Лыжина Светлана Сергеевна : другие произведения.

Вся правда... Приложение - О княжеских пирах в Румынии

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В этой статье будет рассмотрен исторический источник, который ничего не сообщает о пире, устроенном Дракулой, но в то же время весьма подробно говорит о княжеских пирах, которые устраивались в те времена в Румынии. Изучив этот источник, мы сможем лучше прочувствовать атмосферу Дракулова пира и понять, был ли этот пир чем-то особенным или всё же вписывался в общую традицию...

  
   Разговор пойдёт о книге, которую сочинил румынский князь Нягое Басараб. Называется она "Поучение Нягое Басараба своему сыну Феодосию". В Румынии эта книга очень известная, поскольку сейчас её изучают в школе точно так же, как наши школьники изучают "Слово о полку Игореве".
  
   "Поучение Нягое Басараба своему сыну Феодосию" было написано в начале 16-го века, то есть примерно через 50 лет после того, как состоялся знаменитый пир Дракулы, но в Средние века традиции были весьма устойчивы, поэтому то, о чём говорит автор "Поучения", можно смело отнести также к веку 15-му... что для нас и ценно! Вот зачем мы будем читать этот источник, постоянно держа в уме Дракулов пир.
  
   Немного об истории текста
  
   Просто для справки отмечу, что "Поучение" сохранилось в трёх вариантах: на славянском, на греческом и на румынском языках. Первичным является славянский текст. Греческий и румынский варианты - это переводы.
  
   Когда был сделан греческий перевод, точно не известно. Обнаружен на Афоне, в библиотеке монастыря прп. Дионисия, и ещё один экземпляр греческого текста найден в Риме. Исследователи обычно пишут о греческом переводе, только сопоставляя его с румынским.
  
   Румынский перевод появился в середине 17-го века. Выполнил его боярин Удрище Нестурел, возглавлявший княжескую канцелярию при государе Матее Басарабе. На румынском языке текст дошёл до нас полностью и именно его, в адаптированном виде, изучают в румынских школах.
  
   Оригинальный славянский текст сохранился лишь в отрывках, но интересующий нас отрывок, касающийся пира, не пропал за исключением небольших фрагментов в начале и в конце. Я буду переводить именно этот оригинальный текст, поскольку переводить адаптированный румынский вариант (который у меня тоже есть) считаю неправильным.
  
   Мой перевод сделан по изданию Императорской Академии Наук: Слова наказательныя воеводы валашскаго Iоанна Негоя к сыну Феодосию - С.-Петербург, 1904. В этом издании отрывок, касающийся пира, идёт с самого начала.
  
   В румынском тексте "Поучения", которое читают румынские школьники, отрывок о пире находится в середине (Часть 2. VII. Слово 14).
  
   Для удобства мы будем читать перевод кусочками, поскольку там в каждом абзаце содержится много важной информации, пусть даже эта информация чисто бытового свойства и формально не имеет отношения к Дракуле. (На всякий случай напомню, что наша цель - уловить саму атмосферу пира как мероприятия).
  
   На полноту освещения вопроса эта статья ни коим образом не претендует. Тут просто набор комментариев. Итак, начнём...
  
   Скажи, кто твой друг и я скажу, кто ты
  
   "Да не сажай при себе людей неумных и развращённых, ведь сказал пророк - с избранными избран будешь, а со строптивыми развратишься. Так же и я словами моими согласно речи пророка свидетельствую тебе. Если с избранными будешь, то во всякий день и час сможешь пользоваться добрым советом и благим поучением. Если же будешь с неумными и развращёнными (людьми), значит, и сам с ними неумным и развращённым хочешь быть".
  
   Вот одна из причин, почему Дракула не хотел оставлять в живых бояр-предателей. Библейскую цитату на счёт "неумных и развращённых" (вар. "безумных и развращённых") он, конечно же, знал, а для Дракулы все предатели - развращённые люди.
  
   Уподобляться им Дракула не хотел, а согласно библейской мудрости (и не только библейской) дурной пример заразителен, поэтому тот, кто держит возле себя предателей, ничему хорошему у них не научится и вообще ничего хорошего от них не получит.
  
   Музыка на пирах
  
   "И как подобает для государя, пусть будут на твоей трапезе различные тимпаны и гусли, и цевницы ради веселья".
  
