Лыжина Светлана Сергеевна : другие произведения.

Дракула и митрополит Макарий

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Тема отношений Дракулы с митрополитом, который в то время руководил церковной жизнью Румынии, не поднимается нигде и никогда. Румынские историки советских времён, такие как Н.Стоическу, не трогали эту тему именно потому, что времена были советские. А на Западе такие исследователи как Р.Флореску и М.Казаку ориентировались на массовую литературу, где Дракулу изображают чуть ли не антихристом, а антихристу не положено дружить с представителями церкви...

  
   Мы часто слышим разные анекдоты о казнённых Дракулой католических священниках, а вот тему отношений Дракулы с православным духовенством исследователи как-то обходят стороной.
  
   Напомню, что Румыния была и остаётся именно православной страной, хотя многие почему-то считают её католической. Вопрос о сохранении и укреплении там православия в Средние века стоял очень остро, потому что соседняя католическая Венгрия хотела подчинить себе Румынию, в том числе с помощью религии - обратив всех румын в католиков.
  
   Дракула не попустительствовал распространению в Румынии католичества, и именно отсюда берутся анекдоты о его расправах над католическими монахами, ходившими и проповедовавшими католицизм.
  
   Откуда наши сведения
  
   К сожалению, книг, где можно найти информацию по церковной истории Румынии, крайне мало. Есть книга профессора Е.Е. Голубинского "Краткий очерк..." - работа совсем не краткая, более 700 страниц, но зато всё подробно расписано. Есть книга И. Снегарова "История на Охридската архиепископия-патриаршия" - она так странно называется, поскольку это издание не на русском, а на болгарском языке, но и для русскоязычного читателя вполне читабельно. Есть также книга Н. Йорги на румынском языке "Istoria bisericii..." - в неё я тоже заглянула.
  
   Дракула упоминается только в последней книге, однако и две первые очень полезны - если самостоятельно сопоставить факты из них с тем, что мы знаем о Дракуле, то получается интересная картина. В частности из этих книжек можно вычитать, что при Дракуле церковной жизнью Румынии управлял митрополит, которого звали Макарий.
  
   Ершистый митрополит Макарий
  
   Жизненный путь у Макария складывался так же, как и у современных служителей церкви, ставших митрополитами - учился "книжной премудрости", с юных лет служил в каком-нибудь крупном храме чтецом, затем дьяконом, тогда же постригся в монахи, стал священником, продолжил служить, затем сделался епископом и, наконец, митрополитом.
  
   Он шёл к митрополичьей кафедре постепенно, потому что в Румынии не прижился обычай, бытовавший в Западной Европе, когда какой-нибудь вельможа постригался в монахи, после чего практически сразу становился епископом, кардиналом, а затем мог стать и Папой Римским.
  
  
  
   Что касается личных качеств Макария, то можно утверждать, что он отличался большой смелостью и считал благом умереть за веру. Это был непримиримый враг турков, а точнее их религии. Припомните образ какого-нибудь святого первых веков христианства - это и будет Макарий. Человек идейный, который для себя ничего не ищет: ни власти, ни почестей, ни богатства.
  
   Мы можем сказать, что митрополит Макарий был смелым, поскольку он перестал подчиняться Константинопольскому патриарху, когда Константинополь захватили турки.
  
   Взбунтоваться против патриарха в такое время было очень рискованно, ведь после взятия города султан Мехмед даровал патриаршему престолу в Константинополе своё "покровительство" и сразу велел избрать нового патриарха. Конечно, избрали человека, лояльного туркам.
  
   Макарий, узнав про выборы, должно быть, сказал что-то вроде:
   - Я турецкому прихвостню не подчинюсь! А то ещё заставит возносить молитвы за здоровье султана.
  
   Если бы Макарий был властолюбив, то, отделившись от Константинополя, провозгласил бы самостоятельную Румынскую Православную Церковь, а во главе её поставил бы себя. Однако Макарий этого не сделал, а отдал себя вместе с румынским духовенством в подчинение Охридской архиепископии.
  
   Охрид это такой город в Македонии, но в интересующие нас времена относился к Болгарии и располагался у болгаро-албанской границы. В Средние века Охрид для румын были центром святости, как второй Афон. И там, в Охриде Макарий нашёл себе единомышленников.
  
   В Охриде в 10 веке находилась кафедра болгарского патриарха, но затем в 11 веке Византия завоевала Болгарию и патриархат упразднила, подчинив Болгарскую Церковь Константинополю. Когда Константинополь был захвачен турками в 1453 году, Охридское духовенство, как и Макарий, взбунтовалось и начало строить планы по восстановлению самостоятельной Болгарской Церкви, чтобы тоже не подчиняться "турецкому прихвостню".
  
