Лымарь Надежда Алексеевна : другие произведения.

Чулковская сага

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Сказ о становлении старообрядчества в д. Чулково Московской губернии Бронницкого уезда с середины XV111 века по наши дни.Мои предки были староверами.


  
   Чулковская сага
  
   Историко - биографическое издание
  
   Часть первая
  
   Стоят в поле кресты.
  
  
   Стоят в поле кресты. Кто знает, что за кресты? Один большой, другой маленький. Пройдет прохожий и подумает:
   -Э-э, видно история, какая- то была здесь. Просто так кресты посреди поля не поставят.
   И то, правда.
   С незапамятных времен в Московской губернии Бронницкого уезда в деревне Чулково со своими строгими законами вероисповедания располагалась старообрядческая община, стоял храм, или как в те времена по старообрядческому поверью жители деревни называли его Моленная. Там совершались все церковные обряды: то есть весь путь прохождения человека в этой жизни на духовном уровне.
   Как известно, русское старообрядчество делится на два основных направления - приемлющих и неприемлющих священство. Среди первых по большей части распространено так называемое Белокриницкое согласие, оформившееся в 1846г. в связи с присоединением к старообрядчеству митрополита Босно - Сараевского Амвросия и основание им староверческой иерархии. В 1862г. одним из видных деятелей согласия Илларионом Кабановым (Ксеносом) было написано "Окружное послание", целью которого было утвердить единство верования в противовес распространения устного и тетрадного кривотолка. Послание было подписано 24 февраля 1862г. старообрядческим архиепископом Московским и Владимирским Антонием.Появление этого документа вызвало огромный резонанс среди Белокриницкого старообрядчества, и привело к отделению от него огромной массы верующих во главе с частью Белокриницкого епископата. Возникло особое неокружное согласие со своей иерархией. (Портал Староверы. Из истории старообрядцев - неокружников. Автор Михайлов С.С.)
   Община таких неокружников - старообрядцев находилась и в д. Чулково Бронницкого уезда Московской губернии. Дата основания общины 11 половина ХV111 века.
   Основателями этой общины являются старообрядцы, приемлющие священство Белокриницкой Иерархии. Они последователи Московского Рогожского кладбища, образовавшиеся в общину того же согласия под именем "Михайло - Архангельской Старообрядческой общины в д. Чулково". На средства вышеупомянутой общины в д. Чулково была выстроена часовня . 23 июня 1826 г. крестьяне д. Чулково обратились к Московскому военному генерал - губернатору Д. В. Голицину с просьбой разрешить перекрыть железом раскольничью часовню, находящуюся в деревне. А 28 октября 1826 г. священники церковнослужители единоверческой церкви села Михайловская Слобода подали в Бронницкий уездный суд прошение, в котором сообщали ,что " часовня эта не только перекрывается, но и возобновляется, и на ней установлена глава с крестом. И при ней на столбах находятся пять колоколов, и отправляется служба с обыкновенным звоном и церемониями". В связи с этой жалобой князь Голицын от 06 января 1827 г. предписал оставить часовню в том виде, в каком она находится.( ЦИАМ N 1023 от 05.05.94г.)
   Из этой же выписки Центрального архива (ЦИАМ N 1-23 от 05.05.94г. видно, что в 1834 в Секретный совещательный комитет поступило дело о браке, (т. е венчании, прим.автора), совершенном в раскольнической молельне. Отсюда следует , что в д. Чулково Бронницкого уезда Московской губернии, в раскольнической старообрядческой Моленной продолжали совершаться все церковные обряды. На основании Высочайшего постановления о раскольниках от 17 сентября 1826 г Секретный совещательный Комитет дал указание "для прекращения соблазна,производимого звоном и наружностью часовни в д. Чулково. Он представил Его Сиятельству г-ну. Моск(овецкому) Военному Генерал-губернатору право на то, чтобы "в той часовне глава и крест были сняты и колокола отобраны". Далее было предложено обратить Чулковских неокружников к единоверию, чтобы в дальнейшем обратить Часовню в единоверческую церковь. "Однако увещание о присоединении крестьян д. Чулково к единоверию не возымело действия, в связи, с чем в 1836 г. с Моленной были сняты глава с крестом и уничтожены колокола".
   Несмотря ни на что, жалобы высокому начальству продолжались. Так "2 марта 1837 . Дмитровский епископ Исидор сообщил Московскому гражданскому губернатору Н.А. Небольсину, "что,под предлогом стражи посреди д. Чулково вновь повешен колокол, в который производится благовест к службе", совершаемой в Моленной. Далее епископ Исидор просил, "чтобы колокол был снят, а для охраны деревни употреблялась бы чугунная доска" Через 8 дней дворянский заседатель Бронницкого земского суда г-н Эльмастов колокол снял. Старообрядцы были возмущены и обратились к начальнику 111 отделения собственной его императорского величества канцелярии графа А.Х. Бенкендорфу с просьбой оставить при часовне главу, крест и колокола.
   А.Х. Бенкендорф через князя Д.В.Голицина объявил крестьянам, что " на основании существующих постановлений может быть только существование Моленной, а не глава с крестом и колокола, воспрещенные для раскольнических моленных, почему и просьба раскольников д. Чулкова не может быть удовлетворена".
   Следует отметить, что несколько последующих лет Моленная довольно спокойно проводила все церковные обряды. Споров о существовании Храма с крестом и колоколами в действиях старообрядцев д. Чулково не упоминалось.
   В 1900 вновь начались распри между окружниками и неокружниками уже на предмет попечительства над Моленной. Очень хотелось окружникам прибрать к рукам, довольно богатую по тем временам, старообрядческую церковь. Существует документ о проведении инвентаризации, а именно "Опись раскольничьей часовни Бронницкого уезда ведомства Государственных имуществ в д. Чулково, учиненной Чиновником особых поручений князем Вяземским и Депутата с Духовной стороны, села Шубиным, благочинным священником Алексием Патакиным", датированной 1857 годом сентября 2 дня.
   Из этой описи видно, что уже в те времена Часовня была достаточно богата. Множество посеребренных икон, также без украшений, необыкновенной красоты иконостасы, отделанные позолотой и ризами опликовыми. Для примера, образ Николая Чудотворца в опликовой ризе, унизанной бусами, в виде жемчуга, и украшенной драгоценными каменьями. За прошедшие годы материальные ценности храма увеличились, приход значительно вырос. Не только Чулковские старообрядцы посещали Моленную, сюда приезжали верующие староверы со всей волостей Бронницкого уезда. Новая постройка здания Церкви было возведена в 1902 году на средства верующих,
   что подтверждается выпиской Центрального Государственного архива
   ( ср. 2157 л. 360-362). Новый Молитвенный дом был построен потому, что старую молельню полностью захватили окружники. Официально община была зарегистрирована в 1906 .Этот молитвенный дом просуществовал до 1952 г., когда сгорел и более не был восстановлен./Храмы России - регистрационная карточка/.
   27 июня 1908 года в Совет общества поступило заявление от
   85 домохозяйств во главе сельским старостой Петром Андреевичем Маховым о выборе попечителя для моленного дома старообрядцев, находящегося в селении Чулково и выстроенным на принадлежащей Чулковскому обществу земле, и предназначенной для посещений богослужений в Моленной. Это заявление было протестом на действия окружников. Те, считая себя попечителя Храма с 1902 г, насильно захватили помещение Моленной, заперли молитвенный дом, не допуская туда неокружников, несмотря на то, что эта Моленная существовала с разрешения властей. Дело дошло до суда.
   Моленная построена на земле Чулковского сельского общества на средства жителей деревни, постоянно поддерживающих "это доброхотное дело", крестьяне решили избрать попечителей (представителей,) известных своей религиозностью Кондрата Федоровича Мунистова и Василия Ефимовича Давыдова, сроком на три года для решения вопросов в суде, руководствуясь правами, предоставленными ст. 250 уст Гражданского Судопроизводства.
   Но суд не состоялся.
   27 мая 1910 года Сельский сход д. Чулково под председательством Сельского старосты Петра Андреевича Махова решил прекратить все споры и отозвать судебный иск в адрес окружников, мотивируя тем, что, те и другие не имеют право на попечительство Моленных. Причина, так как "оные хоть и стоят на земле Чулковского общества, а первоначально построены и снабжены всеми необходимыми предметами старообрядцами, приемлющими священство Белокриницкой Иерархии, последователями Московского Рогожского кладбища, т.е. именно они являются истинными попечителями обеих Моленных.
   Сход постановил:
   Прекратить полномочия поверенных общества крестьян Мунистова и Давыдова с избранием нового уполномоченного в лице крестьянина д. Чулково Афанасия Николаевича Шаронова, с предоставлением ему права
   явится в Московскую Судебную палату с предложением о прекращении дела навсегда.
   Далее события развивались следующим образом.На основании Рапорта Бронницкого уездного исправника в адрес Московского губернатора за N 1014 от 6 апреля 1911 г. стало известно, что 2 апреля 1911 года Судебным Приставом Московского Окружного Суда Бронницкого уезда Кабардиным, по определению Московской Судебной Палаты была произведена передача старообрядческих Моленных Чулковкому сельскому обществу. Все здания и все имущество, впредь до окончательного решения Сенатом вопроса о праве собственности, по обоюдному согласию между окружническими и неокружническими обществами, сданы на хранение Чулковскому Сельскому Старосте. По обоюдному соглашению Храмы разделены между обществами, где и будут совершаться богослужения. Судебное дело в архиве /ЦИАМ/ не значится.
   На этом распри, казалось, закончились.
   И лишь " в сентябре 1911 в строительное отделение губернского правления обратился председатель совета Михайло-Архангельской старообряческой общины д. Чулково Михаил Бриллиантов с просьбой выдать разрешение на переустройство храма (ф. 54, оп. 165 ,д. 217). Основанием для этого обращения поступило постановление общего собрания членов Михайло- Архангельской общины на переустройство и ремонт храма. После чего на его " здании устроить кумпол с главами и святыми крестами"
   20 октября 1911 строительное управление проект о переустройстве храма в д. Чулково утвердило, однако было приостановлено из-за отсутствия решения Сената о праве собственности на обе Моленные.
   Шли суды - пересуды, горели страсти о праве владения собственности зданий Моленных, а жизнь простых членов общины шла своим чередом.
   Хождение в церковь считалось праздником. Община значительно влияла на бытие жителей деревни. Строжайше соблюдались устои нравственного благочестия, было обязательное присутствие на службе, с соблюдением всех канонов. В д. Чулково в то время было около 70 дворов, и каждая семья была на виду. Священники общины знали почти всех жителей деревни, ходили по домам, и если кого-то давно не было в церкви на исповеди или на других таинствах, то справлялись, здоровы ли они. В те времена священнослужители являлись передовыми людьми общества. Они несли в народ знания о вере, культуре и конечно о праведном образе жизни. Чулковский художник - старовер Сергей Трофимов в 1919 году изобразил на полотне забытую ныне, сгоревшую Моленную, тем самым, оставив этот бесценный дар сегодняшним потомкам.
   Впервые Храм Чулковской старообрядческой общины упоминался почти наряду с Архангельским Собором, что находился в г. Бронницах Московской губернии.
  
