Известнейший французский фантаст Франсуа Борда - он же Франсис Карсак - родился 30 декабря 1919 года.
С одной стороны, он активно переводился в СССР, с другой - некоторые его романы мы до сих пор знаем в сокращённых версиях, начиная с "Робинзонов космоса". С одной стороны - грустно, с другой... не удивлюсь, если там было, что убирать. Несмотря на то, что Карсак попал мне в руки в подростковом возрасте, когда я впитывал всю фантастику, как губка, воспринимая всё прочитанное, скажем так, довольно-таки некритически, некоторые вещи в его творчестве если не отталкивали, то были не особо понятны мне уже тогда. Я даже пытался сделать какие-то выводы на основе этого своего отторжения относительно французской фантастики вообще, но всё-таки вовремя сообразил, что выстраивать модель по трём точкам - Жюлю Верну, Карсаку и "Планете обезьян" - немножко слишком смело...
В общем, в его творчестве довольно забавно сочетаются, если использовать советскую терминологию, прогрессивность и реакционность.
С одной стороны, он вполне себе противник расизма, гегемонизма и всего такого прочего. Это - один из основных мотивов в "цикле о Лапраде": главный герой - франкоязычный метис - противостоит межпланетной мегакорпорации с белыми англо-американцами во главе, выжимающей все соки из инопланетных фактически колоний. Мотив защиты туземцев от колонизаторов, борьбы с агрессией и т.п. у него возникает чуть реже, чем всегда.
С другой стороны - это сочетается с чёткими аристократическими и антифеминисткими (слишком "мачистскими") элементами.
В "Бегстве Земли", например, основа общества - узурпация научно-технологических знаний узкой верхушкой (не более одной тысячной общей численности человечества), их разглашение для профанов - тягчайшее преступление. В другом мире (то же "Бегство Земли") живут слегка мутировавшие потомки людей, у которых на 10 девочек рождается 1 мальчик - а именно мальчики для них критически важны, так как эта цивилизация постоянно воюет (мол, мужчины - воины...). Светлая мысль о том, что в таких условиях цивилизация ценных мужчин станет как раз по возможности беречь, а на войну пошлёт в основном женщин, которые ничуть не в дефиците, похоже, просто не приходила автору в голову. Да и вообще, если честно, сомневаюсь, что его основные произведения пройдут тест Бехдель (хотя бы две женщины с собственными именами, хоть раз поговорившие между собой не о мужчине). Я вот "на вскидку" припоминаю диалог между женщинами на отвлечённые темы только во "Львах Эльдорадо" - и даже этот роман проходит "со скрипом" (разговор не о мужчине, а о потенциальных детях от него)...
Забавно, в общем. И вот трудно отделаться от ощущения, что это действительно некая особенность французской культуры в целом. Она - продвинутая и передовая, выражает идеалы французской революции... которые были смелыми и прогрессивными по состоянию на конец XVIII века. Но после неё прошло уже двести лет. Вот и в Холодную войну Франция как раз где-то между СССР и США зависла - ни то, ни сё...