   Румынский митрополит Макарий считал архиепископа Охридского Дорофея почти состоявшимся патриархом, и поэтому вместе с румынским духовенством решил перейти под его власть. Не случайно Дорофей в своём письме к небезызвестному молдавскому князю Штефану называет Макария "брат наш и сослужебник", и говорит, что Румыния "и та область наша есть", т.е. подчиняющаяся Охриду.
  
   Конечно, такая ситуация не нравилась султану Мехмеду, но приструнить духовенство в Охриде он не мог из-за албанского князя Георгия Скандербега, ведь (как уже говорилось) Охрид находился почти у самой границы с Албанией. К тому же в то время албанское духовенство подчинялись всё той же Охридской архиепископии. Получается, что албанский князь Георгий был просто обязан защищать Охрид от турецкого разорения, и он это сделать мог, поскольку неоднократно бил турков, когда они совершали очередной поход в Албанию.
  
   Что же всё это значило для Дракулы?
  
   Дракула, получив в 1456 году власть, оказался перед фактом - митрополит в Румынии ершистый, идейный и, главное, никого не боится, потому что давно ходит по краю, испытывая терпение султана.
  
   Церковная структура в Румынии времён Дракулы
  
   Прежде чем рассказывать об отношениях Дракулы и Макария, следует пояснить кое-какие моменты, потому что при слове "митрополит" сразу возникает образ кого-то могущественного и величественного. Кажется, что румынский митрополит даже в 15-м веке это такая сила! На самом деле - нет.
  
   Румынская (Угровлахийская) митрополия состояла всего из двух епископств (с центрами в городах, называвшихся Бузэу и Рымник). Всего два епископства, а ведь митрополия занимала значительную территорию, почти такую же, как современная Румыния!
  
   Объяснение этой странности - количество населения, ведь в христианской церкви деление на епископства всегда происходило в соответствии с численностью прихожан, а не с размерами территории их проживания. Для сравнения, соседнее Венгерское королевство в то время делилось на 10 епископств и архиепископств!!! Румыния же делилась всего на два потому, что число румын было небольшим. Это подтверждается и подсчётами исследователя М.Казаку. Он, анализируя данные о налоговых сборах и другие документы, приходит к выводу, что в Румынии времён Дракулы проживало около 400 000 человек, а поскольку в соседнем Венгерском королевстве проживало около 4 000 000, то в Румынии, получается в 10 раз меньше. Отсюда и число епископств - их два лишь потому, что митрополия не может состоять из одного.
  
   К этим двум епископствам относились и православные приходы в Трансильвании. В те времена (напомню) Трансильвания принадлежала Венгрии, и населяли Трансильванию в основном католики, но там всё же жило заметное количество православных румын. Именно из этих румын Дракула в 1456 году набрал себе небольшую добровольческую армию, чтобы прийти в Румынию и свергнуть князя Владислава.
  
   Митрополит и епископы на княжеском совете
  
   Важно знать, что и митрополит, и епископы иногда присутствовали на княжеском совете, и пусть в грамотах Дракулы присутствие представителей церкви не отразилось, но это не значит, что такого не было. Ведь грамот Дракулы сохранилось не так много, а вот в одной из грамот князя Раду Красивого среди "свидетелей", присутствовавших при составлении документа, указан "митрополит кир Иосиф". "Кир" это принятое в Византии вежливое обращение к представителям знати.
  
   Когда митрополит приезжал на советы, то князь оказывал тому знаки уважения - встречал на крыльце дворца и целовал руку, а затем делал то же самое в отношении епископов, если они приезжали - сначала старшему по возрасту, затем младшему. После государя это повторяли присутствующие бояре, а уж затем все следовали в зал совета, и начиналось заседание.
  
   Фразу "благослови, отче", которую в России обычно говорят при встрече со священниками, румынский государь не говорил, потому что просить благословения в таких случаях это русская традиция. В Румынии такой не было.
  
   Трения в отношениях Дракулы и митрополита
  
   Понятно, что поведение у Дракулы не соответствовало идеалу христианской добродетели, и что Макарий не был в восторге от массовой казни бояр и других.
  
   Не был митрополит в восторге и от того, что Дракула формально сохранял мирные отношения с Турцией и платил дань. Ведь известно, что Дракула впервые выступил против турков лишь через 4 года своего правления, в 1460-м.
  
