На исходе очередной конкурс Нереальная новелла, пришло время оценивать и писать отзывы. Надеюсь, уважаемые конкурсанты понимают, что доброго слова им от меня не дождаться, ибо только "придирки и нападки откроют вам глаза на ваши недостатки". Оценки традиционно будут выше, чем эмоциональная сторона отзывов. Что поделать, во-первых, я разочарована результатами самосуда; во-вторых, всю жизнь рядом с книгочеем, который, принеся из магазина очередную вязанку книг, заявляет: печатает одну... Скажем так, ерунду.
Борисовна И. Ванечка и Варечка
Приятный рассказ. Но позвольте спросить: какая часть в данном тексте является неожиданным поворотом сюжета, то бишь пуантом? Ведь как только становится ясной суть Ванечки и Варечки, развитие событий и финал предопределены.
Героиня тоже предсказуема, донельзя идеализирована. Жутко похожа на мать героини "Телеграммы" Паустовского: та же интеллигентность, совестливость, желание занимать как можно меньше места на земле. Вот только не читается между строк щемящее сердце горе, не приходит понимание: с уходом этого человека мир становится сиротой, ибо исчезает опора, которая всё держит.
Фантэлемент был нужен для того, чтобы показать смерть одинокого человека сладким, как ком сахарной ваты; красивым, как светящиеся мотыльки. А это не так. Смерть в одиночестве чаще всего - это последний вздох, который растворится в спёртом воздухе квартиры, это смрад, по которому найдут тело. Это обделённая душа - не с кем проститься, никто не помог в переходе в мир иной; это преступное невнимание окружающих. Текст Борисовой И. при всей его "няшности" не заставит задуматься о сущностном.
Ну что ж, "честь безумцу, который навеет человечеству сон золотой" (с).
Краткие описания просто прекрасны. Они поистине новеллистичные: сдержанные, ёмкие, имеющие связь с другими элементами текста.
Запятые кое-где не на местах, да и слова можно было употребить поточнее.
Арилин Р. А. Кривые тропинки
Пока отдаю первенство этой новелле. Жанровая точность - большая редкость на конкурсе, ибо это очень трудно: создать мир, заставить его развиваться согласно сюжету да ещё загнать в "жёсткий корсет новеллы".
И всё же поделюсь сомнениями. В "Лёгкой руке" мы наблюдали авторский взгляд от земли к небу, идея метафорично объясняла беспредел, который стал твориться после времени, обозначенного в тексте. Кто-то из читателей согласился, а кто-то нет с тем, что "лёгкой рукой", не связанной с запретами прошлого, из жизни выдрали нечто важное: "Ведь природа - не дура, а Бог -- не калека, ну а вы его в шею - ну так же нельзя!" (с) В "Кривых тропинках" авторский взгляд не отрывается от земли, иллюстрирует старую моральную установку. Герою сочувствуешь именно тогда, когда он тонет в снегах, мается в непонятно какой реальности. А вот как всё прояснилось, почему-то не радуешься, что он решил раз и навсегда избавиться от неправедной деятельности. Ну, встал на прямую дорогу - далеко ль он по ней уйдёт?
Ещё одна непонятка - профессия героя. Увы, я мало смогла нарыть в сети, и эта малость заставляет прийти к выводу: не мог герой быть адвокатом. Все фамилии этих чрезвычайно востребованных, состоятельных людей царской России есть в Википедии. Как можно убедиться, их было мало. Может, помощник адвоката? Не уверена, что у них было удостоверение. Или стряпчий, или какой-то поверенный без своего транспорта самолично вёз бумаги в глушь. Но не адвокат.
