Спасибо качественно поработавшему самосуду, в финале нет слабых и случайных работ. Поэтому нет оценок ниже пяти баллов. По литературной части авторам тоже особо нечего предъявить. Ранжировала тексты в зависимости от произведённого впечатления и читательских симпатий.
Лаевская Е. Г. "Рецепт свадебного торта"
По моему мнению, очень хороший рассказ. Читала не единожды в самом разном настроении, и впечатление никогда не менялась -- духоподъёмный, оптимистичный текст о судьбе Творца (Кондитера), который никогда не устанет творить волшебство и однажды удостоится персонального чуда. Автору удалось создать чудо "живым" -- таким, которому веришь, несмотря на всю фантастичность, кажущуюся невозможность -- ну кто из молодожёнов откажется от культовой вещи, за которую "уплочено" и которая реально может помочь их счастью, сделает его вечным? Однако чудики нашлись. Они поняли, что замученной трудом и личными проблемами тётке кулинарный шедевр нужнее, что её профессиональное волшебство -- самые прочные путы на свете, самое непреодолимое препятствие для личного счастья. И ещё -- чем больше отдаёшь, тем больше приобретаешь. Финал вдохновляет: тётке досталось заслуженное чудо; молодожёны ещё более укрепили самодостаточность, силу взаимных чувств и уверенность в собственной судьбе.
Грейгери "Ёлка нашего двора"
Отличый рассказик, юморной, непритязательный и очень добрый. Он вроде бы почти весь из штампов (сюжет, инопланетяне, явившиеся за каплей "чего-нибудь такого, земного"; примерка образа землянина), однако полностью погружает читателя в особый новогодний мир чудес. И хотя многое не объясняется, в частности, цели инопланетян, по сути, это не важно. Главное, что обычным "маленьким" людям удаётся реализовать свой человеческий потенциал.
У этого автора я училась писать, он же оставил первый судейский отзыв на мой первый конкурсный рассказ. Пусть поймут меня участники НН: придраться к тому, что ранее держал за образец, -- особый кайф. Я поставила высокую оценку, но не могу отказать себе в удовольствии сделать замечания.
"...реальность только начала уплывать и подёргиваться ватной дымкой". Дымка, мельчайшая взвесь водяных капель в воздухе, всё же не отменяет прозрачности; но попробуйте-ка посмотреть сквозь вату! Вряд ли это сравнение можно счесть уместным. В деталях тоже должна быть логика. "Покрышки взвизгнули... За первым звуком последовал второй, забрался в сон протяжным криком и выдернул из него". Так что делали покрышки -- визжали или протяжно кричали? Если действия совершаются разными объектами, то неплохо бы разграничить это на письме: не второй звук, а другой.
Далее "ракета юркнула во тьму". И всё. Вместо картины столкновения и падения ёлки -- одни разговоры ребят. А хотелось бы увидеть, а не послушать.
Также желательно соблюдать логику в построении предложений. "Из ночного магазина Иван Петрович вышел повеселевшим. Цены тут были печальные, продукты выглядели скорбно, зато и не толкался никто". Можно счесть, что веселили героя печальные цены и скорбный вид продуктов. Убираем ненужное противопоставление, восстанавливаем логические связи: Из ночного магазина Иван Петрович вышел повеселевшим -- там никто не толкался. Но цены были печальные, продукты выглядели скорбно.
Особые эмоции доставила сцена, когда инопланетянами было употреблено слово "фрик". Радость -- прикольно; разочарование -- а почему нет про "шибздиков"?!
Спасибо за рассказ.
Вебер А. "Пленник серого дождя"
Текст показался скучнейшим. С трудом прочитала. Извините. Желаю отличных оценок от других судей.
Бородкин А. П. "Отставший"
Прочла с интересом. Предъявить автору могу лишь ошибку в оформлении внутренней речи персонажа -- её не заключают в кавычки.
Юнкер "Ангелы из Гильдии Добра"
Спасибо автору за точность, выразительность деталей и стилистическую изысканность. Пусть попробует кто-нибудь другой подать анекдоты в таких чётких и развёрнутых картинах, сохранить динамику, передать сарказм и сделать так, чтобы выглядело не пошло, а очень эстетично. Высший пилотаж.
Корр Эрих Иероним "Остров"
Хорошая новелла о великой силе любви. Но не зацепила. Какой-то сферический мир, в самом деле похожий на остров осуществлённых невозможностей среди всех возможных сущностей. Главный герой с замашками демиурга выглядит полным эгоистом, а героиня -- лишь частью декорацией, манекеном в тайных интерьерах.