   В то время в Чулково уже существовали две церкви - Белокриницкого /окружного/ и ( неокружного) согласия.
  
   Регистрационная карточка Регистрационная карточка
  
   Название Молитвенный дом Михаила Церковь Михаила Архангела в
   Архангела в Чулково Чулково ( неокружническая)
   (окружническая)
   Щифр 5027120 5027121
   Тип постр. Церковь Церковь
   Дата постр.
   посл. здания 1896 г. 1902 г
   Историч. Старообряческая Белокри- Старообряд. Белокриницкого
   Исповед. ницкого согласия согласия
   Краткое Чулковская старообряд Молитвенный дом старо-
   ческая община уже в нач. Х1Х в. обрядцев - неокружников,
   Имела молитв. Дом с куполом. выстроенный после того,
   Описание Старое здание молельни в 1902 г. как старую молельню зах-
   Было захвачено старообрядцами ватили окружники.Офиц.
   Окружниками. Официально была была зарегистр. В 1906 г.
   зарегистр. В 1907г., но церковь так Молельня просуществовала
   и не была перестроена. В 1930-х годах до 1952 г., сгорела и более
   была закрыта ,разобрана и отданы не восстанавливалась. Ныне
   под склады. Ныне, на месте алтаря, на её месте стоит крест,
   Рогожскими казаками поставлен поставленный краеведами
   Поклонный крест . и патриотами-жителями д. Чулково
  