И последнее. Извините меня, конечно, но матерей, которые могут из-за утраты мужчины поднять руку на ребёнка, я считаю пациентками психиатрических клиник. И сочувствовать детоубийце не могу. Подобный типаж, начиная с колдуньи Медеи, всегда доводит отношения до трагедии, и при чём здесь сбежавший мужчина, дети, люди, к которым тянутся призраки в посмертии, неясно. Вот если бы автор написал, что девушка и ребёнок замёрзли от невозможности добыть дров, или умерли от голода, или, как в "Олесе", пострадали от людей - я бы слезами захлебнулась. А так - увольте... Мне кажется, автору стоит подумать, как воспринимаются его герои читателями, и всегда бить эмоциями в цель, а не мимо.
Розовский И. Я. Аленький цветочек
Ай, здорово! Прекрасный юмофант! Понравился рассказ, который из-за последней части запросто можно отнести к новелле. Я вообще-то против игры с именами и судьбами великих писателей, и создателей анекдотов про них готова самолично истреблять. Но в этой новелле анекдотическую абсурдность автор соединил с уважением к личности Фёдора Михайловича, так здорово обыграл факты его биографии, что получилось вовсе не обидно за писателя.
Первая часть мне показалась занудным объясняловом. Тезис можно было поместить в конец второй части, причём написав его без канцелярщины.
Одна неувязочка: а где взяли биоматериал для процедуры искусственного оплодотворения?
Филиппова Е. Л.
Один из победителей НН, автор "Аромата пирогов, запаха полыни". Лидер самосуда на всех этапах к тому же. Ну, думаю, сейчас как вштырит новелла! Ни боже мой... И новелла ли? Сочтём судорогу сюжета пуантом, а чистую форму фантастического рассказа - новеллой. Первая часть читается бодренько, вырисовывается нетривиальный мир, интрига не даёт заснуть, к герою проклёвывается эмпатия. Но больше увлекает идея. По мне, оригинальная и интересная. А потом вдруг бабах! - и вместо всех ништяков, которые я надеялась получить как читатель, появляются говорящие головы. Мир сдувается до объяснялова и последнего акта действия.
Я понимаю участников, сделавших текст лидером. Но не принимаю их позицию. Автор может лучше, до читательского восторга, до подпрыгивания в кресле, до невозможности оторваться от букв.
Махавкин А. А. Его там не было
Братцы, а вы поняли, про что это? Если я готова закрыть глаза на отсутствие пуанта или принять весь текст за "вот это поворот!" (ибо все драки были до эпохального "Его там не было"), то твёрдую концовку в рассказе днём с огнём не найти. Как и внятный смысл.
Я поняла так: наступила "смерть богов", а воюющие ведомства по инфернальным и божественным линиям так и продолжают воевать. Поставить точку или хотя бы подвести промежуточный итог может епифания (богоявление или чудо). Выясняется, что ребёнок пережил клиническую смерть в течение полутора часов, что является этой самой епифанией. И представители воевавших ведомств спешат расспросить мальца. Мальчик заявляет, что в результате его путешествия в загробный мир он Бога не увидел. Сожаление испытывают все. Бывшие враги в тоске от того, что воевать больше не из-за чего. Уж лучше бы Он был.
Речь приличная, символика выдержанная и ёмкая. Интерес весьма умеренный. Хорошо, что автор не использовал ангелов и демонов, был бы сразу кол. А так балл, конечно, будет повыше.
Бородкин А. А. вечные странники
Очень увлекательный рассказ, не новелла ни разу. Но при таком сюжете, море аллюзий и смыслов, вторжении в текст литературных героев и реальных исторических лиц, ей-богу, становится неважен жанр. Это вообще нечто: руны судьбы переплели жизни волхва, хиппующего суккуба, сластолюбивого и глупого охранника, наивного Кости. Пространство трещит от упоминаемых локаций, времена переливаются из сосуда в сосуд. Какая идея? А хз, не для средних умов. Ирония суккуба, клоунада героев не дают сформироваться читательской оценке. У меня нет замечаний, разве что не понравилось выражение "ты можешь спрягаться". Пардон, это слово не может употребляться в том значении, которое диктуется контекстом. В переносном смысле очень редко использовался глагол "сопрягаться", "сопряжением" обозначался сам процесс.