   Тут мы видим, что на княжеских пирах в Румынии было отнюдь не тихо. Были разные музыкальные инструменты, играющие весёлую музыку.
  
   Тимпан это ударный инструмент - барабан или бубен. Про гусли и так понятно, а что такое "цевница", точно неизвестно.
  
   Одни говорят, что цевница - это дудочка, то есть свирель или флейта, а другие говорят, что это лира в форме треугольника. В данном случае более вероятен вариант духового инструмента, поскольку до этого был назван ударный (тимпан) и струнный (гусли). Значит, по логике третьим должен быть назван духовой, а не ещё один струнный.
  
   Обязанность князя - развлекать своих гостей
  
   "Так и всем следует делать перед воинами (дружинниками) своими всегда - если знаете больше, то устраивайте веселье, чтоб возвеселились любящие вас. А если услышите таковых (дружинников) голоса, (будто) играющие вам на свирели, не подобает вам увлекаться этой игрой. И тогда для развлечений многие люди из многих стран будут приходить к вам ради умения вашего (веселиться), ведь человек всегда увлекается музыкой, речами и играми, со всеми так. Эти люди полны недостатков и неразумны. И будь государем так, чтобы называться солью для людей и источником (мудрости), из которого все напьются. Даруй мудрость свою через речи и игры эти. Ведь если могут видеть (истину) и другие благодаря тебе, они захотят приглядеться и увидеть захотят то, что ты видишь. Начальником является тот, кто хочет наставить, и хочет дать ответ. Так же и я свидетельствую тебе словами моими. Если хочешь быть помазанником Божьим, то музыка, речи и игры подобают на твоём пиру. Ведь так подобает государю веселить воинов своих".
  
   Суть этого отрывка - князю на собственном пире повеселиться не получится. Князь должен сделать так, чтобы веселились другие, а самому ему надо ясно представлять, что происходит во дворце и в стране.
  
   То есть Дракула, который на пиру сидит и думает о том, что среди бояр стало слишком много изменников, это, в общем-то, типичная картина, и, как считает автор "Поучения", правитель на пиру остаётся со своими тяжёлыми мыслями один на один.
  
   В "Поучении" прямо сказано, что бояре не любят, когда князь во время праздника грузит их какими-то проблемами ("если знаете больше, то устраивайте веселье"), но иногда некоторые сердобольные подданные, видя чересчур задумчивого государя, могут попытаться убедить его, что в стране всё хорошо. Когда автор "Поучения" говорит про "голоса, играющие на свирели", то имеет в виду именно таких сердобольных. И вот тут государю главное не поддаваться, не слушать эти речи.
  
   У государя на всё должна быть своя точка зрения, а не внушённая кем-то. Автор "Поучения" прямо говорит - ты не слушай, а добивайся, чтобы тебя слушали, но делать это надо непринуждённо.
  
   Кстати, в славянском оригинале этого текста чётко обозначено, что все развлечения на пирах делились на два вида: "гласование" и "играние". К сожалению, эти термины так просто не переведёшь, поскольку они довольно сложные.
  
   Гласование - это всё, что выражается через звук, то есть сюда относятся разговоры (в том числе рассказывание сказок, притч, загадок), пение, игра на музыкальных инструментах.
   Играние - это всё, что выражается через движение, то есть пляски, показательные номера акробатов и даже спортивные состязания где-нибудь во дворе княжеских палат или рядом с ними.
  
   В общем, всё это могло быть частью развлечений на пире, и чем интереснее оказывались развлечения, тем больше уважения доставалось организатору, то есть князю, и это укрепляло его власть.
  
   По поводу пира Дракулы можно с определённостью сказать, что беседой он своих гостей точно развлекал, задав им вопрос: "Скольких государей вы помните?"
  
   Князь может выполнять просьбы
  
   "Также, если хочешь цел быть, не считай себя виновным из-за тех речей (жалоб, просьб), которые возглашаются пред тобой. И волен ты просьбы своих воинов выполнить, однако стремись выполнить волю Бога твоего, Чьим именем ты помазан (на трон)".
  
   Тут мы узнаём, что во время пиров бояре могли что-нибудь попросить у князя, и если просили, то это не означало, что гости были недовольны, и что праздник не удался. Просьбы на пиру - обычное дело.
  