   До 1917 года неокружники имели довольно твердые позиции. Народная власть с мнением Старообрядческой общины считалась. Разногласий не было. Официально после революции общество неокружников в Чулково было зарегистрировано в 111 кв. 1946 г. Задолго до этого в архиепископии были довольно серьезные конфликты внутри старообрядческого движения. Окружная община, из-за отсутствия помещения, так как Моленная окружников в 1935 году была закрыта и разобрана, затем перевезена в другой населенный пункт для хранения зерна, с разрешения архиепархии претендовала на проведение своих служб в Чулковской неокружной Моленной, чем вызывала между ними постоянные споры. Неокружники выступали с требованием о запрещении пользоваться молитвенным зданием своим не единоверным односельчанам. В 50-ых годах Х1Х века в Совете по делам культов поднималось много вопросов о разрешении этих конфликтов, но, к сожалению, в 1952 году, от поджога, Моленная сгорела. Постройки, где размещался церковный люд, не пострадали, старинное кладбище тоже сохранилось. По рассказам старожилов в церкви в этот день проходило венчание, а около пяти часов вечера, народ увидел пламя, кто - то бросился, было гасить пожар, но было поздно. Моленная выгорела полностью, практически сгорела вся церковная утварь, в том числе бесценные иконы, золоченый иконостас и другие ценные предметы.
   Рассказывали очевидцы, что в то время, священником Чулковской неокружной церкви был О. Даниил Золотарев, нрава строгого, горячо радел за ценности храма, чужих сторонился, заставлял верующих помнить и соблюдать обычаи предков. Пожар, конечно, произошел
   неспроста, видно кому- то это нужно было, хотя официальные версии пожара отсутствуют. В народе рассказывают, что Храм подожгли по злобе, но правду не знает никто, время прочно хранит свои тайны.
   И, что интересно, несмотря на давность лет, людская память помнит почти все события, связанные с существованием этой церкви. По истечению времени в 1990 г. хотел некий предприниматель на месте сгоревшей церкви построить дом, но не суждено этому было сбыться. Бывалые люди не советовали ему это делать. На святых местах делаются только святые дела. Негоже строить дом там, где долгое время царила намоленность и благодать Божья. Не послушал он, и через некоторое время попал в автокатастрофу, чудом остался жив. А до аварии как бы в предостережение был такой случай.
   Когда был сделан фундамент, один из рабочих начал ломом долбить землю, так лом просто ушел в землю, как из рук его кто-то вырвал. То ли рок Божий, то ли случайность - не нам судить. Много разговоров было связано с этой бедой, как новый случай заставил содрогнуться жителей деревни Чулково. Вокруг Моленной росли старые вязы, только здесь росли эти могучие красивые деревья. Вся деревня весной ходила слушать пенье соловьев, которых там водилось великое множество. Один из новоселов решил спилить огромный вяз, который стоял неподалеку от вновь выстроенного дома. Вяз был очень большой, не поддавался, решили пилить сначала сучья. Сучок тоже плохо поддавался распиливанию, нанятый работник долго над ним трудился, но без результата. Устал, спустился с дерева и сел под ним перекурить. В этот момент сучок с большой высоты обломился и пронзил насквозь работника насмерть. Намоленность храма несло положительную энергетику для верующих прихожан, соблюдавших посты и, отличавшиеся добродетелью. Все они - долгожители и отлично помнят факты из жизни, связанные с Храмом. Место, где стояла Моленная, отличается святостью и высшие силы создают преграды безнравственности и безбожию. Не отдает Господь на поругание Святую землю.
   После этих случаев в 1991 году местные краеведы во главе с учителем истории, директором краеведческого музея
   д. Чулково Кузнецовой Анной Ивановной в составе инициативной группы в лице старшеклассников Чулковской средней школы и жителей деревни Чулково самостоятельно, своими силами из труб сварили железный крест, покрасили краской и установили его на месте сгоревшей Моленной, для того, чтобы никто не замахивался больше на церковные угодья. Отец Иринарх, настоятель Храма Архангела Михаила в Михайловской слободе благословил тот крест и отслужил Молебен. Жители д. Чулково ухаживают за святым местом, летом косят траву, сажают цветы, жгут свечи, многие ходят на древний источник за целебной водой.
   В 2006 году на месте сгоревшей старообрядческой церкви Рогожскими казаками был поставлен большой Поклонный крест на месте алтаря разрушенного храма.
   Ведется ли где речь о восстановлении этих храмов далекой старины? Удастся ли специалистам создать Моленную в первозданном виде, какой она изображена на полотне художника, трудно сказать? Передавая события тех лет из уст в уста, бабушки и дедушки, рассказывая своим внукам и правнукам о делах минувших лет, сохраняют память о Древней Руси, о её корнях и традициях, укрепляя истинную веру, отметая все дурное, что нам навязывается извне.
   Мы воочию видим, как сейчас усиливается натиск абсолютно безбожной псевдокультуры, пагубного ведения образа жизни, идет процесс измельчания личности.
   Единение - вот путь к спасению.
   Не случайно, на Архиерейском Соборе Русской православной церкви был поставлен вопрос о единстве всего русского православия, где Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, обращаясь к прихожанам, сказал:
   - Мы и старообрядцы разделяем одну и ту же веру не только в догматическом, но и в жизненном выражении. У нас одна система ценностей. /ИАП Взгляд от 11.09.2006 г./
   Сегодня нравственное и духовное положение в обществе катастрофично, поэтому призыв к древлеправославию,
   к истокам старины в лице княгини Ольги, князя Владимира, Сергия Радонежского и других Святых звучит, как набат к возрождению Новой Руси.
  
   Часть вторая
  
   Мои истоки.
  