Цокота О. П. Чувство полёта
Прочла, удивляясь дару слова. Написано безупречно, каждое слово на месте - не придерёшься. Но сомнений у меня очень много. Во-первых, всю часть жизнеописания замечательного юноши Юры я читала всё с возрастающим недоверием. Не может человек исключить весь мир и стремиться только к физическим достижениям. Поражает разнообразие его увлечений и концентрация, с которой он добивается результатов. Сразу думается: что-то здесь не так. После финала понимаешь: две третьих от текста, посвящённых достижениям, травмам и разочарованиям, никак не сойдут за чрезвычайное происшествие. Не сойдёт за пуант и финал, ведь в нём просто озвучивается то, что происходило с Юрой.
Позиция доктора поистине нереальная: череда травм ребёнка с такой патологией просто заставила бы его обратиться к руководству и далее - в опеку. Не вырастили бы родители своего спортсмена.
Красивые слова - не всегда истина. Ребёнок, "превращая мечты в реальность", убивал реальность для самого себя. Поясню: наши достижения имеют подлинную, не обманную ценность, если они одобрены социумом. Равняясь на социум, Юра терзал себя, разочаровывался, страдал - потому что никто не мог оценить его подвигов. Отсюда закономерно понимание слова "покой". Ведь рисовал же он картины одной рукой! Вот это достижение могло помочь ему прожить жизнь, не уходя в покой. Потому что оно бы объединило его с людьми и одновременно показало его превосходство. К его главной мечте, не названной автором.
Огнева Е. Соседи
Чудесный юмофант, мягко критикующий горожан, реальность и создающий чрезвычайно уютный мирок. В нём нет настоящих "кусачих" проблем, нет описания взаимоотношений с властью - а зачем? Рядом с людьми нашли телесное воплощение существа из языческой мифологии. Волей автора огненный змей не совращает и не выпивает жизнь из молодки, а следит за порядком в доме. И домовой не убивает, обидевшись, а начинает прорицать - ведь за этим же обратился к нему герой? А вот авторский талант сделал Некраса и Диму колоритнейшими персонажами, про которых читать - настоящее удовольствие. Речь Некраса - это вообще шедевр!
Временной карман показан на уровне. Соседи тоже изображены с мягкой иронией.
Спасибо за рассказ!
Васмарг А. Т.Городовой
Понравилось "чрезвычайное происшествие". Наверное, я ЦА таких текстов, балансирующих на грани действительности и нереальности. Написано добротно, выразительно, без многословия и красивостей. Последняя сцена, по моему мнению, есть факт искусства слова: так зрительно и мощно подвести итог повествованию может настоящий мастер. Пусть же герой через удар молний войдёт в свой город и больше не заплутает в мирах. Хотя ещё есть Катя...
Стамблер З А.Ёлкины игрушки
Жутко не понравился текст. У меня претензии к самосуду: как могли пропустить манерную графомань и выкинуть за борт милейшую "Лизу"? Или умного Позитивиста? Да, во мне сейчас скрежещет зубами читатель, а не судья. Как член жюри, я вынуждена отметить и плюсы - автор показывает, а не рассказывает; образ главной героини получился объёмным, а сам текст читабельным, особенно для незамужних дам в возрасте, которым будет приятно представить, как ГГ расправляется с "вредителями" и наконец-то встречает своего "сероглазого". Ну и финал, который напоминает не только указанные факты культуры, тоже порадует. А теперь о минусах.