   Гостям наливай, сколько выпьют, а сам пей в меру
  
   "Питием (хмельных напитков) тело своё не отягощай. И пусть многие говорят, что много пить - это хорошо. А что хорошего? Когда человек опьянён, то, если имеет много мудрости, то хоронит её. А руки, которые у него есть, не служат ему. И ноги его не служат ему. И, имея язык, он не может разговаривать. Так как же не является злом пьянство, когда всё тело (человека) перестаёт приносить пользу ему! И как может он совершить что-либо для Бога или для людей! И ещё есть другой вред от пьянства, который состоит в следующем. Поэтому больше ешь (на пиру, чем пей). Во-первых, пьянство заставляет твоё тело болеть и обедняет твой дом, и губит твой ум. И с того времени, как погублен твой ум, погублена твоя душа. И если б в пьянстве нашем была польза, разве сделалось бы у кого-то из нас тело больным, разве дом обеднел бы, а разум оказался бы погублен? А через то, что губим свой ум, мы и от Бога нашего отдаляемся. И тот, кто хочет пристраститься к пьянству большому и безмерному в этой жизни, не назовётся последователем Божьим, а скотом назовётся. Такие слова мои о том, больше ли есть (на пиру или пить) - захочешь пристраститься к большому пьянству, назовёшься так же, как и скот. Если больше есть, (чем пить), то назовёшься последователем Божьим. А воинам своим давай пить (вина), сколько им надо. И ты испей, но в меру. Пусть властвует твой разум над вином (и отмеряет, сколько тебе пить), и не властвует вино над твоим разумом. И да заглянешь ты в умы слугам своим, и да не заглянут слуги твои в твои мысли".
  
   Если автор "Поучения" (князь Нягое Басараб) так много места уделяет вопросу пьянства на пирах, значит, проблема была очень серьёзная.
  
   Кстати, обильные возлияния, которые, конечно, были на пиру, устроенном Дракулой, многое объясняют. Во-первых, опьянение объясняет, почему бояре оказались так болтливы и признались, что пережили очень многих государей. В-вторых, становится понятным, почему Дракула смог так легко схватить бояр на пиру. Если Дракула хорошенько напоил своих гостей, то они не смогли сопротивляться княжеской страже, которая в отличие от бояр отнюдь не была пьяной.
  
   Не принимай решений, когда ты пьян
  
   "И во хмелю не делай дар, пусть даже любимому слуге. И также, если имел гнев на кого-нибудь (из слуг) ещё до того, как захмелел, то во хмелю не проявляй гнева на (этого) слугу и не унижай. И если захочет прийти к тебе кто-то, будучи пьяным, ты терпи до того, как он протрезвеет. Или если пред тобой провинится слуга пьяный, то не отнимай у него достояния, ведь ты сам же его и опоил (на пиру). Так же как опоил, так и терпи его. Поэтому говорю тебе я - во хмелю не делай дар, ведь это то же самое, как если б ты захотел имущество своё растратить, да и другое зло себе причинить. Ведь не хочешь же, чтобы говорили: "Пойдём же сейчас к оному недостойному господину, ведь он сейчас пьян. Когда же пойдём к трезвому, он не захочет нам дать ничего. А когда упьётся, то хоронит разум свой и не знает, что кому даёт". И это уже два зла. Первое - имущество своё растрачиваешь во хмелю. Другое - плохо о тебе говорят холопы. И ещё тебе скажу я - во хмелю не только не гневайся, но и не твори суд. Ведь от этого ещё одно особенное зло. И скажут все: "Не пойдём к господину тому в придворные, ведь когда упьётся, то хоронит разум свой и творит зло обычно в пьянстве. И осрамит нас или погубит нас". Поэтому слова мои да научат тебя. Во хмелю ни дарение, ни (другие) необдуманные поступки не делаются. И если хочешь дар сделать, то сделай на утро в трезвости и сопроводи приятными словами. И пусть поблагодарит тебя тот, кто принял дар, и руку твою пусть поцелует. И если захочешь дать волю гневу на кого-то или осудить, также на утро в трезвости со всеми боярами твоими рассмотри и суди. И кому что отводится законом, то и сделай с ним. А когда сидишь на трапезе, не разбирай судебных дел, ни дарований не раздавай. Ведь имеет трапеза своё назначение - веселье, чтобы веселились все слуги твои благодаря тебе".
  