   Не случайно начат этот сказ о старообрядцах. Мои предки были староверами. Корни моей родни уходят в конец ХV111 века.
   Первое упоминание о моих предках было установлено через архивы Архангельского Собора, что находился в г. Бронницах Московской губернии.
   Дата строительства этого Храма уходит в ХV11 век.
   К концу Х1Х века г. Бронницы входил в четверку самых богатых городов Московской губернии. По преданию в строительстве соборов принимало участие почти все Бронницкое купечество. В те времена купеческий род являлся структурной единицей старообрядческой общины.
   Корни моих предков по бабушке идут от фамилии Мотановы - Тыщаковы, жителей г. Бронницы. Они были очень уважаемыми людьми. Мой прадед, по рассказам моей матери, относился к категории купечества, являлся купцом 1 гильдии, имел свое дело, занимался лошадьми и считался довольно зажиточным. Он, один из не многих
   богатых купцов был вкладчиком денежных средств на становление г. Бронниц и его храмов.
   В семье было три дочери. Все они получили домашнее воспитание. В дом были приглашены гувернеры, прислуживали горничные. Дочки выросли воспитанными, образованными людьми, умели музицировать на фортепьяно, говорили благородным грудным голосом, знали хорошие манеры. Ротонды и шляпки делались дочерям на заказ. Были выданы замуж по сватовству.
   Младшая, Татьяна Ивановна, была просватана за Богачева Ивана Петровича, единственного сына Богачева Петра Ивановича, видного фабриканта из Чулкова, имевшего Картузную фабрику, которая размещалась в подвальном помещении хозяйского дома. Петр Иванович слыл рачительным хозяином, в доме царил достаток. Фабрика давала приличный доход. Семья была благополучная, жили в любви, согласии. Свекор в невестке души не чаял. Татьяна была кроткого нрава, приветливая и очень добрая.
   Татьяна Ивановна родила ему четверых внуков: трех девочек и мальчика. Дедушка был безумно счастлив, есть внук - продолжатель рода фамилии Богачевых.
   садились за круглый стол под красивым абажуром, читали, напевали песни, романсы. Дети, под руководством матери, давали домашние концерты. Все были довольны: и дети и взрослые. Дед сажал Нюшеньку на колени и качал, припевая:-
   -Еду, еду, еду к ней, еду к Нюшеньке моей!
   А маленький Петенька стоял в очереди кататься на дедовых ногах. Все, казалось, было прекрасно, пока отец честного семейства Богачев Иван Петрович не пристрастился к картам. Дело дошло до того, что он потихоньку начал тащить вещи из дома. До скандалов дело не доходило, отец долго скрывал от снохи порок сына, щадил детей, чтобы они не узнали о дурной страсти отца.
   - Ах, Ваня, Ваня, не жалеешь, меня, старика, пожалей хоть жену и детей, ты же всех пустишь по миру, - качал головой отец.
   - Не преувеличивай, отец, вот отыграюсь, и опять все будет, как было раньше.
   Но отыграться не получалось, видно партнеры по картам были не чистые на руку, игорный азарт затягивал, на семью надвигались черные дни.
   Лопнуло терпение Татьяны Ивановны и она, невзирая на все унижения, как - то вечером, отправилась в трактир, чтобы вернуть мужа домой.
   Войдя в трактир, она, к своему ужасу, сразу увидела мужа в окружении девиц легкого поведения,
   Навеселе, развалясь в креслах и, азартно тасуя карты, не замечал жульнической насмешки в глазах шулера.
   Татьяна Ивановна сразу все поняла.
   - Ваня, пошли домой, тебя дети дома ждут, папенька просил тебя привести.
   _ Ты посмотри, с кем ты сидишь? Ваня, опомнись!
   Она умоляюще смотрела на мужа, не видя никого вокруг, готова была броситься ему в ноги, стараясь вытащить его из порока.
   Иван Петрович удивленно перевел взгляд на жену и голосом, не терпящим возражения, громко произнес:
   - Таня, пошла вон отсюда, не гоже тебе здесь быть, под утро отыграюсь и приду. Это дело чести всей нашей семьи.
   Для Татьяны Ивановны произошедшее было страшным ударом. В слезах провела она ночь, пришедший под утро муж, даже не извинился перед ней. И так, в течение месяца, каждый день. В слезах и переживаниях она заработала тяжкую болезнь.
   Врачи констатировали - скоротечная чахотка, лечению не подлежит.
   Татьяна Ивановна от горя и тоски скончалась на сороковом году жизни, оставив на этом свете четверых малых детей. Умирая, просила мужа оставить картежные дела. Тот дал слово, но как только прошло сорок дней траура, опять взялся за старое. Дедушка, Петр Иванович не смог перенести смерти невестки, которую полюбил нежной отеческой любовью, и ушел из жизни следом за ней от апоплексического удара.
   Так Иван Петрович остался один на этом свете на руках с четырьмя детьми, без денег, без отцовской поддержки.
   Картузную фабрику спустили за долги, хозяйство на глазах разваливалось. Дети стайкой держались около отца, в общем- то это был добрый безвольный человек, надеющийся на волю случая. Он ничего не мог с собою сделать, продолжал играть в карты и проигрывать, нажитое отцом добро. А однажды, после картежной игры, привел в дом чужого человека. Дети стояли кучкой и смотрели на отца, как он рассказывал чужому дяде о своем житье - бытье, как рыдал, сжав двумя руками голову. Слезы текли по его красивой окладистой бороде. Незнакомец остался ночевать, пообещав Ивану Петровичу помочь в делах. Непоправимую ошибку совершил отец, доверившись чужому человеку. Детей, по совету незнакомца, отправили спать в дальнюю комнату, сами сидели в гостиной, пили и шептались. Слышно было, как чужак подбивал Ивана Петровича на что-то плохое. Это так и осталось тайной, только ночью, когда все уснули, отец слышал, как незнакомец обшарил весь дом, собрал все ценное, что было, деньги, золото фамильные драгоценности, и ушел в темноту. Отец не осмелился противостоять грабителю, опасаясь за жизнь детей. Так они стали нищими.
   Утром, Иван Петрович, стоя на коленях перед иконами, благодарил Бога, что грабитель оставил всех в живых. С той минуты он забросил карты, пытался, как - то подняться на ноги, но было поздно. Горе свалило его. Мысль, о том, что собственноручно он загубил жизнь своих детей, привело к неизлечимой болезни сердца.