Не понимаю, зачем делить текст в двадцать кило аж на четыре части? Смысл? Роль в художественном (это, конечно не про Игрушки) произведении такой расчленёнки? Не могу воспринять иначе, как манерничанье, искусственное усложнение простейшей и предсказуемой истории. Или выпендрёж, "бессмысленный и беспощадный" (с). Не понимаю, как участникам самосуда понравился сюжет: вот вам ещё одна белая ведьма, которая под занавес человеческой, а её, ведьмы, самый расцвет жизни повстречала сероглазого. Щастье! Не понимаю, как читатели прожевали такие предложения: "Очередной сбежавший поклонник пожаловал хозяйке беспородной суки Тельмы двадцатичетырёхлетней поварихе столовой Университета имени Бонч-Бруевича Кате Рыбалкиной титул Великой за масштабность физического образа" Их, слава Создателю, немного. Не понимаю, для чего, кроме как набивания объёма текста, такая его часть: "- Что ну? Ещё бы всех жителей и живность города перечислила!.. Костя Дремотко, Игорь Грушин, Саша Нестеров - студенты, Мариус Борисович Шагал, Пётр Кузьмич Филалеев, Эрик Альбертович Чечевидзе - преподавательский состав, Нина Чечевидзе, Ирина Вострова, Татьяна Силкина, Ольга Громадская, Светлана и Анна Панины - знакомые, Евдокия Ивановна Сырая - соседка, Марина Буркина, Евгения и Николай Петелины, Тамара Григорьевна и Роберт Викторович Сухоручко - всё собачники с Адмиралтейского проспекта, Саня Сухоручко, Боря Сухоручко, Мила и Ника Сухоручко - дети собачников, а также кобель Антонины Дмитриевны Гузовой Гера, две шавки: Буря и Натиск, принадлежащие Ивану Анатольевичу Трегубовичу, сам Трегубович, жена Трегубовича, тёща Трегубовича, а также вся родня тёщи Трегубовичей, дворовая кошка Дуся с котятами Дустом и Дастином, оба чёрно-белые... Никого не пропустила, надеюсь" Спрашиваете, для чего я здесь это цитирую? Так вам же понравилось - перечитывайте и наслаждайтесь!
Идея-то какая в тексте, который, конечно, новеллой не является? Какое-то наивное щегольство фактурой, выпячивание героини на фоне снижения образов социума. Короче, не глянулся текст. Но совсем уж низкой оценки он не заслуживает. Простите, нервы.
ГальскаяСальто для ангела
Что за чудо начало рассказа - поэтичное, оригинальное, берущее за душу! Не могу не привести эти строки: "Мимо проносились автомобили, наматывая на колёса звуки большого города и катая на крышах и капотах солнечных зайчиков. По календарю уже наступила осень, а погода и настроение оставались летними.
Осень опоздала на самолёт, подумала Вера, вот бы и мне куда-нибудь улететь..." После этого начала просто невозможно оторваться от монитора. Но вместо волшебного повествования - тягомотные метания от "быть врачом, получать копейки" до "пролезть в модельный бизнес" (в кавычках не цитаты). Ибо если есть деньги, жизнь удалась. Может, это и остро актуальная тема, но её художественное разрешение явно подкачало. Главным образом, из-за отсутствия интриги: читателю под силу спрогнозировать все варианты исхода событий. Да и не цепляюще. Душа откликнулась только на картинку фронтовой сцены с раненым фашистом. Вызвала восхищение бабушка героя, для которой долг медика оказался превыше приказов Сталина для фронтов и военнослужащих. Бог знает почему в текст вставлен эпизод с цыплятами. И вообще рассказ легко, без потерь для смысла и художественной составляющей можно сократить вдвое. Есть тексты плотные, в которых каждое слово тесно связано с произведением в целом смыслом, аллюзиями, образами, когда одно произрастает из другого и просто невозможно извлечь отдельную деталь без утраты значимости целого. А есть жидкие донельзя. Так вот, этот рассказ жидок.
Динамика почти на нуле. Вся интрига связана с колоритной Мишель, хотя я не поняла, отчего героиня так к ней привязалась.
Вообще-то я ненавижу ангелов и демонов, которых чересчур много в сетературе. Ну хоть бы один конкурс без этих задолбавших спасителей героев! Можно подумать, что человечеству окончательно отказано в умении самостоятельно принять верное решение или спасти жизнь в чрезвычайных обстоятельствах. А уж эти весточки с того света... Обожаю мистику, но не штампы и клише.