   Рассуждения о пьянстве всё продолжаются, но среди прочего автор "Поучения" затрагивает один очень интересный для нас вопрос - о том, что государь, сидя на пиру, может прогневаться на кого-то своих бояр и творить суд прямо на пиру. Что-то похожее на это как раз сделал Дракула, а автор "Поучения", как мы можем видеть, судилища на пирах не одобряет и говорит, что судить надо на трезвую голову.
  
   И всё же факт остаётся фактом - судилища во время пиршеств случались. Свидетельства об этом мы находим не только в "Поучении". Достаточно вспомнить цитату о молдавском князе Штефане Великом из сочинения Григоре Уреке, средневекового хрониста: "И был тот Стефан воевода... крутой нравом и скорым на расправу - много раз на пирах посылал на смерть без суда. Во всём остальном это был человек вполне сдержанный, деятельный и со своим делом справлялся... И после его смерти до сего дня все называют его святым Стефаном воеводою не потому, чтоб его душа была чиста, а из-за его военных доблестей".
  
   Это прямо перекликается со словами из "Поучения": "И ещё тебе скажу я - во хмелю не только не гневайся, но и не твори суд... если захочешь дать волю гневу на кого-то или осудить, также на утро в трезвости со всеми боярами твоими рассмотри и суди. И кому что отводится законом, то и сделай с ним".
  
   Почётные места за княжеским столом
  
   "А когда сидишь за трапезой и захочешь посадить (за трапезу) бояр своих великих первым и вторым, и третьим и так далее, ты с тех пор сохраняй за каждым его место, чтобы и при следующем рассаживании не нарушить порядка. Ведь когда посадишь слугу своего за трапезой на одно место, а в другой день поставишь его подалее, в тот же час оскорбится сердце его, потому что с того места он надеялся пересесть повыше, а ты ради иного более любимого слуги твоего переселил его подалее. Сердце его оскорбится и будет разбито, поскольку сердце человеческое, как стекло. Когда разобьётся стекло, никто уже не сможет это исправить. Вот почему говорю тебе, чадо - когда усадишь толпу на трапезе, и тут придёт некий любимец твой из придворных, ни коим образом не перемещай другого от трапезы подалее, и не сажай его (любимца) повыше. И кто на трапезе твоей сидит с тобой, да будут довольны тем, как ты их рассадил. А тем любимцам твоим, которые из придворных, возьми хлеба и пищу, которая стоит перед тобой, и дай им есть и пить от руки твоей. И, дав пищу им, дай им услышать ласковое слово из уст твоих, ведь сказано в Святом Писании, что одни больше благодарят и радуются из-за хорошей беседы, чем другие - из-за еды и питья. Ведь разумный человек, если предложить ему добрую беседу, только пользуется и благодарит, а если предложить ему много пищи и питья, горькая злоба воспылает в его теле. Так же если и ты советом моим воспользуешься, слуги твои будут довольны всегда".
  
   А вот в этом отрывке мы видим отголоски такого русского явления как местничество. В Румынии это явление, судя по всему, не получило сильно большого развития, поскольку румынские боярские роды были не такие уж разветвлённые и многочисленные, как русские. И всё же что-то общее во всём этом мы замечаем.
  
   Напомню, что в России местничество проявлялось в том, что русские бояре постоянно считались меж собой, кто кого в роду старше, и чей род выше другого. В соответствии с этим они рассаживались за царским столом.
  
   Историк С.М.Соловьёв в своей лекции "Россия перед эпохою преобразования" говорит об этом так: "Старинный русский человек, так послушный великому государю... в местнических случаях ослушивался, за обедом, в присутствии царском, спускался под стол, если его принуждали сидеть ниже человека, которому он не мог по родовым счетам уступить, шёл в тюрьму, подвергался батогам, кнуту, отобранию имений и вотчин, но не исполнял воли царской".
  
