Конкурс сразу привлёк внимание глобальностью тематики и возможностью по-читательски оттянуться. Думаю, у него есть перспектива вырасти в литературное ристалище эпического размаха. При самосудной оценке придерживалась очень скромных требований: 1) познавательный интерес, возможность узнать что-то новое о мире; 2) живая картина на основе фактов из истории, мифологии или народного бытия; 3) наличие авторской концепции изображаемого; 4) адекватная речь.
Пик Апачи, "Летний сон мотылька" - 7 баллов.
Изумительный рассказ! Мир, в котором оживают тени материальных и идеальных объектов, где прошлое парадоксальным образом является следствием настоящего, а реальная жизнь - всего лишь иллюзия, отражение или проекция... чего-то лично мне непонятного. Но прекрасного, да. Понравилось, что небытие предстаёт как созидательное начало, как возможность нового старта и способ исправления ошибок. Мифопоэтические существа и обрядовые суеверия созданы яркими и лаконичными мазками, они настолько живы, что при первом прочтении приняла их за реальных людей и целесообразные действия героев. Пришлось поржать над собой, когда дошла до глоссария. Текст показался очень плотным для рядового читателя: во-первых, восхитительная образность, достойная отдельного любования; во-вторых, бинарный мир природных явлений (не знаток восточной философии ни разу, да и вообще не знаток матери всех наук), когда внешняя статичность совмещается с невидимыми внутренними процессами... Чего-то заклинило меня... А, вспомнила! Мир как сочетание формы и не-формы. Короче, автору виднее. Лично мне призраки понравились. Да ещё процесс самопознания, завершившийся смертью. В-третьих, композиция: в экспозиции официальный полицейский акт, в финале - мистический опыт. Настолько тонкая связь с идеей, что сразу не въедешь. Зато "человеческий муравейник" на японский лад - крабики, единый гул толпы и прибоя - заставил чуть ли не завизжать от восхищения. Думаю, более продвинутым читателям рассказ понравится ещё больше. Напрягли неоправданные лексические повторы, но всё равно - высший балл!
Cochon Pierre, "Хамон Мурамаса" - 7 баллов.
Ай, угодили читателю, Виктор Викторович! Прочла не отрываясь и не заглядывая в словарь. К удивлению, всё и так было понятно. Зато при повторном прочтении можно было насладиться японским колоритом, характерами героев и великолепным сюжетом. Хотя он почему-то показался предсказуем: сразу стала ждать от ГГ эпического деяния и свершившегося через временной барьер правосудия. Рассказ привлёк живыми и ёмкими картинками, панорамностью - от лавки антиквара и офиса до воскресшей истории. Главный герой, ИМХО, создавался идеальным воином, для которого нет ничего святого, кроме клятвы. Однако он выглядит вполне адекватным современности благодаря уместным деталям. То же самое касается образа абсолютного злодея, его противника. Автор вообще мастер детали. Так, например, натурализм батальных сцен создаёт картину, которая вполне могла быть в реальности. И в то же время не вызывает отвращения. Композиция очень чёткая, выверенная. Автор умеет ненавязчиво создать саспенс. А ещё мне показалось, что чередование статических и динамических сцен чем-то напоминает поставновки народного восточного театра: действие - герои застыли - действие-действие, потом темп снижается, и по новой. Зато сам сюжет выглядит как готовая основа боевика. Респект!
Аноним, "Время стрекоз" - 7 баллов.
Рассказ, безусловно, высочайшего уровня. Но вынуждена признаться, что не люблю читать произведения Набокова, "Защита Лужина" является исключением. "Лолита" вообще стоит на полке с закладкой на 77 странице уже лет -надцать. Но, глядишь, через работы Анонима приобщусь. Так вот, я не могу оценить уровень и особенности стилизации, игру интертекстем. Чисто по тексту - шикарный рассказ! Мало кому удаётся так мощно выделить в бытовых деталях эстетический компонет, воспользоваться всей палитрой человеческих чувств и ощущений. Нарочитая, с оттенком "ретро" литературность стиля рождает поистине живые картины, сменяющие одна другую с необыкновенной пластичностью. Культурно-историческая притягательность Франции подаётся как феномен, сфинксова загадка, разгадать которую можно только оттуда, куда устремлён взгляд ГГ в финале. Не понравились только "руки" фруктовых деревьев да слово "прилаживаешь". Понимаю, оно от "лад", однако совпадает с речевой ошибкой. Респект!
Капустин Вад, "Битва чудовищ" - 6 баллов.
Стёбный текст! Спасибо, повеселили. Принадлежность рассказа к номинации "Этно" не вызывает сомнений: поименован чуть ли не весь белорусский бестиарий, есть отсылка к календарно-обрядовым традициям и суевериям. Однако насколько оправдана такая особенность сатирического текста, как "сочетание несочетаемого", мифопоэтических существ с нуждающимися в критике реалиями современной жизни в рассказе, цель которого - представит читателю этнический материал? Таки ж не фельетон. "Чудища" в фольклоре имеют амбивалентный характер. Конечно, их можно соотнести с типами поведения и характерами людей, но зачем так далеко заходить? За это оценка снижается. Можно было прицепиться и к другим элементам текста, в частности, к буффонадному нагромождению событий, но не хочется: ржачно вышло.
Лысенко С. С., "Гибралтар" - 6 баллов.