Затрудняюсь в оценке текста. Почитаю отзывы других авторов обзоров.
Кашпур В. В.Треснутые мозги
Шикарная новелла! Динамичная, с не особо оригинальным, но пронзительным сюжетным поворотом, экспрессивная, цепляющая. А какое мнение вы хотели услышать от представителя ЦА этого писателя?
Но новелла донельзя блохаста. Кто будет расставлять запятые в соответствии с правилами, а не вопреки им? Милостивый самосуд моргнул автору эти запятые. В другой раз может и не моргнуть. "Подкрадываться вкрадчиво" - ничего не смущает? А "ретировались вглубь жилища" не тревожит неразличением существительного с предлогом (ибо есть зависимое существительное, 6 класс средней школы) и наречия? Ещё я узнала нечто для себя новое. Всегда думала, что скорлупа - сущ. собирательное, в отличие от скорлупок. И что нельзя писать "со скорлупами ежей", нужно - "со скорлупой ежей". Хорошо, что посмотрела по Зализняку. Оказывается, никакое не собирательное, и писать "со скорлупами" можно.
Васильев С.Непокойный Иван Петрович
А что это за "свод законов Бытия"? И где ознакомиться с контекстом фразы "Необычным образом обстоятельства складываются,
по большей части, для особ необычных.
(из свода законов Бытия)" Вполне новелла, за исключением разделённого на две части сюжетного "поворота". Может, это и оправдано, но мне не глянулось, потому что и восприятие поворота, и эмоциональное отношение к нему ослабевают. Вызывает сомнение инертность темпераментного поэта в ситуации, когда его обвиняют в плагиате, а потом нагло навязываются в соавторы. Ну а делёж гонорара должен показаться вечно нуждавшемуся Пушкину возмутительнейшим требованием. Ещё большее сомнение связано с тем, что "солнце русской поэзии" было верующим, и его реакция на подобный факт была бы так или иначе связана с атрибутами веры. Это во-первых. А во-вторых, вера поэта не отменяла его рациональности, и он бы усомнился в своём здравом рассудке. Помните: "Не дай мне бог сойти с ума. Нет, легче посох и сума". Событиям новеллы я не поверила ни на грош, равно как и миру бравых ребят, затеявших этот розыгрыш.
Сазонов Д. С.Пыль с планеты Юни
Принцип "тяп-ляп" в расстановке знаков препинания выбесил. Но новелла понравилась. Кое-где, конечно, нужно добавить необходимые для большей достоверности детали. К примеру, написать, что продукт взаимодействия кислоты с олдовыми материальными телами очень быстро исчезает без следов. И ещё объяснить, что герой имел неверные сведения про пыль, мол, это просто опасное вещество типа наркоты. И эти сведения распространялись специально.
Почему-то в новелле отсутствует авторская оценка происходящего, не заметно никакой эмоциональности по вопросу законности существования олдов любой жизненной формы. Хотим, чтобы и волки были сыты, и овцы целы? Так не бывает.
Радионова В. А.Помилуй мя
Почему бы и не исследовать автору такое явление, как старообрядчество. То есть сектантство, ересь в представлении РПЦ и ужас-кошмар в восприятии светского мира. Надеюсь, все согласятся, что раскол православных христиан, бунты и бегство старообрядцев, жизнь в скитах и прочие блага свободы веры - явление весьма неоднозначное с самых истоков. Это и справедливый протест против неправедной власти, конечно. Но ещё и рабство в скитах, и самосожжение в знак оного протеста, человеческие жертвы, за которые ранее почти безвинно преследовали язычников.