Юрина Т. В. "Конский праздник"
Я не один раз прочла всё в разделе этого автора. Не меньше, чем произведениями, восхищена личными качествами Татьяны. В творчестве она ушла так далеко вперёд, что я частенько не догоняю не только сути формы и метода, но и идей и ужасно боюсь недооценить текст. Вот смущает меня какая-то стилевая разноголосица: лубок лёгким движением авторской руки превращается в сатиру, которая разбухает от социальных, экологических проблем и оборачивается критическим реализмом, а потом, неизбежно забуксовав перед необходимостью отражения конечной точки "пути" (чтоб этому признаку реализма стухнуть в истории литературы), прыгает через голову, превращается в сказочку. И всё это народное-народное, русское-прерусское. Чудесное. Пока поставила 9 из 10. Буду ещё думать.
Чваков Д. "Сапожник"
Сюжет, характеры, в особенности речь -- всё восхищает. Торможу об идею. Насколько я поняла, герой прощает дезертира-мародёра, даёт наказ жене не судить тех, кто оказался слаб на поле боя, и обрекает предателя вечно месить ногами грязь полей сражений, так и не опустившись до самого страшного -- предательства и грабежа боевых товарищей. Как читатель, возросший на произведениях В. Быкова, принять такое не могу. Как представитель поколения, которое помнит вживую умевших "ждать, как никто другой" и тех, кто рассказывал, как "вставал и падал человек в горячий снег, кровавый снег", не понимаю позиции "иисусиков", которые вдруг присвоили право прощать и миловать и заслонились цитатами из Библии от суровой исторической правды. К чему это я? Трус, который на поле боя не сумел преодолеть себя, неизбежно должен называться предателем. Ад ему, а не вечное Чистилище.
Мне вообще лучше не оценивать тексты, связанные с войнами. Еле удержалась, чтобы не влезть в обсуждение рассказа Г. Зайпольд на РР. По мне, так этот текст в лучших традициях военной прозы представляет характер бойца, сломленного Победой: он, освободитель и герой, не может ощущать себя ни освободителем, ни героем. Разрушен тот стержень, о котором писал ещё Толстой: старый граф Болконский говорит сыну: если тебя убьют, мне больно будет. А вот если другое -- то стыдно. И плачет, потому что совесть и честь... ну, все понели. И герой Зайпольд вершит свой суд. Над собой.
Так что, уважаемый автор, судья, которая знает и измеряет жизнь по прочитанным книжкам, в корне с вами не согласна. Это не повлияло на оценку.
Политов З. "Иванов"
Прочла с большим интересом, поначалу хихикала, а потом с прискорбием поняла: вся хитроумная описательность "конечной бесконечности" вербально в мою голову не помещается, хочется картинок, действия, то есть наглядности. Без неё до рта не донести, расплёскивается. Спасибо за рассказ.
Акимов М. В. "Рестификатор Абрамова"
Отличный рассказ о роли "левой резьбы" в техническом прорыве человечества. Хотелось бы увидеть в герое качеств, приближающие его к Левше, ну да ладно -- текст-то сатирический. Прекрасный слог, забавные, приближенные к анекдоту ситуации, динамичность повествования заслуживают высокой оценки.
Филиппова Е. Л. "Аромат пирогов, запах полыни"
Очень, очень хорошо. Я прямо видела эту героиню, которая за обыденностью внешности скрывает мир чудес. Рутинные обязанности не разрушают эмоциональную целостность, а наоборот, закаляют характер. Любовь к маме, совестливость, нравственный метроном в груди, позволяющий контролировать дар, делают образ запоминающимся.
Часовщик Ч. "Три часа"
Махавкин "Письма ветру"
Хожевец О. А. "Аленький цветочек"
Славный рассказец! В повествовании от первого лица трудно чётко и динамично передать события, соблюсти меру в передаче субъективного и объективного. Автор блестяще справился с задачей. Идея понравилась отчасти: получается, что у земля нет никаких внутренних ресурсов для чуда. Они его получат только как дар.
Кутман Е. В горе и радости с чаем и зефирками.
Отлично же! Порадовал камерный мирок с обозначенными внутриличностными проблемами.
Тихонова Т. В. "Задраил люки и лёг на дно"
Очень хороший рассказ, запоминающийся трогательный образ андроида. А в чём обыкновенное чудо-то?
Аноним
Домнина И. "Мой город"
Прочла не без интереса. Отношение к подобным сюжетам изрядно подпортили фильмы "Я плюю на ваши могилы". Недопоняла образ Города -- то ли он нечто вроде Лектеровского Дворца Памяти, то ли в самом деле инфернальная сущность. Сочла сомнительной прогулку в закрытый старый гараж, но порадовалась за героиню, которой довелось узнать чувства более сильные, чем месть.
Прямо не знаю, что делать с оценками. Моё судейство вконец запутает общую картину: 3 десятки, 6 девяток, всего 2 пятёрки. Перечитаю и обдумаю. Отзывы дополню.