учитель, сделав акцент на слове "пока", и принялся быстро сматывать бечёвку. Круги ястреба над городом становились всё ниже и ниже, и все четверо, даже полицмейстер, смотрели на его спуск с некоторой грустью, как будто вместе с механической птицей уходила извечная мечта человечества о полётах.
  - Думаю, недели через две и лодка будет готова, - как бы между прочим произнёс Константин Эдуардович, когда ястреб уже приземлился, а полицмейстер ушёл по своим делам. Он снова по-мальчишески подмигнул ребятам, забрал ястреба и отправился домой. А Федя и Егор подумали, что, пока этот учитель в городе, им предстоит увидеть ещё немало необычных и интересных вещей. mmai@yandex.ru
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"