   Сестры Татьяны Ивановны, будучи очень состоятельными людьми, проживали в Москве. Они и ранее не одобряли этот брак, считая, что Татьяна могла сделать более выгодную партию. Поэтому отношения между сестрами были довольно прохладные. Чтобы как - то помочь бедным родственникам, одна из сестер, взяла старшую дочку Клавдию на воспитание. Все воспитание заключалось в том, что на девочку легли все домашние дела. В целях экономии прислугу уволили. Долго выдержать непосильный труд Клавдия не смогла и, когда приехала в Чулково на выходные, умолила отца не отправлять её обратно к тетке. Отец не мог отказать дочери, и она осталась дома. Клавдия была кроткого нрава, работящая, ходила в Моленную, соблюдала посты и просила Бога, чтобы он послал ей счастье. И вскоре Бог внял молитвам, и просватали Клавдию в старообрядческую семью в Тураево. Муж, Иван Андрианович Шаронов был грамотным человеком, веселого нрава и очень полюбил Клавденьку, только так он её называл до конца дней.
   Некоторое время семья Богачевых жила втроем. Старшая дочь Груня была избалована в детстве. Она отличалась красотой и чрезмерным тщеславием. Целью её жизни - это вырваться из дома. Выход один, скорее выйти замуж и уехать из Чулкова. Вскоре она была просватана за Петра Ивановича Труханова и уехала жить в Москву. Детей у них не было. Так отец остался с двумя младшенькими. Часто ходил в Моленную и просил Бога, чтобы он простил ему все грехи и помиловал его малых деток.
   Конечно, все эти перипетии отразились на здоровье Ивана Петровича, и через некоторое время он скончался от сердечной недостаточности. Денег на лечение не было, на еду тоже.
   Умирая, он собрал всех около себя и сказал:
   - Дети, никому не доверяйтесь в этой жизни и простите меня, что сделал вас бедными. С этими словами отдал Богу душу.
   Осиротевшие дети просто не знали, как жить дальше. Конечно, свет не без добрых людей, и Бог не оставит, но что - то нужно было делать.
   Клавдия забрала Петю к себе и он жил у неё все время до армии.
   Анна - Нюрочка, как теперь её звали, осталась жить одна в большом доме. Сколько страшных бессонных ночей она провела. То ли наяву, то ли во сне являлись ей родители, грустно качая головами, то какие странные шорохи на чердаке, наверно мыши, но уже присутствовала хроническая бессонница, т.е. была тенденция к образованию неврозов. Все это сказалось на её дальнейшем здоровье. А однажды ночью к ней постучали. Из-за шторки в окне она увидела незнакомого мужчину. Он просился переночевать. Дрожа от страха, Нюра накинула на дверь второй крючок, забралась на печь и стала ждать рассвета. Наутро, открыв дверь, она увидела на пороге мертвого человека. В голове мелькнуло, что она оказалась виноватой в смерти его, впустила бы его ночью, может быть, был бы жив. Так и пронесла она по всей своей жизни память об этой ночи.
   Надвигался 1917 год. Вторая тетка пригласила Нюру пожить к себе в Москву, где у неё был свой дом в Ороликовом переулке. Та с радостью согласилась на это предложение. Все - таки крыша над головой и еда. Но не так - то все просто. Довелось Нюрке на телеге, управляя лошадью, груженой под завяз неизвестно чем, может быть даже и оружием, ездить по всей Москве по указанным адресам в основном, на Ново - Басманную и Хохловку. На деревенскую девчонку, резво помахивающей кнутиком, никто не обращал внимания. Или, в виде молочницы с бидоном ходила она по домам, куда её посылали с депешей.
   Кто знает, как сложилась бы судьба Нюрки, только тетки вместе сразу, можно сказать тайно, срочно уехали во Францию и следы их затерялись.
   Вернулась Нюрка в свое Чулково. Сходила в Моленную, рассказала о своем житье - бытье. Священник посоветовал ей никуда больше не уезжать. Времена наступили тревожные. По стране крупными шагами шла революция. Во время раскулачивания пришли к Нюре, как к семье бывших богатеев, а брать- то нечего. Хотели дом отнять, но старообрядческая община заступилась за Нюрку, помня добрые дела её деда - Ивана Петровича Богачева, который в 1902 году помогал общине строить новую Моленную для неокружников. Так и жила наша Нюрочка. Вскоре повстречала свою первую любовь - Афанасия. Влюбилась безумно, думала, все сложится.
   Ан нет. Жиличка - сербиянка как - то утром раскинула на картах и сказала:
   -Анюта, не будет тебе счастья с Афоней. На пороге у него другая семья. Хоть он и не хочет, а пойти против воли родителей не отважится. У старообрядцев слово отца - закон.
   И точно, вечером на гулянье ждала она любимого, а подружки сказали, что не будет его, так как заслали родители Афони сватов в соседний от Нюрки дом. А, что с Нюрки взять - сирота, да ещё и бедная. Сколько слез проплакала, один Бог знает. И красивенькая, и складненькая, и голосок звонкий - видно не судьба. Бог одарил её дивным голосом, часто она пела в церкви на клиросе, там и углядел её чубатый паренек из семьи мастеров - злотариков из Станового, деревни неподалеку от Чулкова. Он был православный, хорошо пел в церковном хоре и из интереса ходил в другие церкви слушать церковное пение. Нюрочка так ему понравилась, что буквально на третий день заслали сватов.
   Все было очень скромно. Старообрядческий священник был очень не доволен, что Нюра согласилась на брак с православным. По специальному обряду нужно было перекрестится в ту или иную веру. Жених не захотел быть старовером, зная об их строгих законах вероисповеданья. Венчались на Покров в православной церкви в Кривцах. День был жаркий, невеста в белом платье была необыкновенно хороша, скромно потупив глаза, смотрела на своего избранника, каков он, что за человек. Не обидит ли её? На обратном пути после венчания вдруг на небо наехали черные тучи, и повалил снег. Огромные хлопья превратили золотую осень в снежную равнину. Домой к свадебному столу шли по сугробам. То ли мистика, то ли стечение обстоятельств, только в дальнейшем у Нюры сложится, очень не простая жизнь. Это третья часть Чулковской саги. /Сказ о своём, глубоко личном. Издано в Литературном Альманахе "Третье дыхание" LXV1 номере/