   На пиру князь должен больше говорить, чем пить и есть
  
   "Ты же, великую выгоду желая получить, если отдашься пьянству безмерному, очень большой вред принесёшь себе, ведь большое пьянство - причина большой беды и долгого отрезвления требует. Слушайте Господа глаголющего! Поймите, как отягощается сердце ваше обжорством и пьянством! И также через пророка Своего глаголет (Бог) - отрезвитесь, чрезмерно пьющие вино, и плачьте, когда отнимется у вас веселье и радость. Хорошо будет от чрезмерного пития отказаться. Написано ведь - когда много дров, бушует огонь. Вот почему от кушаний многих взыграет блуд. И как от елея (оливковое масло с добавлением благовоний, которое могли жечь ради создания аромата в помещении) возжигается пламя, так вино возжигает блудные страсти. И как пьяница, если работает, не разбогатеет, так и душа того, кто любит пьянствовать, не умножит добродетели".
  
   И опять поднимается тема пьянства! До чего же всё-таки серьёзная была проблема, если автор "Поучения" о ней всё говорит и говорит!
  
   Более того - после приведённого отрывка идёт обстоятельное рассуждение с примерами из Библии. Эти рассуждения я не переводила, а просто перескажу.
  
   Первой вспоминается история про то, как Ной (который построил ковчег) напился и завалился голый в шатёр спать, а туда случайно зашёл его сын Хам и увидел голого отца. Позор!
  
   Дальше рассказывается про праведника Лота (единственный праведник, который жил в городе Содоме). Как известно, Лот уже после того, как ушёл из Содома, совершил инцест с двумя своими дочерьми, будучи пьяным. Да, вот такая некрасивая история... А автор "Поучения" этого, конечно, не одобряет и говорит, что всё из-за вина, причём такие неприглядные примеры приводятся нарочно, чтобы доказать, что много пить это не доблесть, а позор.
  
   Женщины на пиру
  
   Затем в "Поучении" развивается тема блуда. Вспоминается история Самсона (известного своей необыкновенной физической силой), которого погубила "блудница Далида". Автор "Поучения" всячески подчёркивает, что даже сильнейшего может победить слабая женщина, поэтому блуд весьма опасен.
  
   Также вспоминается история Юдифи и Олоферна. Как известно, Юдифь была красивой иудейкой, а Олоферн - предводителем вражеского войска, пришедшего в иудейские земли. Юдифь, чтобы защитить свой народ, пришла в лагерь к Олоферну, сделала так, чтобы он ночью уединился с ней в своём шатре, а когда Олоферн заснул, отрезала тому голову.
  
   Спрашивается - а зачем нам вникать в эти библейские истории? А затем, чтобы понять, что автор "Поучения", говоря о женщинах на пиру, имеет в виду только женщин лёгкого поведения.
  
   Увы, в "Поучении" об этом прямо не говорится, потому что автор "Поучения" не ставил себе целью объяснять вещи, хорошо известные людям того времени. То есть для автора являлось само собой разумеющимся, что порядочные женщины в княжеских пирах не участвовали. Это главное, что мы можем выяснить для себя из той части "Поучения", где автор вспоминает библейские сюжеты про Далиду и Юдифь.
  
   То есть, в Румынии было абсолютно так же, как на Руси. Великий князь всея Руси (а впоследствии - русский царь) пировал только со своими боярами. С боярынями и боярышнями разделяла трапезу княгиня (а впоследствии - царица). Если царь и царица сидели рядом за столом, то только на трапезах в узком семейном кругу, а не на официальных мероприятиях, то есть на пирах.
  
   Конечно, в мультиках и всяких "исторических" фильмах нам часто показывают, что бояре на пиру сидят вместе со своими жёнами. Так вот этого не было! Если на пиру и оказывались женщины, то "блудницы".
  
   В Румынии, если порядочных женщин приглашали во дворец на праздники, эти женщины пировали на женской половине во главе с женой князя, а поскольку Дракула был официально неженат, то в его дворце на пирах боярские жёны не появлялись.
  
   Это я к тому, что не следует воспринимать как исторический источник картину румынского художника Теодора Амана, нарисованную в 19-м веке и названную "Бояре, застигнутые на пиру посланцами Влада Цепеша". На этой картине изображены не только боярские жёны, но и дети (!), а они никак не могли оказаться на пиру, если учесть все многочисленные упоминания об обжорстве и безудержном пьянстве, которые мы нашли в тексте "Поучения". Бояре предавались этим порокам вдали от семей!
  
   При этом я не говорю, что Теодор Аман - плохой художник. Совсем нет. Просто он не был исследователем.
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"