   Более того - ходили слухи, что Дракула не только данник, но и верный слуга турецкого султана. Дракула сам говорит об этих слухах в одном из писем, давая повеление своим людям: "Пусть один из вас отправится в Брашов, и пусть даст знать брашовянам (всю правду) о тех слухах, будто я пошёл на турецкую службу... И хотел прийти ко мне от них (брашовян) один посол, а он и есть тот самый человек, из-за которого пошли слухи, он это и наплёл. Поэтому тот (посол), кто хотел прийти, пусть придёт". Тут Дракула по своему обыкновению шутит, поскольку все мы догадываемся, чем закончился бы разговор князя с послом-болтуном. Именно поэтому далее в письме, рассматривая возможные варианты развития событий, Дракула, прежде всего, говорит о том, что надо делать, если посол не придёт.
  
   В этом письме, как и в других, Дракула подтверждает свою репутацию грозного правителя, никак не вяжущуюся с христианским идеалом кротости.
  
   Тем не менее, у Дракулы были и несомненные заслуги перед церковью, поэтому митрополит вряд ли называл своего князя всякими словами, которые обычно в ходу у церковников: "Ты Бога не боишься, закоснел в грехе".
  
   Напомним, что Дракула оказывал покровительство монастырям - в список входит Говора, Козия, Тисмана, Снагов. Были и пожертвования монастырям на Афоне, в Греции. И это всё делалось в первые 4 года правления, когда Дракула жил с турками в мире. А ведь был ещё 1461-й, уже не мирный год, когда в отношении церкви делалось ещё больше.
  
   К тому же, если б митрополит всё-таки вздумал разговаривать с государем гневным тоном, Дракула не смутился бы. Ведь он тоже ершистый, да и критику в свой адрес воспринимает плохо. Он ответил бы что-то вроде:
   - Владыка, уж больно много ты о моих государевых делах думаешь. Мирская суета это всё. Шёл бы лучше молиться.
  
   Такого накала страстей, как, например, в конфликте Ивана Грозного с митрополитом Филиппом, у Дракулы и Макария точно не было. Если б что-то такое имело место, то непременно отразилось бы в памфлетах о Дракуле. Только представьте - митрополит отказывается служить службы в соборе, если там присутствует Дракула, а Дракула выгоняет митрополита из страны. Это ж такая тема! Авторы памфлетов такую тему точно не упустили бы! Значит, раз не говорят, то не было.
  
   Уязвимое положение Макария
  
   Здесь важно понимать и то, что Дракуле, пока он сохранял с турками мир, было совсем не выгодно держать при себе митрополита, который раздражает султана. И всё-таки Дракула не сдал ершистого Макария туркам, хотя, возможно, и напомнил ему, что будоражить народ антитурецкими проповедями и призывами "ополчаться против поганых" всё же не надо... пока не надо.
  
   Напоминание могло звучать примерно так:
  
   Дракула: Владыка, веди себя потише, а то придётся мне предпринять кое-что.
   Макарий: И что ты сделаешь? На кол меня посадишь?
   Д: В этом нет нужды. Просто выгоню тебя из моей страны, и не будешь ты больше митрополитом.
   М: Выгонишь? А я не уйду! И не забывай, что всё румынское священство за меня. Они откажутся избрать нового митрополита.
   Д: Ну и пускай отказываются. А я напишу письмо в Константинополь и попрошу прислать мне митрополита оттуда. Ты ведь враждуешь с Константинопольским патриархом?
   М: Ах ты, змей!
   Д: Да, вот я им и напишу, что мой митрополит совсем из ума выжил, чинит напрасные обиды государю, поэтому я прошу прислать мне другого митрополита. Отправлю вместе с письмом богатые подарки, и всё устроится. Думаешь, не пришлют мне митрополита? Пришлют с радостью.
   М: Ах ты, порождение ехидны!
   Д: Да угомонись уже, владыка
   М: Твоя взяла.
  
   Вместе на врага
  
   Как мы знаем, через некоторое время в политике Дракулы наметился резкий поворот. Дракула порвал с султаном, сжёг турецкие крепости на Дунае и примерно тогда же состоялся знаменитый эпизод с вбиванием гвоздей в головы турецким послам.
  
   Такой поступок неминуемо вёл к войне, а вести войну с турками можно только при поддержке церкви, ведь надо воодушевить народ, и Дракула это отлично понимал. Тогда-то и пришло время мириться с Макарием.
  