   После армии в старый родительский дом, вернулся брат Петр. Недолго ходил он в парнях, приглянулась ему красавица Наташа Родионова, и 1927 году они обвенчались в Чуковской старообрядческой церкви. И родилось у них двое детей. Мальчика назвали Иваном, в честь деда, а дочку нарекли Зоей. Но не всё гладко было в этой семье. Наталья была властная, все любила прибрать к своим рукам. Петр был нрава мягкого, добротой пошел в свою мать, Татьяну Ивановну. Скандалов сторонился, только подвыпивши, жалился сестре на свое худое житье- бытьё. Поговаривали, что жена изменяла ему, только он отказывался верить, видимо очень любил её. Но война 1941 года разметала все подозрения и Петр одним из первых, оказался на фронте, где - то в районе Курской дуги. А в октябре 1941 года пришло известие о том, что Богачев Петр Иванович пропал без вести. Односельчанин, случайно оказавшийся в бою с ним вместе, рассказывал, что во время бомбежки вбежал Петр в какой - то дом, и туда сразу попала бомба, дом весь разворотило, но мертвого Петра там не нашли. Так и по сей день значится, как пропавший без вести.
   Прошла война, Россия поднималась из руин, Наталья, жена Петра Ивановича одна растила детей. Помогать особенно было некому. С родственниками мужа отношения не поддерживала. Пришлось начинать жизнь с чистого листа. Да вся страна жила с чистого листа. Много потеряла Россия в той страшной войне, и не только миллионы жизней . Незаживающие сердечные раны по сей день бередят души многих, оставшихся в живых.
   Повзрослел Иван, сын Петра и Натальи. Наступила зрелость, и, как положено, выбрал он себе подругу по любви и согласию. Не было таинственного сватовства. Гуляли вместе, дружили, хороводились со всеми деревенскими, а настало время, сделал он предложение Бурлачковой Маргарите Михайловне, девушке с трудной судьбой из д. Кулаково. Её родителей в революцию раскулачили и выслали на Север, а их дочку Риту тайно забрали бездетные Михаил и Анна Бурлачковы, да так она у них и осталась.
   Венчание состоялось в 1952 г. Венчал их красивый черноволосый, с окладистой бородой, отец Даниил Золотарев. Венчание Ивана и Маргариты было последним в этой Моленной. В пятом часу вечера жители близлежащих деревень увидали пламя.
   - Моленная горит. Бежим спасать. Но было поздно. Огонь моментально уничтожил само здание Моленной, да что сказать, старое деревянное здание, пропитанное маслами, старинные иконы, роспись маслом, были на руку пламени.
   По рассказам очевидцев, якобы юродивый по прозвищу Рыжий рвался в церковь, а его не пустили. А он взял и подпустил красного петуха. Но это предположение, правды не знает никто. Только с этого момента Чулковский Старообрядческий Храм закончил свое существование. Нынче почти все Чулковские прихожане ходят молиться в единоверческий храм Михаила Архангела, что находится в Михайловской слободе на горе.
   Вернемся к Ивану и Маргарите. Молодожены стали жить в старом доме, в надежде когда - нибудь построить новый. Мать Наталья к этому времени вышла замуж и вместе с дочерью Зоей уехала жить к мужу в Москву. Затем их пути обрываются. Прошло около десяти лет, когда мечта о постройке дома стала реальностью.
   Но вдруг ранее, не подававшая никаких известий, мать Ивана,
   Наталья начала претендовать на свою долю в доме. Начались судебные тяжбы, длившиеся очень долго, и в итоге Иван заплатил матери по решению суда некую сумму. И только после этого они, на месте бывшего дома, на старом фундаменте выстроили новый, из белого кирпича, крепкий дом, что стоит и в наши дни.
   Иван, навещая своих теток, в частности, Анну Ивановну, говорил ей, пряча слезы:
   - Ну почему, почему моя мать прокляла меня из-за этих деревяшек? Ведь у неё все есть. Ведь трижды крикнула на суде:
   -Будь ты проклят, за что она меня так. Ведь эти слова всю жизнь жгут мне сердце.
   И действительно, мы, порой сгоряча, говорим , что, не попадя, вводя себя в страшный грех, и врываемся в чужую судьбу, ломая все на её пути.
   Так случилось и с Иваном Петровичем Богачевым, последним из клана Богачевых. Он ушел из жизни довольно молодым, после него остались двое детей: Татьяна и Юрий. На этом цепочка Богачевых: Петр - Иван - Петр - Иван прерывается. Надо заметить, что Татьяна Ивановна Богачева / по мужу Комарова, являясь прямой праправнучкой, удивительно похожа на свою прапрабабушку Татьяну Ивановну Богачеву из ХV111 века.
   Я являюсь ей по родству теткой, также как Грищенко Алексею и Валентину, внукам Шароновой Клавдии Ивановне /урожденной Богачевой/.
   Так заканчивается мой сказ о становлении старообрядчества
   в д. Чулково Бронницкого уезда Московской Губернии с конца ХV111 века по сегодняшний день. Истоки о предках, которые мне удалось собрать со слов моей матери, Богачевой Анны Ивановны, Маргариты Михайловны Богачевой, жены Ивана Петровича Богачева. Картина
   старообрядческого Храма в исполнении художника Сергея Трофимова, которая размещена выше, дошла до наших дней благодаря старожилам д. Чулково Дмитриевой Валентины Ивановны и её сыновей, предоставившим мне возможность сделать уникальный снимок последней старообрядческой Моленной, Кузнецовой Анны Ивановны, прославившейся добрыми делами в д. Чулково. Проработав учительницей в Чулковской, ныне, средней школе более 60 лет и являясь директором Краеведческого музея д. Чулково,
   она по сей день, находясь уже в преклонном возрасте, находит в себе силы творить добро. Пишет стихи, сочиняет музыку, создает удивительные песни, общаться с ней - истинное удовольствие. А также и другие старожилы д. Чулково, истинные патриоты своего Отечества, которые помнят дела минувших лет и все делают для сохранения памяти прошлого. Низкий им за это поклон.
  