Читать было интересно и весело, герои и художественные детали, как говорится, доставили. Но возникло впечатление, что я рассматриваю картину импрессиониста, держа её близко к глазам. Ничего не вижу, кроме ярких цветовых пятен и размытого пространства, и всё это сопровождается яркими эмоциональными вспышками. Художественный мир ускользнул, оставил представление об одной его особенности: вроде бы произведение о профанации мифов человечеством, о загаживании мира криминальными делишками, похотью, ложью. Снижать оценку за то, что постмодернизм не читаю и не понимаю, не буду. Ибо текст необыкновенно экспрессивен, брызжет жизнью и эмоциями, чего не скажешь о других рассказах, понятных до последней буквы, но совершенно мёртвых - прочла и тут же забыла.
Кашпур В. В., "Рыбалка Тора" - 6 баллов.
Хороша новелла! И сюжет занимательный - оторваться невозможно, и характеры живые, с огоньком, и финал отличный! Но... В скандинавских мифах каждый член пантеона наделён и ответственностью за часть мироздания, и чертами, роднящими богов с людьми. Превратить богов полностью в людей, да ещё подчеркнуть это речью (чего, к примеру, стоит "папочка"), перегрузить текст бытовыми деталями, на мой взгляд, уж слишком затейливо. Автор не уничтожил легенду, как это получилось в тексте Капустина, но как-то исказил пространство, в котором она может существовать. А может, просто цепляюсь невесть к чему? Но что-то в тексте настораживает.
Лаврентьев О. Н.. "Родство душ" - 4 балла.
Легенда понравилась концентрацией смыла в очень уж маленьком тексте, пропорциональностью композиции, конгруэнтностью формы и содержания. Как выяснилось из комментариев, она не пересказана, а создана автором. Стилизация удалась, сразу чувствуется. Однако одна тема - познание истины через страдание - накладывается в финале на вторую, о божьем промысле. Естественно, Вишну объясняться с несчастным Виу не будет. Ради чего было создавать такой финал? Вот он и не понравился.
Панов А., "Алтарь" - 4 балла.
Ой-ёй... Не могу я такие альтернативные тексты оценивать. Если не брать во внимание замысел, идейное содержание, всё вроде нормально, но вчитываться не хочется, душа не принимает. Если только признать объём и сложность работы... то четвёрка.
Быков М. В., "Горный пришелец" - 4 балла.
Понравился рассказ - обстоятельный, тщательно прописанный так, чтобы не ускользнула ни одна мелочь. Композиция и сюжет выверены и, ИМХО, безупречны. Имею свой интерес к таким историям, поэтому вернусь к рассказу не раз. Не понравились характеры, достаточно схематичные, некоторые описания, тяжеловесный синтаксис и речь, отдающая канцелярщиной.
Семёнов С. А., "Змеиное болото" - 2 балла.
Соответствие текста заявленной номинации вызывает сомнение, как и жанр. Это зарисовка с аморфным построением, ненужными длиннотами и полным отсутствием оснований для финала - напуганный Алёша вновь хочет идти на болото. Ну, то, что поведение взрослого в опасной зоне не поддаётся никакой критике, говорить не будем. Картинок нет из-за неумелых описаний, не удалось создать и характеры героев. Речь - смесь канцелярита, штампов ( чего стоит одна фраза "Цивилизация сегодня проникла в самые отдалённые уголки планеты"), речевых ошибок. Так в первом и втором предложениях повторяется местоимение, во втором - два раза встречаем "змея". А дальше уже выписывать не хочется. Не респект.
Вершицкий Н. О., "Государство Земля" - 3 балла.
Показалось, что это либо непереработанный отрывок из крупной формы, либо какая-то непропорциональная по структуре и смыслу заготовка-зарисовка. Нужно иметь поистине безбашенную, абсолютно раскрепощённую фантазию, чтобы представить подобие глобализации исключительно со знаком "плюс", когда на основе обобществления источников энергии возникает Содружество держав. А почему автор не подумал о том, что эти количество этих источников со временем будет стремиться к нулю? И какая такая сила заставит имущие государства делиться? Уж не абстрактный ли "Создатель"? И почему Доктрина Разума неприемлема для мудрецов Тибета? Разве пути интуитивного постижения мира противоречат разумной организации государства? Да и общество, в котором нет разницы между членами, вообще смехотворно. Ну, если это не общество андроидов, сошедших с одного конвейера. Далее следует долгий путь с долгим описанием всего подряд, и лишь сцена беседы мудреца и миротворца читается без того, что именуют "выносом мозга". Но сцена замечательная, лично я за неё прощаю речевые, пунктуационные и орфографические ошибки.
Юношева Т., "Песни горной реки" - 3 балла.
Ах, какой замысел! Персонификация легенд вообще благодатный материал. Прочла с интересом, получила мощный заряд положительных эмоций. Но речь не понравилась, да и отдельные сцены провисли.
Аллан О., "Африканский день" - 3 балла.
Сначала рассказ не понравился. Перечитала сказки народов Африки и уловила некую ритмико-смысловую организацию текста, роднящую его со сказками. Такой же взгляд на мир и подобную эмоциональность. И всё же вряд ли текст можно назвать полноценным рассказом, требуется работа над речью и пунктуацией. Это самый "этнический" текст в группе.