Вот зачем автор сделал хлыста протагонистом, утаив эту неоднозначность? В чём логика самобичевания для современного читателя? В христианстве и так полно мероприятий, ущемляющих плоть и побуждающих обратить взор к небесам, где должны пребывать мысли и душа после голодовки, постов, бдений и прочего. Для чего было хлестать себя, а позже и оскоплять? Ведь человек себе не принадлежит, он сосуд Божий. Так что ж так жестоко с Божьим подобием, которое признавал даже прожжённый атеист Бродский ("в каждом из нас - бог"). Скажете, что Христос принял страдание за всех людей, и они должны следовать в поступках Богочеловеку? Так это говорит о том, что действия страдальцев нивелируют подвиг Христа, мол, зря он был. Неэффективна эта часть жизни Божьего сына.
Я за то, чтобы каждый верил во что ему угодно. Но чтобы "сосуды Божьи" были целы, чтобы не коснулось их ни насилие, ни безумные идеи причинять себе вред и втягивать в это безумие других. Вырубить себя болевым шоком и словить глюков - невелика заслуга. Да здравствует гармоничная, созидающая и самоценная личность, товарищи!
А чудом богоявления что хотел сказать автор? Ладно там глюки, в тексте происходит ещё и боговоплощение! Эта грубая ересь запросто может быть перенаправлена не только против волков, но и рода человеческого. Что и отражено в тексте яркими, экспрессивными картинками. Причём Аввадом, для которого, по идее, все люди равны, абсолютно не проникается их мольбами о пощаде, то есть вера людей напрасна. Они ведь тоже не просто так явились в чужие земли. Они давили революцию, которая, по их убеждениям и вере, была страшным и постыдным явлением, которое нужно было непременно уничтожить.
И неясно, какая судьба уготована спасённым ребятишкам. Кстати, в старообрядческих семьях все домочадцы следуют вере партиарха, и молиться жена героя должна была, как Савватей - с охаживанием тела кнутом. То же самое предстоит и детям. В общем, восторгов от текста не разделяю и ставлю среднюю оценку.
Гораль В. В."Куэнтиста"
С пунктуацией просто беда. Вообще-то такие тексты отсеиваются как содержащие запредельное количество ошибок. Но на НН преноминаторы - святые люди. А так новелла мне зашла по всем пунктам. Феерический, колоритный мир, поданный в ярчайших картинках. Экзотика бьёт прямо в цель, сопереживаешь и герою, и фоновым персонажам, тянешься к тайнам Вуду и робеешь - что с ними делать совершенно далёкому от карнавальной жизни человеку? Амбивалентность веры передана прекрасно, но очень смутила жалость и уважение божества к "сказочнику". У богов ведь нет градации "хорошо-плохо" и т д., так? Иначе это какой-то другой вариант религии, про который ещё не читала.Увы, за небрежное отношение к языку оценка будет значительно снижена.
Осипов В.Капитан из Эски-Кермен
Простите, автор, рассказ не зацепил, герои не вызвали сочувствия. Виной тому - смесь нормального языка с канцелярщиной, стиля газетных очерков со всевозможными клише мистики и фантастики. Женские образы отвратительны, да и капитан не лучше. Удивительно, что автор допускает неточности, ранее вроде такого замечено не было. К примеру, в этом предложении: "- Да, да, - раздался вкрадчивый голос за моей спиной, - именно по этой лестнице взбегал молодой Боярский к Тереховой.
- А я-то думаю, откуда мне знакома эта, увитая виноградом, ротонда? Два героя говорят о разных объектах в одном диалоге. Когда читала в первый раз, чуть не записала ошибку, создалось впечатление, что лестница и ротонда для автора - одно и то же. Таких шероховатостей полно. Но есть и ляпы чистой воды: с каких это пор секьюрити, служба безопасности, занимается организацией экскурсий? У гадалки речь книжная, поступок её немотивирован. В общем, впечатление неважнецкое.
Ивченко Ж.Бессмертие для товарища Сталина
Даже не читая текста, можно догадаться о событиях. В них не поверилось, художественной убедительности текст лишён напрочь. Он показался каким-то конструктом. Простите, не понравилось.