   Последние из родословной Богачёвых:
  
   Лымарь Надежда Алексеевна, урожденная Буланова, по матери Богачева является представителем четвертого поколения рода Богачёвых.
  
   Комарова Татьяна Ивановна, /урожденная Богачева/ и Богачев Юрий Иванович являются прямыми представителями пятого поколения рода Богачевых по отцовской линии - Богачев Иван Петрович.
  
   Лымарь Олег Валерьевич, сын Лымарь Надежды Алексеевны, является косвенным представителем пятого поколения рода Богачевых по материнской линии Лымарь - Буланова - Богачева.
  
   Грищенко Валентин Степанович и Алексей Степанович являются косвенными представителями пятого поколения рода Богачевых по материнской линии Грищенко - Шаронова - Богачева
  
   Дети Лымарь Олега Валерьевича, являются косвенными представителями шестого поколения рода Богачевых по бабушке Лымарь Надежды Алексеевны, урожденной Булановой по матери Богачевой.
  
   Дети семей Грищенко являются косвенными представителями шестого поколения рода Богачевых по материнской линии Грищенко-Шаронова Богачева.
  
   Дети Комаровой Татьяны Ивановны /урожденной Богачевой /являются косвенными представителями шестого поколения рода Богачевых.
  
   Сын Богачева Юрия Ивановича является прямым представителем шестого поколения Богачевых, сохранивший фамилию, ведущую далеко вглубь веков.
  
   А поведано это сказание для нового поколения, чтобы знали они, откуда идут корни их родства, смогли различить ценности жизни тех времен и наших дней. И чтобы с честью могли выйти из жизненных труднейших ситуаций, не испачкав руки, не запятнав памяти своих предков.
  
   Часть третья
  
  
   О своем, глубоко личном.
  
