Политическая борьба в Риме в 60-50 гг. до н.э. и движение Клодия
Римское государство в I в. до н.э. переживало серьезные изменения в политической и экономической сфере. В ходе длительных войн сначала на территории Италии, а затем и за её пределами Рим значительно расширил территорию своего влияния, превратившись в мировую (по меркам того времени) державу. Рим стал столицей мира. Вслед за этим изменения стали происходить и в самом Риме. Все большее значение в производстве стал занимать труд рабов, что привело к разорению мелких производителей и нестабильности внутри государства. Обостряется межсословная и внутри сословная борьба; многие представители древних семей боролись против власти сената; особое положение занимают представители всаднических кругов, а так же "новые люди", которые вливались в ряды нобилей. В целом период конца II-I в. до н.э. можно назвать переломным в том отношении, что события, которые происходили внутри государства привели к окончательному падению Республики, и установлению Империи.
Пиком этого стал отрезок времени продолжительностью менее пятнадцати лет, на которые приходятся последние тщетные попытки сохранения республиканской форме правления и возврату к "нравам предков".
Началом периода можно считать рубеж 67/66 г. до н.э. - возвышение популярности Помпея, после победы над пиратами, и первый "заговор Катилины", а концом является 53/52 г. до н.э. - смерть Юлии (дочери Цезаря и жены Помпея), гибель Красса (давшая толчок к распаду первого триумвирата) и Клодия. События, происходившие в этот период во много стали поворотной вехой в римской истории: итогом второго "заговора Катилины" (63) - стало убийство римских граждан без суда; создание первого триумвирата (61/60) - фактически государственный переворот, подкрепленный силой оружия; консулат Цезаря (59) - укрепление власти триумвиров и возвышение самого Цезаря; трибунат Клодия (58) - изменение в политической борьбе.
Особое место здесь имеет явление, получившее название "движение Клодия". Оно названо по имени его главного вдохновителя и руководителя Публия Клодия Пульхра (ок. 92-52 гг. до н.э.). Выходца из древнего патрицианского рода Клавдиев, участника третьей Митридатской войны (74-64 гг.) где он снискал звание "друга солдат". Затем, по возвращению из армии, Клодий, как и многие его современники занялся политикой. Первоначально он во многом поддерживал Цицерона, и даже был одним из обвинителей по делу о катилинариев, но очень скоро перешел на сторону защиты (тем самым сблизившись с Цезарем), и, видимо, именно с этим связано заметное охлаждение в отношении к нему со стороны оратора. Это проявилось уже в 62г., когда Цицирон дал крайне неблагоприятные показания, решившие дело. Речь идет о обвинении в святотатстве, когда Клодий тайно проник на церемонию посвященную Доброй Богине, проводящиеся в доме Цезаря (бывшим великим понтификом), якобы с целью соблазнения жены последнего. Дело из религиозного превратилось в политическое, т.к. обвинителями выступили сенатские круги, а защитниками народные трибуны. Цезарь, являвшийся наиболее пострадавшей стороной, повел себя довольно странно, разведясь с женой и заявив, что ему ничего не известно по делу. Это, и ряд других фактов, дают основание предполагать, что уже в это время Клодий обладал довольно значительным влиянием среди широких слоев населения, и что было выгоднее иметь его в качестве союзника, нежели в качестве врага. Это хорошо видно на примере Цицерона.
В 59 г. Цезарь как великий понтифик содействовал Клодию при переходе из патрициев в плебеи, а затем он оказал поддержку Клодию при выборах его в народные трибуны. Вопрос о причине перехода в целом не ясен, однако, когда в 62 г. Клодия судили за святотатства, он являлся избранным на следующий (61) год квестором. Сопоставляя эти два факта вполне правомерно заключить, что трибунат был более подходящей должностью, чтобы создать опору для последующего политического роста. Клодий вступил в свою должность 10 декабря 59 г., а уже 3 января 58 г. в народном собрании голосовались четыре его закона. По первому закону впредь отменялась плата за хлеб, выдававшийся государством беднейшему населению, по второму закону высшим магистратам запрещалось в дни комиций наблюдать за небесными знамениями; третий закон отменял сенатское распоряжение, запрещавшее квартальные коллегии; и, наконец, по четвертому закону цензоры могли выводить кого-либо из состава сената только в том случае, если имеется официальное обвинение, которое признается всеми цензорами.
Первый и третий законы проведены были в интересах городского плебса. И привлекали его на сторону Клодия. Второй и четвертый законы гарантировали ему неприкосновенность и давали возможность принимать практически любой закон. Затем Клодий удалил из Рима Катона и Цицерона -своих врагов и главных вдохновителей сената.
Клодием были созданы отряды, опираясь на которые он мог проводить свои мероприятия и угрожать своим противникам. Отрядами этими руководили, лица, состоящие в клиентеле Клодия. Они были вооружены и в определенных случаях пускали в ход мечи и камни. В состав упомянутых "отрядов" принимались новые получатели хлеба, новые члены коллегии; последние иногда даже возглавляли отдельные отряды. Среди них были, несомненно, ремесленники, большое количество вольноотпущенников, ибо в это время в связи с расширением хлебных раздач сильно возрос отпуск рабов на волю, были в составе "отрядов" также рабы и гладиаторы. Цицерон даже уверял, что Клодий собирается организовать армию рабов, при помощи которой он хочет овладеть государством и имуществом всех граждан. Но конечно, участие рабов, как в "отрядах", так и в движении. Клодия в целом Цицероном сознательно и даже "злонамеренно" преувеличивалось. Мы не имеем прямых указаний относительно участия в Клодиевых "отрядах" сельского плебса, но то, как описывает Цицерон проводимые Клодием земельные захваты, дает возможность предположить наличие какого-то контакта и с сельским населением.
В 75 г. Клодию был противопоставлен Тит Анней Милон с целью дискредитировать Клодия. Цены на хлеб увеличивались, что позволило сенату дать Помпею особые полномочия для обеспечения города продовольствием. В политике царила анархия. Выборы магистров срывались. Предвыборная борьба шла при помощи подкупов и оружия.
18 января на Аппиевой дороге произошла встреча Милона с Клодием. И тот и другой были окружены рабами, между которыми сначала началась перебранка, перешедшая потом в рукопашную схватку, во время которой был ранен Клодий. Слух об этом убийстве быстро распространился по Риму и вызвал серьезные волнения. Труп Клодия был отнесен на Форум, выставлен на рострах; здесь состоялась народная сходка и выступили с речами народные трибуны. Затем толпа перенесла тело в Гостилиеву курию (здание, где обычно происходили заседания сената); из скамей, кресел, подмостков был сложен огромный костер, на котором сожгли труп Клодия, -- заодно сгорело и здание самой курии.
Волнения в Риме продолжались несколько дней. Они вспыхнули с новой силой, когда в город вернулся осмелевший Милон. В этом движении принимали участие и рабы, хотя Аппиан, как это ему свойственно, уверяет, что рабы лишь воспользовались беспорядками в городе, дабы предаться грабежам и насилиям.
Таким образом, "движение Клодия" привлекшее широкие слои населения являлось последним демократическим выступлением римских популяров и имело прямую взаимосвязь с движением Гракхов