   Мирились примерно так:
  
   Дракула: Знаешь ли, владыка, что я замыслил? Собираюсь с султаном воевать.
   Макарий: Неужто?
   Д: Чистая правда.
   М: Ах ты, чадо моё возлюбленное! Вот давно бы так! Видно, смилостивился над нами Господь, если вразумил тебя.
   Д: Владыка, помоги мне собрать народ в ополчение. Надо, чтоб во всех румынских церквах священники призывали народ идти против турков и защищать веру Христову.
   М: Будет тебе помощь. Будет. В таком богоугодном деле грех не помочь.
   Д: Владыка, а понимаешь ли ты, что это опасное дело? Если проиграем войну с турками, то не быть тебе больше митрополитом. Турки добьются, чтоб тебя сместили, а я этому помешать не смогу, потому что и меня сместят.
   М: Ну, что ж. Станем на Бога надеяться. Хорошее дело ты задумал, и негоже нам отступать из страха.
  
   Летом 1462 года румынское народное ополчение собралось. К слову сказать, до этого всеобщая мобилизация проводилась более 40 лет назад. Последний раз её объявлял дед Дракулы, Мирча Старый. Народ уже подзабыл, что такое воевать в ополчении, и вспомнил об этом только благодаря церковным проповедям.
  
   Воевали хорошо. Однако по ряду причин (о них поговорим в другой раз) войну с султаном проиграли. Дракула лишился власти, а митрополит Макарий тоже недолго оставался митрополитом.
  
   Конец деятельности Макария
  
   Удаление Макария с должности было связано не только со сменой власти в самой Румынии, но и с изменением положения в Охридской архиепископии.
  
   Об этом рассказывается в уже упоминавшемся письме Охридского архиепископа Дорофея к молдавскому князю Штефану, позднее прозванному Великим. Штефан первый отправил послание Дорофею - там сказано, что в Молдавии умер митрополит по имени Виссарион, и князь просит прислать другого "человека". Через полгода Дорофей с прискорбием отвечает Штефану, что исполнить эту просьбу не может, потому что султан Мехмед, который только что вернулся из похода в Албанию, повелел переселить его, Дорофея, "с несколькими боярами и клириками нашей церкви" в Константинополь. Так Дорофей лишился своей должности, а на его место был назначен некий Досифей. На прощание в том же письме Дорофей лишь советует Штефану избрать митрополита из числа молдавских священнослужителей и в помощь для организации выборов пригласить румынского митрополита Макария, который пока ещё не лишился должности.
  
   По поводу датировки этих событий исследователи расходятся. Дело в том, что в обоих письмах, обнаруженных и опубликованных русским исследователем В.И. Григоровичем, стоит неправильная дата - 1456 год, которой быть не могло, т.к. Штефан начал править только в 1457-м. Румынский исследователь И. Богдан вообще считает эти письма фальшивыми, но он в меньшинстве.
  
   Болгарский исследователь И. Снегаров предлагает датировать письма 1466-м годом, поскольку именно в этом году Мехмед во главе 150-тысячной армии совершил поход в Албанию, но предложение по поводу 1466-го противоречит тому, что сам же Снегаров пишет в своей книге. Если Дорофей лишился должности в 1466 году, то когда же архиепископом был Досифей, ведь в 1467 году Досифей уже уступил эту должность другому назначенцу.
  
   К тому же мы знаем, что после Макария румынским митрополитом стал некий Иосиф. Знаем мы и то, что Иосиф упоминается в грамоте князя Раду Красивого, изданной 28 октября 1464 года. Значит, в 1466 году Макарий уже не занимал свою должность, и Дорофей не мог на него ссылаться.
  
   Остаётся 1463 год, когда Мехмед тоже совершил поход в Албанию, но с меньшей армией. В средневековой книге "Записки янычара" этот поход описан так: "Он (султан) повернул на арбанасского князя и захватывал города один за другим очень легко, потому что пока один город хлопал глазами, захватывали другой".
  
   Добившись некоторых успехов, хоть и не победив албанского князя Георгия Скандербега, Мехмед, суда по всему, отправился в Охрид, где сказал Дорофею что-то вроде:
   - Повелеваю тебе, христианский колдун, переселиться в Стамбул (Константинополь), где за тобой будет следить старший колдун Эфрон (патриарх Софроний Сиропул).
  
   Вот так в 1463 году был загашен очаг антитурецкого сопротивления в Охриде, после чего ершистый митрополит Макарий лишился своей должности и был заменён пушистым Иосифом, беспрекословно подчинявшимся Константинополю, где сидел лояльный султану патриарх. Всё это стало хорошим подспорьем для новой протурецкой политики, которую проводил князь Раду Красивый.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"