  
   Моя героическая мама!!! Вот уже на склоне лет, перебирая в памяти всю свою жизнь , постоянно вижу образ моей мамы. Я не помню её ходячей, она всегда была в постели, ноги и руки были скованы тяжелым недугом. Инфекционный ревматоидный полиартрит неизвестного происхождения, таков был диагноз. Заболела она в суровую военную годину, когда в 1941 г зимой похоронила подряд двух своих дочек: Любушку 12 лет, и Галиньку 9 месяцев от роду. Старшенькая умерла от врожденного порока сердца, вторая - от диспепсии. В
   яслях накормили не свежей кашей ,а лечить было нечем. Да и до того ли было, когда по пять раз в день бегали с детьми в лесочек, скрываясь от бомбежек. Фашист подходил к Москве. Мама после смерти детей, как-то сразу сломалась. По ночам были виденья, дочки приходили к ней почти как наяву. Ночь она проводила с ними, а утро приносило новые страдания. Это нельзя было даже назвать депрессией. Пригласили бабушку - ведунью, она отчитала маму от печали .С трудом организм
   справлялся с потерей детей, время потихоньку зарубцовывало душевные раны. Но новая беда стояла на пороге, болезнь подкралась незаметно и обрушилась с разрушительной силой, словно понимала, что одержит победу ,так как организм не был готов к сопротивлению .Сначала отказали ноги. Колени были скованы в согнутом состоянии, малейшее прикосновение вызывало адскую боль. Горы "Салициловой кислоты" было выпито , но безрезультатно. НИИ "Ховрино", где
   было показано лечение, в 1941 г. больных почти не принимал, пробиться туда было невозможно. Тогда местные врачи, чтобы изменить обмен веществ в организме, предложили моей маме родить ребенка для омоложения крови. Конечно, с высоты сегодняшнего дня этот поступок можно расценивать, как очень рисованный шаг.
   Ведь дети 1943 года рождения во время войны появлялись на свет либо от случайных встреч, либо от его величества - Случая . А здесь родыдолжны были быть в какой - то степени доктором. Я родилась летом. Отец принес меня домой , а мать осталась в больнице , к её страшному недугу присоединилась грудница. Ей сделали операцию, и она почти в бессознательном состоянии, корчась от боли, совала в мой маленький ротик свои воспаленные соски, а я, к счастью хватала грудь, ,чтобы насытиться и выжить. И так три раза в день отец носил меня к роженице. Помогали ему его сестра Евдокия Александровна и её дочь Зинаида. Светлая им память и низкий поклон от живых. Пусть земелька будет им перышком. Время шло своим чередом. Все потихоньку встало на свои места. Зинаида, добрейшей души человек, теткина дочь, назвала меня Надеждой, так как я была действительно надеждой для всех. Имя это было для нас всех символичным. Наверно, это было решением свыше, как в народе говоря, ,что Бог видит все. Я родилась для того, чтобы пройти со своей мамой по жизни,и помочь ей выполнить, данную Богом, миссию.
   В 1944 г .,когда война подходила к концу, вдруг на отца пришла повестка на фронт. Прикованная к постели женщина с грудным ребенком, отчаянные глаза отца, обреченные на гибель . Без него мама не смогла бы справиться со мной. Когда мы с ней оставались одни, ей приходилось зубами вытаскивать меня из корзинки, которая заменяла мне кроватку, так как, в искалеченных болезнью руках не было сил.
   " Леня, ,мы погибнем без тебя"- рыдала мама, но перечить было нельзя. Время было суровое. Все это я помню по рассказам мамы.
   Само Провидение решало наши судьбы. С полдороги на фронт с далекой станции отца вернули домой в распоряжение военкомата. И не потому,что у него осталась дома недвижимая жена с грудным ребенком, а потому,что он был один оставшийся специалист по подземным коммуникациям нашего городка .Отец был большой умелец по этой части. .Он принимал участие в прокладывании подземки нашего городка , знал все водопроводные и канализационные узлы . Завод, как
   и все крупные предприятия, работал в то время на оборону. Мужчин
   специалистов не было ,так как почти все они были на фронте, работали круглосуточно только женщины да подростки.
   Так мы и жили,как жил в те страшные годы весь советский народ. Ели лепешки из мороженой картошки, варили лебеду, крапиву. Отец носил из леса грибы, ягоды .Он был большой грибник, любил природу. А ещё очень любил мою маму , я только сейчас это понимаю .Невысокого роста с копной черных кудрей он походил на цыгана, а когда пел ,то пламя свечи , от тембра его голоса, дрожало. У него был редкий бас. Он брал меня на руки, мы садились к матери на кровать, ,он клал её несгибаемые пальчики на свои ладони, целовал их и они тихонечко напевали. Созвучие их голосов было необыкновенно красивым. Это было настолько хорошо, казалось, к нам спускались ангелы с небес. В этот момент я была безумно счастлива . Как же я их любила, а как они любили меня!
   Росла я смышленой девочкой, баловали меня только родительской любовью. Жили мы бедно, игрушек не было совсем, выросла в обносках, да что сетовать, в то время всем было плохо, спасибо - выжили.
   Готовили еду на древней керосинке. Керосин привозили на лошади раз в неделю. Когда кончилась карточная система, отец в первый раз принес домой кирпичик черного хлеба, конфетки подушечки, ,а для меня маленькую булочку .Это были первые сладости послевоенных лет. Булочку есть я не стала, не поняла вкуса, зато с ревом требовала горбушку черного хлеба ,с причетами: "Это не блеб, дайте мине блеба". Потом, я, по мере подрастания, стала озоровать , проказничать. Мама не смогла больше со мной справляться, и решено было отдать меня в детский садик. Но я не любила садовские порядки, особенно спать после обеда, и норовила удрать потихонечку домой, благо детский садик был недалеко от дома .Поднималась невероятная суматоха. Меня, как правило, догоняли по дороге домой и торжественно доставляли к воспитателям. Домой меня приводили тоже воспитатели .В те военные и послевоенные годы люди были отзывчивые и добрее. .Соседи делились с нами всем ,чем могли. Угощали пирогами, медом, салом .Маму навещали все. Я выросла на людской доброте. Низкий Вам всем поклон, всему послевоенному поколению. Потом была школа. Училась я хорошо, мне нравилось быть в школе. В те времена в школе находился весь очаг культуры.Там было много всяких кружков. .С детьми много занимались и, причем бесплатно.
   А какие у нас были учителя. Ещё жива моя первая учительница
   Мария Васильевна Талалай , и я с трепетом кланяюсь ей низко в пояс, потому ,что она первая вложила в нас доброе начало. С её наставлениями мы прошли по всей жизни. Несмотря на все невзгоды, я вспоминаю свое босоногое детство , как лучшие годы моей жизни. А когда мне исполнилось 13 лет , заболел мой отец страшной болезнью - саркома, от ушиба ноги. Пролечившись полгода в НИИ у только, что начинающего практику молодого доктора Блохина Н.Н. ,ныне институт на Каширке носит его имя, отец ушел из жизни,оставив меня на перепутье.
   Можно только представить, сколько мы с мамой пережили. Спасибо ,помогли общественные организации .Свет не без добрых людей. В те времена были в авторитете фабкомы и парткомы. Сейчас может быть для кого - то смешно, но многим помогали эти выходцы из народа, поддерживали и материально и духовно .
   Шел 1956 год. Поднимавшаяся, поднимавшаяся из руин нищая страна, держалась на одном энтузиазме. И мы с мамой еще раз выжили с помощью добрых людей. Правда, нельзя не отметить , что приходила к нам из отдела опеки комиссия и предложила маме уехать в дом инвалидом , а меня определить в детский дом.Всю ночь мы с мамой, обнявшись, проплакали ,потому что никогда не чувствовали себя сиротами, как после этого визита. Наутро пришло решение, что никто нас насильно не заставит разлучиться. .Так мы и жили. Подрастая , я начинала по - другому понимать бедственное положение моей мамы. Чтобы, как - то духовно поддержать её, стала носить из школьной библиотеки книги. Много и разных ,в основном русскую классику.Сначала были романы Л.Н.Толстого "Анна Каренина" и "Война и мир", потом стихи и проза А.С.Пушкина .Она от души хохотала над "Барышней -крестьянкой" и, горько плакала над "Смотрителем". Очень любила Бунина, а Гиляровский её просто сразил. Он показал Москву, какую маме удалось увидеть воочию. Мама осталась рано сиротой и перед революцией 1917 года жила у тетки в Орликовом переулке, поэтому описания старой Москвы были близки её сердцу. Затем читала все подряд, что я приносила. Иногда читали вместе, а потом разбирали все по строчкам. Делились мнением, спорили и были очень довольны друг другом. И так, под влиянием книг, кругозор её стал расширяться. Она с нетерпением ждала, когда я принесу из школьной библиотеки что-нибудь новенькое.
   А однажды мне специально для мамы, зная ,что она неизлечимо больна наша библиотекарь Анна Павловна, дала книгу "Как закалялась сталь" Н.А. Островского .Эту книгу мама перечитывала много раз, ,может быть, потому ,что Павел Корчагин также был прикован е кровати путами болезни. По мере духовного роста у неё появились другие интересы , жизнь приобрела другой смысл, мы стали с
   ней большими друзьями. Все мои друзья и подруги, ,не дадут мне сегодня солгать, когда приходили ко мне , в первую очередь шли поздороваться с моей мамой, поверяли ей свои тайны, советовались о своем, о девичьем ,могли говорить с ней часами. И, и это было не из жалости к ней, ,просто она была очень хороший собеседник. С
   ней можно было говорить о многом. Она порой могла дать очень дельный совет. Бог наградил меня хорошими друзьями. У меня немало подруг, которые пронесли нашу сорокалетнюю дружбу через всю жизнь, мы сейчас почти все бабушки, но при встречах с удовольствием вспоминаем наше замечательное детство и необыкновенную юность, она у всех хороша по-своему. Ну, а дальше в 19 лет я безумно влюбилась, вышла замуж, только это уже совсем другая история. Родился у моей маме внучек, которому она посвятила остатки своей жизни.
   В своем лежащем положении, поистине, как русская женщина, как могла, помогала его растить и воспитывать. Всем лучшим, что в
   нем есть, он обязан своей бабушке. Прожила она до 75 лет ,умерла у меня на руках, пережив моего отца на 21 год . За 3 дня до смерти у неё посинели култышки на руках. Она мне с грустью сказала ,что наверно скоро умрет. За день до смерти привиделась ей, ...что Любушка, её старшая умершая дочка, бросилась ей на шею со словами: "Как же долго ты ко мне не приходила, мамочка". Умерла тихо, сжав своими скрюченными пальчиками мою ладонь. Святая женщина - моя мать. Проживая сейчас свою, довольно сложную жизнь, я понимаю, что больше матери меня никто никогда не любил.
   В назидание внукам и правнукам была рассказана эта правдивая
   история, каких ни мало на нашей земле, для того, чтоб на фоне сегодняшнего дня беспредела, разгула, алчности, смогли они разглядеть те духовные ценности, которые являются основой нашего бытия.
  
  
  
  
   2008 г.
  
  
  
   .
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"